Профилактика заболевания
Что касается профилактики церебральной астении, рекомендации следующие:
- Соблюдение распорядка дня;
- Избегать переутомления и стресса;
- Увеличить количество времени проведённого на свежем воздухе;
- Больше времени посвящать отдыху;
- Сбалансированный и полезный рацион питания;
- Почаще испытывать позитивные эмоции;
- Здоровый сон, не менее 7 часов в сутки.
Прогноз лечения в целом благоприятен, но не стоит забывать, что при несвоевременном лечении или его отсутствии, болезнь может перерасти в серьёзную психическую патологию. Здоровье — важнейший аспект нашей жизни! Поэтому при возникновении признаков заболевания обязательно обратитесь за квалифицированной медицинской помощью. Ведь только правильно подобранное лечение и время может являться гарантом благоприятного исхода!
Причины развития СДВГ у детей
Точная причина развития СДВГ не определена медицинской наукой. Ученые считают, что данное состояние появляется при воздействии комплекса факторов. К ним относятся:
1. Негативные влияния во время внутриутробного развития (загрязнения окружающей среды, продуктов питания, интоксикация организма, инфекции, резус-конфликт, угроза выкидыша, патологические роды и т. д.).
2. Факторы, негативно воздействующие на головной мозг малыша в самом раннем возрасте (гипоксия, наркозы, прием антибиотиков).
3. Отягощенная наследственность.
Вышеперечисленные причины способны вызвать органическое поражение головного мозга ребенка, что и выражается характерным поведением.
Факторы, разрушающие психическое здоровье
К ним следует отнести все противоположности тому, о чем было написано выше: нарушенный режим сна, отсутствие физических нагрузок при интеллектуальном труде, лишение регулярного отдыха и избегание стрессов. Кроме того:
Употребление психоактивных веществ
Алкоголь – яд для нервной системы. Даже однократное употребление “некрепкого” алкоголя наносит ущерб нервной системе эквивалентный сотрясению головного мозга.
Курение сигарет – истощает процессы возбуждения в головном мозге, так как никотин – психостимулятор.
Наркотики – вещества искусственно вызывающие психические расстройства (от депрессии до шизофрении).
Перегрузка информацией
Чрезмерное поступление новой информации сначала приводит к перевозбуждению нервной системы, сопровождающемуся повышенной потребностью к информации, а затем к срыву нервной системы.
Ложь, одиночество
Нездоровые отношения, чрезмерное внимание (или полное невнимание) к свому здоровью также можно отнести к разрушающим психику явлениям.
Избегание диспансеризации
Наличие болезней внутренних органов, которые не выявлены и по которым не назначено лечение.
Как это ни банально звучит, внутренние болезни (сахарный диабет, гипертония, онкология и т.д.) сказываются на работе сосудов и нейронов мозга. А психика, по мнению врачей является одной из главных функций головного мозга.
Поэтому раннее выявление любого заболевания (или предрасположенности к нему) будет предотвращать воздействие на мозг и соответственно на психическую сферу.
Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы
Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.
Зачастую у одного ребёнка встречаются сразу несколько видов перинатального поражения центральной нервной системы
В связи с этим важно провести комплексное обследование ребёнка
- Нейросонография( методэхографической визуализации головного мозга новорождённого и ребёнка до 1 года, пока открыт большой родничок)
- Электроэнцефалография (метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов головного мозга.)
- Ультразвуковое исследование сосудов головного мозга
- Эхоспондилография шейного отдела позвоночника
- Электронейромиография (исследование проводимости нервного сигнала и реакции мышц)
- Компьютерная томография ( КТ)
- Магнитно-резонансная томография (МРТ)
- Биохимические анализы крови
- Консультации специалистов (эндокринолог, ортопед, логопед, психолог и др.)
Следует отметить, что нет необходимости в применении сразу всех методов дополнительной диагностики. Конкретные методы исследований у Вашего ребёнка определит специалист нашего центра на основании данных неврологического статуса на момент осмотра.
Лечение последствий перинатального поражения центральной нервной системы
Поражения головного мозга в перинатальный период являются основной причиной инвалидизации и дезадаптации детей.
Лечение острого периода перинатальных поражений центральной нервной системы проводится в стационаре, под постоянным контролем врача.
Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться неврологам и педиатрам , включает в себя медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, мануальную терапию и элементы педагогической коррекции.
В большинстве случаев, у одного ребёнка с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы чаще всего отмечается сочетание нескольких синдромов заболевания, лечение должно быть комплексным под контролем врача-невролога, при участии психолога, остеопата, эндокринолога, мануального терапевта, логопеда, ортопеда, педагога-дефектолога.
Собрать воедино всех специалистов и диагностическо-лабораторные методы исследования непростая задача. А бегать с малышом по разным клиникам, неподъемная работа и для родителей и для ребёнка.
Поэтому в Отделении медицинской реабилитации для детей с нарушением функции центральной нервной системы медицинского центра «ЮгМедТранс» в городе Ростов-на-Дону имеются дневной стационар, где проводится диагностика и лечение детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с задержкой речевого, психического, двигательного развития, синдромом дефицита внимания, гиперактивности и др.
Для каждого ребёнка составляется индивидуальная программа обследования, медикаментозного, физиотерапевтического лечения, массажа, лечебной физкультуры, проводится консультация медицинского психолога, логопеда.
После окончания курса лечения в стационаре ребёнок и его родители получают рекомендации для продолжения лечения амбулаторно до следующего курса стационарного лечения. Таким образом, под контролем врача-невролога, остеопата и психолога проводится лечение и наблюдение за течением заболевания в динамике.
Родители должны помнить, что чем раньше начинается лечение детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, тем больше шансов у реpбёнка жить полноценной жизнью.
Подростковые психические расстройства
Для подростков характерны все известные психиатрические заболевания, кроме тех, что развиваются в старческом возрасте. Но особенности подросткового возраста оказывают влияние на проявление симптомов и течение заболеваний.
1. Дисморфофобия, дисморфомания наиболее часто встречается у подростков. При данных видах психических расстройств больной ребенок опасается появления или твердо убежден в наличии у себя некоего дефекта, которое по его мнению заметно для окружающих. Чаще всего такие недостатки обнаруживаются на лице, но причиной переживания могут быть и особенности фигуры, излишнее потоотделение и т.д.
2. Метафизическая (философическая) интоксикация начинает проявляться в младшем подростковом возрасте. На ранних стадиях диагностировать расстройство сложно, так как очень часто склонность к рассуждениям и размышлениям можно отнести к особенностям характера. При наличии патологических расстройств наблюдается постепенное отрешение от окружающего и отрешенность. Метафизическая интоксикация имеет много схожего с параноидальным бредом. Главным отличием этого расстройства является отсутствие борьбы за свои «идеи» при метафизической интоксикации. На сегодняшний день природа возникновения подобных расстройств точно не установлена.
3. Психопатоподобный синдром чаще всего проявляется у мальчиков в подростковом периоде. Симптомы подобного расстройства могут иметь много общего с шизофренией или другими отклонениями психики, но при этом у пациентов не наблюдается нарушение умственной активности. Психопатоподобный синдром проявляется в виде (злобности, конфликтности, агрессивном поведении)
4. Аноректический синдром очень часто встречается у подростков, его наблюдают при шизофрении или нервной анорексии. Причиной отказа от еды может стать истерическая реакция или демонстрация своего оппозиционного поведения. В этом случае приступы длятся недолго и не наносят вреда здоровью. При более серьезных психопатиях отказ от еды может быть вызван галлюцинациями, бредом или навязчивыми идеями. Подросток может считать, что он просто не достоин еды и тех средств, которые на нее затрачены.
5. Суицидальное поведение. В подростковом периоде ребенок переживает очередной кризис. Склонность к суицидам возрастает в несколько раз
Часто подобным поведением подросток просто пытается привлечь внимание к себе или к некой проблеме, это своеобразный крик о помощи. Данный вид расстройств психики часто сопровождается наличием депрессий и неврозов
Поводом к суициду может стать непонимание в семье, сложные взаимоотношения с ровесниками и учителями, неразделенная любовь и т.д.
Подростки требуют особого внимания со стороны родителей и близких. Диагностировать расстройства психики в этом возрасте довольно сложно. Многие симптомы заболеваний можно спутать с педагогической запущенностью.
Органические заболевания головного мозга (в частности церебрастенический синдром)
Диагноз «органическое поражение головного мозга» в последнее время стал очень распространенным. Это связано с тем, что данная формулировка описывает не одно заболевание, а ряд отдельных патологий. Все они характеризуются изменениями структуры головного мозга. В большинстве случаев органические изменения не оказывают существенного влияния на работу ЦНС, ярко выраженные симптомы начинают проявляться в том случае, если повреждено более 20% головного мозга. При более серьезных повреждениях проявляются стойкие патологические синдромы, одним из них является церебрастенический синдром.
У детей органические повреждения головного мозга чаще всего связаны с перенесенными внутриутробными инфекциями или родовыми травмами. Но привести к развитию органических заболеваний могут и другие причины. Церебрастенический синдром развивается в результате кислородного голодания головного мозга
Больной не может концентрировать внимание и усваивать большое количество информации, быстро устает
Развиться церебрастенический синдром может в любом возрасте.
При игнорировании проблемы, психика ребенка не развивается нормальными темпами, но современная медицина позволяет проводить успешное лечение. Дети с различными органическими повреждениями головного мозга сегодня получили шанс на выздоровление и ведение полноценной жизни в будущем.
Суть нарушения
Поскольку основной характеристикой церебрастении является нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, синдром чаще диагностируется в стрессовые периоды жизни ребенка – при поступлении в детский сад, школу
Буквально слово “церебрастения” переводится как “слабость головного мозга”. В начале развития церебрастения может ошибочно приниматься за обычное переутомление или последствие многочисленных стрессов. Так как болезнь часто впервые проявляется после травм и недавно перенесенных заболеваний, люди ошибочно принимают симптомы этого нарушения за слабость, ожидая, что она пройдет самостоятельно. Тем не менее церебрастенический синдром может прогрессировать, негативно сказываясь на самочувствии и качестве жизни.
Нарушение относится к неврологическим расстройствам. В МКБ-10 оно обозначается кодом F06.6 – органическое эмоциональное или астеническое нарушение (расстройство).
С синдромом церебрастении может столкнуться человек любого возраста.
Обратите внимание! Опасность церебрастении у детей – отставание в развитии из-за нарушения нормального функционирования головного мозга. Заболевание относится к нарушениям соматического характера
Основная причина патологии – это нарушение работы центральной нервной системы вследствие органических поражений мозга (травмы, инфекции тканей мозга и т.д.). При церебрастеническом синдроме у детей и взрослых наблюдается нарушение передачи двигательных и чувствительных импульсов от головного мозга по соответствующим нервным волокнам. Это определяет один из главных симптомов нарушения – резкие перепады настроения, сопровождающиеся рядом физиологических реакций
Заболевание относится к нарушениям соматического характера. Основная причина патологии – это нарушение работы центральной нервной системы вследствие органических поражений мозга (травмы, инфекции тканей мозга и т.д.). При церебрастеническом синдроме у детей и взрослых наблюдается нарушение передачи двигательных и чувствительных импульсов от головного мозга по соответствующим нервным волокнам. Это определяет один из главных симптомов нарушения – резкие перепады настроения, сопровождающиеся рядом физиологических реакций.
Заболевание является одним из самых сложных неврологических нарушений, так как напрямую связано с функционированием соматической нервной системы, осуществляющей осознанное управление организмом. При церебрастении своевременное лечение определяет дальнейший прогноз. Если патологию не лечить, со временем она приведет к развитию различных нарушений и осложнений, так как сбой в работе нервной системы неизменно сказывается на функционировании всего организма в целом.
Основные проявления
У младенцев патология проявляется апатией, сонливостью, вегетативными дисфункциями. Снижается аппетит, отмечается набор веса, заторможенность развития. Малыши плохо ориентируются в незнакомом месте, стараются избегать подвижных игр. Дошкольников преследуют различные страхи и фобии, появляется тревожность. Часто наблюдается заикание, гипергидроз, ночной энурез. У детей появляется метеозависимость, частые смены настроения, эмоциональная неустойчивость. Стрессовые ситуации вызывают расстройство стула, головокружения, учащенное сердцебиение.
В пубертатном периоде к симптомам физического недомогания присоединяются когнитивные нарушения. Отмечается расстройство речевых и моторных функций (алалия), нарушен процесс запоминания, восприятия и обработки информации. В отсутствии адекватных лечебных мероприятий высоки риски формирования органического расстройства личности, приводящего к дезадаптации в повседневной жизни.
В чем причины церебрастении?
Основные причины развития церебрастенического синдрома у детей и взрослых:
- травмы головы и спины;
- сотрясение головного мозга;
- воспалительные заболевания мозга;
- тяжелые инфекционные заболевания.
Развитие церебрастенического синдрома у взрослых и пожилых пациентов нередко связано с атеросклерозом сосудов головного мозга. Заболевание может возникать на фоне тяжелых воспалительных и инфекционных болезней – менингита, энцефалита, арахноидита.
Церебрастения может диагностироваться у новорожденных с первых дней жизни. Причиной в этом случае является внутриутробная гипоксия плода, инфицирование во время беременности, нарушение развития нервной системы плода вследствие приема матерью некоторых групп медикаментов.
Признаки остеоартроза у детей
Главный симптом заболевания – ноющая боль после физической нагрузки в области отдельного сустава. Ночью болезненность стихает, а в дневное время, в период физической активности, возобновляется. Если патология перешла во вторую или третью стадию, боль может сохраняться даже в покое. Есть и другие характерные признаки:
- синдром застывшего сустава – ребенку сложно двигать пораженной конечностью из-за резкой пронзающей боли;
- отечность, которая появляется с утра и приводит к тугоподвижности больного участка;
- иногда заболевание сопровождается варикозом нижних конечностей, а со временем в патологический процесс вовлекаются и другие суставы, особенно если ребенку не оказана своевременная медицинская помощь.
Если ребенок жалуется на боль в суставе, отведите его к ортопеду как можно быстрее
«Невозможно подготовиться»
В последние годы помощь населению в таких ситуациях оказывают сотрудники психологической службы МЧС РФ и Центра экстренной психологической помощи ведомства — к 2020 году, когда службы отпраздновали свое двадцатилетие, как уточняли в МЧС, в их состав входили около 800 человек.
Целенаправленная подготовка специалистов для работы с гражданским населением в кризисных ситуациях началась в России около 20 лет назад. До этого психологи в составе силовых структур и структур, задействованных на ликвидации чрезвычайных ситуаций тоже были, однако в основном они участвовали в отборе и дальнейшем сопровождении самих сотрудников, которые также сталкиваются с негативными эффектами от пережитого, говорит Сергей Шклярук.
Нормальная реакция
Фото: РИА Новости/Игорь Руссак
При этом, отмечает он, задачи психолога будут отличаться в зависимости от того, идет ли речь об экстремальной ситуации или о катастрофе. В первом случае психологи, в том числе, могут работать на то, чтобы предотвратить ее развитие, во втором — как в случае с Казанью — люди уже погибли и нужно, в первую очередь, помочь пострадавшим справиться с последствиями.
В трагедии, подобной той, что произошла в Казани, отягчающими с точки зрения психики факторами являются незащищенность пострадавшей группы (школьники), а также полная неожиданность случившегося, отсутствие минимальной возможности как-то подготовиться, отмечает Юлия Быховец, — потому что предвидеть такую ситуацию было невозможно.
У взрослых людей это может спровоцировать дополнительное чувство вины, рассказывает она: «Они чувствуют, что должны были что-то сделать, должны были защитить детей, но как это сделаешь? Ведь такое происходит не каждый день, это не наша норма. Это невозможно. Но головой это можно понимать, а внутри всё равно будет оставаться тяжесть, ощущение, что ты мог это предвидеть».
Это, как правило, не соответствует действительности, поскольку в большинстве случаев предотвратить трагедию или изменить ход событий в таких случаях человеку не под силу
Но сами по себе такие состояния являются частью нормального процесса переживания горя, обращает внимание психолог. Сюда же относится и отрицание, и своеобразный «торг»: «Давайте проверим еще раз, может быть, никто не погиб»
Это «нормальная реакция на ненормальную ситуацию, которая превышает способности человека с ней справиться», отмечает Юлия Быховец.
Нормальная реакция
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Олег Казанцев
Людям, оказавшимся в кризисной ситуации, необходима помощь специалиста, потому что реакция организма на опасность может быть довольной сильной — вплоть до панических реакций или замирания
В этой ситуации человек не сможет действовать самостоятельно, обращает внимание Сергей Шклярук
Но если непосредственно в процессе людям обеспечена поддержка, то после этого те, кто пострадал в результате масштабных трагических событий — например, при захвате заложников в «Норд-Осте» и Беслане, — часто остаются предоставлены сами себе, продолжает он.
Выстроить полноценную систему поддержки, которая работала бы на долгосрочную перспективу, практически невозможно из-за дороговизны и сложности. В то же время, для самих пострадавших борьба с последствиями может растягиваться на несколько месяцев или даже лет — и это значит, что в это время они будут нуждаться в помощи, говорит психолог.
Как определить недуг?
Диагностика церебрастении включает себя комплексное обследование ребёнка, поскольку многообразие клинических проявлений может «маскировать» неврологический синдром под другие заболевания. В то же время стоит исключить соматические болезни, которые могут давать похожую симптоматику.
Применяются следующие методы:
Сбор анамнеза
Для постановки диагноза и назначения правильного лечения очень важно определить причину неврологических симптомов у ребёнка. При постановке предварительного диагноза врач руководствуется анамнезом жизни, жалобами пациента, особенностями течения заболевания
Доктор обращает внимание на перенесённые ребёнком заболевания, травмы, учитывает возраст, в который они появились
Течение беременности и родов имеют значение не только для диагностики болезни у младенцев, но и у детей старшего возраста. Ведь отдалённые проявления перинатальных поражений головного мозга могут проявиться в любом возрасте.
Осмотр специалистами
При физикальном обследовании ребёнка оцениваются нарушения работы внутренних органов, связанные с церебрастенией. В большинстве случаев наблюдаются нарушения в работе пищеварительной и нервной системы, сердца и почек, поэтому ребёнок нуждается в консультации многих специалистов.
Врач-невропатолог оценивает симметричность и выраженность рефлексов, оценивает особенности развития ребёнка
Важная роль в постановке диагноза отводится психологу, который с помощью специальных тестов оценивает память, внимание, мышление ребёнка
Лабораторная диагностика
Исследование крови, мочи не играет решающей роли в постановке диагноза, но помогает врачу исключить другие заболевания, способные вызывать подобные клинические проявления
Особое внимание уделяется обнаружению сахарного диабета, анемии, инфекций;
Инструментальные исследования
Более точно поставить диагноз помогут магнитно-резонансная томография, энцефалограмма, ультразвуковая диагностика сосудов, снабжающих мозг кровью. Эти исследования помогут выявить изменения в работе мозга, обнаружить причину заболевания.
Тактика лечения в детском возрасте
Лечение артроза и остеоартроза у детей комплексное: в него входит медикаментозная и физиотерапевтическая составляющие. С помощью обезболивающих в специально подобранной по возрасту дозировке удается купировать болевой спазм. Иногда целесообразно применять мази и бальзамы противовоспалительного действия – только по назначению лечащего врача.
В ряде случаев справиться с болезнью помогают внутрисуставные инъекции заменителя синовиальной жидкости, например безопасного синтетического препарата «Нолтрекс». Как правило, к этому методу прибегают, если заболевание перешло во вторую или третью стадии и сопровождается тяжелым течением.
На начальных стадиях справиться с симптоматикой помогают физиотерапевтические мероприятия – массаж, электрофорез и УВЧ, а также курс специальной ЛФК. В период ремиссии маленькому пациенту не будет лишним отправиться на санаторно-курортное лечение. В целом тактика зависит от состояния здоровья ребенка, его физических возможностей, стиля жизни.
Ребенка с остеоартрозом необходимо показывать ортопеду не реже, чем раз в год
Принципы лечения
Признаки, симптомы и лечение церебрастении во многом зависят от ее причин и выраженности. Терапия церебрастенического синдрома у детей и взрослых включает:
- назначение медикаментозных препаратов;
- проведение физиотерапевтических процедур;
- изменение режима дня;
- ЛФК;
- психокоррекцию.
Лечебный курс при церебрастении подбирается индивидуально для каждого пациента. В целом схема терапии зависит от выраженности нарушения.
Независимо от симптомов и возраста пациента лечение начинается с изменения режима дня. Пациенту необходимо соблюдать режим сна и бодрствования, причем на сон должно отводиться не менее 8 часов. Нервная система “любит” дисциплину, поэтому необходимо точно следовать режиму, принимая пищу, отходя ко сну и просыпаясь четко по графику.
Пациентам обязательно назначают курс лечебной физкультуры для уменьшения мышечного спазма. Занятия проходят в кабинете ЛФК под контролем врача.
Медикаментозное лечение
Принимают Циннаризин внутрь после еды: при нарушениях мозгового кровообращения – обычно по 25 мг (1 таблетка) 3 раза день или по 75 мг (1 капсула) 1 раз в день
Церебрастенический синдром лечится с помощью препаратов следующих групп:
- ноотропы;
- адаптогены;
- препараты для улучшения мозгового кровообращения;
- витамины.
Ноотропы – это лекарства для улучшения когнитивных функций головного мозга. Такие препараты улучшают память, повышают способность к концентрации, восстанавливают мозговой кровоток. Препараты этой группы – Билобил, Фезам, Церебролизин.
Адаптогены – препараты для повышения устойчивости нервной системы перед действием стресса. К таким лекарствам относят настойку элеутерококка, препарат Актовегин, настойки женьшеня и эхинацеи. Эти лекарства обладают тонизирующим действием и прибавляют сил.
При повышенной возбудимости на фоне церебрастенического нарушения целесообразно назначение седативных средств вместо адаптогенов.
Для нормализации мозгового кровообращения назначают Актовегин, Циннаризин, Винпоцетин. Наравне с этими препаратами может быть назначен препарат Глицин – аминокислота с седативным и ноотропным действием.
В терапии обязательно используются витамины. Для укрепления нервной системы и нормализации мозгового кровообращения показан прием витаминов группы В; А, Е и С; кислот Омега-3. Как правило, врачи назначают конкретные витаминные комплексы.
При мышечных спазмах и головной боли напряжения врач может порекомендовать прием спазмолитиков.
Физиотерапия
Церебрастенический синдром лечится с помощью физиотерапии, лечение при этом направлено на уменьшение нервного напряжения. При церебрастении применяют:
- мануальную терапию;
- иглорефлексотерапию;
- минеральные ванны;
- грязевые аппликации и др.
При выраженном цефалгическом синдроме рекомендован расслабляющий массаж. При наличии дополнительных показаний врач может назначить электрофорез с никотиновой кислотой на шейно-воротниковую зону, так как такая процедура расслабляет сосуды и способствует нормализации мозгового кровообращения.
Другие методы лечения
Гирудотерапия – эффективное народное средство для лечения церебрастенического синдрома
В терапии церебрастении успешно применяются нетрадиционные методы лечения – остеопатия, народные средства, гомеопатия, лечение пчелами (апитерапия), лечение пиявками (гирудотерапия). Все эти методы направлены на улучшение кровообращения и уменьшение напряжения мышц и нервной системы.
Гомеопатия и народные средства могут применяться наравне с консервативной медикаментозной терапией.
Психокоррекция при церебрастении направлена на устранение таких осложнений нарушения, как неврастения, депрессия, ипохондрия. Психотерапия позволяет предотвратить развитие фобий и панических атак на фоне соматического нарушения.