Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): 6 простых правил
- Выдохнуть и трезво оценить ситуацию, перед тем как накричать и наказать за непослушание. Что именно вам не нравится в поведении ребенка? Он действительно делает что-то опасного для него? Или мешает вам в вашем комфорте и вам не удобно перед окружающими? Если ребенок заслуживает вашего порицания, заранее продумайте что вы ему скажете, как понятным ребенку языком объясните его ошибку.
Поэтому важно успокоиться, взвесить всю тяжесть проступка. Тем самым, возможно, вы не совершите ошибки, не переборщите в наказании
- Разговор «глаза в глаза». Присядьте на уровне глаз ребенка. Он не должен чувствовать ваше явное доминирование.
- Альтернатива. На каждое «нельзя» должно быть «можно». А еще лучше, если вообще не употреблять запрещающие слова, а сразу предлагать альтернативу. Ну например, вместо фразы «Нельзя бежать через дорогу самому» скажите «Дорогу переходить можно только за руку со взрослыми».
- Инструкция, а не приказ. Каждый приказ и требовательный тон нарушает личные границы ребенка. И не удивительно, если реакция ребенка будет воспротивиться и восстать против этого нарушения его границ.
А вот подробно объяснив, что и как можно сделать вместо не желаемого вами, ребенок усвоит и уловит намного больше, чем вы думаете.
- Ругайте без имени. Что это значит: ребенок должен любить себя и свое имя. Старайтесь называть по имени ребенка при похвале, а во время порицания можно употребить «солнышко», «зайчик», «сынок».
- Никакого шантажа. Ну признайтесь, наверняка говорили: «Будешь себя так вести, я расстроюсь (обижусь)». Это же чистый шантаж. А теперь представим через 10 лет на вашем личном примере ребенок вам заявляет: «Не купишь новый планшет – уйду из дома». Ну как вам?
Что делать, чтобы вас начали слышать?
На самом деле, в этом нет ничего сложного. От вас потребуется лишь чуть больше включенности в процесс взаимодействия:
- Если вы говорите ребенку что-то из разряда: «Не трогай, это острый и опасный нож», а он продолжает попытки достать этот предмет, то нужно подняться, дойти до ребенка и перехватить его ручку.
Твердо скажите: «Нет, это трогать нельзя. Брать нож можно только со мной, потому что он опасен. Я могу дать тебе пластмассовый ножичек».
Важно! Это утомительно, но раз за разом у ребенка формируется понимание, что мама сказала — надо сразу сделать
После года уже не требуется постоянно комментировать все, что происходит вокруг. Для этого есть минуты общения, когда мы листаем книжку или выходим на прогулку, где столько всего нового.
И последняя рекомендация. Прежде чем попросить малыша о чем-то, добейтесь контакта с ним
Чтобы он отвлекся от своей игры и переключил внимание на вас.
С ребенком в маршрутке – наш горький опыт
Торопясь на встречу, я очень быстро собрала себя и трехлетнего сына, и побежала на маршрутку, не прихватив с собой ничего, кроме бутылки воды. Ехать нам нужно было около часа с одной пересадкой. Ребенок был накормлен, поэтому о еде я и не думала, а вот для развлечения у нас не оказалось с собой ничего. В результате туда мы доехали почти без капризов, так как сын не успел устать, а вот когда ехали обратно, «показательное выступление» началось сразу же, как только мы зашли в маршрутное такси.
Унять истерику было очень тяжело, сын отталкивал меня от себя, не хотел смотреть в окошко, не хотел пить, не хотел играть с мобильным телефоном – лишь заливался плачем, дрыгал ногами и закидывал назад голову. Причиной, конечно же, был не голод, так как в гостях у знакомой он хорошо перекусил, а усталость и отсутствие каких-либо игрушек-книжек.
Приехав домой, я проанализировала ситуацию. Ведь поведение моего ребенка в общественном транспорте не всегда было таким ужасным, часто мы ездим вообще без капризов. Вспомнив удачные поездки, я сделала для себя выводы, что к таким мероприятиям надо готовиться более внимательно, без спешки. Ведь когда у нас с собой была машинка, книжка или вкусная печенька, то сынуля вел себя прилично.
Я нередко видела подобное поведение детей в общественном транспорте и уже могу определить причину этого. А чтобы другим родителям было легче справиться с поездками, дам несколько полезных советов, наработанных личным опытом.
– Не слушается! Как заставить?
Именно с этих слов начинается беседа взволнованных или рассерженных родителей, которые пришли на консультацию к психологу. Хуже всего, что около 85% впервые приходят к специалисту, крепко держа за руку свое тихо-смиренное, плачущее или упирающееся всеми конечностями чадо. А ведь это распространенная ошибка родителей, которые по определению должны быть мудрее и «взрослее», чем их отпрыски. Во-первых, малыш чувствует испуг от неведения, что с ним будет происходить дальше, во-вторых, близкие родственники сами же навешивают своим детям ярлык «строптивого сорванца». Может быть, поначалу дети почувствуют растерянность, страх, обиду или даже стыд, однако потом, поверьте, быстро привыкнут к статусу «неуправляемого проказника», научатся манипулировать и извлекать из него выгоду.
Для начала опекунам стоило бы попробовать отыскать причины самостоятельно или с помощью специалистов, а затем и способы налаживания контакта с дочерью или сыном. Так уж получается, что с рождением карапуза родителям приходится осваивать новые профессии, специальности и виды деятельности, включая литературу на психолого-педагогические темы. Конечно, в воспитании можно действовать интуитивно, но все-таки лучше быть «в теме», чтобы знать, как поступить в ситуации, когда карапуз в переполненном покупателями супермаркете свалился на грязный пол, сучит ногами и истошным криком требует восемнадцатый чупс или пятый за сегодня киндер-сюрприз.
Нужно ориентироваться в возрастной психологии и потребностях детей, точно понимая, какие аргументы и рычаги управления использовать в беседе с самостоятельной трехлеткой и сыном 10 лет. Может для кого-то станет открытием тот факт, что воспитательный процесс нужно начинать с раннего детства. Спросите, как объяснить годовалому малышу, почему надо делать так и не иначе, если он еще плохо говорит и половины слов не знает? Педагоги утверждают, что в 2 годика малыши уже должны понимать не только интонацию мамы, но и значение слов «можно», «нужно» и «нельзя».
Как научить ребенка послушанию
Советы, с которыми вы познакомитесь, не только ответят на вопрос: Как научить ребенка слушаться, но и помогут родителям правильно скорректировать свое поведение в отношении непослушания любимого чада.
10 правил для родителей, как научить малыша слушаться
Для примера разберем следующую ситуацию: после прогулки ребенок упрямится и не хочет идти домой. Мама разъясняет, что пришло время обеда
Малыш, не испытывая чувства голода, не желает слушаться и продолжает плакать еще громче, привлекая внимание прохожих. Как правильно поступить родителям?
- Быть настойчивыми в своих просьбах. Все дети являются очень хорошими психологами, поэтому действуя на публику они надеются, что мама уступит и изменит свое решение в пользу ребенка. Родители должны понимать, что если они не станут проявлять настойчивость, то дети и в дальнейшем будут ими манипулировать.
- Разговаривать спокойным, а возможно и требовательным тоном. Родители должны доброжелательным тоном аргументировать свои доводы.
- Учиться договариваться, предоставить ребенку право выбора. Например, мама говорит: малыш, если ты сейчас не успокоишься и не пойдешь домой, то твои любимые мультфильмы рассердятся, и вечером ты их не сможешь посмотреть.
- Действовать на самосознание ребенка. Например, мама говорит: я думала, что ты вырос и стал большим, но я ошибалась. Ты ведешь себя, как маленький ребенок, и тебе впору можно дать соску для успокоения. Если я не права, то вытри слезы и покажи, что ты большой, прекрати капризы и пошли домой обедать.
- Когда ребенок успокоится и начнет выполнять требования взрослых, то его обязательно нужно похвалить.
- Ни в коем случае нельзя подкупать малыша. Фразы перестань плакать, а я тебе за это куплю шоколадку негативным образом сказываются на психике ребенка и подрывают авторитет родителей.
Главное, чтобы ребенок чувствовал любовь тогда всегда можно договориться
Только любящее сердце родителей способно преодолеть все лабиринты детского упрямства и в спокойной обстановке найти правильное решение.
Рядом с мамой ребенок чувствует себя безопасно
Когда мы, взрослые люди, позволяем себе капризничать и дурачиться? Дома, в окружении близких людей, когда мы чувствуем себя комфортно и расслабленно. Вряд ли мы будем вести себя так на совещании с бизнес-партнерами или на приеме у чиновника… Вот и ребенок воспринимает воспитательницу или приходящую няню в качестве «официальных лиц», и старается вести себя соответственно – как дипломат на сложных политических переговорах. Ни жеста необдуманного, ни слова в простоте – вдруг где проколешься… Зато с мамой можно сбросить с себя все это нервное напряжение и выплеснуть все, что накопилось за день.
Что делать? Присмотритесь к няне, к группе детского сада, да и к порядкам, которые установлены дома у бабушки. Спросите себя: комфортно ли там вашему ребенку? Что можно сделать, чтобы он чувствовал себя там спокойно и безопасно? Возможно. Ответ придется искать вместе с психологом.
Возрастные кризисы
Ребенок растет, взрослеет, от безусловного подчинения авторитету родителей приходит к осознанию себя как отдельной личности. Появляется критическое отношение к требованиям взрослых, попытки сдвинуть границы дозволенного
В такие переломные периоды родителям важно понимать, что это явление временное, стараться помочь ребенку пережить непростое время. При этом не стоит полагаться только на установку «это возрастное, перерастет», важно продолжать воспитательный процесс и не игнорировать возникающие проблемы
Кризис трех лет. Один из самых трудных периодов жизни ребенка, когда происходит сепарация малыша от мамы, бурный всплеск самостоятельности и стремления утвердить себя в мире как отдельное существо со своими желаниями, симпатиями и антипатиями. Малыш очень хочет делать все сам, но у него не всегда это получается, к тому же родители не все разрешают по объективным причинам, понимание которых ребенку еще недоступно. Реакции ребенка в таких ситуациях обычно бурные, с криком и слезами, нередко – с истерикой, топаньем ногами и попытками драться, он упрямится и злится. Родители в период кризиса должны быть спокойны и хладнокровны, не поддаваться на детские провокации и четко очерчивать границы дозволенного. При этом обязательно нужно показывать ребенку, что его любят, слушают и принимают как личность.
Кризис семи лет. Семь лет – момент перехода от дошкольного периода к началу учебы в школе. Это большое изменение для ребенка, он может испытывать серьезный стресс, расставаясь с привычным образом жизни, от игр к полноценному обучению. С одной стороны, новоиспеченный школьник чувствует себя уже совсем взрослым и жаждет соответствующего отношения, с другой – ему сложно перестроиться, прийти от беззаботности дошкольного периода к большей ответственности и организованности. Дети в кризисное время могут больше кривляться, пытаться подражать взрослым в поведении и рассуждениях, болезненно воспринимать критику, грубить и спорить по любому поводу
Взрослым важно постепенно уменьшать уровень опеки и контроля, позволяя ребенку самому принимать решения и совершать ошибки. Интересуйтесь его жизнью и чувствами, уважайте его мнение, поддерживайте
Наряду с новыми обязанностями, дайте ребенку и больше свободы.
Подростковый кризис. Тот самый «переходный возраст», который пугает немало родителей. Подросток – это еще не взрослый человек, но уже и не малыш, беспрекословно слушающийся родителей и подчиняющийся правилам. Ваш ребенок учится быть личностью, проявлять характер, спорит, грубит и постоянно проверяет родителей на прочность. Это период самоидентификации и утверждения своей индивидуальности и своего особого места в мире. Поэтому родителям необходимо, с одной стороны, принять неизбежное взросление и уже практически сформировавшийся характер своего ребенка, с другой стороны, не ронять своего авторитета, определять границы поведения, которые не стоит переходить. Подростковый протест может быть очень бурным, но если в семье доверительные и теплые отношения, есть уважение и поддержка, то вы всегда сможете договориться со своими детьми.
Почему не слушаются дети
Кроме кризисов, связанных с возрастом, существует немалое количество причин, по которым ребенок может вести себя плохо и не слушаться родителей. Вот самые распространенные из них:
– Физическое состояние. Если ребенок голоден, устал, у него что-то болит и доставляет неудобство, это может спровоцировать капризы, упрямство и непослушание. Совсем маленькие дети иногда даже неспособны сами понять, что не так в их ощущениях, но даже школьник может огрызнуться или отказаться выполнить просьбу, если у него, например, болит голова.
– Обида
Ребенок хотел показать или рассказать что-то очень важное для него, а от него отмахнулись? Или не поверили его версии в конфликтной ситуации и несправедливо наказали? Даже сказанная не к месту шутка или неосторожная фраза могут вызвать достаточно сильную реакцию, а обиженный ребенок не захочет слушаться тех, кто вызвал у него негативные эмоции
– Нехватка внимания и любви
Нередко случается так, что дети, которые не чувствуют себя любимыми, важными и значимыми для родителей, пытаются обратить на себя внимание любыми способами. Ребенок ведет себя вызывающе, все его поведение говорит «заметьте меня, я здесь»
– Конфликты в семье. Когда атмосфера дома накалена, происходят постоянные ссоры и выяснения отношений, ребенок своим поведением попытается напомнить родителям, что они забыли о нем, погрузившись в конфликт с головой. Некоторые дети даже чувствуют себя виноватыми в родительских проблемах, и это чувство также может вылиться в шалостях и неприглядных поступках.
– Чрезмерная строгость. Слишком большое количество запретов и наказаний приводит к самому естественному для ребенка исходу – к бунту против ограничений. Ребенок пытается почувствовать хоть немного свободы, сделать что-то назло. Особенно бурной бывает эта «борьба за независимость», если большинство запретов ничем не обосновано и не объяснено.
– Вседозволенность. Обратная сторона медали. Не стоит как запрещать ребенку абсолютно все, так и выбирать отсутствие любых ограничений. Некоторые «нельзя» должны существовать в семье, чтобы избежать избалованности и распущенности. Разрешить что-то – не значит потакать во всем, а запретить – не значит становиться тираном и деспотом.
– Несогласованность действий взрослых. Если родители не могут договориться, что позволено, а что нет, предъявляют разные, противоречащие друг другу требования и претензии к ребенку, его растерянность и метания меж двух огней могут стать причиной непослушания и проблем с поведением. Еще более неприятные последствия вызовет наказание одним из родителей за те действия, которые разрешил и одобрил другой.
– Ревность. Довольно часто вести себя плохо начинают старшие дети в семье, где появляется новорожденный
Если ребенок не был готов к таким переменам в жизни или чувствует себя обделенным родительской любовью и вниманием из-за нового члена семьи, он может перестать слушаться, капризничать и требовать больше внимания к себе
Как проявляется непослушание
Поговорим о типичных примерах плохого поведения детей. Нежелание слушаться родителей и выполнять их просьбы или требования может выглядеть по-разному, и родители должны понимать, как им реагировать и что делать в каждой ситуации.
Как научить ребенка слушаться родителей
Однозначного ответа на вопрос «как научить ребенка слушаться» нет и быть не может. Попытаемся дать несколько полезных советов для облегчения поиска контакта с ребенком.
С чего начать
Начало может быть в отказе от наказаний. Нельзя заставлять. Вернее, можно, но только силой. А такие шаги ни к чему хорошему не приводят.
Вот несколько советов как сделать, чтобы ребенок слушался:
- Прекратите агрессивно реагировать на каждую провинность и отступление от вашей линии поведения.
- Установите контакт с малышом. Разговаривайте с ним, объясняйте, почему он должен делать, то, что вы просите. Поймите ваше чадо, в чем причина его непослушания. Он может устать, проголодаться, хотеть пить.
- Укрепляйте свой авторитет. Станьте героем, примером для подражания.
- Поощряйте дела крохи, направленные в нужное русло. Пусть моет посуду, забивает гвозди, помогает. Даже если вам это и кажется неправильным
- Превратите обязанности в игру или турнир (кто больше или быстрее). Детям всегда нравится участвовать в таких соревнованиях. И не забудьте, поддаться – проигрывать не любит никто.
- Дайте дитяти «возможность выпустить пар». Пусть порезвиться и побегает. Двигательная активность радует детей, они становятся довольными и более послушными.
Чем старше становятся дети, тем сложнее привить им послушание. Не откладывайте этот вопрос на потом. Начинайте прививать привычку слушаться уже со второго года жизни крошки.
Важно в любой ситуации выстроить с сыном или дочкой дружеские доверительные отношения
Как научить ребенка слушаться с первого раза
Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выполняло просьбы сразу, и думают, как научить ребенка слушаться с первого раза. Но немногие понимают, сколько труда надо вложить в это умение. Мы попытаемся дать несколько простых рекомендаций:
Смотрите в глаза. Поддержка зрительного контакта очень важна при беседе с любым человеком. Говорите с ребенком не с высоты вашего роста, встаньте на один уровень. Зрительный контакт – самая простая и необходимая часть доверительных отношений. Нужно просить о чем-то, смотря в глаза.
Хвалите. Не забывайте поощрять за выполнение просьбы
В целом это самое важное в воспитании – похвальба. Хвалите часто, по поводу и без него. Научить слушаться можно начинать с просьбы о выполнении любимого дела
Попросите раскрасить картинку, показать, как он играет с любимой игрушкой – похвалите-попросите сделать что-то еще. Так вы установите цепочку связей – родитель просит — ребенок выполняет. И все это добровольно и без негативных ассоциаций
Научить слушаться можно начинать с просьбы о выполнении любимого дела. Попросите раскрасить картинку, показать, как он играет с любимой игрушкой – похвалите-попросите сделать что-то еще. Так вы установите цепочку связей – родитель просит — ребенок выполняет. И все это добровольно и без негативных ассоциаций.
Не давайте забывать о вашей просьбе. Не уставайте просить и напоминать. Это касается детей до трех лет. Не повышайте голос. Будьте спокойны и доброжелательны. Не прекращайте напоминать, что слушать вас надо с первого раза.
Говорите о своих чувствах. Расскажите о своем отношении к действиям малыша. Скажите, что расстроены его поведением, непослушанием. Но не «ты плохой, потому что не слушаешься», а «я расстроилась, потому что ты не делаешь, что я прошу».
Следите за последовательностью ваших требований. Они не должны противоречить друг другу. И просьба должна быть одна – не загружайте дитя сразу списком необходимых действий, все должно быть по порядку и в определенной последовательности.
Установите четкие правила и распорядок. Причем для всех членов семьи, а не только одного малыша. Следуя заранее обусловленным правилам и требованиям, он не будет видеть причин, чтобы отступать от заведенного порядка жизни.
Не отступайте со своих позиций. Не позволяйте нарушать требования. Помните, если уж вы установили ограничение – следите, чтобы оно оставалось нерушимо в любой ситуации.
Не обольщайтесь – даже следуя всем полезным советам, вы не найдете ответа на вопрос «Как заставить ребенка слушаться?». Воспитание — процесс длительный и трудный. И дитя будет бунтовать, и нарушать ваши требования и запреты.
Ребенок не слушается в 7 лет
Жалобы на то, что ребенок 7 лет не слушается, довольно распространены, так как именно в этот период дети проходят свой третий по счету возрастной кризис, который относят к началу социализации в обществе сверстников. В 7 лет дети формируют свое социальное «я», психика и организм проходят через множество изменений. Ребенок в этот период может отличаться особенным непослушанием и агрессией, поэтому без советов психологов порой не обойтись.
Родителю стоит забеспокоиться, если ребенок чересчур часто:
- гримасничает и передразнивает;
- манерничает и излишне подражает взрослым;
- игнорирует просьбы и указания;
- без причины начинает злиться, психовать и устраивать истерики;
- до последнего отстаивает свою правоту, даже если не прав.
Если ребенок не слушается, родитель должен позаботиться о том, чтобы наладить связь. Не ругаться и не кричать, вызывая ответную агрессию, а договариваться и убеждать логическими доводами.
Что делать, если дети в 7 лет не слушаются?
- Поощряйте самостоятельность. 7 лет – тот возраст, когда родитель должен относиться к ребенку как к полноценному члену семьи. Пусть у него появятся обязанности по дому, за которые отвечает только он и никто больше. Так ребенок поймет, что вы относитесь к нему серьезно.
- Проявите понимание. У ребенка, как и у любого взрослого человека, меняется настроение, случаются эмоциональные подъемы и спады, неудачные дни. Если ребенок не слушается, возможно, у него выдался тяжелый день в школе, может быть, кто-то обидел или обозвал. Сыну иди дочке нужна ваша поддержка, а не нотации или указания, что нужно сделать.
- Договаривайтесь. В 7 лет дети уже достаточно развиты, чтобы осознавать ценность слов, поэтому не кричите, а приводите доводы, разговаривайте, убеждайте. Если даете обещания, обязательно выполняйте их, прививая ребенку мысли о том, что нужно всегда держать слово и выполнять обещания.
- Иногда нужно надавить. Родитель должен понимать, что в 7 лет ребенок еще не осознает полноценно моральные нормы поведения. Так, если мальчик ударил девочку или пытается фамильярничать со взрослыми, это может быть банальное непонимание, а не непослушание. Если объяснить ребенку, почему совершать подобные поступки плохо, не получается, надавите родительским авторитетом. Главное – уверенный, спокойный тон, который убедит ребенка послушаться.
- Откажитесь от наказаний. Ученые доказали, что ни физические наказания, ни психологическое давление, не несут педагогической ценности. Ребенок просто не воспринимает такие методы воздействия, так как взрослый по умолчанию сильнее и имеет большее влияние. Если ребенок не слушается, не нужно бить его или оскорблять. В противном случае, из него может вырасти человек, признающий лишь превосходство силы.
Таким образом, главный ключ к гармонии в семье и послушным детям – доверие, взаимовыручка и понимание между родителем и ребенком. От вас, как от родителя, потребуется недюжинное терпение, уверенность в своих силах и авторитете, однако результат вас приятно удивит, а ребенок, в конце концов, останется благодарен.
Требовательность в воспитании послушания
Мужчины, как правило, более требовательны, нежели мамы. Они не хотят идти на поведу у детей, и это верно. Женщины проявляют слишком большую мягкость, нетребовательность, идя на уступки детям, жалеют их, когда нужно твёрдо стоять на своём. Это неправильно. В воспитании послушания у детей разумная требовательность играет решающую роль.
Что значит разумная требовательность?
Во многих случаях, когда дело касается здоровья детей, их безопасности, а в некоторых случаях — и спокойствия взрослых, нужно потребовать, чтобы дети сразу же, с первого слова выполнили распоряжение. Запрещая, коротко объясните причину запрета, чтобы дети поняли, почему нельзя делать то или иное.
Иногда же не следует настаивать на немедленном выполнении своего требования. Это относится к тем случаям, когда ребёнок занят игрой, увлечён чем-нибудь
Хорошее увлечение, стремление закончить начатое дело очень важно поддерживать у детей
Так воспитывается настойчивость, воля, развивается умение преодолевать трудности. К примеру, сын или дочка увлеклись строительством дома из кубиков или игрой в куклы, а вы требуете прекратить игру, потому что пора ужинать. Несомненно, такое требование вызовет протест; малышам очень хочется достроить, доиграть. Дайте им эту возможность, предупредив заранее, что через пять минут игра должна быть закончена и надо идти мыть руки. Если же дети, скажем, только начали строить дом, посоветуйте им закончить завтра, а сегодня сделать только стены. Дочке предложите усадить куклу за столик; кукле тоже пора ужинать.
Поступая подобным образом, вы учитываете интересы детей, их законные желания и избегаете ненужных конфликтов. И когда вы будете последовательны в своих действиях, дети довольно быстро усвоят необходимое и не станут тратить силы на выпрашивания, уговоры, слёзы.
К сожалению, требование «нельзя» часто остаётся только на словах, и у родителей не хватает настойчивости и терпения, чтобы добиться от малыша выполнения своего указания.
Причина слишком капризного поведения детей: прямая выгода
Чтобы понимать, как вести себя в той или иной затруднительной ситуации с ребенком, нужно разобраться с причинами капризного поведения детей.
Почему бы детям не вести себя послушно и покладисто, именно так, как взрослым бы того хотелось? Почему вместо этого многие родители видят так много трудностей в общении с малышами?
Одной из причин, почему ребенок становится капризным, является прямая выгода. Это самая простая, ясная и очевидная причина капризов ребенка, по которой дети учатся вести себя плохо — скандалить, капризничать и т.д. Они получают в результате своих капризов именно то, что им не дают иначе. Ребенок — разумное существо, и он никогда не делает бессмысленных поступков. Вот как это происходит. Ребенок просит конфету, мать отказывает ему на том основании, что скоро, например, обед. Ребенок начинает потихоньку ныть, чтобы конфету все-таки дали. Мать опять объясняет ему, и так происходит раза три. У ребенка много настойчивости, и в результате мать не выдерживает, и конфета оказывается у малыша. Ребенок учится просить «правильным» способом. Правильным в том смысле, что он интуитивно понимает, какой голос и какую силу звука надо выдавать, чтобы получить желаемое. И понимает, что при этом желаемое дают не сразу, а надо подольше хныкать. Тогда все будет. И в следующий раз обязательно попробует так же, как сработало в прошлый раз. Со временем спокойного голоса будет становиться все меньше, а капризов все больше, потому что ребенок сразу будет переходить к работающим методам, дающим результат. Причем делать это он будет, не исходя из расчета, подобного взрослым выводам, а чисто интуитивно. О манипулировании в чистом виде во взрослом смысле этого слова говорить не приходится, просто ребенок делает то, чему его научили и что раньше срабатывало.
Разбор полетов
Увы, визит к психологу или педагогу с ребенком – не единственная оплошность взрослых, которые не знают, что делать если дети не слушаются и теряются в сложных ситуациях, реагируют агрессивно или, наоборот, попустительствуют там, где нужно проявить твердость. Вспомните, ведь и у вас так бывало, когда вы не знали, как утихомирить разбушевавшегося отпрыска, начинали автоматически повышать голос. Некоторые родители заходят дальше – грозят ремнем, а то и выполняют свои угрозы. Обычно, такие сцены ничем хорошим не заканчиваются: дети начинают бояться мамы или папы (последствия – соматические и психологические проблемы) или привыкают к ругани, ссорам и физическому насилию в семье, воспринимая такое поведение, как норму.
Один психолог приводит в пример двух девочек, одного возраста, одинаково симпатичных и умных. Одна девочка воспитывалась в семье спокойной, гармоничной, без криков, без истерик. Вторая девочка воспитывалась в семье, где были крики в сторону девочки, ругань между взрослыми. Девочки выросли, поехали в институт далеко от родителей, пришло время строить свою семью. Как вы думаете, какого мужа они выберут? Та девочка, которую воспитывали в гармонии и покое вряд ли окажется с мужем алкоголиком или с мужем, который может ее ударить, просто потому, что он не вписывается в ее картину мира, такой человек не привлечет ее внимания и скорее всего покажется страшным. У второй девочки ниже критерии отбора и она, по статистике, выберет человека, который позволяет себе ругаться, материться, драться…
Крик, запугивание и наказания – неэффективные методы воспитания, родителям следует потрудиться, чтоб дети их слушались с первого раза без крика и истерики. Причем воспитание начинается уже с 2 лет, с того самого кризисного возраста, если применять правильную тактику воспитание с 2-х лет, то проблем в 7, 13 лет можно избежать, особенно если выстроить доверительные отношения с ребенком, о которых мы поговорим позже.
Способ, построенный на уважении и авторитете
Авторитетный человек – заслуживающий безусловного доверия. При этом слово «безусловный» означает, не подвергающийся сомнению (слов.)
Как же формируется безусловное доверие? Все очень просто – ребенок получает, видит, ощущает подтверждение вашим словам, действиям, прогнозам и, придерживаясь их, стабильно получает тот результат, который обогащает его практический опыт, позволяет ему становиться самостоятельным, результаты соответствуют картине мира. Возможно эта формулировка и спорная и пространная, но вспомните, кто у вас вызывает доверие, и подумайте, почему. Давайте рассмотрим это на конкретном примере.
Например: Ребенок хочет залезть на дерево.
Ваши возможные действия:
- Увести с площадки, где растут деревья. Но если при этом другие дети, как груши сидят на дереве, что ощущает ребенок?
- Переключить на другое действие. Давай сделаем самолетик. Это работает, если вы точно знаете, что ребенок не готов принять правила безопасности лазания по деревьям. Эта стратегия не всегда решает проблему – ребенок хочет уметь делать это и получать опыт.
- Прямой запрет или угроза. Не лезь – упадешь. Хм, странно, а Петя/Маша лазят и не падают. Или другой вариант – пока мама/папа не видела, залез и не упал – вывод ребенка?
- Научить правилам безопасности, сопровождать пока ребенок осваивает навык (обучить) – ребенок благодарен, он развивается, он может, у него получается, он получает опыт.