Если вы сказали НЕТ, будьте готовы к серьёзной работе
Ваш отказ, безусловно, вызовет у ребёнка массу разнообразных чувств. Будьте готовы к тому, что он может начать плакать, злиться, настаивать, упрашивать, продолжать делать по-своему, протестовать. Это совершенно нормальные реакции на запрет, особенно, если он только-только вводится
Важно понимать, какие чувства стоят за таким поведением ребёнка. Обычно детям очень обидно, если им отказывают
Эта обида может выражаться слезами или вспышками агрессии. Для малыша складывается непростая ситуация, и он, соответственно, нуждается в вашей поддержке. Вот здесь и кроется основная загвоздка, так мучающая родителей. Как одновременно запрещать ребёнку, т.е. обижать его и при этом еще жалеть и сочувствовать.
На самом деле просто! Вы ребёнку запрещаете и ему, конечно, обидно. Он настаивает на своём, но вы не изменяете своего решения. Тогда ребёнок вынужден смириться с отказом, следовательно, выплакать слёзы тщетности (проделать работу горя).
Как вы можете облегчить переживания ребёнка? Разделите их с ним
Обнимите его, посочувствуйте, скажите о том, что вы понимаете, что ему очень хочется, царапать пол (например), и ему очень обидно, что вы не даёте ему это делать (важно, озвучить чувство, которое испытывает ребёнок). Объясните ему причину вашего «нет»
Главное, не отменяйте запрет! Ребёнок смирится с невозможностью сделать задуманное, но при этом не будет одинок в своих переживаниях и будет чувствовать вашу любовь и поддержку.
Постепенно сила реакции ребёнка будет уменьшаться, и он привыкнет, что «нет» — это и вправду «нет».
Словесная инструкция
Как правило, безапелляционное «нельзя» мы употребляем в тех случаях, когда действия ребенка касаются его безопасности или могут повредить его здоровью. Кроме этого слова есть и другие способы сформулировать запрет.
1. «Потому что мы с папой так решили»
Эта фраза спасает родителей неутомимых почемучек. Когда вопросы сыплются в режиме нон-стоп и в какой-то момент возникает насущная необходимость их прекратить, можно использовать такой маневр. Или когда сил удовлетворять любопытство малыша ну совсем не остается.
2. «В нашей семье так не принято»
Эта формулировка подходит для тех случаев, когда вы хотите донести до чада семейные традиции или семейный ценности. Например, у вас дома не ругаются матом/не едят продукты, упавшие на пол/не оставляют посуду на столе и т.п.
3. «Так делать не стоит», «Так говорить не надо», «В общественных местах не кричат»
Выглядит как запрет, но более мягкий, потому что он обезличенный. Такая формулировка позволяет взглянуть на себя и на ситуацию со стороны. И она не порождает у ребенка сильных негативных чувств по отношению к себе. Он не чувствует себя плохим, виноватым. Обезличенные запреты легче принять, а ведь ваша задача — не ругать или запугать, а скорректировать его поведение. По этой причине старайтесь избегать «ты-сообщений» («Ты плохой», «Ты невыносимо себя ведешь», «Ты так больше не делай!»). У любого психически здорового человека, будь то взрослый или ребенок, они вызывают протест, неприятие и желание спорить или защищаться.
4. «Это нельзя. Выбирай — сделаем так или вот так?»
Эту формулу можно использовать, когда вы запрещаете ребенку какое-то действие, но тут же предлагаете выбрать один из двух альтернативных вариантов, оба из которых вас устраивают. Так вы даете малышу шанс принять решение самостоятельно. Безусловно, подобные эксперименты следует ставить в ситуациях, когда речь идет о мелочах, а не о вопросах безопасности ребенка.
5. «Этот поступок плохой»
Когда мы используем эту фразу, мы характеризуем поведение или поступок, а не даем оценку самому ребенку и не вешаем ярлык. Малыш прекрасно считывает, что это не он плохой, а поступок плохой, и тогда ему гораздо легче исправиться. А вот хрестоматийную фразу родом из советских времен: «Хорошие дети так себя не ведут» — лучше не использовать вовсе. Ребенок мгновенно считает, что его записали в разряд «плохих». Подобная критика из уст родных людей может сильно травмировать детскую психику, и здорового энтузиазма точно не вызовет.
Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .
Причины детских отказов
Чаще всего слово «нет» в ответ на многочисленные родительские просьбы звучит из ребячьих уст в период с 2 до 4 лет
Данный этап называется в психологии кризисом трёхлетия и считается крайне важной вехой детского развития и самоидентификации
В этот кризисный этап ребёнок осознаёт себя и жаждет самостоятельности. Он начинает понимать, что является такой же отдельной личностью, как мама либо папа. Проявляется это употреблением в речи слова «Я», а прежде малыш говорил о себе в третьих лицах или по имени.
К тому же у ребёнка формируются волевые качества, переходящие в независимость. Он категорически против лишнего контроля с родительской стороны и хочет самостоятельно осуществлять выбор в любых, даже самых несерьёзных ситуациях.
Именно в этот момент у ребёнка в лексиконе возникают новые слова и фразы: «Нет», «Я сам», «Не буду». Также можно заметить, что он как будто действует назло родителям: отказывается кушать после приглашения позавтракать, убегает, когда его зовут и пр.
Мамы и папы ужасаются: в семье растёт чудовище! Вторит и старшее поколение, которое убеждено, что родители избаловали малыша. Однако психологи советуют не сгущать краски, поскольку трёхлетний кризис естественен для детей, поскольку ознаменовывает новый период в дошкольном развитии.
У взрослых может возникнуть вполне обоснованный вопрос: каждый ли ребёнок всё время говорит «Нет» в течение кризиса 3 лет? На самом деле этот этап может проходить довольно безболезненно, если в семье царят тёплые отношения. Иногда мамы даже не понимают, о каких кризисах ведут речь специалисты, поскольку их чада ведут себя вполне «пристойно».
Однако если взрослые не пришли к пониманию того, что прежние способы взаимодействия с ребёнком утратили актуальность на данном возрастном этапе, то слово «Нет» и прочие симптомы кризисного периода начнут отравлять жизнь всему семейству.
Если не наказывать детей, то какие есть альтернативы?
Помните, как вы себя чувствовали каждый раз, после того, как мама или папа кричали на вас за неубранные игрушки? Или как вы плакали, получив затрещину? Точно такие же эмоции испытывает и ваш собственный ребенок, после физического или вербального наказания.Понимаем, что вами движут лишь благие намерения, ведь вы хотите исправить плохое поведение малыша. Однако подобные наказания лишь заставят его чувствовать унижение. Такая стратегия воспитания не научит его хорошо себя вести. Просто в дальнейшем он будет делать все, чтобы избежать наказания и будет воспринимать насилие как единственный способ решения проблем.Лучшей альтернативной тому, чтобы наказывать детей, является спокойный разговор. Причем общение позволяет скорректировать поведение гораздо эффективнее крика. Тем не менее, в некоторых случаях этого не достаточно. Тогда на помощь приходят другие методы воспитания, усиленные положительным подкреплением. В итоге ребенок осознает, что вел себя неправильно и сам делает шаги в нужном направлении.В некоторых книгах по воспитанию советуют другие, не физические типы наказаний. Например, запрет гулять, смотреть телевизор, есть сладкое… Стоит понимать, что такие запреты транслируют то же послание, что и физические наказания. В то время как по-настоящему действенными альтернативами являются те, что позволяют ребенку учиться на своих ошибках и расти в здоровой атмосфере.Позитивные методы воспитания наиболее способствует укреплению связи между родителями и ребенком. Оно должно быть основано на любви и взаимном уважении. Это не значит, что нужно потакать любым капризам. Но в то же время не стоит быть слишком авторитарными. Следует проявлять твердость, когда это нужно в интересах как ребенка, так и вас самих.
Как отказать в просьбе
16. Не откладывайте.
Нет смысла заставлять человека ждать ответ, если вы знаете, что ответ будет отрицательным. Затягивание с ответом только усугубляет ситуацию. Не говоите «Я подумаю над этим», если не собираетесь этого делать.
18. Чаще повторяйте это.
Не так страшен черт, как его малюют. Чем больше вы практикуетесь, тем менее пугающим это становится. Начните отказывать всему, что не придает никакой ценности вашей жизни.
19. Как жаль!
Когда вы говорите «Извините, я не могу», то, хотя это смягчает ваш посыл и делает его вежливым, это звучит довольно размыто. Лучше сказать «Как жаль, я бы хотел помочь, но я уже назначил встречу с…. Желаю вам удачи».
20. Желание угождать.
Мы часто соглашаемся с чем-то, что не имеющим первостепенную роль, потому что не хотим, чтобы люди о нас плохо думали. Однако некоторые люди в любом случае будут думать о нас плохо, каким бы вежливым вы ни были. Поэтому перестаньте беспокоится о чем подумают другие люди, и скажите, наконец, «Нет».
21. Опередите просьбу.
Когда вы научитесь отказывать, то начнете заблаговременно говорить «Нет» до того, как просьба возникнет. Если вы думаете, что ваш знакомый собирается пригласить вас на свадьбу, сообщите ему, что вы на мели.
22. Избегайте тех, кто постоянно что-то просит.
Если вы знаете человека, который постоянно просит деньги, никогда не возвращая их, избегайте его, особенно когда знаете, что у него как раз такой период.
23. Безобидная ложь.
Конечно, в большинстве случаев нужно говорить правду, но иногда приходится быть изобретательным с ответом. Например, если вы знаете, что ваша бабушка будет пытаться уговорить вас съесть ее пирожки, сообщите ей, что врач запретил вам есть мучное, если не хотите ее обидеть. Если же бабушка очень настойчива, вернитесь к совету номер 2.
24. Не сейчас.
Стоит использовать этот ответ только, если вы точно знаете, что будете рассматривать эту просьбу позже. Например, вы можете сказать, что рассмотрите этот вопрос, когда вернетесь через неделю. Если просьба не является срочной, не бросайте все, а скажите, что возьметесь за работу, как только завершите свой проект.
Позиция всех членов вашей семьи относительно каждого «нет» для ребёнка должна быть одинаковой
Договоритесь об устанавливаемых для ребёнка правилах со всеми, с кем вы живете. Соберите семейный совет и обсудите, что вы будете запрещать малышу и каким образом. Постарайтесь прийти к общему решению. Чтобы запреты работали, и у ребёнка сложилось четкое представление, о том, чего делать нельзя и почему, вам придётся действовать согласованно. К тому же у ребёнка не будет возможности научиться манипулировать вами.
Придерживайтесь установленных правил и сами. Если вы разрешаете ребёнку есть только за столом, а сами устраиваетесь с бутербродом на диване, ребёнок скорее последует вашему примеру, чем вашему запрету.
Применяя эти правила на практике, вы почувствуете свою «золотую середину», поймёте, как они могут работать именно с вашим ребёнком, выработаете ваш собственный способ ограничивать ребёнка, сохраняя при этом близость и радость общения друг с другом.
ФОТО Джош Уиллинк
Почему родителям бывает так сложно отказать ребенку?
Даже если родители усвоили необходимость запретов, то перенести их в жизнь бывает непросто. Что мешает родителям, научится отказывать детям?
Желание угодить во всем
Такое случается, если ребенок был особенно долгожданным или сами родители были лишены в детстве того, чтобы им хотелось получить. И когда малыш появляется на свет, родители решают дать ему все-все-все. Иногда, желание становится навязчивой идеей: покупаются самые дорогие гаджеты, одежда, продукты. Только бы у ребенка было все лучше, чем у остальных детей. Посторонними людьми, такое желание, ошибочно трактуется как проявление безусловной любви.
На деле – это прямой путь вырастить эгоиста. Самые избалованные дети капризничают больше остальных. А секрет, как раз и таится в отсутствии границ. Малыш, подсознательно ищет пределы допустимого, а когда их не находит – капризничает, ведь он не чувствует себя в безопасности.
На деле, в раннем возрасте малышу нужно немногое: питание, сон, комфорт, внимание родителей. Если не начать самостоятельно окружать малыша ненужными, но дорогими вещами, у него не сформируется неконтролируемая жажда иметь все, на что он посмотрит
Зависимость родителей от мнения окружающих
Например, когда ребенок устраивает истерику в людном месте из-за отказа мамы купить очередную ненужную игрушку, а «сердобольные» покупатели, проходившие мимо, считаю необходимым внести свой комментарий: «вам, что жалко?», «купите, он же плачет!», «что вы за мать?!»…мама сдается, под гнетом мнения окружающих. Ей жутко неловко, а в это время, малыш понимает, что «игра на публику», способна дать желаемые результаты.
Или другая ситуация: в гости пришли друзья семьи (соседи, родственники), у которых есть ребенок похожего возраста. Они искренне удивляются: вы не приобрели любимому чаду, новейшего робота (куклу, конструктор, телефон, рюкзак и многое другое)? Они давно уже это сделали! Родителям снова становится неловко, и они начинают чувствовать себя плохими воспитателями. Здесь взрослые манипулируют взрослыми.
Запомните: от наличия или отсутствия очередной игрушки у вашего ребенка, вообще не зависит хорошими или плохими родителями вы являетесь. Научитесь не зависеть от чужого мнения, и отказывать не только ребенку, но и окружающим. Не позволяйте им решать за вас. Сообщите любопытным зевакам в магазине, что сами знаете, покупать или не покупать новую игрушку ребенку. Укажите друзьям, что у вашего малыша достаточно игрушек, а вместо нового робота, вы сходили всей семьей на развивающие занятия или смастерили домик для кошки.
Попадание на распространенные детские уловки
«Мама, но всего один разочек!», «Папа, если ты меня любишь, купи мне ту синюю машинку!», «Мне вечно ничего нельзя, а вот Васина мама все ему разрешает!». Знакомо?
Такие фразы ежедневно слышат родители по всему миру. В возрасте 4-7 лет, дети активно учатся перенимать поведение взрослых. Если в семье свойственны подобные манипулятивные приемы, то очень скоро они усваиваются и малышом. Но получить похожие примеры, он может из окружающего мира (садик, школа, телевиденье). А вот справляться с детской манипуляцией предстоит родителям.
В ответ на подобные фразы, родители должны понимать, что одним разом ничего не ограничится. Скажите, что, безусловно, любите ребенка, но выполнять просьбу не будете, ведь любовь не измеряется подарками. Расспросите, что такое «ничего нельзя» и «все можно», в чем это выражалось. Подробно разберите каждый пример. Возможно, что ребенку просто нахватало внимания и разговор перетечет в абсолютно другую тему, и он не вспомнит о недавней прихоти.
Объясните ему последствия его поступков
Правильно подобранные слова здесь имеют ключевое значение. Если сказать что-то типа «если ты сделаешь это еще раз, то я заставлю тебя горько пожалеть», то единственное, что почувствует ребенок — это страх перед вами и ни капли уважения. Также это не поможет ему понять, какое именно поведение он должен изменить.
Как мы уже писали, спокойно поговорите. Дайте понять, что любое его действие влечет за собой последствия. Заставьте осознать, что эти последствия могут затрагивать всех вокруг.
С одной стороны, вы должны быть прямыми и твердыми. С другой стороны, не стоит забывать о заботе и ласке. Не забывайте хвалить ребенка, когда он хорошо себя ведет, так он лучше поймет, что правильно, а что нет. Наградите его за достижения, например, сходите куда-нибудь вместе.
Зачем нужны запреты?
Дети сталкиваются с миллионом различных соблазнов. Яркие упаковки игрушек и сладостей манят ребят, призывая детей уговорить родителей купить. Ребенку очень сложно справится с такими соблазнами, часто дети хотят что-то, сами не понимая, зачем им это нужно. Ведь малыши отдаются полностью власти эмоций и не могут рационально определить степень необходимости вещей. Задача родителей – научить искусству грамотного выбора необходимых предметов из огромного количества вариантов.
С раннего возраста, детям необходимы границы, которые позволяют чувствовать себя в безопасности. Конечно, ребенок может протестовать и противится правилам. Но этот период пройдет, если родители будут четко стоять на своем. Все мамы и папы должны усвоить: границы и запреты необходимы для нормального развития психики малыша.
Давайте ребёнку встречаться с последствиями его действий
Прекрасный метод объяснения ребёнку, почему ему «нельзя» делать то, что вы запрещаете – метод естественных последствий. Суть его заключается в том, что у каждого действия есть определённое последствие. Почему, собственно, взрослый человек стремится поддерживать порядок в своём доме. Потому что убираться придется тоже ему (в большинстве случаев). И тратить на это время и силы.
Так же и с ребёнком. Если после того, как он разлил воду, вы предложите ему тряпку, покажите, как вытирать воду и проследите за тем, чтобы он её действительно вытирал, то при следующей попытке намеренно разлить воду, ваш малыш может уже и задуматься, а хочется ли ему вместо игр заниматься уборкой. Часто после такого опыта ребёнку уже достаточно простого предупреждения: «Ты можешь вылить воду на пол, но тебе же придется её вытирать».
Этот метод является прекрасной альтернативой наказанию ребёнка. Сама по себе необходимость встречаться с последствиями своих действий – уже само по себе наказание, а вернее опыт, почему так лучше не делать.
Главное, не превращайте логическое последствие в наказание, т.е. не кричите, заставляя ребёнка убирать за собой, говорите доброжелательным тоном, СО-чувствуйте малышу, устраняющего последствия своих проделок, помогите ему. Но не делайте это за него.
Что делать, если ребенок не выполняет просьбы и говорит «нет»?
Предложи выбор. Хочется безусловного подчинения? Ты воспитываешь личность, а не раба, поэтому всегда предоставляй выбор. Это идеальный способ избежать столкновения с малышом: «Сегодня наденешь красные туфли или белые?», «Выпьешь молока или воды?», «Хочешь сложить в коробку кубики или займешься куклами?».
На текущем этапе достаточно двух вариантов, а технику можно использовать в любой ситуации – от решения споров по поводу игры, до переодевания.
Малышу не удается сделать выбор?
Нерешительность преодолеет подсчет: «Я буду считать до 10, а потом ты выберешь, или я сделаю это за тебя». С огромной вероятностью, карапуз остановит выбор на одном варианте, пока мама досчитает. Впрочем, эту технику следует отложить для сложных случаев – она утрачивает силу при слишком частом использовании.
Придумай варианты. Это неоценимая техника, если ребенок постоянно капризничает. Чтобы ее использовать, запомни два важных факта:
- ты знаешь больше малыша;
- в любой ситуации можно придумать выбор.
Скажи: «Хочешь выйти из машины сейчас или поиграть две минуты и выйти из машины потом?». Исход истории один – кроха выйдет из машины. Усиль действие техники юмором: «Наденешь свитер передом или задом?». Очевидно, малыш не наденет любимый свитер неправильной стороной, но вместо сопротивления просто посмеется над глупостью мамы. Он попался на блеф? Позволь надеть одежду задом – заверши начатое и сохрани присутствие выбора.
Предложи новые варианты ответов. Основная причина, почему ребенок говорит «нет» на все – он не знаком с иными словами и фразами. Помоги расширить словарный запас, используя игру: «Что противоположно «нет»?», «Что находится между “нет” и “да”?», «Как по-другому сказать “нет”?». Обязательно предлагает варианты, чтобы карапуз просто мог их запомнить. И обязательно используй разные фразы в собственной речи.
Попробуй свести автоматизм ответа «нет» (и заполучить шанс на положительный ответ). Прежде чем озвучить предложение, подготовь ситуацию с глупым вопросом: «Что бы ответила птица, если бы ты сказал: «Госпожа птица, хотели бы вы сейчас съесть червячка?». Когда от ребенка прозвучит положительный ответ, продолжай: «А что бы сказал ты, если я спрошу, не хочешь ли ты бутерброд?». Если повезет, ко второму вопросу он начнет смеяться и не сможет отказаться от бутерброда.
Используй отказы экономно. Зачастую ребенок не выполняет просьбы и говорит «нет», потому что постоянно слышит это слово в собственный адрес. Ситуация имеет место? Сократи использование этого слова и, по возможности, используй альтернативные варианты:
- «На лестнице играть небезопасно, давай лучше поиграем с кубиками».
- «Мы не догоним котенка».
- «На улице дождик и нам будет некомфортно гулять, но я сейчас покажу что-то интересное на кухне».
Сохраняй занятую позицию. Малыш остановился посредине улицы и отказывается идти? С целью безопасности не оставляй выбора, поднимай его на руки и неси до тротуара. Если ребенок постоянно капризничает, ты не сможешь предоставлять выбор всегда. В очередной конфронтации просто скажи: «Сейчас не та ситуация, когда я могу дать выбор. Сейчас нет выбора. Я знаю, что тебе не нравится, прости, но по-другому нельзя».
Заключение
Детские капризы и отказы – естественная часть развития, хоть и сложная для родителей. Будь готова к конфликтам и необходимости отстаивать собственную позицию, но старайся придумывать варианты, чтобы малыш мог выбирать. Это позволит ему ощутить собственную значимость и взять ответственность за выбор. Помни, когда ребенок говорит «нет» на все – он пытается понять, слышат ли его. Если мама всегда навязывает собственное мнение, он решит, что не слышат.
5 способов сказать «нет», чтобы не обидеть ребенка
«Нет» и «нельзя» – сильные и значимые слова, которые применяется, когда просьба ребенка граничит с опасностью для него. Чем чаще звучит слово «нет» – тем меньше будет реагировать на него ребенок. В остальных случаях, когда просьба не несет опасности, но и удовлетворять прихоть вы не видите смысла – воспользуйтесь проверенными советами психологов, как отказать детям, чтобы они смогли вас услышать.
Переключайте внимание. Идеальное средство, чтобы отвлечь малыша в возрасте, до 3-х лет. Крохи, еще не могут контролировать свои желания, а также прислушиваться к рациональным объяснениям родителей
Они хотят прямо здесь и сейчас завладеть игрушкой. Оценив ситуацию, мама может отвлечь малыша другими увлекательными вещами. Например, увидев, что он хочет взять чужую игрушку из песочницы – быстро подойти и переключить его внимание на пробегающую собаку, другую игрушку или просто обнимите кроху. Маленькие дети легко поддаются на такой прием и быстро забывают, что хотели сделать до этого.
Подробно расскажите, почему «нельзя». Часто, родители бывают слишком заняты, чтобы остановится и объяснить ребенку, что сейчас нет возможности удовлетворить его просьбу. Да и вникнуть в суть самой проблемы им не хочется. Но следует помнить – вы теперь родитель. И несете ответственность за воспитание нового человека. Остановитесь, вникните в суть просьбы. Если поймете, что нет возможности или потребности ее выполнить – расскажите об этом. Аргументируйте любую причину отказа, но будьте тверды в своем решении. Дети школьного возраста уже смогут понять и оценить вашу честность. Иногда это куда важнее того, что они просили.
Учитесь говорить «нет» не употребляя данное слово. Это бывает нелегко, ведь слово «нет» такое короткое, понятное, емкое и простое, что многие родители попросту ленятся говорить что-то еще. Например, когда ребенок просится погулять, а его домашнее задание еще не выполнено, то лучше сказать, что вы совсем не возражаете, если он пойдет гулять. А потом просто напомните, что лучше бы сначала сделать уроки. Если ребенок будет настаивать на своем и убеждать вас, что сделает свое домашнее задание после прогулки – можете согласиться. Но тогда дайте выбор: или ребенок сначала сделает уроки, а потом сможет погулять дольше либо он выйдет на 1-2 часа, но после, все равно будет учиться. Наличие подобного выбора поможет ребенку научиться планировать время и отвечать за свои решения.
Не позволяйте всегда аргументировать отказ покупать что-либо дороговизной. Конечно, вы можете сказать ребенку, что эта машинка слишком дорогая, а имеет так мало функций. Обсудите возможность покупки менее дорогой игрушки с теми же характеристиками. Но отвечать аргументом «дорого» абсолютно на все – недопустимо. Маленькие дети еще не понимают этого слова, а школьники будут воспринимать своих родителей как неудачников, у которых вечно нет денег, и не смогут их уважать в дальнейшем.
Умейте договариваться и избегайте провокаций. Во многих случаях, родители сами создают неблагоприятные ситуации для своих детей. Например, не нужно хранить сладости на видном месте, если не хотите, чтобы ребенок постоянно их просил. Или старайтесь поменьше ходить в отделы игрушек с детьми, если знаете, что малыш неравнодушен к новым куклам и машинкам.Перед походом в торговый центр, поговорите с ребенком. Расскажите, что с радостью возьмете его с собой, если будете уверены – он не станет клянчить купить новые игрушки или вещи. Таким образом, вы обезопасите себя и научите ребенка отвечать за свои слова.
Старайтесь избегать частых отказов, но твердо стойте на своем мнении. Больше общайтесь на разные темы и обсуждайте все конфликтные ситуации. Это научит ребенка уважать вас за честность, открытость, желание понять его просьбы. В дальнейшем, такое активное взаимодействие, поможет воспитать человека умеющего принимать решения, отвечающего за свои поступки и уважающего мнение других.
Как говорить «нет» ребенку, чтоб он это понимал? и принимал
«Тебе нас не понять» или «Ты там в своём мирке, а у нас тут реальность»
Частенько слышу подобные выражения в фильмах. Родитель недоволен тем, что их чадо внезапно стал вести себя не так, как им нужно. Он рисует картины руками, занимается коллекционированием каких-то карточек или игрушек, исследует природу в своём маленьком дворе. Представим, что этому ребёнку 12 лет.
Если вы не понимаете мира ребёнка, не интересуетесь его хобби, никогда не говорите ему «Тебе нас не понять», не нужна ему ваша серая реальность. Почему? Да потому, что он ещё мал для этого. Сейчас ему нужны краски, нужна жизнь со своими переживаниями, каждый его шаг может стать ошибкой, но его собственной ошибкой, на которой он выучится жить. Он ещё только начинает жить, не стоит окунать его в свою рутину. Пусть он ещё поживёт ребёнком.
Когда вы говорите ему эту фразу, он думает: «Родителям плевать на меня и мои мечты. Им нужен раб, который будет служить и повиноваться». Вы только испортите отношения с ребёнком.
Кризис – ступень к развитию
О том, что есть кризис 3, 7, 14 лет, психологи говорят давно, но только столкнувшись с этим, я поняла, насколько это сложно. Развитие ребенка идет не плавно, а стремительными скачками. Кризис – это пора менять отношения с миром и со взрослыми. Это время, когда ребенок очень сложен, меняется, растет и становится неконтролируемым.
В России завершили исследование вакцины «ЭпиВакКорона» на пожилых
Наталья Антонова пишет картины маслом: её работы назвали рисованием по номерам
Лариса Рубальская объяснила, почему утратила былое вдохновение
Один из признаков кризисной эпохи – негативизм. Это когда к любому предложению добавляется слово «нет». Психолог привела пример, который был удивительно знакомым: «Не едет, не красная, не машина». Это был ответ ребенка на заявление матери, что красная машина едет.
Критический период обычно длится 2-3 месяца, затем он становится более управляемым. Может быть, каждый может вспомнить взрослых, которые строят всю свою жизнь на слове «нет», таких бунтовщиков, революционеров. Такое непослушание следует понимать как рост маленького человека. Для того чтобы спорить с мамой, требуется большое мужество.
Можно ли наиграться в компьютер так, чтобы надоело
— Встречалось ли вам успешное решение, когда родители вообще не контролируют экранное время подростка? Установка ограничений на экранное время вроде бы решает эту проблему. Но при этом тебя ограничили, и это запретный плод, он сладок. Чем больше тебя ограничивают, тем больше тебе хочется.
Тутта Ларсен проводила эксперимент со своим старшим сыном — во время самоизоляции не ограничивала его экранное время. Надеялась, что в какой-то момент он наиграется и это перестанет быть интересным для него. Но осенью к ограничениям пришлось вернуться.
Может быть, все-таки стоит попробовать? Мол, играй, сколько влезет. По принципу, если два дня есть шоколад, то на третий день ты на него не сможешь смотреть. С гаджетами так не срабатывает?
— Я придерживаюсь позиции, что ограничения нужны. Если мы говорим про младший возраст, то экранное время нельзя не контролировать.
Со старшими детьми слово «ограничение» я бы заменила на «правила». Можно в какой-то момент обсуждать постепенную автономию. Ваш ребенок растет, и завтра-послезавтра он станет самостоятельной совершеннолетней личностью. Постепенная автономия, начиная лет с 14-15, нужна. Но это происходит плавно. Не так, что подарили на день рождения смартфон, и «ок, делай с ним, что хочешь».
Поэкспериментировать в какой-то момент можно с подростками, обсудив заранее какие-то правила: «Я тебе доверяю. Столько-то часов в день и в неделю ты можешь пользоваться смартфоном, я не контролирую твое экранное время. Но если мне покажется, что ты не справляешься, если у меня возникает тревога, я в любом случае подключусь к этому».
— Читатель пишет: «Устанавливать безлимитный интернет по тарифу 5 Гб на месяц, а ребенок пусть сам распределяет время».
— Да, вполне. Гигабайты заканчиваются, на следующий месяц опять какая-то норма. Это одно из правил, которые можно использовать в общении с цифровым поколением.
— Важно, чтобы ребенок не начал искать источники трафика у других людей. Наш старший ребенок сразу пишет слезно в вотсап: «Бабушка, положи денег на телефон
Дедушка, положи денег на телефон». Оказывается, что это тоже не контролируется.
Вот что пугает. Мы пытаемся договариваться в отношении гаджетов, смартфонов и компьютерных игр. Мы такие классные, мирные родители с белым флагом. Но против нас работает огромная индустрия. В компьютерные игры и социальные сети вкладываются огромные деньги, это один из самых прибыльных мировых бизнесов, в котором сосредоточено столько ресурсов, сколько ни в одной другой области. На одной стороне — маленький ребенок и его демократичные родители, которые пробуют договариваться. А на другой — кит, который жаждет нас поглотить, которому нужно как можно больше людей. Это не равные условия.
— Да, это правда, и это относится не только к детям. Если мы возьмем чуть шире, мы все — добыча того самого монстра, который находится по ту сторону экрана. Действительно, это крупные бизнесы, которые заинтересованы в том, чтобы не только дети, но и взрослые проводили как можно больше времени со смартфонами. Экранное время увеличивается, чтобы продать как можно больше каких-то услуг, товаров. Безусловно, здесь вы правы — это то, как сейчас работает реальность.
Нужно понимать — да, есть монстр по ту сторону экрана. Но есть вы и ваш ребенок.
Направьте ваше внимание в ту доступную зону, которую вы можете контролировать. Отрубить интернет, отобрать телефон — это очень краткосрочная мера
Поэтому надо договариваться. Правила и ограничения.
Контролировать то, что вам под силу — это способ адаптироваться к новой реальности, которую никто не в силах изменить. Вы не сможете полностью отключить от этого мира своего ребенка. Здесь его будущее. Это образование, которое возможно в дистанционном формате, какие-то профессии, удаленная работа. Все то, с чем нужно научить ребенка обходиться
Важно объяснить ему правила его безопасности у экрана, по ту сторону которого находится тот самый монстр
Общие правила
Не впадайте в крайности. Когда запретов слишком много, свободы остается слишком мало
В ближайшей перспективе возможен протест или апатия, а в будущем это может вылиться в неспособность делать самостоятельный выбор и даже отсутствие собственных желаний (ибо зачем хотеть, если все равно запретят).
Важно, чтобы родители выступали единым фронтом. Для того, чтобы ребенок не сталкивал взрослых, слушаясь того, кого выгоднее, взрослым важно договориться между собой, что точно разрешается, а что точно нельзя
Если возникла непредвиденная ситуация и ваш супруг разрешил то, с чем вы не согласны, поддержите его авторитет при ребенке, оставив «разборки» на момент, когда вы останетесь наедине.
В воспитании важно быть последовательным. В отношении одних и тех же вещей необходимо постоянство. Если утром ребенок слышит «нет», а вечером «да», ребенок перестанет вас слушать и уважать.
Отказывать важно, проявляя заботу. То есть запрещать следует, сочувствуя. Из позиции заботы ребенку легче принять запрет и согласиться с ним. При этом ваши отношения с ребенком не портятся. Говорите ребенку, что вы понимаете его чувства, но при этом проявляйте твердость: «Знаю, что ты очень хочешь, но нельзя».
Запрещая что-то ребенку, важно оставаться на позиции взрослого — быть уверенным и спокойным по отношению к ребенку. Если вы начинаете раздражаться, то эту позицию теряете.
Помогайте ребенку справляться с эмоциями, называя те чувства, которые он испытывает, когда вы ему говорите «нет». И обязательно предлагайте свою поддержку. «Да, тебе так хочется еще поиграть, но пора обедать/идти домой/спать и т.д.», «Тебя это расстраивает/ты сердишься. Иди ко мне, я тебя пожалею/успокою»
До 5 лет отлично работает метод переключения внимания. «Ты сам соберешь игрушки? Или мы сделаем это вместе? Какая твоя самая любимая? С чего начнем? Чем ты хочешь заняться дома? Какой мультик хочешь посмотреть?» и т.д.
Заключение
Если ребенок невыносимым кажется уже несколько месяцев подряд, значит, осталось терпеть недолго. В процессе становления личности он сталкивается с внутренними противоречиями. Он хочет быть независимым и не терять связь с родителями. Если хотите вырастить здорового ребенка, помогите ему. Общайтесь с ним как со взрослым, который все может объяснить. В случаях когда недопустимо идти на уступки, вы должны быть твердыми. Часто разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы и помогайте ему приобретать новые навыки. Только так вы поможете ребенку преодолеть стоящие перед ним проблемы.
Заключение
Итак, как видите, традиционные наказания несут лишь негативные последствия, поэтому любой здравомыслящий родитель должен от них отказаться. Например, они могут показать ребенку, что решать все проблемы следует лишь с позиции силы. Вы все еще верите, что лишение сладкого или запрет на использование компьютера принесет ему какую-либо пользу? Скорее всего, он просто станет срываться на других, когда будет чувствовать себя обиженным.Кроме того, это способствует укоренению в вашем сознании чувства вины. Чаще всего родители отменяют наказание при первых же слезах. Таким образом они лишают ребенка возможности осознать свою ошибку. Из-за подобной непоследовательности родителей ребенок быстро учится, что если вовремя заплакать, то его сразу простят. То есть он начинает манипулировать родителями. В дальнейшем, это может стать серьезной проблемой.
Источник