Приучить ребёнка к горшку Комаровский
Добрый доктор дядя Женя
Хорошо известный в нашей стране и всеми уважаемый детский педиатр Евгений Комаровский очень подробно излагает свою точку зрения по данному вопросу.С присущей ему ноткой иронии он в очередной раз говорит о том, что в вопросе с приучением ребёнка к горшку не нужно всё усложнять и главной целью ориентироваться на запросы вашей семьи , а не советующих успешных мамочек и бабушек.
Он напоминает, что акты мочеиспускания и дефекации процессы естественные, а потому и действовать надо, ориентируясь на готовность Вашего малыша. Провал? Ничего страшного, отступите и возьмите перерыв на несколько месяцев, затем возобновите процесс приучения ребёнка к горшку.
Как приучить ребёнка к горшку
Придерживаться принципа постепенности. В первые дни младшую дочь высаживали на горшок после сна. Как правило, попытки были успешными. Постепенно частоту высаживаний увеличивали, но при этом старались следить, чтобы интервал между ними был не менее часа.
Следить за тоном и содержанием разговоров. Малышке просто предлагали сесть на горшок, в случае отказа никто не настаивал и не упрашивал. В первые несколько раз все действия подробно комментировались — это превратило высаживание в своеобразный ритуал и позволило ребёнку выучить последовательность действий.
Поставить горшок на видное место. У нас первое время горшок стоял в гостиной. Это причиняло неудобства в эстетическом плане, но выбор был оправдан. В гостиной мы проводили много времени, и он всё время был поблизости. Когда дочь начала проситься в туалет, близкое расположение позволяло моментально воспользоваться предметом. Как только я увидела, что Евгения не просто говорит, что хочет писать, а способна несколько минут потерпеть, горшок перенесли в туалет.
Спокойствие и терпение сделали своё дело — в 2,5 года малышка окончательно попрощалась с подгузниками.
Ночью в туалет младшую дочь не будили, Евгении предлагали воспользоваться горшком перед сном. Отличным средством для подстраховки стала непромокаемая пелёнка, девочка спала без подгузников, но постель оставалась сухой. Потребность в пелёнке отпала в три года.
Наибольшая сложность, с которой я столкнулась в этот период — необходимость отбивать нападения родственников и объяснять, что с трёхлетнего возраста абсолютное большинство детей успешно пользуется туалетом и моё чадо не станет исключением.
Ошибки приучения к горшку со старшей дочерью
Приучение Дарьи, старшей, мы начали в 8 месяцев. Дочерью занималась няня, женщина в возрасте, которая «всё знала и умела». В год малышка быстренько усаживалась на горшок, как только слышала: «Даша, пошли пописаем». Я не могла нарадоваться! Дочь самостоятельно ходит в туалет! Я ещё не знала, что ждёт меня впереди.
Первые проблемы появились, когда девочке исполнилось полтора года. Успешные походы в туалет становились реже, штаны мокрыми — чаще. Я не могла понять, в чём причина. Ситуацию усугубляла бабушка, чьи дети уже в год просились на горшок. Ещё мне нужно было отправляться на учёбу, а Даше — в детский сад. Нас соглашались принять, если Дарья научится самостоятельно кушать и пользоваться туалетом.
До первого похода в садик оставалось два месяца. Я старалась усадить дочку на горшок при любой возможности. Часто она не соглашалась, но я усаживала силой, заставляя сидеть по полчаса и дольше. Самым страшным было то, что после таких экзекуций горшок оставался пустым и малышка пачкала штаны через пять минут после того, как ей разрешали встать.
Позже я узнала, что приучение к горшку раньше 18 месяцев — пустая трата времени и нервов. Но тогда мне казалось, что я всё делаю правильно. Когда просьбы, угрозы и наказания не принесли желаемого результата, я решила оставить всё как есть.
Приучить ребёнка к горшку девочку и мальчика
А есть ли разница?
Зайдя на форумы, Вы прочитаете большое количество остроумных ответ на данный счёт, кто-то предлагает обрадовать девочку розовый горшок с феями Винкс, а мальчика – голубым с героями из мультсериала Тачки. Разумеется, здесь уже идёт речь больше о «вписываемости» сего атрибута в интерьер комнаты, что безусловно не является основным вопросом в этом деле.
Функциональные особенности горшка
Учитывая физиологию мальчиков и девочек, разумный родитель понимает, что хоть несущественная, но разница есть. И заключается он всего лишь в том, что для мальчиков рекомендуют горшки с высоким передним бортиком, дабы содержимое не выплескивалось, кроме того, удобными считаются горшки с высокой спинкой и со съёмным вкладышем.
Иногда мамы мальчишек предпочитают писсуары, внутри которых затем приклеивают наклейку и учат свое чадо быть «метким стрелком». Кроме того, горшок должен быть устойчивым, чтобы избежать падений с него ребёнка.
Есть ли крайний возраст, когда точно нужно снять памперсы ребенку?
Важно понимать, что вреда от подгузников как такового нет. В итоге все овладевают этой «наукой»
Если у ребенка нет проблем, то подгузники, как правило, становятся не нужны в два с половиной или три с половиной года. Четырехлетки в памперсах — это скорее исключение, чем правило, и тут стоит искать причины, по которым ребенок все еще не контролирует свои отправления.
Вред от долгого ношения подгузников в основном может быть эмоциональный и социальный: дети сравнивают себя с другими детьми и расстраиваются, если не могут доказать свою самостоятельность доступным способом. А умение контролировать свой организм и отвечать за процесс — это подтверждение самостоятельности. Родители должны это учитывать.
Ночное недержание мочи: как долго
Каждый нормальный ребенок рано или поздно научится контролировать себя в течение дня, даже если его этому не учить. Однако ночь — совсем другое дело. Хотя многие дети к трем годам уже совершенно не писают в постель, у многих других ночное недержание (энурез) продолжается вплоть до подросткового возраста, а иногда и в течение всей жизни. В Первую мировую войну (1914–1918) по причине энуреза комиссовали 1% всех солдат американской армии. Ночное недержание мочи практически никогда не имеет под собой физиологической или психологической причины и зависит больше от неврологического развития и генетической предрасположенности (то есть наследственности).
Я хотел бы здесь рассказать одну историю в честь великого японского педиатра доктора Ицуро Яманучи из Окаямы. Я был однажды у него в больнице в 1998 году и остался под глубоким впечатлением от этого скромного мудрого человека, который, несмотря на то, что заведовал большой больницей, продолжал лично принимать пациентов. Однажды он пригласил меня поприсутствовать на одном из приемов и по-английски объяснил, в чем состояла жалоба:
— Этому мальчику шесть, и он писается по ночам. Я сказал его маме, что это нормально, что его не нужно лечить и что я сам писался в постель до семи лет.
— Какое совпадение, — кое-как объяснил я по-английски, — я тоже!
К моему удивлению, доктор Яманучи тут же перевел женщине мои слова, та в изумлении уставилась на меня и принялась кланяться и без конца меня благодарить.
Спустя какое-то время и другая женщина, поговорив с доктором, также посмотрела на меня и стала кланяться.
— Ее мальчику десять, и он тоже писает в постель. Я ей объяснил, что писался до одиннадцати, а вы — до семи.
— Но, коллега, — удивился я, — разве вы еще недавно не говорили, что вы писали в постель до семи?
— Ну, — ухмыльнулся доктор Яманучи, — я всегда прибавляю один год.
Приучаем ребенка к горшку с умом: основные методики
Мало какие навыки приобретаются нами по мановению волшебной палочки. Пословицы про «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и «Поспешишь – людей насмешишь» появились не просто так. Приучение к гигиене – не исключение. Желательно не торопиться и не давить на ребёнка, а делать всё постепенно, чтобы избежать стресса у обеих сторон. Тем не менее, если обстоятельства сложились так, что отказаться от использования подгузника нужно как можно быстрее (например, вас срочно вызвали на работу, и сидеть дома возможности больше нет), попробуйте воспользоваться экспресс – методикой, которая обещает видимый результат за 7 дней. Но имейте в виду, что все быстрые системы рассчитаны исключительно на детей старше полутора лет. В более младшем возрасте они просто не будут работать, как бы вы ни старались. А вот пол значения не имеет
На начальных этапах все писают сидя, поэтому не столь важно, приучаете вы к порядку мальчика или девочку
Педиатр Джина Форд разработала целую программу под названием «Довольный малыш», придерживаясь которой вы научите кроху использовать горшок по назначению всего за одну неделю.
День первый. Утром первым делом снимите мокрые подгузники и покажите нового «приятеля», который их заменит. Скажите, что такие штуки полагаются только взрослым ребятам. Посадите на горшок и подождите 10 минут. Конечно, ни один ребёнок не согласится сидеть без движения почти четверть часа, поэтому заранее продумайте, чем будете заниматься. Книжки с яркими картинками не дадут заскучать. Если ничего не произойдёт, высаживайте каждые 15 минут, пока не добьётесь желаемого. Если всё получилось, обязательно бурно похвалите вашего героя.
День второй. Внимательно следите за любыми изменениями в поведении. Если увидите, что сын или дочка держится руками за низ живота, переминается с ноги на ногу, «замирает» или проявляет признаки беспокойства, сразу же предлагайте горшок. Ваш контроль должен быть постоянным. Не бойтесь – это не навсегда.
День третий. Продолжайте делать всё то же самое, только теперь откажитесь от одноразовых помощников даже на время прогулки. По этой причине приучение к туалету рекомендуют начинать в тёплое время года. Постарайтесь уговорить малыша сделать свои дела до выхода на улицу и не забывайте напоминать о туалете каждые 20 минут.
Дни с четвёртого по седьмой. Закрепляйте результат похвалой, ведь мамина улыбка – лучшая мотивация. Почаще хвалите ваше юное дарование при родственниках.
Важно! Автор методики не настаивает на том, чтобы будить ребёнка ночью для отправления естественных надобностей, особенно если он тяжело засыпает. Пусть первое время спит в подгузнике
Как выбрать горшок
- Пусть столь важный атрибут будет яркой расцветки, возможно с изображением животных или сказочных персонажей, чтобы вызвать интерес у будущего владельца
- Для девочек рекомендуется выбирать круглые модели, а для мальчиков – овальные с приподнятым передним краем
- Ваше приобретение должно быть гладким с минимальным количеством выпуклостей, что обеспечит простоту в уходе
- А вот от новомодных гаджетов с музыкой, эффектом смыва воды и прочими «наворотами» лучше отказаться. Естественные потребности не должны превращаться в аттракцион.
Маленькие хитрости
Хотим поделиться с вами небольшими секретами, которые помогут упростить процесс обучения:
- Первой сажайте на горшок любимую игрушку, незаметно налив туда немного воды, а затем покажите результат и громко хвалите плюшевого медведя
- Выливайте содержимое вместе и позволяйте нажимать на кнопку слива – это любят все дети без исключения
- Не оставляйте ребёнка наедине с новым предметом. Читайте сказки, показывайте яркие картинки, просто разговаривайте, но обязательно будьте в поле зрения
- Доказано, что гораздо быстрее осваивают туалетную «науку» те, у кого есть старшие братья и сёстры. Их положительный пример часто играет ключевую роль
- Покупайте горшок вместе с ребёнком – пусть выберет на свой вкус.
pixabay.com  / 
Когда приучать ребенка к горшку
Когда ребенку исполняется два или два с половиной года, родители начинают с напряжением реагировать на вопрос: “Как, ваш ребенок все еще в памперсах?”. Критические высказывания, конечно же, вызывают у родителей стресс, но еще большее давление на них оказывают детские учреждения: еще лет десять назад детские сады не принимали трехлетних детей, которые не просятся на горшок, — многие требуют этого и сегодня. Даже в яслях из-за недостаточной оснащенности хотят, чтобы малышей переодевали как можно реже. И поэтому дети в полтора года должны быть приучены к горшку.
Но по-настоящему тот момент, когда у ребенка может возникнуть интерес к горшку, наступает, если родители видят следующее: малыш останавливается во время игры, прислушивается к себе, смотрит перед собой — а потом снова возобновляет игру. Часто после этого он сообщает: “Я сделал пи-пи”.
Некоторые родители возмущаются: “Почему же ты не сказал об этом раньше?”. Но малыш еще не может этого сделать. То, что он говорит об этом хотя бы задним числом, — уже важный первый шаг, и к нему надо отнестись серьезно. Если родители поддержат ребенка, то дальше он будет чаще замечать, когда у него наполнится мочевой пузырь или кишечник. Так он учится реагировать на сигналы
Если при этом родители достаточно быстро успевают прибежать с ребенком к горшку, то они создают у него важное ощущение успеха
Важно, чтобы в вопросе приучения ребенка к горшку ясли, детские садики, родители, бабушки и дедушки действовали заодно. И не надо делать шаг назад, укладывая ребенка в пятницу в памперсах, чтобы родители могли подольше поспать в субботу
Не нужны памперсы и во время прогулки по городу в теплое время года, хотя хочется, чтобы в это время ничего не произошло. Если вы будете так поступать, то ребенок поймет, что можно вести себя и по-другому. Зачем же он должен так стараться и отрываться от игры, чтобы бежать в уборную?
10 правил успешного освоения горшка
Вашему малышу уже около 18 месяцев? Вы заметили в его поведении какие-либо из приведенных выше признаков готовности? Значит, можно начинать овладение новой сложной наукой. Приступаем.
1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
3. Купите удобный и … теплый горшок — холодное посадочное место может надолго испортить отношения с горшком. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Первым делом вымойте горшок и поставьте его в комнате у крохи, чтобы он стал привычным для него предметом.
4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда он
показывает своим поведением, что ему пора.
5. В случае успеха — очень-очень хвалим. Вслучае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.
6
Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру
Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда ребенку пора, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на
прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна
Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник
9
Важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком
«Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают».
10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как Вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее пописать — это же просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Не хочу — не буду! В чем кроются причины неудач?
Бывает, так, что родители твёрдо вознамерились привить чаду санитарные навыки, вся семья дни и ночи посвящает этому сакрально действу, а оно (то есть чадо) категорически не желает сдавать позиции и с завидным упорством продолжает делать свои «делишки» куда угодно, кроме заботливо предложенного горшка. Или того хуже – впадает в истерику при одном упоминании о ненавистном предмете. Не нужно отчаиваться или тем более ругать упрямца. Его нигилизм может иметь под собой вполне объективные причины:
- Ребёнок плохо себя чувствует. Даже самое незначительное недомогание является поводом отложить приучение до лучших времён. Более того, стоит подождать несколько дней после полного выздоровления. В этом деле спешка ни к чему. Не волнуйтесь – никто в школу в подгузниках не ходит, поэтому нечего «гнать лошадей».
- У малыша стресс. Дискомфорт может быть не только физическим, но и душевным. Маленькие дети пока не умеют выражать свои эмоции словами, поэтому сообщают нам о своих переживаниях любыми другими доступными им способами. Подумайте, что за последнее время произошло такого, что могло заставить непоседу нервничать? Возможно, вы вышли на работу, и кроха остался на попечении няни или бабушки? Или вы не так давно сменили место жительства? Причины могут крыться в самых, казалось бы, несущественных мелочах, вроде сломанной любимой игрушки или конфликта на детской площадке. Проанализируйте события недавнего прошлого и, возможно, вам удастся понять в чём дело.
- Вы купили не тот горшок. Причём вполне вероятно и даже почти наверняка, вы уделили его выбору столько внимания и времени, сколько не потратили на покупку смартфона для себя. Вы перелопатили кучу информации, перечитали все советы бывалых, изучили детские форумы и пересмотрели миллион пятьсот фотографий анатомически, эстетически и сенсорно «правильных» моделей, и всё равно принесли домой не то! На взгляд маленького привереды ваше приобретение окажется слишком холодным/твёрдым/широким/узким/страшным, в конце-то концов. Придётся проявить чудеса терпения, чтобы знакомство с новым предметом интерьера всё-таки состоялось. Ну, или плюнуть и купить новый, а то и вовсе попробовать специальную накладку на унитаз. Вдруг ваш малыш окажется не в меру взрослым?
- Ваш «ученик» ещё слишком маленький. Несмотря на все старания вы неправильно оценили степень его готовности, и он просто не понимает, чего вы от него так настойчиво требуете.
- Вы где-то перегнули палку. Вспомните, возможно, вы сами того не желая, сорвались и отругали малыша за промах или слишком настойчиво усаживали его горшок? Ребёнок мог испугаться, и в его голове сформировались плохие ассоциации с совершенно безопасным предметом. Не корите себя – сделанного не вернёшь, просто запомните, что любое проявление негатива с вашей стороны в таком деликатном деле ни к чему хорошему не приведёт.
pixabay.com  / 
Ребенок не хочет ходить на горшок что делать
Когда бить в колокола?
Шутки шутками, но как же быть, если ребёнку уже давно три года, нет понятия «горшок» и если он отказывается на него садиться, продолжая делать «свои важные дела» в подгузник или в штанишки. Ответ следующий : успокоиться и не зацикливаться на этом вопросе, не слушать никого, доверять интуиции и терпеливо продолжать ненавязчиво работать над этим вопросом.
Терпение и труд всё перетрут
Рано или поздно, малыш поймёт что нужно делать когда он захочет в туалет, так как данный навык является неизбежным. Иногда бывает такое, что ребёнок сразу приучается к взрослому туалету и в этом случае Вам останется только приобрести детское сиденье и радоваться результату.
Но главный фактор в этом процессе, несомненно, терпение мамы и малыша. Скажите, много ли Вы знаете взрослых, кто не умеет читать и писать? В наше время, скорее всего, таковые отсутствуют, как отсутствуют и те взрослые, кто не приучен к туалету.
Никогда не заставляйте
Я настаиваю: строгое вмешательство родителей может обернуться печальными последствиями. Мы требуем от ребенка, чтобы он делал все свои дела в горшок, причем в часы, также определяемые нами. Здесь уже речь не о том, чтобы удовлетворить свою физиологическую потребность, а о том, чтобы сделать приятно взрослым, что чревато для малыша негативными проявлениями в будущем.
Нельзя заставить быть чистоплотным ребенка, который к этому еще не готов либо противится этому. Настаивая, мы сильно рискуем — насилие над телом не проходит бесследно: у одних это приведет лишь к хроническим запорам, другие столкнутся с задержкой развития ловкости рук, физического развития, а затем и развития речи, они могут стать невероятно упрямыми и непокорными, третьи позже начинают страдать от вторичного энуреза, избавиться от которого ой как непросто.
Вам это надо? Нет? Тогда успокоимся и будем рассматривать чистоплотность как естественный навык, который придет в свое время без лишних проблем.
Если хотите, то в этом проявляется настоящее уважение к малышу. Ему нужно дать время проявить способность оставаться чистым — сухой подгузник, способность терпеть и согласие ходить на горшок… А еще понять и принять то, что у него свой ритм развития, который может сильно отличаться от ритма соседского сынишки.
Признаки готовности малыша к приучению к горшку:
Малыш выражает простыми словами свои желания и просьбы
Он готов следовать простым указаниям
Способен снять простую одежду самостоятельно — штанишки на резинке и трусики
У него достаточно развита моторика
У ребенка нет проблем со сном
У малыша нет проблем с пищеварением и хронических запоров
Важно, чтобы рацион ребенка был богат водой, клетчаткой и правильным жиром.
Если вы еще даете грудь, структурируйте прикладывания. При хаотичных кормлениях в организм ребенка постоянно поступает жидкость в организм, малыш будет постоянно мочиться.
Ребенок проявляет желание к самостоятельности
Малыша интересует тема туалета
Не стоит ориентироваться на сухой подгузник и ждать, чтобы ребенок начал ходить долгое время в сухом памперсе или просыпаться сухим.
Приучение к горшку добавляет стресс в жизнь ребенка. Поэтому не стоит совмещать обучение с другими важными событиями в его жизни.
Обучайте малыша за 3-4 месяца до или после, если:
- В ближайшее время вы ожидаете пополнения в семье
- Малыш начинает сейчас ходить в детский сад
Во время обучения лучше оставаться дома в первые 7-10 дней.
Оптимальный возраст для приучения к горшку
Сейчас, когда подавляющее большинство родителей с рождения надевают на кроху одноразовые подгузники, вопрос о приучении ребенка к горшку отходит на второй план. Но когда-нибудь это все равно придется делать. Сколько совершенно полярных мнений можно услышать о том, в каком возрасте и каким именно способом следует знакомить ребенка с данным предметом! Причем актуальны эти дебаты как среди родителей, так и среди специалистов — педиатров, психологов, педагогов.
Наиболее распространены три точки зрения. Одной из них придерживаются сторонники так называемого естественного родительства, которые призывают “высаживать” малыша над какой-либо емкостью буквально с первых недель и даже дней его жизни.
Вторая обычно пропагандируется представителями старшего поколения: ребенка нужно начинать сажать на горшок после того, как он научится хорошо сидеть (то есть примерно в 7–8 месяцев). В таком случае, по их мнению, к полутора годам у крохи уже сформируется стойкий навык пользования горшком по назначению.
Третью точку зрения выражает большинство современных педиатров, и сводится она к тому, что начинать процесс следует в том возрасте, когда у младенца формируется полноценный сознательный контроль над выделительной функцией (в 1,5–2 года). Практически все специалисты сходятся во мнении, что не стоит пытаться приучить ребенка к горшку до года. Скорее всего, родители попусту потратят силы и нервы, а если переусердствовать, то у малыша может выработаться неприязненное отношение к горшку, и впоследствии его будет еще сложнее отучить пачкать штанишки.
Не стоит забывать, что ребенок должен дорасти до умения контролировать свои физиологические позывы. Одним это удается уже к полутора годам, а другим — только к трем. В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития малыша) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка. При наступлении благоприятного момента мама с папой могут начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком. Впрочем, процесс этот можно и ускорить, только не насильственно, а мягко и естественно. Главное правило, которого следует обязательно придерживаться: ни в коем случае не ругать кроху за то, что у него пока что-то не получается, и не пытаться форсировать события.
Как учить
Первый этап
Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.
Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.
Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.
Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.
Второй этап
Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.
Основная задача мамы в это время — быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.
Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния «сухое-мокрое».
Первое высаживание ребенка на горшок
Первый опыт знакомства малыша с этим предметом очень важен для формирования навыка. Если ребенок будет испытывать отрицательные эмоции, плакать, вырываться и всеми другими способами демонстрировать свое нежелание садиться на горшок, в дальнейшем это может спровоцировать его полный отказ от этого предмета.
Как выбрать правильный момент?
Есть несколько уловок, которые знает каждый опытный родитель.
- Горшок должен быть теплым, сухим.
- Ребенок должен быть в хорошем настроении.
- Ребенок должен быть “сухим” в течение пары часов, то есть мочевой пузырь уже должен быть наполнен.
- Высаживание на горшок можно сопровождать включением любимых мультиков.
- Сидеть на горшке малыш должен не более 5-10 минут.
Если у ребенка все получилось, обязательно нужно его похвалить, акцентировав его внимание на том, что это сделал именно он. Если в семье есть старший ребенок, можно организовать для малыша совместный поход в туалет, где старший брат или сестра продемонстрируют, что “большие детки” самостоятельно справляют свою нужду
Малыши в возрасте 2-3 лет начинают ощущать себя самостоятельными, поэтому позитивный пример старших детей обычно срабатывает
Если в семье есть старший ребенок, можно организовать для малыша совместный поход в туалет, где старший брат или сестра продемонстрируют, что “большие детки” самостоятельно справляют свою нужду. Малыши в возрасте 2-3 лет начинают ощущать себя самостоятельными, поэтому позитивный пример старших детей обычно срабатывает.
Памятка для родителей
- Действуйте системно: если начали приучать к горшку, то делайте это каждый день, а не от случая к случаю.
- Выработайте ритуалы: высаживайте на горшок после сна и после еды, а также перед прогулкой и после нее.
- Постоянно объясняйте и показывайте ребенку, как пользоваться горшком: как снять трусы, как сесть на горшок, как надеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок и поставить его на место.
- Ждите удобного момента: перед тем как пописать или покакать, дети часто уединяются в каком-то месте, могут напрячься, тужиться
- Не заставляйте ребенка сидеть на горшке, если он не хочет, тем более если он плачет или кричит. Эффекта от этого не будет, расстроенный малыш ничего не усвоит.
- Если все получилось как надо — хвалите ребенка, не получилось — никаких огорчений!
Когда ребенок начинает ходить на горшок
“В каком возрасте стоит приучать малыша к горшку?”— вопрос, который вызывает много споров среди мам.
Союз Педиатров России рекомендует знакомить ребенка с горшком не ранее 18 месяцев. Обучение может проходить с 1,5 до 2,5 лет.
Данный возраст педиатры объясняют тем, что дети уже готовы к приучению психологически.
“А как же высаживание и приучение к горшку до 18 месяцев?” — спросите вы. При высаживании у крохи вырабатывается условный рефлекс, когда он отвечает определенным действием на какой-то сигнал. Высаживание требует много усилий со стороны мамы. При этом малыш легко может потерять навык в силу своего возраста.
Безусловно, все дети разные и бывают исключения. Вы можете начать приучать и в 1 год, но есть вероятность, что ребенок не захочет ходить на горшок. Будьте готовыми отложить в этом случае приучение на пару месяцев и начать опять, когда малыш подрастет.
Учатся ли девочки ходить на горшок раньше, чем мальчики? В процессе приучения есть некоторые различия в зависимости от пола ребенка, но суть одинакова в любом случае. Приучение к горшку — это обучение ребенка контролировать позывы в туалет и уметь вовремя сесть на горшок.
Некоторые считают, что обучить мальчика сложнее, чем девочку. Это не всегда так, и рекомендуемый возраст приучения одинаков для обоих полов. В первую очередь, нужно смотреть на признаки готовности ребенка к обучению, развитие малыша, способности концентрироваться на задаче, а не на его пол.
Приучение к горшку за семь дней
В первый день, после того, как ребенок проснулся, оденьте трусики. Не одевайте больше никакой одежды, кроме короткой футболки: так будет удобнее. Объясните, что, когда ребенок захочет в туалет, ему надо будет сходить на горшочек или сказать об этом маме. Продолжайте брать с собой в туалет, показывать и рассказывать, что Вы делаете.
В первые дни каждые 15 минут напоминайте о том, что надо сходить на горшок. Усаживайте, и пусть ребенок сидит 5–10 минут. Сядьте рядом и читайте книжку.
Когда он успешно воспользуется горшком несколько раз, можно увеличивать промежуток между высаживаниями.
Похвала и объятия сделают свое дело
Помните, что ребенку должно нравиться ходить на горшок.
Цель второго дня — стимулировать необходимость ходить на горшок без Вашего напоминания. Горшок должен быть доступен ребенку регулярно. Старайтесь организовать день так, чтобы ребенок не был слишком загружен играми и мог сам вспомнить, что ему надо сходить в туалет.
К третьему дню надо определиться, как часто ребенку необходимо ходить на горшок.
Не пытайтесь надевать на ребенка подгузники: все пойдет насмарку. Подгузники остаются только на ночь. На прогулку берите запасные штанишки.
К четвертому дню большинство деток уже умеют ходить на горшок без напоминания. Если в течение двух часов ребенок ни разу не воспользовался горшком, обязательно напомните ему об этом.
К концу первой недели неплохо обучить ребенка ходить на унитаз.
Постепенно ставьте горшок все ближе к ванной или туалету, чтобы в итоге горшок всегда стоял там.
С чего начинать? Вот несколько важных рекомендаций
Постарайтесь купить для ребенка максимально удобный и «привлекательный» горшок: яркий и интересный, в его любимом цвете или с изображением любимых героев: мишек, машинок и т.п
Но важно не допускать использования горшка не по назначению. Расскажите малышу, зачем нужна эта вещь и почему горшок – это не игрушка.
Музыкальный горшок при этом – не лучший выбор, потому что ребенок может привыкнуть делать свои «дела» только под музыкальное сопровождение
Может дойти до того, что вам придется носить с собой музыкальную игрушку всегда с собой, чтобы малыш пописал. Отучить от этой привычки бывает еще сложнее, чем приучить к горшку.
Сначала лучше всего поставить горшок в той комнате, где ребенок играет. Когда ребенок чувствует позывы в туалет, важно, чтобы он сразу видел «нужный» ему объект. Позже горшок стоит перенести в туалет.
Покажите пример использования горшка на кукле или любой другой любимой игрушке. Можно объяснить, что кукла поела, поспала, теперь будет писать в горшок. Предложите ребенку повторить действия за куклой. Вполне вероятно, что ребенку придется по душе такое подражание.
Иногда во время первых “высаживаний” ребенок может бояться садиться на горшок голышом. Не заставляйте его – посадите его на горшок сначала в одежде, пусть привыкнет. Постепенно снимайте колготы, трусы, пока ребенок без боязни сядет на горшок голышом. Почему возникает такая проблема? Возможно, вы только что проветрили комнату – и горшок показался малышу слишком холодным, а может, он просто не понимает, почему на стуле он сидит в одежде, а тут – голышом. Чтобы на данном этапе не спровоцировать у ребенка страх перед горшком, важно все делать постепенно.
- На следующем этапе нужно высаживать ребенка на горшок до и после сна, перед прогулкой и сразу после нее. Ночью на горшок нужно высаживать до тех пор, пока ребенок не научится сам контролировать свои потребности.
- Внимательно следите за поведением ребенка: если он напрягся или замер, незамедлительно высаживайте ребенка на горшок. После нескольких удачных “высаживаний” ребенок поймет, для чего нужен этот странный «предмет».
- После каждой удачной попытки обязательно хвалите ребенка! В случае неудачи не ругайте малыша. Каждый раз после промаха объясняйте малышу, что если бы он воспользовался горшком, одежда была бы сухой и ему было бы комфортно. Конечно, это имеет смысл делать тогда, когда ребенок ходит без памперса.
- Можно сопровождать процесс понятными для ребенка словами: «пи-пи», «пись», «ка», «ка-ка», чтобы в будущем ребенок мог сообщить вам о своей нужде.
Основные признаки готовности к приучению:
ребенок старше 18 месяцев;
после дневного (полуденного) сна ребенок просыпается сухим, и его пеленки (подгузники) остаются сухими на протяжении еще двух часов. Это свидетельство того, что малыш умеет контролировать мочевой пузырь;
ребенок чувствует, что готов сходить по-большому: затихает, выглядит сосредоточенным и, когда покакает, говорит о том, что он сделал;
ребенок понимает и выполняет простые инструкции: например, сходи туда, принеси то, положи что-то туда-то и т. п.;
ребенок не против участвовать в раздевании: хочет сам снять носочки, штанишки, ботиночки. Понимает, что означает «одеть и снять трусики»;
знает и показывает части тела;
умеет сидеть спокойно в течение 5–10 минут, разглядывая игрушку или смотря мультик.
Если ребенок не проявляет вышеперечисленных признаков, то он не готов к освоению горшка.