Трудные родители
Что делать, если ребенок кусается в садике по причине нервного срыва? Дайте ему возможность успокоиться, спокойно уведите его в спальню, доброжелательно предложите отдохнуть. Это прием не имеет ничего общего с запиранием ребенка в туалете – сочувствующий голос, спокойные манеры воспитателя и аргумент отдохнуть подействуют на малыша в положительном ключе. Если к приступу гнева присоединилась истерика, дайте дошкольнику стакан воды. Нет смысла что-то объяснять, пока малыш не пришел в себя. Пугать тоже не стоит, иначе получите новую порцию слез и отчаяния.
Ребенок кусается в садике чаще всего по двум причинам: у него «перегорели» нервы ли он избалован. Исходя из этого, и нужно подбирать ключик к воспитаннику. Если с маленьким нарушителем первого типа можно договориться, подхваливая его и нажимая на чувствительные «кнопки» (доброту, благородство, мужество, восхищение кем-либо из взрослых – папой, например), то с баловнем бороться трудно.
Родители, избравшие тактику «наш ребенок самый лучший и он всегда прав», вряд ли помогут педагогу и не отреагируют на замечания адекватно.
В коррекции агрессивного поведения ребенка главный аргумент взрослых – спокойствие, твердость, уверенность, решительность и последовательность. Держите такого потенциального «грызуна» на виду, особенно если накал страстей растет. Повышайте его статус в глазах товарищей. Уверенные в себе дети решают конфликты другими методами.
Почему малыш до года начинает кусаться?
Детские психологи считают, что причины укусов детей в 1 год сильно отличаются от тех, которые побуждают малыша к таким действиям до года.
Это связано с формированием психоэмоционального характера крохи. В год малыш практически осознанно совершает действия данного характера.
Обратите внимание! Считается нормой, когда кроха до года кусается во время кормления.
Реакция малыша на ситуации может быть оправдана психологическим, физическим или эмоциональным состоянием, возрастом.
В основном первые попытки укусить сверстника или родителя проявляются в семимесячном возрасте. Такие действия больше напоминают механическое смыкание челюсти, нежели полноценный укус.
Почему кроха кусается до года:
Возрастные особенности | Причины укусов |
8 месяцев | Проблема с укусами людей, себя связана с прорезыванием зубов и зудом десен. Дискомфорт от набухших десен и зуда в процессе прорезывания зубов, заставляет кроху буквально все грызть и кусать. Для частичного решения проблемы используют специальные игрушки-прорезыватели и мази, которые снимают болевые ощущения |
9 месяцев | В 9 месяцев проблема с прорезыванием зубов может только усугубиться, поэтому причины такого проявления, как укусы, полностью оправдана |
10 месяцев | Может остаться, как привычка, которая сформировалась в процессе проблем с ростом и прорезыванием зубов. Острой потребности в разминании десен уже нет |
11 месяцев | В этот период укусы носят игровой характер. Крохе интересна реакция других на действия. После укуса малыш с любопытством вглядывается в лицо «жертвы». Уже стоит объяснять малышу, что данное действие недопустимо |
Как бороться?
Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.
Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца — прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.
Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» — кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.
Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».
Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц — надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.
С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу
И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию
Если он щипается и дерется
Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.
Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.
Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом
Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира
Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
Сочувствуйте пострадавшему. Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
Поддерживайте, но не одобряйте. Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.
Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.
Почему ребенок кусается в детском саду
Итак, ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не считает подобное поведение дурным.
В первом случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой сложнее. Кроме того, если родители само не понимают того, что ребенок ведет себя неподобающим образом, да еще могут высказать свои претензии воспитателю – мол, наш ребенок самый хороший, самый лучший и т. д. и имеет право вести себя так, как ему захочется, то проблема усугубляется. Помимо перевоспитания ребенка, приходится вести воспитательные беседы и с родителями.
Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное обращение к руководству детского сада с просьбой об исключении кусающегося ребенка из учреждения. Конечно, для исключения хулигана родителям нужно быть настойчивыми, ведь не всегда заведующая прислушивается к их мнению, но защитить свои малышей все родители имеют полное право. В определенных случаях помогает обращение в прокуратуру и органы опеки.
Что нельзя делать родителям
В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.
Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.
Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.
- Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
- Резкое прекращение игры. В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
- Политика игнора. Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
Пустое «нельзя». Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ».
Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
- Лишение развлечений. «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
- Телесные наказания. Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.
Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.
Зеркальный ответ. Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!
Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.
Что делать дальше?
Запоминаем основные правила борьбы с кусачестью и не отходим от них ни на шаг:
- Строго и справедливо реагируем на все «фортели» карапуза. Любые негативные действия и попытки кусить, толкнуть, пнуть и проч., следует пресекать мгновенно.
- Изучаем причины поведения малыша. Этот пункт, наверное, даже можно поставить первым. Анализируйте ситуацию! Если вы поймете, в чем причина кусачести чада, то вам будет проще исправить ситуацию.
- Если ребенок демонстративно игнорирует родительское «это нехорошо», ищите компромисс. Не опускайте руки.
- Если вы что-то запретили чаду, доводите воспитательный процесс до его логического завершения в обязательном порядке. Слово «нет» должно быть железным. Запретить и сказать «ай-яй-яй», а потом махнуть рукой, потому что некогда или «ничего страшного» — это ваш проигрыш.
- Проводите беседы с ребенком. Чаще объясняйте про «хорошо и плохо», искореняйте вредные привычки в зачатке, тогда не придется их выкорчевывать потом.
- Будьте строгими, но любящими. Ребенок не должен вас испугаться, ребенок должен вас понять.
- Если кусачесть – это реакция чада на обиду, нанесенную сверстниками, то научите малыша не давать себя в обиду и отвечать обидчиками иными способами. Используйте ролевые игры, разыгрывайте сценки, с помощью которых малыш научится реагировать правильно.
- Присмотритесь к группе, которую посещает карапуз, а также к его сверстникам. Возможно, его учит кусаться кто-то из окружения. Понаблюдайте и за самим малышом – как именно он общается с другими детьми в детском саду, не обижают ли его, не задирает ли он сам всех.
- Обязательно попросите малыша пожалеть того, кого он укусил, и попросить прощения.
- Если кусачесть наиболее активна в детском саду, а воспитатель не в силах усмотреть за вашим чадом по причине большого количества детей, рассмотрите вариант перевода крохи в другой сад. Возможно, частный, где практикуют индивидуальный подход.
- Дайте малышу больше свободного места: личного пространства должно быть много. У вашего чада должна быть возможность выразить себя, сбросить негативные эмоции, остудить чувства.
- Чередуйте активные занятия с ребенком со спокойными. А перед сном не перегружайте нервную систему малыша: за 2 часа до сна – только спокойные игры, за час до сна – купание с лавандой, потом теплое молоко, сказка и спать.
- Всегда поощряйте хорошее поведение малыша. Основные принципы воспитания детей без наказаний
Важно понимать, что кусачесть – это только в первый раз шалость. А потом она может обернуться не только слезами покусанного товарища вашего чада, но и серьезной травмой с наложением швов
Ну, а там недалеко и до судебного иска, поданного родителями пострадавшего.
Как реагировать на то, что ребенок кусается
Эти меры вы можете предпринять, основываясь на ваших догадках о причине кусания ребенка.
Если вы считаете, что ребенок кусается из-за недостатка языковых навыков, вы можете:
- облечь в слова, то, о чем возможно он думает (например: «Маша, ты тоже хочешь покататься на трехколесном велосипеде? Спроси Аню — «Можно мне покататься?»)
- помочь ребенку научиться выражать свои эмоции корректно (если он зол, скажите: «Коля, ты очень зол! Ты очень, очень расстроен». А затем предложите способы справиться с этими чувствами, например, изобразить льва и рычать, рвать газету, попрыгать, ударить диванную подушку или сделать что-то еще, что вы считаете приемлемым)
- поощряйте ребенка, когда он с помощью слов выражает свои желания и чувства: «Ты попросил у меня мыльные пузыри, вместо того, чтобы выхватить их. Молодец, держи».
- позвольте вашему малышу делать выбор в некоторых ситуациях (например, что носить или с кем играть); таким образом, у ребенка появится чувство контроля и это может уменьшить частоту укусов.
Если вы считаете, что ребенок легко устает от переизбытка впечатлений, вы можете:
- выключить телевизор, радио или сделать звук тише
- избегать переполненных людьми мест, таких, как торговые центры в выходные дни, или детские площадки, если на них слишком много детей
- планируйте мероприятия, требующие эмоционального напряжения (покупка одежды, посещение врача) на те моменты дня, когда ребенок сыт и хорошо отдохнул
- если ребенок кусается в детском саду, предупредите воспитателя и других людей, которые остаются с вашим ребенком, о том, чтобы они контролировали поток эмоциональных раздражителей
- крепко обнимите малыша, если почувствовали, что он перевозбужден, не контролирует себя и возможно начнет кусаться (объятие может помочь ему почувствовать себя собранным и успокоить)
- создайте у себя в доме «уютный уголок» с подушками, книжками, мягкими игрушками, где малыш всегда сможет спокойно отдохнуть.
Если ребенок хочет посмотреть, что будет, если он укусит, вам надо:
сразу же строгим безэмоциональным (насколько это возможно) голосом сказать «Не кусайся
Когда ты кусаешься, другому больно»; отвлечь внимание от вашего ребенка, к тому, которого он укусил
помочь ему понять причинно-следственную связь: «Ты укусил Сашу, теперь он плачет. Когда ты кусаешься, другим больно
Кусаться плохо».
Если ребенку нужна более активная игра:
- включите в распорядок дня «активное время» (прогуляйтесь после завтрака или включите музыку, пока готовите обед, и пусть ваш малыш танцует вместе с вами)
- убедитесь, что в детском саду отводится время для активных игр; нельзя наказывать детей, отнимая у них время активных игр (это может усугубить ситуацию)
- включите в расписание малыша зарядку, можно делать серию активных упражнений перед ужином или упражнения на растяжку перед сном.
Если ребенок переутомлен:
- попытайтесь постепенно передвинуть его время отхода ко сну на 30-60 минут раньше; придерживайтесь такого расписания несколько недель
- введите «тихие часы»; если он не спит днем, пусть отдыхает в кровати, читая или рассматривая книгу, или слушая спокойную музыку
- избегайте активных игр и потенциально стрессовых видов деятельности в дни, когда ребенок особенно уставший
- предупредите воспитателя о том, что ребенок плохо спал или устал, чтобы его не вовлекали в активные игры.
Если у малыша режутся зубки, или развиваются жевательные рефлексы, вы можете:
- дать ему пожевать прорезыватель или прохладную салфетку
- устраивать перекусы (например, морковные палочки) через равные промежутки времени в течение дня.
В каких случаях следует обратиться к врачу
То, что ребенок в год кусается (или 2 лет) — это нормальное явление, но если после трех-трех с половиной лет такое поведение не прошло, число укусов не уменьшается, а увеличивается, следует обратиться к специалисту. Такой врач установит причину склонности кусаться у ребенка и поможет разработать стратегию для решения данной проблемы поведения.
Помните, что быстро такая проблема не решается, но с течением времени, с вашей помощью ребенок перестанет кусаться и научится другими способами выражать свои желания.
Что ни в коем случае не надо делать, когда ребенок кусается
Не следует пытаться пристыдить или жестко наказывать. Такие меры увеличат страх и беспокойство ребенка, из-за чего проблема может усилиться. Такие агрессивные меры не научат ребенка социализироваться и выражать свои потребности другими способами, нежели укусами.
Укусить малыша в ответ — тоже неправильное решение. Это учит ребенка тому, что кусаться нормально, когда ты злой или расстроенный.
Вместо заключения
Нужно помнить, что ребенок в первые годы жизни активно подражает взрослым, учится у них буквально всему на свете. И, воспринимая окружающее некритично, нормой поведения признает именно те действия, которые наблюдает в своей семье.
Если родители ругаются, то и ребенок начнет ругаться, думая, что это хорошо и правильно, и винить его за это нельзя. Естественно, и баловать малыша не нужно: необходимая строгость со стороны родителей развивает у ребенка строгость к самому себе.
Грамотный подход к воспитанию приведет к тому, что ребенок раньше становится «взрослым» и быстрее и лучше начинает понимать, что делать можно и чего нельзя.
Причина вторая. Чувство тревоги
Ребёнок может кусаться в том случае, когда испытывает чувство тревоги или дискомфорта от нахождения в конкретном месте или окружении. Вероятно, ему страшно, или он чувствует себя беззащитным. Если ребёнок кусает детей в саду именно по этой причине, то для решения проблемы родителям нужно окружить его ещё большей любовью и заботой, а воспитателю постараться создать дружественную атмосферу вокруг малыша и, может быть, дать ему немного больше личного пространства. Работникам детского сада следует помочь своему подопечному найти уголок, где он будет чувствовать себя безопасно. Если кроха ходит в сад совсем недавно, нужно дать ему время для адаптации. Пусть возьмёт с собой в группу любимую игрушку или другую вещь из дома, которая даст ему чувство уверенности и спокойствия.
Опыт выживания: зачем детям детский сад
Группа в детском саду — маленькое первобытное общество. Дошкольники еще не обладают той степенью культуры, чтобы цивилизованно договариваться. Они ранжируются на животном уровне. Толкаются, пихаются, отнимают друг у друга игрушки. И, конечно, кусаются — всеми силами отвоевывают свое место в коллективе.
Детсадовский период, как показывает системно-векторная психология, необходим для полноценной социализации любого ребенка. Малыш, взаимодействуя с ровесниками, на практике выясняет, что у окружающих есть свои желания, которые невозможно игнорировать. Учится защищать свои права среди равных, и взрослые должны помочь делать это более адекватными способами.
Тут важно понимать, по какой причине ваш малыш стал кусаться. Возможно, это естественный и недлительный этап развития
Иногда «виновником» может стать оральный вектор ребенка. Такие дети нуждаются в инициации своей наиболее чувствительной зоны, которой является рот. Именно они первыми начинают кусаться. Здесь нет устремления нанести вред, но и поощрять такое поведение не следует. Они также очень любят целоваться и болтать без конца.
Категории детей, которые часто кусаются
Психологи выделяют несколько категорий детей, которые могут кусаться с наибольшей вероятностью, чем другие категории детей:
Дети, склонные к подражательству, которые нередко копируют поведение родителей, других детей или животных. Своими действиями они могут копировать кого-либо из группы садика, дома или повторяют манеры животных, живущих с ребенком или увиденных в книгах или фильмах.
Дети с чрезмерной эмоциональностью, которых переполняют эмоции, причем как негативные, так и позитивные
В силу незрелости эмоциональной сферы они не могут выразить все свои ощущения словами, переходя на телесный уровень.
Дети, обделенные лаской и любовью, которые таким образом пытаются привлекать к себе внимание, чтобы их заметили дети или взрослые. Если рядом не окажется предметов или людей, которых можно укусить, такие дети могут причинять вред сами себе, кусая себя за руки или ноги.
Агрессивные малыши, имеющие проблемы с поведением и волевой сферой
Если подобные вспышки агрессии, несмотря на все усилия родителей, не пропадают после трех лет, необходимо обследование у невролога и психиатра, это могут быть отклонения в развитии, эндокринные или хромосомные патологии. Высокий уровень агрессии могут давать лишние хромосомы и уровень половых гормонов.
Малыши с проблемами жевательной мускулатуры. Нередко тягу к кусанию провоцирует слабость в области жевательных мышц. У таких детей происходит длительное расставание с пустышками, они могут сосать пальцы, а затем и кусаться.
Дети из семей, где часты конфликты. Если малыши растут в обстановке стресса, где выяснение отношение на повышенных тонах – это норма, постоянны ссоры и крики, это может быть стрессом для ребенка. Он подсознательно ищет способы «ухода» из подобных обстоятельств, может начать кусать окружающих или наносит укусы себе самому. Нередко это связано с чувствами вины или подсознательной защитой от агрессии.
Чрезмерно избалованные дети. Таким детям взрослые позволяют любые выходки, в том числе и укусы, мотивируя это термином «он же ребенок».
Малыши, у которых слишком много запретов. Если ребенка постоянно одергивают, и он везде слышит слово «нельзя», попытки кусаться могут стать формой протестного поведения, тогда они могут делать назло или из-за внутренней агрессии, которая длительно подавляется, нет выхода энергии.
Детишки с дефицитом адекватных физических нагрузок. Если малыши мало двигаются, у них нет выхода всей неуемной энергии, которая копится в теле, они могут переносить ее на различные, в том числе и такие действия – щипки, укусы, драки.
Малыши, которые получают удовольствие от укусов и своих шалостей.
Для этих категорий детей психологи советуют целый ряд определенных действий, которые стоит предпринять родителям, чтобы как можно скорее избавиться от столь болезненной привычки.
Профилактика вредной привычки
Почему ребёнок кусает детей? Потому что его не хвалят родители. Вовремя сказанное одобрительное слово предотвратит появление желания укусить. Нужно хвалить кроху, когда его поведение соответствует вашим просьбам, к примеру, если он угощает сверстников, делится игрушками, считается с желаниями других, проявляет терпение.
В нужный момент обняв ребёнка, можно помочь ему ассоциировать своё неагрессивное поведение с приятными ощущениями. Скоро кроха поймёт, что лучше получать позитивную реакцию на своё миролюбивое поведение, чем негативную – на искусанных сверстников.
В свою очередь, родители и работники детского сада должны своим примером показывать малышу, как следует справляться с гневом и раздражением.
Хорошим методом профилактики являются ролевые игры с ребёнком. Вот несколько тем для таких психологических тренингов:
- У ребёнка отбирают игрушку.
- Малыш рассердился.
- Кроху ударили или обозвали.
- Ребёнку страшно.
Целью таких занятий является возможность научить малыша выражать эмоции исключительно словами, без пускания в ход зубов.
Воспитатель сказал, что ваш ребёнок кусает детей. Что делать с этой проблемой? Нужно помочь малышу. В первую очередь следует попробовать разобраться с причиной, вследствие которой у малыша появилась эта вредная привычка. Дальше главной задачей родителей является устранение этого фактора, влияющего на поведение крохи. Взрослые должны запастись терпением и проявить свою мудрость в решении этой проблемы
Главными помощниками в этом станут внимание, объятия и поцелуи. Уверенный в себе ребёнок, которого часто и по делу хвалят, не станет решать вопросы, кусая других детей
И помните, что любовью избаловать нельзя. Благодаря этой статье у вас обязательно получится превратить злого “кусаку” в самого лучшего “целоваку”.
Почему он это делает?
Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.
- Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
- Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
- Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
- Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.
Кто кусается?
Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.
Итак, кто же склонен кусаться?
Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
Дети, которым не хватает внимания и любви
В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
Агрессивные дети
Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.
- Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
- Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
- Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
- Дети, которым просто нравится кусаться.