Отличие в развитии мальчиков и девочек
В 10-12 лет отличия в развитии детей разного пола становятся все более явными. Мальчики все больше времени предпочитают проводить за играми, творческими занятиями, девочки — чаще читают, пытаются копировать взрослое поведение знакомых женщин. Если мальчики 10-12 лет с увлечением играют в воображаемом мире, увлекаются персонажами со сверхъестественными способностями, то девочек уже начинают интересовать взаимоотношения между людьми, появляется стремление выглядеть как девушка или женщина. Это различие между детьми одного возраста, но разного пола часто приводит к тому, что в классе возникают различные конфликты между повзрослевшими барышнями и мальчишками, еще не вступившими в пубертатный период.
Отличия заметны и в подходах к решению поставленных задач. Мальчики более склонны к применению нестандартных подходов, придумыванию новых способов решения знакомой задачи. Девочки более консервативны, стараются действовать по шаблону, решать задачу знакомым способом. Вследствие этого различия мальчики 10-12 лет более склонны к нарушению правил, плохому поведению, девочки — стремятся к порядку, следуют указаниям.
Основные навыки девятилетних детей
Умения и навыки детей 9-10 лет обширны. Для каждого отдельного ребенка характерны свои особенности физического, психического и интеллектуального развития. В этом возрасте уже хорошо заметна индивидуальность мальчиков и девочек, разница в скорости изучения разных навыков и умений. Но существует список навыков, характерных для большинства детей 9-10 лет. Среди наиболее ярких умений можно выделить:
- Письмо. Ребенок хорошо и много пишет, не испытывает сложностей в написании длинного текста;
- Чтение и обсуждение прочитанного. В 9-10 лет мальчики и девочки быстро читают и могут обсудить прочитанное, используя обширный словарный запас;
- Умение читать разные виды литературы. В 9-10 лет ребенок может читать и понимать смысл серьезных литературных произведений (научная литература, история, биография и т. д.);
- Навык быстрого движения. В 9-10 лет ребенку под силу увеличить скорость движения, быстроту реакции на команду в 2 раза. В среднем для мальчиков и девочек этого возраста потребуется 0,2 секунды для старта после команды;
- Быстрой четкой речи. В этом возрасте словарный запас мальчиков и девочек увеличивается в геометрической прогрессии, умение четко выговаривать все звуки и слоги становится совершенным. Ребенок без труда может быстро рассказать большой отрывок стихотворения или рассказа, употребив все слова в правильной последовательности и лексически верно;
- Ориентироваться во времени. Если до этого возраста ребенок понимал, сколько сейчас времени по часам, то в 9-10 лет появляется умение оценивать прошедшее время по внутренним ощущениям. Например, если вы говорите малышу, что нужно пойти в магазин через 15 минут, то он определит нужный промежуток по внутренним ощущениям с отклонением в 30-60 сек.;
- Шутить, воспринимать шутки, рассказывать иронические истории и рассказы, сохраняя нужную эмоциональность. Ребенок 9-10 лет может успешно контролировать свои эмоции, сдерживать смех, если рассказывает забавный случай;
- Самостоятельно выполнять необходимые гигиенические процедуры (мыть руки и лицо, чистить зубы, поддерживать опрятность внешнего вида и т. д.);
- Поддерживать порядок в личных вещах: в портфеле, шкафу, на рабочем столе;
- Общаться со сверстниками, заводить новых знакомых, уважительно разговаривать со взрослыми;
- Помогать в бытовых вопросах, выполнять мелкие поручения (сходить в магазин, полить цветы, протереть пыль и т.д.).
Питание ребенка в 9 лет
Дети не могут организовать свой досуг
Ребёнка нужно учить отдыхать. Есть
русская пословица: “Бестолковый отдых утомляет хуже
работы”. Фокстерьеру, по рекомендации кинологов, нужно
пробегать не менее семи километров в день, чтобы
оставаться здоровым. Сколько движения нужно ребёнку?
В советское время ученик начальной школы гулял в среднем
5–7 часов в день. Сравните современные компьютерные игры
по количеству контролируемых объектов и количеству
принимаемых решений в минуту с работой авиадиспетчеров.
Развивающая роль компьютерных игр – ложь. Развитие идёт
на первом уровне игры, далее выполняются действия
по шаблону, как на конвейере. Мозг отключается от мыслей
и утомляется от однообразия. В семьях, где приняты
совместные с детьми интеллектуальные игры, вырастают
более успешные дети. Нужно найти осознанный баланс
интеллектуального и физического отдыха. Организация
досуга детей – задача родителей.
Как развивается психика детей в 9 лет
Психика ребенка 9-10 лет становится более устойчивой, происходит процесс созревания основных процессов. Малыши уже намного легче реагируют на конфликтные ситуации, могут спокойно принять неудачу или разочарование. Эмоциональная зрелость, завершающаяся в этот период, позволяет ребенку:
- проявлять понимание;
- ценить дружбу и поступки;
- оказывать помощь;
- совершать самостоятельные благородные поступки;
- лучше разбираться в вопросах правды и лжи;
- отличать иронию от обычной информации и т. д.
В целом дети в 9-10 лет не только проявляют самостоятельность, но и могут оценить необходимость проявления инициативы в разных ситуациях. Важную роль в формировании правильного образа поведения играет предыдущий опыт ребенка, пример родителей и других ближайших взрослых.
Общение со сверстниками
В 9-10 лет дети все больше отделяются от родителей. В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Детям интереснее играть и общаться с другими детьми, чем со взрослыми. В этот период многие малыши просят родителей отпустить их ночевать к друзьям, хотят ходить в кино или театр с семьей друзей, хотят поехать в детский лагерь. Разрешать или нет ребенку указанные выше действия — решение родителей. Все зависит от вашей модели воспитания и целей.
Самокритика
На 10-м году жизни у большинства детей заметно увеличение неуверенности в собственных силах и способностях, растет самокритика и тщательное изучение собственной внешности с определением “некрасивых”, по мнению ребенка, зон и черт. Большую роль в отношении к собственной внешности в этот период играет мнение друзей и сверстников.
Взрослым важно поддерживать уверенность ребенка в себе, вести диалоги о том, что все люди на планете красивы по-своему, каждый человек уникален. Хорошим способом поддержания достаточной самооценки является достижение карапузом успеха в спорте или прикладном творчестве
Восхищайтесь и хвалите своего сына или дочки в их увлечениях, старайтесь интересоваться новостями.
Страхи
В 9-10 лет дети активно знакомятся с новыми аспектами жизни человека. В этот период многие малыши начинают интересоваться, что было до их рождения, вопросами жизни и смерти человека. Большинство детей начинают испытывать страх потери близких, проявляют беспокойство о возможном начале бедствий, больше внимания уделяют вопросам безопасности. Не все дети могут самостоятельно начать разговор на эти темы со взрослыми, начинают искать информацию через сеть Интернет, у сверстников.
Если ребенок не получает своевременной психологической помощи со стороны родителей, страхи могут повлиять на общее отношение к жизни. Рекомендуется в 9-10 лет взрослым самостоятельно заводить разговоры на сложные темы “бедствий”, “смерти”, “правильного поведения в случае опасности”. Постарайтесь развеять страхи и объяснить, что есть законы природы, с которыми не поспоришь, обратитесь к вашей религии или собственным представлениям о том, что происходит с человеком после смерти. Доверительный разговор и поддержка малыша в поиске ответов на философские вопросы помогут ему преодолеть страх. В дополнение к доверительной беседе нужно постараться оградить ребенка от фильмов, игр и книг, в которых присутствуют сцены смерти, ужасы, насилие над человеком. Психика ребенка еще не готова полноценно воспринимать такой вид кинопродукции и художественной литературы.
Появление желания коллекционировать
Отличительной чертой детей 9-10 лет является желание собирать самые разные предметы по сериям и классифицировать их по известным только ребенку признакам. Часто в этом возрасте в комнате ребенка можно встретить коллекции монет, самолетов, машинок, шариков и фантиков. При попытке взрослого избавиться от “мусора”, в виде камней или листиков, мальчики и девочки встают на защиту личного пространства, яростно охраняют свои “сокровища”.
В этот период отношение к игрушкам, которыми ребенок не пользуется очень трепетное. Если вы хотите выбросить или отдать “ненужные” вещи, рекомендуется сперва посоветоваться с сыном или дочкой. Если он проявит агрессию или явное нежелание расставаться с предметом, лучше отложить этот разговор на потом, дождаться, когда ребенок сам захочет избавиться от ненужного.
Относись с уважением к природе
Большинство взрослых сами не умеют бережно относиться к природе. Многих из них просто не научили. Для них оставить мусор у реки, не потушить костер, сломать дерево – это обыденное явление. Они не видят в этом ничего плохого. Если не хотите, чтобы ваш ребенок стал таким, побольше рассказывайте ему о природе. Не ограничивайтесь одними разговорами, делайте добрые дела вместе. Приберите поляну в лесу, пусть это будет ваше любимое место. Повесьте кормушку в парке, регулярно пополняйте запасы корма, расскажите, что так вы помогаете выжить множеству птиц. Все зависит от вашей фантазии и вашего желания.
Как правильно заниматься с дошкольником
Мелкую моторику развивают: деревянные и пластмассовые наборы фигурок для строительства, конструкторы, мозаика и небольшие массажные фитболы, которые в быту называют «мячики с пупырышками». Полезны малышам также игры с песком и водой, лепка из пластилина или соленого теста и рисование пальцами.
Рисование пальцами можно применять для развития ребенка уже на третьем году жизни. Предложите малышу нарисовать пальцами четыре шарика: красный, зеленый, желтый и синий. Для этого понадобятся: лист плотной бумаги, акварельные краски, емкость с водой для смачивания пальцев ребенка, а также влажная чистая тряпочка, которой вы сможете удалить с рук малыша и со стола последствия его художественной деятельности. Не ждите, что у ребенка с первого раза получатся настоящие шарики – будьте довольны даже бесформенным каракулям, ведь главное, что начало положено.
Игры для дошкольников
Соленое тесто для лепки делают так же, как и обычное тесто для вареников, но без яиц. На выходе должна получиться плотная, нелипкая масса. Учтите, что если замесить тесто на стакан воды – получится порция, достаточная для занятия целой группы детей в детском саду. Так что не переусердствуйте с количеством ингредиентов: мука, вода и соль. Вылепить можно: бублик, вареник без начинки или калач, плетенный по принципу женской косы.
Не расстраивайтесь, что у вашего малыша ничего не вышло. Ведь вы рядом с ним, а значит в четыре руки у вас все обязательно получится. На этапе обучения родителям следует быть терпеливыми помощниками, выполняющими вместе с ребенком все задание от начала и до конца.
Игры с мешочками
Еще одой игрой, которую любят дети двух-четырех лет в детском саду, является «сюрпризный мешочек». Вы без особого труда сможете повторить ее дома. Для этой игры понадобится маленький красивый мешок размером с пакет «майку», сшитый из плотной однотонной ткани, например из бархата. В этот мешочек вы должны положить более десяти небольших фигурок животных разных цветов.
Это могут быть пластмассовые и резиновые игрушки, которыми в обычной жизни играет ваш малыш. Величина фигурок – около 8-10 сантиметров. Желательно, чтобы игрушки были разных цветов. Вот приблизительный текст, которым должна сопровождаться игра «Сюрпризный мешочек»:
— А кто это к нам пришел? – говорите вы и достаете из мешочка первую фигурку.
— Кот, – отвечает ребенок.
— А какого он цвета? – спрашиваете вы.
— Серый, – говорит малыш.
— А как котик разговаривает? – спрашиваете вы снова.
— Мяу, – отвечает ребенок.
Конечно же, в начале игры, и за себя, и за вашего малыша говорить будете только вы, как бы подсказывая. Но со временем ребенок быстро запомнит все характеристики уже имеющихся игрушек, и вам придется пополнять домашнюю коллекцию. Впоследствии можно будет выучить с ребенком небольшой стишок или поговорку о каждом животном, и также ввести их в игровой диалог.
Еще немного о мешочках
Современная методика работы с дошкольниками предлагает и другой способ получения ребенком бытовых знаний. Необходимо сшить несколько непрозрачных холщовых или льняных мешочков размером 10×10 см, с завязками.
В эти мешочки следует поместить то, что есть в вашем домашнем хозяйстве из специй и круп: маленькие макароны, сухой горох, палочки корицы, звездочки бадьяна, перец горошком, сухую кожуру цитрусовых, гречку, рис, пшено и тому подобное. Главное, чтобы размер содержимого мешочков был не очень мелкий – чем он крупнее, тем удобнее будет ребенку играть.
Суть игры заключается в том, чтобы малыш на ощупь или по запаху смог угадать, что внутри мешочка. Играя вместе с вами, ребенок быстрее выучит название круп и специй. Здесь также с успехом задействуется и мелкая моторика. Не стоит использовать в данной игре липкие соль, сахар или муку.
В заключении хочу сказать, что к развитию ребенка стоит относиться очень серьезно, ведь все, что вы вложите в голову малыша до пяти лет, остается с ним на всю его дальнейшую жизнь. Детские страхи же лучше развеивать, объясняя ребенку их несостоятельность спокойным и ласковым голосом.
Лезет к детям
11. Всё хорошо, но малыш постоянно лезет обниматься, а другим деткам это не нравится, они плачут. Здесь нужно объяснять. Если другой малыш не против, то пусть обнимаются. Только обязательно страхуйте парочку сзади, обнимающиеся малыши очень неустойчивы. А вот если другие малыши боятся, то объяснять 1000 раз, что Маше не нравится, давай лучше мы с тобой обнимемся. Пусть обнимет преподавателя, если малыш не против. Вобщем обниматься-то можно, но нужно выбирать подходящих партнёров
Общие рекомендации: как сделать так, чтобы адаптация была максимально мягкой
1. Как можно больше общения. Ходить в гости как можно чаще, в разные коллективы, где есть детки, где много народу. Тогда адаптация и в центре пройдёт гораздо легче.
2. Имейте терпение. Адаптация обычно длится от 4 занятий до 1 месяца. Не нужно ждать, что по первому занятию будет ясно, стоит ли продолжать. Походите первый адаптационный месяц, и только потом можно делать какие-то выводы.
3. Во время адаптационного периода очень и очень желательно не пропускать занятия. И как только адаптационный период закончится, нужно ещё хотя бы месяц походить в хорошем настроении, чтобы закрепить эффект. И вообще любые занятия имеют смысл только при регулярном их посещении.
Но жизнь есть жизнь. Малыш может заболеть, срочно куда-то нужно уехать. Здесь нужно быть готовым адаптироваться по новой. Просто снова, СПОКОЙНО, как в первый раз, держите ребёнка на ручках, объясняйте, ждите. Во второй раз набраться терпения ещё сложнее, но надо.
4. Нужно помнить, что вы пришли в коллектив. Конечно, мы все понимаем, когда малыш дерётся — это его крик о помощи. Но не значит, что мама должна спокойно сидеть и смотреть, как её чадо колотит остальных. Или как ребёнок наворачивает круги, отвлекая всю группу. Мама должна активно участвовать в адаптации: объяснять, показывать… но не наказывать!
Если вы не знаете, что делать, спросите у преподавателя, какую стратегию поведения вам лучше выбрать.
10.10.2010
Надежда Долгополова
учредитель и преподаватель центра “Умничка”
о детях от 1 до 3 лет, Раннее развитие
Потешки и прибаутки
Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:
- Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
- Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
- Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.
Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:
Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.
Или такая:
- Уж я Танечке пирог испеку,
- Уж я внученьке румяненький.
- На нем корочка пшеничная,
- А начиночка яичная,
- А помазочка медовая,
- Моя внученька бедовая.
- Эти потешки можно читать во время еды.
- Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
- Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
- Надо нарядиться, еду прокатиться!
Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:
- Дождик, дождик, пуще!
- Дадим тебе гущи,
- Дадим тебе ложку:
- Хлебай понемножку!
А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:
- Дождик-дождик,
- Полно лить,
- Малых детушек мочить!
В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:
- Катя, Катя, маленька,
- Катенька удаленька,
- Пройди по дороженьке,
- Топни, Катя, ноженькой.
Или:
- Заинька, походи,
- Серенький, походи,
- Вот так, вот сяк походи
- Вот так, вот сяк походи!
Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:
- У кошки боли,
- У собаки боли,
- А у Андрюши не боли,
- У Андрюши боль на березку улети.
В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.
Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:
- Ты дров не рубил,
- Воды не носил,
- Не будет тебе каши.
Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:
- Пошел сам искать:
- Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
- Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
- Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
- А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)
Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.
Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:
- Приди, котенька-коток,
- Приди, серенький хвосток,
- Приди, котик, ночевать,
- Приди с Дашенькой играть.
- Уж как я тебе, коту,
- За работу заплачу:
- Шубку новую сошью
- И сапожки закажу.
Навык критического осмысления информации
Многим родителям кажется, что дети сегодня рождаются с этим навыком, так ловко они ориентируются в потоках интернет-информации. Однако это впечатление обманчиво: все больше младших школьников уподобляются решету с крупными ячеями, через которое, не задерживаясь и не фильтруясь, льется вода. Любой внешний источник кажется им заслуживающим полного доверия, и даже явное противоречие информации из двух источников или несоответствие личному жизненному опыту их не смущает. Ребенок может одновременно утверждать, что Земля круглая и плоская, вращается вокруг Солнца и, одновременно, центр Солнечной системы…
Возможно, вы сейчас решите: «Все, никакого интернета, пусть читает книги!». Но в будущем ребенку все равно придется иметь дело именно с виртуальными источниками информации, так что лучше научиться сейчас, чем переучиваться потом.
Половое развитие
Половое созревание начинается у девочек в 9-10 лет, у мальчиков — в 11-12. У некоторых девочек уже в этот период появляются менструации, начинает формироваться грудь. Большинство мальчиков не испытывают физических изменений, но на психологическом уровне испытывают сильный интерес к противоположному полу. У детей обоих полов заметно повышение уровня половых гормонов, повышенная возбудимость нервной системы, психологический дискомфорт.
Период от 10 до 12 лет — время просветительских бесед о грядущих изменениях в организме ребенка. Появляющийся интерес к противоположному полу, новшества в организме, психологический дискомфорт из-за изменения гормонального фона требуют от взрослых внимательного отношения к обучению ребенка необходимым навыкам и знаниям.
Беседу с дочкой или сыном о происходящих изменениях нужно провести сразу, как только ребенок спросит, не откладывая на потом. Рекомендуется, чтобы такой разговор происходил между мамой и дочкой, отцом и сыном. Во время беседы нужно корректно рассказать ребенку:
о взаимоотношениях между людьми, любви, уважении к противоположному полу;
о скором начале месячных (для девочек), поллюций (для мальчиков). Дочка или сын должны узнать об этих проявлениях гормонального развития до первых проявлений, чтобы происходящее не стало шоком;
как правильно ухаживать за собой, поддерживать гигиену интимной зоны
Особенно это важно для девочек во время менструального цикла;
рассказать, что предстоящие изменения (менструация, поллюции) — нормально, не стыдно. Обязательно скажите, что если у дочки или сына будут вопросы, то они могут задавать их вам, обсуждать детали и особенности периода;
появление признаков взросления организма не говорит о том, что ваша дочка или сын готовы к продолжению рода, им нужно еще многому научиться, прежде чем вступать в отношения.
Первый разговор нужно провести в серьезной, доброжелательной атмосфере, воздержаться от насмешек, шуток о взрослении. Ближе к 11-12 годам поговорите с дочкой и сыном о сексе, объясните, что стоит соблюдать правила безопасности, желательно избегать контакта до 16-ти лет. Ранняя половая жизнь может привести к проблемам со здоровьем, обязательно скажите об этом вашему ребенку.
Многие родители очень смущаются говорить с детьми на тему секса и половых контактов в этом возрасте. Нужно понимать, что информацию, которую ребенок не получит от вас, он узнает от сверстников, в Интернете. Современные дети взрослеют раньше, начинают интересоваться сексом и отношениями уже в 10-12 лет. Недостаток информации, небрежное отношение к собственному телу, попытка возвыситься над сверстниками играют злую шутку с детьми. Постарайтесь защитить своего ребенка от влияния окружающего мира через своевременное ознакомление со всеми сторонами вопроса половых отношений.
Есть вопросы, на решение которых у детей не хватает компетенции
Не загружайте детей невыполнимыми
задачами. Контроль питания детей в школе, разборки
с родителями агрессивных детей – это ваши задачи.
Защищайте своих детей, но помните: защищая лодыря,
драчуна, вруна, вы из ребёнка можете сделать монстра.
Первыми под раздачу вскоре попадёте вы. Учтите, война
с учителем (так же как и между родителями) ведётся
на духовном поле ребёнка. Постарайтесь не превратить
душу ребёнка в выжженную, вытоптанную пустыню. Пепел
не горит. Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем,
обязательно поставьте учителя в полную известность
о проблемах. Диета, лекарства, аллергены, первая помощь
при приступах – в кризисных ситуациях учитель должен
знать, что делать.
Ждать маму в банке
Да, мы снова говорим о произвольной регуляции своего поведения. Ждать своего хода в игре, ждать, пока мама доделает свои дела. Ждать своей очереди, выбирать мультфильм — эти бесконечные «ждать», о которых так много писали в книжке про французских детей. Сложно призвать к ожиданию годовалого малыша, а вот если семилетка совсем не умеет ждать, в школе ему придётся трудно. Умение затормозить сиюминутный импульс, желание, занять и отвлечь себя — одна из составляющих высокого эмоционального интеллекта и гарантия успеха в будущем.
Гуглим на эту тему «Гарвардский эксперимент с маршмеллоу».
Особенности приучения к порядку
Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?
Есть 2 варианта объяснить это:
В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.
У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.
Рост и вес ребенка от 2 до 3 лет
В этот период ваш малыш растет немного медленнее, чем в первые 2 года, хотя по-прежнему активно. За 3-й год жизни ребенок прибавляет: в росте — 8 – 10 см, в весе — 2 – 3 кг. Быстрее всего в этом возрасте у ребенка растут ноги, голова — медленнее, но мозг продолжает увеличиваться в объеме.
Как разобраться, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам? Вот простая формула для определения нормального соотношения показателей роста и веса (от 1 года до 6 лет): масса тела (кг) = возраст (годы) * 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) * 6 + 77.
Чтобы судить о гармоничном развитии, необходимо рассматривать вес ребенка в соответствии с его ростом, а не возрастом.Нормой считаются значения веса в пределах 6 – 7 %, о склонности к «перевесу» или «недовесу» можно судить при отклонении этих цифр от средних показателей на 7 – 14 %, о легком «недовесе» или «перевесе» — на 12 – 14 %, о необходимости коррекции питания — на 20 – 25 %. Что касается показателей роста, то нормой здесь считаются значения в пределах 3 % от «эталона», при отклонении более чем на 10 % нужна консультация специалиста.
Нормальное соотношение показателей для детей 2 лет:
- Мальчики: рост — от 84,5 см до 89 см, вес — от 12 кг до 14 кг;
- Девочки: рост — от 82,5 см до 87,5 см, вес — от 11,5 кг до 13,5 кг.
Нормальное соотношение показателей для детей 3 лет:
- Мальчики: рост — от 92 см до 100 см, вес — от 13,5 кг до 16 кг;
- Девочки: рост — от 93 см до 98 см, вес — от 13 кг до 15,5 кг.
Малыш растет «по-разному» в сравнении не только со сверстниками, но и с самим собой: иногда у ребенка случаются скачки роста. Обычно такое происходит в районе 4 лет и в подростковом возрасте. Это здоровое закономерное явление. Замечено, что девочки опережают мальчиков на 1 – 2 года.
А что же определяет рост и вес ребенка?
Наследственность: телосложение, рост, вес — эти характеристики во многом определяются генами, которые малыш получает от родителей; при этом мальчики следуют в линии развития своим предшественникам по мужской линии, девочки — по женской.
Внутриутробное развитие: отсутствие травм, стрессов, болезней и патологий в течение беременности, а также сбалансированная диета будущей мамы — все это важно для здоровья ребенка.
Внешние факторы: экология, климат, питание, в том числе рацион мамы на этапе беременности. С питанием в организм ребенка должны поступать все необходимые витамины, минералы, макро- и микроэлементы
Особенно важны кальций и витамин К2, которые присутствуют в творожках «Агуша»: они помогают усваиваться другим веществам, например отвечающим за костную систему (кальций и фосфор). Ежедневные подвижные игры, особенно на свежем воздухе, тоже очень важны для полноценного развития.
Некоторые особенности здоровья, например гормональный баланс. За рост человека отвечает эндокринная система. И так как гормон роста выделяется ночью, важно соблюдать режим дня, вовремя укладывая малыша спать. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом, если вы заметили, что ребенок недобирает сантиметров или слишком хорошо прибавляет в весе; при установлении правильного диагноза и устранении причины нарушения темпы роста и набора веса постепенно нормализуются.
Слух и зрение ребенка
Уже в 2 года малыш может распознавать объекты, которые ему не видны, по звукам. Ближе к 3 годам у ребенка сформировано осмысленное восприятие всех звуков родного языка, и только по высоте различать их ему пока трудно. Советуем тренировать слух: ставить крохе музыкальные произведения, находить примеры звуков в живой природе и в городе, играть «низким» и «высоким» голосами персонажей.
- Зрение ребенка становится похожим на «взрослое» примерно в 3 – 4 года, цветовое зрение развивается к 4 – 5 годам. Но в отличие от слуха, рост глаз и их развитие не завершается к возрасту 2 – 3 лет, а продолжается все годы детства и юности.
- До момента достижения школьного возраста (7 лет) у детей может быть диагностирована дальнозоркость. Если она имеет слабую степень, то это рассматривается как естественная возрастная особенность в пределах нормы. Обычно примерно к 10 годам это явление проходит.
- Встречаются и такие случаи, когда за «идеальным» зрением у ребенка скрывается дальнозоркость, которая в меру возможностей регулируется мышечной работой глазного аппарата. Поскольку мышцы глаза постоянно испытывают повышенные нагрузки, пытаясь компенсировать нечеткость фокусировки, ребенок начинает утомляться, становится раздражительным, жалуется на головные боли и плохое самочувствие.
- Дальнозоркость выявляется только при специальном обследовании, поэтому посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год.