Возрастные рамки
Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.
Общие правила пальчиковых игр:
Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом
Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.
Пальчиковые игры для детей 5 лет
Лесенка
Ручную лесенку строить просто, но можно ускорять темп, что тренирует произвольность движений и внимание ребенка
Инструкция. Раскрытые руки «смотрят» друг на друга.
Свести большие пальцы так, чтобы на подушечку пальца правой руки положить ноготь пальца левой.
К этому соединению прикоснуться указательным пальцем правой руки и повторить тоже с указательным пальчиком левой. Так кончики всех пальцев по-очереди занимают свое место в лесенке, завершив ее мизинчиком левой руки.
Замок. Как переплести пальцы, чтобы руки сложились в замок, покажет ребенку любой взрослый или старший из детей. А все дальнейшие манипуляции интересно сопровождать стихами:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули… Покрутили…
Постучали. И открыли!
Очевидно, что потянуть необходимо так, чтобы руки остались сцеплены. Покрутить также нужно кистями, не разнимая пальцев. Затем постучать основаниями ладони, продолжая удерживать пальцы в замке. Эти действия дети любят выполнять в группе, постепенно ускоряя темп при повторах.
Веер. Предложите детям обмахнуться веером. Вот только веером послужат руки.
Инструкция. Поднять руки перед собой с раскрытыми ладонями. Ладони напряжены, а большие пальцы смотрят в стороны. Пальцы на обеих руках, начиная с указательного, сгибаются и тянутся к ладони. Движения выполняются по цепочке, завершая мизинчиками.
После того, как у ребенка отработается навык, покажите другой способ «работы» веера. Теперь начните движение с мизинцев, а последними пусть подтягиваются к ладоням указательные пальцы.
Примеры пальчиковых игр для грудничков до года
Все движения во время занятий с малышами до 12 месяцев выполняют взрослые, ребенок принимает лишь пассивное участие. Его нужно посадить на колени, прижав спинку к животу родителя. В такой позе малышу удобнее наблюдать за пальчиковой игрой. Перед занятиями нужно растереть ручки грудничка.
Гости
Мама пальчиками малыша идет по столу, что обозначает, что у Кати собираются дети. Соединяя большой палец по очереди с другими, малышка здоровается:
- с Сережей;
- Жанной;
- Машей;
Складывая вместе ладошки, Катя спрашивает, кто хочет пирожок, а если рожок — ставит один кулачок на другой. После угощения гости хлопают в ладошки.
Дятел
В этой игре мамина левая рука изображает дерево, а правая — птицу с большим клювом, которым долбит по стволу растения — тук-тук.
Затем нужно поменять руки, чтобы в лесу весь день раздавался звук стук-стук-стук.
Засыпалочка
Мама кладет головку малыша на подушку и повторяет словами каждое выполняемое движение. Берет ручку ребенка и гладит им лобик. Закрывает глазки миниатюрными пальчиками, сложенные ладошки помещает под щечки и проговаривает: «Быстро засыпаю».
Клубочки
Взрослый складывает ладошки вместе, выпрямляет пальцы, показывает малышу и говорит, что это ежик. Спрашивает, хочет ли он сам сделать такого зверька. Прижимая пальцы, изображает колючки. Затем объясняет крохе, как ежику холодно, и он спрятал иголки, свернулся в клубок.
Солнышко пригрело, стало тепло, зверек выставляет колючки, и пальцы выпрямляются.
Комар
Мама водит пальчиками малыша вокруг уха и носа и рассказывает ребенку стишок про то, как летают мухи и осы, и на лоб садится комар. Хлопает ладошкой и прогоняет его.
Котенок
Взрослый тремя пальцами изображает мышат, которые идут по дорожке и, увидев 4 лапки котенка, испугавшись острых когтей страшного зверя, хлопают себя ладошкам. Мышата решают, что надо спасаться, и указательный и средний пальчик убегают по поверхности.
Ладушки
Эта игра приводит в восторг грудничка возрастом от 4 месяцев. Положив малыша на кровать, мама берет его ручки и хлопает в такт стишку. Кроха стучит кулачками, а в ладушки сама начинает играть после полугода. И тогда взрослому нужно просто повторять слова песенки, а малыш буде хлопать и заливаться смехом.
Муха
Мама машет пальцами правой рукой и показывает ребенку, что летит муха. «Села на варенье» — правая ладошка накрывает левую. «Испачкала брюшко» — ладошки соединяются. «Улетает» — правую руку забирает, а левую оставляет на месте.
Подушечки
Мама дотрагивается большим и указательным пальцами до кончиков пальчиков ребенка, слегка нажимая на них, ласково говорит, что у крохи есть мягкие подушечки для бабушки, для дедушки, для папы и самые маленькие — для ребеночка.
Указочка
Мама касается пальчиков губ крохи и рассказывает, что ротик умеет кушать, показывает на нос и говорит, что он дышит, на уши — слушают. Чтобы изобразить глаза — моргает.
Улитка
Правую руку нужно сложить «в козу», а указательный палец и мизинец вытянуть. С помощью такой комбинации изображают улитку, которая, уткнувшись в ладонь, просит, чтобы впустили в калитку. Левую руку надо повернуть, чтобы она смогла пройти домой. Правая ладошка показывает, как улитка идет в открытую калитку.
Подручные материалы для развития мелкой моторики
Для развития мелкой моторики подойдут любые материалы и предметы: бумага и ткань, шнуровка и пуговицы, крупа и макароны, природный материал, пластилин и соленое тесто, всевозможные баночки, бусины. Самое главное, насколько интересно вы преподнесете идею и обыграете ее. Предлагаем несколько идей.
1. Спагетти
с их помощью можно выкладывать буквы, цифры, фигуры и даже строить лабиринты;
возьмите цветные макароны и предложите крохе рассортировать их по трем блюдцам или баночкам;
из толстых коротких макарон разных фактур можно делать бусы и браслеты.
2. Крупа
хорошо подходит для «пальчикового рисования». Рассыпьте крупу ровным слоем на ровной поверхности (можно использовать поднос, который легко вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Сначала рисунками могут быть обыкновенные точки, линии и зигзаги, затем усложняйте задачу –чертите геометрические фигуры, рисуйте елочки, цветы, человечков и т.п.;
осваивайте «аппликацию»: покройте тонким слоем пластилина лист картона, насыпьте в разные тарелки гречку, рис и горох и покажите крохе, как выкладывать узоры, вдавливая крупинки и горошины в пластилин;
вооружите кроху глубокой ложкой и дайте ему возможность пересыпать фасоль или горох из одной емкости в другую. Также ребенку будет интересно пересыпать крупу через сито (можно использовать кухонное или игрушечное — например, от ведерка);
в небольшие глубокие мисочки спрячьте мелкие игрушки, а сверху насыпьте крупы (гречку, горох, пшено, чечевицу, фасоль) и предложите малышу найти игрушки в крупе;
предложите крохе поиграть в рыбака: вылавливать фасолины с помощью сита или ложки из миски с водой.
3. Соленое тесто
Приготовить его очень просто: стакан мелкой соли смешайте со стаканом муки, добавьте ложку растительного масла и полстакана воды. Замесите тесто и положите на несколько часов в холодильник.
малышам помладше будет интересно просто месить тесто, отрывать от него кусочки, делать отпечатки ладошек, ступней и различных предметов (карандашей, ключей, монет и т.д.)
годовасик будет разминать тесто в ручках, отщипывать маленькие кусочки теста, перекладывать их из ручки в ручку, разминать и давить.
Научите кроху делать блинчики и колбаски или спрячьте в тесто игрушку от киндер-сюрприза. Пусть он запустит в миску обе ручки и потыкает тесто пальцами в свое удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности.
Больше полезных и интересных материалов о развитии детей — в нашем канале на .
Зарядка для пальцев
Природа заложила в кисти рук новорожденных большую силу – они могут долго висеть, ухватившись за мамины пальцы или перекладину. Зато ловкость и подвижность пальцев развиваются со временем, и задача родителей – помочь в этом малышу. Время упускать нельзя, иначе руки так и останутся неуклюжими, неспособными к тонкой работе. Любые тренировки дадут результат только в том случае, если занятия начинаются в нужном возрасте. Гибкость спины гимнасток формируется с детства, а если этим видом спорта заняться впервые в 40 лет, кроме травмы позвоночника, вы ничего не получите. Ручки малыша до года хорошо откликаются на тренировки, потом развивать их будет намного сложнее.
Пальчиковая гимнастика направлена на развитие подвижности и координации всех фрагментов кисти. На первых занятиях все движения выполняет мама – она массирует ручки малыша, разминает каждый пальчик. Ласковые прикосновения настолько приятны, что вскоре и сам младенец захочет потрогать одной ручкой другую, наощупь исследовать сложные очертания. Даже во сне работа не прекращается: ребенок задевает ладошкой гладкую простынку, твердую спинку кроватки, а в крошечный мозг поступает информация об окружающем мире.
Ребенок рождается со сжатыми в кулачки ручками. Насильно разгибать пальчики не нужно, подождите примерно 2 месяца – и он сам покажет вам ладошки
С этого момента начинайте осторожно поглаживать кисти. Потом массаж усложняется: мама поочередно сгибает и разгибает каждый пальчик, растирает его по направлению от кончика к ладони
Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время. Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны.
Зарядка для рук обязательно должна сопровождаться песенками или стихами. Недостаточно просто комментировать движения: если в словах нет ритма, малышу быстро станет скучно. Грудничок быстрее научится двигать пальчиками в такт рифме, ему будет проще запомнить последовательность действий. Когда младенец научится сидеть, дайте ему кубики и постарайтесь вместе построить домик. Это упражнение развивает координацию, умение брать предметы и ставить их в нужное место.
Примеры пальчиковых игр
Благодаря своему разнообразию популярность игр с пальчиками распространилась по территории всего мира.
Все современные методики развития ребенка так или иначе затрагивают детские руки, ведь они участвуют в формировании мыслей, развитии речевого аппарата и двигательной активности.
Для каждого возраста занятия гимнастикой для пальчиков индивидуально, ниже мы приведем несколько примеров самых популярных упражнений.
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
Перед тем как выполнять регулярные пальчиковые упражнения логопеды предлагают следующие советы:
- Каждый день выделяйте несколько минут для легкого массажа рук малыша. Он заключается в поглаживании ладошек движениями вверх и вниз, и разминке пальчиков, аккуратно растирая их вдоль и поперек.
- Деткам до полугода рекомендуется самим сгибать и разгибать все пальчики по очереди (в более старшем возрасте детки самостоятельно выполнять такие движения). В игру нужно вовлечь все пальцы, сделав акцент на безымянных, и ладошку. Во время занятий не забывайте четко и понятно проговаривать простые стишки либо напевать песенку.
- Деткам старше 10 месяцев можно проводить игры посложнее, такие как разрывание листков бумаги на мелкие кусочки, катание шариков в ладошках и перебирание пальчиками круп. Также можно использовать пластилиновые фигурки разных цветов, форм и размеров. За одну процедуру желательно успеть чередовать такие процессы как сжатие, растяжение и расслабление.
- Делайте все упражнения медленно, чтобы малыш успел понять и запомнить.
- Не спешите показывать ребенку все и сразу. Начинайте с самых простых движений, и переходите к более сложным только тогда, когда первые будут доведены до автоматизма.
- Во время игры рассказывайте историю, малыш ее будет запоминать, а позже рассказывать вместе с вами.
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста
- Пальчиковая гимнастика с карандашом. Одна из основных проблем первоклассников – это правописание. Рука быстро устает, ручка неправильно лежит в руке, ребенок постоянно на что-то отвлекается. Это обусловлено слабым зрительным восприятием и неслаженной работой рук. В старших группах детских садов воспитатели в игровой форме учат детей правильно держать ручку, выводить буквы, и расслаблять кисти рук, прокручивая карандаш между двух ладошек как пропеллер, проговаривая при этом: «Отправляется в полет наш красивый вертолет»;
- Игра для пальчиков, которую каждый помнит из детства – «мы писали, мы писали, наши пальчики устали.»;
- Обводить фигуры и рисунки по пунктиру или просто обводить контуры предметов.
Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста
- Фонарики. Такая гимнастика основана на сложных движениях для мышц ребенка, она также сойдет для «разминки» мозга. Чтобы выполнить такое задание потребуется умение сосредотачиваться, и хорошая координация. Ребенок должен положить ручки на стол, ладошками вниз. Взрослый говорит – «фонарики зажигаются», и малыш должен открыть ладонь и растопырить пальцы. Вторая команда – «фонарики погасают», после этих слов ребенок соединяет пальцы;
- Здравствуйте пальчики, озорные мальчики. Упражнение позволит значительно улучшить координацию малыша, и выполнять задания, требующие повышенной внимательности. Пальчиковая игра довольна проста в исполнении – необходимо чтобы каждый палец по очереди «поздоровался» с большим, дотронувшись до него.
Это только малая часть пальчиковых игр. На просторах интернета можно найти самые разнообразные упражнения для деток любого возраста.
Помните, что такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики вашего ребенка, но и укрепляют защитные силы организма и иммунитет, активно воздействуя на акупунктурные точки.
Влияние пальчиковых игр на развитие детей
Игры, в которых руки выступают главными инструментами и персонажами, постепенно превращают пальчики из неуклюжих в послушные. Благодаря чему движения мелкой моторики становятся все более умелыми.
Пальчиковые игры оказывают непосредственное влияние на развитие кистей, и также опосредованно активизируют у детей работу головного мозга, воздействуют на формирование речевых функций.
Основные цели пальчиковых игр для дошкольников:
- Подготовить руку к письму
- Предотвратить возможное проявление писчего спазма при усиленной письменной нагрузке при поступлении в школу
- Стимулировать развитие речи
- Развивать произвольность движений
Не стоит снисходительно относиться к пальчиковым играм, считая их слишком простыми, чтобы оказывать существенное влияние на развитие ребенка. Это, действительно несложные, но эффективные упражнения. Особенно, если в игре задействуются все пальцы, а движения выполняются энергично.
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников
Ученые-физиологи уже давно доказали влияние моторики руки на развитие речи. Сначала развиваются движения пальчиков ребенка, а вслед за этим появляется артикуляция слогов. В психологической литературе приводят таблицы соответствия уровня тонких движений детских пальчиков и степени развития речи.
Следовательно, развитию детских пальчиков нужно уделять внимание уже с первого года жизни. Не зря наши мудрые предки придумывали потешки и задействовали детские ручки в таких простеньких играх как «Сорока-ворона»
Активная тренировка пальчиков никогда не бывает преждевременной
Чем раньше начать уделять внимание разработке руки, тем больше пользы принесут такие занятия малышу. Приемы могут быть различными, главное, чтобы в действия вовлекались все пальчики
Большую подборку пальчиковых игр и упражнений составила психофизиолог Рузина М.С. Практикум этого автора содержит игры, применимы на всех этапах дошкольного возраста. Некоторые упражнения приведем в данной статье.
Пальчиковые игры для малышей до года
Пальчики малыша очень полезно укреплять с помощью массажа и гимнастики, используя забавные стишки.
1. “Клубочки”
Взрослый указательным пальцем на ладошке крохи как бы “мотает клубочки”. Постепенно эту игру усложняем и выводим “кончик ниточки” на каждый пальчик по очереди, приговаривая:
“Бабушка клубочки мотала, а киска их размотала.Ниточка-бабушке, ниточка-дедушке, Ниточка-маме ,ниточка-папеИ ниточка-деточке.”
2. “Подушечки”
Взрослый поочерёдно берёт большим и указательным пальцами кончики пальцев малыша и чуть-чуть надавливает на них, приговаривая:
“Ах, какие мягкие подушечки есть у нашей крошечки.Эта подушечка-для бабушки.Эта-для дедушки. Эта-для мамы, эта-для папы. А для детки-самая мягкая, самая маленькая”.
3. “Кормим птичку”
Взрослый берёт раскрытую ладошку малютки. Сначала большим и указательным пальцами, сложенными “клювиком”, тихонько постукивает по ладошке, приговаривая:
“Птичка, птичка,Вот тебе водичка. (Водим “клювиком” по ладошке)Вот тебе крошки на маленькой ладошке.” (Слегка пощипываем “клювом”)
4. «Муха»
В одной руке взрослый держит ладошку малыша, а пальцами другой изображает Муху, приговаривая:
“Вот летела муха.На варенье села. (“Муха” садится на ладошку крохи)Вымазала брюхо. (Погладить ладошку круговыми движениями)Дальше полетела.” (Улетает)
5. Первые “Ладушки”.
Взрослый берёт ручки малыша в свои и выполняет соответствующие движения:
“Хлопают ладошки у нашей крошки:Хлоп, хлоп, хлоп, ладошечки.Хлоп, хлоп, хлоп, крошечки”.
6. “Ладошки-хлопошки”
Взрослый помогает малышу проделывать все движения.
“Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.Хлопали в ладошки, хлопали немножко.Кулачки сложили, кулачками били”.
7. “Ладушки-у бабушки”.
А эти ладушки, думаю, известны почти всем.
Взрослый берёт в свои ручки ребёнка и выполняет ритмичные хлопки, говоря:
“Ладушки, ладушкиГде были ? (Руки разводят в стороны)У бабушки! (Хлопок)Что ели ? (Руки в стороны)Кашку! (Хлопок)Что пили? (Руки в стороны)Простоквашку! (Хлопок)Попили, поели-шу! Полетели (Взмахи руками)На головку сели” (Ручки приблизить к головке).
8. “Сорока- белобока”
Эта игра тоже известна большинству, но я всё-таки напомню.
Взрослый берёт ручку ребёнка в свою и водит его указательным пальчиком по ладошке, приговаривая:
“Сорока – белобока, кашку варила, Деток кормила, Этому дала, (Загибает пальчики)Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала (Показывает на большой палец)
(Поглаживая его, говорят):Он дров не рубил, Воду не носил, Печку не топил, Кашку не варил. Ничего не получил!”
Рекомендации для родителей при выполнении массажа и пальчиковых игр
1. Начинать массаж ладошек и пальчиков можно сразу, как только малыш перестаёт сжимать руки в кулачки.
2. Прежде чем начинать занятие, согрейте свои руки, Они должны быть также чистыми.
3. Проверьте, чтобы ваши ногти были коротко пострижены.
4
Сгибать и разгибать пальчики малыша нужно осторожно, не применяя силы
5. Занятие должно продолжаться от 2 до 10 минут, это зависит от возраста крохи.
6. Для ребёнка очень важна интонация, с которой вы произносите слова, и выражение вашего лица. Первые месяцы своей жизни малыш ещё не понимает смысл слов, а реагирует на интонацию, с которой они произносятся.
7. Никогда не начинайте игру против воли ребёнка.
Сегодня я предложила некоторые пальчиковые игры для малышей до года.
И возможно, к первому годику своей жизни, а то и раньше, ваш кроха научится сам выполнять все эти движения руками и пальчиками.
В какие игры для развития мелкой моторики можно поиграть с детьми дошкольного возраста, читайте здесь.
Примеры
Настройтесь на игру. Приготовьтесь к тому, что вам необходимо будет помогать своему малышу некоторое время. Затем карапуз самостоятельно сможет руководить процессом.
Не стоит спешить. Игра должна быть, прежде всего, комфортной для ребёнка.
Игра «Дятел»
(Правая рука изображает дятла, а левая — дерево).
Дятел дерево долбит: тук-тук-тук.
(Поменяйте руки. Теперь правая рука — дерево, а левая – дятел).
Целый день в лесу стоит: стук-стук-стук.
Игра “Указочка”
(Укажите пальчиком на ротик малыша).
Ротик мой умеет кушать.
(Укажите пальчиком на носик, а затем на ушки малыша).
Нос дышать, а ушки слушать.
(Покажите, как моргать глазками).
Могут глазоньки моргать.
(Необходимо сжать и резко разжать пальчики).
Ручки всё хватать, хватать.
Слова для игры «Мышонок»
Игра «Муха»
(Изобразите правой ручкой крылышко мухи).
Вот летела муха.
(Муха приземляется на другую ручку).
На варенье села.
(Соприкоснитесь ладошками и вращайте их).
Вымазала брюхо.
(Муха улетает).
Дальше полетела.
Игра «Улитка»
(Согните правую ручку. Придерживайте большим другие пальчики так, чтобы безымянный со средним были согнуты, а указательный и мизинец оставались в обычном положении).
Тычет рожками улитка.
(«Улитка» упирается в левую руку).
Заперта в саду калитка.
(Левая ручка пропускает улитку).
Пропусти домой улитку.
Слова для игры «Ути-ути»
Игра «Засыпалочка»
(Положите головку ребёнка на подушку).
На подушку головой.
(Возьмите ручку малыша и ею погладьте лобик).
Глажу, глажу лобик свой.
(Закрывайте глазки ребёнка его ручками).
Глазки закрываю.
(Положите сложенные ладошки крохе под щечки).
Быстро засыпаю.
Игра «Котёнок»
(Покажите 1 пальчик малыша).
Я один шёл по дорожке.
(Покажите 2 пальчика).
Шли со мной мои две ножки.
(Покажите 3 пальчика).
Вдруг навстречу три мышонка.
(Возьмите ладошки ребёнка и похлопайте ими легко по щёчкам, затем покачайте головкой).
Ой, мы видели котёнка!
(Покажите 4 пальчика малыша).
У него четыре лапки.
(Покажите пальчиками острые когти).
На лапках — острые царапки.
(Под счёт показывайте соответствующее количество пальчиков).
Один, два, три, четыре, пять.
(Покажите двумя пальчиками, будто убегаете).
Нужно быстро убегать!
Слова для игры «Ладушки»
Игра «Гости»
(Делайте вид, что ваши пальчики бегут).
Гости к Кате прибежали.
Все друг другу руки жали.
(Соедините указательный и большой палец).
Здравствуй, Жора!
(Соедините средний и большой палец).
Здравствуй, Жанна!
Рад Серёжа.
(Соедините безымянный и большой палец).
Рад Снежана.
(Соедините мизинец и большой палец).
Не хотите ль пирожок?
(Сложите вместе ладошки).
Может коржик?
(Покажите две ладошки).
Иль рожок?
(Упритесь кулачками).
Вот драже вам на дорожку.
(Укажите на ладошке пальчиком).
Вы берите понемножку
(Сжимайте ручки в кулачок).
Все стряхнули быстро крошки.
(Стряхиваете с ручек крошки).
И захлопали в ладошки!
(Хлопаете ручками).
Игра «Комар»
(Водите вокруг ушка пальчиком).
Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж.
(Водите вокруг носика пальчиком).
Летят осы вокруг носа, с-с-с.
(Дотроньтесь пальчиком до лобика).
Летит комар, на лоб — оп!
(Дотроньтесь ручкой до лобика).
А мы его хлоп!
(Зажмите кулачок и поднесите к ушку).
И к уху, з-з-з.
(Разожмите кулачок и подуйте на него).
Отпустим комара? Отпустим!
Что представляют собой пальчиковые игры?
Хотя сенсационный вывод насчет безусловной пользы мелкой моторики сделали современные ученые, на самом деле, практика пальчиковых игр уже давно существует в нашей культуре: всем известные «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» – это, собственно, и есть те самые пальчиковые игры. Так что вы их хорошо знаете и, скорее всего, уже играли так со своим малышом.
Пальчиковая игра – это одновременное произнесение народных потешек, частушек или других детских стишков и «манипуляции» с ручками ребенка:
У кошки – котенок (по очереди загибаем ребенку пальчики на ручке), У утки – утенок, У коровки – теленок, У собачки – щенок, А у мамочки – сынок! (или – а у мамочки есть дочка! – показываем на малыша)
Пальчиковые игры для детей от 4–5 месяцев
Включение пальчиковых игр в занятия с малышом, конечно же, напрямую связано с его возрастом. До четырех–пяти месяцев пальчиковых игры – это, по сути, простой массаж пальчиков, поглаживание, распрямление пальчиков.
Пальчиковые игры для детей от 6 месяцев
Начиная с полугода уже можно включать в свой арсенал более сложные игры. Например, проведите пальцем по ладошке ребенка, загибая его пальчики.
Одновременно можно приговаривать вот такой стишок:
Мальчик-пальчик, Где ты был? – С этим братцем В лес ходил, С этим братцем Щи варил, С этим братцем Кашу ел, С этим братцем Песни пел, Песни пел да плясал, Родных братьев потешал.
Пальчиковые игры для детей от 9 месяцев
Чем старше становится малыш, тем больше становится диапазон понятий, с которыми его можно знакомить путем пальчиковых игр. А, проще говоря, читая ребенку различные стишки и одновременно с этим делая простые движения ручками.
В период от полугода до года путем пальчиковых игр знакомим ребенка с разными жизненными явлениями, к примеру, с названиями животных или с названиями частей тела:
Туки-туки-туки-туки, Застучали молотки (малыш бьет ручками по столу), Застучали молотки, Заиграли локотки (показывает локотки): Тук-ток, тук-ток, Скоро Ванечке годок (произносим имя ребенка).
В ходе занятий пальчиковыми играми ребенок будет все больше и больше совершенствовать свои навыки: к примеру, вначале ему будет сложно делать движения пальчиками отдельно – показать два или три пальчика, а затем рука станет гибче, менее напряженной.
Некоторым родителям хочется, чтобы их дитя сразу достигало больших успехов. Пальчиковые игры – потому и игры, что хорошо, когда и родитель относится к ним, как к игре. Тогда и обучение проходит ненавязчиво, проще, и, в конечном счете, эффективнее.
Пальчиковые игры для детей от 1 года
Если вначале мы вместе с крохой просто загибаем и разгибаем пальчики, хлопаем в ладоши, стучим по столу, то подрастающему малышу можно предлагать игры посложнее, скорее, напоминающие начало танца, где надо изображать более сложные движения:
Тоню тяну (ребенок тянет), Рыбу ловлю. В кошель кладу (показывает, как кладет), Домой несу: Щурки и кучки, Плотички и полички (загибаем пальчики). Один ершок – Да и тот в горшок (загибаем большой палец). Щей наварю (показать, как варит), Николая накормлю (подставляем имя ребенка).
Какое влияние пальчиковая гимнастика и игры оказывают на ребенка?
Малыш будет развивать свои речевые навыки, стараться лучше, четче и быстрее произносить слова и звуки
Это важно для развития у него правильной речи
Влияние на усидчивость и внимание. Заинтересовав ребенка игрой или гимнастическими упражнениями, вы заметите, что он наблюдает за действиями спокойно, сидя на одном месте и пытаясь запомнить, что вы ему показываете
Пальчиковая гимнастика полезна для того, чтобы ребенок учился контролировать свои движения
Это своеобразный способ познать мир, научиться взаимодействовать с окружающими людьми, а также предметами, что не менее важно. Благодаря таким играм ребенок учится воспринимать не только мир, который окружает его, но и себя в этом пространстве
В ходе игры ручки малыша могут превратиться в кого угодно, от маленькой птички до большого медведя. Благодаря этому у него развивается воображение и фантазия. Играя в игры подобного плана, вы сможете развить в малыше творческие способности, что, несомненно, окажет благоприятное воздействие на его мироощущение в будущем, а также поможет принять себя как личность.
Движения в играх нужно выполнять в правильном порядке. Ребенку нужно будет запоминать это, а значит, он будет задействовать свое логическое мышление. Таким образом, пальчиковые речевые игры в самом раннем возрасте формируют ребенка, развивают логическое, творческое, аналитическое и другие виды мышления, способствуют развитию речи, восприятию окружающего мира и себя в нем. Несмотря на кажущуюся простоту, пальчиковые развивающие игры оказывают положительный эффект на развитие ребенка в целом. Также игры определенным образом формируют характер и личность еще маленького карапуза.