Можно ли считать упитанность ребенка признаком здоровья?
Долгожданный ребенок окружён любовью не только мамы и папы, но и многочисленной родни. Всех умиляют пухлые щёчки, ручки и ножки. Чрезмерная любовь и забота иногда проявляется в кормлении малыша без всякой меры.
Радуясь хорошему аппетиту у ребенка, родителям не стоит забывать, что перекармливание не принесёт ему желаемой пользы. Излишняя масса тела лишает малыша необходимой для правильного развития подвижности
Родителям следует усвоить, что для полноценного роста ребенка важно не количество еды, а правильно сбалансированный рацион
Долгожданное и радостное событие – рождение нового человека не должно поставить в жизни молодых родителей всё с ног на голову. Разумный подход, наблюдательность и соблюдение рекомендаций квалифицированных специалистов помогут вырастить ребенка физически и психически здоровым.
Новорожденный Развитие до года
Птоз верхнего века у новорожденных: лечение без операции
Птоз верхнего века у грудничка может быть вылечен несколькими способами. Выбор оптимального варианта зависит от формы, причин и тяжести протекания заболевания. В каждом случае разрабатывается индивидуальная схема лечения, которая основана на личных особенностях маленького пациента и особенностях патологии.
Первый метод лечения — консервативный. Он подразумевает использование медикаментозных средств, которые оказывают воздействие на пораженную мышцу века. Это эффективно исключительно при легкой форме птоза, во всех остальных случаях консервативное лечение не имеет смысла.
Схема лечения ребенка подбирается на основе формы птоза. Лечение врожденной и приобретенной форм несколько отличается. В общем смысле консервативное лечение подразумевает проведение таких процедур, как лечебная гимнастика, гальванизация, массаж, использование парафиновых аппликаций и применение методов ультравысокочастотной терапии.
Если спустя полгода консервативное лечение не помогло, то оперативного вмешательства избежать не удастся. В случаях, когда птоз верхнего века был спровоцирован другим недугом, сначала избавляются от первопричины, а потом проводят операцию. Грудному ребенку ее назначают только в случае угрозы развития амблиопии; чаще же всего ее проводят детям старшего школьного возраста.
Операции предшествует ношение специального пластыря, который крепится на складку века во избежание развития косоглазия.
Основная цель лечения — восстановление работоспособности зрительного нерва. На него воздействуют с помощью УВЧ-терапии, гальванотерапии и т.д. Иногда врач рекомендует фиксировать пораженное веко специальным пластырем.
Терапия птоза у новорожденных должна быть своевременной, иначе не избежать серьезных последствий. При первых же симптомах опущения верхнего века ребенок должен направиться на обследование к врачу-офтальмологу. Даже незначительное отклонение века от нормального положения может спровоцировать искривление позвоночника (из-за постоянного запрокидывания головы), а также обозначенные выше косоглазие и снижение остроты зрения. Такие осложнения порой вылечить гораздо сложнее птоза верхнего века.
Стоит отметить, что у взрослых пациентов таких серьезных последствий птоза верхнего века не бывает, так как их организм давно окреп и сформировался, а потому заболевание не оказывает на него значительного воздействия.
Малыш похож на куклу
Малыш, только появившийся на свет, по виду и размерам напоминает хрупкую фарфоровую куклу. Ему и в самом деле необходим бережный уход и обращение, потому что кости и череп младенца ещё недостаточно окрепли.
Прежде всего, это родничок (перепонка) на темени, который прикрывает и стягивает кости черепа. Такая анатомия новорождённого облегчает процесс родов и благоприятно сказывается на росте головного мозга.
Другим уязвимым местом, на которое следует обратить внимание – это позвоночник. Брать младенца на руки следует определённым способом, чтобы одновременно поддерживать спину и голову (шейный отдел позвоночника)
Другие факторы риска
Рекомендую проконсультироваться профилактически в три-четыре года, если:
- тяжело протекала беременность, роды, при рождении диагностирована гипоксия, асфиксия;
- ребёнок рождён от беременности вследствие ЭКО;
- в семье есть случаи психических заболеваний либо генетических нарушений;
- ребёнок остро реагирует на смену погоды, у него нестабильный режим сна и бодрствования (отсутствует дневной сон, ночью часто просыпается, плачет, часто разговаривает во сне, есть случаи снохождения, ночной сон длится меньше пяти-шести часов).
Все эти признаки могут свидетельствовать о проблемах в развитии.
Ребенок-мимоза
Для Майкла и других гиперчувствительных детей мир — это бесконечная череда ударов по нервной системе. Он вздрагивает при звуках мотоциклетного выхлопа за окном, шумного телешоу, лая соседской собаки. При ярком свете он моргает или отворачивается. Иногда рыдает без видимой причины, даже если к нему подошла мама. В такие моменты он кричит на своем младенческом языке: «С меня довольно, мне нужна тишина и покой». Он часто нервничает после того, как несколько человек по очереди подержат его на руках, или после выходов из дома. Он может занять себя в течение нескольких минут, но только если знает, что поблизости есть кто то, хорошо ему знакомый, — мама, папа, няня. Питается он беспорядочно и неустойчиво, порой создавая впечатление, что забыл, как это делается. Майклу бывает трудно успокоиться, когда наступает время дневного и ночного сна. Подобных ему детей легко выбить из колеи, ведь их нервная система очень чувствительна.
Слишком долгий дневной сон, пропущенное кормление, неожиданный посетитель, выход из дома, переход на другую молочную смесь — все это может растревожить Майкла. Чтобы успокоить «мимозу», нужно воссоздать условия, в которых он находился в матке. Крепко прижмите его к себе, прислоните к своему плечу, ритмично шепчите «ш-ш» возле его уха (воспроизводя звуки околоплодных вод) и легонько похлопывайте по спине, имитируя сердцебиение. (Кстати, этот прием поможет успокоить большинство младенцев, но «мимозам» подходит особенно.) Если ваш малыш относится к этому типу, постарайтесь как можно быстрее изучить его невербальные сигналы — и жизнь сразу станет проще. Такие дети любят упорядоченность и предсказуемость. Никакие неожиданности им не нужны!
Плач и беспокойство у новорожденного
Все дети плачут — это норма, подчеркивает медик. Младенец не может по-другому выразить свои эмоции и желания. Конечно, для родителей младенческий плач может стать испытанием, но в такие моменты нужно думать о том, что в семье растет здоровый малыш.
Плакать младенец может по разным причинам: из-за голода, некомфортного положения, холода или жары, колик. С этим родители могут справиться самостоятельно.
— Если причиной плача является полный подгузник, смените его. Если голод — покормите ребенка, и он успокоится. Если же вероятной причиной плача являются колики, то нужно дать малышу лекарство, погладить живот по часовой стрелке и/или положить его животик. Это поможет избавить ребенка от вздутия живота.
Причиной для беспокойства может быть также некомфортный климат в комнате. Дело в том, что в первые месяцы жизни дети не умеют регулировать температуру тела и быстро перегреваются или переохлаждаются.
— Не надо думать, что чем теплее, тем лучше. В помещении, где находится ребенок, должно быть 22-24℃. Тогда ему будет ни холодно, ни жарко. И не надо одевать ребенка дома в две кофточки, шапочку и двое носочков. Достаточно боди, носочков и шапочки. Причем, шапочка тоже совсем не обязательна, если это здоровый и доношенный малыш.
Ребенок может плакать также из-за дискомфорта, вызванного одеждой. Например, у него образовалась какая-то складка в области шеи, которая вызывает неприятные ощущения. Поэтому родителям нужно следить за тем, чтобы одежда не стягивала кожу младенца.
Когда стоит обратиться к врачу?
Если ребенок плачет, но после кормления, массажа живота или смены подгузника успокаивается, причин для беспокойства нет. Другое дело, если малыш начинает плакать внезапно, без видимой на то причины, и длится такой плач не 10-15 минут, а более 1,5-2 часов. Ребенка не получается ничем не успокоить, он отказывается от груди или соски — это действительно повод для волнений.
Еще хуже, если у ребенка плач вдруг становится беззвучным.
— Выглядит это как будто у младенца пропал голос. Видно, что ребенок плачет, но плача не слышно. Или еле слышно. Как правило, такое состояние развивается не в течение нескольких дней, а буквально за пару часов, — объясняет доктор.
В таком случае маме нужно обратиться за помощью к медикам немедленно, поскольку это может свидетельствовать о вирусной или бактериальной инфекции, например, пневмонии, из-за которой у ребенка может развиваться отек на голосовых связках.
Показать ребенка врачу следует также, если у него появились судорожные подергивания конечностей или лица во время бодрствования и/или сна. Чтобы педиатр или невролог смогли быстрее определить, что с ребенком, доктор советует записать на видео такие необычные движения и показать их на приеме у специалиста. Это значительно упростит процесс постановки диагноза.
Как измеряют интеллект
Интеллект многогранен, поэтому измерить его — непростая задача. С помощью тестов можно только оценить несколько отдельных способностей, таких как логика или память, но результат не покажет полной картины.
IQ (intelligence quotient) или коэффициент интеллекта — значение, которое используется для оценки интеллектуальных способностей. Это отношение умственного возраста человека к биологическому, умноженное на сто.
Средние или низкие значения IQ (в пределах нормы, то есть не ниже 70 в большинстве тестов) по результатам тестирования детей ничего не говорят о будущих успехах или неудачах. Стандартные тесты подразумевают стандартные ответы, и если человек мыслит необычно и креативно, он может выполнить задания «неправильно» и получить неадекватно низкий балл. Бывает также, что дети из-за волнения и тревоги теряются и не справляются с простыми для них заданиями.
Результаты тестов нужно тщательно интерпретировать, учитывая индивидуальные особенности человека. Наиболее известный тест для определения IQ — тест Айзенка. Чаще используют тесты американского психиатра Дэвида Векслера: они считаются наиболее объективными. Сегодня нет единого стандарта тестов IQ.
Развитая речь и беспомощность в быту
К четырём-пяти годам у ребёнка необычные страхи, фантазии, может рассказывать о фантастических существах, якобы приходящих к нему по ночам в темноте. Речь у ребёнка вычурная, производит впечатление “взрослой”. Он может казаться то слишком развитым, опережающим свой возраст, развёрнуто рассуждающим на очень серьёзные темы, то выглядеть абсолютно беспомощным в простых бытовых ситуациях. Своеобразные “псевдофилософские” интересы: космос, Бог, устройство Вселенной и т.д.
Это может сочетаться с отсутствием чувства опасности в повседневных ситуациях, даже самых элементарных — выбегать на проезжую часть, вырывая руку у мамы, залезать раз за разом на подоконник открытого окна и т.д., множеством нелепых страхов, которые ребёнок никак не может объяснить, агрессией, направленной на членов семьи и домашних животных.
В два года ребёнок так и не начал говорить
Речь представлена отдельными звуками или слогами, которые не соотносятся с конкретными людьми или предметами: например, слоги ма-ма-ма, па-па-па не являются обращением к родителям, ребёнок произносит их безотносительно к ситуации, словно играет звуками, а не когда хочет обратиться, позвать.
Не нужно поддаваться на уговоры, что “подождите, заговорит сам”. Дело в том, что чем позже ребёнок начнёт говорить, тем больше вероятность, что к речевой задержке присоединится интеллектуальная, связанная с тем, что ребёнок не задаёт вопросы, не может полноценно взаимодействовать с окружающими, а значит, недостаточно познаёт окружающий мир (так называемая “вторичная задержка развития”).
В случаях тяжёлых нарушений речи, интеллекта, коммуникации без помощи специалистов ребёнок может заговорить уже после семи лет. Или не заговорить совсем. Но, в любом случае, чем позже ему начнут оказывать помощь, тем большая работа предстоит и тем неблагоприятнее прогноз.
Малыша гораздо проще научить говорить ещё и потому, что у него нет длительного опыта “молчания”, а вот если ребёнок молчит до 10–11 лет, он находит альтернативные методы общения с окружающими (жесты, рисунки, отдельные звуки и т.д.), и переключить его на речь очень трудно. Потому что всю систему общения приходится ломать и строить заново, к чему ребёнок обычно не готов ни психологически, ни физически.
Чем сильнее задерживается речь, тем труднее впоследствии будет начать функционировать мышцам языка, губ, щёк, — соответственно, чёткость отдельных звуков и слов начавшего говорить в десять лет будет восстанавливаться в разы дольше, чем у того, кто заговорил в два года, — просто в силу того, что ребёнок не привык говорить, не привык напрягать эти мышцы для произнесения слов!
Здесь можно провести аналогию с тем, как человеку, который начал заниматься спортом в 15 лет, гораздо проще поддерживать хорошую форму, чем тому, кто начал ходить в тренажёрный зал после тридцати.
Кроме того, чем позже ребёнок начинает говорить — тем сильнее риск возникновения вторичной интеллектуальной задержки: не говорит, не задаёт вопросы, следовательно, средства познания окружающего мира ограниченны, и развитие начинает отставать.
Отставание тем сильнее, чем позже начата работа с ребёнком, позволяющая ему скомпенсировать речевую недостаточность.
Распространённая теория о том, что если малыш не заговорил до пяти лет, то не заговорит никогда, верна далеко не во всех случаях. Просто “запуск” речи после пяти лет у ребёнка, с которым раньше не занимались, — это огромный труд, и дело совсем не в том, что это труд для специалиста, а в том, что это потребует огромных усилий от самого ребёнка.
Однообразные игры
Ближе к трём годам ребёнок играет в странные однообразные игры: выстраивает кубики в ряды, кружится на месте, потряхивая ручками. Может проявлять повышенный интерес к буквам и цифрам при явном отставании во всех остальных сферах: речевой, интеллектуальной, самообслуживании и т.д.
Практически нет элементов адекватной, обычной игры: накормить куклу кашей, уложить мишку спать, построить из кубиков “дом” (и обыграть эти ситуации. Потому что навязчивое стремление раз за разом строить дом, обрушивать его и строить снова, в одной и той же последовательности — изо дня в день — это тоже не очень хороший признак).
До трёх лет в норме все дети без организующей помощи взрослого почти не играют вместе, просто допускают присутствие других детей рядом, но если ребёнок не начал проявлять интереса к совместной игре и после трёх лет, а кроме того есть вот такие повторяющиеся и необычные игры, — это должно вас насторожить.
Что такое интеллект
Интеллект — способность мозга обрабатывать поступающую информацию. К интеллекту относится логика, память, обучаемость, креативность, умение распознавать эмоции, планировать и решать проблемы.
Важно понимать, что это не отдельный навык, а комбинация когнитивных и психологических процессов, которая позволяет человеку приспособиться к окружающей среде. Например, школьник учит параграф, чтобы получить хорошую оценку на уроке, или врач, столкнувшись со сложным случаем, перечитывает и анализирует информацию, чтобы вылечить пациента — всё это проявления интеллекта
Различают также эмоциональный интеллект (EI) — способность человека понимать эмоции, мотивы и желания других людей. Этот параметр был введен потому, что традиционные тесты на интеллект не оценивали способность человека взаимодействовать с другими людьми.
Как эти гены наследуются
Гены наследуются по одной копии от каждого родителя. По материнской линии передаются только гены митохондриальной ДНК и иногда Х-хромосомы. Однако 52 гена, связанные с интеллектом, расположены не в них, а в так называемой ядерной ДНК.
Эти гены показывают только верхушку айсберга. На умственные способности влияют тысячи генов, работу которых ученым только предстоит изучить. Поэтому не стоит верить тем, кто говорит, что интеллект передается только от одного родителя, через X-хромосому, и в другие сенсационные заявления.
Для взрослых влияние генетики становится еще более сильным: с вероятностью 80% коэффициент интеллекта будет таким же, как у родителей.
Мы не можем изменить гены, которые передались ребенку от родителей. Однако раскрыть способности поможет правильная обстановка:
️ Физическая активность и правильное питание
Доказано, что спорт и диета положительно связаны со способностью ребенка к обучению.
Самоконтроль
Вспомним знаменитый зефирный эксперимент, где детям предлагали либо съесть сладость сразу, либо подождать и получить вторую. Те, кто справился с ожиданием, в подростковом возрасте имели более высокие оценки. Развивать самоконтроль у детей можно личным примером и небольшими тренировками — каждый следующий раз с «зефирным тестом» будет справиться проще.
Близкие и доверительные отношения
Открытое и честное общение с детьми располагает к проявлению эмоций и чувств, что способствует развитию эмоционального интеллекта и высокой мотивации. И наоборот, неудовлетворенные психологические потребности ребенка приводят к тревожности и неуверенности: малыш переживает об опасном окружении и удовлетворении эмоциональных нужд, из-за чего не может сконцентрироваться на учебе.
Творчество
Чтение, рисование, изучение языков, игра на музыкальных инструментах и различные головоломки задействуют разные области мозга и тренируют его. Только не стоит заставлять малыша делать то, что ему неинтересно. Вместо этого позвольте ему выбрать занятия по душе и поддерживайте его начинания.
- Genome-wide association meta-analysis of 78,308 individuals identifies new loci and genes influencing human intelligence. Nature, 22 May 2017
- Genes influence ability to read a person’s mind from their eyes. University of Cambridge, 7 June 2017
- The relationship between physical activity and diet and young children’s cognitive development: A systematic review. NCBI, 22 Apr 2016.
- Surveying the Relationship of Family Emotional Atmosphere with Emotional Intelligence and Happiness of Students. The Caspian Sea Journal, 11 July 2016.
Ребенок-вояка
Эта малютка, кажется, родилась, твердо зная, чего она хочет, а чего — нет. И она без колебаний даст вам об этом знать! Такие дети, как Карен, много и активно шумят и бывают очень настырными. Проснувшись утром, она обычно призывает маму и папу громким криком. Она терпеть не может лежать в грязном подгузнике и недвусмысленно выражает недовольство, словно требуя: «Снимите это немедленно!». Она много и громко лепечет. Ее невербальный язык бывает очень сложен для понимания. Чтобы Карен заснула, ее часто приходится укачивать, поскольку ее ручки и ножки находятся в непрестанном движении, отчего она то и дело просыпается. Если она начинает кричать и ее не удается вовремя переключить на что нибудь другое, это замкнутый круг — собственный крик заставляет ее рыдать еще сильнее, доводя до исступления. Других детей Карен замечает раньше, чем они заметят ее, и как только она научится крепко хватать предметы, то начнет посягать и на их игрушки.
Узкий круг тем для разговора
Спектр тем, на которые общается говорящий ребёнок, сильно ограничен, его невозможно переключить, отвлечь от общения на эти темы, он месяцами возвращается к ним снова и снова каждый день. Кроме того, они могут быть весьма своеобразными: стиральные машины, схема метро, марки автомобилей и т.д.
Если общение на эти темы сильно отличается от обычного детского увлечения и ребёнок на все остальные темы общаться не в состоянии, отвечает на вопросы, не относящиеся к интересам, односложно и не охотно, навязчиво пытается обсуждать любимые темы даже с людьми незнакомыми и малознакомыми, которые не проявляют к ним интереса и всячески пытаются уйти от общения, — имеет смысл обратиться за консультацией.
Новорождённый вовсе не слаб или беспомощен
Трудно переубедить молодых родителей в том, что младенец, который совсем недавно родился, не такой слабый и беспомощный, каким кажется на первый взгляд. Эта видимая «хрупкость» и уязвимость обманчива.
Есть вещи, которые новорождённый способен продемонстрировать с первых дней своей жизни
Он умеет привлечь к себе внимание, оглашая дом требовательным криком. Так младенец сообщает окружающим, что:
- он хочет кушать или пить;
- ему неудобно лежать;
- у него болит животик, режутся зубки;
- ребенок хочет спать или, чтобы его взяли на руки;
- пора сменить памперс.
А ещё плач ребенка может спровоцировать холод или духота (жара). Уже через несколько дней после рождения малыш начинает следить глазами за всем, что находится перед ним. Реагирует на звуки и узнаёт голос матери.
Кроме этого у новорождённых хорошо развит инстинкт самосохранения. Перевёрнутый на живот малыш старается поднимать и держать голову самостоятельно. Почти с самых первых дней ребенок показывает способность держать в маленьких ручках лёгкие игрушки-погремушки.
Частое срыгивание
Вполне естественный физиологический процесс – срыгивание – обычно возникает после кормления новорожденного ребенка. Такое явление не должно вызывать волнение у родителей, если малыш на протяжении дня срыгивает 1-2 раза.
Однако специалисты рекомендуют после каждого кормления подержать новорождённого вертикально. И только после того, как произойдёт отрыжка, его можно укладывать горизонтально. Если младенец засыпает, то лучше всего положить его на бок.
Молодым и неопытным родителям необходимо помнить, что перекармливать ребенка не следует. Особенно, если новорождённый находится на грудном вскармливании. Излишки питания обязательно приведут к обильному срыгиванию
Врожденный птоз верхнего века
Врожденный птоз возникает у новорожденных в случае предрасположенности малыша к наследственным заболеваниям. Иногда птоз у малыша может возникнуть даже в случаях, когда у родителей птоз протекал в слабой форме. В редких случаях у новорожденного развиваются следующие патологии, сопровождаемые опущением верхнего века:
- Пальпебромандибулярный синдром: во время него при движении жевательных мышц происходит движение верхней складки века.
- Синдром Горнера врожденного характера: он сопровождается опущением верхнего века, разным цветом глаз, западанием глазного яблока и практически полным отсутствием реакции зрачка на свет.
- Блефарофимоз: патология генетического характера, при которой глазная щель слишком маленькая, а мыщцы, отвечающие за работу верхних век, недоразвиты.
Все эти заболевания называют псевдоптозом. При каждом из них избыточные кожные складки нависают над глазом, но веки при этом остаются поднятыми. Сами по себе лечения они не требуют, однако к нему прибегают в случаях, если у подросшего ребенка они вызывают дискомфорт.
Птоз верхнего века у ребенка: лечение хирургическими методами
В случаях, когда другие способы лечения не дали желаемых результатов или совсем не способны помочь, назначают лечение хирургическим способом.
Смысл устранения птоза у новорожденного операцией заключается в закреплении мышцы, отвечающей за работу верхнего века, к лобной мышце. Таким способом удается немного увеличить его подвижность, однако визуально дефект не будет исправлен полностью. Вместе с тем такая операция значительно облегчает состояние маленького пациента, а его восстановление не занимает много времени: реабилитационный период длится буквально считанные дни.
Другой вид операции более сложный, но и более эффективный. Он заключается в резекции мышцы, которая отвечает за подвешивание верхнего века в поднятом состоянии. Во время данной операции хирург делает надрез, который открывает доступ к мышце, после чего ее укорачивают. После того как надрез заживет, мышца начинает правильно функционировать: с ее помощью происходит подъем и удержание века.
Рубец зашивают косметическим швом, поэтому после восстановления он почти незаметен. Швы снимают через 5 дней, реабилитационный период длится около двух недель. Единственный минус такой операции — сложность: ее способен провести только очень опытный хирург.
Также стоит отметить, что браться за проведение операции новорожденному, специалист решится вряд ли — обычно ее проводят взрослым и детям более старшего возраста.
Существует еще один вид оперативного вмешательства — установка дупликатуры апоневроза мышцы. Во время такой операции выполняется укорачивание мышцы, отвечающей за поднимание и опускание века, что возвращает пациенту возможность видеть предметы обоими глазами. Это самая сложная операция, ее проводят в специализированных клиниках и только взрослым пациентам.
Ребенок-ангел
Как нетрудно догадаться, именно о таком младенце мечтает всякая женщина, беременная первенцем. Золото, а не ребенок! Полин именно такая — улыбающаяся лапочка, не требующая ни лишнего внимания, ни хлопот. Язык ее тела очевиден. Ее не беспокоит незнакомая обстановка, ее можно взять куда угодно. Она охотно ест, играет и засыпает и почти никогда не плачет при пробуждении. Почти все утро Полин гулит в своей кроватке, то ли болтая с игрушечной зверюшкой, то ли просто с увлечением рассматривая полоски на стене. Ребенок-«ангел» часто умеет сам себя успокоить. Если даже ваша крошка немного переутомится, возможно, из за того, что ее сигналы неправильно поняли, ее достаточно прижать к себе и промурлыкать: «Вижу-вижу, ты устала». А дальше включить колыбельную, устроить в комнате умиротворяющий полумрак, и она сама преспокойно заснет.