Способы предотвращения истерики
Отличный отдых. Внимательно следите за режимом дня своего малыша и за тем, чтобы он мог полноценно отдыхать и никоим образом не перегружал свою нервную систему.
Если есть установленные правила укладывания в кроватку в определенное время, то нельзя менять поставленный режим, так же и с приемом пищи, и с прогулкой.
Следует строго следить, чтобы чадо в полтора – два года ложился и вставал с постели каждый раз в одно время, принимал пищу тоже в положенное время, шел на прогулку с вами, ведь дети любят стабильность во всех ее проявлениях и это действительно полезно для детской психики.
Нельзя идти в магазин с непоседой, если он голоден, а если вы видите, что он устал от активной игры, то переключите его на более спокойное времяпрепровождение: рисование, чтение сказки или разглядывание картинок.
Сочувствие. Демонстрируйте ребенку, что разделяете все его эмоции, например: «Я знаю, что ты разозлился, потому что пора домой» или «Тебе, наверное, обидно, потому что тот мальчик не захотел дать тебе поиграть с лопатой» или «Тебе грустно, потому что не дали конфеты».
Так ребенок в два года постепенно сможет научиться рассказывать о своих переживаниях. Также очень хорошо работает фраза: «Я понимаю, что ты злишься, но нельзя кричать в магазине, так можно напугать людей», которая поможет понять малышу, что, несмотря на избыток чувств, имеются определенные рамки, а их нарушать категорически нельзя.
Право выбора. У всех людей имеются свои права и свой выбор, и дети тому не исключение. И именно поэтому стоит уважать, а, главное, принимать тот или иной выбор своего малыша, тем более, если он касается незначительных вещей.
Например, ваш маленький человечек захотел надеть красную шапочку, а не зеленую. Так пусть оденет, если они одинаково защищают детскую головку. Но, ни в коем случае, не создавайте видимость того, что кровиночка имеет свое мнение, но продолжать поступать по-своему.
Например, фраза: «Хочешь синюю машинку купить? А мне кажется, что желтая красивее, давай ее купим?», вызовет некий диссонанс у крохи. Как это так, вроде можно выбрать самому, но покупают то, чего не выбирал. Потому позволяйте иметь свое мнение и желание любимой кровиночки.
Игровое время. Чадо в полтора – два года должен играть столько, сколько ему требуется, естественно, без переутомления. Можно выбрать определенные часы, которые можно проводить, играя с различными игрушками.
Самостоятельность. Помощь мамы и папы неотъемлемая часть в жизни каждого ребенка, но это не должно мешать ему учиться самостоятельности. Даже элементарные навыки самообслуживания, прием пищи или одевание вещей ребенок должен стараться сам!
Если все время родители будут делать за своего малыша, то он впоследствии станет сильно зависим от их помощи. Но если заметно, что кроха в два года просто не справляется с каким-либо действием, то помощь просто необходима, во избежание того же переутомления.
Просьба. Весьма полезный момент. Поскольку ваш малыш существо многогранное, индивидуальное и имеющее свое видение, то просьбы обязательно должны присутствовать в ваших разговорах.
Когда у ребенка виднеются первые слезинки, попросите подойти его к вам, затем дайте в ручки любой предмет (книжка, жираф, кубик) и попросите показать вещь любому из родственников.
Именно вы должны выступать примером для маленького человека и если вы используете в своем лексиконе слово «пожалуйста», то и малыш в два года научится просить, а не требовать от окружающих.
Причины
Взрослым может казаться, что ребенок устраивает «концерт» на ровном месте и повода для такого поведения нет. Это не так у истерики всегда есть причина. Часто родители считают, что дети малы и многое не понимают, но ребенок остро реагирует на изменения в жизни семьи или конфликтные ситуации в ней. Психологи выделяют несколько основных причин приводящих к детским истерикам:
- возрастные кризисы,
- изменение привычной жизни,
- напряженная, конфликтная обстановка в семье,
- нехватка родительской любви и заботы,
- непоследовательное воспитание.
Возрастные кризисы
Ребенок в течение первых лет жизни активно учится, в том числе и понимать свои эмоции, осознавать себя как самостоятельную личность. Различные возрастные изменения приводят к кризисам первого года жизни, двух, трех лет и реже встречающейся кризис 4-5 лет. Подробнее об истериках связанных именно с возрастными кризисами будет рассказано ниже.
Изменение привычной жизни
Для маленьких детей важен распорядок и привычный уклад – это основа для их чувства безопасности. Любые изменения в привычном мироустройстве вызывают у ребенка тревоги, иногда страхи, множество разнообразных эмоций, справится, с которыми ему бывает тяжело, что приводит к истерикам. Переезды, развод родителей, смерть родственников, начало посещения детского сада или его смена – это огромные потрясения для малыша, к которым ему еще нужно привыкнуть. В изменившихся обстоятельствах ребенку требуется повышенная забота и любовь близких.
Напряженная обстановка в семье
Даже скрытые от ребенка ссоры и конфликты, проявляются в холодности общения и напряженной обстановке. Это уже стресс для малыша. А что говорить, когда он становится свидетелям регулярной ругани взрослых. Это расшатывает нервную систему ребенка, вызывает у него массу сильных эмоций. Часто дети в знак протеста устраивают истерики, чтобы прекратить ссоры взрослых. Напряженная обстановка в семье плохо влияет на детскую психику, вызывая не только истерики, но и повышенную тревожность и другие расстройства.
Нехватка родительской любви и заботы
Часто причиной детских истерик становится недостаток внимания
И для ребенка становится не так уж и важно, каким образом на него обратят внимание, приласкав или накричав, лишь бы заметили. Истерика становится своеобразной попыткой напомнить о себе
Детям важно не количество проведенного с ними времени, а качество. Даже если у родителей нет возможности часами развлекать сына или дочь, достаточно будет провести с ними немного совместного времени, играя, читая или гуляя при условии включенности в процесс, искреннего интереса к ребенку и совместному занятию
Конечно, все дети разные и некоторым требуется полное «погружение» в их жизнь, а кому-то достаточно крепких обнимашек раз в час. Важно качество общения с ребенком, а не количество проведенного совместного времени.
Непоследовательное воспитание
Под непоследовательностью воспитания понимаются ситуации, когда один взрослый запрещает, а другой разрешает. Например, мама не дает сладкое, а бабушка или папа тайком кормят ребенка конфетами. Это «противостояние» приводит к тому, что малыш находит лазейки для получения желаемого и при необходимости использует истерику как метод манипуляции.
Ребенку важны четкие правила, которых придерживаются все члены семьи, тогда они не будут вызывать у него протест. Да и непоследовательность действий взрослых вызывают тревожность у малыша, когда он не знает чего ожидать.
Режим дня тоже важен. Нервное переутомление, вызванное массой новых впечатлений, да и просто физическая усталость могут стать причинами детской истерики. Часто истерики связные со сбившимся режимом дня случаются ночью.
Нужно понимать, что бывают дети легковозбудимые, чья нервная система быстро реагирует на внешние возбудители, но в силу возраста процессы торможения плохо развиты и это может приводить к истерикам. Для таких детей важен четкий распорядок дня и правила, которые поддерживают все члены семьи.
Вечерние истерики – повод насторожиться
Почти все дети после детского сада очень возбуждены. Неудивительно, что после целого дня шумных игр ребёнок может быть уставшим, взбудораженным, и на фоне физического и эмоционального утомления иногда могут возникать истерики.
Однако если вечерние истерики случаются часто, родителям стоит задуматься. Как минимум – нужно поговорить с воспитателем. Как ведёт себя ребёнок среди других детей, чем он занимается в течение дня, соблюдается ли режим, есть ли какие-либо проблемы? Постоянный диалог с воспитателем поможет выявить причину истерик. Быть может, всё дело в том, что вечером в саду устраивают слишком активные игры, что не только вызывает перевозбуждение, но и приводит к трудностям засыпания.
Как видите, истерика у ребёнка – явление сложное. Она может возникать в ответ на множество разных ситуаций, быть связана и с психической, и с физиологической незрелостью ребёнка. Если вы поймёте, в чем причина истерик , то сможете реагировать на них наиболее эффективно. Иногда, чтобы лучше понять, что же происходит с вашим чадом, лучше обратиться к детскому психологу, который поможет найти ответы на волнующие вас вопросы. А о том, как лучше реагировать на истерики дошкольников – читайте в статье «Справляемся с детской истерикой на раз, два, три…».
Почему у ребенка истерика
Многие родители сталкиваются с истериками у детей в возрасте от года до трех-четырех лет. Первые истерики могут начаться уже после полутора лет и достичь пика к 2,5 — 3 годам, когда наступает знаменитый «кризис трех лет». Дети постарше уже обладают хорошим словарным запасом, могут идентифицировать свои чувства и выразить их приемлемым способом, и истерики сходят на нет.
Причины истерики у ребенка, как правило, сводятся к тому, что его собственные интересы и желания не совпадают с требованиями взрослых. «Классические» ситуации, способные привести к истерике:
ребенок не получает желаемого;
его оторвали от увлекательного занятия;
он переутомился;
хочет внимания родителей;
играет в игры, в которые не может выиграть в силу возраста или особенностей развития;
у него никак не получается облечь в словесную форму свои желания и переживания.
Когда ребенку 2 года, постоянные истерики не считаются свидетельством каких-либо отклонений в развитии, напротив, это так называемый «мини-подростковый» кризис, который необходимо пройти, чтобы в подростковом возрасте не пришлось с гораздо большими проблемами отрабатывать этапы взросления.
Ребенок проявляет негативизм по отношению к требованиям взрослого, упрямится, пытаясь защищать свое мнение и заставить родителей считаться с его желаниями, становится строптивым, идет поперек принятых правил поведения в семье. Неудивительно, что при всех этих признаках нового этапа взросления, у ребенка частые истерики. Если у вас есть ребенок, в 2,5 года истерики могут случаться в доме по 2-3 раза в неделю или чаще.
Истерика у ребенка в 2 года
В 2 года ребенок часто закатывает истерику по любому поводу, как кажется родителям. Почему?
В этом возрасте ребенок уже ходит, начинает активно разговаривать, понимает, как делиться и делать что-то по очереди, учится распознавать свои эмоции. Малыш впервые начинает осознавать себя и пробовать свои врожденные свойства. Но вербальные, физические и эмоциональные навыки еще не развиты до конца и ребенок может легко расстроиться, если ему не удается выразить свои желания словами или сделать что-то самому.
Из-за чего малыш может расстроиться и закатить истерику:
- Вы его не поняли и не дали,что он хотел
- Он не хочет ждать своей очереди
- Ребенок не смог налить молоко/сок в стакан или поймать мяч, но очень хотел
- Малыш также может начать плакать, потому что бутерброд не целый, хотя он его только откусил
- Сегодня он ненавидит макароны, хотя вчера еще обожал
- Мама заговорила в неподходящее время или не так во время игры…
Во время сильной истерики малыш будет кричать, плакать, топать ногами, падать на пол, пинаться, кусаться, бросать вещи.
Истерики в этом возрасте носят эмоциональный характер, когда дети расстроены. Но постепенно ребенок может научиться использовать истерику с целью получить от взрослых то, что он хочет
Поэтому тут очень важно поведение и реакция взрослых на истерику
Причины истерик у детей
Не бывает истерик без причины, просто «из-за дурного характера». У любой реакции есть стимул, другое дело, что не всегда он так же значителен, как последствия, то есть истерика. Что может ее спровоцировать?
1. Нехватка внимания. Если малыш заметил, что может получить дозу родительского внимания, только разразившись истерикой, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще, такова тактика детей раннего возраста. Взрослым, попавшим в эту ловушку, стоит пересмотреть уклад жизни: ребенку не хватает вашей любви, теплоты и участия, и он всеми силами старается обрести их. Частые болезни, дерзкие поступки, хулиганство, антисоциальное поведение — таковы проявления отсутствия внимания со стороны родителей в школьные годы. До этого лучше не доводить. С раннего возраста постарайтесь ежедневно выделять время на содержательное, интересное и очень личное общение с ребенком, чтобы ему не требовалось искать подтверждения вашей любви к себе истериками.
2. Неспособность выразить свою мыль. Ребенок не может вербализовать возникшее у него желание, донести до взрослого свою мысль или потребность, хочет быть понятым, но не знает как. Это наиболее частая причина вспышек гнева и истерик у детей до 2 – 3 лет. Обучайте малыша выражать свои эмоции более мирным путем. Как можно чаще общайтесь с ребенком, читайте книги — это подстегнет речевое развитие, подскажет ему, как можно вести себя в определенных ситуациях, как озвучивать свои ожидания.
3. Усталость, нехватка сна, голод легко становятся причиной истерик в возрасте 1 – 2 лет. Для детей, склонных к подобным эмоциональным взрывам, режим дня очень важен. Соблюдение привычного времени для приема пищи и сна — обязательное условие их воспитания, чтобы не допускать перевозбуждения от усталости и, как следствие, истерик. Ребенок утомился — необходимо создать условия для отдыха, проголодался — нужно срочно перекусить, не высыпается — укладывать спать раньше. Избегайте активных игр перед сном, старайтесь не ходить часто в людные или незнакомые места: все это действует очень возбуждающе на психику малыша.
4. Болезнь. Универсальная причина для капризов в любом возрасте, но чем младше ребенок, тем более высока вероятность срыва эмоций в истерику. Опытные родители знают: если малыш непривычно капризен и легко теряет терпение — это может быть симптомом болезни. Создайте мягкую психологическую атмосферу, не требуйте от ребенка того, что он не в силах сейчас сделать.
5. Возрастной кризис. Истерики такого происхождения длятся недолго: они связаны с преодолением так называемого кризиса 3 лет и заканчиваются, как только ребенок выходит на новый этап психического развития. Своеволие, строптивость, негативизм, упрямство и протестные настроения, свойственные детям в 2,5 – 3,5 года, могут выливаться в истерики, с которыми родителям без понимания особенностей этого возрастного этапа очень трудно справиться.
6. Подражание взрослым. Как бы взрослым ни хотелось обратного, естественное детское стремление подражать родителям распространяется и на не самые лучшие ваши поступки и реакции. Бесполезно требовать от ребенка следовать определенным правилам поведения, если взрослый не выполняет их сам: легко фрустрируется, раздражается, теряет самообладание. Маленькие дети усваивают родительские модели поведения, поскольку мама и папа для них образцы для подражания. Чем больше времени проводит с вами ваш ребенок, чем насыщеннее ваше общение, тем больше он повторит вас в себе. Придерживайтесь той линии поведения, которую хотели бы видеть и у своего воспитанника.
7. Просчеты в воспитании. Нередко взрослые сами провоцируют вспышки гнева и истерики у детей. Они бывают слишком прямолинейны и тверды (если не сказать жестки) в своих требованиях к ребенку, чем подавляют его самостоятельность и инициативность. Часто случается так, что родители не оказывают своему чаду достаточно внимания и склонны к попустительству. Другая крайность — чрезмерная забота о ребенке, когда выполняется любое его желание (иногда с опережением). Еще одна ошибка — отсутствие ясных правил поведения и установленных границ дозволенного. Все это так фрустрирует и дезориентирует ребенка, что он оказывается не в состоянии справиться с эмоциями в ситуации несоответствия своих желаний родительским ожиданиям. Неправильное взаимодействие с малышом может вызывать истерики начиная с младенческого возраста.
Несмотря на то, что воспитание играет огромную роль в том, какое поведение демонстрирует ребенок, это только один из факторов. Корень проблемы лежит в особенностях детской психики, а именно — в типе нервной системы, или темпераменте.
Как справиться с истерикой ребенка
Если у ребенка постоянные истерики, стоит понаблюдать за его поведением и режимом дня. Прежде чем решать вопрос, как бороться с истериками ребенка, нужно обдумать, как предотвратить их появление. Вот способы, которые можно попробовать:
обеспечить малышу отдых, в том числе полноценный дневной сон, не допускать переутомления;
следить за тем, чтобы все естественные потребности ребенка удовлетворялись сразу же (пища, вода, сон);
выделять достаточное количество свободного времени для игр;
давать возможность ребенку почувствовать себя взрослым: самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, строить башню из конструктора;
разговаривать с ребенком, используя активное слушание: «Я вижу, ты разозлился», «Мне понятно, что ты расстроился из-за того, что потерял игрушку» и так далее. Так мы помогаем ребенку понять свои чувства и контролировать их;
обозначать границы поведения: «Мне ясно, что ты рассержен, но драться нельзя»;
предоставлять право выбора — можно начать с иллюзии выбора : «Ты будешь кушать мясо с рисом или мясо с картошкой?», «Какую рубашку ты сегодня наденешь — синюю или зеленую?»;
отвлекать ребенка просьбой о помощи, как только начались первые попытки заплакать: «Отнеси, пожалуйста, грязную кружку обратно на кухню».
Но если ничего из вышеперечисленного не помогает, и у ребенка истерика, что делать? Лучший вариант — просто оставаться рядом с ним, сохранять спокойствие, не уступать его требованиям, не наказывать физически, и, если ребенок согласен, обнять его.
Родителям следует внимательно следить, прежде всего, за своим поведением, спокойно разрешать конфликтные ситуации, избегать ссор и резких действий, чтобы не дать ребенку повода копировать их собственное истеричное поведение.
После того, как буря миновала, стоит в обнимку с ребенком обсудить произошедшее, озвучить, что его расстроило, какие чувства он испытал. Обязательно признайтесь в любви своему малышу, чтобы он понимал, что даже когда он плохо себя ведет, его все равно любят.
Если истерики не проходят
Если истерики повторяются у ребенка регулярно, продолжаются после достижения им возраста 4 лет, чрезмерно эмоционально окрашены, имеют серьезные последствия (потеря сознания, нанесение себе и другим ущерба), сопровождаются нарушениями сна, аппетита, агрессией, плохим настроением, родителям может потребоваться консультация невролога.
В любом случае, если малыш склонен к истерикам (в силу темперамента), щадящий режим дня, достаточный сон, рациональное питание, разумная по нагрузкам и продолжительности физическая и интеллектуальная деятельность в течение суток, спокойные игры вечером, доброжелательные, но с четкими границами дозволенного отношения с другими членами семьи, правильная тактика поведения родителей во время истерики — минимальный набор воспитательных мер, которые помогут восстановить спокойствие в доме.
Если детские истерики стали для вашей семьи нормой, значит недостатка в зрителях нет
Плохим ли, хорошим ли поведением добивается ребенок вашего внимания — не важно, главное, он получает желаемое: присутствие родителей, их активное эмоциональное вовлечение, а иногда и бонусы в виде материального поощрения.
Вы никогда не должны поддаваться на уговоры, подкупы и попытки ребенка вас разжалобить, иначе вы закрепляете у него то поведение, которому пытаетесь противостоять. Если на пике истерики ваши нервы не выдерживают и вы соглашаетесь пойти навстречу уговорам малыша, то посылаете недвусмысленный сигнал о том, что ему удалось найти эффективную тактику, позволяющую получить желаемое.
Чтобы не становиться объектом манипуляций ребенка, не уделяйте внимания тем поступкам и реакциям, которые находите нежелательными
Чаще хвалите за лучшие проявления и игнорируйте худшие. Со временем малыш поймет, какого поведения вы от него ожидаете.
Если уровень физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок так велик, что от усталости ребенок теряет контроль над собой, — необходимо серьезно пересмотреть образ жизни и распорядок дня, чтобы привести его в соответствие с возрастными и психологическими потребностями вашего малыша.
Помните: истерика не проявление дурного нрава ребенка, который вам придется терпеть всю жизнь. Это — симптом скрытой проблемы, и вам удастся ее решить, если вы проявите сочувствие, терпение и понимание к чувствам малыша. Наградой вам будут теплые, искренние и доверительные отношения с собственным ребенком, а его воспитание — увлекательным совместным путешествием из детства во взрослый мир.
Почему возникает кризис
Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.
Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.
Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.
Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.
Как отличить истинную истерику?
Истинная истерика – не способ манипуляции. Ребёнок действительно не может совладать с собой. Такая истерика может начаться даже без видимых причин и никогда не заканчивается внезапно. Если ребёнок закатывает истерику умышленно, используя её как способ давления, то, как правило, он мгновенно успокаивается, получив желаемое. С истинной истерикой всё иначе.
Кроме того, если малыш сильно переживает, слёзы и рыдания не прекратятся мгновенно, даже если некому будет утешать его. Если истерика демонстративна, то для её прекращения стоит только убрать зрителей и предложить ребёнку побыть одному и успокоиться. Минута, другая и эмоциональный всплеск прекратится также внезапно, как и начался. Совсем по-другому обстоит дело с истинной истерикой – оставшись один, ребёнок будет продолжать плакать и совершать другие действия, свойственные истерике.
Она означает, что ребёнок действительно расстроен, и ему сейчас очень тяжело. Он бушует, гормоны стресса не дают ему контролировать своё тело и эмоции, он не может учитывать чувства других людей. В такие моменты его бесполезно ругать, отвлекать или наставлять. Он вышел из себя, и нужно дать ему время, чтобы успокоиться.
Что если такие истерики случаются у ребёнка вечером, после посещения детского сада?