Как лечат нарушения слуха у детей
Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.
Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.
При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.
Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.
При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.
Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.
Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.
Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать
Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.
Первые мироощущения малыша
Часто еще беременная женщина способна почувствовать, когда новорожденный ребенок начинает слышать. Периодически общаясь с животиком, мама в ответ получает толчки от его ножек и ручек. С 20 недель будущим папа и мамам полезно проводить беседы в хорошем тоне, слушать звуки природы и спокойную музыку.
Когда новорожденный ребенок начинает слышать, у него формируются первые впечатления об окружающем мире. Эти знания укореняются где-то глубоко в его сознании и оказывают влияние на всю будущую жизнь. Причем уже на 20 неделях беременности малыш в состоянии отличить журчание воды от сердцебиения матери.
Когда новорожденный ребенок начинает слышать еще в утробе, он вздрагивает от резких хлопков и других звуков. Мама ощущает это и может сделать выводы о том, что у малыша все нормально со слухом. Однако не рекомендуется проверять слух именно таким образом. Лучше включать ему спокойную музыку, напевать песни, находиться в окружении звуковой природной атмосферы.
Формирование полноценного зрения
Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:
- Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
- Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
- Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица
Что будет делать врач
Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение
Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация
Как сурдологи диагностируют тугоухость
Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.
Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.
Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии
Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.
Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога
Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.
На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.
Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки
Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.
Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура
Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.
Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.
Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.
Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.
Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента
Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.
Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте
Привыкание к звукам
В любой окружающей атмосфере малыш постепенно начинает ощущать себя более спокойно и уверенно. Адаптация в раннем возрасте быстротечна. Даже при повышенном шуме новорожденный будет крепко спать, если эти звуки присутствуют постоянно. И наоборот он будет пробуждаться, когда вокруг воцарилась тишина.
Не рекомендуется держать малыша в абсолютной тишине. Чаще родители искусственно создают вокруг новорожденного постоянный шум: звуки природы, тихое звучание музыки, голосов. При таких условиях у подрастающего ребенка не будет проблем в будущей общественной жизни. Например, в детском саду он сможет быть спокойным после обеденного сна и не будет обращать внимания на сопение соседа или скрип двери.
Новорожденный не будет остро реагировать на шумы, которые он уже слышал. Например, лай собаки не напугает его, если он его слышит во дворе своего дома каждый день. Напротив, для тех, кто ни разу не встречался с резким угрожающим звуком, это будет неожиданностью и малыш заплачет. Рекомендуется включать детям разнообразные мелодии и наборы звучаний для оптимального развития.
Как видит новорожденный — Учимся разглядывать
Ребенок в первые недели жизни редко останавливает свой взгляд на чем либо более нескольких секунд. Даже спустя пару месяцев после рождения, когда он уже научился получше фокусировать взгляд, он его не задерживает а как бы скользит по предмету или лицу. Лишь к 4-ом месяцам малыш научится сосредотачивать взгляд на предмете. Кстати малыши в вертикальном положении могут подольше сосредотачивать взгляд на лице или предмете, поэтому если хотите с ним немного поиграть в гляделки, возьмите его в вертикальное положение.
Органы малышей чувств немного незрелые, но функционируют, а это значит, что новорождённые дети различают очертания фигур, смотря на вас, чувствуют запах молока, а ещё различают тембр голоса. Бытует мнение, что высокие голоса новорождённым нравятся больше, чем низкие.
Первые мироощущения малыша
Часто еще беременная женщина способна почувствовать, когда новорожденный ребенок начинает слышать. Периодически общаясь с животиком, мама в ответ получает толчки от его ножек и ручек. С 20 недель будущим папа и мамам полезно проводить беседы в хорошем тоне, слушать звуки природы и спокойную музыку.
Когда новорожденный ребенок начинает слышать, у него формируются первые впечатления об окружающем мире. Эти знания укореняются где-то глубоко в его сознании и оказывают влияние на всю будущую жизнь. Причем уже на 20 неделях беременности малыш в состоянии отличить журчание воды от сердцебиения матери.
Когда новорожденный ребенок начинает слышать еще в утробе, он вздрагивает от резких хлопков и других звуков. Мама ощущает это и может сделать выводы о том, что у малыша все нормально со слухом. Однако не рекомендуется проверять слух именно таким образом. Лучше включать ему спокойную музыку, напевать песни, находиться в окружении звуковой природной атмосферы.
Причины для тревоги
Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:
- у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
- в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
- на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи
Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.
Ссылки:
* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных
** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей
(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)
Когда малыш начинает осознанно реагировать на маму и ее голос
В конце 3 месяца малыш сознательно поворачивает голову в сторону шума. Он отличает мать от других людей. Слыша мамин голос, он успокаивается, понимая, что он в безопасности. Он не только может отличить мамин голос от любого другого, но и понимает интонацию. Слыша ласковую речь близкого человека, малыш улыбается или смеется. Когда мама поет мелодичную колыбельную, малыш затихает, прислушиваясь к знакомому тембру голоса.
Для развития слуха, ребенку полезно слушать детские песни, стихи, сказки. Даже если мама будет просто комментировать свои действия, объясняя их ребенку, это поможет ему в познании мира. Ребенок быстрее будет запоминать слова и их значения.
Слуховое восприятие малыша отличается от восприятия взрослого человека. Большинство младенцев прекрасно слышит, но их реакции на услышанное не такие как у взрослых. И это сбивает родителей с толку. Если малыш не реагирует на посторонние шумы, и родные беспокоятся из-за слуха ребенка, то лучше показать малыша специалисту. Врач либо развеет сомнения родителей, либо назначит лечение. Если у ребенка нарушен слух, то чем раньше начать терапию – тем больше шансов на благоприятный исход лечения.
Развитие органов чувств у новорожденного ребенка – это вопрос не до конца изученный, поэтому до сих пор остается спорным. В частности, когда новорожденный ребенок начинает слышать и видеть? На самом деле ваш малыш еще на этапе своего слышит голос мамы и папы, закрывает глазки на яркий свет, то есть уже имеет признаки формирования слухового и зрительного анализатора. Далее мы рассмотрим, когда начинают слышать новорожденные дети.
Во сколько и как начинают слышать новорожденные дети?
Многих молодых родителей настораживает, что малыш, которого только принесли из родильного дома домой, не реагирует на звуки, не просыпается от посторонних шумов (телевизора, стука в соседней квартире). Интересно то, что ребенок во сне может не реагировать на громкие звуки, но просыпаться от шепота. Ребенок способен узнавать голос своей мамы, а в последующем научится различать голоса всех членов семьи, которые с ним взаимодействуют. Так что малыш отлично слышит с самого рождения, просто не реагируют на эти звуки.
С какого возраста слышат новорожденные?
Ребенок еще не успеет появиться на свет, а уже видит и слышит. Новорожденный ребенок настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от громких и неожиданных звуков. А услышав голос мамы, ребенок может оживиться, активно сжимать кулачки и перебирать ножками. Ребенок способен запомнить сказки, стихи и музыку, которые часто слышал на последних неделях беременности, а когда он слышит их после рождения, то он успокаивается и засыпает. Новорожденный ребенок очень восприимчив к внешним раздражителям, поэтому в его присутствии нужно говорить спокойно, чтобы не испугать.
Как понять, слышит ли новорожденный?
Ближе к 4 месяцу жизни ребенок начинает поворачивать головку в сторону громкого звука или голоса. Если этого не отмечается, тогда следует показать малыша доктору, чтобы проверить слуховые способности. Кстати, если малыш слишком увлекся или игрой с кем-то из членов семьи, то он может не отреагировать на посторонний шум или голос. Такие эпизоды увлеченности игрой могут наблюдаться у ребенка до трехлетнего возраста.
Как видим, слух у ребенка не только есть, но он еще и обострен. Грудничок лучше воспринимает звуки низкой тональности, поэтому следует чаще читать ему сказки, включать песенки, что способствует развитию слуха.
Тот момент развития, когда новорожденный начинает слышать звуки, часто считают парадоксальным явлением. Одни полагают, что слух принимается развиваться уже на третьем месяце беременности. Другие же считают, что малыш способен слышать голоса лишь на четвертом месяце беременности.
Как слышит новорожденный
После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.
Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.
На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.
Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы. И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.
Когда малыши начинают видеть маму и когда стоит бить тревогу
Ребенок, только появившийся на свет, видит все предметы размыто. Это позволяет снизить психологическую нагрузку, так как все вокруг для него незнакомо. В течение последующих нескольких дней новорожденный бодрствует только, когда ему необходимо покушать.
В такие моменты он наблюдает за лицом мамы и пытается к нему привыкнуть. Малыш лучше воспринимает объекты, расположенные на расстоянии около 25 см. В памяти новорожденного формируется набор радостных и интересных образов, которые попали в нее благодаря частому повторению.
Больше всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей
Родители нередко впадают в крайности, особенно в делах, которые напрямую связаны со здоровьем и развитием их малыша. При зарождающейся тревоге самым верным вариантом станет консультация с лечащим врачом. Он сможет объяснить, что именно должен делать ребенок в соответствии с возрастом.
Существуют случаи, когда беспокойство родителей подтверждается, и малыш действительно страдает дефектами слуха или зрения. Заподозрить неладное помогут такие признаки:
- Косоглазие. Дети, не достигшие полугодовалого возраста, нередко косят глазки. Это не считается намеком на патологию. Насторожиться стоит, когда косоглазие не проходит после достижения малышом 6 месяцев.
- Отсутствие реакции. Трехмесячный ребенок должен реагировать на предметы и лицо матери. В это же время он обязан проявлять интерес к знакомым голосам. В противном случае родителям рекомендуется незамедлительно показать ребенка врачу. Если запустить проблему, то намного сложнее будет справиться с ее последствиями.
Возможно, все переживания напрасны, так как в силу возраста он еще не способен выполнять определенные действия. Панические настроения родителей могут повлиять на чувствительную нервную систему малыша, он станет беспокойным и капризным.
Как воспринимается мир изнутри?
Когда новорожденный начинает слышать еще в утробе матери, у него все воспринимается несколько искаженным. Это связано с тем, что внутрь не проникают высокие частоты за счет толщины плаценты и околоплодных вод. Воспринимаемая громкость определена учеными и составляет более 30 дБ. До этого порога все остальные колебания звуков глушатся.
Приглушенные звуки малышу слышаться также, как мы воспринимаем мир, когда находимся под водой. Околоплодные воды надежно защищают ушные раковины и амортизируют при агрессивных звуках извне. Постепенно чувствительность органов слуха растет и уже становятся различимы интонации голосов.
Когда новорожденный начинает слышать после рождения голос родной матери, то без труда выделяет его среди множества незнакомых звуков
Поэтому не рекомендуется недооценивать важность общения родителей с животиком беременной женщины. От того, в какой атмосфере протекала беременность, зависит психологическое состояние будущего ребенка
Объектное восприятие
Новорожденные дети, когда начинают видеть и слышать, способны уже ориентироваться в пространстве. Им помогает вестибулярный аппарат. С помощью зрения они могут точно устанавливать источники шума, голоса. Поначалу объекты вокруг воспринимаются размытыми, но постепенно контуры предметов становятся все четче.
К 3 месяцам дальность зрения малыша составляет около 3 метров и слишком близкие объекты не воспринимаются совсем. Постепенно все вокруг становится более четким. Новорожденный уже может видеть свои пальцы, лица, отличать подвижные предметы.
Он научится немного позже фокусировать зрение и находить глазами движущиеся предметы где-то к полугоду жизни. Мир вокруг уже не представляется серым, малыш хорошо видит цвета, способен ловить медленно движущиеся предметы. Уже хорошо ориентируется в пространстве, может определить источники шума. Отлично помнит лицо родных и пугается чужих незнакомых образов.
Ребёнок должен чувствовать любовь
Любому ребёнку, особенно новорождённому, требуется внимание, забота и постоянное общение, потому что, общаясь со взрослыми, ребёнок многому учится. Разговаривайте с младенцем как можно чаще, пойте ему песенки, рассказывайте сказки
Знайте, он не просто слушает вас, но ещё и всё запоминает. Не игнорируйте, когда он плачет. Возьмите лишний раз малыша на ручки, покачайте его, скажите, как он вам дорог. Не стесняйтесь проявления ваших чувств и выражения эмоций.
В возрасте двух-трёх месяцев малыш уже внимательно следит за подвешенными над его кроваткой и коляской яркими игрушками, пытается подняться, улыбается и всегда проявляет реакцию на звуки. Кроха переворачивается с животика на бок и обратно, пытается упираться ножками и стоять на ногах при помощи родителя. После кормления малыш радуется, что-то выкрикивает. Каждый ребёнок развивается индивидуально, так что не следует беспокоиться, если ваша кроха не умеет делать в этом возрасте то, что может делать дугой ребёнок. Он всему этому научится, но несколько позже! Этот возраст отличается высоко чувствительностью малыша. Если он плачет, кричит, беспокоится, то следует своевременно отреагировать и успокоить кроху.
Чаще разговаривайте с ребёнком для того, чтобы он начал понемногу общаться и в будущем не замыкался. Можно почитать ребёнку или рассказать что-нибудь, как взрослому. Когда вы общаетесь с ребёнком, следите за своим настроением. Оно должно быть только позитивным, потому что малыш чутко реагирует на него. Если у мамы плохое настроение, то её карапуз будет капризничать и беспокоиться, так что все свои проблемы оставляйте за порогом детской комнаты.
Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости:
- наследственность. Если у мамы, папы или дедушки с бабушкой была выявлена тугоухость, стоит обязательно об этом сообщить врачу, заболевание может наследоваться;
- внутриутробные инфекции. Инфекции, которыми мог заразиться ребёнок внутриутробно (цитомегаловирус, токсоплазмоз и другие), в настоящее время являются очень распространёнными и представляют достаточно большую опасность для плода и новорождённого;
- недоношенность (срок гестации менее 37 недель);
- маловесные дети (до 2500 г.) находятся в зоне риска по нарушениям слуха;
- пороки развития лицевого скелета;
- использование препаратов, которые негативно влияют на орган слуха новорождённого (ототоксичны), особенно это касается антибиотиков, которые назначаются новорождённым при некоторых заболеваниях.
Детей, у которых выявлен один или несколько таких факторов риска, как правило, отправляют на повторное обследование.
Зрение
Новорожденный видит этот мир сразу, но плохо, все вокруг него расплывчатое. Взгляду малыша подвластны лишь силуэты, находящиеся неподалеку. Однако этого хватает, чтобы кроху раздражал яркий свет.
Кроха способен отличить красный или блестящий предмет, он будет внимательно наблюдать за движением красной фигуры, особенно если это овал, ведь эта форма схожа с лицом человека. Если водить красным шаром перед лицом ребенка и при этом разговаривать с ним, то он начнет моргать.
Однако если малыш замечает фигуры, схожие с лицом, не факт, что он запомнит окружающих его людей. Ему нужно еще подрасти.
Известен факт, что младенцы интересуются замысловатыми узорами
Лист в черно-белую клетку привлечет его внимание скорее, чем обычная серая бумага. К таким выводам пришли ученые, проведя ряд исследований
Младенец видит не очень хорошо, дело в том, что ему нужна практика, так как в животике у мамы, он видел все через околоплодные воды. Однако кроха скоро наверстает упущенное. Дети тренируют свое зрение даже в темноте.
У всех грудничков разная зрительная активность; кажется, будто одни все время что-то разглядывают, а другие попросту спят.
Но развитие — это процесс индивидуальный. Не нужно загонять малыша в рамки.
И наконец, иногда мама беспокоится, что малыш слегка косит, но это нормально, просто его мышцы еще не совсем развиты, и ему трудно управлять своими глазками.
Что видит малыш
С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:
- В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
- Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
- Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки
Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.
Любимые предметы – привлекаем взгляд крохи
Больше всего младенцу нравится разглядывать предметы, расположенные прямо перед ним на расстоянии 20-38 см. Это могут быть погремушки разных цветов, либо развешенные вдоль бортиков кроватки картинки. Чтобы наладить с грудничком контакт и помочь ему в умении фокусировать взгляд, можно практиковать простые и полезные упражнения.
Учим удерживать взгляд на предмете
Для развития данного умения нужно осторожно поворачивать голову малыша из стороны в сторону, при этом удерживая его взгляд обращенным на ваше лицо. Обязательно сопровождайте упражнение эмоциями – улыбкой, подмигиванием, напеванием
На заметку!
Данное упражнение можно проводить также с использованием игрушки. Покажите ребенку предмет яркого цвета (оранжевый, красный), и медленно перемещайте его влево-вправо или сверху вниз. Предмет должен быть довольно крупным по размеру. Игрушку держите на расстоянии, на котором ребенок может сфокусировать свой взгляд. Со временем движение предмета можно убыстрять и использовать более мелкие предметы для упражнения.
- У детей 2-3 недель жизни лучше получается фокусировать взгляд на предметах в вертикальном положении. Почаще носите ребенка на руках, пусть даже в первое время вам будет казаться, что малыш ничего вокруг не рассматривает. Грудничку нужно время, чтобы он сосредоточился на предмете. Не торопясь, дайте младенцу время рассмотреть яркие предметы в обстановке.
- Тренируйте зрение ребенка с помощью игрушек разных цветов, показывайте ему изображения простых лиц, яркие контрастные полосы, круги, клеточки. Органы зрения малыша развиваются очень быстро, и совсем скоро он сможет уловить разницу между красным, голубым и желтым цветами.
К концу первого месяца жизни ребенок сможет ненадолго фокусировать взгляд на предметах, удаленных от него на расстояние в 90 см
В это время самое время повесить над кроваткой весёлую подвеску или поющую карусель – они, несомненно, привлекут внимание малыша