«Не будь побежден злом, побеждай зло добром»
Если рука поднялась, чтобы вразумить, или начинается словесная атака — надо остановиться! Хотя бы на полсекунды. Надо честно ответить себе: я сейчас люблю своего ребенка, или это накал моего негодования? Если нет этой простой и мудрой любви, а лишь накипь гнева, то нельзя спешить. Впоследствии будет стыдно и за действия, и за слова, которые были обрушены на малыша. Следует уйти, перемолчать, но не дать злобному гневу вырваться в действие против ребенка. Только приведя свои чувства в порядок, можно вразумлять и наставлять своего ребенка.
И пусть верностью выбранной тональности наказания будут наши родительские чувства и переживания. Что в нашей душе после «педагогического воздействия»? Душа не даст солгать: мучает совесть, стыд — значит, воздействие неверно!
Более того, одна ошибка порождает многие последующие. Родители могут начать заискивать, «подлизываться», искупать свою вину. И вместо урока, подчас сурового, ребенком усваивается родительская «плохость» — ведь была возможность усомниться в справедливости наказания.
Наказание, как неотъемлемая часть воспитания, в любом виде должно быть прикровенным и интимным. О нем должны знать только двое: ребенок и тот, кто рядом. Мы, взрослые, тяжело переживаем любые замечания, высказанные нам при посторонних. Мы подчас не понимаем и не помним сути сказанного, но обиду помним и подчас разбираемся только в том, как нам было сделано замечание. Что же говорить о ребенке?
Частые причины непослушания ребёнка
80% родителей не знают причин непослушания. Среднестатистические мамы думают, что дети отказываются выполнять требования из вредности, сложного характера. Существует множество других причин.
- Возраст. До совершеннолетнего возраста малыш переживает 3 кризиса возраста: в 1, 3, 7, 11-13 лет. Изменения организма способствуют плохому настроению и желанию разрушать.
- Завышенные требования. Ребенку необходимо свободное пространство и время на занятия любимым делом. Рекомендуем посчитать, сколько раз вы сказали слово «нельзя» за день.
- Неопределенность. Родителям необходимо составить точную систему запретов. Расплывчатые ориентиры ставят в тупик подростка.
- Ослабление хватки. Нельзя обещать заказать, а потом простить. Безнаказанность приводит к ухудшению поведения.
- Разногласия родителей. Родителям необходимо определить с требованиями. Система воспитания должна формироваться совместно. Запреты мамы, папы систематизированы единой системой.
- Отрицать взросление. Запрещать в 12 лет гулять со сверстниками, провожать в школу в 5 классе, запрещать встречаться с мальчиками в 16 лет неправильно. Необходимо разрешать проявлять самостоятельность.
- Отсутствие внимания. Плохое поведение – привлечение внимания родителя. Проводите больше времени с детьми, хвалить, поздравлять с успехами.
При воспитании важно учитывать факт. Малыши любопытны, пытаются познать окружающий мир, пробуя все вокруг.
Зачем это, и что будет если все позволять
Уже давно ведется спор среди педагогов и психологов, часть из которых считает наказания допустимыми в определенных ситуациях и даже необходимыми, и сторонниками «счастливого безоблачного детства».
В первом случае считается, что, не построив в нужное время систему наказаний и поощрений, родители столкнутся с неуправляемостью. Ведь у них нет рычагов влияния на своего ребенка.
Второе мнение основано на том, что родители обязаны создать ребенку условия для безопасного и счастливого детства.
Поэтому предлагается спокойно и доброжелательно относится ко всем поступкам ребенка, решать его проблемы, не ругать его и не наказывать.
Дети вырастут и сами поймут все нормы поведения принятые в обществе. Это направление руководствуется теорией американского детского врача Б. Спока.
Его принципами было отрицание любых наказаний.
Однако отказ от наказаний может сделать ваше чадо эгоистичным и неорганизованным. Он может так и не научиться уважать окружающих.
Да и реально ли много лет переносить все «шалости» своего чада и ни разу не сорваться? Нет. Накопленное раздражение рано или поздно вырывается наружу.
Это станет шоком для ребенка, который привык к вседозволенности. Он подумает, что родители его разлюбили.
Поэтому отказ от применения наказаний и потакание капризам не избавят от конфликтов. В таких детях еще чаще проявляется агрессия, особенно, когда они выходят из круга семьи и сталкиваются с реальным миром.
Чтобы правильно сформировать личность ребенка, должны быть установлены правила поведения и запреты. И если вашему ребенку 2 или 4 года нужно действовать совершенно по-разному.
Что делать, если ребенок не услышал с первого раза?
Бывает так, что ребенок заигрался и не услышал вас с первого раза. Вы говорите «я считаю до трех — и если вы не соберете игрушки, то я…», а они все равно продолжают играть.
В таком случае подойдите к детям и сообщите: «Посмотрите на мое выражение лица, я серьезна. Считаю до трех, но сейчас уже — два». После этого обязательно выполните то, что обещали. В таком случае дети поймут, что ваши намерения серьезны и что вы не отступите от своего. А также, что ваши намерения — не наказание.
Таким образом вы быстро получите простую и работающую схему, при которой не будет необходимости кричать и наказывать детей. Они будут понимать значение вашего «стоп-сигнала» и последствия их перехода через границу.
Почему не рекомендуют шлепать?
Шлепать детей по попе или по рукам любят многие родители. Однако такое наказание редко бывает эффективным. Почему? Если шлепать ребенка слабо, то он скорее воспримет это как игру.
Может даже специально будет напрашиваться на такое наказание, чтобы привлечь внимания. Ведь боли такой шлепок не приносит. Воспринимать его как запрет могут разве что совсем малыши в 1-2 года, если при этом сделать соответствующее лицо.
Если шлепать сильно, чтобы было больно – то это уже физическое насилие. Хотя некоторые родители применяют и такое наказание и даже жестоко наказывают непослушных детей ремнем.
Они обосновывают это тем, что иначе ребенок не понимает. Однако оправдывая физическое насилие в любой степени, родители расписываются в собственной беспомощности.
Насилие порождает ответную реакцию. Ребенок решит, что более сильный может обижать слабого, и будет вымещать обиду на том, кто слабее, например, другой ребенок или животное.
Кроме того постоянное ожидание физической боли наносит психологический вред малышу.
Поэтому, если родители не хотят потерять доверие своего ребенка, то стоит применять другие методы воспитания, нежели физическое наказание. Особенно восприимчивы к такого рода наказаниям дети в возрасте 4 лет.
Как нельзя наказывать?
Метод наказаний имеет свои правила и запреты. Если вы решились применить метод «кнута», то по совету психологов, следует учитывать следующие моменты:
- Головомойка бесполезна за то, чего кроха еще не знает. Например, ваш карапуз взял без спросу чужую вещь. Если воспитательные разъяснения по этому поводу еще проводились, то ругать его нельзя. При повторном подобном проступке наказание просто необходимо.
- Не используйте физическое наказание. О подобном запрете в воспитании говорят уже не один десяток лет. Мальчики, к которым применялись телесные наказания, вырастают либо агрессорами, либо неспособными отражать чужие нападки. А девочки подсознательно ищут себе подобного спутника жизни, чтобы постоянно ощущать себя жертвой. У таких женщин занижена самооценка, проявляется огромное количество комплексов. Кроме того, жестокие родители могут понести уголовное наказание за насилие над детьми. Ведь подобными варварскими методами пользовались только в старину.
- Запрет на эмоциональное насилие. Последствия от подобного подхода такие же, как и от битья ремнем по попе. Поэтому воспитывайте детей без крика, оскорблений и унижений, особенно на людях. Воздержитесь от обидных прозвищ и кличек. Этого же мнения придерживается и доктор Комаровский.
Наказание сразу после преступления. Если вы решили провести головомойку через день после того, как крошка совершил проступок, например, соврал, но воспитательного эффекта от такого воздействия не будет. Не оттягивайте санкции, хуже всего, когда карапуз будет испытывать страх от надвигающегося наказания. - Адекватность педагогического воздействия. Не стоит грозить малютке запретом просмотра телевизора на все лето. Вы же не сможете целых три месяца выдерживать характер и не подпускать кроху к экрану. Не наказывайте уроками, учеба должна приносить радость. Не опускайтесь до уровня неадекватных участников форумов в Интернете, которые практикуют садистские наказания крапивой, розгами и даже клизмой.
- Пообещали – выполните. Не бросайтесь угрозами зря. Если уж с ваших губ слетела угроза, найдите в себе силы выполнить ее. Либо сдерживайтесь в обещаниях наказания.
- Я тоже «за»! Когда папа наказывает маленького ребенка за непослушание, мама не должна проявлять слабость и снимать санкции с чада. Требования всех членов семьи, в том числе бабушки, должны быть одинаковыми. Нарушение этого принципа приведет к тому, что в вашей семье вырастет настоящий манипулятор.
Когда начинать?
С какого возраста малыш должен нести ответственность за свое поведение?
Существует мнение, что наказывать детей до 3 лет нельзя.
Оно основано на том, что до этого возраста ребенок не умеет строить причинно-следственные связи.
Если сломалась игрушка, он понимает, что она не работает, но не осознает, что виновником стал он сам, какие-то его действия. Поэтому он не поймет, за что его наказывают.
Однако это не значит, что можно все позволять малышу. Просто в случае его проступков необходимо ему объяснять, что нельзя делать, чтобы это не повторилось.
Если маленький ребенок требует что-то, что делать нельзя, стараются переключить его внимание другое. Давать понять малышу что можно, а что нет нужно как можно раньше
Как правильно наказывать ребенка – советы
- Соблюдать последовательность – наказание должно настигать за одни и те же проступки. Игнорировать меру не стоит, даже если в данный момент некогда заниматься воспитательными работами.
- Учитывать тяжесть проступка – за обычное баловство или шалость, совершенную впервые, предупреждение. За повторное нарушение – меры посерьезней.
- Ограничивать длительность наказания – ребенку следует сообщить, на какое время он наказан.
- Согласовывать наказание с супругом – иначе один будет позволять, а второй не разрешать. Вместо ощущения себя виновным, ребенок начнет манипулировать взрослыми.
- Демонстрировать положительное поведение – родители должны поступать так же, как требуют от ребенка.
- Учитывать особенности личности – к ребенку, склонному к меланхолии, применяются менее строгие меры, чем к сангвинику.
- Наказывать наедине – без свидетелей, чтобы не снизить самооценку. (А вот хвалить детей надо прилюдно.)
- Разработать ритуал примирения – чтобы после наказания у ребенка не оставалось осадка, и он точно знал, что прощен. Например, читать примирительный стишок или сцеплять с ним мизинчики.
Душепагубные проявления
В поведении детей надо вовремя увидеть и искоренить душепагубные поступки. К ним можно отнести разнузданную вседозволенность в виде гневных проявлений.
Малыш в досаде, сердясь на родителей и на еду, смахивает хлеб со стола, бросает на пол. Как отнестись к такому поведению? Строго, очень строго! Небрежное отношение к еде не должно ускользнуть от родительского внимания, т. к. за этими проявлениями детского негодования возрастает душепагубное чувство неблагодарности, потребительства.
Нельзя позволять ребенку упражняться в гневливости, раздражении, капризах. Надо искоренять самые первые росточки разнузданности. Может быть, вразумление будет строгим и болезненным, но ведь и лекарства чаще всего горькие.
Ребенок толкнул, пихнул, ударил… К самому малому проявлению агрессии нельзя относиться снисходительно! Малыш как можно раньше должен усвоить правило о неприкосновенности человека. Никому и никогда нельзя причинять боль и страдания.
За что можно наказывать ребенка
Объективно, список ситуаций, в которых родители могут наказывать ребенка, ограничивается двумя пунктами:
- Нарушение установленных правил. Например: вы четко объяснили 7-летнему сыну или дочери, что приносить смартфон на кухню и, тем более, играть или смотреть мультфильмы во время еды запрещено. И предупреждаете, какое конкретное наказание будет за нарушение правила. На следующий день застаете чадо со смартфоном на кухне. Если в этом случае вы не сдержите обещание и не накажите, ребенок воспримет это как знак, что правила вообще можно не соблюдать.
- Недопустимое поведение. При условии, что ребенок понимает, что поступает неправильно.
То есть, наказывать ребенка можно лишь в ситуациях, когда он понимает, что поступает плохо, знает, что его действия могут повлечь определенные негативные последствия, но все равно совершает их.
С какого возраста можно наказывать детей?
Мнение эксперта
Светлана Терехова
Дипломированный психолог с 10-летним стажем стажем работы и огромным багажом опыта.
Психологи доказали факт. Дети до двух лет понимают причины наказания родителей. Воспитание воспринимается отрицательно. Дети чувствуют одиночество и апатию. Японские жители до трех лет позволяют похулиганить, насладиться жизнью. После дня рождения жизнь детей меняется: появляются наказания, обязанности. Российские психологи рекомендуют формировать примитивные запреты у детей с младенчества: нельзя совать руки в розетку, подходить к сторожевым собакам.
Первое недопонимание между родителями, детьми появляется, когда ребенку исполняется три года.
По теории Фрейда, трехлетний возраст заканчивается формированием личности. Ребенок протестует, устраивает истерики, желает отказаться выполнять требования. Психологи рекомендуют отвлекать малыша, отказывать в покупке любимой игрушки, заканчивать игры.
Важно запомнить возраст формирования ценностей. В 10-12 лет практически невозможно переубедить подростка
С 5 лет родители начинаются вводить запреты, обязанности. Наказания приобретают серьезный характер. Родители ставят детей в угол, ограничивают использование любимых вещей.
Когда детям исполняется 8 лет, родители отказываются от физических наказаний. Ребенок чувствует свое «я», воспринимает избиения как унижение и издевательство. Психологи рекомендуют проводить беседы, объяснять человеческое поведение, опасность проступка.
В возрасте 12-14 лет человек раним и чувствителен. Ставить в угол подростка глупо и неосмотрительно.
Конструктивный подход к наказанию ребенка
Лучшими способами наказания детей, эффективными и не травмирующими психику, признаны:
- временное лишение развлечений – просмотра мультфильмов, прогулки во дворе с приятелями, компьютерных игр;
- исправление проступка – «Специально рисовал не в альбоме, а на столешнице? Вот тряпка и моющее средство отмывать»;
- «тайм-аут» – ненадолго оставить хулигана в полном одиночестве в комнате, где нет игрушек и телевизора (маленьких детишек – не дольше чем на 5 минут);
- велеть извиниться: детсадовца или школьника – словами перед тем, кто им обижен, малыша – нарисовать взамен порванной картинки, взятой у брата или сестры, такую же – чтобы восстановил и вернул испорченное;
- игнорировать непродолжительное время – не разговаривать и не играть с врединой;
- назначить «общественные работы» – вне очереди помыть посуду или подмести пол.
Наказывая, не надо забывать, что даже малыш – личность, не говоря о ребенке-школьнике. Желания детей нередко выходят за рамки родительских требований – иногда и их стоит удовлетворять. И лучше – разговаривать с детьми не в приказном порядке, а давать советы с уважением – тогда ребенок обязательно услышит взрослых, а его здоровью и жизни ничто не будет угрожать. Ведь детей наказывают, чтобы они впредь не повторяли того, что может быть опасно в разных смыслах.
9 общих принципов «правильного» наказания
Рекомендуем соблюдать ряд правил увеличения эффективности наказания.
- Разработайте систему наказаний. Ругать необходимо за одинаковые проступки.
- Помните о предупреждениях. Баловство, шалости не нужно поощрять, но заказывать по всей строгости не стоит.
- Не затягивайте воспитание. К длительным воспитательным моментам ребенок привыкает, перестает видеть разницу между наказанием, запретом.
- Перестаньте кричать. Крики неэффективны. Психологи рекомендуют готовить строгим размеренным голосом.
- Не расходитесь во мнениях с супругом. Ребенок должен точно понимать обязанности, ограничения.
- Покажите правильное поведение. В противовес баловству поставьте ценные качества: честность, уверенность, трудолюбие.
- Учитывайте психологические особенности. Ранимых детей не стоит наказывать по всей строгости, а баловным рекомендуем придумывать серьезные наказания.
- Не позорьте при окружающих. Отведите в сторону, объясните спокойно. Дети ранимы, воспринимают наказания в присутствии посторонних как унижение.
- Помиритесь. Наказания не должны приводить к ссорам. Придумайте ритуал примирения, применяйте на ребенке.
Разновидности наказаний для воспитанников
Многие родители задумываются о том, как наказывать подростка. В педагогике выделяют несколько разновидностей в зависимости того, какие цели преследует такой процесс воспитания личности. Известны такие меры наказания ребенка:
- Запреты. Другими словами, детей просто ограничивают в каких-либо правах. Обычно применяется именно этот вариант. Он считается наиболее щадящим. Как правило, его используют в том случае, когда необходимо добиться определенных действий. К примеру, малыш не хочет убирать игрушки. В таком случае ему не разрешают смотреть мультики или играть с друзьями. Обычно ультиматум сразу действует, так что малыш охотно убирает за собой. Такой способ очень действенный.
- Дополнительные обязанности. Такая санкция применяется обычно не только в кругу семьи, но и в школе, а затем и когда человек взрослеет (к примеру, наказывают общественным трудом). Такое наказание для ребенка предполагает выполнение каких-либо дополнительных действий. К примеру, нужно будет помыть посуду, убрать в доме. Но необходимо учесть, что добиться требуемого эффекта можно только в том случае, если наказание будет связано с проступком. Тут не розгами нужно воздействовать — если он не захотел убирать игрушки, то в наказание ему полагается заниматься уборкой определенное время. В противном случае малыш почувствует несправедливость.
- Моральные санкции. В данном случае за плохое поведение полагается осуждать провинившегося, порицать его действия. Обычно цель — вызвать чувство вины, чтобы малыш осознал, что натворил и начал сожалеть о содеянном. Если волнует вопрос, как правильно наказывать ребенка, то лучше всего выбрать именно этот вариант. Это один из самых эффективных вариантов воздействия, так как можно создать определенную программу действий и поведения на будущее — провинившийся запомнит, что сделал неправильно и не будет так больше поступать. Такие санкции по сравнению с «розгами» считаются еще более эффективными. Обычно они применяются и в кругу семьи, и в школе, и в садике. Но при этом они должны быть соответствующими возрасту, поступкам и особенностям психики.
- Телесное наказание. Физические наказания детей считаются довольно противоречивым методом, а споры вокруг него до сих пор не утихают. Кроме того, во многих странах в Кодексе существуют законы, которые его запрещают, причем не только в различных учреждениях для детей, но и в школах. Хотя физическое наказание детей допускали даже самые великие известные педагоги, правда, только в исключительных случаях. Кстати, тут речь идет не только о банальном избиении руками, розгами, но и прочими средствами. Также телесные наказания подразумевают еще другие виды физического влияния. К примеру, это могут быть дополнительные упражнения на тренировках.
Запрещённые приёмы
Родители часто перегибают палку. Дети перестают слушаться, становятся замкнутыми, ранимыми. Детские обиды останутся во взрослой жизни. Сын или дочь будет припоминать маме о том, как она била ее в 10 лет.
Детские воспоминания яркие, запоминающиеся. Неправильное воспитание отразится в учебе: в выполнении домашней работы, поведении в школе. Изменится отношение к родителям.
Советуем отказаться от следующих наказаний:
- Унижение. Учите любить себя, свое тело. Унижение в детстве приводит к заниженной самооценке, неуверенности. Нельзя обзываться, называть малыша дураком, идиотом.
- Ущерб здоровью. Речь идет не только о физическом насилии. Нельзя обливать холодной водой, заставлять не спать ночь, ограничивать в приемах пищи.
- Наказание одно – проступков 10. Придерживайтесь правила: «1 поступок – 1 наказание».
- Прилюдное оскорбление. Семейные разборки оставляйте дома. Унижение на людях воздействует на мозг, вредит психике.
- Прощение. Не отказывайтесь от слов, наказаний. Ребенок не должен думать, что его могут простить.
- Перенос наказания. Не тяните с наказанием. Ребенок будет переживать, тревожиться каждый день.
Не мстите за проступок. Наладьте контакт, поговорите.
Допустимо ли физическое наказание?
Скандальный вопрос обсуждается психологами повсеместно. Специалисты не пришли к единому мнению, родители продолжают наносить телесные повреждения детям.
Насилие поддерживают русские поговорки, пословицы. Главный аргумент родителей: «Нас всех лупили в детстве, выросли же». Физическое наказание – не только унижение, но и ряд последствий:
- телесные повреждения: ссадины, синяки;
- психические расстройства: замкнутость, закомплексованность;
- психологическая нестабильность: агрессия, слезы;
- желание отомстить;
- разрыв доверительной связи между ребенком, родителем.
Различайте легкое физические воспитание привлечения внимания, от унизительных телесных наказаний.
Варианты наказаний
Рассмотрим несколько вариантов, как наказать ребенка за плохое поведение и непослушание.
- Лишить ребенка удовольствий
В качестве наказания можно лишить на определенное время того, что ребенок любит: смотреть мультфильмы, играть на компьютере, есть сладости и другое.
Посадить ребенка на специальный стул для наказаний на определенное время, чтобы он обдумал свое поведение
Вариант этого наказания – поставить в угол. Однако такой вариант не желателен, потому что при этом мышцы ног и спины напряжены, и такое состояние не способствует размышлениям.
Если ребенок не хочет собирать игрушки, уберите их так, чтобы он не смог их достать
Не давайте какое-то время, пусть пообещает, что в следующий раз соберет. Обговорите наказание за нарушение. Например, не сможет играть в игрушки один день. Если нарушил правило, обязательно накажите, как договорились.
Возможны шуточные наказания за небольшие провинности: присесть 10 раз, повторить несколько раз какое-то правило, для детей постарше – написать это правило несколько раз
Главное давать реальные задания, которые ребенок сможет выполнить.
Еще один из рекомендуемых способов подойдет не каждому родителю: позволить ребенку самому сделать выводы из нарушения правил
Например, разрешить промокнуть в луже и простудится, не запрещать бить других детей и тогда с ним никто не захочет дружить.
Игнорирование ребенка
С этим наказанием следует быть осторожным. Ведь длительное игнорирование может нанести ребенку психологический вред. Но, если вы какое-то время откажитесь играть с ним из-за плохого поведения, то это послужит ему уроком.
Как воспитывать своего ребенка, наказывать его или нет, и как именно, решает каждый родитель самостоятельно. Однако нужно учитывать, что ребенку необходимо уметь жить и адаптироваться в обществе. Поэтому придерживаться определенных принятых социальных норм необходимо всем детям. Как привить им эти правила решают родители.
Каких крайностей стоит избегать
Угрозы и запугивания. Не нужно ребенку угрожать и пугать его, если хотите ему здоровья. Родители, которые прибегают к этому, получают психически не здоровых детей. На этой почве часто возникает энурез.
Физические наказания. Многие считают нормой и прибегают к физическому наказанию детей. Но ведь это насилие, и если у Вас нормальная и полноценная семья, то этого не должно происходить. Вы не имеете права бить его. Неужели есть, что-то такое, за что надо избить своего малыша. Вы большой, а он маленький и беззащитный, не сможет Вам противостоять. У детей нарушается психика и запоминается жестокость, и неизвестно, что с ним будет в будущем – маньяк или убийца. Или, когда подрастет, так же будет издеваться над Вами.
Оставлять шалости без внимания. Реагировать на проступки ребенка необходимо, но и не перестараться с излишними запретами. Если малыш, поступил неправильно, Вы обязательно его должны наказать, и объяснить почему и за что. Только после этого он будет знать, что такое плохие поступки и какие хорошие.
Правила и наказания
Вообще, стоит сказать, что запретов в семье должно быть немного, они должны быть четкими и понятными для ребенка, однозначными. Не надо вводить много правил, пусть лучше их будет мало, но зато они будут безукоризненно соблюдаться всеми членами семьи
И это очень важно
Если папа запрещает смотреть мультики каждый день, а мама периодически разрешает (ну, сегодня можно, ладно, ничего такого, хотя мы и договаривались, что можно смотреть только через день), то сама эта несогласованность между родителями оказывается куда более вредной, чем, казалось бы, такой безобидный факт, как смотрение мультфильма.
Это провоцирует неравное отношения ребенка к родителям и коалицию с одним из них (мама хорошая, она разрешит), а также учит ребенка манипулировать, чтобы добиваться своего.
Дети очень быстро усваивают, к кому с какой просьбой и как надо подойти. У бабушки надо попросить конфет, маме надо сказать, что ты плохо себя чувствуешь, чтобы не пойти в школу, а у папы надо клянчить велосипед — именно так, а не наоборот, и тогда получишь свое.
Правила должны быть едины
И, если вы кого-то привлекаете к воспитанию своих детей (бабушку, няню, тетю, дядю — неважно), то договоритесь сначала о том, чтобы эти люди соблюдали те правила, которые существуют у вас в семье. Двойные стандарты, если они окружают ребенка, аукнутся немалыми проблемами, когда он вырастет
Итак, наказания должны проистекать из понятной и однозначной системы правил. И поводов для наказания тоже не должно быть много. Пусть лучше будут поводы для поощрений.
Наказания должны быть совершенно понятным для ребенка — за что конкретно и почему это было плохо. «Ты просидел весь день за компьютерной игрой, хотя мы договаривались, что ты будешь играть не больше часа в день, то есть ты нарушил обещание — раз, и не сделал из-за этого уроки — два. И поэтому ближайшие три дня ты не будешь вообще подходить к компьютеру». Тогда это учит ответственности за свои действия.
А если просто сказать: «Ты плохо себя ведешь, сколько можно, как ты меня достал, не пущу тебя больше к компьютеру», то ребенок может услышать это так: я плохой, я надоел, меня не хотят, меня не любят. Или: вечно им все не так, лишь бы ругать и запрещать, ну, что я такого сделал-то?