Когда агрессия социально неприемлема
Итак, две важные части — правила и профилактика.
Правила принципиально отличаются от запретов тем, что включают в себя еще и разрешение. Например, запрет: “Драться нельзя”. Правило: “Драться нельзя, можно дружить”
Причем обратите внимание не НАДО дружить, а МОЖНО. Это принципиальная разница
Выбор остается за ребенком — он может подружиться или отойти в сторону. Если начать заставлять дружить, то это вызовет очередной виток агрессии. И способ не сработает.
А дальше маме стоит превратиться в этакого робота-повторяльщика, который при любом удобном случае рассказывает ребенку об этом правиле. Например, дерутся двое других детей или дети радостно играют друг с другом. Количество ситуаций-примеров увеличивается вдвое, потому что у правила две части. Причем можно приплетать сюда и животных: “Видишь, собачки обнюхивают друг друга — они хотят подружиться. А вот собачки гавкают друг на друга, ругаются, и хозяева их за это ругают”.
Чем полезен этот способ — ребенок запоминает две части правила. У него есть разрешенный способ. Поскольку наша психика устроена так, что мы позитив запоминаем лучше, и маме стоит больше внимания уделять разрешающей части правила. В результате у ребенка сильнее закрепится часть про дружбу, а не про драки. Для него это станет естественным поведением. И маме уже не нужно будет постоянно ребенка контролировать.
Очень важно, чтобы разрешенная часть правила исполнялась взрослыми в обычной жизни. Если мама говорит о ценности дружбы, а у самой нет ни одной подруги, то ребенку будет сложнее усвоить, что это такое — дружба, он не будет наблюдать ее естественную форму
Сложнее усвоить, но возможно — просто маме придется больше времени потратить на демонстрации.
Если мама говорит, что с воспитательницей стоит разговаривать вежливо, то ей самой следует выполнять это правило. Это не значит, что если произошел какой-то серьезный конфликт, то и поскандалить нельзя. Можно, но в отсутствие ребенка.
Спустя какое-то время ребенок сам начнет творить и изобретать новые формы дружбы. Стоит активно поддерживать его в этом: “Как ты здорово придумал”, “Ух ты, какой выход нашел” и т.д. Позитивное подкрепление — это наше все.
И вторая часть — профилактика — очень связана с разрешающей частью правила. Ребенок усвоил, что дружить прикольно, но как это делать? Он не умеет. То есть маме стоит учить ребенка тому поведению, которое она декларирует в разрешающей части правила.
Тут полная свобода для творчества. Можно и в игре развивать тему дружбы — вот машинки поссорились, а вот так они помирились. Можно и рисовать, и лепить разные ситуации. И, конечно, с людьми все это опробовать — первое время желательно тренироваться на знакомых вам детях и мамах, чтобы не было ненужных эксцессов. Такой процесс, кстати, полезен обоим малышам, так что со своими подругами можно договориться и скооперироваться ради такой демонстрации.
Особенности агрессивного поведения детей и подростков
Чаще всего агрессивное поведение детей и подростков направлено на самых близких людей. Страдают товарищи, одноклассники, родственники, воспитатели. Психологи причисляют такое поведение к феномену «самоотрицания». Агрессивные дети не обязательно воспитываются в неблагополучных семьях. Очень вероятно, что агрессивный ребенок растет в богатой семье и не имеет лишений.
Агрессивное поведение у детей и подростков может не иметь реального мотива. Подавлять агрессию у ребенка строго запрещается. Например, нельзя запрещать фантазии и игры, в которых есть жестокость. Ребенок начинает подавлять свои мысли о гневе и жестокости, откуда вытекает масса психологических проблем. Подавленная агрессия накапливается на бессознательном уровне. Однажды она все таки найдет выход, и это будет взрыв ярости, от которого могут пострадать даже ни в чем неповинные взрослые и дети. Родители часто просят ребенка вести себя спокойно не потому, что воспитывают его таким образом, а потому, что хотят покоя для себя. В таких случаях взрослые должны в этом признаться себе, а потом объяснить ребенку, почему именно он должен вести себя спокойно («мама должна отдохнуть после работы»). Не выдавайте заботу о себе за заботу о ребенке. Дети очень тонко чувствуют такой обман.
Если ребенок никогда не проявлял агрессии вследствие подавления такого поведения со стороны взрослых, он не научится находить грань между нормальным поведением в социуме и антисоциальными действиями. У них, так сказать, не будет хватить жизненной практики. Проявляя агрессию определенным поступком, ребенок потом чувствует страх за того, кого он обидел, и за себя (боязнь наказания со стороны взрослы и/или мести со стороны обиженного ребенка и его родителей). Кроме того, он получает наказания. И это последствия поступка влияют на его оценку необходимости проявлять агрессию в будущем. Так что это очень важный жизненный опыт.
Как понять, что ваш ребенок агрессивный?
- Он часто ведет себя несдержанно, не умеет или не хочет контролировать себя. В некоторых случаях, агрессивный ребенок пытается взять под контроль свои эмоции, но ничего не получается.
- Любит портить вещи, получает удовольствие, когда ломает или разрушает что-нибудь, например, игрушки.
- Постоянно вступает в споры со сверстниками и взрослыми, ругается.
- Отказывается выполнять просьбы и указания, знает правила, но не желает их придерживаться.
- Совершает поступки назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей: раздражение, злость.
- Не умеет признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
- Ребенок долго помнит обиды, обязательно стремится отомстить. Отмечается чрезмерная завистливость.
Обратите внимание, что детей, особенно в возрасте 5–6 лет, случаются приступы непослушания. Злость, вызванная серьезной причиной, вроде обиды или несправедливого наказания – абсолютно нормальная реакция
Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода вы регулярно замечаете в поведении детей хотя бы 4 признака из перечисленных.
Детское горе при потере близких
Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.
Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.
Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:
- сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
- включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
- брать его с собой на похороны или нет?
- вспоминать с ребенком умершего или нет?
Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.
Почему появляется агрессия у ребенка?
Сами причины проявления агрессии у ребенка могут быть разнообразны. Конечно, болезни головного мозга или же конкретные заболевания тоже могут стать причиной проявления агрессии у ребенка. Но все же ключевым фактором является семья и воспитание ребенка.
Проведенные исследования показали и доказали, что те дети, которых резко отлучали от грудного вскармливания, или же дети, у которых была ограниченная связь и общение с матерью, становятся подозрительными, жестокими, агрессивными, тревожными и эгоистичными людьми. В тех случаях, когда мама всегда была рядом и дарила малышу свою любовь и заботу, такие качества могут так и никогда не проявляться у человека.
Еще одной важной причиной являются наказания, которые применяют родители в ответ на агрессивное поведение ребенка. Тут возможны два вида реакции у родителей: большая строгость к ребенку или же излишнее снисхождение
Доказанным фактом является то, что агрессивные дети могут вырастать в семьях, где родители слишком жестокие и строгие и в тех семьях, где родители мягкие и уступчивые.
Но, проведя ряд исследований, ученые обнаружили, что в тех случаях, когда родители слишком резко подавляют агрессивное поведение своих детей, то у них агрессия не только не исчезает, но и становится больше. В этих случаях ребенок будет проявлять агрессию и во взрослой жизни.
Однако это не значит, что если ребенок будет проявлять агрессивное поведение, а родители не будут делать ничего, чтобы вразумлять ребенка, то ребенок »исправится». Ведь в этом случае, ребенок будет думать, что такое поведение нормально и постепенно он будет направлять свою агрессию на окружающих людей.
Звучит как парадокс, но все же родители должны найти ту самую золотую серединку, чтобы правильно воздействовать на ребенка и контролировать агрессию своего ребенка.
Да и важно иметь в виду тот факт, что в большинстве случаев проявленная агрессия у ребенка является копированием такого поведения своих родителей. Так что, если ваш ребенок видит у вас вспышки агрессии, несдержанность, то даже и не пытайтесь исправлять его
Прежде всего исправьтесь сами.
Как бороться с агрессией
Незначительные проявления агрессии стоит пропускать без внимания. Выразите понимание к ситуации: «Я понимаю, что то-то и то-то тебя злит, раздражает»
Можно перенаправить внимание малыша на другие объекты, игры и т. д
Постарайтесь дать ему понять, что его плохие эмоции не потому, что он сам плохой. Например, объясните ему, что он злится, потому что хочет кушать и т. п.
Нужно выслушать ребенка/подростка, если он хочет выговориться. Если же агрессивное поведение проявляется очень долго, игнорировать его ни в коем случае нельзя
Важное правильно: нужно заострять внимание не на личности малыша, а на его поступках. Когда малыш проявляет агрессию, констатируйте вслух факт, что он ведет себя злобно. Спросите его, злится ли он в данный момент
Потом спросите о его мотивации: он делает что-либо, чтобы обидеть кого-то? Объясните ему, что вам не нравится то, что он делает в данный момент. Расскажите, что он нарушает те или иные правила поведения
Спросите его, злится ли он в данный момент. Потом спросите о его мотивации: он делает что-либо, чтобы обидеть кого-то? Объясните ему, что вам не нравится то, что он делает в данный момент. Расскажите, что он нарушает те или иные правила поведения.
Когда вы таким образом общаетесь с маленьким агрессором, не проявляйте злости и нетерпения. Нельзя упоминать подобные ситуации и поступки ребенка. Когда он утихомирится, нужно обсудить ситуацию, то, как ребенок себя вел, и почему вы считаете это поведение неправильным. Объясните, что агрессивное поведение несет вред не только другим людям, но и ему самому. Вместе порассуждайте, как он должен был себя вести.
Следующее правило — контроль своих негативных эмоций. Когда мы начинаете злиться или раздражаться, ребенок также становится агрессивным. Когда взрослый натыкается на агрессию малыша, он должен оставаться спокойным и показывать, что настроен как партнер по отношению к агрессору.
Запрещается по отношению к агрессивному ребенку/подростку:
- кричать
- показывать свою власть и большие возможности, чем есть у ребенка
- давать оценку личности ребенка и личностям его товарищей
- дразнить ребенка, копировать его поведение
- делать агрессивные жесты, становиться в позы, выражающие негативные эмоции
- оправдываться, пытаться подкупить малыша
- читать нотации
- действовать физическими методами и угрозами
Агрессия детей часто направлена на то, чтобы взрослый проявил слабость. Если взрослый на это ведется, он еще больше понижает свой авторитет в глазах ребенка или подростка. И уже вряд ли удастся вступить в партнерские отношения с маленьким агрессором.
Следующее правило поведения с агрессивным ребенком — сохранять его положительную репутацию. Нельзя привселюдно ругать малыша. Предположите вслух, что он не хотела никогда обидеть, что его поведение связано с плохим самочувствием. Разрешите ему выполнить ваше требование не полностью или чуть иным образом, чем вы предполагаете. Можно предложить ребенку договор, предполагающий компромисс.
Требуя полного выполнения ваших приказов, вы рискуете напороться на еще более яркое проявление агрессии со стороны ребенка. Следующее правило — демонстрация неагрессивного поведения. Вы не должны терять контроль, когда имеете дело с плохим поведением ребенка. Чтобы сохранить спокойствие и минимизировать агрессию со стороны малыша, применяйте такие тактики:
- шутите, но добродушно
- выражайте спокойствие мимикой и жестами
- дайте ребенку остаться одному и привести в порядок свои эмоции
- слушайте молча, не перебивайте и не пытайтесь доказать свое
Не прогибайтесь, а наоборот – демонстрируйте силу
Да, вы пытаетесь понять злого человека, но это вовсе не означает, что разрешаете ему быть агрессивным. Их беды и переживания – вовсе не дают права обижать и унижать других людей. Поэтому даже в какой-то мере сочувствуя таким людям, убедитесь, что отстаиваете свою позицию. Не позволяйте им доминировать во время общения, даже если они вам смертельно надоели, как и их манера общения.
Разговаривайте ровным тоном, не позволяйте себя перебивать. Оставайтесь подчёркнуто вежливыми и напоминайте о том, что ожидаете точно такого же поведения в ответ.
Если ситуация доходит уже до критической точки, и вы не можете больше терпеть – скажите об этом, но авторитетно и спокойно.
Агрессия у детей разного возраста
Младенцы склонны к агрессивному поведению, если не получают быстрого удовлетворения возникающих потребностей
Дети чуть более старшего возраста агрессивны по отношению к своим братьям и сестрам, таким образом, отвоевывают любовь мамы и папы, их внимание. Когда ребенка отправляют в детский сад, он может также стать агрессивным
Может начать царапаться, драться с родителями и одногруппниками, воспитателями и т.д. Это активное проявление негативных эмоций. Но может наблюдаться и пассивная агрессия, которая выражается в кусании ногтей, отказе от игровой деятельности и обедов, в проявлениях упрямства.
Дети становятся менее агрессивными в дошкольный период. Самый сложный период приходится на два года, а максимально агрессивными малыши становятся в три годика. Если не работать с агрессией ребенка, к тринадцати годам она становится свойством характера, привычкой и, скорее всего, останется не всю жизнь.
Поведение малыша коррелирует с психологическим семейным климатом, очень многое зависит от отношений с мамой. Дети, у которых гармоничные отношения с матерью, имеют высокий уровень уверенности в себе, почти не вступают в ссоры и споры со взрослыми, имеют высокую успеваемость в школе. В случаях, когда мать не уделяет должного внимания ребенку, у малыша появляются приступы гневливости, будучи подростками и взрослыми людьми они имеют агрессивность в характере, от которой часто страдают окружающие.
Меньше говорите, и больше слушайте.
Не ввязывайтесь в ненужные и негативные ссоры и споры только потому, что вам некомфортно в тишине. Не говорите то, о чем вы пожалеете уже через пять минут, лишь для того, чтобы заполнить вашу ужи хоть каким-нибудь шумом. Корень гнева и раздражения лежит внутри нас самих… но вы вполне способны предпочесть обдуманный и взвешенный ответ сиюминутному удовлетворению.
Вдохните. Выдохните. Минута молчания посреди полной гнева ссоры может уберечь вас от сотен и тысяч моментов раскаяния. Если честно, часто вы кажетесь собеседнику наиболее убедительным и уверенным в себе именно тогда, когда вы молчите. Мало кто ожидает от собеседника молчания. Люди ожидают криков, драмы, перехода в глухую оборону или нападение, и так далее, и тому подобное. Они ожидают, что вы прыгните в ринг и начнете драться. Они заранее готовы защищаться, держа на взводе ехидные комментарии и едкие реплики. Но глубокое, осмысленное молчание? Оно их обезоруживает.
Почему это работает
Если вы хотите помочь вашему ребенку выбраться из замкнутого круга вины и стыда, вам нужно захотеть установить контакт сначала на эмоциональном уровне и только потом корректировать его поведение.
Это непростой шаг.
Родитель может уже быть на грани, готовый сделать все что угодно, чтобы уже прекратить эту детскую истерику, плач или агрессию, чтобы вернуть спокойствие в дом. Но парадокс в том, что как только вы искренне говорите или своими действиями показываете: «Я вижу, чтобы тебе трудно, И я люблю тебя в этот момент», для стыда не остается больше места. И вот, ваш ребенок выбрался из ловушки!
Теперь он может научиться справляться с фрустрацией, преодолевать тревогу и спокойно относиться к собственному несовершенству, поскольку он знает, что его любят безусловно, что бы ни случилось.
По большому счету, не такой уж это радикально новый подход.
Что делать, если ребенок агрессивный?
Первое, что требуется от родителей, пытающихся снизить детскую агрессию – это вовлеченность в дела ребенка, принятие его как личности, интерес к его миру и понимание мотивов поведения.
В некоторых случаях родителям не удается самостоятельно справиться с агрессии ребенка. В ряде ситуаций требуется помощь детского психолога или психотерапевта.
В каких случаях необходимо обратиться к специалисту?
- если ребенок стал чрезмерно агрессивен в течение длительного времени, более нескольких недель
- если агрессия приобрела необычные, вычурные черты
- агрессивность приводит к физическим повреждениям и даже травмам его самого или окружающих
- агрессия приводит к конфликтам со сверстнкиами или воспитателями, учителяи в детском саду или школе вплоть до остранения ребенка от занятий
Следует помнить, что иногда детская агрессия возникает не только из-за семейных или психологических сложностей, а является симптомом психических расстройств. Поэтому поддержка специалиста необходима, для того чтобы идентифицировать ведущие факторы и дать рекомендации родителям.
В нашем центре опытные детские психологи, психотерапевты проведут оценку с помощью проверенных методов для того, чтобы понять поведение ребенка. После диагностики состояния и установления причины подберут оптимальный вариант решения.
Существует много вариантов помощи таким детям, семьям с такими детьми. Это и психологическая помощь, и биологическая, и социальная.
В нашей команде собраны ведущие специалисты Санкт-Петербурга по этому направлению.
Мы будем рады Вам помочь!
Катастрофа XXI века
На сегодняшний день каждый человек, даже не являющийся специалистом в области психологии и педагогики, может с легкостью заметить, какими быстрыми темпами вырастает количество агрессивных детей. Естественно, этому способствуют много факторов:
- Социальные условия;
- Пробелы в семейном воспитании;
- Родовые патологии, приводящие к повреждению мозга;
- Безразличные к проблемам ребенка родители и учителя;
- Средства массовой информации, фильмы и компьютерные игры, в которых идет активная пропаганда насилия.
На самом деле причин очень много
Однако, проблема столь серьезна и актуальна, что сегодня нужно обратить на это особое внимание
Ведь при рождении у ребенка всего 2 способа реагирования на разные стимулы: удовольствие или неудовольствие. И когда малыш сыт, чист и у него нет никаких болей, то ребенок проявляет только положительные эмоции – это может быть улыбка, спокойное наблюдение за окружающими и даже спокойный сон. В тех случаях, когда у малыша есть какой-то дискомфорт, то у него появляется недовольство: он начинает плакать, кричать и тому подобное.
Требует Ли Агрессия Ребенка Вмешательства?
Если агрессивное поведение существенно мешает функционированию семьи и способности вашего малыша участвовать в социальных ситуациях, ваш ребенок, скорее всего, сообщает, что он находится в состоянии стресса
Очень важно найти время, чтобы понять и устранить источник стресса. Педиатр или терапевт могут уделить время, чтобы выслушать вас и помочь вам разобраться в ситуации
Они могут помочь вам продумать вашу уникальную реакцию на поведение и поддержать вас в установлении соответствующих ограничений.
Деструктивная агрессия, когда ребенок неоднократно причиняет вред себе или другим и повреждает имущество, сигнализирует о том, что ребенок борется с регуляцией эмоций и переполняется стрессом. Они используют все доступные средства, чтобы сообщить, что им нужна помощь. Вместо того, чтобы обращаться к справочнику о том, что является «нормальным», используйте уровень стресса и нарушения функций семьи как ориентир, когда необходимо более пристальное внимание к проблеме. Дети обычно учатся управлять своей агрессией, сочетая спокойствие, любящее внимание и ограничивая настрой своих опекунов
По мере развития у них языковых и мыслительных навыков неуместное агрессивное поведение естественным образом утихнет, поскольку они приобретут новую и более сложную способность к социальному взаимодействию
Дети обычно учатся управлять своей агрессией, сочетая спокойствие, любящее внимание и ограничивая настрой своих опекунов. По мере развития у них языковых и мыслительных навыков неуместное агрессивное поведение естественным образом утихнет, поскольку они приобретут новую и более сложную способность к социальному взаимодействию
Научитесь делать паузу и задумываться.
Не начинайте сразу думать о худшем, столкнувшись с небольшой драмой. Когда кто-то ведет себя нерационально, не усугубляйте ситуацию, делая спешные (и негативные) выводы из того, что вы видите. Вместо этого остановитесь на минутку. Сделайте глубокий вдох…
Порою даже очень хорошие люди под воздействием стресса ведут себя не лучшим образом. Не так ли? Когда вы делаете паузу, это дает вам время и место для того, чтобы собраться с мыслями, и позволяет сделать то же самое человеку, с которым у вас не задались отношения. В большинстве случаев это время и место – все, что вам нужно для того, чтобы прийти к согласию.
Агрессия и человек
Само проявление агрессии является свойственной для человека. Так как агрессия — это подсознательная форма поведения индивида, направленная на то, чтобы защититься и выжить в мире, где много опасностей. Так было веками.
Однако, человек понимает, что нельзя проявлять агрессию в цивилизованном мире и с возрастом начинает осуществлять контроль над своими агрессивными инстинктами и применять более приемлемые способы реагирования.
Проблема в том, что этому (контролированию своих агрессивных инстинктов) нужно учить человека с детства. В противном случае, у него могут возникать разные сложности с налаживанием контакта с другими людьми. Следовательно, в проявлении агрессии у детей, ключевым и важнейшим фактором является реакция взрослых, прежде всего родителей.
Многие родители ошибочно полагают, что необходимо подавлять агрессию в ребенке. Это большая ошибка, ведь как уже говорилось выше, агрессия – это необходимое и естественное чувство для индивида. А когда все время подавлять проявления агрессии у своего ребенка, то у него может появляться другой вид агрессии: аутоагрессия, которая является более серьезной проблемой. Ведь в этом случае ребенок причиняет вред самому себе.
Или же подавление агрессивного поведения у ребенка может привести к развитию у него психосоматического расстройства.
Итак, что же делать родителю, ребенок которого применяет агрессивное поведение? Тут важнее всего понять, что главной вашей задачей, как родителей, является обучение ребенка способам контроля вспышки своей агрессии. Вы должны научить своего ребенка, как направить конфликт в мирное русло. Показать им и научить защищать себя и свои интересы теми способами, которые приемлемы в социуме
Ведь важно донести до ребенка, что можно и нужно защищаться, но при этом не ущемлять интересы другого и не причинять ему вреда
Что означает агрессия ребенка в разном возрасте
3 года. В этом возрасте агрессия для ребенка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет еще более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймет, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.
4–5 лет. В этом возрасте ребенок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.
5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими.
Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют агрессию, чем девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым». Неагрессивные дети в школе и детском саду уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям учить своих детей ,чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди одноклассников или друзей во дворе.
Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.
Детям, особенно подросткам, свойственно делить всех людей на «своих» и «чужих». К сожалению, это нередко приводит к откровенной агрессии против «чужаков». Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать «семейными установками». Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью.
В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.
Причины и проявления агрессии у детей
К агрессии склонны в основном дети, с которыми родители мало говорят, и в основном бьют и ставят в угол с целью наказания. наказание должно всегда отвечать поступку ребенка, его нужно сопровождать доходчивыми объяснениями, почему именно то или иное действие малыша было неуместно, причинило кому-то вред и пр.
Чтобы наказать ребенка за проступок, применяйте лишение поощрений и временный запрет игр с друзьями (нельзя выходить во двор, звонить по телефону и пр.). Психологи говорят, что агрессия детей порождается их беззащитностью. дети становятся агрессивными, чтобы защитить себя, победить страхи.
Агрессивное поведение дошкольников обычно заключается в таких действиях:
- упрямство и неуступчивое поведение
- крики
- плач, рыдания
- грубое обращение с домашними и уличными животными
- швыряние предметов
- ломание игрушек
Дети с 1 по 4 класс склонны проявлять негатив словами. Они ругаются, издеваются словесно над одноклассниками. Могут быть также драки. Если учитель реагирует нервно и злобно, агрессивное поведение может усилиться.
Агрессия у подростков является способом заявить о своей независимости, взрослости и силе. У тех подростков, которые в своем классе занимают лидирующие позиции или отвергаемы коллективом, агрессия проявляется более часто и ярко, чем у других. Если взрослые (родители и учителя) помогут ребенку, станут ему партнерами и будут готовы разговаривать, а не кричать и наказывать, этот кризис минет без последствий.
Наиболее агрессивны дети в таком возрасте:
- 3-4
- 6-7
- 14-15
Ребенок, социализируясь, проявляет тем или иным способом агрессию, чтобы:
- защитить свои интересы,
- дать отпор угрозе,
- приспособиться во взрослом мире
- избавиться от страха и психологического дискомфорта
Агрессия у детей разного возраста
Младенцы склонны к агрессивному поведению, если не получают быстрого удовлетворения возникающих потребностей
Дети чуть более старшего возраста агрессивны по отношению к своим братьям и сестрам, таким образом, отвоевывают любовь мамы и папы, их внимание. Когда ребенка отправляют в детский сад, он может также стать агрессивным
Может начать царапаться, драться с родителями и одногруппниками, воспитателями и т.д. Это активное проявление негативных эмоций. Но может наблюдаться и пассивная агрессия, которая выражается в кусании ногтей, отказе от игровой деятельности и обедов, в проявлениях упрямства.
Дети становятся менее агрессивными в дошкольный период. Самый сложный период приходится на два года, а максимально агрессивными малыши становятся в три годика. Если не работать с агрессией ребенка, к тринадцати годам она становится свойством характера, привычкой и, скорее всего, останется не всю жизнь.
Поведение малыша коррелирует с психологическим семейным климатом, очень многое зависит от отношений с мамой. Дети, у которых гармоничные отношения с матерью, имеют высокий уровень уверенности в себе, почти не вступают в ссоры и споры со взрослыми, имеют высокую успеваемость в школе. В случаях, когда мать не уделяет должного внимания ребенку, у малыша появляются приступы гневливости, будучи подростками и взрослыми людьми они имеют агрессивность в характере, от которой часто страдают окружающие.
Агрессивное поведение мальчиков и девочек: отличия
Агрессивное поведение мальчиков всегда более открытое. Контролировать свои негативные эмоции мальчики учатся позже девочек. К тому же, в обществе до сих пор доминирует представление, что агрессия не должна быть присуща девочкам. Потому с детства их учат не показывать свое недовольство и злость. Девочкам никогда не дают советов давать сдачу обидчикам, а мальчиков часто воспитывают именно так.
Отличие также в том, что девочки характеризуются большей впечатлительностью, чем мальчики. Потому грубое проявление агрессии обычно им претит. Они начинают проявлять агрессию словами, а не поступками. Часто это не оскорбления, а сарказм и ирония. Агрессия девочек и девушек-подростков часто направлена на психологически уязвимое место конкретной личности. Потому можно сказать, что агрессивное поведение девочек более эффективно. У мальчиков слабый контроль агрессии, агрессивное поведение их генерализированно, может касаться всех окружающих людей подряд.
В возрасте 10-14 лет девочки часто «подставляют» мальчиков, что такое является проявлением агрессивного поведения. Когда назревают «групповые» конфликты, девочки почти никогда не бывают исполнительницами, в основном они подначивают остальных, разжигают ссору.