Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь
Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
На втором году жизни отношения малыша с окружающим социальным миром складываются на основе формирования ведущих навыков и привычек. Поэтому он так негативно реагирует на любые перемены: перемещение кроватки, столика или стульчика, отсутствие любимой игрушки. Он недоволен, если кто-то берет его игрушки, не отдает их другому ребенку. Это не жадность и не каприз, а сформировавшаяся привычка видеть знакомые предметы на своих местах. Они — своеобразные знаки, позволяющие ориентироваться в окружающем, что совсем непросто для маленького ребенка. Кроме того, это уже сложившийся мир раннего детства, и нарушать его не стоит. Напротив, взрослые должны помочь сделать его ярким и интересным.
Нарушение существующих условий жизни — привычного распорядка дня, условий кормления и обработки пищи — может привести к более серьезным последствиям: отказу от пищи, нарушению сна, снижению комфортности в эмоциональном и душевном состоянии ребенка. Поэтому соблюдение режима — первая и самая главная привычка для ребенка второго года жизни.
Возраст | Навык освоения | Проявления навыка |
---|---|---|
1 год 3 месяца | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Ребенок самостоятельно ест густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый докармливает его при необходимости |
1 год 6 месяцев | Самостоятельно ест густую пищу ложкой, имеет полуавтоматизированный навык использования ее для первого блюда | Ребенок съедает жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке |
1 год 9 месяцев | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого | Ребенок снимает ботинки (шнурки развязаны взрослым), туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, предоставляя ребенку посильную самостоятельность |
2 года | Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого | Взрослый предоставляет малышу посильную самостоятельность; поощряет ребенка, если тот сам надевает шапку, ботинки, носки; обучает последовательности действий |
Стадии формирования навыков
- Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
- У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
- Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полуавтоматизированный.
- Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.
Автоматизированный навык должен перейти в привычку, но, учитывая возраст ребенка, взрослый должен наблюдать за ним и контролировать его действия, т. к. без постоянного правильного подкрепления навык может исчезнуть. Итак, чем больше полуавтоматизированных и автоматизированных действий у малыша, тем ему легче и интереснее жить, появляется больше времени для познания содержательной стороны окружающего мира. Действительно, полуторагодовалый малыш не будет бесконечно снимать и надевать колечко на палочку — это действие уже автоматизировано. Теперь он собирает пирамидку в определенной последовательности, осваивая величину предметов, их количество и соотношение. Или составляет свою пирамидку не только из колец, но и из шариков и кубиков, строя башенку невиданной красоты. А к двум годам он будет гордиться: “Это я сам!” Так автоматизированный навык помогает перейти к творчеству.
Привычки, как и навыки, очень устойчивы. Поэтому легче предупредить образование плохой привычки, чем избавиться от нее, когда она уже сложилась. Для успешного формирования навыка следует учить малыша соблюдать последовательность действий, из которых складывается навык, и следить за точностью их выполнения.
Интеллектуальное развитие ребенка перед детским садом
Уровень развития вашего малыша также должен соответствовать определенным требованиям. Конечно, все дети разные, но к трем годам ребенок уже должен принимать участие в тематических играх, запоминать предложенный сюжет и следовать ему в процессе игры. Он должен знать и уметь показывать части тела, различать пол и возраст людей, различать и рисовать различные геометрические фигуры – вертикальные и горизонтальные линии, круги.
Малыши в этом возрасте открыты для всего нового. Рассказывайте ребенку сказки, читайте книжки, он должен уметь внимательно слушать то, что ему говорят. Подберите ему для прослушивания аудиоспектакли и постановки, предназначенные для самых маленьких. Развивайте его память, учите с ним стихи и песни. Расширяйте его словарный запас путем повторения новых слов, объяснения новых для него понятий. К тому времени, когда вы отдадите своего кроху в детский сад, он уже должен уметь составлять предложения как минимум из трех-четырех слов.
Динамика формирования навыков и привычек
Знания — обобщенный опыт, отражающий объективную реальность окружающего мира. Например, малыш, впервые попав под дождь, открывает для себя свойство воды — делать предметы влажными. Так, практически, ребенок узнает свойства предметов, а также объективную реальность в явлениях природы, в поступках людей в той или иной ситуации. Значит, первое, с чего все начинается для малютки, — это наблюдение и приобретение первых знаний об окружающем. Знания позволяют ребенку подойти к пониманию целесообразности навыков, которым его обучает взрослый.
Навык — автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Умение — способ действия, рассчитанный на применение в любых условиях. Навык — это рисунок выполнения действия, т. е. его техническая сторона. Умение же позволяет использовать приобретенный навык не только в условиях, в которых тот был сформирован. Например, если малыш пользуется носовым платком только дома и мама постоянно напоминает ему об этом, то это навык. А если он достает платок и прикладывает его к носу при необходимости везде, то можно сказать, что навык перешел в умение.
Привычка — сложившийся способ действия с предметом или форма поведения, в определенной ситуации приобретающие характер потребности. Это то, без чего человек уже не может обойтись в повседневной жизни, не может поступить иначе. В отличие от навыка, здесь решающим оказывается не само действие, а умения, определяющие культуру поведения, составляющие духовную сторону жизни человека (бережное, уважительное отношение к окружающему).
Привычки складываются на основе культурных традиций общества. Поэтому при формировании у ребенка культурно-гигиенических навыков огромное значение имеет поведение взрослого — он пример для подражания.
Приобретение начальной культуры поведения не спонтанный процесс, а постепенный переход от первых обобщенных знаний к формированию навыков, которые трансформируются в умения и привычки.
Формирование культурно-гигиенических навыков
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры — потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.
Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
- мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
- умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
- принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
- мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
- подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
- полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
- пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
- пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
- пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
- ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
- не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
- мыть ноги перед сном.
Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра
Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.
Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:
- разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
- подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
- прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
- положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.
Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.
Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).
Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.
Любовь Николаевна Павлова”Практическая энциклопедия раннего развития”Статья предоставлена издательством “РОСМЭН”
Самоконтроль и умение планировать
Маленькие детки только начинают осваивать важные навыки самодисциплины и исполнительности. Эксперты по развитию ребенка называют это «внутренним управлением воздушного движения» — и это ключ к успеху в школе. Даже детсадовцам приходится управлять большим количеством информации, избегать отвлекающих факторов и придерживаться планов. Помогайте своему ребенку практиковаться в запоминании последовательности (после завтрака мы чистим зубы, одеваемся и идем в школу), обуздывать импульсы (не хватать игрушки других детей), научите адаптироваться, когда дела идут не так, как планировалось. Показывайте:
- Фильмы и телешоу, которые способствуют самоконтролю
- Приложения, помогающие детям придерживаться четкой последовательности
- Программы, которые помогают детям понять последовательность, причинно-следственную связку «если-тогда»
- Мероприятия, которые побуждают детей узнавать и называть свои чувства
Яндекс.Новости: Здоровье
- Врач рассказал, чем опасны долгие поездки в машине 11.05.2021Чем грозит здоровью долгая непрерывная поездка в автомобиле и как себя обезопасить от возможных проблем, рассказал в интервью радио Sputnik хирург-флеболог, главный врач по медицинской части сети ортопедических салонов “Ортека”, кандидат медицинских наук Александр Бойков.
- Новый всплеск COVID в Индии: людям угрожает «черный гриб» 11.05.2021Общее число случаев заражения коронавирусом в Индии в настоящее время составляет 22 992 517 человек, а общее число погибших возросло до 249 992 человек. По данным агентства Reuters, Индия стала мировым лидером по среднесуточному числу новых случаев заболевания и летальных исходов.
- Румянцев: Бесплатное лечение в санаториях положительно скажется на самочувствии граждан РФ 11.05.2021Глава санатория А. Плотников рассказал, что для бесплатного лечения пенсионеров необходимо усовершенствовать оборудование и нанять дополнительный персонал. Он поддержал предложение А. Румянцева об организации бесплатного санаторно-курортного лечения для пожилых граждан.
- Риск смерти от COVID-19 связали с неврологическими заболеваниями 11.05.2021В исследовании приняли участие 3 744 пациента с COVID-19, из которых у 82% наблюдались неврологические проблемы, в том числе головные боли, потеря обоняния или вкуса. У половины пациентов была зафиксирована острая энцефалопатия, которая приводила к инсульту и коме.
- Мясников посоветовал не пропускать приемы пищи и двигаться после еды 11.05.2021Врач и телеведущий Александр Мясников в эфире программы «О самом главном» на «России-1» назвал полезные пищевые привычки. По словам специалиста, в первую очередь следует не пропускать приемы пищи. После еды он посоветовал двигаться.
- В Роспотребнадзоре напомнили о мерах защиты от клещевого вирусного энцефалита 11.05.2021В Роспотребнадзоре напомнили о мерах защиты от клещевого вирусного энцефалита. В ведомстве напомнили, что заразиться можно не только на природе, но также употребляя сырое молоко, творог и сметану. Известно, что вирус также может проникнуть в место расчеса при укусе.
- Врачи проведут подомовой обход учеников школы в Казани 11.05.2021Участковые врачи посетят на дому учеников школы в Казани, где произошла стрельба, чтобы определить, нужна ли им какая-либо помощь. Об этом сообщила руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова в эфире программы “60 минут” на телеканале “Россия-1” во вторник.
- В Тульской области в 2021 году пройдут выпускные и последние звонки 11.05.2021В ходе заседания члены правительства обсудили настоящую ситуацию с распространением коронавирусной инфекции. В ходе обсуждения было решено провести для выпускников школ и детских садов выпускные и последние звонки. Правительство и Роспотребнадзор подготовили ряд рекомендаций по их проведению.
- В Московской области на утро 11 мая зафиксировано 657 случаев заболевания COVID-19 11.05.2021В Подмосковье за сутки выявлено 657 новых случаев заражения коронавирусом, выздоровело 502 человека, скончалось 9 человек.
- Врач-флеболог озвучил способы обезопаситься от возникновения варикоза 11.05.2021Специалист в области флебологии, сердечно-сосудистый хирург Сергей Дробязго назвал способы, которые могут помочь предотвратить появление варикоза у человека. Исключить варикозное расширение вен поможет активная ходьба каждый день.