Истерика у школьника – это нормально?
Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.
Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.
Переутомление
Еще в младенчестве ребенок показывает своим плачем, что ему что-то не нравится
Это могут быть колики, голод, жажда, недосыпание, желание получить внимание родителей. Когда малыш подрастает, он учится словами доносить до взрослых свои потребности
Но именно усталость остается тем видом дискомфорта, который большинство детей дошкольного возраста не осознают.
Малыши, которые привыкли ложиться спать в определённое время, например, в 10 часов вечера, могут начать капризничать уже в 8 вечера, если ранее набегались на детской площадке или много гуляли пешком в течение дня. В подобной ситуации ребенок сам не осознает, почему у него вдруг испортилось настроение. Переутомление и избыток эмоций являются неочевидной, но частой причиной капризов маленьких детей.
Что такое капризы
Как правило, понятие каприза включает в себя упрямство и прихоти. В самом раннем возрасте ребенок может проявлять капризность, выражая желание удовлетворить свои потребности, а также заявляя, что ему некомфортно. Часто молодые мамы говорят о своих детях такого возраста, что они капризны. Но, на самом деле, это определение истолковывается неверно. Когда малыш в этом возрасте плачет и беспокоится, это не каприз, а способ общения со взрослыми. Ведь по-другому выразить свои желания и сообщить о дискомфорте малыш еще не может. Ведь он еще не освоил ни речь, ни язык жестов.
Причины для плача у ребенка могут быть разные. Возможно, он просто замерз, голоден или пора сменить подгузник. Иногда дети плачут, когда чувствуют боль. В таких ситуациях молодые родители должны знать, как им действовать.
В первую очередь, необходимо убедиться, что малыш сухой. Груднички часто плачут, когда пришло время заменить подгузник.
Малыш может плакать и беспокоиться тогда, когда голоден. Чтобы этого избежать, кормление должно быть по расписанию.
Если вы исключили вариант с подгузниками и питанием, а кроха все равно не может успокоиться, это может говорить о том, что он чувствует дискомфорт. Например, колики или газы. Именно в этом возрасте такая причина беспокойства является наиболее распространенной.
Кроха может нервничать даже из-за смены погоды или влияния магнитных бурь. В этом случае трудно сказать, чем можно помочь малышу. Постарайтесь успокоить его, уделив как можно больше внимания. Лягте с ним поспать или подержите на руках.
Если малыш плачет сильно и беспрерывно, и все методы успокоить его вы перепробовали, это может говорить о том, что он чем-то болен.
Начиная с возраста 3 месяцев, капризы у ребенка начинаются из-за того, что начинают прорезаться зубки. В этом нет ничего удивительного. Десны при этом набухают, малыш начинает тащить в рот разные предметы, которые попадаются под руку. Начинается усиленное слюноотделение
Если вы наблюдаете такие признаки, причиной является прорезание зубов, которые появятся лишь через несколько месяцев.
Важно, чтобы соблюдался режим дня. Это относится не только ко сну, но и к питанию
Если малыш будет всегда спать по расписанию, то начнет нормально высыпаться. Вы заметите, что плакать после этого он начнет намного меньше. По расписанию желательно также гулять с малышом, играть с ним в развивающие игры. Это будет удобно не только ребенку, но и молодой маме.
Иногда после радостного и счастливого дня ребенок все равно начинает капризничать. Его очень трудно успокоить, он плачет и не хочет засыпать, находится в состоянии возбуждения. Как правило, это характерно для детей от года до полутора. Это является следствием перенапряжения, которое кроха испытал в течение дня. С помощью плача малыш избавляется от перенапряжения. Когда он видит много новых людей, вещей и явлений, то испытывает стресс. В результате начинаются капризы и слезы. При этом родители должны быть терпеливыми и внимательными. Вы не заставите его успокоиться, если будете кричать. В такой ситуации лучше взять кроху на руки, обнять. Ребенка успокоит принятие ванны и массаж. Он станет спокойным, расслабленным и сможет уснуть.
К капризам ребенка может привести и иная ситуация. Это происходит тогда, когда родители начинают что-то запрещать. Практически в течение года малыш находился в пределах кроватки, коляски и манежа. И вокруг находились лишь привычные для него предметы. Когда ребенок развивается, он начинает узнавать что-то новое и стремится к этому. Когда пытается впервые подняться, чтобы сделать первые шаги, это дает ему возможность познать новое, расширить кругозор. Малыш с большим интересом изучает все вокруг, еще не зная и не понимая, что некоторые вещи таят в себе опасность. Пытается все не только пощупать, но и попробовать на вкус. При этом родители, конечно же, начинают на такие действия реагировать. Запрещают крохе прикасаться к вещам, отнимают то, что его заинтересовало.
Когда ребенок исследует мир, а ему запрещают это делать, унося или отбирая вещи, он капризничает. Ведь по-другому выражать свои эмоции и желания еще не может. Грудничок не пойдет на компромисс, удовлетворившись старыми игрушками или пустышкой. Ему нужны новые знания и впечатления.
Нужно дать малышу возможность познавать мир более безопасно, окружив его новыми для него предметами, которые он сможет изучить, не причинив себе вреда.
Капризы у ребенка могут начаться также из-за того, что он испытывает проблемы с развитием речи. Малыш хочет, но не может что-то сказать. В таком случае нужно запастись терпением и постараться помочь ему.
Как проявляется кризис?
- Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
- Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
- Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
- Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
- Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.
Как преодолеть детские капризы
Детские капризы являются попыткой привлечь к себе внимание. Для ребенка в таком возрасте это не безобразие, требующее прекращения, а попытка сказать о том, что ему нужно внимание и понимание
Кроха пытается найти способ, с помощью которого сможет добиться от родителей того, чего хочет. Если у него это получится, то подобное поведение станет для ребенка нормой. Это не только слезы, но и крики, драка, дерганье и даже кусание. Допускать такого нельзя.
Родители должны показать малышу, что плохим поведением добиться он ничего не сможет. Только так можно добиться изменения поведения в лучшую сторону. Иногда полезно просто не обращать внимания. Если никто не будет пытаться успокоить ребенка, то и плакать ему будет не за чем. Если же вокруг него все вокруг будут сочувствовать и успокаивать, это станет причиной продолжать капризы.
Многие родители как можно больше пытаются успокоить и приласкать малыша. Но при чрезмерной ласке капризы могут развиться еще сильнее. Это не значит, что кроху не нужно успокаивать и обнимать никогда. Но это должно быть в меру
Важно показать ребенку, что вы не сможете быть рядом постоянно.
Важно, чтобы в самого раннего возраста у крохи были определенные запреты и ограничения, и он понимал, что это такое. В дальнейшем процесс воспитания будет происходить проще
А повзрослев, малыш станет более дисциплинированным.
Капризы у ребенка могут начинаться также из-за того, что он окружен слишком большим количеством внимания со стороны старших. Малышу необходимо дать возможность побыть самому. Он может играть с игрушками и развиваться сам в течение некоторого времени ежедневно. Когда вы отправляетесь на прогулку, дайте ему возможность пообщаться с другими детьми на площадке, пусть даже пока с помощью взглядов и жестов. Но и здесь важно соблюсти меру
Внимание от родителей и других взрослых малышу тоже необходимо.
В воспитании родители должны быть максимально последовательными. Иначе ребенку будет трудно адаптироваться к миру
Нужно договориться с другими родственниками, принимающими участие в воспитании, что линия поведения будет совпадать. Ребенок не поймет, если сегодня вы ему что-то разрешите, а завтра запретите.
Очень распространен вечерний каприз. Происходит это, когда пора ложиться спать. Ребенок еще полон сил, и не понимает, почему пора ложиться. Чтобы таких капризов было меньше, времяпровождение перед сном должно быть более спокойным. Например, почитайте крохе книжку.
Watch this video on YouTube
Чем психолог может помочь ребёнку и родителям?
Как и в случае с дошкольником, работа психолога заключается в установлении паттернов поведения и решении сопутствующих психологических проблем. Особенность работы со школьниками состоит в том, что они уже лучше понимают себя, могут давать оценку своим действиям и находить взаимосвязи.
Работа психолога с 8-летним Ваней и его мамой
На семейной терапии психологу удалось выяснить, что:
- Мама воспитывает Ваню одна.
- Истерики случаются обычно после общения с мальчиками. Они более грубые, часто обижают, с девочками ребёнок ладит куда лучше.
- Истерика возникала у Вани в моменты, когда нарушалось его личное пространство.
Работа с мальчиком включала в себя обсуждение неприятных моментов, выстраивание новой линии поведения в ситуациях, которые потенциально несли «опасность» или какой-либо дискомфорт. Мальчик научился адекватно реагировать на неприятные вопросы («а где твой папа?»). Маме же психолог посоветовал увлечь ребёнка каким-нибудь интересным занятием, чаще приглашать в гости его сверстников, желательно, спокойных и тактичных детей.
Также в ходе терапии мама Вани поняла свою ошибку: она слишком хотела вырастить из него настоящего мужчину, где-то недодала ласки, где-то наделила слишком большой ответственностью и всегда много требовала. При этом ей казалось важным, чтобы сын чётко выполнял её требования, даже когда он злился на неё, был чем-то недоволен или чувствовал себя уставшим. В семье почти не было места для обсуждения ситуаций и достижения договоренностей. В итоге мальчик не научился формулировать собственные желания, отстаивать своё мнение, реагировать на внешнюю агрессию. Всё это нашло отражение в проблемах с одноклассниками.
А избыточное напряжение в отношениях с мамой (ведь Ивану так важно было соответствовать всем её пожеланиям) привело к периодическим сильным эмоциональным выплескам, истерикам. Поэтому ещё одним важным пластом во взаимодействии с психологом была работа с чувствами: снятие накопившегося напряжение через игры и упражнения, обучение выражению эмоций приемлемыми способами, формирование навыков открытого диалога и высказывания своего недовольства.. Сейчас у Вани всё отлично
Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.
Сейчас у Вани всё отлично. Постепенно истерики сошли на нет. Учителя, намекавшие, что у ребёнка проблемы «медицинского характера», теперь говорят, что это славный мальчик, у которого просто был сложный период.
Что делать с капризами ребенка
Как бы не капризничал малыш, ругать его за это не стоит. Подобные упреки, в лучшем случае, не достигнут ребенка, а в худшем приведут к тому, что малыш начнет замыкаться в себе. Дело в том, что все дети обладают потребностью выражать собственные эмоции, в том числе и негативные. Запрет на слезы заставляет ребенка замыкаться в себе, не позволяет в достаточной мере развить эмоциональную сферу интеллекта. В дальнейшем дети, которых так воспитывали, часто испытывают трудности в общении с другими людьми, так как не привыкли показывать свои чувства.
Постарайтесь понять, когда именно ребенок обычно капризничает. Может оказаться, что у слез всегда одна и та же причина, которой взрослые просто не уделяли достаточно внимания.
Детские капризы – это чаще всего единственный доступный для малышей способ показать взрослым свое недовольство. Поэтому родителям не стоит винить себя за невоспитанность своего ребенка. Доверительные беседы в уютной домашней обстановке позволят скорректировать поведение детей и разобраться в причинах капризов и слез.
Как реагировать маме
- Родители должны начать воспитание с себя. Нужно следить, насколько вы последовательны в своих запретах и других действиях. Нельзя при этом поддаваться капризам, и разрешать то, что вчера запрещали. Так должны поступать оба родителя.
- При этом нельзя переусердствовать, и ругать малыша слишком строго. Это может вызвать обратную реакцию.
- Нужно не только ругать ребенка за капризы, но и хвалить за хорошее поведение.
- Постарайтесь уменьшить количество возможностей для запрещенных действий крохи. Уберите все опасные предметы, которые могут его привлечь.
Будьте внимательны к своему малышу, старайтесь правильно реагировать на его капризы, и вы обязательно вырастите воспитанного ребенка.
Воспитание детей Психология Семья
Пора действовать?
Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним
На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.
Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.
Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи
Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)
Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.
Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.
Что делать со случайными истериками?
Детские истерики заставляют родителей или съёживаться и замирать, или рычать и орать. Между тем ребёнку в момент истерики (да и вообще — по жизни) нужно другое поведение родителя. Спокойное, уверенное, предсказуемое.
Отсюда — есть правильный способ реакции на детское непослушание, истерики, возбуждение и так далее. Суть — объясняйте ребёнку, что с ним происходит. Как только вы начинаете объяснять ребёнку, что с ним происходит, ему тут же становится легче, он сразу начинает успокаиваться и реагирует уже не так бурно.
Например, ребёнок насмотрелся мультиков, перевозбудился. Ему спать пора, а он скачет по квартире лучше табуна мустангов и ни в какую не укладывается. Надо просто сообщить ему, что его состояние — это перевозбуждение, что это бывает и для его возраста совершенно нормально.
Повторить придётся раза четыре или пять — дети слышат только каждое третье слово, поэтому смысл сообщения доходит до них только после нескольких повторений. Повторяйте — это перевозбуждение, такое бывает, для твоего возраста это нормально, сейчас побесишься и пройдёт.
Удивительно, но даже двухлетние дети внимают словам родителей и успокаиваются. Разумеется, на них действует больше тон, чем текст, но факт успокоения — налицо. Не могу сказать, что успокаиваются сразу, но — достаточно быстро.
Почему это работает? Две причины.
Первая. Родитель говорит спокойным тоном и как бы «заземляет» ребёнка. Ребёнок от крика родителя возбуждается ещё больше. А спокойный тон его успокаивает.
Вторая причина. Ребёнок плохо себя понимает — просто мал ещё. И не все реакции его организма ему понятны и уж тем более не всеми реакциями он может управлять. И когда он скачет перевозбуждённый по квартире, ему не так-то легко. Он не чувствует себя в безопасности и нуждается в поддержке. Вот тут ему и помогает объяснение родителя. Ребёнок понимает, что происходящее с ним нормально, жизни не угрожает. Вот и расслабляется потихоньку.
Два причины истерик
Почему дети истерят и капризничают? Есть всего две причины: рациональная и случайная (названия, конечно, больше для красоты).
Рациональная причина — получение желаемого. Истерика и капризы ребёнка — это один из способов получить желаемое. Можно попросить, можно умаслить родителя, а можно закатить истерику. Что-то работает лучше, что-то хуже, но попробовать нужно всё.
Подчеркну — любой ребёнок использует истерику и капризы хотя бы раз в жизни. Просто для того, чтобы проверить — работает это или нет. Так что ждать, что ребёнок никогда не будет истерить и капризничать — нереалистично. Это ровно то же самое, как ждать, что ребёнок никогда не заболеет насморком. Хотя бы раз — но это бывает у всех детей.
Случайная причина — это перевозбуждение. Организм ребёнка таков, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Проще говоря, возбуждается ребёнок сразу, успокаивается долго.
И часть истерик, многие капризы — это всего лишь результат перевозбуждения. Слишком много мультиков, слишком много новых людей, слишком много впечатлений… И ребёнок перевозбуждается.
Это тоже совершенно нормальное состояние ребёнка, обусловленное развитием его психики. Лет до семи ребёнок может быть только таким.
Причины истерик у школьников
Вот лишь основные из них:
- Переутомление и перенапряжение. Современных детей очень нагружают знаниями. Даже первоклашки учат языки, информатику, сдают итоговые экзамены и пр. Как тут не нервничать? Про ЕГЭ и говорить нечего. Ребёнок слышит о нём каждый день в школе (и не раз), потом слышит о нём же дома. Если его пугают последствиями провала и готовят сутками напролёт, то это не может не сказаться на психологическом состоянии. Масла в огонь могут подливать родители, считающие, что чем больше кружков посетит их ребёнок, тем успешнее и счастливее он станет в итоге.
- Конфликты со сверстниками, учителями, родителями. Они неизбежны, но некоторые дети реагируют на них слишком остро. Также истерики могут быть следствием оказываемого в школе давления, притеснения со стороны учителей, недопонимания в отношениях с родителями. Сложные отношения с одноклассниками, неумение ребёнка за себя постоять, отсутствие друзей – всё это может сильно тревожить его, что также скажется отрицательно на эмоциональном фоне. Если школьник почти всегда приходит домой в плохом настроении, это повод для родительского «расследования». Зная причину угнетённости, проще помочь ребёнку.
- Подростковая любовь. Это взрослое чувство, очень сильное и глубокое, подросток переживает впервые, и тогда весь мир для него начинает вращаться вокруг объекта привязанности. Успеваемость в школе резко снижается, отношения с родителями портятся, да и друзья-ровесники часто тоже не способны разделить переживаний влюблённого. Ситуация осложняется, если объект любви не отвечает взаимностью или хотя бы симпатией. В такой ситуации подросток особенно остро нуждается в поддержке, только вот получить её часто негде и не у кого.
- Глубинные психологические проблемы. Они могут быть незаметны со стороны, даже при тесном общении. Или же напротив, очень заметны. К примеру, замкнутый малообщительный ребёнок может страдать от одиночества, различных комплексов и непонимания со стороны сверстников. Или испытывать болезненный страх перед противоположным полом.
- Проявление протеста или бунта. Иногда истерика у школьника является ответом на запреты и ограничения свободы. К примеру, подростку не разрешают выходить из дома до тех пор, пока не выучит уроки. Истерика ребёнка-бунтаря, пожалуй, самая изматывающая, ведь с ней куда сложнее справиться. При неправильном подходе родителей такое поведение может привести к большим проблемам в будущем.
Истерики бывают разовыми и регулярными, их могут запускать различные факторы и ситуации. Простой пример: умерла кошка. Ребёнок, узнав об этом, начинает плакать и не может остановиться. Когда всё-таки останавливается, снова плачет. Отказывается от еды и развлечений, не может нормально спать всю неделю, подушка постоянно мокрая от слёз, вид подавленный, состояние крайне угнетённое. Он переживает из-за смерти любимого питомца, и это уже само по себе достаточный повод для истерики. Но может быть и так, что эмоциональные срывы случались и раньше, правда, не столь сильные. Возможно, что-то тяготило ребёнка, и смерть кошки стала последней каплей.
Другая ситуация – истерики во время выполнения домашнего задания. Если они становятся постоянными, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу.
Как бороться с капризами ребенка: 7 советов родителям
Многие родители не знают, как реагировать на детские капризы и дают волю эмоциям. Детский психолог портала «Я-родитель» дает советы, как вести себя мамам и папам, когда ребенок капризничает.
1. Сохраняйте спокойствие в любой ситуации
В любой ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Не стоит кричать на ребенка: найдите способ иначе донести до него свою точку зрения. Объясните, почему вы не будете делать то, что он хочет. Если ребенок не реагирует на ваши доводы, подождите, пока он успокоится и сможет воспринимать ваши слова. Для того чтобы вывести чадо из истерики, крепко обнимите его и удерживайте некоторое время в своих объятиях. Говорите ребенку, что любите его даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, если он громко кричит и бросается на пол.
2. Наберитесь терпения
Приступ истерики в общественном месте лучше переждать, не реагируя на поведение ребенка и комментарии окружающих. Если есть возможность, отнесите кричащего малыша в машину или выведите из магазина на улицу. Когда он успокоится, спокойно обсудите с ним ситуацию и объясните, что так вести себя в присутствии посторонних людей недопустимо.
3. Держите свое слово
Если вы сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, как бы вам не было жаль своего малыша. Многие родители готовы разрешать детям все, лишь бы они перестали кричать. Поступая таким образом, они закрепляют нежелательное поведение ребенка. Психологи советуют всем членам семьи придерживаться одной стратегии воспитания детей. Это поможет предупреждать детские капризы на этапе их зарождения.
4. Используйте разумные доводы
Попробуйте «договориться» с ребенком. Дети в возрасте старше четырех лет уже понимают связь между своим плохим поведением и последующим наказанием. Для этого установите для своего чада четкие правила. Например, «не перестанешь кричать – останешься без мультиков».
5. Переключайте внимание ребенка
Не стоит наказывать ребенка за капризы
Разумнее отвлечь его внимание на что-то другое. Например, попросив найти какой-то товар на полках или предложив понести корзину в супермаркете
Необходимость выполнения какого-либо действия поможет отвлечь ребенка от его капризов и желания настаивать на своем.
6. Предупреждайте детские капризы
Старайтесь предупреждать детские капризы. Избегайте ситуаций, когда вероятность истерики у чада высока. Так, родителям не стоит идти в магазин с голодным и уставшим ребенком, если они не хотят вызвать новый взрыв эмоций.
7. Не оставляйте ребенка одного
Если ребенок не идет на контакт, не стоит оставлять его одного в стрессовом состоянии. Чрезмерная опека малыша в данной ситуации тоже лишена здравого смысла. Ведь именно капризами дети выражают протест против родительского надзора и демонстрируют желание быть самостоятельными. Поэтому продолжайте спокойно заниматься своими делами. Тогда ребенок будет знать, что вы всегда рядом, а ваше решение – окончательное.
О том, как с детскими капризами справляются в многодетной семье, порталу «Я-родитель» рассказала актриса, телеведущая и мама троих детей Светлана Королева.
Екатерина Кушнир
Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, балуете и вы своего ребенка.