Несоциализированное/социализированное нарушение поведения
Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.
Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.
Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:
- хулиганство;
- физическое, психическое насилие, драчливость;
- жестокость относительно детей, животных;
- порча имущества.
Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.
Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.
Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.
Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.
Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.
Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.
Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.
Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.
Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.
Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть. После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.
Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.
Агрессивные фантазии
Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей. Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными.
Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь. И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.
Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.
Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.
Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра. И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек — Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность. Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.
Воображение у детей возрастной категории от 7 до 12 лет
Ваш ребенок чрезмерно фантазирует? К семи годам это должно пройти без каких-либо вмешательств со стороны взрослых. В таком возрасте детей больше интересует окружающий мир, чем собственные фантазии. И это свидетельствует о нормальном развитии ребенка.
В этом возрасте дети получают информацию из книг, фильмов, рассказов учителей или воспитателей. Опираясь на полученный материал, они придумывают продолжение историй с логическим концом, управляют персонажами, наделяя их своими чертами характера, нередко представляют себя в роли героев любимых рассказов. Это нормальная ситуация, которая требует вмешательства взрослых
Со стороны родителей важное побуждение к развитию творческого воображения, когда малыш не просто корректирует истории, но и выдумывает их сам
Инфантил – ребенок внутри взрослого
Что представляется нам, когда мы слышим фразу «инфантильный человек»?
1. Безответственный, склонный к необдуманным поступкам, одним словом, взрослый, который не желает взрослеть или не может обойтись без посторонней помощи. Он не осознает последствия своих решений, не задумывается к чему приведут его необдуманные действия. Что уж говорить, он как ребенок: не понимает запретов, когда чего-то очень хочется.
2. Многие из инфантов скорее полезут в драку для отстаивания своих интересоввместо того, чтобы просто обсудить проблему.
3. Инфантилы придумают массу оправданий для ничегонеделания. Они ищут виновных в провалах. Переводят стрелки на кого угодно, только бы не смотреть на себя. Диалога с такими людьми не построить, потому что выходит, что меняться должны окружающие люди, условия вокруг, кто угодно, но только не инфантил.
Любой психотерапевт скажет, что инфантилам иногда сложно помочь. Взрослые люди жертвуют своей гордыней для того, чтобы построить здоровые, надежные и прочные отношения. Проблемы решаемы, если партнер признает ошибки и хочет меняться. Но инфантилы не способны к переменам, поэтому их общение с окружающими, как и со второй половиной, напоминают дешевый спектакль. Они со злостью будут говорить о том, насколько партнер неадекватный, не смотря на себя со стороны. Однако, если ваши старания убедить инфинтила поработать над собой увенчаются успехом, они все равно будут сидеть и ждать, когда все-таки окружающие подстроятся под их капризы. Этого, естественно, не происходит, проблемы углубляются, и жизнь инфантилов становиться еще сложнее.
Воображение у детей от 7 до 12 лет
Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй
Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира
Как это сделать?
Советы для родителей, как развить воображение:
- Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
- Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
- Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям, и как их можно было бы воплотить в жизнь?
- Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
- Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
- Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за образное и креативное мышление.
Светлая сторона луны
Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.
Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший “старт” развитию фантазии, есть 3 главных пути:
- Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками (“Колобок”, “Курочка Ряба”, “Репка” и др.). Именно сказочные образы – это “кирпичики”, фундамент фантазии.
- После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: “Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки – руль. Садись, поехали к бабушке в гости… Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)”.Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло – гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
- Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: “Давай мы с тобою побудем кисками”. Имитируйте движения кошек, говорите “мяу-мяу”. Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.
“Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне “чай”, да не просто, а с “конфетой”, деталькой от конструктора. То вдруг примется “тушить пожар”, “наливая воду” из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает “дрелью”, – рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.
Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!
Деструкция сексуального поведения
Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.
Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.
Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:
- визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
- эксгибиционизм – обнажение на публике;
- совращение малышей;
- сексуальные манипуляции с животными;
- групповой онанизм;
- эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
- сексуальное влечение к моче, калу.
Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.
Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.
Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.
Как развить фантазию и воображение у детей?
Развитие воображения и творчества детей – это то, чем должны озаботиться родители. Есть три закона развития творческого воображения:
- Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.
Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Вымышленный друг
Появление нереального товарища – явление частое. С одной стороны такой друг помогает ребенку пережить и принять какую-либо ситуацию, выразить свои эмоции, проявить лидерство, с другой – это показатель недостатка общения. Причем общение здесь измеряется качественными показателями, дело не в общем времени, проводимом с малышом, а в том, какие эмоции ребенок при этом испытывает, может ли он самовыражаться и быть откровенным.
Если фантазия с вымышленным товарищем здорова, то ребенок точно осознает грань с реальностью, понимает и сам говорит, что правда, а что понарошку.
Если же ребенок переходит грань и не осознает разницы между миром придуманным и реальным, то стоит обратиться к психологу, пока такая форма воображения не повлияла негативным образом на психику.
Фантазии нельзя и ненужно искоренять, важно, напротив, помогать ребенку развивать воображение: играть, придумывать, мастерить, не выбрасывать собранные сокровища в виде камушек и палочек, а всячески способствовать развитию творчества и индивидуальности ребенка. Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему
Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему.