Почему ребенок устраивает истерики на людях, в магазине
Пятилетний Коля не умеет вести себя на людях, “истерит”, капризничает, протестует, отказывается играть с детьми. Из-за этого Колина семья реже ходит в гости, чем хотелось бы, а походы в магазин стали кошмаром: мальчик может упереться как ослик и не сдвинуться с места. Если мама насильно тянет его за собой, он начинает орать на весь магазин. Когда Коля был маленьким, было легче: можно было посадить его в большую тележку и катать по всему периметру супермаркета. Теперь он подрос, стал тяжелым и несговорчивым.
Трудно складываются отношения Коли и с ребятами в детском саду. Если ему что-то не понравится, он может ударить. А может отойти к стенке и долго стоять, отвернувшись, нервно чиркая пальцем по побелке, как будто его кто-то наказал, поставил в угол.
Жалобы утомили родителей Коли. Папа обвиняет маму и бабушку: “Растет не мужик, а истеричка! Все потому, что вы его балуете!”. Мама, напротив, считает, что папино отсутствие делает парня неуправляемым. “Твое равнодушие он воспринимает как благосклонность
Что бы он ни сделал, тебе все равно! Мальчику нужно внимание отца!”
Бабушка — самый терпеливый воспитатель в семье, увещевает любимого внука: “Нужно ладить с людьми, иначе тебя не возьмут ни в школу, ни на работу!”. Коля смотрит на нее с непониманием.
Как быть родителям?
Если понимать исторический приступ, как средство привлечь внимание ребенка к своей персоне, то взрослые должны, в первую очередь, научить его высказывать свои желания более цивилизованным способом. Также ребенок обязан понять, что подобное поведение является неэффективным методом информирования о своих потребностях
Также ребенок обязан понять, что подобное поведение является неэффективным методом информирования о своих потребностях.
А чтобы вы смогли ненавязчиво подвести ребёнка с таким выводам, нужно правильно реагировать на эмоциональные вспышки, придерживаясь хорошо продуманного плана действия.
Итак, что делать и как же быть взрослым, если у ребенка начался истерический припадок:
- Нельзя паниковать, демонстрировать, что столь безобразное поведение вас хоть чем-то задевает. Часто к детской истерике присоединяется материнская, что только усиливает эмоциональный взрыв и накаляет страсти.
- Обязательно постарайтесь разобраться, что именно послужило «провокатором» истерического приступа. Иногда бывает достаточно избавить ребенка от утомительных походов по гостям, меньше включать различные компьютерные игрушки или мультики. Если причина в недомогании, необходимо обратиться к доктору.
- Лучше всего попросту игнорировать эмоциональный взрыв. Конечно, не следует ребёнка в три года оставлять наедине или в общественном месте, но будьте в поле детского зрения, одновременно оставаясь равнодушным. Обычно приступ быстро подходит к финалу, если отсутствуют благодарные зрители.
- Не уступайте ребенку, если истерические припадки необходимы для получения чего-либо. Малыши быстро понимают, как извлечь выгоду из ситуации, поэтому начинают манипулировать слёзками и криками, особенно если мама стесняется подобных приступов.
- В начальной стадии, когда ребенок ещё может вас услышать, можно попробовать поговорить, объяснить, отвлечь каким-либо действием или ярким предметом. Иногда подобные отвлекающие манёвры срабатывают.
- Если ребенок чувствителен к тактильному контакту, во время приступа его можно приобнять, прижать к себе, шептать тихим голосом нежные слова. Это поможет предупредить самотравмирование, поскольку некоторые ребятишки склонны наносить себе увечья.
Наказания во время истерических припадков не улучшат ситуацию. Все воспитательные беседы и дисциплинарные методы нужно начинать лишь после того, как всё устаканится.
Возрастные особенности
Не спешите пролистывать этот пункт! Вам может показаться, что психология – вещь скучная и не особо обязательна, но как бы не так: к процессу воспитания ребенка, тем более к изменениям в его поведении, эта наука имеет прямое отношение. Вам будет легче понимать своего малыша, находить с ним общий язык, если вы будете точно знать, что с ним происходит.
Прежде всего – развитие речи. В 2 года ребенок превращается в губку, которая впитывает все, что что слышит, старается воспроизвести. Это касается не только речи людей, но всего, что он видит, слышит по телевидению и радио. Из чего следует вполне логичный вывод: контролируйте, по возможности, речь находящихся рядом взрослых, то, что смотрит ваш ребенок. Также в этот период дети способны понимать речь взрослых и вести короткие, но осмысленные диалоги, откликаться на просьбы и просить в ответ. Но словарный запас все еще небольшой.
Источник фото: shutterstock.com
Также в 2-3 года малыш учится выражать и контролировать свои эмоции, но, к сожалению, у него не всегда получается это делать, поскольку радость и гнев накатывают на него очень внезапно. Внимательно следите за его состоянием: поддержать в моменты проявления любви или доброты и успокоить, когда малыш чем-то взволнован. Помимо этого, нужно учить детей контролировать свои эмоции и правильно их выражать, а главное, показать, где находятся границы приемлемого поведения, что делать можно, а что нельзя.
Самая главная характеристика ребенка в 3 года – эгоцентризм. Означает это следующее: он считает, что все происходящее в этом мире связано непосредственно с ним. То есть при игре и общении со сверстниками, которое начинает набирать обороты, он будет исходить исключительно из своих интересов. Эгоцентризм проявляется в необходимости внимания со стороны взрослых ежесекундно, без перерыва на еду и сон. Это не значит, что малыш обязательно вырастет эгоистом, просто так он ищет поддержки взрослого, который в случае чего сможет помочь. Сюда же отнесем желание детей показать, что он многое может делать самостоятельно.
Здесь стоит упомянуть так называемый кризис трех лет. На самом деле тема этого непростого времени довольно обширна, ее требуется разбирать отдельно. Суть такова: малыш начинает осознавать себя как самостоятельного взрослого человека со своим «Я», своими потребностями и желаниями, который вполне справляется без поддержки взрослого человека. И тут он сталкивается с тем, что осуществить все задуманное самостоятельно он не может в силу различных обстоятельств, главными из которых в основном являются вездесущие взрослые и столь малый возраст. Негодование по поводу этого выражается различными симптомами: упрямство, агрессия, протест, своеволие, деспотизм, строптивость и обесценивание сложившихся порядков вещей. Истеричные состояния в таком кризисе вполне обычное явление.
Как действовать после приступа гнева?
Поговорить с малышом можно только после окончания истерического приступа, наступления полного успокоения. Задача родителей — дать ему понять неправильность его поведения
Прежде всего, важно в рамках спокойной беседы определить причину детского негодования
Во время разговора необходимо убедить малыша в любви к нему, но акцентировать внимание на том, что его поведение огорчающее для взрослых
Важно научить его правильному поведению в моменты, когда хочется применить крик и плач. Показать пример необходимо на определенных ситуациях
Например, ребенок хочет конфету. Он должен сказать об этом спокойно, без слез и крика. То же самое относится к желанию погулять на улице, купить игрушку.
При наличии объективных желаний, которые невозможно выполнить в данный момент, можно предложить малышу альтернативу. Например, он хочет купить трансформера
Можно пообещать приобрести его позже (важно конкретизировать термин, напр., на следующей неделе) или заменить комплектом «Лего», купленным сейчас
8 советов, как усмирить ураган страстей
Психологи предлагают родителям придерживаться некоторых рекомендаций, которые помогут не только прекратить истерики, но и искоренить их. К таким относят следующие методы:
Спокойствие, только спокойствие…
Демонстрация безразличия – лучшее лекарство в момент истерики. Конечно, становится стыдно и неловко, если ваш малыш закатил сцену в общественном месте. Но вы должны оставаться стойким и не показывать свою злость и раздражение. Поверьте, не добившись ответной реакции на свое, мягко говоря, неприличное поведение, ребенок быстро успокаивается.
Помните! В случае особо мнительного и тревожного малыша, который может, чрезмерно глубоко уйти в истерическое состояние, необходимо учесть – отсутствие или безразличие со стороны взрослых, часто приводит к усугублению процесса. Если он рыдает без перерыва и плач переходит в икоту, необходимо срочно вмешаться и успокоить ребенка.
Объяснение чувств
Порой малыш не отдает отчет и не знает, что с ним происходит в момент истеричных выпадов. Вы должны ему объяснить, например: «Я понимаю, ты сейчас злишься на меня, потому что я не купила тебе конфет…» и т.д. Для него будет важным знать, что его поняли и ему сочувствуют. В ответ можете сказать: «Я все понимаю, но тебе сейчас нельзя конфет, у тебя будет болеть животик и его придется лечить» и т.д. Необходимо объяснить ему, что выражение своих чувств истерикой – плохо, и это совсем не красит его.
Совместная борьба объединяет
Буйство проявлений (истерика) – не что иное, как неспособность совладать со своими эмоциями. Родители обязаны понимать, ребенок при этом переживает огромное эмоциональное напряжение, поэтому лучше будет объединить усилия. Например, придумайте смешное название тому, что происходит: к тебе опять пришла злюкадра, приехала тетка Истеричка и т.д
Так внимание малыша переключится, и он увидит в вас своего союзника, а не врага, от которого нужно что-то требовать
Не рубите сгоряча
Отказ в виде «нет» действует как бомба, и доводят ребенка до точки кипения страстей. Чтобы избежать взрыва эмоций дайте понять малышу, что вы на его стороне. Например, на требование купить игрушку в магазине, можно ответить ему так: а знаешь, твой выбор мне нравится, но мы эту игрушку пока не можем купить, она очень дорогая… Такая альтернатива больше понравится вашему чаду, и вы сможете избежать неловких ситуаций.
Право на выбор
Проведите этакое расследование, чтобы понять, когда и как начинаются кризы истерик у малыша, так вы сможете их предвидеть и предотвратить. Если вы собрались вместе в магазин договоритесь, что вы возьмете его с собой, при условии хорошего поведения, и он не будет требовать непредвиденных покупок. Расскажите ему обязательно, что будет, если он нарушит согласие, например, не пойдет в кино, или не сможет играть в компьютере и т.д. Такой подход не только прекратит истерический кризис, но и научит ребенка, как вести себя в общественных местах.
Отвлекающий маневр
Чтобы истерика не завладела малышом окончательно, необходимо его отвлечь. Этот способ всегда срабатывает, например: ой, посмотри на небо, видишь, облачко похоже на лошадку, или вот ты тут плачешь, а мы опаздываем в парк и т.д.
Если истерики обретают закономерность
Случается так, что малыш истерит с периодичностью для достижения своей цели. В этом случае необходимо отвести его в «специальное место», где нет отвлекающих предметов (телевизора, игрушек и т.д.), чтобы он успокоился. Скажите маленькому нарушителю спокойствия, что он сможет выйти оттуда лишь тогда, когда перестанет кричать и плакать. Это ему донести нужно спокойным тоном без нервных ноток, так малыш сможет вернуться в нормальное состояние.
Дайте возможность малышу извиниться
Ребенок после приступа неправильного поведения понимает, что был неправ. Если взрослые будут продолжать давить на больное, ни к чему хорошему это не приведет. Наказание должно принимать символичный характер и ребенок обязан сам понимать, что совершил неправильный поступок, а вы готовы принять его извинения. Это поможет ему и вам двигаться дальше, несмотря на произошедший пассаж.
Истерика – неприятный инцидент, который может возникнуть у малыша в самое неподходящее время. Таким образом, он проявляет свои чувства, желания – происходит становление личности. От взрослых в этот момент требуется терпение и равновесие в эмоциях для оказания помощи ребенку.
Следует учесть – это состояние транзиторное и со временем проходит.
Варианты родительской реакции на истерики
Проявление аффективного приступа не может не вызвать ответа родителей. Часто они повышают голос на ребенка, иногда применяют силу. Делать этого нельзя! Есть множество вариантов действий, направленных на успокоение малыша.
Как справиться с детской истерикой — советы психолога:
- развлеките ребенка игрушкой, переориентируйте на другое занятие;
- избегайте провоцирующих моментов — не заставляйте есть нелюбимое блюдо, носить «некрасивую» одежду;
- постарайтесь игнорировать капризы; крик, объяснения, убеждения и уговоры не помогут;
- удалитесь в другую комнату — истерика затухает без зрительной аудитории;
- спокойно спросите у ребенка, чего он хочет;
- терпеливо дождитесь окончания протеста, высказанного при помощи истерики;
- вместо наказания, пожалейте малыша, посочувствуйте ему.
У плача всегда есть причины: он обуславливается обидой, несогласием, отсутствием достижения желаемого. В этот момент не допускается крик на ребенка — родительская эмоциональность способна ухудшить ситуацию, нанести ущерб его психике. Он не осознает, что действия взрослых нацелены на его благо, поддерживают его интересы
Важно просто успокоить его
Когда нужно обращаться к специалистам?
Чаще всего родители самостоятельно справляются с приступами истерики у 3-летнего ребенка. Однако в некоторых ситуациях без поддержки психолога или даже доктора нельзя обойтись.
Если истерические припадки у малыша случаются регулярно в течение месяца и дольше, можно предположить о наличии у ребенка какой-либо неврологической болезни.
Консультации и советы невропатолога нужны, если:
- во время приступов у ребенка пропадает сознание или он перестаёт дышать;
- после истерики у малыша начинается одышка, рвота, он становится вялым, его клонит ко сну;
- приступы учащаются и утяжеляются;
- ребенок наносит травмы себе или родственникам (воспитателям в саду);
- истерики сочетаются с прочими психологическими нарушениями (фобиями, резкой сменой настроения, ночными страхами);
- ребенок продолжает истерить в четыре года или пять лет.
Если подобные симптомы отсутствуют, но детские поступки продолжают вас тревожить, лучшим выходом станет консультация и советы психолога.
Вот почему следует обратиться в психологический центр, чтобы обсудить возможный выход из ситуации.
Как прекратить истерику ребенка?
Вспышка детского гнева и последующая истерика может случиться в любой момент, и ни один родитель не застрахован от такого поведения в общественном месте. Психологи советуют придерживаться следующих правил поведения:
Обеспечить безопасность. Убрать предметы, которыми ребенок может пораниться, увести в тихое место, если истерика случилась на улице или торговом центре.
Родителям лучше молчать по возможности обнять ребенка
По мнению психологов, уговоры, попытки отругать не действуют, а лишь усиливают истерику.
Детские истерики в общественных местах часто привлекают внимание доброхотов, считающих, что они лучше родителей знают как себя вести с незнакомым ребенком. В случае, когда от «помощи» посторонних больше вреда, чем пользы, нужно спокойно, но твердо попросить их уйти
Высказывания в стиле: «Будешь плакать, я тебя заберу» или «Сейчас позову полицейского» и прочие бессмысленные высказывания могут напугать ребенка, который воспримет информацию буквально, и усилят истерику в разы. Ведь дети в такой момент очень восприимчивы и ранимы.
Родителям нужно дождаться, когда гнев и ярость пройдут и ребенок перейдет в фазу горевания. В этот момент ему нужна забота и любовь, чтобы он понимал, что его «срыв» не ухудшил отношение к нему родителей. Объятья и ласка отлично подойдут, а подарки или покупка требуемой игрушки или конфеты лишь убедят малыша в правильности его поведения.
«Отвоевавшись» дети могут почувствовать усталость или голод. По возможности нужно удовлетворить эти базовые потребности купить перекус или попить, уложить спать, если истерика случилась дома.
Поговорить о случившимся стоит через некоторое время. Назвать ребенку его чувства, мотивы его поведения. «Ты разозлился, потому что тебе не купили очередную игрушку»
Важно сказать, о том, что такое поведение не по душе родителям, при этом, не переходя на личность ребенка. «Мне неприятно такое твое поведение»
Но не: «Ты не сносный и вредный».
Родителям важно понимать, что истерики могут случиться с любым ребенком и они не одни такие «неправильные», постараться не обращать внимание на мимо проходящих и не злиться на ребенка
Рекомендации д-ра Комаровского
Педиатр Е. Комаровский советует родителям не проявлять свою озабоченность детским плачем. Истерики предназначены для взрослых, отвечающих на них, подчиняющихся манипуляциям. Ведь малыш не кричит перед телевизором или другим невоодушевленным предметом. Его негодование адресуется маме или папе с целью получения выгоды.
Успокаивать плач подарками нецелесообразно. Ребенок осознает, что слезами, криком можно добиться желаемой цели, начнет применять эту тактику постоянно. Поэтому д-р Комаровский не рекомендует потакать детским капризам. Задача родителей в этом отношении — не уступить, не поддаться маленьким манипуляторам.
Также важна согласованность действий взрослых. Мнение одного родителя должен поддержать второй. Необходимо научить ребенка не пытаться достигать желаемого путем проверки нервной стабильности всех людей, проживающих в доме.
По словам Е. Комаровского, во время истерической атаки необходимо поместить ребенка в безопасное место (напр., манеж), выйти из комнаты. Он продолжит плач ровно до того времени, когда осознает отсутствие заинтересованных зрителей. Затем спектакль потеряет целесообразность.
Хотя этот способ борьбы с детскими капризами требует железных нервов (большинство мам не смогут не реагировать на плач), он действенный. Со временем малыш на рефлекторном уровне осознает контрпродуктивность истерик, поймет, что плач приводит к усугублению ситуации. Он начнет сдерживаться, вести себя более спокойно.
Кризис 1 года
Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми
Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей
Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам»
Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.
Случай из практики.
Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы
Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо
Со временем агрессия стала возникать и дома. Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына. Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика. Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.
Что делать родителям
Как бороться с подобными проявлениями? Если у вашего крохи этот возрастной период происходит достаточно ярко, он часто закатывает публичные сцены, вы отказываетесь повиноваться – стоит прислушаться к советам психолога:
1.Как успокоить? Дышите ровно. Каждый раз, как понимаете, что кроху накрывает очередная волна протеста – наберите побольше воздуха в легкие. Сохраняйте спокойствие. И просто уведите ребенка от предмета конфликта. К примеру, он хочет игрушку, а у вас по каким то причинам нет желания или возможности купить ее, не стойте возле нее, объясняя почему не хотите покупать, в то время как у ребенка настоящая истерика. Отведите в другое место, чтобы ребенок понял, что нет шансов вас переубедить.
2.Не повышайте голос. Ждем, пока чадо вдоволь наорется, и спокойным тоном повторяем свое требование/объяснение/запрет. Всегда придерживайтесь одной стратегии, даже если у вас в данный момент нет времени.
3.Не запрещайте все подряд. Определите для себя: во что действительно нежелательно играть малышу и никогда нельзя трогать/говорить. Используйте правило трех раз. Вы предупреждаете о последствиях и если три раза ребенок не слушает, то последует ранее оговоренное наказание.
4.Отпускайте кроху от себя. Конечно, он еще совсем кроха, но старайтесь предоставлять ему больше свободы, поощряйте самостоятельность, советуйтесь по тем вопросам, в которых он компетентен.
5.Предлагая что-либо, старайтесь предоставить право, так называемого, мнимого выбора. Только не спрашивайте его мнения, если заранее у вас есть четкая программа. Например, если вам нужно отвезти ребенка на день к бабушке. Не нужно спрашивать его мнения: хочет ли он к бабушке, лучше спросите: какие игрушки он возьмет, ту или другую и предоставьте полное право выбора
Так вы покажете ребенку, что вам важно его мнение и сможете выстроить доверительные отношения с ребенком
6.Ограждаем от негатива. Не ссорьтесь при своем чаде. Ему совершенно не нужно знать о ваших семейных противоречиях.
7.Дозируем впечатления. Старайтесь не перегружать малыша новыми событиями, развлечениями. Выдавайте нагрузку дозировано.
Несложные правила помогут вам, как помогли нам.
Причины истерик в возрасте 1–6 лет
Возрастной период 1–6 лет характеризуется частым возникновением истерических приступов. Чрезмерно эмоциональный ответ на обстоятельства не происходит «из ничего». Несмотря на кажущуюся спонтанность, припадки имеют определенные причины. Например, малыш в 1 год плачет из-за не поменянного своевременно подгузника, а истерики, капризность 6-летнего ребенка бывают обусловлены желанием получить игрушку.
Самые частые факторы, приводящие к возникновению приступов истерики:
обращение на себя внимания;
неспособность словесно высказать досаду;
негодование, обида;
желание что-то получить от родителей;
утомленность;
голод;
истощение при заболевании;
ответ на боль;
отсутствие принятия во внимание действия ребенка (жажда одобрения);
нестабильность нервной системы.
Если ребенок 2 лет постоянно истерит, советы психолога следующие: обратите внимание, не голоден ли он, не хочет ли пить, спать. Частая причина в этом возрасте — боль в животе
Истерическая реакция в менее выраженной степени может сохраняться даже после исполнения желания малыша, т. е. при исчезновении первоначальной причины. Частые факторы, провоцирующие приступ плача, — усталость после игры, мокрые штаны.
Пропорционально возрасту растет осознанность «пользы» истерических приступов. Взрослея, дети начинают понимать, что их эмоциональное поведение вызывает желаемую родительскую реакцию, способствует достижению намеченных ними целей. Они учатся манипулировать, истерики возникают в момент негодования, для выражения протеста, несогласия с действиями родителей.
Критическая, переходная фаза физиологического и психического развития ребенка стартует в 3-летнем возрасте. Посредством истерик дети доказывают значимость своего «Я». Они целенаправленно противодействуют родителям. Например, при попытке одеть — раздеваются, когда зовут — убегают. Такое поведение не обусловлено желанием спровоцировать родительский гнев. Ребенок не знает другого способа достичь желаемого результата, он неспособен к компромиссным решениям. В то же время этот возраст характерен повышенной чувствительностью, злопамятностью. Иногда малыш может из мести умышленно мучить родителей плачем.
Советы психолога при истериках у ребенка 4 лет и старше рекомендуют обратить внимание на факт избалованности. В этом возрасте он способен словесно выразить свои желания
Замена вербального объяснения истерикой — это попытка вынудить родителей действовать в его собственных интересах. Для успокоения малыша те поддаются его манипуляциям, стараются угодить прихотям.
Аффекты в более старшем возрасте при отсутствии видимой причины могут сигнализировать о нестабильности нервной системы. Припадок характеризуется удушьем, вызванным плачем, покраснением. Иногда доходит до рвоты, судорог, бессознательности. Если ребенку 3 года, он постоянно ноет и истерит, советы психолога однозначны — родителям необходимо посетить неврологу. Можно предварительно посоветоваться с педиатром, который направит к профильному специалисту.
Сцены в 6–7 лет
Истерия детей в этом возрасте — частое явление. Детские истерики в 6 лет возникают, потому что малыш становится взрослым. Он общается с другими детьми, строит собственные отношения в коллективе, формируется как личность. В этом возрасте у ребенка возникают перепады настроения, нередко он закатывает истерику, чтобы настоять на своем и доказать, что уже взрослый. Учтите, что дети школьного возраста (в 7 лет и старше) более возбудимы, они переживают по поводу оценок, отношений в классе, собственного статуса и популярности.
Нередко истерика у подростка является следствием того, что у малыша нет друзей, и он стремится привлечь внимание родителей. Даже если мама и папа отрицательно отреагируют на такое его поведение, ребенок все равно добьется внимания, в котором отчаянно нуждается
Внимательно изучите советы психолога о том, каким образом можно остановить истерику в семилетнем возрасте.
- Продемонстрировав безразличие. Такую модель поведения можно применить, если истерика произошла в общественном месте. Игнорируя капризное поведение чада, вы быстрее добьетесь положительного результата, нежели стараясь узнать, что его расстроило. Эта стратегия поможет донести до ребенка, что управлять и манипулировать вами у него не получится.
- Поняв мотивы и переживания детей. Чтобы истерики у ребенка 7 лет не стали нормой, поговорите с ним по душам. Дайте возможность высказать тайные мысли и переживания, не забудьте сказать о собственных чувствах. Это рекомендуется сделать, чтобы чадо понимало, что таким поведением расстраивает близких людей.
- Не отказав в просьбах. Не подходите к воспитанию ребенка очень строго. Не нужно запрещать ему все на свете, стараясь оградить от неприятностей. Если вы очень сильно переживаете о безопасности малыша, для начала узнайте, чего он хочет, это совершенно безопасно.
- Найдя компромисс. Договориться с ребенком, которому исполнилось 7–9 лет, намного проще, чем с несмышленым грудничком. В этом возрасте дети понимают многое, поэтому не стесняйтесь разговаривать с ними о своих переживаниях и волнениях, причинах, приводящих к тому, что вы вынуждены отказать в их просьбе.
Как реагировать родителям на истерики ребенка 3 лет?
Как реагировать? Быть спокойной, доброй, любящей мамой! Пытаться помочь малышу успокоится, а если не можете, то лучше отойти в сторонку и подождать пока успокоится сам. И в эти моменты нужно вести себя крайне адекватно, спокойно. Орать на ребенка или применять физические наказания — это путь к потере уважения и вашего авторитета.
В этом возрасте малыш не может выразить свое желание так, чтобы его поняли, он пока тестирует, как и что сделать, чтобы донести свое желание. Истерика может быть вызвана чем угодно. Главное, что ребенок пытается передать информацию не совсем понятно. Никто не понимает крик, кусание. Взрослый понимает, что что-то не так, но что именно не всегда. Ребенок поймет потом, что это не работает, это запишется в мозгах. Еще запишется то, как вели себя окружающие в эти моменты
Нельзя недооценивать маленького ребенка, нельзя недооценивать работу мозга маленького ребенка. Это сильный компьютер, он работает на повышенных парах в то время, когда тело еще не достаточно развито. Следит за безопасностью и с недоверием всегда относится ко всем, даже к родной маме, записывает каждое ее движение. Иногда бывает, что с посторонним человеком ребенку комфортней и спокойней, чем с мамой. Потому что мама слишком много себе позволяла, пользуясь правами мамы. А некоторые окружающие были ограничены в правах применять силу или кричать. И это помогло им не потерять вес в глазах ребенка.
Например, пришла к маме с ребенком подруга или соседка в гости . Мама во время беседы с ней неосознанно поучает ребенка, 10 раз сделала замечания, 10 раз сказала говорить тише, 10 раз не бросать игрушки, чтобы выглядеть правильной мамой, что она вроде бы воспитывает ребенка. В то время как соседка молчала или улыбалась ребенку. Тогда ребенок начинает подходить к этой тете, что-то показывать, рассказывать, улыбаться, игнорировать маму
В следующий раз радоваться ее приходу и поощрять тетю своим вниманием, радостью, возгласами «Тетя Света пришла». Тетя Света еще и вкусненькое что-то принесла и опять уделяла внимание, хвалила
Получается тетя заработала себе баллы, а мама наоборот понизила.
Воспитание
Может вы замечали, когда вы организовали ребенку насыщенный день, сводили в зоопарк, на детские горки, покатались на квадроцикле, а вечером еще и в гости сходили, где было много маленьких детей, по приходу домой ребенок плачет, устраивает истерику. И вы думаете: «Ну я же сделала так много для него и такой хороший день, ну почему он так не благодарно себя ведет». На самом деле он не со зла и не из расчета так делает, просто у малыша было слишком много впечатлений и его нервная система перевозбуждена, поэтому организм снимает напряжение слезами и криками. Это нормально, не злитесь, не плачьте, не кричите, просто уложите ребенка отдыхать или включите спокойный любимый мультик, обнимите, поговорите о том, что вы делали днем.
Такие вечерние «сказки» о том, что было днем помогают ребенку осмыслить все произошедшее. Вы можете ему подсказать, как нужно было поступить в определенной ситуации, что нужно было сказать. Обычно перед сном ребенок охотно слушает такие сказки, потому что он уже спокоен, у него больше нет задач на сегодня.
Самое главное — вы научите ребенка анализировать свое поведение, научите выходить его из новых сложных ситуаций. Главное, это делать не в поучительно — обвиняющем тоне, а сказочно, позитивно и интересно. Это своего рода терапевтическая сказка, которую так рекомендуют психологи. Подробней о терапевтических сказках
Малыш еще не знает, что такое хорошо, что плохо, что опасно, как надо поступать в какой то ситуации. В основном, он копирует чужое поведение или мультики. Если вы видите, что ребенок что-то бросает, куда-то бежит, дерется, это он не сам придумал, а где-то увидел и просто повторяет.
Поэтому рекомендую оценивать мультики сначала на опасные моменты, драки, наличие сцен, которые стирают инстинкт самосохранения (кто-то прыгает со скалы и не разбивается, мамонт наступает на белку, а она встала и побежала и т.п.), а потом показывать ребенку.
Скандалы в 2 года
Первые истерики у детей возникают еще в раннем возрасте. Начинают капризничать малыши в первые 2 месяца жизни из-за неустойчивой психики. Истерика у грудничка и в 3 месяца, и в 6 месяцев бывает вызвана первоочередными потребностями (в еде, отдыхе, заботе и комфорте). У ребенка 1 года жизни капризы приобретают систематический характер. Со временем малыш начинает понимать, что может манипулировать своими родными, так наступает кризис 2 лет у ребенка.
В этом возрасте дети уже знают значение запретных слов («Нет!», «Нельзя!», «Не разрешаю!») и используют истерику как способ протеста. Плохое поведение вызвано тем, что в этом возрасте малыш еще не может четко выразить свои эмоции и переживания при помощи связных фраз. Постоянные истерики у ребенка возрастом в 2 года возникают в результате предъявления различных требований: «Купи!» и «Хочу!». Сталкиваясь с такой ситуацией, родители пугаются столь бурного и прилюдного проявления эмоций, поэтому либо сразу же уступают малышу, либо начинают его ругать.
Психологи рекомендуют родителям выдержать характер и не бросаться сразу выполнять требования ребенка, иначе это может привести к тому, что истеричное поведение станет своеобразным стереотипом, к которому малыш будет прибегать каждый раз, когда захочет получить что-то от родителей. Истерика у ребенка в 2 года не продлится долго, если вы будьте спокойными и терпеливыми. Обнимите малыша и скажите, что вы его любите. Если он вырывается и убегает, не нужно удерживать его через силу. Во время истерики нельзя ругать детей или пугать, что вы их бросите, отдадите чужим людям. Не используйте телесное наказание, чтобы принудить малыша успокоиться и начать вести себя прилично.
Когда он успокоится, постарайтесь с ним спокойно поговорить и понять причины его расстройства.