Системы общего раннего развития
К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.
Педагогика Монтессори
Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. Вот тут подробно о методике Монтессори.
Вальдорфская педагогика
В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.
Методика Глена Домана
Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.
Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.
Читать подробно о методике Глене Домана
Методика Сесиль Лупан
Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.
https://youtube.com/watch?v=Q9KYFxa_yJ4
Кубики Зайцева
Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.
Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Как создавать развивающую среду
Все авторы методик говорят о богатой развивающей среде. Детали могут различаться (сравните в этом отношении вальдорфскую педагогическую систему и методику Домана), но общей всегда является идея о том, что в окружающей ребенка среде должно быть достаточно внешних раздражителей, стимулирующих его познавательный интерес, поисковую активность, желание исследовать мир, получать о нем все новые и новые сведения, учиться управлять им.
С тем, какими игрушками с высоким развивающим потенциалом наполнить свой дом, вы можете познакомиться в наших статьях «Путеводитель по игрушкам», «Мелкая моторика: развитие с рождения», «Развитие речи с рождения и до 4 лет», «Упражнения для развития речи» и др.
Здесь мы ограничимся только общими рекомендациями. Как сделать среду по-настоящему развивающей, что она должна в себе заключать, чтобы быть таковой?
• Ежедневное общение и эмоциональная близость с заботящимися взрослыми.
• Непосредственная среда обитания ребенка, наполненная объектами и предметами, вызывающими интерес для разглядывания и изучения с задействованием всех каналов восприятия (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание). Все пространство дома со всеми безопасными объектами в свободном доступе.
• Игрушки, стимулирующие все органы чувств.
• Предметы, реализующие потребность ребенка в движении: спортивный уголок, спортивные снаряды.
• Игры, среди которых особое место занимают сюжетно-ролевые: в них ребенку разрешают играть, реализуя его потребность в усвоении социальных ролей и моделей поведения, в том числе трудового.
• Книги, пособия, дидактический материал.
• Богатство социального опыта (улица, парк, лес, транспорт, детская площадка, музей, садик, развивающие занятия, походы в гости и прием гостей у себя, поездки, экскурсии).
Как конкретно будет реализован каждый из перечисленных элементов, зависит только от вас
При этом важно помнить, что среда не самоцель, она создается для вашей совместной с ребенком жизни. По сути, богатая развивающая среда — это ваша проявляющаяся в конкретных объектах и предметах любовь к своему чаду, ваше желание открыть для него мир, показать его красоту и многообразие, передать свое понимание безграничности возможностей по реализации естественного интереса к жизни
Не бойтесь демонстрировать свою любовь, не бойтесь делать ошибки (они все равно будут), менять методики, свои взгляды на воспитание и развитие. Не бойтесь чувствовать себя иногда уставшими, сомневаться в своих родительских способностях, не стремитесь показывать ребенку только глянцевую обложку себя.
Признание родителями своих просчетов, несовершенства и взрослая (без истерик) демонстрация этого ребенку — необходимый духовный опыт для малыша и такой же обязательный элемент развивающей среды. В этом тоже есть развитие — и ребенка, и ваше личное. Оно не заканчивается с началом школьного этапа, с поступлением в вуз, с получением желаемой работы или с появлением первых внуков. Развитие продолжается ровно столько, сколько длится жизнь. Творите, развивайтесь, радуйтесь жизни сами и учите этому вашего ребенка!
Метод Сесиль Лупан
С. Лупан – автор бестселлера «Поверь в свое дитя». По сути, ее система является продолжением наработок Г. Домана.
Чтобы достичь успеха в развитии по методике Сесиль Лупан до года, нужно следовать таким принципам:
- Если ваш ребенок проявляется интерес к чему-либо, помогите ему получить новые знания;
- Не стройте преграды на пути познания окружающего мира;
- Обучайте ребенка через игру, но заканчивайте ее того момента, как малыш устанет;
- Не надо устраивать проверки знаний;
- Чтобы поддерживать любознательность, активно предлагайте новую информацию к изучению.
Ребенок в год – индивидуальность. Не обязательно следовать абсолютно всем советам программы
Важно почувствовать, что работает именно с вашим малышом. Главный учитель ребенка – его родители
Не стоит придерживаться строгого графика в обучении. Нужно наблюдать за малышом и постепенно развивать врожденные способности.
В этой методике развития ребенок не находится под постоянной опекой. Чрезмерный контроль притупляет творчество. Навязчивая помощь родителей – это нарушение личного пространства малыша. Обучение должно вызывать радость, интерес. Запоминание осуществляется легко и непринужденно.
По мнению автора системы, ранее развитие будет эффективней, если общение с ребенком будет строиться на любви и терпении. Лупан считает, что первый год жизни – самый важный этап, поэтому роль родителя сводиться к выполнению 4 задач в этот период:
- Помочь крохе сформировать позитивное отношение к себе и миру. В период раннего развития нужно максимально проявлять свою любовь: физически, словесно.
- Стимулировать зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
- Поощрять двигательную активность.
- Заложить основы речи.
Предлагая данную методику своему ребенку, вы даете ему такие преимущества:
- Малыш растет в любви и гармонии;
- Система охватывает все стороны становления его личности: физическую, умственную и психоэмоциональную.
- Заниматься по методике можно раньше, чем по другим системам – с первого дня рождения.
Выбирая методику ребенку, ориентируйтесь на его темперамент и интересы. Нельзя навязать конкретную систему обучения. Занятия будут эффективными только в том случае, если они будут ему интересны.
Вальдорфская методика
Подобная система считается педагогикой равных возможностей. В ее основе находится антропософия. Это довольно сложное философское направление, в котором упор делается на развитии не интеллектуальных способностей, а практических и эстетических навыков, а также познаний об окружающем мире.
Авторы подобной системы убеждены в том, что дети должны как можно чаще и дольше находиться в своем сказочно-образном мире. Это позволит развить у малыша его творческий потенциал. Обучаться письму и чтению ребенок должен быть готов эмоционально. А произойдет это, по мнению авторов Вальдорфской методики, после смены всех молочных зубов на коренные. Это возраст примерно 12 лет. До этого момента авторы методики предлагают развивать у ребенка только творческие способности и делать акцент на его духовном и физическом воспитании. Все занятия в этом случае должны быть направлены только на развитие личности. Педагог же при этом не должен принуждать детей к чему-либо. Обучение по Вальдорфской методике проводят в мини-группах, в которые входят дети разного возраста. Любой из воспитанников имеет право отказаться выполнять предложенные учителем задания, и за это его никто не накажет.
Судя по отзывам родителей и педагогов, это одна из самых эффективных методик развития и воспитания детей, имеющих гуманитарный склад ума. Ведь в этом случае у ребенка происходит активное развитие творческого мышления, которому в большинстве систем уделяется намного меньше внимания.
При применении рассматриваемой методики оценки педагогом не выставляются. Это позволяет ребенку не бояться допустить ошибку и делает все обучение достаточно гармоничным. Из положительных сторон методики родители отмечают также и большое разнообразие применяемых игровых форм и игрушек, выполненных только из натуральных материалов.
Не стоит применять эту методику для математического развития детей. Малышам с таким складом ума она будет неинтересна. Среди отрицательных моментов такой методики можно выделить также и позднее обучение детей письму и чтению. Это не позволяет подготовить ребенка к школе.
Стоит отметить, что сторонники этой методики запрещают детям смотреть кино, телевизор и слушать радио. Они считают, что современные СМИ разрушительно воздействуют на еще не окрепшую психику ребенка.
Методика Сесиль Лупан
Автор взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, не переживая, что кроха чего-то не понимает. Она уверена – знание предшествует пониманию. И чем раньше ребенок узнает, тем раньше поймет.
Так малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, “стул” – возле стула, а “диван” – рядом с диваном.
Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.
Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса.
Основная идея, которую предлагает автор, заключается в том, что дети требуют не внимания – опеки, а внимания – интереса, который им могут дать только их родители.
Особое место в методике занимает раннее физическое воспитание ребенка.
Возраст ребенка:
грудной
Плюсы:
возможность заниматься дома с мамой;
активная стимуляция органов чувств ребенка;
всестороннее развитие интеллекта;уделяется внимание эмоциям ребенка;
ребенок очень тесно общается с родителем во время занятий;
методика основана на интересе ребенка познавать окружающий мир.
Минусы:
подходит не всем родителям, в силу того что требует много времени и терпения на занятия с ребенком;
раннее проныривание, которому в методике также уделяется большое внимание, вызывает сомнения у некоторых мам.
5 золотых правил воспитания талантливых детей
1) Начните с себя! Зачастую за попытками родителей разглядеть в малыше талантище стоит страх и неуемное желание самим не подкачать. Часто, не реализовав в свое время задуманное, родители начинают отыгрываться на детях и «воспитывать» гениев. Начните сами развиваться в тех направлениях, которые вам нравятся – профессиональном или личностном. Это очень поможет вам «абстрагироваться» от малыша и не стать фанатами раннего развития.
2) Прислушивайтесь к ребенку! Задача родителей – увидеть в ребенке природные таланты и помочь реализовать их. Помните, ваш малыш – это отдельный микрокосмос. Его мечты скорее всего будут отличаться от ваших. Научитесь это видеть.
3) Не упрекайте! Не критикуйте! Помните, что многих великих людей считали обычными, а некоторые из них (Энштейн, например) в чем-то были намного позади сверстников.
4) Поймите малыша! Примите за факт, что у детей еще нет должной мотивации и усидчивости, чтобы долго заниматься. Уважайте их природный ритм.
5) Не злоупотребляйте кружками и секциями! Не стоит записываться во все центры, обещающие воспитать вундеркинда. Будьте критичны и подходите со здравым смыслом к выбору программ. И вообще подарите вашему малышу детство.
Пусть ваши дети растут счастливыми!
Методика Глена Домана
Суть этой методики заключается в познании окружающего мира, благодаря уникальной зрительной памяти, которой обладает ребенок в раннем возрасте, посредством демонстрации красочных картинок. Такие занятия можно внедрять в жизнь ребенка, начиная с 7-8 месяцев. Наборы карточек разделены по различным тематикам окружающего мира (животные, растения, овощи, фрукты, явления природы, профессии, цвета, геометрические фигуры, музыкальные инструменты, живопись). Каждый набор состоит из 20 карточек. Есть еще один набор карточек с простыми словами для обучения детей чтению, которое основано, опять же, на зрительной памяти восприятия слов целиком.
Методика Зайцева
Николай Зайцев, переводчик по профессии, начинал свою трудовую деятельность с преподавания взрослым русского языка как иностранного. В скором времени у него начал вырабатываться свой метод быстрого обучения языку — наглядный, простой, без обилия правил.
Затем Зайцев попытался применить свои наработки, занимаясь со школьниками, но этот возраст оказался невосприимчивым к его методу. Наконец, педагог переключился на самых младших детей — от 1,5 лет — и неожиданно заметно преуспел. Годовалые малыши начинали говорить, а младшие дошкольники — читать уже после нескольких занятий. Так пособия Зайцева, быстро обучающие чтению и счету, были взяты на вооружение педагогами и родителями.
1. В первую очередь, известны «кубики Зайцева» — отличающиеся друг от друга по размеру, с нанесенными на их грани разноцветными буквами. Последние на гранях объединены в «склады» (некое подобие слога), из которых ребенок, ставя рядом несколько кубиков, собирает слово. Частью пособия являются таблицы, по ним можно находить и пропевать склады, строить слова.
2. Счет и умножение любых чисел в пределах до 100 и далее под силу освоить 4 – 5-летнему дошкольнику, занимающемуся по играм «Стосчет», «Счетные палочки Зайцева», «Пять в кубе», «Тысяча и еще» и др. Каждая из них также сопровождается методическим пособием и таблицами.
3. Таблицам в системе Зайцева отведена особая роль: они систематизируют материал так, что правила русского языка и математики становятся наглядными и простыми для освоения и запоминания.
4. В детских садах, применяющих зайцевскую систему обучения чтению и счету, урок длится около получаса. Материал подается в игровой форме, за партами никто не сидит — наоборот, можно бегать, прыгать, лежать на полу, топать ногами, хлопать в ладоши.
5. Таблицы в виде плакатов висят на стенах, к ним можно подходить в любой момент, они всегда перед глазами, что позволяет лишний раз освежить в голове материал и тем самым закрепить его.
6. Непринужденная обстановка, игровая атмосфера, отсутствие жесткой регламентированности как в подаче материала, так и в правилах поведения — все это создает уникальную атмосферу, когда детей не надо заставлять учиться.
Помимо усвоения навыков чтения и счета, играя с пособиями Зайцева, малыши тренируют мелкую моторику, память, внимание, развивают речь, учатся самоконтролю
Методики раннего физического развития
С первых минут и до годовалого возраста ребенок проживает целую эпоху. Он обучается поднимать головку, сидеть, делать первые самостоятельные шаги, произносить первые слова. Вот почему на этом этапе самым важным для малышей является именно физическое воспитание.
Методика Никитиных
Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. Например, авторы настоятельно советуют отказаться от всевозможных колясок и манежей, считая их своеобразной детской тюрьмой. Разумеется, перед этим нужно подготовить квартиру, сделав ее максимально безопасной для ребенка.
Главная цель – не мешать детскому развитию, а помогать ему; не заставлять ребенка, а создавать необходимые условия для самосовершенствования. Эта задача выполняется с помощью трех основных принципов:
- свобода и самостоятельность ребенка (отсутствие специальных тренировок, сочетание спорта с другими видами работы);
- спортивная обстановка (снаряды, тренажеры) в квартире и легкая одежда, не сковывающая движения малыша;
- неравнодушие взрослых к успехам и неудачам детей.
Посмотрите видео Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Ребёнка (НУВЭРС Никитиных)
https://youtube.com/watch?v=S61-GocN6x4
Развивающая динамическая гимнастика
Методика Л. Китаева и М. Трунова удовлетворяет двигательные потребности ребенка до года, а также развивает его врожденные рефлексы. Динамическая гимнастика основывается на древнерусских традициях, когда младенцев брали за подмышки и слегка подбрасывали. Детей постарше, схватив за руки и ноги, вращали вокруг себя, образуя что-то вроде карусели. В таких незамысловатых играх взрослые давали возможность малышам двигаться, когда те еще не имели для этого сформированных навыков. После того как ребенок научится ходить, эти упражнения уже перестают оказывать стимулирующее воздействие. Все наработанные умения нужно переносить на спортивные игры, зарядку и упражнения на спорткомплексах.
Динамическая гимнастика для грудничков (3 месяца), с чего начать?
Динамическая гимнастика для малышей: базовые упражнения, которые помогут расти вашему ребенку здоровым!
Эти упражнения динамической гимнастики подходят как для мальчиков, так и девочек. Смотрите видео и вы узнаете с чего начать!
Плавание с грудничком
Согласно данной методике, важно не просто купать новорожденных, но и плавать с ними. Хотя передвижение маленького ребенка в воде сильно ограничено, плавание укрепляет его мышцы, обучает ориентироваться в пространстве
Поэтому юный пловец начинает вставать и ходить раньше других детей. Сначала упражнения проводятся в ванне, а уже затем в бассейне. Если вы боитесь причинить вред грудничку, найдите инструктора, который обязательно поможет вам избежать серьезных ошибок во время плавания.
Записи из раздела Развивающие методики
О различных развивающих методиках
мар18
Раннее развитие ребенка очень популярная сейчас тема. В современном мире стало востребованным и модным обучение детей с самого раннего возраста. Такой подход имеет не только право на жизнь, но и научное обоснование. Как установлено исследованиями, в течение первого года жизни ребенка его мозг развивается на 60% по отношению к развитию мозга взрослого, а к трем годам – на все 80%. То есть, потенциально наш несмышленыш – уже почти как мы сами
мар12
Б. и Л.Никитины | Б.П. и Л.А. Никитины – пожалуй, первые советские педагоги-новаторы, благодаря которым тема о методиках раннего развития детей стала популярной в обществе. На фоне довольно-таки косной и заорганизованной педагогики времен СССР, методика Никитиных была поистине революционной и нашла в 60-х – 80-х годах множество заинтересованных сторонников. |
Однако, приходится констатировать, что в настоящее время интерес к системе воспитания детей по методу Никитиных в значительной степени угас.
мар07
Николай Зайцев
Николай Александрович Зайцев известен как признанный педагог–новатор, разработавший эффективную методику обучения чтению, письму и счёту
Метод Зайцева дает возможность даже самым маленьким детям просто и быстро овладеть указанными навыками, причем, что важно, в неутомительной для ребенка игровой форме.. Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению
Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи которых дети обучаются чтению.
Апр06
Жан Ледлофф
На книгу Жан Ледлофф (Jean Ledloff) “Как вырастить ребенка счастливым” моё внимание обратила читательница этого сайта Мария. В нашей переписке мы сошлись во мнении о том, что строить систему развивающих занятий лучше всего, отталкиваясь от потребностей ребенка, чутко прислушиваясь к его интересам и пытаясь искать ответы прежде всего в себе и в нём, а не слепо копируя сухие рекомендации методик
Вот здесь Мария и посоветовала мне прочитать Жан Ледлофф:)
Так же, как и методику Сесиль Лупан, книгу Ледлофф нельзя отнести к научно обоснованным теориям. Более того, это даже не опыт мамы по развитию собственных детей. Выводы Ледлофф основаны на наблюдениях за жизнью небольших племен индейцев екуана и таурипан, живущих в джунглях Латинской Америки.
мар27
Сесиль Лупан | Сесиль Лупан (Cecile Loupan) – бельгийская актриса, мама двоих дочерей, автор популярной книги “Поверь в свое дитя”. Её считают последовательницей Глена Домана, творчески переработавшей его методику раннего развития детей. Методика Сесиль Лупан отходит в сторону от жестких принципов методики Домана, ограничивающих, по мнению критиков, индивидуальность ребенка и свободу развития его личности. |
Девиз методики Лупан: “Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который нужно зажечь”
Соответственно, при занятиях с детьми наибольшее внимание уделяется индивидуальному и творческому развитию ребенка, его эмоциональному состоянию
мар18
Глен Доман | Глен Доман – выдающийся американский врач, наш современник, основатель “Института ускоренного развития ребенка”, а также методики раннего развития детей, которая носит его имя. В основе метода Домана – предположение о том, что в раннем возрасте именно зрительное восприятие ребенка наиболее “чувствительно” по сравнению со всеми остальными способами познания мира. |
Все началось с того, что Доман попытался придумать способ реабилитации детей с тяжелыми поражениями головного мозга и обнаружил интересный факт:
Краткий обзор самых популярных методик раннего развития детей
Каждый из родителей мечтает, чтобы его ребенок стал самым-самым. Неопытные родители часто поначалу чувствуют себя растерянными, боятся наделать ошибок, поэтому ищут «подсказок» со стороны. Одной из таких подсказок может стать подходящая для Вашего чада методика воспитания.
Существует множество популярных книг, описывающих, как стоит и как не стоит воспитывать детей. Какую же из них выбрать? Я постараюсь вкратце рассказать о наиболее известных.
Глен Доман
Основы методики обучения Домана — развитие зрительных и физических способностей с рождения. По его мнению, воздействуя на определенные органы чувств, можно усиливать стимуляцию деятельности мозга. Он добивался этого, на короткий срок показывая детям карточки со словами и изображениями. Таким образом, дети лучше усваивали материал и во многом обгоняли в развитии не только своих сверстников.
Изначально методы Домана были ориентированы на детей с повреждениями мозга, но достигнутые результаты заставили переосмыслить их значение и система была применена также и для совершенно здоровых детей .
Сесиль Лупан
Поначалу она воспитывала свою дочь, руководствуясь системой Глена Домана, но поняла, что метод, предложенный для группы детей, не всегда идеально подходит для личности ребенка. После появления на свет второго ребенка, Лупан написала книгу «Поверь в свое дитя», которая и принесла ей популярность. Эта книга не представляет собой никакого руководства к воспитанию, не учит, как нужно учить ребенка, а просто рассказывает про опыт молодой матери, которая применяла один из популярных методов.
Мария Монтессори
Данная методика — одна из самых распространенных. Несмотря на многочисленные критические высказывания в ее адрес и не всегда точное ее понимание, эта система продолжает набирать популярность спустя много лет после смерти автора. Вкратце можно выделить основные принципы — самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Сама Монтессори называла свой метод «помощью жизни». По ее мнению, интересы ребенка ставятся во главу угла. Главный принцип, ставший также названием одной из ее книг – «Помоги мне сделать это самому».
Николай Зайцев
При упоминании этого имени в первую очередь вспоминаются его дидактические материалы, самый известный из которых — набор кубиков для обучения чтению. Главное отличие от подобных наборов развивающего материала — буквы на кубиках составлены в склады, что облегчает восприятие слов и процесс учебы.
Все занятия рекомендуется проводить как-бы играя, ребенку гораздо проще воспринимать материал, когда на него не давят и не требуют немедленных результатов
Также необходимо помнить, что ребенок не усвоит материал моментально, ему требуется некоторое время.
Помните, что ваш малыш — личность. Заинтересовавшись той или иной методикой, не стоит слепо воспринимать ее, как точное руководство, лучше, узнав подробнее о понравившихся системах, совместить их, применив то, что подходит именно вашему маленькому гению.
Как выбрать методику для своего ребенка
Важно понять, что вы, как родитель и педагог своего малыша, берете на себя ответственность за его воспитание и обучение. И все ваши дальнейшие действия строятся на основе ясного понимания вами своих задач и возможностей
Соизмеряйте собственные желания и силы, иначе можно не получить ожидаемого эффекта.
Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо для себя понять, какую задачу вы ставите перед ним и перед собой и каких результатов ожидаете.
1. Скорее всего, первым заговорит ваш разум. Вы захотите, чтобы малыш вырос смышленым, легко учился, самостоятельно справлялся с любыми образовательными задачами, бегло читал и отлично считал, писал стихи, музицировал, рисовал, был в числе первых в своей спортивной секции, выигрывал городские конкурсы, олимпиады и т. д.
Кому бы не хотелось такого «легкого» ребенка, тешащего родительское самолюбие и удовлетворяющего нереализованные амбиции мамы и папы.
2. Разве что самого ребенка за всеми этими достижениями не видно. Поэтому, не выкидывая все вышеперечисленное из головы, а лишь на время приглушая свои мысли, которые во многом появились под воздействием социальных стереотипов, обратимся к области чувственного.
3. Представьте себе своего ребенка через 3, 5, 10, 20 лет. Каким вы его видите? Что он умеет делать? Он счастлив? Как выглядит ваш совместно прожитый день? Чем наполнено ваше с ним общение? Какая вы семья?
Оживите картинку, наполните ее звуками, светом, эмоциями — любыми деталями из реального опыта.
4. А теперь обратитесь к тому рациональному, которое вы на время в себе отключили. И постарайтесь получить от него ответ: какие знания и навыки позволят вашему крохе стать тем, кем вы его увидели, — умелым, счастливым, довольным человеком?
Это упражнение поможет вам выстроить ориентиры и приоритеты не только в занятиях с ребенком, но и в воспитании в целом.
Ну что же, теперь, когда в голове все немного упорядочилось, а вы для себя решили, что жизни с ребенком не представляете без раннего развития (в том или ином виде), вернемся к вопросу, как выбирать методику. • Составьте примерную программу действий: какие направления в развитии вашего ребенка вы считаете необходимыми?
• Подумайте, какие занятия, на ваш взгляд, удовлетворяют требованиям развития разных сторон личности вашего чада.
•Разберитесь в:
1. ребенке (насколько метод подходит именно вашему малышу, соответствует ли он его нынешним потребностям и интересам);
2. материале (все ли вам понятно в методике — читайте пособия, отзывы других родителей, ходите на лекции и семинары);
3. себе (может ли быть реализована данная методика при ваших возможностях: учитываться должны финансы, время, педагогический талант, силы, терпение).
• Действуйте!
Раннее развитие: «за» и «против»
Педагоги, педиатры, психологи и опытные родители разделились на два лагеря. Одни — за применение методик в семейном воспитании, другие безоговорочно против. У обеих сторон достаточно веские аргументы, поэтому вас самим придется решать, следовать ли вам популярным педагогам или ждать, когда младенец сам начнет осваивать необходимые навыки.
«Против»
- Малыш сам научится всем требуемым навыкам, когда придет время, поэтому не нужно торопить природу.
- Раннее развитие может нанести вред младенцу, вмешиваясь в естественный ход его формирования и адаптации.
- Большинство методик построено на интеллектуальном и физическом развитии крохи, но при этом они оставляют «за бортом» эмоции, социализацию и психику грудничка, поскольку на темпы их развития повлиять никак нельзя. У подросшего ребенка со временем накапливается дисбаланс между умениями и психо-эмоциональной сферой, который может помешать ему общаться с другими детьми и осваиваться в коллективе.
- Только комплексное и ежедневное следование методикам позволит вам добиться хороших результатов, а это — тяжелая и долгая работа с ребенком, требующая большой теоретической подготовки. Кроме того, такое обучение требует полной вовлеченности хотя бы одного из родителей, а ведь мамам, как правило, нужно работать.
- Упор на интеллектуальное развитие лишает ребенка детства, вместо того, чтобы постепенно познавать мир и свойства предметов на собственном опыте и играть, малыш вынужден учиться по картинкам и карточкам чтению и счету.
- Пожалуй, самый главный аргумент противников раннего развития — это несвоевременность полученных знаний. Зачем двухлетнему ребенку уметь читать, если его мозг не готов еще перерабатывать слова в образы, и к чему четырехлетнему крохе знать наизусть таблицу умножения? Полученные знания в итоге «законсервируются» до того, момента, когда пригодятся ему в школе, и таким образом дитя все равно интеллектуально сравняется с обычными ровесниками.
- Даже если ваш ребенок пойдет до конца и будет продолжать развиваться прежними темпами, это грозит ему проблемами с социализацией. Чрезмерно умных детей не любят и не принимают в обществе.
«За»
- Наш мир постоянно изменяется, и, чтобы ребенок успевал осваивать необходимые знания, его нужно развивать с младенчества.
- Последователи раннего развития считают, что не отнимают детство у малышей, а отнюдь, делают его насыщенным и разнообразным. Методики не призывают заменить простые игры на обучающие занятия, наоборот, они сливают эти виды деятельности воедино, и малыш получает образовательные прогулки и развивающие игры.
- Расширенные методики, всесторонне развивающие кроху, позволяют выявить у малыша яркие склонности к определенным занятиям, чтобы в дальнейшем развивать именно их.