Здоровый образ жизни без фанатизма: каким он должен быть
Иногда родители в стремлении привить ребёнку любовь к спорту перегибают палку. Забывая о том, что не каждому дано стать мастером спорта, они ждут от детей невероятных результатов, заставляют их забыть про хобби и друзей, чтобы полностью посвятить себя тренировкам, отправляют детей на соревнования и ждут только первых мест. А ведь изначальной целью было наличие в жизни ребёнка минимальной физической активности.
Мы предлагаем вспомнить, что любой профессиональный спорт всегда влечёт за собой травмы — причём не только физические, но и психологические — и не всегда оправдывает вложенные усилия. Кроме того, если вашему ребёнку больше 4-5 лет, во многие виды спорта отдавать его просто поздно. Поэтому давайте поговорим о том, каким должен быть разумный спортивный образ жизни для детей и подростков и от чего он зависит.
Не зацикливайтесь на том, какой пол у ребёнка
Совершенно необязательно отдавать девочек на традиционно «женские» виды спорта, а мальчиков на «мужские». Как вы поймёте дальше, выбор спортивной секции больше зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Проще говоря, если ваш сын грезит о бальных танцах, не разрушайте его мечту только потому, что это «немужественный» вид активности. Напротив, там он научится общаться с девочками, быть галантным, проявлять лидерские качества.
Точно так же спорт для девочек — это не обязательно танцы или художественная гимнастика
Вам может быть важно, чтобы дочь выросла стройной и грациозной, но эти качества развивает практически любой вид спорта
Кроме того, не забывайте, что, несмотря на XXI век и улучшение общей безопасности, женщины всё ещё остаются одной из самых незащищённых групп общества. Поэтому знать основы боевых искусств или, как минимум, пройти занятия по самообороне точно не помешает. Если ваша дочь совсем не интересуется спортом, убедите её сходить хотя бы на несколько занятий. Так вы будете более спокойны за её будущее, а она наверняка станет увереннее в себе, получит удовольствие от физической активности и захочет заниматься спортом и дальше.
Учитывайте возраст
Физические нагрузки должны соответствовать возрасту ребёнка. Так для малышей до 4-5 лет вполне хватит обычной физкультуры и спортивных игр. Дальше уже можно начинать развивать у ребёнка выносливость, реакцию, гибкость. В старшем дошкольном возрасте дети уже готовы к командным или парным играм, и тут отлично подойдут футбол, единоборства, теннис, фигурное катание.
Когда ребёнок идёт в школу, он готов к видам спорта, которые связаны с продолжительными нагрузками – конечно, если у него уже есть физическая подготовка. В этом возрасте дети начинают осваивать лёгкую атлетику, конный или горнолыжный спорт, баскетбол.
А вот подросткам, которые способны серьёзно подходить к занятиям, могут подойти более травмоопасные и даже экстремальные виды спорта — конечно, со всеми необходимыми страховками и под присмотром опытного тренера: скалолазание, тяжёлая атлетика, фехтование, бокс.
Трезво оценивайте состояние здоровья и тип телосложения
Прежде чем выбрать секцию, рекомендуем отвести ребёнка к врачу и проверить состояние здоровья. У многих видов спорта есть масса противопоказаний: например, близорукость может стать препятствием для занятий футболом и хоккеем, а при болезнях позвоночника ни в коем случае нельзя заниматься некоторыми видами гимнастики и единоборств. Кроме того, врач может оценить общее состояние ребёнка и дать рекомендации в зависимости от его телосложения и предрасположенности к болезням
Для каждого заболевания есть вид спорта, который станет отличной профилактикой или методом лечения — важно лишь найти подходящий
Темперамент и характер имеют значение
Это, пожалуй, главный критерий, по которому нужно выбирать вид спорта для ребёнка. Например, если в обычной жизни ваш сын гиперактивен, проявляет агрессию, постоянно бегает и кричит — стоит выбрать более активный вид физических нагрузок, чтобы у ребёнка была возможность давать выход лишней энергии. Напротив, более спокойным детям подойдут медитативные виды спорта: плавание, йога, бег, гимнастика
Также важно, любит ли ребёнок общаться. В зависимости от этого стоит выбрать командный, парный или одиночный вид спорта, состязательный или больше направленный на саморазвитие
Не нужно вести замкнутого тихоню на баскетбол в надежде, что он научится общаться и работать в команде. Всё, чего вы добьётесь — отвращение ребёнка к спорту. Занятия не должны ассоциироваться с насилием, быть испытанием и не должны ломать психику.
Как рекламировать ребенку правильное питание
— Мам, что на ужин? — спросил меня старший сын, — мы на карате сегодня долго в спаррингах стояли, я так устал и очень хочу есть!
— Кто победил? — интересуюсь я.
— Егор, — обиженно отвечает он, — он в трех раундах выиграл, а я только в одном.
— Понятно, — отвечаю я, — ну, бывает, что тут скажешь… Ладно, садись кушать. Я приготовила плов с нутом.
— Опять нут? — капризно произнес сын, — я не люблю нут и не хочу его!
— Я знаю, поэтому положу тебе его совсем немного, — сохраняю спокойствие я, — раньше мне тоже он казался каким-то странным на вкус, а сейчас очень нравится. Мне кажется, со временем и ты его полюбишь.
— Не думаю, — буркнул сын.
— Ну, как знаешь, — говорю я, — просто от бобовых хорошо растут мышцы, а значит и увеличивается сила удара. Вроде это круто помогает на спаррингах в каратэ… Но я не уверена, тебе виднее.
— Ладно, уговорила, — миролюбиво соглашается он, — давай нут, мышцы мне нужны.
Ставлю себе галочку за находчивость и с облегчением накладываю плов.
В прошлом году к нам часто приходила в гости соседская девочка. Пухленькая и с волосами ниже пояса. Мечтает похудеть и иметь волосы как у Рапунцель. Но любит сладкое. В полдник кладу перед ней орехи, а у нее с собой печенье.
— Слушай, от печенья ты точно не похудеешь, а орехи помогут твоим волосам стать еще роскошнее.
— Правда?
— Да, я много читала о пользе орехов, — с серьезным видом говорю я, — горсточка в день — это хорошая альтернатива твоему сладкому печенью.
— Тогда я попробую, — заинтересованно ответила она. Еще один плюсик мне в карму.
Это не идеальная стратегия. Но она дает возможность поискать мотивацию для ребенка. Не всегда срабатывает, но попробовать вполне можно.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»
1.Часто ли болеет ваш ребенок?
А) совсем не болеет б) редко болеет в) часто болеет
2. знаете ли Вы физические показатели вашего ребенка?
А) да б) нет в) частично
3
На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?. А) соблюдение режима б) полноценный сон в) достаточное пребывание на свежем воздухе г) здоровая гигиеническая среда д) благоприятная психологическая атмосфера е) физические занятия ж) закаливающие процедуры
А) соблюдение режима б) полноценный сон в) достаточное пребывание на свежем воздухе г) здоровая гигиеническая среда д) благоприятная психологическая атмосфера е) физические занятия ж) закаливающие процедуры
4. какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребенка?
А) облегченная форма одежды на прогулке
Б) облегченная одежда в группе
В) обливание ног водой комнатной температуры
Г) хождение босиком
Д) прогулка в любую погоду
5. Знаете ли Вы как укрепить здоровье Вашего ребенка?
А) да б) нет в) частично
6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
А) постоянно б) частично в) очень редко г) не занимается
7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?
А) да б) частично в) затрудняюсь ответить г) нет
8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?
А) на море б) дома в) санатории г) в деревне д) другое
9. Как Ваш ребенок проводит досуг?
А) у бабушки б) гуляете вместе в) смотрит телевизор, компьютер г) с друзьями
10. Откуда Вы получаете информацию о здоровом образе жизни?
А) из специальных книг б) из средств информации в) из беседы г) в детском саду
11. Вы прививаете ЗОЖ своему ребенку?
А) да б) нет в) затрудняюсь ответить
12. Если Вы прививаете ЗОЖ, то каким образом?
А) с помощью бесед б) личным примером в) совместно
13. Нужна ли помощь детского сада?
А) да б) нет в) частично
Анализ анкеты «Здоровый образ жизни»
Цель анкеты: выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании ЗОЖ ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.
Результаты анкетирования показывают, что родители заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом . Многие родители вместе с детьми активно занимаются физкультурой, совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты в укреплении здоровья ребенка. В анкетировании принимали участие 16 родителей.
Итоги анкетирования в процентном соотношении:
1.Часто ли болеет ваш ребенок?
А) совсем не болеет- 10% б) редко болеет-20% в) часто болеет-70%
2. Знаете ли Вы физические показатели вашего ребенка?
А) да-20% б) нет-10% в) частично-70%
3
На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?. А) соблюдение режима-30% б) полноценный сон -10% в) достаточное пребывание на свежем воздухе-20% г) здоровая гигиеническая среда-0 д) благоприятная психологическая атмосфера-0 е) физические занятия-30% ж) закаливающие процедуры-30%
А) соблюдение режима-30% б) полноценный сон -10% в) достаточное пребывание на свежем воздухе-20% г) здоровая гигиеническая среда-0 д) благоприятная психологическая атмосфера-0 е) физические занятия-30% ж) закаливающие процедуры-30%
4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребенка?
А) облегченная форма одежды на прогулке-0
Б) облегченная одежда в группе-10
В) обливание ног водой комнатной температуры-0
Г) хождение босиком-30
Д) прогулка в любую погоду-60%
5. Знаете ли Вы как укрепить здоровье Вашего ребенка?
А) да-60% б) нет-0 в) частично-40%
6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
А) постоянно-20% б) частично-50% в) очень редко-30% г) не занимается-0
7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?
А) да-40% б) частично-60% в) затрудняюсь ответить-0 г) нет-0
8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?
А) на море-70% б) дома-0 в) санатории-0 г) в деревне-30% д) другое
9. Как Ваш ребенок проводит досуг?
А) у бабушки-0 б) гуляете вместе-80% в) смотрит телевизор, компьютере-10% г) с друзьями-10%
10. Откуда Вы получаете информацию о здоровом образе жизни?
А) из специальных книг-30% б) из средств информации-10% в) из беседы- 20% г) в детском саду-40%
11. Вы прививаете ЗОЖ своему ребенку?
А) да-100% б) нет в) затрудняюсь ответить
12. Если Вы прививаете ЗОЖ, то каким образом?
А) с помощью бесед-60% б) личным примером-30% в) совместно-10%
13. Нужна ли помощь детского сада?
А) да-80% б) нет-0 в) частично-20%
Какие семейные привычки питания стоит поменять
Раз от ответственности за формирование здорового пищевого поведения у тех, кого мы родили, никуда не деться, неплохо бы понимать слабые места в нашем собственном воспитании. Давайте вспомним кое-какие установки из детства.
“Ты не выйдешь из-за стола, пока все не доешь!”
Или:
“Не получишь сладкое, пока тарелка не будет пустой”.
А еще бывает так:
“В его возрасте положено съедать 200 мл каши. Поэтому я и запихиваю ее, хоть малыш и плюется”.
“Выбрасывать продукты нельзя, надо доедать все!”
Знакомо?
Подобный формат взаимоотношений с едой уходит корнями в прошлое, когда поколения наших прабабушек, бабушек и мам жили в условиях дефицита продуктов или откровенного голода.
Времена изменились, но шаблоны поведения все еще передаются. Нам стоит это осознавать и менять. Потому как более актуально сейчас беспокоиться, не переедает ли ребенок, чем уговаривать “ложечку за папу, ложечку за маму”.
Если кажется, что он не наедается или мало ест — это личная проблема родителей или родственников. Не детей (конечно, при условии нормального развития). Ведь они наверняка умеют слышать свой организм и определять степень сытости. Но испортить их своими “надо доедать”, пока не выключились природные механизмы регуляции, как у многих взрослых, — увы, более чем реально.
Еще один стопроцентно рабочий способ для этого: отсутствие режима питания. Это когда детям разрешается постоянно таскать куски между основными приемами пищи. Там погрыз печеньку, здесь конфетку с компотом и “по странному стечению обстоятельств” — плохой аппетит в обед или в ужин. Отсюда появляются истории про малоежек, которые так плохо едят, что их “вынуждены кормить” одними макаронами и хлебом, ведь другую еду “они не едят”.
Здесь позволю себе совет из личного опыта: несколько часов голода вместе с подвижными играми на улице самым магическим образом действуют на самых отпетых “нехочух”.
Основные принципы здорового образа жизни для детей
Давайте разберём, что можно сделать для своих детей уже сейчас.
Режим дня
Формирование навыков здорового образа жизни у детей начинается с правильного и продуманного режима дня. Детский распорядок дня должен представлять собой продуманный и гибкий план, адаптированный под потребности и возможности вашего школьника. При этом в нём обязательно нужно найти время и для игр, и для сна, и для общения с семьёй и друзьями, а периоды выполнения уроков лучше разбавлять периодами отдыха — так
Следите, чтобы ребёнок не был перегружен. Иногда школьная нагрузка бывает непомерной и может достигать
Физическое развитие
Отсутствие физической активности
При этом не обязательно отдавать ребёнка в профессиональный спорт. Физическая активность
Дополнением к физической активности может стать закаливание. Для многих этот процесс ассоциируется с моржами, которые обливаются водой на морозе, но обычного ребёнка достаточно просто не укутывать, одевать по погоде и не прятать от малейшего сквозняка.
Полноценное питание
Мы уже затронули важность питания в предыдущем пункте, и действительно, сбалансированное питание необходимо. Организм должен получать достаточно полезных веществ для роста, но при этом нельзя допускать переизбытка калорий и употребления большого количества нездоровой пищи — такой. Хорошим выбором может стать интуитивное питание, когда ребёнок ест то, что ему хочется, но выбор делает из здоровых продуктов
В этом случае у родителей и детей будут свои задачи в организации правильного питания. У родителей — спланировать меню, купить еду и приготовить её. У детей — выбрать, что он хочет есть из приготовленного, сколько и когда
Хорошим выбором может стать интуитивное питание, когда ребёнок ест то, что ему хочется, но выбор делает из здоровых продуктов. В этом случае у родителей и детей будут свои задачи в организации правильного питания. У родителей — спланировать меню, купить еду и приготовить её. У детей — выбрать, что он хочет есть из приготовленного, сколько и когда.
Такой осознанный подход к питанию должен быть привычкой, образом жизни, а не временным решением проблемы. Так, например, иногда родители, заметившие, что школьник набрал вес, начинают стыдить его и ограничивать в питании. Но эта тактика не даёт долговременного результата, а
Личная гигиена
Воспитание гигиенических навыков у детей также важно для общего состояния здоровья. Сюда можно отнести:
регулярный душ и мытьё головы;
чистку зубов 2 раза в день;
мытьё рук после прогулки и туалета, перед едой и по мере загрязнения;
контроль за чистотой своей одежды и обуви.
Важно не просто заставлять ребёнка делать что-то, но и объяснять причины. На руках могут быть микробы, одежда будет неприятно пахнуть, а в зубах «заведётся» кариес
Игровая форма станет удачным вариантом формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста, например, можно закрашивать дни на календаре, когда ребёнок почистил зубы или сам постирал свою одежду.
Спокойная атмосфера в семье и школе
Постоянные ссоры и крики родителей, уроки в ночи с истерикой, травля со стороны одноклассников или учителей неизбежно приведут к стрессу, который пагубно влияет на состояние здоровья и
общаться спокойно и без криков;
говорить о том, что его беспокоит;
понимать и выражать свои эмоции безопасным для него самого и окружающих способом;
принимать решения и брать ответственность за свои поступки.
Если в вашей семье будет принято общаться именно так, то и для ребёнка это станет привычной моделью общения.
Почему так трудно сопротивляться вредной еде
Нездоровая еда очень быстро и незаметно проникает в нашу жизнь. Иногда даже под видом здоровой, поэтому противостоять этому действительно непросто.
Во-первых, упакованная еда — удобная штука. И с этим сложно поспорить: схватил что-то и ешь на ходу. Или купил полуфабрикатик, принес, разогрел и съел. Чистенько и без фарша по стенам.
Во-вторых, промышленная еда формирует зависимость, что вовсе не случайно. Идет битва титанов за наши желудки и кошельки — повсюду рекламируют здоровые продукты, которые никакого отношения к здоровью не имеют. На это работают целые отделы в больших корпорациях.
Наконец, последствия питания нездоровой едой видны далеко не сразу. Диабет же не зарабатывается за неделю, согласитесь. И вроде бы умом понимаешь, что это вредно, но так как последствия в моменте не видны, то почему бы и не скушать. Вкусно же.
И если уж взрослым тяжело удержаться от соблазна и начать фильтровать, что такое хорошо и что такое плохо, то от детей этого ожидать наивно. Рассказывать им страшные истории развития болезней от вредных продуктов — так себе стратегия.
Ну, не бывает такого, чтобы съел кусок колбасы — и тут же уехал на ампутацию ноги или отстегнулась селезенка, например. Потому нудить о “вредно/полезно” зачастую малоэффективно. Что же делать?
5 способов приучить детей к полезной еде
Когда стараешься обеспечить для своих детей максимально здоровое питание и образ жизни, порой действительно складывается ощущение, будто весь мир против тебя.
Меню в садике, чаепития или дни рождения в школе, полки магазинов со всевозможным привлекательным продуктовым мусором — на войне как на войне. И пускай кажется, что силы не равны, сдаваться и опускать руки точно не стоит.
- Пробуйте рассказывать детям выгодные для них полезные свойства продуктов. И пускай от фасоли не гарантированно растут мышцы, а орехи не стопроцентный суперфуд для волос. Если это помогает накормить ими ребенка, почему нет?
- Не стоит устраивать дома пищевое гетто и впадать в панику при каждом приходе гостей с тортом и угощениями. Разумные ограничения сладкого или замена его на более здоровые альтернативы (например, вместо молочного шоколада давать горький) — это рабочая стратегия. Без чудесных чудес.
- Не водите голодных детей в магазины. Сытому ребенку проще объяснить, что конфеты вы покупать не будете.
- Договаривайтесь с воспитателями, чтобы те, по возможности, давали ребенку фрукты вместо плюшек. Например, на полдник. Чаще всего именно в этот прием пищи в садиках дают выпечку.
- Просите своих школьников быть внимательнее к их пищевому выбору. Вдруг однажды сработает?