Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки
К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.
- Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
- Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
- Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
- Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.
Психоэмоциональное развитие
За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.
По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике
Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание
Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.
Все индивидуально
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!
Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
Развитие семимесячного крохи
В этом возрасте выделяются прикладные способности. Теперь ребенок не только впитывает новое, но и учится применять это в жизни. Он умеет различать крупные предметы и показывает их. К концу месяца в норме у него развивается навык хождения. Малыш уже может недолго держать свое тело на весу и способен стоять с поддержкой.
Семимесячный ребенок умеет сидеть самостоятельно. Он с радостью бросает игрушки и стучит ими. Кроха легко переворачивается на живот и обратно. Это настоящий непоседа, которому сложно усидеть на месте.
Теперь ребенок может довольно длительное время находиться один в кроватке и лепетать. Но больше всего он любит исследовать лицо мамы руками, листать книжки и пробовать собирать пирамидку.
Читайте подробнее: Все о навыках ребенка в 7 месяцев
На пути к первому юбилею
Вот сколько всего умеет делать ребенок в полгода. В следующем полугодии его навыки развиваются еще более стремительно. Из грудничка малыш быстро превращается в «ползунка», а затем и в «ходунка».
Возраст (мес.) | Движения | Умения | Эмоции | Речь | Интеллект |
7 | Сидит без опоры, может перевернуться на живот и обратно. Ползает на четвереньках. Любит бросать предметы. Перекладывает их в руках, стучит ими по поверхностям. | Пьет из чашечки в руках взрослого, хорошо кушает с ложечки. Подолгу может «мусолить» сухарик, баранку. | Хочет быть центром внимания. Но теперь – для совместных игр. | Активно лепечет. Произносит четкие сочетания слогов («ба-ба», «да-да», «ма-ма») | Понимает простые причинно-следственные связи (смотрит, куда упадет брошенная игрушка, ищет глазами дверь на кухню, когда голоден) |
8 | Поднимается на ножки по опоре. При поддержке переступает ножками. Активно ползает. Уверенно сидит. | Тянет руки к своим вещам, узнавая их. Держит в руке и ест хлеб. | Начинает бояться незнакомцев, боится потерять близкого человека из поля зрения. | Слогов и слогосочетаний в лепете становится все больше. | Начинает все вокруг исследовать и изучать (особенно устройство игрушек). Ищет выпавшую из рук игрушку. |
9 | Держится за опору одной рукой, переступая, хватаясь свободной рукой за игрушку или другую опору. Подолгу сидит и ползает. | Пьет из чашки в руках взрослого, придерживая ее руками. Может держать ложку. Не хочет отдавать предмет из рук. Готов приучаться к горшку. | Испытывает множество эмоций (страх, удивление, радость, гнев). Стремится увлечь взрослых своими играми. | Появляются первые указательные «слова». Понимает просьбы и запреты. | Отделяет себя от взрослого, считает себя самым главным. Развивается память. |
10 | Может стоять без опоры или поддержки. Передвигается по опоре или толкая стул. | Катает мячик, собирает пирамидку, возит машинку. Поднимает упавший предмет | Появляется чувство юмора. Любит играть в прятки. Расстраивается, услышав запрет. Контактирует с другими малышами. | Повторяет за взрослыми слоги. Может произносить первые слова (мама, дай, там) | Развиваются все ощущения: становятся острее зрение, слух, вкус, обоняние, тактильное восприятие. Улучшается память. |
11 | Уверенно стоит без опоры, расставив ножки, удерживая равновесие руками. Ходит с поддержкой. | При захвате предмета, игрушки раскрывает ладошку соответственно его размерам, показывает пальчиком туда, где его что-то заинтересовало. Может набирать еду ложкой. | Понимает, что взрослыми можно манипулировать, и пытается делать это. Может кивком головы обозначить «да» или «нет». | Знает несколько простых слов, может повторять новые за родителями | Настойчиво добивается цели, многократно повторяя действие. Появляются признаки сюжетности в игре с игрушками (кормит куклу, укачивает мишку, перевозит груз на машине). Осмысливает всю получаемую информацию. |
12 | Самостоятельно приседает, наклоняется за игрушкой. Преодолевает ступеньки приставным шагом. Проходит сам несколько метров. | Самостоятельно пьет из чашки, может пользоваться ложкой. | Испытывает кризис первого года жизни, связанный с «отделением от взрослых» из-за освоения навыка ходьбы. Становится капризным и непослушным. | Может произносить несколько простых слов и несколько подражательных. Понимает, о чем речь, даже если не видит предмет. | Начинает понимать обобщающие категории предметов (мебель, транспорт, пища) или игрушек (мячи, машины, кубики, куклы). Начало формирования произвольного внимания. |
Развитие ребенка от десяти месяцев до года
На данном этапе у малышей появляются любимые игры. Развитие ребенка по месяцам от 10 месяцев до 1 года отличается следующими моментами:
1) ребенок может стоять с поддержкой и переступать с ноги на ногу;
2) перекладывает погремушку из одной ручки в другую;
3) понимает слово «нет», машет ручкой при прощании
4) говорит первые простейшие слова;
5) полазает, пытается залазить наверх, учиться делать первые шаги;
6) может стремиться кушать самостоятельно, пользуясь ложкой;
7) боится незнакомых людей.
Развитие ребенка первого года жизни становится для его родителей самым увлекательным и беспокойным периодом
Взрослым важно помнить, что каждый малыш развивается по-своему. У кого-то навыки характерные для того или иного возрастного периода появляются чуть быстрее, а у кого-то медленнее
Календарь развития ребенка по месяцам дает вам лишь примерный ориентир.
Психомоторное развитие ребенка
При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. – их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.
2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.
3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление – воспроизведение гласных звуков.
4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки – начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.
5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться – с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма – до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.
6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» – с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания – 9.5 мес.).
6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.
7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.
8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста – до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.
9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.
11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.
Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие – залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.
Ребенок в первый месяц жизни
Один из важных аспектов развития малыша – это прикладывание к груди матери через несколько часов после рождения. Еще в роддоме, как считают детские врачи, формируется «неразрывный эмоциональный контакт» между матерью и младенцем. Проявляется он в понимании его состояния и потребностей даже на расстоянии.
Малыша привезли домой, и начинается сложный период адаптации и привыкания. Новорожденный спит почти круглые сутки, до 20 часов. Во время сна происходит развитие и рост до 2-3 см в месяц, а организм адаптируется к новым условиям. Те немногие моменты, когда младенец не спит, он активно машет ножками и ручками.
В течение месяца основные виды деятельности – еда и сон. К первоначальному при рождении весу прибавляется еще 600-700 гр
Очень важно буквально с этих дней формировать режим питания малыша. Специалисты советуют 6–7 кормлений в сутки через 3-3,5 часа, ночью желательно увеличить время между приемами пищи до 5-6 часов
Некоторые мамы придерживаются другой точки зрения и прикладывают младенца к груди при первых признаках беспокойства. Получается до 12 кормлений в сутки, число которых уменьшается с ростом ребенка.
Нередкие спутники малышей первого месяца жизни – колики и вздутие живота. Так новорожденный организм приспосабливается к новым условиям питания. Помогут избавиться от них массаж животика или прием некоторого количества укропного отвара.
Появившись на свет, малыш уже имеет некоторые рефлексы, помогающие в адаптации к новым условиям. Например: сосательный, хватательный, плавательный и другие. Детские врачи внимательно следят за наличием тех, которые дают толчок к развитию нервной системы. Часть рефлексов пропадает по мере взросления ребенка.
Что может ребенок в конце первого месяца:
- фиксировать ненадолго взгляд на предметах;
- лежа на животе, делать попытки поднять голову;
- прислушиваться к громким звукам, вздрагивать;
- узнавать голос мамы, ее прикосновения, и реагировать в ответ;
- пытаться общаться с мамой первыми звуками.
Первый месяц младенец общается с миром посредством плача. Это его реакция на то, что не устраивает или не нравится: он голоден, у него мокрый подгузник, что-то беспокоит. Окружающим малыша людям нужно уделять ему много внимания, быть терпеливыми и заботливыми.
Второй месяц
Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.
У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.
- В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
- Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
- Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
- Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
- Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
- Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
- Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
- В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>
Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!
Развитие ребенка в 12 месяцев
Вашему малышу уже исполнился годик и это прекрасное время для подведения итогов. Конечно, ребенок такой же беззащитный и требующий внимания и заботы, но с каждым днем он все больше проявляет себя как самостоятельная личность.
В физическом развитии крохи имеются небольшие метаморфозы: вес ребенка становится больше на 350 г, а рост ребенка увеличивается на 1,5 см.
Изменения происходят и в режиме дня: кроха спит днем только один раз, а период бодрствования повышается до пяти часов.
Основные навыки крохи, которому исполнился год:
- Произносит уже около 10 слов.
- Ходит самостоятельно.
- Бурно выражает эмоции.
- Может кусать и жевать твердую пищу.
- Активно использует посуду во время еды, к примеру, ложку или чашку.
- Демонстрирует привязанность к родным людям.
- Может отказываться от непривычной еды или от тех блюд, которые он употребляет достаточно часто.
- Понимает, что говорят взрослые.
- Различает животных.
- Демонстрирует свое чувство юмора.
Стоит отметить, что теперь кроха не просто пытается ходить, он выполняет и другие действия одновременно: что-то тянет, несет или толкает. Для взрослого человека – это обычное дело, а для малыша – настоящая победа. При этом если у ребенка что-то не выходит, он просит о помощи окружающих.
Купание годовалого ребенка превращается в забавную игру, во время которой он проявляет активность: брызгается, использует в воде разные предметы: резиновые уточки, рыбки, мячики.
Ребенок продолжает экспериментировать. На этот раз в поле его исследований попадает собственный голос: кроха бормочет, выкрикивает, поет. Особенно ему нравится это делать сразу после пробуждения
Таким образом, ребенок привлекает внимание родителей
Палитра эмоций вашего малыша также становится более разнообразной. Годовалый ребенок уже научился обижаться, проявлять сострадание, может сам заплакать, чтобы вызвать жалость.
Малыш в возрасте года прекрасно понимает значение слов «спать», «купаться», «гулять» и осознает, какие действия последуют за этим. Результатом такой детской сознательности может стать истерика или, наоборот – радость. Если малыш выражает возмущение, старайтесь не реагировать на это, а спокойно поговорите с ребенком. Выполнять просьбы малыша следует только после того, как он полностью успокоиться. Это в последующем избавит вас от манипуляций со стороны крохи.
Полная версия статьи: Развитие ребенка до года : Что умеет ребенок в 12 месяцев
Отклонения в развитии
Из нашей статьи про календарь развития ребенка по месяцам до года вы узнали, что каждому навыку соответствует определенный возраст малыша. Развитие ребенка по месяцам предусматривает определенный график его достижений в физическом, эмоциональном и психическом плане. Но что же делать, если кроха отстает и как своевременно распознать такие отставания?
Родителей крохи, которому исполнился год, должны насторожить следующие явления:
- малыш не умеет ползать на четвереньках;
- не может сделать шаг, держась за руку;
- не может удержать несколько предметов в своей ручке;
- не говорит даже слогами;
- не реагирует на музыку;
- не использует ложку во время еды;
- не хочет выполнять просьбы родителей и не реагирует на них;
- не гримасничает перед зеркалом и не обращает внимания на отражение.
Именно эти проявления должны заставить родителей незамедлительно обратиться за консультацией к педиатру и в последующем выполнять все его предписания, чтобы улучшить ситуацию. Малышу могут назначить процедуры, массажи, а также специальные развивающие занятия. Немало важную роль имеет серьезность подхода со стороны родителей и близких ребенка: мало занятий и процедур, которые кроха будет проходить в специальном центре или заведении, нужны и домашние занятия, чтобы закрепить результат.
Мы рассмотрели, как происходит развитие ребенка до года с момента самого рождения. Это один из самых стремительный этапов в жизни малыша и его родителей. Далее будет не менее интересно: малыш продолжит закреплять приобретенные навыки и осваивать новые.
Нормы развития ребенка до 1 года: таблица роста и веса
Предлагаем ознакомиться с таблицей, которая указывает, каким должно быть развитие ребенка по месяцам. Детский рост и вес – важные показатели, благодаря которым врачи определят, что малыш нормально развивается. Слишком маленький рост или очень большой – не сухие цифры. Они позволяют предположить либо опровергнуть возможность некоторых заболеваний младенца. При взрослении ребенка, доктора будут следить за его здоровьем, также частично опираясь на эти параметры.
По этой причине новорожденного тот же час взвешивают и измеряют, занося в медицинскую карту эти показания. Впоследствии родители минимум раз в месяц посещают педиатра, чтобы контролировать рост и вес малыша.
Зачастую при рождении мальчики крупнее девочек. Диапазон нормы для мальчиков и девочек колеблется от 2800 до 4000 г. Рост от 46 см до 56 см. Цифры условные – здоровый ребенок может родиться и при других показателях.
Рост и вес малютки не соответствует среднестатистическим данным? Паниковать рано. Если в здоровье и самочувствие младенца отсутствуют отклонения, то эти индивидуальные показатели для него являются нормой.
Считается, что изначально мальчики рождаются выше девочек, но если родители малышки высокие, то она может превосходить в росте среднестатистического мальчика.
За первый год жизни кроха прибавляет в росте примерно 20-25 см. Далее он будет расти медленнее, и такой заметной прибавки уже ждать не приходится. Детский рост увеличивается довольно хаотично. Замечена даже сезонная динамика: многие родители замечали, что именно за лето малышу удается «вытянуться» интенсивнее, чем в иное время года.
Примечательно, что наиболее отдаленные от головы части тела растут стремительней. Пример: рост стопы интенсивнее роста голени, а та тем временем растет быстрее, нежели бедро.
Кроме роста и веса врачи обращают внимание на прочие параметры. Измеряется окружность грудной клетки, головы
Средние показатели для окружности головы: 34-36 см. Окружность груди обычно на пару сантиметров меньше. Через 4 месяца показатели сравниваются, и впоследствии окружность груди превосходит окружность головы. Если измерить окружность груди годовалой крохи, она составит около 48 см, а показатели головы на 1-3 см меньше. Цифры усреднены – телосложение детей разное, как и форма головы, поэтому некоторые отклонения от нормы допустимы.
Сколько ребенок должен прибавлять в росте по месяцам:
- С 1-го по 3-й: около 3,5 см каждый месяц (в целом около 10 см);
- С 3-го по 6-й: около 2,5 см каждый месяц (в общем примерно 7,5 см);
- С 6-й по 9-й: около 1,8 см ежемесячно (в целом около 5,5 см);
- С 9-го по 12-й: около 1 см каждый месяц (в общем 3 см).
Для многих оказывается открытием, что при выписке из роддома ребенок нередко весит меньше, чем при рождении. Не волнуйтесь – это естественное событие. Причина: потеря воды через кожу и легкие, мочеиспускания, мекония (речь идет о первородном кале темного цвета).
К 5-му дню жизни у большинства младенцев происходим максимальная потеря веса. В норме к 8-10 дню малыш весит, как и при рождении. Он не может восстановить потерянное к этому сроку? Возможна инфекция или врожденная патология.
Заметив, отклонение в детском развитии (вес или рост), отправляйтесь на консультацию к педиатру для определения причины.
Рост и вес крохи имеет прямую зависимость от питания, общего качества жизни, наследственности. Последний аспект очень важен. У высоких родителей, дети зачастую тоже отличаются высоким ростом. Прибавка в весе зависит от питания. Что значит «хорошее качество жизни»: приемлемые бытовые условия, прогулки на свежем воздухе, массажи, игры с родителями, солнечные ванны, развивающие упражнения, благоприятная эмоциональная атмосфера в семье.
Двенадцатый месяц
Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.
В год малыш чаще всего начинает ходить.
Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.
- Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
- Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
- Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
- Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
- Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.
Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.
Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше
Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.
На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.
Месяц первый
Когда новорожденный проводит первый месяц дома — он адаптируется к внешнему миру. Он только начинает привыкать к условиям, отличным от утробы матери. Поэтому первый месяц считается питательно-сонным. Так как кроха беспрерывно спит (около 20 часов из 24 в сутки), и ест мамино молоко по требованию, а это очень часто.
В этот период очень важно создать все необходимые условия для комфорта малютки. Температура не должна быть слишком теплой или холодной, пеленки должны меняться по мере необходимости, а кормление своевременным
При этом ошибочно полагать, что малыш не развивается в первый месяц. Да, конечно, его силы в большей степени уходят на адаптацию, но это и есть развитие. А чтобы развитие ребенка проходило правильно, ребенка должна окружать любовь и ласка (разговоры, колыбельные, игры, касания теплыми руками).
Что малыш уже умеет в месяц:
- Замечать игрушки ярких цветов, следить за их перемещением, поворачивать голову на звуки. Кстати говоря, первый цвет, который увидит «маленький» — красный.
- Развивать зрение ребенка через следящие движения стоит все равно. В этом поможет перемещение игрушки красного цвета (расстояние 30 см.) от лица крохи слева направо, снизу вверх.
- Проверить слух малыша можно перемещением погремушки с несильно резким звуком от одного уха к другому.
Первый месяц жизни малыш еще помнит врожденные рефлексы. Конечно, пропадают они до 4 месяцев, но о них стоит знать:
- Рефлекс сосания. В этот период малыш может тянуть все в ротик, так как рецепторы вкуса развиты сильнее, чем даже у взрослых. Так дети знакомятся с новым;
- Водный. Новорожденный отлично помнит плавательные движения. Проверить это можно, вот только из рук выпускать дитя не стоит;
- Хватательная рефлекторика. Когда мы касаемся этой малюсенькой ладошки пальцем, кроха тут же ее сжимает;
- Поиск груди. До 4 месяцев ребенок еще не знает максимально точно, где мамина грудь, но в памяти заложено, что если коснуться его щечки, он потянется к ней автоматически;
- Рефлекторное умение ходить. Как бы удивительно это не звучало, но малыш помнит еще, какими должны быть движения ног. Поэтому поставив его на ножки (придерживая), он станет ими шевелить, будто бы ходит. На самом деле, пойти он не сможет, так как физически его тело к этому не готово, но память штука сложная. В любом случае, скоро грудничок забудет рефлексы и нужно будет учиться им заново.
Совет родителям: некоторые детки в месяц готовы немного приподнимать голову лежа на животе, для них это тренировка, но не стоит ее проводить в первые дни дома. Лучше ближе к 1,5 месяцам и совсем по чуть-чуть, заранее обговорив с педиатром.