Признаки стресса у детей
У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным
И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:
Стресс в возрасте до 2 лет:
- Малыш раздражителен.
- Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
- Наблюдается ухудшение сна.
Стресс у дошкольников:
- Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
- Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
- Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
- Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
- Возникают или усиливаются дефекты речи.
Стресс у младшеклассников:
Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
Появляются или усиливаются ночные кошмары.
Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно
На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
Родители замечают частые попытки обмануть их.
Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.
Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса. С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным
Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».
Симптомы стресса у ребенка
Дети с нормальным полноценным состоянием испытывают радость, бодрость, веселье, азарт, постоянное желание играть и находиться в движении. Однако стрессовое состояние приводит к ухудшению самочувствия и изменению их поведения.
Симптомы стресса у ребенка
Основными симптомами стресса у ребенка считаются следующие проявления:
- Нарушение полноценно сна. Ребенок испытывает затруднения и беспокойство в процессе засыпания и часто просыпается в ночные часы. Сновидения наполнены страхами или кошмарными сюжетами.
- Резкая усталость у ребенка возникает при минимальной умственной или физической нагрузке.
- У детей без существенных причин проявляется обида, злость, агрессия.
- Наблюдается рассеянность, забывчивость, заниженная самооценка, беспокойство, гиперактивность. Сигналом о помощи у детей служит тесное прижатие к родителям.
- Снижение двигательной активности. У ребенка пропадает желание участвовать в играх со сверстниками.
- Нарушение аппетита.
- Расстройство пищеварения. Дети, находящиеся в состоянии длительного стресса, теряют вес или слишком быстро его набирают.
- Расстройства памяти. У детей наблюдаются трудности при запоминании услышанной информации. Снижается концентрация внимания и утрачивается интерес к любимым занятиям. В результате происходит нарушение психоэмоционального состояния, которое со временем приводит к развитию стресса.
- Физиологическими признаками стрессового состояния ребенка являются: дрожь конечностей, качание головой, недержание мочи в любое время суток.
Все перечисленные симптомы свидетельствуют о наличии стрессового состояния у ребенка и появлении психосоматических расстройств, оказывающих негативное влияние на самочувствие и поведение детей. Регулярное эмоциональное напряжение лишает ребенка радости и провоцирует развитие неврозов. При детском неврозе нарушается функционирование когнитивной деятельности, вызывающее появление раздражительности, обиды, злости, агрессии. Наблюдаются частые головные боли, повышение внутричерепного давления, дискомфорт в желудочно-кишечном тракте.
Опасные последствия стресса у детей
Стрессовые состояния у детей при несвоевременном и неквалифицированном лечении приводят к развитию стресса в хронической форме. В результате происходят вегетативные, гормональные и эндокринные нарушения, вследствие которых развиваются психосоматические патологии.
Опасные последствия стресса у детей:
- Хронические заболевания. Истощение нервной системы приводит к снижению иммунитета и развитию хронических болезней.
- Психосоматические патологии. Длительный стресс у детей провоцирует возникновение астмы, сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний.
- Нарушение полноценного сна со временем вызывает у ребенка серьезные трудности с засыпанием и приводит к развитию хронической бессонницы.
- Психологические проблемы. Депрессивные состояния, тревожные расстройства, комплексы, страхи и фобии различного происхождения – вызывают психологические травмы в детском и подростковом возрасте.
Агрессивность
Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, , швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.
Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.
4. Перепады настроения
Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.
Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции
Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном
Симптомы депрессии у подростков
Главными симптомами подростковой депрессии являются эмоциональные и поведенческие изменения.
Эмоциональные изменения
- Частое проявление чувства печали или тоски, в том числе – плач без видимой причины
- Раздражительность, огорчение или гнев по самым незначительным поводам
- Потеря интереса или удовольствия от привычных занятий подростка
- Потеря интереса к семье и друзьям или постоянные конфликты с ними
- Ощущение собственной бесполезности, вины, фиксация на прошлых неудачах, чрезмерная самокритика
- Слишком болезненная реакция на неудачи
- Затруднения в мышлении, концентрации внимания, принятии решений и запоминании событий
- Постоянное ощущение, что настоящая и будущая жизнь мрачная и безрадостная
- Частые мысли о смерти, мысли о самоубийстве.
Поведенческие изменения
- Хроническая усталость и апатия
- Бессонница или избыток сна
- Изменения аппетита: снижение аппетита и потеря веса, или увеличение аппетита и быстрый набор веса
- Прием алкоголя или наркотиков
- Ажитация или беспокойство – например, неусидчивость, выкручивание рук и т.д.
- Замедление мышления, речи или движений тела
- Частые жалобы на боли в теле и головные боли, которые могут приводить к частым визитам в школьный медицинский кабинет, но обычно не имеют никаких объективных причин
- Снижение успеваемости в школе или частые пропуски занятий
- Неопрятный и неряшливый внешний вид, например грубое несоответствие элементов одежды, растрепанные волосы
- Провоцирующее или рискованное поведение
- Аутоагрессия, целенаправленное нанесение себе небольших травм: порезов, ожогов, чрезмерный пирсинг и татуировки.
Чем опасен стресс у детей
К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.
Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.
И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.
Как лечат нарушения слуха у детей
Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.
Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.
При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.
Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.
При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.
Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.
Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.
Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать
Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.
Компульсивные признаки
Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами,ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.
Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.
Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.
Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например,), но и отразиться на формировании его личностных качеств.
Распространенные причины стресса у подростка
Подростки разные и стресс может быть вызван различными факторами. Результаты исследования в Америке показывают, что в данном возрасте можно выделить некоторые общие причины возникновения стресса. Лучший способ понять как ваш подросток переживает стресс и в чём причина этого стресса – установить открытые отношения и начать доверительный диалог с ребенком
Родителю важно дать понять подростку, что стресс – это нормально, и взрослый может также поделиться способами совладания со стрессом
Стресс от учебы
От оценок на занятиях до баллов ЕГЭ, стресс от учебы сильно сказывается на жизни подростка. Многие переживают по поводу своей академической успеваемости, боятся, что не будут соответствовать ожиданиям родителей и учителей, и не хотят отставать от своих одноклассников. Неумение распределять свое время и большой объем заданий также отягощает стресс, который связан со школьной жизнью.
Социальный стресс
Подростки большое внимание уделяют своей социальной жизни. Они проводят большую часть своего времени со сверстниками, и процесс поиска и идентификации себя в подростковом сообществе временами может быть связан с попаданием в стрессовые ситуации
Буллинг (школьная травля) и прочее агрессивное поведение не редкость в подростковой среде и являются очевидными источниками стресса. Но также к непростым жизненным задачам подросткового периода можно отнести столкновение с межличностными конфликтами, переживание первых романтических чувств и т.д. Оценка и отношение со стороны сверстников – дополнительный источник неприятных переживаний. В попытках установить и поддерживать дружеские отношения, подростки часто выходят из своей зоны комфорта для того, чтобы сблизиться с другими людьми.
Разногласия в семье
Все, что происходит с членами семьи, отражается на душевном состоянии подростка. Нереалистичные надежды, супружеские проблемы, напряженные отношения среди братьев и/или сестер (включая сиблинговый буллинг), болезни близких родственников, и финансовые сложности в семье – все это способно резко повысить уровень стресса в жизни подростка.
События в мире
Перестрелки в школах, теракты, глобальные катастрофы волнуют родителей, но также могут быть источниками стресса у подростков. Данная возрастная категория обычно погружена в поток новостей, не меньше, чем их родители, а то и вовсе 24 часа в сутки. Все события, которые попадают в их поле зрения, в стране или в мире, заставляют подростка рефлексировать на разные темы, в том числе думать о своей личной безопасности и безопасности своей семьи.
Травматические события
Смерть члена семьи или друга, несчастные случаи, болезнь или продолжительное эмоциональное/физическое насилие может сильно повлиять на уровень стресса у подростка
Также важно отметить, что не менее 10% подростков сталкиваются с сексуальными домогательствами на свиданиях
Перемены в жизни
Как и взрослые, подростки крайне чувствительны к переменам. Переезд, переход в новую школу, и перемены в семейной жизни (включая развод или появление новых членов в семье) могут спровоцировать повышение уровня стресса у подростка. Не имея опыта и навыка адаптации к жизненным изменениям, подобные перемены могут оказаться трудным испытанием для подростка.
Как отличить истинную истерику?
Истинная истерика – не способ манипуляции. Ребёнок действительно не может совладать с собой. Такая истерика может начаться даже без видимых причин и никогда не заканчивается внезапно. Если ребёнок закатывает истерику умышленно, используя её как способ давления, то, как правило, он мгновенно успокаивается, получив желаемое. С истинной истерикой всё иначе.
Кроме того, если малыш сильно переживает, слёзы и рыдания не прекратятся мгновенно, даже если некому будет утешать его. Если истерика демонстративна, то для её прекращения стоит только убрать зрителей и предложить ребёнку побыть одному и успокоиться. Минута, другая и эмоциональный всплеск прекратится также внезапно, как и начался. Совсем по-другому обстоит дело с истинной истерикой – оставшись один, ребёнок будет продолжать плакать и совершать другие действия, свойственные истерике.
Она означает, что ребёнок действительно расстроен, и ему сейчас очень тяжело. Он бушует, гормоны стресса не дают ему контролировать своё тело и эмоции, он не может учитывать чувства других людей. В такие моменты его бесполезно ругать, отвлекать или наставлять. Он вышел из себя, и нужно дать ему время, чтобы успокоиться.
Что если такие истерики случаются у ребёнка вечером, после посещения детского сада?
Взаимосвязь между саморегуляцией и истериками
Когда взрослого человека что-то беспокоит, он может чётко выразить это словами: «я голоден», «хочу спать» или «этот человек меня обижает». У него нет нужды в истериках, потому что эмоциональное и психическое состояние уже достаточно зрелое для того, чтобы выражать свои чувства и желания правильным образом. Конечно, нервное перевозбуждение, острый стресс могут привести к истерике и у взрослого, есть люди, склонные к эмоциональным срывам. Но всё же большинство зрелых людей, в отличие от детей, способны выражать свои чувства и переживания приемлемым способом.
У ребёнка же подчас нет возможностей показать, что он не в духе или обижен. Кроме того, у него ещё недостаточно созрели мозговые структуры, и очень часто, когда малыш устал, перевозбудился или просто испытывает сразу несколько потребностей, он не может понять своё состояние, и уж тем более – выразить. Он испытывает сложную гамму чувств, на которые не знает, как реагировать. Вот и выливается это в поток слёз, который сложно остановить. Взрослея, ребёнок осваивает приёмы саморегуляции, учится выходить из критической ситуации спокойно и управлять собой. Итак, истерика – это недостаток саморегуляции.
Способы преодоления стрессовых ситуаций
Родители должны знать, как снять нервное напряжение у своих детей и как помочь справиться со стрессом:
Разрешите детям напрыгаться.
Ещё вчера Вы ругали любимое чадо за прыгание до потолка на кровати? Вы были не совсем правы. Психологи заявляют, что прыжки идеально снимают психологический стресс. Во время прыжка уходит напряжение, стопа чувствует опору, а «невесомость» чудесным образом оказывает положительной воздействие на стволовые клетки мозга. С каждым прыжком тревог и забот в душе ребёнка дошкольного возраста становится все меньше. Отведите его в игровой центр на батут, который идеально подойдет для снятия стресса.
Раскрасьте каждый день.
Если ребёнок 5 лет испытывает стресс, фиксируйте внимание на настоящем. Нарисуйте все дни недели и раскрасьте каждый в определённые яркие цвета: понедельник – розовый, четверг – оранжевый, пятница – зеленая и так далее. Пусть в четверг Ваше чадо обращает внимание на предметы и вещи оранжевого цвета, ест оранжевые фрукты, носит оранжевые вещи
Снимите с ребёнка маску.
Часто у детей 7 лет теряется мимика после того, как они испытали стресс, как будто лицо превращается в маску
Психологи рекомендуют начать с лепки из пластилина, затем осторожно переходите на маленькое личико ребёнка. Чистыми руками, смазанными маслом, потеребите его щёчки, подёргайте за ушки, погладьте лоб, а затем устройте соревнование, кто лучший кривляка
Корчите рожицы от души. Расслабьтесь – будет весело!
Отпустите стресс по течению.
Зачастую отрицательный опыт так глубоко западет в душу, что его сложно забыть, он как будто цепляется за наши мысли, не желая уходить в прошлое. Отпустите стресс в небо или по течению реки. Делайте это с осознанной радостью. Пусть ребёнок смастерит кораблик, соберёт все негативные мысли в кучу и с лёгким сердцем отпустит поделку по течению. Такое же можно сотворить и с надувным шариком, предложите чаду самому надуть шар.
Соберите гирлянду дружбы.
У каждого ребёнка свой темперамент и характер. Бывает, что ему не хочется общаться, помогите пережить неприятное событие. Пусть подросток вырежет из бумаги маленьких человечков, нарисует им глаза, рот, нос, даст имена членов семьи, знакомых и друзей, а затем склеит таким образом, как будто они держатся за руки – получится гирлянда дружбы. Это создаст образ объединения, даст ребёнку понять, что он не один.
Игра в важное имя. Помогите ребёнку самоидентифицироваться через имя
Пусть он напишет своё имя в столбик и на каждую букву придумает красивое прилагательное с положительным смыслом. Например, Таня – Талантливая, Аккуратная, Нежная, Яркая
Помогите ребёнку самоидентифицироваться через имя. Пусть он напишет своё имя в столбик и на каждую букву придумает красивое прилагательное с положительным смыслом. Например, Таня – Талантливая, Аккуратная, Нежная, Яркая.
Пальчиковые рисунки.
Испытав сильный стресс, ребёнок закрывается, создаётся впечатление, что он боится чувствовать даже положительные эмоции. «Разморозьте» его с помощью работы пальцев. Окуните их в краску, и пусть подросток поставит несколько отпечатков. Затем включите фантазию, просите его дорисовать любимых сказочных героев, зверюшек, да что угодно.
Здесь и сейчас.
Чтобы ребёнок не фокусировался на плохих событиях в прошлом и не тревожился за будущее, важно научить его осознанно ощущать себя в настоящем. Время от времени задавайте вопрос: «Ты где?»
Ответ должен состоять из нескольких предложений и начинаться со слов: «Я здесь». Объясните, что нужно говорить об ощущениях, запахах, звуках. Ответ может быть таким: «Я здесь. Сижу на кухне за столом, приятно пахнет только что приготовленным пирогом, читаю маме книгу, с улицы доносится музыка».
Выпустить пар.
Человек так устроен, что всем нашим эмоциям нужен выход. Нервный стресс у ребёнка – повод выпустить пар. Для выплеска негативных эмоций подойдёт борьба подушками. Из этой же серии забивание гвоздей, щёлканье пузырьков упаковки, сбивание кеглей.
Если из-за стресса ребёнок боится тактильного контакта, поиграйте в дождик. Сначала слегка бейте своими пальцами по его ладошкам, затем переходите на плечи, голову, спину и всё тело. Ваш дождик должен быть разной силы: то сильнее, то слабее.
Играйте чаще с ребёнком, балуйтесь, кривляйтесь, прогоняйте плохие мысли в окно, учите фокусироваться на настоящем, и тогда он будет здоров, а в семье воцарится здоровая психологическая обстановка. Скажите сыну или дочери, что Вы его или её любите и цените. Пусть ребёнок будет уверен, что Вы заботитесь о нём и всегда поможете в трудную минуту.
Диагностика и лечение
Диагностирование последствий перенесенной травмы у детей сопряжено с рядом трудностей. Это связано с тем, что в самом раннем возрасте дети не способны дать точное описание того, что они чувствуют. Родители же часто недооценивают симптомы или вовсе не желают их замечать, они не могут непредвзято оценить поведение своего ребенка и предоставить всю необходимую информацию. Дети, выросшие в домах-интернатах, составляют отдельную группу риска, так как в них часто присутствует насилие, издевательства, травля и другие источники травматизации
Поэтому очень важно иметь в клинической практике соответствующие навыки и инструменты, позволяющие своевременно определить подвергся ребенок травме или нет.
Разработан специальный опросник для родителей “Перечень педиатрических симптомов”, который они должны заполнить. Этот опросник и является основным инструментом в скрининге симптоматики эмоциональных и поведенческих нарушений. В нем присутствует три теста, по которым производится оценка внимания, экстернализированных (разрушительное поведение) и интернализированных (тревога и депрессия) нарушений у детей. Эти тесты были специально разработаны для детей, возраст которых составляет 6-18 лет, и позволяет наиболее точно выявить вышеуказанные проблемы. Вообще методик диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей существует достаточно много. И все они с успехом применяются на практике.
Самой эффективной методикой лечения посттравматического стрессового расстройства у детей считается когнитивно-поведенческая терапия, сосредоточенная на травме (КПТ-Т). Этот способ терапии считается стандартным и одновременно самым гибким методом лечения ПТСР. В его основе лежат общепринятые принципы семейности и гуманности. Его высокая эффективность давно доказана и подтверждена многолетним исследованиями и опытом работы с детьми, которым был поставлен диагноз ПТСР.
В 2010 году было проведено изучение эффективности когнитивно-поведенческой терапии в лечении детей самого маленького возраста (3-6 лет). После двенадцати сеансов психотерапии отмечалось значительное улучшение проявлений ПТСР, в то время как сопутствующие симптомы (депрессия, тревога, РДВГ, ОПР) оставались практически без улучшений.
Одинаково успешным и для взрослых, и для детей, и для подростков, методом лечения ПТСР считается продолжительная экспозиционная терапия. Она основана на ослаблении или разрыве случайных звеньев, которые являются связующими для симптомов ПТСР.
Есть еще один очень действенный вариант психотерапии – “ребенок – родитель”. Его применяют к детям в дошкольном возрасте, которые перенесли травмирующее событие. Особенно эффективным он оказывается в тех случаях, когда лечение проходит ребенок, который подвергался травмам неоднократно. Данный вид психотерапии предполагает совместное участие в сеансах родителей, детей и врача. Это помогает научиться родителям, как вести себя в той или ситуации, и как оказать ребенку помощь, когда он в ней нуждается. По данным многолетних наблюдений способ лечения “родитель – ребенок” способствует значительному снижению симптомов ПТСР и депрессии как у детей, так и у родителей.
Кокрановским сотрудничеством были проведены исследования о том, насколько эффективным оказывается сочетание фармакологических и психотерапевтических терапий при лечении посттравматического стрессового расстройства. Главным вопросом в этих изысканиях был – что действеннее при лечении ПТСР: совмещение этих методов или же использование их по отдельности? Но было выявлено недостаточно фактов применения такого сочетания на практике, чтобы сделать безоговорочные выводы об эффективности одновременного применения лекарственной и психологической терапии. Тем не менее современные руководства по лечению посттравматических расстройств все же рекомендуют использовать оба метода, особенно в резистентных случаях ПТСР.
Эпидемиология и факторы риска
Уровень распространенности посттравматического расстройства среди подростков и детей достаточно сложно. В ходе последних исследований стало известно, показатель распространенности ПТСР колеблется от 5,3% до 98%, и зависит от типа травмирующего события. Самые высокие цифры принадлежат подросткам и детям, ставшим жертвами политических преследований, пережившим войну или подвергшимся репрессиям. Более низкий – детям, перенесшим серьезные болезни или травмы.
Современное общество, к сожалению, подвергает детей риску быть психологически травмированным практически в любом месте – это может быть и школа, и общественное место, и своя собственная семья. Миллионы детей становятся жертвами насилия, жестокости, становятся свидетелями смерти, страшных трагических событий.
Посттравматическое стрессовое расстройство вследствии травматических событий развивается у детей более часто, чем у взрослых. И отсутствие данного психического расстройства в детстве еще не означает, что оно не проявится в будущем – риск возникновения психологических отклонений, а также серьезных последствий для здоровья многократно увеличивается. Между тем, замечено, что количество симптомов ПТСР напрямую зависит от того, как часто подросток подвергался травмирующим событиям. У тех детей, которые перенесли только одно событие, симптомов будет намного меньше, чем у подростков, подвергавшимся им неоднократно. Но вот у девочек ПТСР может наступить даже после одной единственной психологической травмы, и происходит это чаще, чем у парней.
Практическая значимость
Всегда важно помнить, что дети, перенесшие психологическую травму или сильный стресс, могут получить посттравматическое стрессовое расстройство, или другие нарушения психологического и поведенческого характера. В тех случаях, когда диагностика выявила присутствие в анамнезе ребенка травмирующего события, или даже нескольких, обязательно необходима консультация профессионала, специализирующегося на работе с подростками и детьми, перенесшими травму
Если выявлены случаи насилия или плохого обращения, рекомендуется проинформировать службу опеки над детьми.
При наличии жалоб на эмоциональные или поведенческие нарушения, необходимо выяснить у пациента, что стало причиной. Обязательно нужно расспросить ребенка и его родителей о том, имеют ли место в семье случаи физического, сексуального или морального насилия, какое воспитание практикуется. Не стоит забывать о том, что у ПТСР много спутников – депрессия, тревога, ОПР, РДВГ.
Также стоит учитывать и тот факт, что подвергнуться травме или серьезному стрессу могли не только дети, но и родители. И они тоже нуждаются в помощи профессионалов. Нелишним будет уточнить у родителей, обращались ли они раньше к психотерапевту или психологу по поводу утраты или насилия
Важно разъяснить матери и отцу, насколько сильно может отразиться их стресс на детях.
Необходимо избавить ребенка от всех ситуаций и событий, которые могут нанести ему психологический урон. Если что-либо нельзя устранить полностью, то нужно постараться уменьшить влияние травмирующего события, например, последствия перенесенной утраты, увечья или серьезного заболевания.