Воспитательный процесс
Воспитательные меры зачастую выражаются в правилах и наказаниях за их нарушение. Они учат детей быть послушными и развивать самообладание. При вразумлениях не следует перегибать палку и быть слишком жесткими.
Требования, которые выдвигаются детям, должны быть четкими и последовательными, чтобы малыш понимал, что конкретно от него ожидается, и не желал ничего менять. Многие родители отмечают, что не стоит устанавливать слишком много правил
Важно, чтобы ребенок уяснил для себя один из важных моментов, что любой случай непослушания ведет к наказанию
Выражать свои требования следует в форме утверждений. К примеру, вместо того, чтобы спросить о том, не мог ли он прибраться у себя в комнате, нужно четко сказать, чтобы он навел порядок там, где разбросал игрушки. Вежливость родителей в этом вопросе несколько неуместна, поскольку подобный вопрос дает детям возможность проанализировать все за и против и выбрать лучший для них вариант. Нельзя выпускать власть из своих рук.
Иногда родителям трудно определить, внимательно ли слушает ребенок в четыре года, насколько четко понимает их слова
Поэтому важно не забывать о повторении. Ключевые мысли следует повторять по несколько раз, включая жесты и подбирая правильный тон голоса
В семье, где несколько маленьких детей, меры наказания могут отличаться друг от друга, особенно если есть ребенок, которому пошел 5 год, и он проходит кризисный этап в жизни. В некоторых ситуациях достаточно только строгого взгляда, а для других детей необходимо применять конкретные действия.
Этапы
Истерика у детей обычно происходит по подобному сценарию и состоит из нескольких стадий. На каждой из них проявляются свои симптомы, которые необходимо знать, так как это позволит быстрее устранить приступ:
- Предвестники. Сначала ребенок высказывает неудовольствие. Например, он хнычет, сопит, долго молчит или сжимает кулачки. В данное время истеричное поведение можно предотвратить.
- Голосовая. Дети обычно начинают кричать, причем громко. Требование прекратить это делать будет бесполезным.
- Моторная. Происходят активные действия – бросание вещей, топанье, катание по земле или полу. Данная фаза особенно опасна, так как может привести к травмированию, а ребенок ничего не ощущает.
- Заключительная. После «разрядки» дети ищут утешение у родителей. Они устают, поскольку эмоциональное потрясение забирает много сил.
Обессиленные дети быстро засыпают, а сон будет глубоким. Если знать, как остановить истерику у ребенка, то можно предотвратить все указанные этапы.
О чём важно помнить родителям?
О том, что «взрослый» ребёнок – ещё не взрослый. Он ещё не вырос, но проходит этапы взросления, становления личности. Все психологи сходятся во мнении, что истерики проще предотвратить, чем бороться с установившейся линией поведения и чертами характера.
Поэтому школьникам нужно то же, что и малышам: режим дня, чёткость и справедливость требований, отсутствие перегрузки и излишней строгости, возможность обсудить чувства со взрослыми, внимание, забота и любовь, независимо от поведения и возраста.
Также спросите себя: наше отношение к сыну (дочери) растёт вместе с ним (с ней)? Не держим ли мы 15-летнего ребёнка в «люльке» для младенца? Помните, и ответственность, и свобода должны постепенно расти вслед за подростком, иначе он будет чувствовать себя мягко говоря не комфортно.
Как правильно вести, если у ребенка случилась истерика?
Правильное поведение взрослого во время истерики или агрессии имеет большое значение. И вот правила, к которым я рекомендую прислушаться:
— Не спорьте с ребенком, который все равно ничего не понимает.
— Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребенка. Повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода.
— Обнимите малыша, поговорите с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждите, что он успокоится сам
— Найдите компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри: у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строителями. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.
— Больше гуляйте с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.
— Не заостряйте внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждайте их с ребенком. Чаще к истерикам и агрессии склонны дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы
Они впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно.
Чаще к истерикам и агрессии склонны дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы. Они впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно.
Для улучшения взаимодействия «Мама — ребенок» и предотвращения нежелательных реакций со стороны малыша я рекомендую следовать «золотым правилам»:
— соблюдать единый подход в семье к воспитанию ребенка;
— научиться правильно определять возможности и потребности ребенка;
— огранить время взаимодействия ребенка с телевизором и гаджетами;
— соблюдать режим сна и бодрствования;
— своевременно обучать ребенка бытовым навыкам;
— предоставлять возможности в реализации самостоятельности;
— обязательно играть с ребенком по правилам — как детским, так и вашим;
— обучать ребенка коммуникации и взаимодействию с другими детьми;
— ежедневно играть в игры, направленные на развитие сенсорных систем;
— мотивировать ребенка больше двигаться;
— формировать доверительные отношения родителей с ребенком.
Часто агрессия и истерики ребенка — лишь индикатор эмоционального состояния значимого взрослого. Поэтому самое главное — научиться самим освобождаться от гнева. Помните: за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование
В таких ситуациях нам, взрослым, крайне важно справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции. Это станет бесценной помощью для ребенка
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by
Особенности такого поведения
Исторический приступ проявляется в виде эмоционального возбуждения, агрессивности, которая направлена на окружающих или самого себя. Ребенок рыдает, кричит, падает на пол или землю, стучит по стене. При этом он способен «отключиться» от реальной обстановки: не слышать слова других и не чувствовать боли.
В особо сложных случаях наблюдаются непроизвольные судорожные реакции, которые называются «истерическим мостом». Тело ребенка выгибается в виде дуги, и мышцы напряжены
Важно отличать истеричный приступ и каприз. Первый является непроизвольным
Капризное поведение считается преднамеренным шагом, который выполняется для обладания какой-либо вещью. Такие приемы обычно используют дети, которые склонны к манипуляциям.
Предупреждение истерики-протеста
Прием «Перетаскивание». Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чудеса фантазии приходится проявлять, когда дети не хотят уходить домой из садика. Тут разрешается взять садиковую игрушку в гости, познакомить со своими игрушками. Чтобы прервать игру для приема пищи, предлагаем ребенку накормить игрушку. Чтобы накормить юного строителя, нужно вместо «Оставь кубики, пошли есть суп», объявить, что у бригады строителей обеденный перерыв.
Прием «Предупреждение». Мгновенно прекратить игру бывает сложно. Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Оговорить с ребенком условие, после которого деятельность поменяется: «Еще один мультик и купаться», «Еще два раза скатишься с горки и домой!» (мой сын обычно торговался до пяти).
Прием «Альтернативный вопрос». Предлагаем альтернативу, суть которой, что ребенок все равно сделает по-нашему. «Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?» Прием работает недолго. От того возраста, как ребенок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта.
Прием «Ритуал». Дети любят стабильность и постоянство, это их успокаивает. Поэтому придумывайте свой ритуал отхода ко сну, подготовки к обеду, прощания в садике.
Прием «Подмена понятий». Классический пример из известного кинофильма: «Завтрак в детском саду отменяется! Вместо завтрака летим в космос! Взяли космический инструмент!».
Почему ребенок устраивает истерики?
Ответ вполне очевидный – его что-то не устраивает, и он старается это изменить тем способом, который ему доступен. Естественно в основе любой истерики лежит дискомфорт, который испытывает ребенок. Но это отнюдь не значит, что нужно срочно предпринимать какие-то действия, чтобы его устранить. Все мы живем в мире, где мы вынуждены подчиняться определенным правилам и закономерностям, которые зачастую нам неприятны, и это нормально. Точно также и ребенок имеет право испытывать недовольство, если ему что-то не нравится, например, неудобная зимняя куртка. Просто ребенок еще не умеет также хорошо, как и взрослые, сдерживать свое недовольство. Поэтому зачастую недовольство перерастает в истерику.
Методы профилактики
А вот еще одни рекомендации психологов:
Нужно пересмотреть запреты
Важно проверить ограничения и оставить только необходимые. А необязательные запреты надо убрать
Детям надо предоставлять выбор. Ребята старше 3 лет стараются быть самостоятельными и независимыми. Поэтому не стоит ущемлять их в этом
Ребенку важно внимание родителей. Нередко они стараются его получать различными способами, в том числе плохими
Следует стараться тратить больше времени и откликаться на стремление побыть рядом.
Необходимо следить, как дети реагируют на развитие ситуации. Если наблюдаются признаки появления истерики, то желательно переключить интерес на что-то другое.
Возможные причины истерик
Родителям важно осознать, что в 5 лет наступает кризисный период в жизни, когда дети начинают часто капризничать, замыкаться в себе. В период кризиса пяти лет ребенок может:
В период кризиса пяти лет ребенок может:
- замыкаться в себе, быть менее разговорчивым, перестать делиться с родителями своими радостями и победами;
- стать неуверенным в себе, бояться новых дел, выглядеть напуганным;
- раздражаться и злиться, грубо себя вести со старшими и даже сверстниками;
- закатывать истерики без особого основания, долго плакать;
- копировать манеру поведения своих родителей, имитировать ситуации из жизни;
- отстаивать свои права, требовать больше свободы, говорить о самостоятельности.
Если ребенок правильно развивается, то уже к пятилетнему возрасту он способен неплохо разговаривать и рассказывать о своих насущных потребностях. Он начинает пристально наблюдать за взрослыми, слушать, о чем они говорят, и желает находиться в кругу толпы. Маленькие дети хотят быть похожими на взрослых, копируют их манеру поведения, чтобы их также считали большими.
У детей головной мозг уже хорошо развит, они учатся проявлять самообладание, контролируя свои эмоции и чувства. В этот период у дошкольников особенно развито воображение, они любят фантазировать, складывают свое личное представление об окружающем мире. Их привлекает все то, что творится вокруг них, они начинают рассказывать вымышленные собственные истории.
В возрасте 4-5 лет для ребенка важное место в жизни занимает общение с другими людьми, со сверстниками. Если нет возможности поговорить с кем-то или тяжело добиться расположения других, то дитя может чувствовать одиночество
Это становится одной из причин кризиса, что в результате приводит к истерикам и капризам.
Почему появляются?
Чтобы определить, как остановить истерику у ребенка, следует знать, из-за чего она появляется. Решение проблемы зависит от того, что является провоцирующим фактором такого поведения. Обычно это возникает от конфликтов в детско-родительских отношениях
Важно учитывать возрастные особенности детей
Истеричное поведение возникает по следующим причинам:
Если ребенок еще маленький, у него небольшой словарный запас. Поэтому на конфликтную реакцию он будет реагировать истерикой. Как остановить истерику у ребенка в 1 год? Обычно в таком возрасте мамы могут сами устранить это состояние, рассказав малышу что-то интересное или заинтересовав его игрушкой. Нежелательная реакция возникает при отказе родителей выполнять требование ребенка. Часто это появляется, когда ребенок выпрашивает купить какую-либо игрушку. Негативное поведение возникает после появления младших сестер или братьев в семье
Таким способом дети желают привлечь внимание родителей, что свидетельствует о ревности. Истеричное состояние появляется по причине переутомления, например в течение дня у ребенка было много дел, занятий и он просто устал
Как остановить истерику у ребенка в 1,5 года? Необходимо его успокоить и дать отдохнуть. Истерика может быть при нежелании отвлекаться от любимого занятия. Например, ребенок играет во дворе, а мама зовет его домой. Данные приступы связаны с недомоганием. Если ребенок еще плохо говорит, то ему сложно сказать о своем самочувствии.
Получается, что у любой истерики есть свои причины. Малыш 3 лет не желает злить родителей, его самого может пугать приступ. Поэтому необходима правильная реакция на детское поведение.
Как разговаривать с детьми после истерики
Еще нужно всегда помнить, что отказывать ребенку в чем-то – вполне нормально. Как и то, что ребенок может возмущаться из-за этого. Так что «поддаваться» столь эмоционально выраженным требованиям ребенка не нужно
Если вы ребёнка в чём-то ограничиваете и он начинает выражать яркий протест, важно не уступать ему, не вестись на его истерики, потому как это манера поведения может закрепиться – как только ребёнок поймёт, что так он сможет от вас добиваться того, что он хочет, это будет ведущий механизм взаимодействия с вами, а в последствии и с окружающими во взрослой жизни
Иногда дети пугаются того, что не могут сами справиться со своими эмоциями. В таком случае ребенку нужна ваша поддержка: обнимите его, скажите нарочито спокойно: «Все в порядке, ты просто очень расстроен. Со всяким человеком такое бывает». Если это вызовет дополнительно раздражение ребенка, то так же спокойно скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я не понимаю», – и отойдите в сторону, давая понять и физически, что вы не станете слушать крики и смотреть на бурные телодвижения.
Итак, самый простой и самый сложный «рецепт» (но и самый лучший!) – не обращать внимания на эмоциональный взрыв дитяти. Стойте спокойно и ждите, когда кончится истерика у ребенка. Если вы очень расстроены – быстро покиньте «поле битвы» ребенка за сиюминутное выполнение собственных желаний, по возможности спокойно. Если вы находитесь в общественном месте – отойдите от ребенка, но так, чтоб не терять его из виду, и чтобы он видел вас
Если ребенок не может долго успокоиться (минут 10-15) – отвлеките его внимание тем, что станете что-то увлеченно делать (играть кубиками, паззлами, игрушками, смотреть мультики), совершенно не «вспоминая» о только что разразившейся буре.то очень расстроен. Со всяким человеком такое бывает»
Если это вызовет дополнительно раздражение ребенка, то так же спокойно скажите: «Когда ты успокоишься, мы с тобой поговорим, а так я не понимаю», – и отойдите в сторону, давая понять и физически, что вы не станете слушать крики и смотреть на бурные телодвижения. Как только пропадают «зрители» – ребёнок быстро успокаивается.
Ребенок должен усвоить, что истерики и эмоциональный «шантаж» не приносит результатов, и лучше искать другие способы выражения желания. Ребенок должен знать, что имеет право на любое чувство и уметь его выражать цивилизованно. И главное – что даже если это случается, то мама и папа не одобряют этого поведения, им это не нравится, но самого малыша они любят.
Если же истерики у ребенка вошли в привычку, это может означать, что он научился таким образом добиваться своей цели. Скорее всего, он понял, что так вы идете на уступки: покупаете ему сладости или игрушки или разрешаете не ложиться вовремя в постель. Поэтому родители должны иметь в виду, что, уступая этим истерикам, вы уступаете желанию, которое по тем или иным причинам не собирались выполнять, и способствуете тому, что истерики становятся просто отрицательной привычкой. В этом случае вам придется запастись «вагоном» терпения. Но, если вы понимаете, что истерики стали для него методом выудить из вас что-нибудь, единственная тактика борьбы с ними – это не обращать на них внимания. Не удивляйтесь, если ребенок, увидев, что его “старания” не производят желаемого эффекта, удвоит, а то и утроит их. Именно тогда вам нужно собрать все свои силы в кулак, чтобы не обращать внимания на эти вопли: ни жеста, ни взгляда, ни слова.