Причины насморка и корочек в носу
Насморк — явление, когда воспаляется слизистая оболочка носа. Причиной могут быть простудные заболевания, ОРВИ, аллергия, но не обязательно. На первый взгляд ребенок может быть абсолютно здоровым, однако нос реагирует на витающую в домашнем воздухе инфекцию (если болеют родители, брат или сестра). Слизистая, выполняя защитную функцию, вбирает в себя бактерии, и в результате появляются жидкие белесые выделения. Вроде бы сильно они не мешают, но являются благоприятной средой для развития микробов, рост которых приводит к продолжительному насморку и другим заболеваниям.
Причиной раздражения в носу и появления корочек может стать слишком сухой воздух в квартире. Насморк и отечность носоглотки также симптомы аллергии. Наконец, очень часто прорезывание зубов сопровождается насморком с вязкими светлыми или прозрачными выделениями.
Все эти виды насморка мешают ребенку полноценно дышать, кроме того, нарушают нормальную работу носа, который быстро мерзнет на холоде, доставляя дискомфорт, а также являются отличной питательной средой для патогенных микроорганизмов.
Как учить ребенка высмаркиваться
Правильное высмаркивание — целая наука. Однако врачи настаивают: изучить ее необходимо. При сморкании нужно, чтобы ротик был слегка приоткрыт. Нельзя требовать от ребенка очень сильно дуть, поскольку так можно спровоцировать носовое кровотечение или переход инфекции в слуховые проходы и развитие отита. В связи с особенностью строения носоглотки у маленьких ребятишек даже небольшой насморк может привести к заболеванию ушек.
Стоит запомнить, что нельзя высмаркивать обе ноздри сразу. С раннего детства надо обучать малышку сначала освободить одну норку (вторую зажать), а затем другую. И платки нужно менять по мере загрязнения или использовать одноразовые бумажные. Известно, что во влажной среде отлично размножаются патогенные микроорганизмы.
Предлагаем ознакомиться: Нужна ли прививка от ветрянки взрослым и детям
Если ребёнок постоянно шмыгает носом, не давая слизи выходить из носовых ходов, последствия могут быть негативными для здоровья.
Ко всему прочему можно добавить, что с эстетической точки зрения подобное зрелище выглядит малопривлекательно и обычно раздражает окружающих.
Основная опасность затяжного насморка (более 1-1,5 месяцев) — высокая вероятность развития отита. Слизь, содержащая бактерии, задерживается в полости носа и попадает в носоглотку, вызывая воспалительные процессы в органах слуха.
Другая причина, по которой важно приучать малыша сморкаться, — раздражение на коже под носом. Если сопли текут обильно и часто, данный участок постоянно будет подвергаться механическому трению (носовым платком, бумажной салфеткой и т
д.). Для патогенных бактерий такие условия — отличная питательная среда для размножения, что может привести к воспалению нежной кожи.
Застой слизи в носовой полости может привести и к более печальным последствиям, самые опасные из которых:
- гайморит;
- деформация грудного отдела (грудной клетки);
- хроническая гипоксия (из-за затруднённого дыхания).
Недостаточное снабжение тканей и органов кислородом может стать причиной снижения гемоглобина и развития анемии, а также отставания в интеллектуальном развитии.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, поэтому в полость носа могут попасть инородные тела. Если они имеют небольшие размеры, и если ребёнок приучен сморкаться, можно избежать серьёзных последствий и помочь малышу до приезда бригады «скорой помощи».
Удивительно, но даже большинство взрослых не умеют правильно сморкаться, поэтому повторяют свои ошибки при обучении детей.
Мамы и папы должны знать, что неправильно сморкание может привести к высыханию слизистой оболочки и распространению болезнетворных бактерий, что чревато развитием следующих заболеваний:
- отит;
- синусит;
- тонзиллит;
- фронтит;
- ринит (хронический) и т. д.
У маленьких детей такие старания могут обернуться отитом и другими патологиями слухового прохода или носоглотки.
Высмаркивать нужно сначала одну ноздрю, зажав вторую рукой или платком, затем другую.
Высмаркивание из обеих ноздрей будет малоэффективным, так как не создаётся нужного давления для выталкивания слизи и засохших корочек.
- Рот следует держать приоткрытым.
- Не следует закапывать в нос сок каланхоэ и другие средства, вызывающие чихание, так как они могут вызвать аллергию и высушить слизистую носа.
Если отхождение соплей затруднено, можно воспользоваться соляным раствором (1 ложка соли на литр тёплой очищенной воды). Закапывать его следует по 1-2 капли в каждую ноздрю.
Родители не должны забывать о правилах гигиены, особенно, если ребёнок уже посещает детский сад. Малышам требуется регулярная смена носовых платков.
Все платочки должны подвергаться кипячению и глажке, так как бактерии погибают лишь при очень высоких температурах. Идеальным вариантом для садика или прогулок будут одноразовые бумажные платочки.
Оказывается, сморкаться нужно правильно (об этом знают не все взрослые). Здесь есть целый ряд нюансов:
- Рот должен быть слегка приоткрыт.
- Нельзя дуть одновременно в обе ноздри. Это нужно делать поочерёдно. В противном случае повышается давление, и слизь легко попадает в слуховые ходы.
- Поток воздуха не должен быть слишком сильным. Это может вызвать носовое кровотечение (лопнут капилляры) или опять-таки переход инфекции в слуховые проходы.
- Чтобы слизь лучше отходила (стала более жидкой), перед высмаркиванием следует закапать носовые ходы физраствором или средством на основе морской воды (последнее можно приготовить самостоятельно с помощью морской соли).
- Носовые платки или салфетки нужно менять по мере загрязнения, ведь после использования они становятся отличной средой для размножения микробов.
Когда нужно начинать обучение?
В каком возрасте стоит начинать детей очищать свой носик? Как правило, при насморке у младенца мамы пользуются специальными аспираторами для удаления носовой слизи или обычными маленькими спринцовками. Но вот большинство малышей без особого восторга относятся к этой процедуре и начинают закрывать личико руками и плакать, как только увидят в руках у мамы приспособление для удаления носовой слизи.
Поэтому уже в возрасте 1 год можно начинать показывать малышу, как нужно самостоятельно очищать от слизи носовые ходы. Конечно, научить годовалого ребенка сморкаться довольно сложно, и сразу может не получиться, однако, родителям стоит продолжать попытки. Даже если кроха не освоит эту «науку» в год-полтора, то к возрасту 2 года он все равно поймет, что от него хотят.
Советы и рекомендации
- Малыша не рекомендуется как заставлять, так и ругать – недопустимо требовать, чтобы ребенок высморкался. Если он капризничает, отложите эту затею до лучших времен.
- Объясните ребенку, как правильно сморкаться в период, когда малыш не болеет. Прежде чем приступать к активному высмаркиванию соплей, ребенок должен точно понять, как и что делать.
- Объясните малышу, что дуть нужно, приложив усилия, однако не со всей силы.
- Если у вашего чада не получается высморкать сопли, возможно, слизь слишком густая. Чтобы помочь ребенку высморкаться, закапайте носик детскими капельками или промойте его соляным раствором. Это не самая приятная процедура, так что можете продемонстрировать ее на себе. Гипертонический раствор потянет на себя слизь, и ребенок сможет завершить начатое.
- Используйте одноразовые платочки. Это более гигиенично.
- Нелишним будет пояснить малышу, для чего нужны носовые платочки.
- Не ругайте ребенка, если что-то не получается. Бывает так, что малыш отлично справляется с игровыми заданиями, но теряется непосредственно при высмаркивании. Иногда случается наоборот.
Дополнительные игры, помогающие детям научиться высмаркиваться
У дошкольника ведущий тип деятельности – игра. Именно ее нужно использовать для того, чтобы он проявил интерес к самообслуживанию. Начинать нужно только тогда, когда карапуз здоров и сам заинтересован поиграть со взрослым
Придумав веселую историю, изменяя голоса и активно включаясь в действие, родитель сможет заинтересовать малыша и в такой легкой форме отработать важное умение
Перышко
Игра для деток 3-4 лет. На лист бумаги положить небольшое легкое перышко, которое нужно сдуть при помощи носика. Можно соревноваться, кто дальше дунет, использовать вместо пера конфетти или одуванчик летом на улице.
Самолетик
Очень понравится мальчикам, так как можно построить настоящий аэродром. Из цветной бумаги вырезать шаблоны и разложить их на старте. Каждый самолетик отправляется в путешествие с помощью потока воздуха из одной ноздри или двух. Для старших деток можно разнообразить игру, включив в нее элементы географии, где цветной воздушный транспорт будет двигаться по определенному маршруту, изучая страны или города.
Ежик
Имитировать звуки животных малыши начинают с 1,5 лет, поэтому данная игра отлично развивает с раннего возраста. Для начала можно посмотреть мультик, где главный герой ежик, а потом предложить поиграть в него, показывая, как фыркать носиком.
Можно начать с двух ноздрей, а потом поочередно закрывать каждую.
Поезд
Рассказав своему ребенку историю про волшебный паровозик, который выпускал через свой дымоход разноцветные облачка, можно предложить превратиться в такой паровоз. Вместе с малышом изображайте поезд, двигаясь по комнате друг за дружкой и говоря «ту-туууу», а между этим останавливайтесь, чтобы через носик-дымоход выпустить клубы волшебного дыма.
Ветерок
Можно развлечь малыша, сидя в очереди или транспорте. Нужно показать, как дует ветер: сильно и резко, долго и медленно. Периодически закрывайте поочередно ноздрю.
Свечка
Задувание свечей ассоциируется с днем рождения, поэтому всегда радостно воспринимается детьми. Покажите, как нужно задуть огонь ртом, а потом как это можно сделать носом. Свечу следует брать тонкую, чтобы она легко гасла от дуновения и можно помогать, если сам не справляется.
Запомните!
Важно следить за техникой безопасности, так как стараясь погасить огонь, ребенок будет низко наклоняться и может получить ожог. Как одеть ребенка по погоде — таблица на каждый возраст
Как одеть ребенка по погоде — таблица на каждый возраст
В каком возрасте начинать обучать ребенка?
Развивать ребенка (именно развивать!) необходимо как можно раньше. Пусть он много двигается, задает вопросы, пробует делать обычные вещи необычными способами, часто меняет обстановку и получает максимум новых впечатлений. Посещение театров, концертов, музеев, различных выставок обязательно внесет важный вклад в развитие малыша. Если, конечно, все мероприятия соответствуют возрасту ребенка.
В каком возрасте лучше обучать ребенка новым знаниям и навыкам? Одни родители начинают занятия с 3 лет, другие задумываются об этом ближе к 5 годам, а третьи продлевают детство ребенку лет до 7. Кто из них прав?
Все зависит от самого малыша, его активности, готовности, интересу и способности воспринимать информацию. Необходимо не поддаваться общему веянию моды, а смотреть на своего ребенка: может ли, готов ли, хочет ли?
В каждом возрасте есть сенситивные (благоприятные) периоды для развития новых навыков.
- благоприятный период развития речи – от 0 до 6 лет;
- готовности усваивать правила порядка – от 0 до 3 лет;
- сенсорное развитие длится с рождения до 5,5 лет;
- период восприятия маленьких предметов – от 1,5 до 5,5 лет;
- период движений и действий – от 1 до 4 лет;
- благоприятный период для развития социальных навыков – от 2,5 до 6 лет.
Обучая и развивая ребенка, следует учитывать эти периоды, а также особенности возрастной психологии.
Особенности обучения ребенка с 3 лет
Основная деятельность ребенка в этом возрасте – игра. И усваивать новые знания он может только играя.
Психические процессы нестабильны, поведение дошкольника зависит от его самочувствия и окружающей обстановки. Ребенок может отвлекаться от занятий из-за того, что ему жарко или давит резинка на колготках. А запомнит он лишь то, что его внезапно привлекло и заинтересовало. Чем богаче созданная развивающая среда, тем большим количеством предметов заинтересуется ребенок. Значит, у взрослого будет больше возможностей обучать его.
Если обучать ребенка через силу, принуждать его концентрироваться, то можно сформировать отвращение к занятиям, что негативно скажется на дальнейшем обучении.
Особенности обучения ребенка с 5 лет
Ведущей деятельностью также остается игра, только она становится сложнее, появляется сюжет, распределяются роли. Количество возможностей для обучения увеличивается, так как психические процессы развиваются: растут объем памяти, периоды концентрации внимания.
Непроизвольность внимания и памяти заменяется произвольностью – дошкольника можно попросить сосредоточиться на предмете обучения.
Если занятия проводятся без учета индивидуальных особенностей ребенка, ему станет скучно и вся польза от занятий сведется на нет
Поэтому важно при обучении с 5 лет выбирать опытного педагога и интересную для ребенка программу
Особенности обучения ребенка с 7 лет
Ближе к 7 годам сам мозг ребенка подсказывает – пора учиться. Ведущая деятельность ребенка – учение. Ему интересно узнавать новое, пробовать другие способы действий, знать сегодня больше, чем вчера. Психические процессы достаточно сформированы для того, чтобы концентрироваться на предмете обучения, выполнять задания учителя и не расстраиваться, если что-то не получается.
Младшие школьники способны решать различные задачи, устанавливать связи между объектами, обобщать и систематизировать. У них уже развивается произвольная память.
Но внимание все еще остается нестабильным, хотя и концентрироваться на одном предмете дети 7 лет могут дольше 15–20 минут. Поэтому обучение должно быть ярким, динамичным, чтобы ребенок не заскучал и не отвлекся на более интересные вещи
В каком возрасте начинать обучение ребенка, чему учить и в какой форме будут проходить занятия – решать родителям. А чтобы принять правильное, взвешенное решение, не гонитесь за модой, не следуйте за популярностью методик. Посмотрите на ребенка: готов ли он учиться? Интересно ли ему выполнять задания? И тогда, основываясь на способностях, склонностях, слабых и сильных сторонах личности сына или дочери, приступайте к занятиям. Вовремя начатое обучение раскроет возможности ребенка и будет стимулировать его дальнейшее развитие.
Игровые методы
Обучение малыша лучше всего проводить в форме веселой игры. Родители могут выбрать из нескольких игровых методик наиболее подходящие для ребенка.
Самолетики
. Начинать стоит с простого: попробуйте научить кроху выдувать воздух через рот. Для этого можно использовать любые легкие «самолетики» ― перышки или кусочки салфетки. Взрослый кладет их себе на ладонь и, вытянув губы трубочкой, сильным выдохом сдувает на пол. Затем перышки нужно положить на ладошку малыша и попросить его повторить действие. Когда навык будет освоен, переходят к сдуванию «самолетиков» носом, поочередно закрывая каждую ноздрю.
Выдуваем ватку
. Ребенку в одну ноздрю вкладывается небольшой кусочек ваты. Нужно попросить малыша зажать вторую ноздрю и сильно выдохнуть. Если выдох получится достаточным, вата вылетит из носика. Не следует позволять ребенку упражняться самому без присмотра взрослых, иначе он может засунуть вату в нос слишком глубоко.
Дуем на мыльные пузыри
. Мыльные пузыри ― прекрасное вспомогательное средство для того, чтобы научить ребенка сморкаться. Все дети любят играть с радужной мыльной пленкой. Взрослый запускает пузыри и просит малыша подуть на них сначала ртом, потом ― поочередно выдувая воздух каждой ноздрей. Для этих же целей можно использовать мыльную пену, обучаясь во время купания.
Маленький паровозик
. Можно предложить поиграть в паровозик, который малыш будет изображать сам. Носик крохи становится паровозной трубой, с помощью которой паровозик будет гудеть. Нужно объяснить ребенку, что он должен попробовать гудеть с закрытым ртом. Затем ― перейти к гудению каждой ноздрей по очереди, зажимая пальцем другую.
Перемещаем воздушный шарик
. Надуйте воздушный шарик и попросите малыша сдвинуть его с места, дуя через одну ноздрю. Потом то же самое проделайте с другой ноздрей.
Пыхтящий ежик
. Для этого способа можно взять игрушечного ежика, использовать картинку в книге или персонажа мультфильма. Сначала нужно продемонстрировать ребенку, как пыхтит и фыркает ежик, а затем попросить его повторить это самостоятельно. При этом малыш должен пыхтеть сначала двумя ноздрями, а потом ― каждой по очереди.
Кипящий чайник
. Заранее покажите малышу, как из носика чайника выходит пар. Попросите кроху изобразить кипящий чайник, выдувая воздух носом.
Пузыри в воде
. При выдохе поток воздуха невидим, однако в воде его вполне реально показать ребенку. Во время купания нужно попросить малыша глубоко вдохнуть и затем, наполовину опустив лицо в воду (так, чтобы носик ребенка оказался в воде), выдохнуть через нос
Игра с пусканием бурлящих пузырей наверняка понравится крохе. Однако следует соблюдать осторожность и внимательно следить, чтобы малыш не вдохнул воду в нос
Гасим свечу
. Зажгите свечу (лучше небольшую) и попросите ребенка задуть ее вначале ртом, а потом ― выдыхая воздух носом. Нужно внимательно следить, чтобы малыш не обжегся.
Одуванчик
. Сорвите одуванчик и попросите ребенка сдуть с него пушинки, выдыхая через нос.
Не стоит зацикливаться на каком-то одном способе. Лучше чередовать различные игры, чтобы малыш не заскучал.
В процессе обучения от частых выдохов у ребенка может возникнуть головокружение. Следует периодически давать малышу отдохнуть, избегая излишнего усердия при выполнении упражнений.
Механические способы очистки носа
Если научить сморкаться пока не удалось, а насморк уже начался, то следует воспользоваться альтернативными способами удаления слизи:
Аспиратор. Он может быть в форме груши-спринцовки, механическим или электронным. В любом случае действие направлено на то, чтобы удалить скопившуюся жидкость. Проводить процедуру нужно очень аккуратно, особенно всасывая механическим аспиратором. Некоторые родители делают ошибку, стараясь за один вдох убрать все скопившееся. Таким образом можно не рассчитать силу и повредить нежные сосудики внутри.
Правильной процедурой считается, если за 5 минут до извлечения соплей закапать по 2 капли солевого раствора. А уже затем неглубокими, короткими заходами прочистить носовые ходы.
Ватная палочка. Чаще всего данный метод применяется на грудничках. Ватную палочку смазывают вазелином и прочищают обе ноздри
Родителю нужно делать это очень осторожно и хорошо фиксировать голову малыша, чтобы он не дернул ею. Тампон не погружать сильно внутрь, а прочистить видимую часть ноздри.
Промывание
Это не только лечебная процедура, но и профилактическая. В сезон простуд врачи рекомендуют проводить ее утром и вечером, а также после посещения людных мест. Но имеются к ее проведению и такие противопоказания как:
отит в острой форме;
полностью забитый нос с невозможностью сделать вдох;
искривление перегородки;
тонкие хрупкие сосуды, которые часто кровоточат.
Промывание носа
Для процедуры подходят капли для детей от 0-1 года, далее можно применять форму спрея, а вот непрерывная струя рекомендуется только после 4 лет, иначе есть риск воспаления внутреннего уха. Препарат лучше использовать аптечный, хотя существует много эффективных рецептов для домашнего приготовления, например, банальный солевой раствор.
Как учить?
Доктор Комаровский рекомендует обучать ребенка этому полезному навыку во время игры. Нужно выбрать время, когда малыш здоров и пребывает в хорошем настроении, чтобы процесс обучения не ассоциировался у него с неприятными эмоциями.
Если ребенку уже 2-3 года, то с ним можно поиграть в следующие игры:
Любопытные ежата. Покажите малышу ежика (на картинке или игрушечного) расскажите, что ежата очень любопытны и умеют весело пыхтеть носиком, покажите, как это они делают, и попросите ребенка повторить.
Паровозик из Ромашкина. Многим малышам нравится игра в «паровозики». Нужно научить ребенка, «выпускать» пар из «трубы», то есть закрыть одну ноздрю пальцем, а из второй – выдувать воздух периодически нужно «переключать» трубы, то есть, менять ноздрю, которая остается свободной.
Волшебное перышко. Можно использовать настоящее мелкое перышко или вырезанное из бумаги. Нужно научить малыша носиком выдувать воздух так, чтобы перышко слетело с ладошки. Аналогично можно провести игру с маленькими бумажными самолетиками.
Игры в ванной. Можно проводить обучение и во время купания. Например, показать малышу, как можно сдувать носом мыльную пену. Обычно, эта игра очень забавляет малышей.
Можно организовать небольшое соревнование, сдувая бумажку со стола попеременно левой и правой ноздрей. Какая из ноздрей окажется более сильной?
После того, как ребенок хорошо научиться выдувать воздух через носовые ходы, научить трехлетнего ребенка сморкаться будет нетрудно. Если ребенок заболеет, нужно просто попросить вспомнить, как он играл в паровозики или с перышком и повторить это действие, предварительно воспользовавшись платочком.
Если ребенка не особо увлекают предложенные игры (что бывает нечасто), можно постараться научить его на собственном примере. Просто показывая, как нужно действовать, чтобы очистить нос. Большинство малышей стремятся подражать маме и папе, поэтому они будут повторять предложенные действия.
Как можно научить ребенка сморкаться: игровые методы
При обучении сморканию самое главное – запастись терпением, ведь для успешного овладения данным навыком чаду скорей всего понадобится достаточное количество времени. Многое зависит от возраста карапуза и того, насколько часто он болеет и сопливит.
Для начала нужно просто научить ребенка выдувать носом воздух, причем подобные уроки можно проводить не только во время болезни, а и тогда, когда кроха здоров.
Дети сильно любят копировать взрослых людей, в частности родителей. Ввиду этого, чтобы обучить их сморкаться, часто достаточно изобразить это на себе. Высморкайтесь в платок, во время этого ребенок может подержать его у вашего носа. После сделайте это синхронно с малышом, при этом разъясните ему, что необходимо именно дуть. Очень распространенный пример – задувание свечей через нос. Предложите ребенку задуть свечу вначале как обычно – ротиком, а после, закрыв рот, попробовать затушить ее через нос. Поясните, что собственно так стоит высморкаться, малышу будет понятнее. Если карапуз любит играть с куклами или плюшевыми зверями, можно предложить ему полечить заболевшие игрушки, а также научить их высмаркивать носик.
К трем-четырем годам проблема как научить ребенка сморкаться, должна быть решена, и необходимо сформировать у ребенка устойчивую привычку употреблять для этого дела платок
Важное правило, которое он должен уяснить – что сопли необходимо выталкивать, но не втягивать в себя
Намного легче приучать ребенка к сморканию, когда обучение превращено в увлекательную игру. Вот распространенные примеры:
Любознательный ежик. Представьте своему малышу ежика – покажите на фотографии или посадите рядом игрушку. Изобразите ему, как ежик пыхтит, а затем скажите малые, чтобы он повторил за вами.
Паровозик с носиком. Пусть малыш представит, что он – паровозик, а его маленький носик – это труба у паровозика. Попеременно прикрывайте ноздри, пускай он погудит каждой из них.
Сдувание самолетиков. Вам необходимо будет сделать квадратики из красочных фантиков и бумаг, расположить их на ладошке и попросить малыша их носиком сдуть. После попросите набрать в ротик воздух, закрыв одну ноздрю и затем сдуть самолетики. Не забудьте показывать все это на личном примере.
Можно провести небольшое соревнование, какая ноздря сможет сдуть дальше или сильнее. Если же игры не действуют, и вопрос как научить ребенка сморкаться, не закрыт, не огорчайтесь, возвратитесь к ним спустя некоторое время, и малыш непременно научится сморкаться!
Как научить ребенка сморкаться, не причинив вред здоровью малыша? Педиатры советуют учить деток сразу же сморкаться правильно – несколько приоткрыв рот, и, поочередно зажимать одну ноздрю, с маленьким напряжением продувать другую в свой платочек. Сморкаться одновременно двумя ноздрями малоэффективно.
А что делать, если у малыша ну никак не получается? Пытаться снова и снова или же на время отложить обучение? Каждый родитель должен решать этот вопрос сам исходя из интересов малыша – если кроху не раздражают занятия, то можно продолжать, а если малыш напрягается при одном слове «сморкаться», стоит пока вернуться к соплеотсосу. Единственное «но»: если карапуз вместо высмаркивания систематически втягивает сопли еще глубже, то обучение следует на время прекратить (или же применить какой-то другой метод), потому как это может привести к возникновению осложнений со стороны ушек.
И в любом случае надо показывать крохе пример и обращать его внимание на то, что все дяди, тети и большие детки умеют сморкаться, но ни в коем случае не стыдить и не ругать его за то, что он еще не овладел данным навыком. Всему свое время!. Вообще-то само обучение процедуре сморкания больше требует от родителей терпения, чем специальных знаний, но вышеприведенные советы, помогут сделать этот процесс легким и даже интересным
Вообще-то само обучение процедуре сморкания больше требует от родителей терпения, чем специальных знаний, но вышеприведенные советы, помогут сделать этот процесс легким и даже интересным.
Особенности ринита у детей
Три наиболее распространенные причины насморка — это простуда, синусит и аллергический ринит. Каждое из этих состояний вызывает отечность в носу и продуцирование дополнительной слизи, что смывает инфекцию, раздражители или аллергены.
И отек, и дополнительная слизь приводят к заложенности носа. Удаление слизи при помощи высмаркивания немного уменьшает это скопление.
Младенцы и дети до 3 лет еще не умеют координировать механику высмаркивания носа. Они, как правило, неоднократно втягивают густую слизь обратно в нос или позволяют ей стекать по верхней губе.
Считается, что сохранение этой слизи (а не высмаркивание, удаление ее) способствует возникновению цикла раздражения, которое заставляет насморк сохраняться в течение недель или дольше.
Это обусловлено тем, что неудаленная слизь действует, как хороший «дом» для роста бактерий.
Густая слизь также может переноситься из носовых ходов в горло под действием гравитации, что приводит к раздражению и появлению кашля. Этот механизм лежит в основе наиболее распространенной причины длительного кашля после вирусной инфекции или аллергического ринита.
К чему приводит насморк?
Насморк у детей может вызвать следующие негативные последствия.
- Из-за затрудненного дыхания ребенок начинает дышать ртом, что приводит к развитию тонзиллита или аденоидита.
- Вытекающая из носа жидкость раздражает кожу над губой, это провоцирует ее воспаление и инфицирование.
- У детей длительная простуда часто переходит в отит, для маленького ребенка это таит большую опасность.
- Нарушена работа дыхательной системы, из-за этого сердечно-сосудистая система тоже страдает.
- Ребенок быстро устает, становится беспокойным и вялым.
- Сон ребенка нарушается, происходит потеря аппетита.
Исходя из вышеизложенного, имеет смысл побудить детей высмаркиваться, чтобы удалить нежелательную слизь.
Что происходит, когда ребенок высмаркивается?
Начнем с более пристального изучения особенностей строения носовых ходов.
Внутри ноздрей есть носовые раковины, которые, когда здоровы, имеют тот же розовый цвет, что и десны рта. Слизистые носа, которые являются красными или синеватыми, могут сигнализировать об аллергиях или инфекции.
Носовые проходы выложены крошечными волосками (ворсинками), которые образуют оборонительную линию против посторонних предметов. Когда мусор, бактерии, вирусы или грибок вдыхаются, ворсинки ловят их и препятствуют попаданию в легкие.
Сверхчувствительные ворсинки предназначены для реагирования и на другие условия, такие как увеличение вязкой слизи, вызванное холодом или аллергией. Когда ворсинки сталкиваются с этим, они начинают быстрее шевелиться и продвигают этих нежелательных «гостей» к носовым выходам. Иногда от ребенка требуется помощь этим ворсинкам в виде высмаркивания.
Высмаркивание — сложная процедура, которая является второй натурой для большинства людей и которая помогает всегда реагировать на происходящее в ноздрях. Когда ребенок высмаркивается, он вытесняет воздух из своих носовых труб, вместе с мусором и слизью.
Однако если у ребенка есть сильное воспаление слизистой носа, бывает практически невозможным дышать носом. Если вы все равно попросите ребенка высморкаться, это может забросить инфицированную слизь в пазухи. Проведенное в 2000 году исследование показало, что когда дети пытались высморкаться при заложенности носа, слизь забрасывалась в пазухи, появлялось значительное повышение давление во внутренних структурах носа, которое могло отрицательно повлиять на евстахиевые трубы.
В каком возрасте рекомендуется учить детей сморкаться?
Большинство педиатров уверены, что оптимальный возраст, года ребёнок готов воспринимать обучение новым навыкам, — это 1,5-2 года. С полутора лет дети начинают понимать обращённую к ним речь и могут выполнять небольшие просьбы.
Игровое обучение в этом возрасте проходит легко, и около 60 % детей осваивают навыки сморкания в течение нескольких недель. Если этого не происходит, не стоит переживать.
Все дети разные: кто-то легко обучается новому, а кому-то требуются неоднократные повторения и тренировки.
Что не стоит делать родителям, если у него не получается самостоятельно сморкаться:
- кричать на ребёнка;
- раздражаться и переходить на повышенный тон;
- выхватывать из рук малыша платок или салфетку;
- делать резких движений и взмахов руками (несмотря на относительно большой возраста, ребёнок в 1,5 года легко может испугаться и категорически откажется учиться в следующий раз).
Как выбрать лучшее время для обучения?
Многие родители совершают распространённую ошибку — начинают учить кроху сморкаться во время болезни. Казалось бы, это правильно, ведь как научить малыша высмаркиваться, если его носик чистый?
Такой подход редко заканчивается положительными результатами. Задача родителей — обучить ребёнка технике высмаркивания и правильным движениям, чтобы, когда придёт время, кроха смог применить умения на практике.
Учить ребёнка сморкаться следует, когда он полностью здоров, сыт, и его ничто не тревожит. Рекомендуемая периодичность тренировок — каждую неделю по 30-40 минут.