Как научить ребенка быть внимательным

Правило пятое

Осознанно контролировать переключение внимания.

Очень часто бывает невозможно создать в условиях квартиры или дома библиотечные условия, где царила бы тишина и спокойствие

Внешние факторы, не зависящие от ученика и его родителя, такие как звуки с улицы, от соседей, могут и будут непроизвольно отвлекать внимание от концентрации на предмете. Да и не всегда, тем более в начале, получается не думать ни о чем, кроме занятия

В этих случаях поможет только сознательный самоконтроль самого ребенка. Необходимо, чтобы он понимал самостоятельно, что мысль уходит в другое направление, приложил волевое усилие к возврату ее на то место, где произошло «отключение». Этот навык придет не сразу, для этого нужно потрудиться, но с каждым разом общая устойчивость внимания будет становиться все выше и сильнее.

«Я чешу левую коленку»

Когда Иоханнеса привели ко мне, ему было 10 лет.

Он был так глубоко ранен поведением своего отца, что отказывался видеться с ним, несмотря на то что его мать пыталась организовывать встречи сына со своим бывшим мужем. Больше всех он любил своего дедушку, который чаще всего и привозил его ко мне.

Иоханнес прошел через целую эпопею разнообразных обследований: неврологических, так как он постоянно чесался; рентгенологических, так как в его случае не исключалась опухоль головного мозга; психологических — на предмет исследования функций восприятия, краткосрочной памяти и т.д. Все заключения были отрицательными.

Иоханнес был приветлив, мама и дедушка любили его больше всего на свете, и сам он хотел сделать все, что в его силах, чтобы прекратить чесаться и постоянно забывать то, что он намеревался сделать, научиться не отвлекаться от дела каждый раз, когда появляется какой-то внешний раздражитель.

Он сидел на стуле, полный ожиданий, и быстро чесал левую ногу, потом голову, ерзал, хватался обеими руками за край стола, озирался, качался вместе со стулом. Когда я задавала ему вопросы, прежде всего он отвечал: «Что?» — как будто они пролетали мимо его ушей.

Тогда я сказала: «Иоханнес, люди должны учиться быть внимательными, так же как читать, писать, считать, кататься на велосипеде, играть на пианино и т.д. Я видела, что уже в первые минуты нашего разговора ты совершил много действий, да так быстро, что не смог их осознать, это были невольные действия. Сейчас мы положим руки на колени. Это осознанное действие. Теперь мы оставим руки лежать на коленях. Это снова осознанное действие. А теперь мы берем левую руку и чешем ей левую коленку, а потом правую коленку». Иоханнес со всей серьезностью повторял мои действия, как будто на карту было поставлено все.

На первых занятиях примерно в течение 15 минут мы учились осознанно действовать: чесать колени, поочередно проводить рукой по волосам, качаться на стуле, вставать, садиться, идти к окну. Сначала я оглашала план: «Мы встаем со стула», «Мы садимся» и т.д. Затем я просила его читать вслух и выполнять действия по плану, который я составила. Иоханнес читал: «Я чешу свою левую коленку» — пауза — он выполнял действие. «Я кладу свою левую руку на голову» и т.д. Поначалу это была тяжелая работа.

После этих упражнений он подробно и с удовольствием рассказывал о том, что делал с дедушкой на выходных, что он пережил с мамой и о том, что он окончательно решил никогда больше не видеться с папой. Когда он начинал качаться из стороны в сторону, я просила его сознательно повторить это действие. «Я хочу качаться», — говорил он себе. И — через некоторое время: «Я спокойно сижу на стуле».

Внимание – как основа развития ребенка

Часто родители допускают одну и ту же ошибку – ожидают, что школа научит их чадо всему необходимому, а также воспитает полезные качества. Они не понимают, что такое отношение становится причиной серьезного стресса у детей. Из состояния детсадовца или домашнего любимца, малыши неожиданно становятся учениками, к ним начинают предъявлять суровые требования

Рассеянное внимание у ребенка – лишь одно из потенциальных негативных последствий такого подхода. Не совсем логично требовать идеального поведения в течение урока и четкого выполнения инструкций от маленького человечка, который никогда с этим не сталкивался

Рассеянный ученик зачастую испытывает такие трудности:

  • задержка развития познавательных процессов – мышление, память, воображение;
  • негативное отношение к необходимости учиться – результатом становится низкая успеваемость;
  • отсутствие успехов в видах деятельности, не связанных напрямую с освоением школьной программы;
  • допущение грубых ошибок и невозможность их найти, что становится причиной насмешек и осложняет положение ребенка в социуме;
  • буквальное игнорирование увиденного и услышанного, приводящее к невозможности запоминать важную информацию, объем которой со временем только увеличивается.

Дети лучше усваивают учебный материал, если они достаточно сосредоточены и усидчивы.

По статистике, невнимательный ребенок чаще всего оказывается выходцем из семьи, в которой у него не было хотя бы номинальных обязанностей. Также в группу риска попадают дети, не посещавшие по состоянию здоровья или убеждениям родителей детский сад.

Практически невозможно безболезненно научить ребенка усидчивости, если он в течение 6-7 лет был предоставлен сам себе. Не стоит надеяться, что школа все это исправит – если за дело возьмутся родители и близкие, положительные результаты будут более очевидными.

Решение


Многие родители, столкнувшись с проблемой «гиперактивности», прибегают к медикаментозной терапии (по назначению врача, конечно). Создают темы и блоги, делятся собственным опытом. Никого не удивят темы вроде: «Что попить?», «К кому обратиться?»; «Какие лекарства принимали?». Лечить ребенка препаратами или нет, решают родители после консультации с врачом.

Истинный выход из ситуации – коррекционные занятия для развития концентрации внимания, памяти, сенсорного и зрительного восприятия.

Если у ребенка нет концентрации, родители задаются вопросом: «Что делать?». Установить режим для своего чада. Подъем, отбой, дневной и ночной сон должен начинаться всегда в одно и то же время. Жизнь крохи заключить в четкие рамки жесткого графика. Это необходимо для того, чтобы малыш постепенно научился прогнозировать свои действия. Например, после ночного сна, он сам пойдет в ванную комнату для выполнения водных процедур.

Первое, чему необходимо научиться – соблюдать обязательные ритуалы. После прогулки на улице обязательно мойте руки, а перед сном читайте книгу, рассказывайте сказку. Так малыш сможет переключиться и настроиться на привычный вид деятельности, который следует за ритуалом.

Второе, приучайте к однозадачности, о которой я говорила выше. Пример — если кушаете, то делайте это в определенном месте без сторонних развлечений (мультики, музыка и т.п.).

Третье, прогулки в лесу, в парке, в тихом месте для очистки оперативной памяти.

Как помочь ребенку стать внимательнее — советы родителям

Вниманием называют психический процесс, во время которого человек может фиксироваться на чем-то определенном среди других объектов. Малыша приучать внимательности стоит последовательно, без криков, поскольку детская психика и нервная система окончательно сформировывается только к десяти годам

Совсем крохе достаточно просто рассказывать обо всем на прогулке:

  • Какая машина проехала,
  • Какая шапочка или игрушка у девочки,
  • Какие высокие деревья.

Совместные игры для развития внимания

Так он будет концентрироваться на том, что говорит родитель и одновременно развивать навык быть сосредоточенным.

В семь-восемь лет у ребенка появляются новые обязанности. Он уже ходит в школу, где ему нужно овладеть навыком счета, чтению и обучиться письму. Если этим способностям его не научить вовремя, то впоследствии учеба будет даваться с достаточным трудом.

Именно хорошее внимание поможет всем необходимым умениям развиться

Важно! Стоит обязательно контролировать процесс концентрации внимания у малыша на первых порах. Для этого следует делать упор на специальные игры, упражнения, детские головоломки, раскраски

Замечания родителя должны быть дружелюбные, с элементом шутки

Для этого следует делать упор на специальные игры, упражнения, детские головоломки, раскраски. Замечания родителя должны быть дружелюбные, с элементом шутки

Важно! Стоит обязательно контролировать процесс концентрации внимания у малыша на первых порах. Для этого следует делать упор на специальные игры, упражнения, детские головоломки, раскраски

Замечания родителя должны быть дружелюбные, с элементом шутки.

Советы:

  • Найти нестандартные способы привлечения внимания.
  • Выбрать подходящее время для занятий.
  • Прежде чем дать задание, изучить его с позиции ребенка: легко ли его понять, интересно ли оно.
  • Следить за собственными эмоциями: не упрекать малыша, не повышать голос.

Тренировка для мозга

Обратите внимание! В современном мире существует огромное множество пособий, головоломок, упражнений для тренировки мозга. Большинство из них можно найти в интернете и распечатать для личных занятий с ребенком

Одними из лучших заданий для школьников выступают следующие:

  • Рисовать одновременно левой и правой рукой круги, квадраты или просто линии.
  • Упражнения на визуализацию. Попросить ребенка закрыть глаза и вспомнить знакомого человека, затем воспроизвести его голос, мимику и жесты по памяти.
  • Нейробика. Задание включает в работу все 5 органов чувств. Система была разработана Катцем Л., нейробиологом. Главное — выполнять повседневные дела необычными способами: ходить по дому закрытыми глазами, изменить маршрут движения, узнавать вещи на ощупь (например, разные номиналы монет).

Развитие внимания и концентрации

Как у ребенка можно развить внимательность:

  • Гулять на свежем воздухе. Развивая тело и моторику, улучшается работа тех участков мозга, которые отвечают за концентрацию внимания.
  • Правильно дышать. Объём легких и сосредоточенность — прямо друг с другом связаны.
  • Работать руками, занимаясь рукоделием. Для девочек подойдет вышивка, а для мальчиков — конструктор.
  • Играть в любые настольные игры, рассматривать картинки, где нужно найти отличия у предметов.

Картинка «Найди отличия» развивает концентрацию внимания

Читать сказки, рассказы

Важно учитывать возраст в выборе произведения.
Приобщение к домашней работе.

Когда и как развивать внимание

Внимательность возможно тренировать у малыша уже в первый год жизни. Как только он научился удерживать предмет, можно рассказать о погремушке, указать на различные цвета, потрясти ее, чтобы кроха услышал звук

Поэтому внимание развивается уже в самом маленьком возрасте

Обратите внимание! В методиках, как развивать внимание, присутствует большое количество всевозможных упражнений, заданий, с помощью которых и проводятся тренировки и оттачивание навыка

Игры с родителями

Варианты игр:

  • «Лови — не лови!». Родитель предлагает ловить мяч только тогда, когда он бросит его со словом «Лови!». Если при броске ничего сказано не было, то мяч стоит отбросить в сторону. Игра поможет сосредотачиваться на словах, звуках.
  • «Повтори». Малыш должен повторить 3-4 слова так, как сказал родитель.
  • «Обезьянка». Повторять за родителями движения в точности так же, как изобразили они.
  • «Наблюдатели». На прогулке с малышом находить все предметы, которые зеленые, круглые или мягкие.

Развивающие игры с ребенком

Обратите внимание! При выборе игры нужно понаблюдать за малышом. Если ему не интересна та или иная методика, то не следует ее ему навязывать

Лучше из изобилия вариантов выбрать тот, который будет вовлекать в процесс и вызывать интерес.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Рассеянность дома

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

Время Действие

07:00 — 07:05Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35Завтрак
07:35 — 08:00Сборы в школу
08:00 — 08:30Дорога в школу
08:30 — 13:05Уроки
13:05 — 13:30Дорога домой
13:30 — 13:40Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00Обед
14:00 — 16:00Свободное время, секции
16:00 — 18:00Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30Ужин
18:30 — 20:00Свободное время
20:00 — 21:00Подготовка ко сну
21:00 — 07:00Ночной сон

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.

Проблемы в школе

Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.

Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.

Как повысить внимательность и научить усидчивости?

Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:

1. Режим дня

Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.

На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.

Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.

2. Практики повседневной жизни

Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.

Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.

Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).

3. Игра

Она на долгое время останется любимым времяпровождением.

Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.

4. Практики осознанности (Mindfulness)

Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.

В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».

Очень важно, чтобы ребенок научился:

  • справляться со стрессом;
  • чувствовать свое тело;
  • понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.

Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.

Упражнение «5-4-3-2-1»

  1. Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
  2. Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
  3. Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
  4. Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
  5. Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.

Упражнение «успокаивающее дыхание»

Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.

5. Физическая активность

Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы

К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу

Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч

Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.

Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.

«Двойные рисунки»

Необходим лист бумаги, два маркера.

Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.

«Ленивые восьмерки»

Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.

6. Творчество

Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.

Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.

Если вы были с ребенком у невролога и он отметил некоторые нюансы созревания нервной системы, то помочь ребенку стать более внимательным и усидчивым можно теми же самыми способами, но в сотрудничестве с неврологом и нейропсихологом.

Интересные упражнения

Чтобы развивать внимательность ребенка 8-10 лет, можно также воспользоваться специальными упражнениями.

Описание по памяти главного героя сказки, которую недавно прочитали.
Нахождение всех отличий на двух похожих картинках. Для школьного возраста нужны яркие рисунки с обилием мелких деталей. Ребенок учится концентрироваться на нескольких вещах одновременно.
Чтение слов задом наперед. Казалось бы, примитивное занятие, но это отличный тренажер для зрительной памяти.
Разгадывание кроссвордов. Ребенок начинает проявлять больше усидчивости. Решая занимательные задания, малыш тренирует свою память. Мозг настраивается на будущее решение более сложных задач.
Упражнение «Найди цвет». Суть — правильно назвать цвета, которыми написаны слова. Ребенок сосредотачивается на цвете шифра, а не на слове. Вся сложность в том, что они не соответствуют друг другу. Например, слово «зеленый» написано красным цветом, «фиолетовый» — черным.
В общем перечни букв или цифр необходимо отыскать только какие-то определенные. Можно воспользоваться таблицами Шульте

Смотря на них, ребенок должен отыскать все числа по порядку, при этом как можно скорее переключая свое внимание.
Повторение упражнений за взрослым.
Игра в слова. Взрослый называет слово на определенную тематику

Ребенок его повторяет и добавляет свое. Так постепенно выстраивается длинная словесная цепочка. Задача игроков — не оборвать ее как можно дольше. Например: яблоко-банан-виноград-апельсин… (тема «Фрукты»).
Срисовывание по клеточкам. Ребенку предлагают нарисовать фигуру, согласно образцу. Она может состоять как из разомкнутых фигур, так и из замкнутых. В ходе выполнения развивается не только концентрация внимания, но и мелкая моторика.

Свойства внимания

Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?

Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.

Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо

Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.

Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.

Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.

Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.

Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.

Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.

Правило четвертое

Чередовать направление умственных усилий.

Длительное занятие только чтением или записью нового материала, особенно на начальных этапах самоорганизации, часто вызывает психическое состояние монотонности, внимательность исчезает сама собой

Чтобы избежать этого, нужно переключать внимание с чтения и записи, то есть, с процесса получения знаний, на пересказ только что узнанного, обдумывание и рассуждения по этому поводу. Полезно решить несколько заданий или самостоятельно придумать собственные примеры на изучаемую тему

При этом не следует очень часто менять направления умственной деятельности. Частое переключение равносильно отвлечению от образовательного процесса, способствует суете, разорванному, поверхностному восприятию знаний.

Профилактика

  • Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
  • Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
  • Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
  • У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
  • Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.

Упражнения и занятия

Для начала родителям будет полезно усвоить следующие рекомендации:

  1. Ребенок должен соблюдать режим дня, так как это основа всего. Специалисты рекомендуют отводить на сон ребенка 8-10 часов в сутки. Причем за пару часов до сна не позволяйте ребенку играть на компьютере, смотреть телевизор и так далее. Лучший вариант – прогулка на воздухе, чтение книжки, рисование.
  2. Следите за правильным питанием.
  3. Приучайте ребенка к тому, что у него есть не только права, но и обязанности. Ребенок должен помогать с домашними делами – это позволит ему не только улучшить усидчивость, но и почувствовать себя нужным.
  4. В тренировке усидчивости нужно использовать игровой процесс.
  5. Больше занимайтесь с ребенком творчеством.

Как уже было сказано, развитие усидчивости – это длительный процесс, который потребует от взрослых максимального терпения. В первый месяц на занятия можно тратить 5-10 минут в день, и если за месяц в поведении ребенка не будет заметно ник малейшего прогресса, в занятия необходимо будет ввести кардинальные изменения после консультации с психологом.

Не навязывайте ребенку какое-то конкретное занятие, пусть он выберет сам то, что ему больше по душе.

Какие занятия предлагают специалисты

  1. Рисование. Рисовать любят дети всех возрастов. Сначала позвольте ребенку рисовать то, что он хочет, но со временем нужно придумывать темы для рисунка, и добиваться того, чтобы ребенок закончил картинку. Раскрашивание требует еще больше увлеченности и сосредоточенности. Раскраски разумеется нужно подбирать в соответствии с интересами ребенка. Также можно предложить ребенку рисовать при помощи разных техник – рисование ладошками, ватными палочками, солью, свечой, рисование на песке (в соответствии с возрастом ребенка конечно).
  2. Пазлы. Уже с 2-летнего возраста можно давать ребенку собирать пазлы из 4-6 частей. К 5 годам ребенок уже вполне может справиться с картинкой из 54 деталей. Тематика картинки опять же должна соответствовать интересам ребенка.
  3. Мозаика. Игры с мозаикой требуют еще большей усидчивости. Детали, как правило, мелкие, к тому же есть особенности в создании изображения. По началу можно просить ребенка выкладывать цветные, однотонные, волнистые линии, затем уже приниматься за выкладывание картинок, постепенно усложняя их.
  4. Поделки. Для этого занятия можно использовать любые подручные материалы, главное, чтобы в процессе была изюминка, которая заинтересует ребенка.
  5. Сказки с продолжением. Рассказывайте ребенку истории частями, в течение нескольких дней. Конечно сюжет должен быть увлекательным и непредсказуемым. Рассказ нужно всегда останавливать на самом интересном месте, и продолжать его только на следующий день.
  6. Игра «Найти отличия». Очень увлекательное и полезное занятие, которое можно выполнять не только с листа, но и на компьютере. Чтобы ребенку было проще и интереснее в нее играть, нужно написать цифрами количество отличий, и когда отличие буде найдено, зачеркивать соответствующую цифру. Так ребенок будет наглядно видеть, что он справляется, и это придаст ему уверенности.
  7. Сортировка мелких предметов. Подойдут стеклянные камешки, бусины, крупы. Это упражнение крайне полезно для глазомера, мелкой моторики и усидчивости. Интересно сортировать бусины не только по размеру, но и по цвету, форме.

Учить ребенка внимательности и усидчивости – это увлекательное занятие. В процессе игры можно не только помочь ребенку стать более внимательным, но и раскрыть его индивидуальные способности.

Как помочь невнимательному ребенку? 6 советов родителям

  1. Развивайте самостоятельность. Если даете ребенку задание, то предоставьте возможность справиться с ним без вашей помощи. Исследования показали, что даже пассивное участие родителей в выполнении домашнего задания (вопросы в процессе, проверка, контроль) негативно влияют на концентрацию внимания у ученика.
  2. Создайте дома благоприятные условия для занятий — рабочее пространство, где школьник может полностью сосредоточиться на учебе, где ему не помешают младшие дети, не слышно, как работает телевизор, недоступны игрушки.
  3. Оптимизируйте режим дня школьника. Для тренировки внимания полезно чередование мыслительных нагрузок и физической активности. Эффективность умственной работы зависит также от качества отдыха.
  4. Не перегружайте детей. В погоне за большими интеллектуальными достижениями можно получить обратный эффект — переутомление, выгорание, потерю интереса к обучению, снижение успеваемости.
  5. Не вините в неудачах. Критика расстраивает ребенка, а внутренние переживания мешают сосредоточиться на занятии.
  6. Мотивируйте, прививайте интерес к учебе, пробуйте разные методики в обучении. Психологи рекомендуют любые сложные занятия с детьми проводить в виде игры.

Чего делать нельзя

Осознать и принять свои собственные ошибки очень сложно. Особенно взрослому человеку, когда дело касается отношений с ребёнком. Куда как проще сказать: «Да он сам такой разгильдяй, здесь ничего не сделаешь!». Да, переложить вину на малыша – самое простое, но не самое мудрое решение.

Только от родителей зависит, каким вырастет их ребёнок. Прививать правильные ценности своему чаду нужно с малых лет, потому что потом вбить в голову во всём сомневающегося подростка хоть какую-то истину станет практически невозможным.

Самой распространённой ошибкой в воспитании деток являются категорические запреты. Запрещать просто, сложнее объяснить, почему так поступать нельзя. А ведь ещё нужно рассказать, как сделать правильно и почему именно так – правильно.

Запрет держится до тех пор, пока контролёр смотрит. А если объяснить малышу причины и последствия его действий, он начнёт задумываться всякий раз самостоятельно, прежде, чем совершить поступок.

Обратный вариант простого запрета – это долгая и нудная лекция провинившемуся чаду об основах морали и нравственности

В этот момент родитель-«лектор» чувствует себя на высоте: он же уделяет внимание подрастающему поколению. Но как это воспринимается малышом, который недавно встал с горшка? А никак!

Затем, способность усваивать информацию у взрослых и у детей различная и зависит от языкового развития: ребенок половины не поймет. Об этом часто забывают, а то и вовсе не знают те, кто пытается «читать мораль» малым детям.

Ещё одно – это время, в течение которого детский мозг способен концентрироваться

Первоклассник имеет рассеянное внимание, и это нормально для его возраста

С развитием интеллекта он научится осознанно управлять концентрацией, поддерживая её на определённой теме более длительное время.

Поэтому нравоучения будут эффективными только при соблюдении двух условий:

  1. Готовность слушателя благожелательно воспринимать информацию.
  2. Краткость лекции (что нельзя, почему, как исправить, какие выгоды).

Зачем развиваем внимание

Внимание – один их познавательных процессов, который является обязательным для формирования учебных навыков. Вместе с мышлением, памятью и воображением внимание помогает эффективно усваивать школьную программу

Многочисленные исследования педагогов и психологов установили, что если ученик еще в младших классах не овладевает всеми приемами мыслительной работы, в средних классах он пополняет ряды неуспевающих.

Обычно психологи при тестировании перед поступлением в школу определяют развитость когнитивных процессов у будущих первоклассников

Однако родители могут распознать неразвитое внимание у ребенка, просто понаблюдав за ним. К примеру, если малыш часто допускает нелепые ошибки при выполнении домашних заданий, с трудом находит собственные промахи, постоянно отвлекается при разговоре – нужно позаботиться о том, чтобы исправить положение

Надо знать, что внимание – это умение сосредоточиться на каком-то явлении или объекте. Оно помогает усваивать информацию, выделять из нее важную

Никогда не бывает, что внимание не развито вообще, потому что оно имеет несколько свойств: устойчивость, концентрацию, переключение, объем и распределение. У ребенка могут быть одни свойства хорошо развиты, другие не очень, а некоторые и вовсе не выработаны.

Бывает произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание – это кратковременная сосредоточенность на ярких предметах и звуках

Произвольное внимание требует волевого усилия. А вот послепроизвольное появляется после того как человек заинтересуется информацией. Развивать произвольное внимание не поздно в любом возрасте. Для этого существуют упражнения и увлекательные игры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий