Не кричите
К сожалению, не редко на улице можно наблюдать примерно такую картину: маленький ребенок сидит в коляске, которой управляет его мать, вдруг он захныкал и потянулся к чему-то руками. Молодая мать кричит: «Ну-ка, не ори!». При этом не замечает, что кричит она сама, а не ребенок. Ребенок ещё не умеет говорить и выражает свои эмоции таким способом, каким может. Плач для него – это и способ общения.
Или другая картина: мать идет по улице со своим сыном-подростком, мальчик что-то говорит. «Закрой рот!» , — резко обрывает сына мать. Подобные сцены, конечно же, видел каждый из нас. Очень неловко становится за таких родителей. Если на ребенка кричат, он будет чувствовать себя всё время виноватым, постепенно будут развиваться комплексы. А это значит, уверенности в себе ему будет не хватать и это отрицательно скажется на будущей жизни.
Когда вы кричите на ребенка, у малыша происходят явные нарушения в психологическом состоянии. Возможно, внешне это не проявляется, но внутренний баланс ребёнка резко сходит на нет. Психологи уже давно доказали, что авторитарный стиль воспитания с криками и наказаниями хуже всего влияет на детскую психику. У ребенка вырабатывается страх перед собственными родителями, который сводит к нулю любые доверительные отношения в семье.
Еще одно последствие, с которым могут столкнуться родители кричащие на своего ребенка — это нарушения в плане работы речевого аппарата. Ребенок может перестать разговаривать или начать заикаться. Сильно испугав малыша своими криками, родители могут столкнуться с нервным тиком у крохи. Именно поэтому психологи призывают не кричать на ребенка в первые годы его жизни, поскольку это непосредственно влияет на дальнейшее развитие малыша. Такие выводы не надуманы, а доказаны многочисленными психологическими исследованиями.
Причины неуверенности
Каждый человек с самого детства хочет получить похвалу родных и близких, услышать поощрение и почувствовать признание, но на пути к этому он встречается с множеством трудностей, которые не всегда удается побороть. Если родители или близкие люди не помогают в критических или проблемных ситуациях, то человек начинает терять веру в себя, и становиться неуверенным.
Неуверенность в себе – это вера в то, что благодаря своим усилиям и стремлениям не получиться достичь желаемого результата. Детская неуверенность не выглядит чем-то страшным и опасным, но если над ней не работать, то во взрослом возрасте она может иметь катастрофические последствия для судьбы человека
Чтобы вырастить уверенную в себе личность, важно знать, какие шаги для этого стоит сделать и чем именно можно помочь ребенку
Чтобы разобраться в проблеме, стоит рассмотреть главные причины неуверенности в себе у детей.
- Нехватка любви родных и близких. Если ребенку не хватает родительской любви, он инстинктивно считает, что и весь остальной мир относиться к нему также и сам, не желая того, отгораживается ото всех, становясь замкнутым, беспокойным и тревожным человеком.
- Запугивания со стороны взрослых. Некоторые родители, не способные справиться с ситуацией, могут использовать такие устрашающие ребенка фразы, как «если не будешь слушаться, тебя заберут», «если будешь так себя вести, тебя украдет», и так далее. Это производит определенный эффект, но на подсознательном уровне формирует страх и панику у ребенка.
- Отсутствие помощи и поддержки. На пути своего развития и роста, ребенок часто сталкивается с чем-то новым и необычным для себя, и не все задачи ему удается преодолевать. Если родители не оказывают помощи и не поддерживают малыша в трудную минуту, не успокаивают и не решают проблему с ним вместе, то у него формируется страх нового и неизведанного, он боится попадать в незнакомую среду, общаться с новыми людьми, что негативно сказывается на его психологическом состоянии.
Помимо основных причин, может возникать еще множество более мелких ситуаций, влияющих на уверенность в себе. Дети дошкольного возраста, как правило, не имеют ярко выраженных проблем с самооценкой, поэтому в группе все более-менее равны, но с переходом в школу ситуация резко меняется.
Родители должны обращать внимание на манеру поведения ребенка после школы, на его общее психологическое и физическое состояние. Если вовремя обнаружить проблему, ее можно безболезненно решить, тогда ребенок будет с радостью ходить в школу, посещать секции и кружки, наслаждаясь жизнью и общением со сверстниками
Как побороть неуверенность в себе у ребенка: советы родителям
Самый верный способ побороть неуверенность в себе у ребенка дошкольного возраста – окружить его любовью, заботой и вниманием. Но это никудышный совет, т
к. нет в мире родителей, которые не любили бы своего малыша, не заботились бы о нем и не старались бы уделять ему должное внимание. Все желают добра своим детям, но если бы одного желания было достаточно, то проблема неуверенности в себе никогда бы не возникла. Родители совершают ошибки неосознанно или осознают их слишком поздно. Иногда они думают, что помогают ребенку, даже не подозревая, что формируют у него комплекс неполноценности. Вот несколько простых правил для родителей, о которых следует помнить всегда.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Если все время твердить ребенку, что кто-то лучше него, это не вызовет желания работать над собой. Скорее, наоборот, сформирует психологическую установку «я плохой», а это фундамент низкой самооценки. Если вы хотите привести ребенку пример, ставьте в пример его самого. Это очень просто сделать, т. к. малыш растет и все время осваивает что-то новое. Еще вчера он не умел читать, а уже сегодня читает по слогам. Еще вчера он не знал цифр, а уже сегодня считает до десяти. Примеров масса, все они – повод гордиться ребенком, и каждый из них несет в себе бесценную мораль: «ты можешь!».
Цените в ребенке его индивидуальность
У родителей всегда есть свое мнение о том, каким должен быть их малыш. И речь не только о том, кем он станет в будущем, но и о том, какие таланты и способности ребенок должен демонстрировать уже сейчас. Честолюбивый и сильный отец добивается от сына спортивных достижений и не понимает, чем его может привлекать рисование. Домохозяйка-мать убеждена, что дочь с малых лет должна уметь и любить делать все по хозяйству, и разочарована ее безразличием. Такие родители бывают слишком поглощены своими иллюзиями, чтобы замечать реальные предрасположенности и интересы детей. Таким образом, достижения юного художника в лучшем случае не встречают похвалы и поощрения со стороны отца, а в худшем вызывают у него досаду и раздражение. Ребенок в 9 лет и старше остро воспринимает подобное и со временем начинает замыкаться, терять интерес к новым достижениям.
Не будьте чересчур авторитарны
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок имел собственное мнение и умел его отстаивать, не будьте чересчур авторитарны. Позвольте малышу иногда поспорить с вами. Если он не прав, не навязывайте свою волю, а объясните, почему ваше решение лучше. Если же можно согласиться и дать ему возможность поступить так, как он хочет, ни в коем случае не упускайте эту возможность. Это не значит, что нужно идти у ребенка на поводу, не значит также, что не следует быть строгим, ведь крайности никогда не доводят до добра. Однако, проявляя родительское чутье, смекалку и житейскую мудрость, грамотно чередуя строгость и послабления, вы сможете добиться того, что у вас вырастит уверенный в себе ребенок.
Восемь способов помочь ребенку стать увереннее
1. Проявляйте уважение и будьте корректны в высказываниях
Не позволяйте никому унижать и оскорблять ребенка, никогда не делайте этого сами. То же самое касается ехидных замечаний. Дети не понимают сарказма и принимают сказанное Вами за чистую монету. Когда ребенок поймет, что Вы обращаетесь с ним уважительно, то он начнет сам себя уважать.
2. Верьте в малыша
Когда в нас кто-то верит, мы можем горы свернуть, правда? Чаще говорите ребенку, что Вы его очень любите, верите в него, что он особенный и способен на многое. Простая фраза: «Я знаю, что это трудно, но уверена, что ты справишься», воодушевит его и поможет побороть неуверенность. Кстати, оценочных похвал типа «Ты – самый лучший» нужно избегать, иначе он будет сильно огорчаться каждый раз, когда не сможет оправдать подобных ожиданий.
3. Цените старания ребенка
Если у малыша что-то не получилось, обратите его внимание на позитивную сторону. Например, Вы можете сказать что-то вроде: «Это было тяжело, но я видела, как ты старался, в следующий раз обязательно получится! Молодец!», «Да, по чтению у тебя тройка, но зато ты прекрасно считаешь, а чтение мы подтянем!» или «Не получилось нарисовать человечка, но зато эти цветы совсем как настоящие»
У него должно остаться чувство удовлетворения, что с частью задачи он справился великолепно.
4. Давайте посильные задания
Не нужно давать ребенку поручения и игры, слишком трудные для детей его возраста. Вряд ли он выполнит их на пятерку с плюсом. Усложняйте их постепенно, после того, как увидите, что ребенок справляется хорошо. Если нужно, ненавязчиво предложите помощь. Всегда благодарите ребенка за то, что он сделал. «Спасибо, что ты так хорошо пропылесосил», «Спасибо, что ты так быстро убрал игрушки на место», «Бутерброды получились, просто объеденье! Я знала, что ты сможешь сам их сделать» – сказать такое несложно, а пользы от этих слов будет много. В случае если ребенок не справился, например, плохо вымыл посуду, не перемывайте ее при нем, сделайте это, когда он ляжет спать, чтобы не обидеть его.
5. Хвалите за хорошее и игнорируйте плохое
Обращайте внимание, когда ребенок ведет себя хорошо: улыбнитесь ему, похвалите, угостите леденцом. Если он капризничает или проявляет агрессию при гостях, не кричите на него, а решительно попросите выйти из комнаты
Когда он успокоится, разрешите ему вернуться и похвалите, что он принял правильное решение. Если Вас не устраивает его поведение, то скажите прямо, что не нравится, не задевая при этом самого ребенка: «Ты хорошая девочка, но огрызаться и толкаться – это плохо».
6. Разрешите ребенку быть самостоятельным
Психологи считают, что дети, которые постоянно находятся под родительской опекой, чувствуют себя более неуверенно, чем те ребята, которым давали свободу действий. Не указывайте постоянно, что и как делать ребенку, не выполняйте то, что он может сам. Фраза «Я сама сделаю, ты не сумеешь» должна быть под запретом. Не делайте за малыша то, что он хочет сделать сам, но пока не решается. Дайте ему время и право на ошибку. Не получилось с первого раза – получится со второго.
7. Все могут ошибаться
Покажите, что взрослые тоже совершают промахи. Создайте ситуацию, где вы окажетесь в незавидном положении, как часто это происходит с ребенком. Попросите у него помощи и поддержки. Например, вы рассыпали крупу и ее нужно собрать, разбили тарелку и т. д. Помогая и утешая вас, малыш почувствует себя сильным и незаменимым.
8. Не откупайтесь дорогой игрушкой
К сожалению, никакие брендовые вещи не могут повысить самооценку, они ее заменяют, но ненадолго. Кстати, один из признаков неуверенности в себе, низкой самооценки – это просьбы ребенка купить ему новый гаджет или вещь с лейблом, ведь они придают уверенности и поднимают самооценку. Лучше дайте ребенку понять, что когда есть такая возможность, вы никогда для него не пожалеете денег.
Итак, рецепт уверенности в себе не так уж и сложен: любите малыша, уделяйте ему внимание, не забывайте чаще хвалить его, и тогда он вырастет счастливым!
Хвалите вместо необоснованной критики
Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.
Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?
«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».
«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто»
Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.
«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. “Тебе нравится твой рисунок?”, “Что было самым сложным?”, “Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?” — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.
«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны
Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна
Как повысить самооценку ребенку
Формирование самооценки начинается задолго до подросткового возраста, однако с 10–11 лет происходит активное становление личности: у ребенка появляется интерес к самому себе, своим возможностям, способностям, умениям. В этом возрасте очень полезно начинать работу над самооценкой.
Поднять самооценку и помочь ребенку стать уверенным в себе помогут практические советы родителям.
Любите малыша и принимайте его таким, какой он есть. Выражайте свою любовь вербально и невербально: говорите теплые слова, обнимайте, целуйте. Делайте это просто так, без всяких причин.
Хвалите его за конкретные действия, например за то, что убрал в комнате, самостоятельно собрал портфель и пр. Не бойтесь перехвалить.
Когда вы ругаете малыша, ругайте его за конкретные поступки, а не просто так. Он должен понимать, что ваше недовольство направлено на его действия, а не на личность.
Любая критика должна быть конструктивной. Никогда не унижайте малыша, не называйте его глупым, тупым, никчемным. Этим вы только внушите ему, что он ни на что не способен. Лучше подумайте вместе над совершенной им ошибкой и помогите найти способ исправить ее.
Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за успехи, подбадривайте, если он чего-то боится
Это добавит ему уверенности.
Акцентируйте внимание на сильных сторонах личности сына или дочери, а не на недостатках
Помогайте раскрывать таланты, не ругайте за ошибки и промахи
Важно научить ребенка адекватно оценивать свои силы и возможности в той или иной сфере жизни. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе и придаст сил двигаться вперед.
Поощряйте малыша в достижении успеха, мотивируйте его на новые достижения, поддерживайте его уверенность в своих силах
Научите его достойно проигрывать и не воспринимать проигрыш как трагедию.
Развивайте у ребенка новые способности и навыки, которые помогут ему достичь новых высот. Это могут быть даже мелочи, например научиться выращивать цветы в горшках или ухаживать за домашним животным. Чем большего он сможет достичь, тем выше начнет сам себя оценивать.
Прививайте сыну или дочери ответственность. Для этого давайте возможность выбирать, как поступать в тех или иных ситуациях и самостоятельно отвечать за свой выбор. Начать можно с малого, например предложить малышу самому выбирать одежду для прогулки или игрушки, которые он хочет взять с собой в детский сад. Научившись самостоятельно принимать решения в мелочах, он сможет делать более сложный выбор.
Не решайте за ребенка проблемы, которые он может решить сам. Найдя выход самостоятельно, он почувствует гордость за себя и обретет уверенность в своих силах.
Учите сына или дочь заботится о себе, ценить свое физическое и психическое здоровье, выстраивать личные границы, преодолевать застенчивость в отношениях с другими людьми.
Поощряйте любознательность малыша, пусть он пробует себя в разных видах деятельности – спорте, искусстве. Это поможет ему получить разнообразные знания и умения и понять, чего он хочет на самом деле.
Время от времени просите у ребенка совета, как у равного или старшего. Дайте ему почувствовать себя значимым и нужным.
Работа над самооценкой ребенка может оказаться непростым делом, однако она стоит того, чтобы ей заниматься. Адекватное восприятие самого себя, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности и не давать себя в обиду – важные качества, которые помогут человеку лучше устроиться в жизни.
Какое поведение родителей усугубляет проблему?
Вот какие вопросы следует себе задать:
Не слишком ли высоки наши требования? Никогда не стоит забывать, что даже очень ответственный ребёнок – всего лишь ребёнок. Не стоит ожидать от него больше, чем он может сделать. Важным критерием здесь может быть желание и инициатива самого чада. Если получается замотивировать вашу дочь или сына на достижение, есть проявление интереса и стремление добиться цели – значит всё в порядке. Но если идёт активное или пассивное сопротивление, самое время задуматься, в чём может быть причина. Не слишком ли высоко поставлена планка? Помните: дети, ставшие заложниками завышенных ожиданий, очень несчастны.
Достаточно ли мы поддерживаем нашего малыша? Ключевое слово – именно «достаточно». Дело в том, что излишняя поддержка сама по себе может стать причиной нерешительности
Вы, должно быть, встречали детей, которые без слова родителей и шага не сделают? Важно поддерживать, но приучать ребёнка к самостоятельности и независимости. Это неотъемлемые условия взросления личности.
Как и за что мы его осуждаем? Ребёнок должен совершенно точно понимать: родители осуждают не его, а его неправильные действия
И даже если он действительно виноват, не нужно отчитывать его слишком резко. Успех воспитания – в наставлении, в постоянном диалоге. Совершенно не допустимо осуждать ребёнка за его случайные промахи, высмеивать неудачи и рассказывать о них всем подряд.
Очень многое здесь зависит именно от родителей
Важно научить сына или дочку видеть свои успехи, верить в собственные силы и не обращать внимания на неудачи. Нужно показать, что даже в неудаче есть что-то полезное и ценное, что сделало его лучше и чему-то научило.
Когда ребёнок поймёт, что промах – это ещё не конец света, ему будет проще решиться на что-то более сложное. Разберём две ситуации.
Любая неудача должна быть поводом для совместного обсуждения
Важно, чтобы ребёнок получал достаточно похвалы за приложенные старания. Помогите ему увидеть позитивное в случившимся
Даже если в диктанте 5 ошибок, а раньше было 7, это может быть расценено как улучшение результата и продвижение вперёд
«Доволен ли ты сам тем, что получилось в итоге?» – вопрос, от которого не возникает желание защищаться, и который может стать отправной точкой в разговоре с детьми. «Что тебе удалось сделать хорошо?» – ещё один вопрос, который поможет ребёнку осознать, что даже в неудаче есть то, что может сделать её маленькой победой. Всё это – мини-шаги на пути к уверенности, а значит, и к готовности действовать, проявлять инициативу и решительность. Научите ребёнка думать обо всём в положительном ключе, и страхи постепенно пройдут. А чем в этой ситуации поможет детский психолог?
Продолжение истории
Выяснилось, что Андрей очень боится проявлять себя на публике. Дома или среди друзей он чувствует себя намного свободнее, чем в школе. Оказалось, что он очень боится насмешек одноклассников. Однажды в школе, отвечая на уроке, он что-то ответил неправильно, чем вызвал смех всего класса. Одноклассники ещё долго над этим смеялись. Казалось бы, ничего страшного, но Андрея эта ситуация очень ранила. Он был уверен, что смеялись именно над ним, а не над его ответом. Более того, каждый раз, когда Андрюшка вспоминал ту ситуацию, ему становилось стыдно и неловко. Он даже родителям об этом не рассказал, ожидая, что и они будут смеяться.
Родители у Андрея требовательные. Они хотят, чтобы их сын был лучшим во всём. Неудивительно, что тот не поведал им о своём «горе». Тем не менее, долгая и упорная работа дала результаты: Андрей смог преодолеть свой страх, научиться правильно реагировать на насмешки и не бояться ошибок. Теперь он один из лучших в школе, а недавно даже выиграл очередной конкурс оригами.
Индивидуальные особенности воспитания
Все дети разные, а значит, они требуют разных подходов к воспитанию. Факторов, отличающих малышей друг от друга много, но один из основных – это гендерная принадлежность.
Для гармоничного развития и уверенности в своих силах ребёнку нужен родительский пример. И здесь есть особенности. Для дочери должен быть добрый отец и строгая мать, для сына – мягкая мать и строгий отец. Подробнее о воспитании девочек и мальчиков мы рассказывали в этих статьях.
Как воспитать уверенную в себе девочку
Девочки по своей природе очень чувствительны. Для них важен сам процесс обучения и воспитания. Именно поэтому с раннего детства девочки играют в соответствующие игры – приготовление еды, переодевание кукол, лечение мягких игрушек.
Девочку не нужно хвалить за достижения и результат. Её нужно любить просто так, без причин. В противном случае, уже будучи взрослой женщиной, она постоянно будет искать одобрения своим поступкам и рискует стать в отношениях с мужчиной удобной, а не любимой.
Как воспитать мальчика уверенным в своих силах
Мальчики же, наоборот, по натуре очень самостоятельны. Для них не имеет значение процесс, если он не приведёт к конечному результату – достижению цели. По этой причине мальчики и собирают конструкторы.
Сыновей стоит хвалить именно за достижения. Так они становятся самостоятельнее, ответственнее и увереннее в себе
Мальчикам важно чувствовать, что родители им доверяют. Им не нужна чрезмерная забота, однако они всё равно хотят знать, что их любят и ценят
В воспитании все средства хороши, поэтому не стоит бояться экспериментировать. Каждый родитель и сам знает, что лучше для его сына или дочери. Также вы можете узнать 27 советов психологов по воспитанию гармоничной и уверенной личности.
Самое главное – это не перестараться. А для тех мам и пап, у которых ещё мало опыта, есть рекомендации психологов. К ним обязательно стоит прислушиваться.
Объясните ребенку, что ошибки — это нормально
Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.
«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.
Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.
Признаки и причины детской неуверенности
Неуверенность в себе – это следствие заниженной самооценки, т. е. неумения адекватно оценивать свои силы и способности. Очень часто неуверенность в себе связывают со страхом, но эти понятия не тождественны. Сам по себе страх – это важнейшая часть механизма самосохранения, естественная реакция на угрозу жизни или здоровью. Если человек боится делать то, что может быть опасно, то это нормальный страх, с которым не следует бороться. Неуверенность в себе, напротив, вызывает страх не перед реальной угрозой, а перед контактом с другими людьми и их оценкой или перед провалом какого-либо начинания. Внешними признаками неуверенности в себе могут быть:
- замкнутость;
- раздражительность и агрессия;
- мнительность;
- болезненное восприятие критики;
- безынициативность;
- подражание уверенному в себе человеку;
- недоверие к людям;
- страх перед трудностями;
- тихая речь;
- сутулость;
- боязнь визуального контакта (старается не смотреть в глаза при разговоре).
Как формируется неуверенность
На самооценку ребенка влияют два фактора: опыт и оценка окружающих. Под опытом подразумевается, говоря грубо, отношение количества удач к неудачам – чем больше успешных действий совершает ребенок, тем выше его представление о своих возможностях, и наоборот. Но если с опытом все просто и понятно, то оценка окружающих и есть тот камень преткновения, о который разбилась не одна психика. Дело в том, что оценка бывает необъективной: окружающие люди могут раздуть трагедию из небольшой неудачи и принизить серьезное достижение. Такое случается сплошь и рядом, особенно среди детей 7–8 лет. Если взрослый человек в силу жизненного опыта уже не восприимчив к подобному, то ребенок принимает все близко к сердцу и за чистую монету.
Таким образом работает не только негативная, но и позитивная оценка. Серьезный промах ребенка можно нивелировать, а любое, даже пустяковое достижение сделать в его глазах значимее. Вопрос – как именно ведут себя родители. Если малыш подвергается нападкам и укорам за малейший проступок, а успехи его проходят незамеченными или изредка удостаиваются сухой и беглой похвалы, то нечему удивляться, если такой ребенок проявляет неуверенность в себе. Это не значит, что его нельзя ругать или нужно хвалить за все подряд, однако и наказывать, и поощрять ребенка следует обдуманно и со знанием дела.
Еще одним вариантом причины неуверенности ребенка в себе являются неуверенные в себе родители. Дети восхищаются родителями и копируют их во всем, в т. ч. и в манере поведения. Если взрослые пасуют перед трудностями, теряются в ситуациях, требующих немедленного действия, игнорируют проблемы вместо того, чтобы их решать и т. п., то ребенок примет такую модель поведения как единственно правильную.