Введение прикорма недоношенным детям
Прикорм может вводиться с 4–5-месячного возраста. Очередность введения продуктов имеет свои особенности. Это связано с тем, что некоторые маловесные дети имеют определенные нарушения моторики ЖКТ, в том числе после проведенного лечения.
Расширение рациона малыша должно начинаться с введения каши или овощного пюре. Лучше отдавать предпочтение продуктам промышленного производства. Это связно с тем, что при их изготовлении используется экологически чистое и проверенное сырье, они имеют гарантированный состав и должную степень измельчения, обогащены минеральными веществами и витаминами. Вводить прикорм нужно с монокомпонентных продуктов. Что касается каш, первыми вводятся безмолочные и безглютеновые (рисовая, гречневая, кукурузная). Их можно разводить молочными смесями, которые получает малыш. В составе каш не должно быть фруктов, сахара и других добавок. Если врач отметил у малыша риск развития железодефицитной анемии, мясное пюре можно водить уже с 5,5 месяцев (с учетом хорошего усвоения из него гемового железа). Творог можно давать только после 6 месяцев. Соки желательно вводить после 8–9 месяцев. Раннее их введение может привести к негативным последствиям: спровоцировать колики, срыгивания, аллергические реакции, диарею.
Питание после рождения
При неразвитом рефлексе сосания кроху выкармливают через зонд или вводят питательные растворы внутривенно. Эти процедуры проводят в больнице.
Но сосать малышу тяжело: он быстро устает и засыпает. Поэтому кормить недоношенного карапуза следует от 10 до 20 раз в сутки. При удовлетворительном наборе веса можно сократить количество кормлений до 8. Но это произойдет не раньше второго месяца жизни. При отсутствии у мамочки грудного молочка следует проводить кормление искусственной смесью из бутылочки. Но если крохе сложно сосать, рекомендуется давать ему питание из ложечки. Для подбора искусственного питания рекомендуется обратиться к педиатру.
Прикорм разрешается вводить только после 7 месяцев и только после согласования с врачом. Крохам дают овощные пюре и соки, затем безмолочные каши. Сладкие фрукты и соки давать пока запрещено из-за повышенного содержания глюкозы. После дополнительной еды малютку докармливают смесью или грудным молочком.
КРИТЕРИИ ВЫПИСКИ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА НА ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ УЧАСТОК
1. Вес при выписке в сельскую местность должен быть .не менее 2500 г, в город — 2300 г и в дом младенца — 3000 г.
2. Не должно быть острых заболеваний, при наличии энцефалопатии она должна быть в стадии значительного улучшения.
3. Ребенок должен быть активным, хорошо сосать, прибавлять в весе, иметь нормальную температуру.
4. Основные клинические анализы должны быть без патологических отклонений.
5. Благоприятные социально-бытовые условия (желанный ребенок, хорошая семья, заботливая мать, нет вредных привычек, дома тепло, нет больных и т д.).
6. Благоприятная обстановка в планетуберкулеза.
• 7, При выписке в сельскую местность: в роддом приглашается фельдшер с ФАПа. в роддоме заводится история развития ребенка, форма № 112 и делается первая запись.
Особенности наблюдения за недоношенными детьми:
— при объективном исследовании обратить особое внимание на признаки морфо-неврологической зрелости, определить ее соответствие гестационному возрасту; выявить клинические признаки незрелости органов и систем, особенности течения пограничных состояний:
— максимальная убыль массы тела у детей с массой 1000—1500 г составляет до 10%; 1500—2000 г составляет до 8—9%; 2000—2500 г составляет до 6—8 %. Максимум снижения массы приходится на 4—7 день жизни, отсутствие, динамики массы тела до 10—14 дня, далее постепенное восстановление первоначальных показателей к 3 неделе жизни;
— физиологическая эритема кожных покровов яркая, сохраняется до 2-х недель, редко сменяется шелушением;
— крайне редко отмечаются токсическая эритема и гормональный криз;
— желтуха достигает максимума к 5—8 дню, исчезновение ее
может затягиваться до 3-х недель;
— физиологическая диспепсия специфических особенностей не имеет, однако следует помнить о возможности очень быстрого перехода ее под влиянием неблагоприятных факторов в патологическое состояние;
— транзиторная лихорадка почти не встречается у недоношенных детей, а нарушение терморегуляции в неонатальном периоде направлено в сторону гипотермии.
— При оценке физического развития антропометрические данные ребенка сопоставляются только со стандартными показателями у недоношенных детей (масса тела, длина, окружность головы, окружность грудной клетки). В динамике наблюдения физическое развитие оценивать по темповым массо – ростовым прибавкам в зависимости от срока гестации и массы тела при рождении. Учитывая, что до 3—4 мес. недоношенные дети наблюдаются на дому, необходимо обеспечить их медицинскими весами.
— При оценке психомоторного развития следует помнить, что дети с I степенью недоношенности не отстают от своих доношенных сверстников, дети с II степенью могут отставать на 1—:1,5 мес; а с III—IV степенью недоношенности — на 2—3 мес.
— Обратить внимание на склонность недоношенных детей к развитию фоновых заболеваний (анемия, рахит, гипотрофия). Обеспечить раннюю их диагностику, активную профилактику и лечение
— Спланировать сроки диспансерного наблюдения педиатром и специалистами, обратив особое внимание на критические периоды развития недоношенного ребенка. — Назначить и интерпретировать анализ крови (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов)
Об анемизации ребенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже 180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на второй неделе — Нв ниже 150 г/л, эритроциты ниже. 4,0. 1012/л, после 2-х недель – Нв ниже 110 г/л, эритроциты ниже 3,5-1012/л
— Назначить и интерпретировать анализ крови (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов). Об анемизации ребенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже 180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на второй неделе — Нв ниже 150 г/л, эритроциты ниже. 4,0 . 1012/л, после 2-х недель – Нв ниже 110 г/л, эритроциты ниже 3,5-1012/л.
— Спланировать индивидуальный прививочный календарь. Детям, родившимся с массой до 1500 г, профилактические прививки назначаются после 1 года с учетом состояния здоровья.
— Санпросветработа с родителями об особенностях развития недоношенных детей, подверженности их заболеваниям.
— Рекомендовать индивидуальное психо-физическое воспитание ребенка в сенье, закаливающие процедуры.
— Информировать родителей о возможных причинах недоношенности и о своевременном их устранении при повторной беременности.
Первое знакомство с новой пищей
Прикорм в рацион малышей, появившихся раньше срока, вводится после полугода. Пищеварительная система дозревает позже, обменные процессы не отличаются стабильностью, поэтому более раннее введение новых продуктов может закончиться печально. Расчет правильного возраста для прикорма проводится просто: за начальную точку берется дата, когда малыш должен бы родиться. Если кроха пришел в этот мир на месяц раньше, то прикорм следует вводить на 1 месяц позже.
Некоторые мамы решают перестраховаться и повременить с прикормом, что тоже неверно. Недоношенные дети отличаются скудным запасом полезных веществ, поэтому без обогащения рациона не обойтись. После ввода прикорма нельзя исключать из ежедневного меню грудное молоко. Кормление новыми продуктами следует завершать прикладыванием к груди или предложением бутылочки со смесью.
Сначала в рационе появляются каши, а затем можно добавить фруктовые и овощные пюре. Порядок объясняется недобором веса, что часто встречается у малышей, родившихся раньше срока. В меню недоношенных детей лучше использовать гипоаллергенные каши:
- гречневая;
- кукурузная;
- рисовая.
Разводятся каши смесями или маминым молоком, чтобы кроха привык к новому вкусу. При отсутствии аллергических реакций в прикорм вводится:
- овощи;
- мясо;
- кисломолочные продукты.
При вскармливании недоношенных детей не обойтись без консультаций педиатра. Он может определить оптимальный период для начала введения новых продуктов.
Важные моменты
Ничего особенно трагичного в рождении ребенка раньше срока нет, и это не должно быть источником постоянного стресса и самоедства для молодой матери. Случается всякое, главное – он жив, здоров и обязательно догонит своих товарищей.
Для того чтобы не пропустить ничего тревожного в процессе развития крохи, необходимо тесно сотрудничать с квалифицированным специалистом. Роль врача тем более значима, чем серьезнее степень недоношенности ребенка. И в этом случае не нужно уповать на небеса. Если участковый педиатр по объективным причинам не устраивает родителей, будет гораздо лучше, если они воспользуются своим законным правом и выберут другого врача.
Особенно тщательным образом должно отслеживаться возможное возникновение проблем, с которыми наиболее часто сталкиваются недоношенные дети: последствия раннего появления на свет, к сожалению, имеют место.
Как реабилитируют недоношенных деток
Внутренние органы и системы недоношенных детей к моменту рождения еще остаются недоразвитыми, что влияет на жизнедеятельность ребенка и выраженность основных рефлексов. У недоношенного ребенка, с экстремальной массой тела основной, сосательный, рефлекс, может полностью отсутствовать. Но такое явление встречается крайне редко, в большинстве случаев он очень слаб. Кормят таких деток с помощью специальных бутылочек, а для выработки сосательного рефлекса проводится массаж.
Недоношенные детки сразу после родов переносятся в специальные боксы, в которых поддерживается определенная температура и уровень влажности. У деток, не прошедших до конца завершающий этап своего развития, отсутствует терморегуляция, потовые железы еще не функционируют. У деток с низкой массой тела существует высокий риск перегрева, поэтому их необходимо содержать в особых условиях, с постоянной температурой в 36 градусов.
Во время родов ребенок, проходя по родовым путям, испытывает колоссальные нагрузки, с которыми недоразвитому организму очень тяжело справиться. Из-за мягких, смещенных костей головы, внутричерепное давление поднимается до критических отметок, что чревато развитием крайне серьезных патологий – кровоизлияния, эпилепсии, ДЦП, судорожного синдрома.
Для предотвращения развития необратимых последствий, деткам проводится реабилитационная терапия, которая включает специальные массажи и введение медикаментозных препаратов.
Центр терморегуляции у недоношенных детей
Еще не сформировался окончательно. Недоношенные детишки с трудом вырабатывают тепло, и легко мерзнут. И напротив, перегреть недоношенного кроху очень легко, поскольку потовые железы еще не заработали в полную силу. Поэтому сразу после рождения таких детей помещают в специальные кувезы, где поддерживается одинаковая температура – около 36 градусов. Для различных манипуляций в кувезе предусмотрены отверстия, к бортикам подключаются различные приборы и датчики (температуры, влажности воздуха, контроля дыхания, артериального давления и сердцебиения). Иногда кувезы снабжают водяными матрасами – это должно напомнить детишкам состояние, когда они плавали в амниотической жидкости. В кувезе дети защищены от инфекций (ведь иммунитет недоношенных малышей очень сильно снижен). Когда кроху выпишут домой, его также надо будет беречь от инфекций, не допуская контактов с другими (кроме родителей и педиатра) людьми.
Проблемы развития недоношенных детей
Дыхание
При незрелости дыхательной системы в легких недоношенного ребенка недостаточно сурфактанта – это особая белковая «смазка», которая предотвращает слипание легких при выдохе. В результате малышу приходится тратить много энергии, чтобы расправлять легкие заново, и это может стать причиной дыхательной недостаточности.
Из-за недостаточной вентиляции легких состояние может усугубляться вторичными инфекциями, которые приводят к пневмонии.
Чтобы избежать таких осложнений, если есть риск преждевременных родов, беременной вводят специальные препараты, стимулирующие созревание дыхательной системы плода.
Нервная система
Формирование структур головного и спинного мозга, отделов нервной системы завершается к концу второго триместра беременности. Однако процесс миелинизации (покрытия нервных волокон оболочкой, которые отвечают за проведение нервных импульсов) происходит в третьем триместре и продолжается после рождения. Поэтому у недоношенных детей, как правило, нарушено проведение импульсов к различным органам и тканям. Именно с этим связана несостоятельность многих жизненно важных функций у таких малышей.
Пищеварительная система
Нарушение передачи нервных импульсов приводит к затруднениям продвижения пищи по желудочно-кишечному тракту – нарушается его моторика. Это затрудняет переваривание и выведение пищи. Кроме того у таких малышей вырабатывается недостаточно ферментов и желудочного сока. Это осложняет переваривание и увеличивает риск дисбактериоза.
Костная система
Недоношенные дети в группе риска по развитию рахита. У ребенка, рожденного раньше срока, еще не завершен процесс минерализации костей. Для предотвращения этого заболевания недоношенным детям, как правило, назначают витамин Д и препараты кальция.
Комментарий специалиста
Верьте в своего ребенка, и у вас все получится!
6.09.2016
для беременных, о новорожденных, методы лечения, физиология Другие статьи автора
Нюансы и различия в развитии недоношенных детей
Невзирая на то, что появление на свет недоношенным может вызвать у ребенка определенные проблемы в развитии, чаще всего никаких отклонений у таких детей в будущем не наблюдается. Основное отличие недоношенного ребенка от доношенного, заключается в том, что все навыки и умения кроха постигает позже, чем его развитые сверстники. К примеру, если малыш рожденный в срок держит головку уже в два месяца, то недоношенный карапуз научится ее держать в три.
Отставание в развитии будет зависеть от состояния здоровья крохи при появлении на свет и от степени недоношенности. Если ребенок родился после наступления тридцать второй недели, то различия в развитии с обычными детьми будут составлять около месяца, а для тех детей, которые появились на свет раньше тридцати недель отставания будет составлять от трех до четырех месяцев.
У недоношенных детей ЦНС также функционирует по-особому. Такие малыши требуют к себе повышенного внимания, так как они пока не могут жить отдельно от организма своей мамы. Недоношенный ребенок постоянно должен чувствовать материнское тепло, поэтому таких малышей зачастую помещают в специальный бокс, в котором поддерживается оптимальная температура и условия для дыхания. Подобная атмосфера позволяет детскому организму корректно развиваться, избегая каких-либо осложнений.
У деток, родившихся раньше срока существуют серьезные проблемы с адаптацией к окружающей обстановке. Чтобы помочь малышу быстрее привыкнуть к миру, в который он попал, необходимо окружить его заботой и создать комфортную для него атмосферу. До годовалого возраста, родители недоношенных детей должны проводить с ними много времени, при этом не ограничивая общения малыша со сверстниками, так как оно позволяет крохе быстрее освоить некоторые навыки, глядя на то, как другие дети уже пользуются ими в повседневной жизни.
Если за недоношенным карапузом правильно ухаживать, кормить его качественным питанием и обеспечивать ему комфортную атмосферу для роста и развития, то он быстро догонит сверстников, избежав каких-либо отклонений в развитии.
Позвольте малышу направлять ваше взаимодействие
Сначала, когда вы пытаетесь смотреть на ребенка и говорить с ним, он может глядеть в другую сторону, засыпать или становиться вялым. Ваш малыш подает сигнал о том, что он не готов смотреть, слушать и двигаться одновременно. В этом случае, сократите ваше взаимодействие, просто позволив ему смотреть на ваше лицо. Позднее вы можете тихо и мягко нашептывать ему, чтобы малыш следил за медленными движениями вашей головы из стороны в сторону. Но до поры до времени уважайте сигналы, подаваемые вашим ребенком, отводя взгляд или сохраняя тишину. Вы даете ему время, чтобы подготовиться к более активному взаимодействию. Кормление является особенно трудным для многих слабых младенцев, поскольку оно требует большой концентрации при совершении нескольких действий одновременно. Возможно, лучшая стратегия в течение этого периода — сохранять тишину. Ваш малыш даст вам понять, когда он сможет справиться с большей стимуляцией.
Как выглядит недоношенный ребенок
Внешний вид ребенка, который поспешил родиться на свет раньше положенного срока, имеет ряд отличий. В первую очередь, о недоношенности свидетельствует состояние кожи. Она очень тонкая, сквозь нее видна вся капиллярная сеточка, цвет кожи – синевато-красный.
Ручки, ноги, спинка и лицо покрыты мелким пушком, который впоследствии исчезнет. Пупочная впадина располагается не посередине животика, а в его нижней части. Нарушены пропорции тела – голова у недоношенного ребенка очень большая по отношению к остальным частям тела.
Хрящи ушей очень мягкие и тонкие. Родничок имеет очень маленькие размеры, так как кости черепа еще не встали на место. У девочек малые половые губы не прикрыты большими губами, у мальчиков мошонка имеет ярко красный цвет, яички еще не опустились и находятся в брюшной полости.
Этапы выхаживания недоношенных детей
Первый этап выхаживания — это уход и присмотр медперсоналом в роддоме. В крупных перинатальных центрах есть специальная реанимация для таких новорождённых
На этом этапе важно, чтобы малыш не переохладился, поэтому врачи прикасаются к нему только тёплыми руками, заворачивают в подогретые пелёнки, и даже пеленальный столик предварительно подогревается
Второй этап — это выхаживание малыша в отделении патологии больницы. В современных отделениях мамы могут находиться вместе с детьми. Ребёнка каждый день взвешивают, измеряют рост и окружность головы. Как только новорождённый достигает в весе заветных двух килограммов, его выписывают домой. Если же есть какие-то отклонения в здоровье, малыша оставляют в отделении патологии до полного выздоровления.
И, наконец, этап третий: наблюдение на дому. Врач и медсестра детской поликлиники должны осмотреть ребёнка в первые сутки после выписки. Затем медики будут периодически навещать младенца, следить за его состоянием и развитием и давать рекомендации по уходу родителям. Влажность около 70%, комфортная температура 20-22С, проветривание помещения, подогретая примерно до 39С вода для купания: всего этого требуют недоношенные дети. Этапы выхаживания включают в себя, прежде всего, медицинский контроль и особое, внимательное отношение мамы и папы к ребёнку.
Когда недоношенный ребенок догонит сверстников
— В каком возрасте недоношенные дети обычно выравниваются относительно сверстников? Как долго они требуют наблюдения и лечения?
— Чем меньше вес, с которым родился ребенок, тем длительнее, как правило, первый глобальный этап реабилитации. Если со здоровьем обычного ребенка все проясняется примерно в год, то недоношенному малышу надо к этому сроку прибавить те три-четыре месяца, которые ребенок “не досидел” внутриутробно, то есть только в полтора года мы можем делать какие-то приблизительные выводы.
Но реально возраст, до которого максимально активно ведутся реабилитационные мероприятия, — это 18–24 месяца. В первую очередь они касаются слуха, зрения и двигательного развития. Первые два года жизни — это тот самый сенситивный период, когда мы еще можем что-то принципиально изменить.
В дальнейшем для детишек, у которых остаются те или иные неврологические проблемы, будут в большей степени нужны специалисты психолого-педагогического звена. Хотя мы и сейчас стараемся, чтобы буквально спустя один-два месяца после выписки из стационара психологи и логопеды начинали работать и с мамой, и с ребенком — это нужно для развития речи.
Здесь такая закономерность: все, что можно сделать с моторной сферой, делается до трехлетнего возраста. А дальше на базе специализированных психолого-педагогических центров с детишками продолжают заниматься педагоги и логопеды, развивая в большей степени психическую сферу.
Результаты этой работы мы оценим, когда ребенок пойдет в школу: станет понятно, к чему мы пришли как с точки зрения социального развития и поведения, так и с точки зрения возможностей обучения.
Конечно, эти результаты могут быть разными — в зависимости от степени поражения центральной нервной системы и от развития высших психических функций, то есть мышления, восприятия, памяти. Если ребенок может учиться в общеобразовательной школе, о нем, как правило, и не знают, что он родился раньше срока. Например, вместе с моим сыном учатся дети, которые были глубоко недоношенными, а теперь по итогам начальной школы — отличники.
Поэтому резервы и ресурсы совершенно точно есть даже у глубоко недоношенного ребенка.
Недоношенные дети: что говорит доктор Комаровский об их развитии по месяцам?
Врач-педиатр Евгений Олегович Комаровский в своих статьях отмечает, на что обращать внимание родителям, если у них родился недоношенный ребёнок. В первый месяц развитие рано рождённого малыша происходит медленно
В это время важно обеспечить его грудным молоком, поэтому Комаровский рекомендует матерям по возможности сцеживать его и стимулировать лактацию. В больнице поддерживается максимальная стерильность и постоянная температура и влажность
Родителям стоит быть готовыми к тому, что в первый месяц малыш будет слабым и неактивным
В первый месяц развитие рано рождённого малыша происходит медленно
В это время важно обеспечить его грудным молоком, поэтому Комаровский рекомендует матерям по возможности сцеживать его и стимулировать лактацию. В больнице поддерживается максимальная стерильность и постоянная температура и влажность
Родителям стоит быть готовыми к тому, что в первый месяц малыш будет слабым и неактивным.
Дальнейшее развитие детей различается в зависимости от степени недоношенности. Ребёнок 1-й и 2-й степени в это время уже будет пытаться держать голову, однако этот период всё ещё характеризуется быстрой утомляемостью. В отличие от малышей 3-й и 4-й степени, он уже может концентрировать свой взгляд на предмете
Однако в любом случае, ребёнку в этом возрасте важно быть в контакте с мамой, даже если от него нет видимой реакции.
По Комаровскому, на 3-м месяце развитие недоношенного малыша характеризуется нарастанием мышечного тонуса. Таким деткам не рекомендуется спать на животе, но можно поворачивать головку вправо или влево. Дети 1-й и 2-й степени уже могут держать в ручке не слишком большой предмет.
На 4-м месяце развития недоношенный ребёнок учится самостоятельно удерживать головку и уже может поворачивать её, услышав маму или папу. Комаровский рекомендует в этот период обратиться к услугам массажиста, который поможет укрепить слабые мышцы и расслабить слишком напряжённые (обычно в ручках).
На 5-м месяце, по Комаровскому, ранние детки уже начинают приближаться в своём развитии к рождённым вовремя, у них постепенно нормализуется вес и показатели роста. Они радуют родителей осознанными улыбками, играют с погремушками и с любопытством рассматривают окружающий мир.
На 6-й месяц развития ребёнок 1-й и 2-й степени недоношенности по своим параметрам роста полностью догоняет сверстников. Он может самостоятельно переворачиваться со спины на живот, а особо активные малыши уже учатся и возвращаться обратно. Дети 3-й и 4-й степени тоже совершают попытки перевернуться, а также живо реагируют на звук маминого голоса.
На 7-м месяце, по Комаровскому, малыши уже стремятся учиться ползать, и у некоторых это начинает получаться.
8-й месяц развития интересен попытками ребёнка сесть, которые, скорее всего, будут удачными для детей 1-й и 2-й степени недоношенности. Но поскольку поддерживающие позвоночник мышцы ещё слабые, спинка будет изгибаться в дугу. Не стоит переживать по этому поводу, со временем она окрепнет.
Комаровский выделяет 9-й месяц как начало активной жизни ребёнка — он уже может довольно быстро ползать и осваивать окружающее пространство, по-пластунски или на четвереньках. Кто-то уже начинает попытки вставать или перемещаться вдоль стенки.
Не стоит забывать и о речевом развитии. На 10-м месяце недоношенный ребёнок уже может произносить какие-то простые слоги и понимает, чего от него хотят родители.
Наконец, завершаются работы Комаровского о развитии недоношенных детей годовалыми малышами. К этому времени, вне зависимости от степени недоношенности, они, как правило, уже ничем не отличаются от других ребят того же возраста — ни физически, ни психологически.