Он отвлекается
Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников
Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание
Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута
Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.
Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно развито?
1. Мотивация
Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через десять-пятнадцать лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше.
Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.
2. Упражнения
Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания. Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять тре-угольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. “Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники”. Если ребенок переспрашивает, надо ответить “Делай, как понял”. Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
ТОП – 10 дельных советов для родственников нерасторопных карапузов
Постарайтесь найти гармонию внутреннего времени детей и родителей. Чем терпимее мир вокруг крошки, тем легче жить.
Главное правило – делать резерв в несколько минут, не подгонять ребенка. Когда родственники знают количество времени, нужное малютке для сборов в его темпе, то дополнительно запасаются лишним часом утром.
Малыш ест длительное время? Поиграйте с ним! Стимулируйте личным примером: возьмите ложку и начните есть вместе.
Когда он выполняет задание долго, попросите выполнить это поручение за приятное вознаграждение или сюрприз.
Учите ребенка управлять процессами организма. Если нерасторопность мешает малютке, научите с ней жить и оборачивать собственной выгодой.
Малютка невнимателен, медлит, забывая последовательность выполнения ежедневных гигиенических процедур? Используйте чек-листы. Пошаговые инструкции, расположенные на видном месте, помогут сэкономить время на восстановление нужного порядка действий.
Обозначьте результат. Если малышу пообещать интересные развлечения за быстрый сбор вещей, взрослый неожиданно обрадуется скорости, качеству выполнения просьбы.
Используйте фразы: «Я с тобой», «Мы успеем», «Время есть», «Ничего не случится, если опоздаем»
Чтобы не подвергаться тревожным состояниям, ступору, малютке важно подтверждение, что все идет нормально, он любим, несмотря на отличия от остальных.
Чем раньше ребенок научится планировать собственное расписание, тем легче потом рассчитать свое время. Научите следить за временем малютку – купите красивые яркие часики.
Если маленький школьник невнимателен, желательно за период летних каникул готовить к обучению в следующем классе
Проанализируйте совместно будущие учебники, разберитесь с предстоящими сложностями. Не стоит бояться снижения познавательного интереса.
Психологи спешат успокоить: с возрастом медлительность у дошкольников пройдет, родители перестанут обращать на данное осложнение внимание. Ведь главная задача родителей – воспитать счастливую здоровую личность
Несколько советов родителям
Итак, если вашему ребенку сложно угнаться за сверстниками, если при выполнении любых заданий он безнадежно отстает от других, помогите ему.
Постарайтесь развить внутреннее ощущение времени. Купите песочные часы, которые наглядно демонстрируют, как утекает время. Определите, за какое время можно почистить зубы, съесть кашу, дойти до школы или садика и что ещё можно сделать за это время. Научить ценить время-важная задача.
Заведите чёткий распорядок дня. Если ребёнок не умеет читать, сделайте ему часы с картинками или график с фотографиями.
Назначьте ребёнку трудовые обязанности: развешивать и складывать одежду в шкафу, мыть обувь, вытирать пыль. Определите время, которое отводится ребёнку на выполнение задания
Начните обращать его внимание на то, что все это нужно делать регулярно и не забывайте напоминать. Привлекайте к совместному труду
Развивайте внимательность. Придумывайте разные игры на скорость, но не со сверстниками, где ваш малыш проиграет, а просто сравнивая вчерашний результат и сегодняшний. Это не только поможет закрепить полезные навыки, но и придаст уверенности в себе. Один из способов справиться с медлительностью – рисовать на скорость. Попросите ребёнка нарисовать несколько кругов. Затем предупредите, что инструкцию вы повторите только один раз. Попросите заштриховать 5-й, 7-й и 8-й круги. Если малыш переспрашивает, скажите, чтоб делал, как запомнил. Постепенно усложняйте задание, увеличивая число кругов (или других геометрических фигур) и число закрашенных.
Отдав малыша на бег, тяжёлую атлетику, вы не только укрепите его здоровье, но и покажете, что он способен упорно трудиться ради цели, соревноваться и побеждать.
Помните, что самым эффективным способом побороть трудности является родительская любовь. Дети должны быть уверены, что могут рассчитывать на вашу поддержку в любых обстоятельствах, несмотря ни на какие свои недостатки.
Анжела Воропай
Тип темперамента вашего ребенка
Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. Ведь разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем проблема.
Пройти тест
Как помочь медлительному и вялому ребенку не отставать в школе, в учебе — что делать?
Медлительному и вялому ребенку нужна помощь, чтобы не отставать в школе, в учебе
В школе медлительным детям сложнее всего. От них требуют быстроты реакции не только учителя, но и родители дома — при выполнении домашнего задания. Как помочь медлительному и вялому ребенку не отставать в школе, учебе? Вот что нужно делать — несколько советов:
«Забегайте» наперед.
- Чтобы копуша успевал в школе, можно попробовать осваивать материал дома «на будущее».
- Когда весь класс только начнет знакомство с параграфом, ребенок уже будет на шаг впереди.
- Нужно взять за правило, что медлительное чадо всегда должно опережать своих одноклассников на пару глав.
Подробность – залог успеха.
- Следует помнить о том, что «копуше» нужно объяснять материал куда более детально, чем «обычному» ребенку.
- Конечно же, учитель общеобразовательной школы не будет разжевывать информацию каждому – ведь в классе 30 человек.
- Потому желательно регулярно прорабатывать информацию дома, естественно, спрашивая о том, все ли ребенку понятно.
- Если у малыша присутствуют вопросы, не ленитесь — отвечайте на них.
Уточнение – наводящие вопросы.
- Приучайте «копушу» к быстрой реакции при помощи конкретных вопросов: «Что мы теперь будем делать?», «А куда мы теперь пойдем?», «После того, как мы сделали английский, чем мы займемся?», «Ты хочешь сейчас выучить стих или же сделаешь это позже?».
- Такой подход поможет отпрыску понять, что во всех действиях присутствует системность, одно обязательно зависит от другого. И, если есть одно действие – значит, есть и то, что за ним следует.
- У него возникнет конкретный вопрос: «Какое именно?». И он станет искать ответ – вначале медленно, впоследствии периоды раздумий будут сокращаться.
- Также можно выработать и последовательность действий путем уточнений: «Ты уже решил эту задачу. Что нужно сделать? Перейти к следующей».
- Сначала стоит задавать наводящие вопросы вслух, но потому вопрос: «Что дальше?», будет возникать в сознании ребенка самостоятельно. Главное, «не спугнуть» его и не задавать вопрос на повышенных тонах.
Взгляд в глаза.
- Не стоит давать ребенку наставления, крича из другой комнаты.
- Чтобы малыш максимально быстро осознал, что от него хотят, важен и зрительный контакт.
- Формулируйте мысли максимально четко, без витиеватостей и намеков.
Игра.
- Поработайте над быстротой реакции при помощи простых игр.
- Поможет смена бега на ходьбу, поочередное рисование в тетради в клетку черточек и точек, стук по столу в разном темпе.
В более серьезных случаях лучше обратиться к психологу – равно, как и в тех, когда «копуша» сопротивляется и не хочет совершенствоваться.
Читайте ниже о том, какие секции помогают таким детям.
Советы родителям «медлительных» детей
Родители должны помнить, что «замедленность» ребёнка не его вина. «Ускорить» ребёнка наказания и окрики неспособны, они лишь способны развить в нём неврозы.
Следует в доступном для ребёнка темпе играть с ним в игры, вызывающие повышение активности. Малыша следует познакомить с понятием времени, научить делить дела на трудные и лёгкие, распределять дела по уровню сложности. Следует приучить ребёнка к режиму дня, создающему постоянство в действиях, которое малышу крайне необходимо.
Участие медлительного ребёнка в соревновательных играх не принесёт удачи, от подобных игр следует воздерживаться. Поощряйте, ободряйте, хвалите за успехи по сравнению с прошлыми его достижениями. Помните о том, что медлительные малыши болезненно воспринимают сравнение их успехов с успехами других детей.
Родители замедленных детей должны постоянно оказывать малышам ненавязчивую помощь, проявлять к ним понимание и сочувствие
Замедленные дети зачастую неуверенны в своих силах и в отношении к ним окружающих, поэтому важно в таких детях поддерживать уверенность в их способностях и силах.
Флегматичные дети иногда не начинают выполнять задание из опасения не справиться. Предложите такому ребёнку помощь и, с большой долей вероятности, он после этого сделает всё сам
Для флегматичного ребёнка важна уверенность в том, что он сможет получить поддержку.
Отказ от выполнения действий ребёнком, могут вызвать окрики и поторапливание взрослыми.
Возникновению хронических конфликтов, неврозов, психологических страданий у ребёнка способствует проявление раздражения от его поведения у активных нетерпеливых родителей. Такой ребёнок постоянно думает о том, что родители его не любят, а это самый сильный детский страх, страх потери родительской любви и одиночества. Страхи у медлительного ребёнка вызываются, прежде всего, неуверенностью.
Энергичные стремительные родители, желающие своего медлительного ребёнка видеть точной своей копией, могут собственной нетерпеливостью разрушить тонкую душевную связь между собой и своим ребёнком, развить у него неврозы/
Присущая медлительным детям боязнь всего нового делает их психологически уязвимыми перед поступлением в детский сад, школу. Собственные неудачи медлительный ребёнок переживает очень тяжело. Родителям медлительного ребёнка важно уделять много внимания адаптационному периоду в детских учреждениях, им следует рассказать воспитателям и учителям о психических особенностях своего ребёнка. Надёжные, спокойные, рассудительные люди, продумывающие свои действия до тонкостей, добивающиеся в жизни поставленных целей, очень часто вырастают из «замедленных», флегматичных детей.
Вадим Казанцев, психолог.
Ребенок медлительный, что делать? И что это значит?
Это значит, что на любую деятельность, особенно новую, на формулирование мысли и ответ, ему нужно больше времени. Фразы раздражения, типа, «быстрее», «сколько можно?, «ну давай уже..» только усугубят ситуацию. Из-за волнения процессы торможения в нервной системе станут еще глубже.
Также таким детям очень трудно переключаться. Многозадачность – это не их конёк
Здесь важно, чтобы у него было время и он никуда не торопился, а мог еще не просто делать, а готовиться к этой деятельности. Например, чтобы у ребенка была возможность подготовиться к новой теме в школе
Для этого, конечно, нужно родителю быть осведомленным в учебных планах преподавателя. Если родители вместе с ребенком делают уроки, то можно подготовить подобной фразой: «Мы справились с математикой. Сейчас немного отдохнем и через 15 минут приступим к русскому языку. А ты пока вспомни, что вы изучали на прошлому уроке.»
Важно медлительному ребенку дать этот запас времени, чтобы он успевал за учителем и не копил долги, так как догонять материал будет еще сложнее
И все же, ребенок очень медлительный, что делать? Как можно помочь и поддержать его?
Если такого ребенка будут принимать со всеми его особенностями – это уже большая поддержка и ресурс для него. Но существует еще определенный ряд навыков, которые помогут ему лучше справляться с общей школьной нагрузкой.
Медлительный ребенок рекомендации:
Помочь ребенку следить за временем (в случае школьника). Научить определять время по часам, составить режим дня и сформировать его так, чтобы было время и для уборки, и для игр, и для домашнего задания, для отдыха, а также время на подготовку.
Стараться самому следовать этому расписанию, и не прерывая резко ребенка, напоминать ему: «Через 10 минут пора выключать компьютер и идти делать домашнее задание», «через 15 минут заканчивай читать и приходи ужинать».
Различными способами поощрять его за организацию времени, за скорость выполнения. Например, с помощью словесной и телесной похвалы (обнять). « Отлично, как ты быстро справился!». Можно еще купить наклейки – звездочки, например. И договориться с ребенком, что если он все будет делать вовремя, то каждый день в календарик вы будете приклеивать звездочку. И когда наберется их определенное количество – он получит награду.
Подкрепляйте поведение ребенка положительными эмоциями. Это снизит напряжение и ребенку будет легче ориентироваться, следовательно и реагировать будет быстрее. Изначально обращаться к нему так, будто он все сделает вовремя и все успеет. Если так не происходит, поинтересоваться у него: «почему?»
Может в школе ему некомфортно, страшно, что-то пугает, а может быть он упустил что-то, не понял или просто устал.
Также очень важно всегда давать одно простое и ясное указание. Если есть какая-то сложная задача, необходимо разделить ее на более простые подзадачи
Например, «Вижу, что игрушки разбросаны, одежда валяется на полу и книги не на месте. Нужно навести порядок. Возьми, пожалуйста, книги и положи на полку». «Теперь убери все игрушки в ящик». « А сейчас аккуратно сложи одежду и положи ее в комод».
В какой-то момент может показаться, что как будто всему миру надо подстраиваться под такого малыша. Но задача взрослых, родитель это или учитель, помочь медлительному ребенку справляться с различными трудностями, подготовить его к взрослой жизни.
Он флегматик
Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.
Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.
Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают). Что же это за методы?
1. Включаем таймер
Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: “На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло”.
Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.
Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.
2. Обгоняем школу!
Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.
В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.
“Обгонять школу” можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.
3. Соревнуемся
Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.
Игры для медлительных детей дошкольного и младшего школьного возраста: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 лет
Одну из ключевых позиций в данной категории занимают игры для медлительных детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на смену темпа движений. Как правило, это переход с ходьбы на быстрый бег, а после на медленный. Естественно, по сигналу взрослого.
К примеру, любое упражнение можно видоизменить — для детей 3, 4, 5 лет:
- По сигналу взрослого хлопать в ладоши, меняя скорость, темп и музыкальное сопровождение.
- Также можно сгибать и разгибать пальчики рук вслед за взрослым. Естественно, скорость стоит чередовать.
Что же касается активностей с быстрыми движениями, подойдет принцип эстафеты — для детей 6-7 лет:
- Дети бегут к стульям, расположенным посредине комнаты, берут с них игрушки либо флажки и стараются опередить соперников на финише.
- Каждый прошедший дистанцию, передает «трофей» следующему участнику забега.
Можно также использовать иной метод:
- Раздать детям листочки бумаги.
- Тот, кто за короткое время поставит большее количество точек, тот получает приз.
Еще одна полезная развивающая игра «Горячий мяч» — для детей 8-9 лет:
- Участники передают снаряд друг другу, по команде останавливаются.
- Тот, кто не успел избавиться от мяча – выбывает.
Для развития внутреннего торможения подойдет игра «Запретное движение»:
Игра для медлительных детей
Игра «Все наоборот»:
Игра для медлительных детей
Совместными усилиями родителей и учителей, вы обязательно сможете добиться положительных результатов в развитии вашего чада. Прочитайте ниже статью о психологии воспитания «копуш». В ней есть еще важные советы для вас.
Табу, которые нельзя нарушать
Совет! Хочешь сделать быстро – выполни сама!
- Не говорите, что делать медленно – это плохо. Педагогически неправильные меры воздействия не избавят малыша от нежелательного качества, а закрепят чувство неуверенности, ощущение собственной неполноценности.
- Не сравнивайте свое чадо с другими детьми, каждый ребенок уникален по-своему. Лучше помогите ему преодолеть отрицательные стороны медлительности.
- Не задавайте абстрактных заданий. Фраза: «Собирайся!» – слишком далекая цель. Растолкуйте ребенку, куда и зачем нужно собираться, и причем очень быстро. Так вы скорее добьетесь желаемого результата.
Медлительные, но по-разному!
Медлительность ребёнка обязательно имеет свои причины. Поэтому нужно в них разобраться и только потом выбирать подходящие приёмы для ускорения малыша (мы не берем случаи отставания в развитии отдельных психических функций и общее состояние здоровья ребенка).
Детей неторопливых условно делят на две категории. У первой проблема вызвана особенностями темперамента, неблагоприятной обстановкой в семье, стрессовыми факторами.
У детей, которых мы отнесем ко второй категории, медлительность – особенность нервной системы.
Мечтатель или флегматик
Медлительность многих детей вызвана типом их темперамента. Как правило, это мечтательные флегматики, спокойные, “домашние” дети, которые шумным играм предпочтут собирать замысловатые фигурки из конструктора, рисовать или собирать пазлы. Они погружены в свой мир, и, выполняя обязательные, неинтересные действия, отвлекаются на то, что действительно интересно: вместо того, чтобы решать задачу, рисуют или в седьмой раз перечитывают любимую сказку. Такие дети “тормозят” далеко не вовсех процессах и могут быть очень талантливы, но, достигая успеха только в том, что им интересно. Разумеется, медлительность такого малыша довольно несложно скорректировать, достаточно, чтобы он понял: он сможет заниматься интересным, когда хорошо выполнит обязательное. Например, пойдет смотреть мультики, когда сделает уроки. Кроме того, можно попробовать давать ему задания на время
Но здесь очень важно соблюсти меру, иначе он выполнит задание быстро, но плохо, либо расстроится из-за своей медлительности. Пусть малыш сам попробует определить, сколько ему нужно времени
Как правило, такие дети отличаются упорством и целеустремленностью, вот только рутина и однообразие их быстро утомляют.
Отношения в семье
Существует и еще одна возможная причина медлительности у ребенка. Это может быть связано с отношениями в семье, когда ребенок становится невольным свидетелем того, как родители выясняют отношения, либо чрезмерной строгостью мамы или папы. Именно такие дети страдают больше всего. Они постоянно, дома и в школе, выслушивают упреки, а иногда и оскорбления. Это мешает ребёнку сконцентрироваться на выполняемой работе, да и стимул для её выполнения отсутствует. Чтобы все изменить в лучшую сторону, достаточно просто прекратить ругать ребенка, замечать его успехи, а также наладить добродушную и спокойную атмосферу в семье.
Медлительность, как особенность психики
В приведенных примерах мы говорили о детях, которые живут и думают в обычном ритме. Однако есть дети, которые физически не могут успеть за остальными, поскольку их нервная система работает гораздо с меньшей скоростью. Они действительно все делают медленнее (почти в два раза) по сравнению со сверстниками. Для того чтобы освоить программу общеобразовательной школы им нужно преодолеть гораздо больше трудностей.
Чтобы понять, как непросто живется такому малышу, достаточно представить мир, где все люди вдруг стали говорить и действовать в два раза быстрее. А вам нужно не просто понять, что и зачем они делают, но и поспевать за ними, выполняя все действия в их темпе
Прежде всего, необходимо побеседовать со школьными учителями и предупредить их об имеющейся проблеме. Ведь критика в данном случае всё равно не даст результатов, зато лишит ребенка уверенности в своих силах.
Понятно, что упущенное на уроках придется восполнять дома. Не рекомендуется делать перерывы по время занятий по одному из предметов, поскольку заново включиться в работу ребенку будет сложно. Ребёнку можно помочь, разбивая одно большое задание на несколько мелких, чтобы ребенок быстрее увидел результат выполненной работы, это придаст ему уверенность в своих силах. Кроме того, нужно пробовать выполнять задания, заданные на следующую неделю, например, в выходной, или по горячим следам, в тот же день