А если жертва сама виновата?
Дети, которых травят, часто отличаются социальной и эмоциональной незрелостью, уязвимостью, непониманием неписаных правил, несоблюдением норм. Поэтому у взрослых часто возникает соблазн обвинить в травле самого ребенка.
«Учителя, обсуждая проблему школьной травли, предпочитают называть ее проблемой изгоя, — замечает Арсений Павловский. — Но это всегда проблема коллектива, а не жертвы».
Тем не менее возможно, дело не только в злобности окружающих.
«Хорошо бы присмотреться, расспросить учителей, предложить школьному психологу поприсутствовать на уроках и понаблюдать. Результаты бывают ошеломительными. Ребенок в школе может оказаться совсем не таким, какой он дома», — говорит Наталья Науменко.
Родители Сени, русскоязычные иностранные граждане, приехавшие в Россию работать, отдали сына в хорошую школу с доброжелательной атмосферой. Одноклассники начали его бить уже к концу первого месяца. Учителя стали выяснять, в чем дело — и выяснили: Сеня непрерывно ворчал и ругал все вокруг, начиная от школы и кончая мерзкой грязной страной, куда его насильно привезли и оставили жить среди этих ничтожеств.
А с Сашей, веселым и симпатичным подростком, никто не хотел сидеть рядом и работать над совместным проектом. Педагогам даже не сразу удалось выяснить, что дело всего-навсего в личной гигиене: сильно потеющий Саша не любил мыться и менять одежду, а деликатные одноклассники, не объясняя причины, просто уклонялись от общения.
«Если ситуация с травлей повторяется раз за разом в разных кругах общения, можно сделать вывод, что у ребенка есть какой-то дефицит социальных навыков, — говорит Арсений Павловский. — И тогда обязательно надо искать помощь. Но это — в долгосрочой перспективе, над этим нужно работать долго. А здесь и сейчас — надо погасить разгоревшийся пожар».
«В таких случаях, несомненно, нужна работа со специалистами, — советует Наталья Науменко, — и, скорей всего, будет нужно на полгода-год изъять ребенка из школьной среды. От такой социализации все равно никакого толку не будет.
Часто для того чтобы избавить ребенка от неприятных переживаний, не так уж много и нужно. Купить сыну-подростку внеплановые штаны, чтобы из-под ставших короткими брюк не торчали волосатые щиколотки. Не заставлять второклассника ходить в школу в колготках, даже если маме это удобно: кальсоны — не дефицит и стоят не дороже. Не водить восьмиклассницу в школу и из школы, если дойти можно пешком и не через криминальный район».
Это не значит, что надо поступаться принципами, если дело действительно в них: речь, скорее, о том, чтобы эти принципы и соображения удобства не делали из детей посмешище.
Ребенка не надо переделывать в угоду окружающим: если вылечить хронический насморк или хотя бы научить ребенка пользоваться носовыми платками, чтобы не текли из носа сопли, — относительно реально, то заставить его похудеть гораздо труднее. Нельзя внушать ребенку, что его можно не любить и преследовать за его инакость. «Так формируется чувствительность к внешней оценке, — говорит Наталья Науменко. — Нельзя подгонять свои качества под оценку других людей, не с этого конца надо формировать самопринятие».
Это не детская проблема
Многие взрослые помнят это по себе: все против тебя, весь мир. Учителям все равно, родителям жаловаться нельзя: скажут «а ты дай сдачи», да и всё. Это не лучшие воспоминания. И они вообще никак не помогают, когда жертвой травли становится твой ребенок. Когда-то пережитые боль и злость застят глаза и мешают быть взрослым и умным, заставляют возвращаться в детство, где ты слаб, беспомощен, унижен и один против всех.
Родители, ослепленные болью, выбирают далеко не лучшие варианты заступиться за своего ребенка: стараются сделать больно его обидчикам. Иногда это заканчивается уголовными делами против родителей. Поэтому разобраться в том, как правильно решать проблему «моего ребенка травят в школе», нам помогают профессиональные психологи: Наталья Науменко, патопсихолог из Киева, московский психолог и социальный педагог Арсений Павловский и Элина Жилина, детский и семейный психолог из Петербурга.
Все они единогласно говорят: главную роль в решении проблемы школьной травли должны играть взрослые — учителя и школьная администрация.
«Школа может и должна не допускать травли детей, появления в классах изгоев. — считает Элина Жилина. — Напротив, она может помочь детям развить их лучшие качества, отрабатывать хорошие принципы общения: ведь именно в школе происходит основная тренировка навыков социального взаимодействия
Очень важно, чтобы учителя пресекали травлю на начальных стадиях и не давали ей закрепиться; от атмосферы в школе многое зависит»
Однако, как отмечает Арсений Павловский, «учителя часто, не разбираясь, в чем дело, наказывают того, кого травят. Ребенка дразнили всю перемену, раскидали его вещи, он бросается на обидчиков с кулаками — тут входит учитель, и обиженный оказывается крайним. Бывает, что в травле участвуют успешные дети, которые нравятся учителям, — и учитель не верит жалобам на детей, которые у него на хорошем счету. На самом деле учитель может разобраться в конфликте, выслушать обе стороны и поддержать ребенка, которого обижают. Позиция учителя критически важна. Он вообще должен занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли — и сам не поддерживать ее: не подтрунивать над ребенком, не наказывать его зря. И помогать ему. Во-первых, оказать эмоциональную поддержку. Во-вторых, у такого ребенка часто под удар ставится самооценка и самоотношение — и учитель может ставить его в ситуацию успеха, например, выбирая задания, с которыми ребенок хорошо справится. Он может даже организовать группу поддержки среди детей и предложить детям сделать для одноклассника что-то хорошее.
Увы, учителя обычно не считают нужным вмешиваться в детские конфликты: воспитывать надо дома, а наша обязанность — учить. Тем не менее Закон об образовании возлагает ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся…. во время образовательного процесса» именно на школу (статья 32, п. 3, пп. 3). Лидер в детском коллективе — взрослый. Он определяет рамки поведения и правила у себя на уроке. Он отвечает за безопасность школьников, и если они наносят друг другу побои или психические травмы — это его вина. Школа должна учить не только предметам, но и навыкам социального взаимодействия: договариваться, решать конфликты мирно, обходиться без рукоприкладства».
«В младших классах одни дети дразнят других только при попустительстве учителей. Зачастую учителя не только закрывают глаза на травлю, но и сами ее подстегивают. Учителя — люди, как правило, конформные*, — замечает Наталья Науменко.
Они не принимают чужого, чужеродного, и могут не только неприязненно относиться к кому-то из детей, но и неосознанно провоцировать других детей. Еще хуже — некоторые педагоги пользуются детской враждой в своих целях — для поддержания дисциплины в классе».
Что делать, если моего ребенка травят одноклассники?
Тренер по тайскому боксу советует первым делом успокоиться и постараться узнать подробности того, что случилось.
— Не паникуйте. Попробуйте поговорить с ребенком мягко и спокойно, без прямых вопросов, которые могут его спугнуть. Надир Ашуров, президент Федерации смешанных единоборств ММА Екатеринбурга
Психолог согласна с тренером и дает несколько советов, как общаться с ребенком, если его травят или притесняют:
— Контролируйте свои эмоции. Если ребенок поймет, что вы подавлены или сильно злитесь, он может закрыться.
— Если молчит, то скажите: «Понимаю, что многим детям трудно говорить о таком, мы поговорим, когда ты будешь готов».
— Если ребенок маленький, то спросите: «Не обижают ли мишку в детском садике?»
— Не обещайте, что вы никому не расскажете, потому что следует как можно скорее поставить учителя и администрацию школы в известность и при необходимости оповестить других родителей.
— Попробуйте вместе с ребенком придумать варианты выхода из ситуации (пусть он тоже участвует, он уже сполна ощутил свою беспомощность, помогите ему вернуть контроль над ситуацией).
— Дети и подростки, переживающие травлю, нуждаются во взрослых. Мама с папой должны верить в них, сохранять надежду, направлять их в трудный момент и советовать альтернативные варианты.
— Нужно сразу обратиться к специалистам. Потому что если ребенка травят — значит проблемы не только в психике ребенка, но прежде всего в семье. Кроме того, надо, чтобы с ребятами в классе также поработали психологи, иначе на место жертвы выберут другого.
— Одиночество и изоляция от сверстников — главные последствия буллинга. Следовательно, нужно вернуть ребенка в коллектив: отдать его в кружки, секции. Родителям надо больше общаться с ребенком, чтобы дома была добрая и дружелюбная атмосфера
Постарайтесь переключить его внимание на увлечения и хобби. Учите его защищаться: отдайте в неагрессивный спорт (плаванье, лыжи)
Ребенку требуется много любви, поддержки, заботы. Рассказывайте о себе, своей жизни, ходите в интересные места, чтобы расширить кругозор ребенка.
— Когда обижают ребенка, у взрослых возникает много агрессивных желаний. Вы можете долго разбираться с зачинщиками, но при этом забыть поддержать ребенка или что-то поменять в семье, чтобы сделать ребенка более уверенным в себе. Поэтому в каждом отдельном случае лучше разрабатывать план действий индивидуально с психологом. Марина Березина, психолог
Преподаватель напоминает, что обо всем обязательно нужно рассказать классному руководителю и преподавателям в кружках. Если проблема стоит действительно очень серьезно, можно организовать мини-педсовет с учителями — это поможет решить конфликтную ситуацию.
Ребенок должен знать, что ни в коем случае нельзя отвечать на агрессию агрессией, считает педагог. Самосуд и групповая разборка не решат проблему. Кроме того, применение физической силы может повлечь непоправимые последствия, которые повлияют на будущее обеих сторон. Лучше всего поговорить с обидчиком наедине и попытаться убедить его в неправоте. Но этот способ не работает при групповой травле — в этом случае ребенку следует обратиться за помощью к взрослым: учителям, администрации учебного заведения, родителям.
Если конфликты доходят до драк, школьнику может быть необходима физическая защита. Тогда он должен быть все время в поле зрения учителей-предметников, и в течение учебного дня они должны передавать его друг другу. Администрация школы также должна опекать такого ученика, возможно, даже сопровождать из школы домой.
Если меры не приносят результата, можно перевести подростка в параллельный класс. Если и это не помогает, и травля продолжается — переводите ребенка в другую школу.
— Ребенку надо объяснить, что самое главное — чтобы он не реагировал остро на ситуацию, когда его обижают и унижают, так как любая неправильная реакция (крик, желание устроить потасовку, драку и др.) может вызвать еще большую жестокость и агрессию обидчиков. Эдик Петросян, учитель
А вот тренер старой закалки Владимир Русанов считает, что сила играет значительную роль, особенно у мальчиков-подростков, которые пытаются самоутвердиться в коллективе и встроиться в школьную иерархию. И что у ребенка должны быть старшие товарищи, которые в случае чего могли бы защитить слабого.
— Я своим говорю: если слабого обижают — подойдите разберитесь. Не бейте никого. Просто отведите в сторонку и по-мужски поговорите. Владимир Русанов, тренер по боксу в ДЮЦ «Юность»
Что можно сделать с обидчиками
Если ребенка бьют,нужно обращаться в травмпункт,проходить медицинское освидетельствование,сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет(за тяжкий вред здоровью — после 14,по Уголовному кодексу РФ,ст. 20).
Если буллинг только эмоциональный,доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю,а если учитель отрицает проблему — к завучу,директору,в РОНО,Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов,чтобы прекратить насилие.
Травля вредит здоровью и успеваемости
22 % учеников средних классов жалуются на снижение успеваемости из-за травли.
Жертвы травли в 2-3 раза чаще страдают головной болью и болеют. У всех участников травли — и обидчиков, и жертв, но особенно у жертв — значительно выше уровень мыслей о самоубийстве и самоповреждении, чем у их благополучных сверстников. Мальчики, подвергающиеся травле, наносят себе физические повреждения в четыре раза чаще, чем те, кого не травят.
(По данным ABC News; Национального центра исследования самоубийств, Ирландия; Уорикского университета, Великобритания; Национального альянса психических болезней NAMI, США).
Долгосрочный эффект травли
Хотя мальчики оказываются в ситуации травли в два с лишним раза чаще, чем девочки, долгосрочный эффект оказывается более тяжелым у девочек. У них чаще, чем у мальчиков, развивается посттравматическое стрессовое расстройство — реакция организма на психическую травму. Таким расстройством страдают жертвы терактов, ветераны, пришедшие с войны, люди, пережившие войны, геноцид, природные катастрофы. Клиническая симптоматика этого расстройства наблюдается примерно у 28 % мальчиков и 41 % девочек, которых травили в школе.
Девочки, побывавшие в роли жертв, во взрослом возрасте чаще лежат в психиатрических клиниках и принимают нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты, причем это никак не зависит от того, были они психически здоровы на момент начала травли или нет.
Травля в школе, как и домашнее насилие, увеличивает риск возникновения у жертвы пограничного расстройства личности.
Жертвы школьной травли независимо от их пола вдвое чаще сверстников подвергаются побоям во взрослом возрасте.
(По данным исследований, проведенных в Университете Або, Финляндия; Университете Ставангера, Норвегия; Институте клинической медицины в Тромсё, Норвегия; совместного исследования Уорикского университета, Великобритания, мюнхенского Университета Людвига Максимилиана, Германия и Гарвардского университета, США).
Фото шахмат Татьяны Дружининой
Группы риска
В группу риска по умолчанию попадают не такие как все. Например, в Москве это, прежде всего, мигранты — приезжие иной нации, вероисповедания или просто дети, которые плохо говорят по-русски. Потом это ребята, которые необычно выглядят: слишком полные, слишком худые, рыжие, конопатые и т.д. Затем дети из малообеспеченных семей, плохо одетые. К 7-му классу, когда уже всплывают вопросы сексуальной ориентации, если случился аутинг (публичное разглашение информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека), то ЛГБТ-ребенка скорее всего затерроризируют.
Ещё я к своему удивлению заметила, что в группу риска часто попадают самые красивые девочки в классе
Работает это так: она не уделила внимание тому, кто претендует на власть, и он организует любую манипуляцию, чтобы её унизить. Такие случаи еще раз подтверждают, что от буллинга на самом деле никто не застрахован, и нужно быть внимательным ко всем, чтобы вовремя успеть понять, что с ребенком происходит что-то неладное
Как поддержать ребенка
Если травля уже есть,то это повод обратиться к психологу,причем разбираться надо сразу всей семьей.
Покажите,что вы всегда на стороне ребенка и готовы помогать ему,разбираться с трудностями до самого конца,даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
Постарайтесь уничтожить страх. Ребенок боится и обидчиков,и учителей,которые могут наказать его,если он даст отпор или пожалуется. Расскажите,что его самоуважение важнее,чем мнение одноклассников и учителей.
Если ребенку не хватает возможностей для самоутверждения в школе,найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби,спорте,дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости,то есть достижения.
Сделайте вообще все,что поможет поднять ребенку самооценку,чтобы он поверил в себя и в свои силы.
Как распознать буллинг
Нужно быть предельно внимательными ещё и потому, что в России дети чаще всего не склонны говорить о своих проблемах, поскольку наша школа — это авторитарная система бесконечной власти взрослого, которая чаще используется для наказания, а не для помощи. У подростков нет доверия к учителям или психологам, как зачастую и к родителям, маленькие люди с опаской прячут свои переживания в себе. Но есть невербальные приметы, по которым можно определить, что ребенок стал жертвой буллинга.
Например, ты называешь фамилию ученика, и весь класс хохочет. Это тревожный знак. Если ребенок смеется вместе со всеми, то все нормально. Если нет — что-то пошло не так. Опять же нужно понимать, что есть дети-интроверты, которые с первого класса ни с кем не общаются, это нормально, и так будет до выпуска из школы
В этом случае не надо обращать внимание на его комфортное одиночество. Но если ребенок был всегда в компаниях, а сейчас он один — это значит, что его исключили
Если ребенок всегда был веселым и хохотливым и вдруг закрылся. Любое немотивированное изменение поведения говорит о том, что что-то не в порядке. Сюда же относится резкое ухудшение интереса к учебе и отметок, категорическое нежелание ходить в школу, симуляция болезней.
Есть и совсем откровенные проявления буллинга: насыпать земли в рюкзак, испачкать куртку или сменную одежду, украсть ботинки. Ассортимент огромный. Все не перечислить. Нужно просто быть внимательнее к подобным вещам, потому что в школе нет ничего тайного. Если иметь оптику, все прозрачно. Я, например, просто сидела на уроках и смотрела, как дети взаимодействуют. Двух уроков вполне достаточно, чтобы понять, кто здесь исключенные, где здесь самый яркий лидер, где коалиции, как поделена власть. В этом вообще функция школьного психолога: ты все видишь, понимаешь, что происходит в школе, многое можешь предугадать. Но психологи обычно не выходят из своих кабинетов, хотя антибуллинг, семинары и проработки — это зона их ответственности. А если происходит что-то плохое, то им нужно это сразу верифицировать и разбираться.
Как распознать депрессию и суицидальные настроения
Чтобы не допустить трагедии и вовремя заметить депрессию или суицидальные наклонности у ребенка, необходимо, как и в случае с буллингом, обращать внимание на немотивированное изменение настроения: например, он всегда был веселым, а теперь стал подавленным и унылым. Сигналом может служить и изменение режима питания: если ребенок резко потолстел или похудел
Сюда же относится и потеря сна, симуляция болезней и падение успеваемости. Тревожный знак, если ребенок перестает строить планы на будущее, появляется обреченность в глазах. Детям я советовала насторожиться, если их друзья вдруг начинают раздаривать свои ценные или любимые вещи, совершать какие-то полупрощальные акты (письма, извинения за старые обиды и проч.). Это явное свидетельство того, что ребенок думает о самоубийстве.
Часто смерть близких, друзей или питомцев ведет к депрессии и суицидальным мыслям. А если в классе уже кто-то наложил на себя руки или даже просто попытался, то каждого ребенка нужно внимательно мониторить. Потому что случившийся рядом суицид — это огромный груз (в том числе и вины), который ложится на всех. Там депрессия просто гарантирована всему сообществу, особенно его рефлексирующей части.
Бывает, дети сами открыто говорят о суициде, о том, что им надоело жить
Но у нас в обществе на это есть какая-то укоренившаяся и ужасно неправильная реакция: «Это он просто привлекает к себе внимание!». Неправильно учителя относятся к татуировкам и ярко-крашеным волосам, расценивая их как демонстративное поведение или самовредительство
Это чудовищное заблуждение. Если вы думаете, что это ещё один способ привлечь к себе внимание, так дайте человеку это внимание. Не будьте такими жадными и поделитесь любовью с теми, кому она так необходима
Неправильно учителя относятся к татуировкам и ярко-крашеным волосам, расценивая их как демонстративное поведение или самовредительство. Это чудовищное заблуждение
Если вы думаете, что это ещё один способ привлечь к себе внимание, так дайте человеку это внимание. Не будьте такими жадными и поделитесь любовью с теми, кому она так необходима
Что почитать и посмотреть
Антибуллинговая программа «Травли NET», разработанная командой некомерческой благотворительной организации «Журавлик». Здесь можно найти полезные материалы по теме, а также купить качественный антибуллинговый треннинг-игру для школ.
Школа безопасности «Стоп Угроза». Это всероссийская сеть частных школ, которая проводит онлайн и офлайн тренинги по детской безопасности.
Некоммерческое партнерство содействия развитию детей и подростков «Перекресток плюс». Этот проект начинался в 2000-е с работы с девиантными и сложными подростками, которых психологи-энтузиасты буквально собирали по подвалам. Очень сильная экспертиза, много консультаций и тренингов (в том числе и бесплатных). И отличная программа по работе с подростковыми депрессиями.
Советую всем педагогам и психологам посмотреть хрестоматийный сериал «13 причин почему». Он ярко раскрывает переживания и проблемы, которые могут привести к подростковой депрессии и суициду.
Директорам школ, преподавателям и обязательно психологам советую принять участие в «Зимней школе педагогов и директоров», 2-5 февраля. Где обсудим тему: «Безопасность как основа устойчивого развития образовательной организации».
Если вы знаете другие полезные площадки, материалы, организации, которые занимаются детской безопасностью и предупреждением насилия, пожалуйста, оставьте ссылки в комментариях, чтобы у школ и педагогов было больше ресурсов, к которым можно обратиться.
Подписаться на канал
«Школьная команда»
Почему травят?
Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».
Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы.
Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.
Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки.
Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.
Как учителю прекратить травлю в классе
В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться
Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:
Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе
Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.
Сформулируйте правила поведения в группе – скажите детям, как им можно друг с другом общаться, а как нельзя
Перед педагогом не стоит задача сделать участников травли лучшими друзьями, достаточно будет того, чтобы они научились цивилизованно друг с другом сосуществовать, не причиняя друг другу боль и страдания. Не стоит ждать, что дети запомнят эти правила сразу
Но если вы сами будете им следовать, постоянно акцентировать на них внимание и следить за их соблюдением, у детей не будет возможности их забыть. Социальный психолог Альберт Бандура, создатель теории социального научения, говорил о том, что дети следуют за поведением взрослого.
Ситуация травли не прекратится сразу, потому что дети не умеют действовать по-другому
Чем старше дети, тем сложнее им научиться вести себя иначе. Будьте настойчивы и постоянно возвращайтесь к правилам поведения на уроке.
Отслеживайте позитивные изменения в поведении детей, потому что позитивное подкрепление работает лучше, чем негативное. Детям важно знать, что у них что-то получается, и видеть, что учитель замечает их успех и хвалит их даже за небольшие продвижения.
Разработайте дальнейшую стратегию
Выясните, какова политика школы в отношении травли. Какие методы используются для профилактики буллинга и борьбы с ним? В зависимости от возраста вашего ребенка, серьезности происшествия и вашего доверия к учителю (и его отношений с ребенком) для начала, скорее всего, следует потребовать, чтобы ребенок поговорил с сотрудниками школы.
“У нас в школе это исключено”. Но травля не закончится, пока не вмешаются взрослые
Мы стремимся поддерживать своих детей, где это возможно, в том, чтобы при решении повседневных проблем они продумывали свое поведение в той или иной ситуации и умели действовать уверенно и самостоятельно (или с товарищем). Но если эти стратегии не работают или ситуация усложняется, придется обращаться к школьному персоналу, выбирая более прямой и реактивный подход.
Если вы чувствуете, что правильнее настоять на том, чтобы ребенок разобрался сам (с вашей поддержкой), прочитайте следующий раздел. Но не следует забывать, что буллинг подразумевает иерархию власти и ребенок может оказаться не в состоянии изменить ситуацию без поддержки сотрудника школы. Что бы вы ни решили, вполне вероятно, вы предпочтете поговорить с классным руководителем
Важно сообщить ему, о чем рассказал ребенок. При наличии доказательств предоставьте их
Если травля длится уже какое-то время, полезно вести записи об инцидентах. Узнайте, какие меры предпримет школа для разрешения ситуации. Обе стороны (вы и школа) могут начать обвинять друг друга, поэтому лучший подход — совместное решение проблем до того, как кто-либо пострадает или попадет в еще более неприятное положение.
Как остановить буллинг
Работа со случаями буллинга проходит поэтапно, и в нее нужно включать всех: администрацию школы, и сторонние организации, и родителей абьюзера, и родителей того ребенка, которого буллят. Нужно обязательно проводить классные и родительские собрания, открыто обсуждать ситуацию. А ребенка, которого буллили, необходимо от этого разбирательства максимально оградить и всячески поддерживать (пусть он неделю посидит дома, это нормально)
Очень важно дать ему понять, что он не виноват, и взрослые сами со всем разберутся
Что происходит у нас в 90% случаев: когда ребенка травят, классная руководительница ему говорит: «Ты, наверное, плохо с ними общаешься, тебе нужно с ними найти общий язык». Или: «С тобой что-то не так». Это неправильные нарративы, которые только усугубляют ситуацию. Я видела много детей, которых родители даже отправляли к платному психологу, чтобы они совершенствовали свои коммуникативные навыки и потом тренировали их на буллерах. Это душераздирающее зрелище. Ребенок подходит к своему обидчику и говорит: «А давай вечером пойдем гулять?» Но это абсолютно бессмысленно, потому что для абьюзера это как красная тряпка для быка, он только больше распаляется
В случаях буллинга, как и в любых конфликтах неравных сил, очень важно, чтобы их решала внешняя авторитетная сторона — учитель, директор школы, психолог или родители
Чтобы коварные подростки понимали, что насилие им с рук не сойдет. Нужно выносить сор из избы, проповедовать ненасильственную коммуникацию и то, что все равны и никто не выше. Защитниками этих принципов должны выступать все взрослые: классные руководители, социальные педагоги, педсовет, директор, органы опеки и родители.
Все знают: никто разбираться не будет, поэтому в школах происходит то, что происходит. Даже в случае мордобоя скажут: «Помиритесь!» Рядом посадят или в одну проектную группу. Тогда буллер просто расцветает, потому что чувствует свою безнаказанность. В самом запущенном случае все может закончиться суицидом жертвы.