Ваш ребенок скоро идет в детский сад?

Плюсы детского сада

– Насколько для детей важно ходить в детский садик?

– Каждая семья решает этот вопрос индивидуально, в зависимости от своей позиции в отношении детсада и своих возможностей. Поэтому надо знать о плюсах и минусах дошкольных учреждений. Если знать минусы, можно за этими моментами внимательно наблюдать и находить выходы.

Я бы рекомендовала родителям, которые совсем против садика, хотя бы за год до школы отдать ребенка туда, потому что, во-первых, он сможет там социализироваться, а во-вторых, его там подготовят к школе, все-таки в детских садах хорошо организована такая подготовка. С академической точки зрения родители, конечно, могут сами заниматься дома с ребенком, и у кого-то это получится прекрасно, но родители не могут научить его взаимодействовать с другими детьми. В саду ребенку встречаются дети с разными моделями поведения, и он учится, как вести себя с совершенно разными по темпераменту и характеру сверстниками. Я много общаюсь с учителями, и, по их рассказам, они сразу замечают, кто из детей не посещал садик. По наблюдению учителей, такому ребенку непросто влиться в коллектив, а кроме того, у него не очень хороший иммунитет, и он чаще болеет, чем те, кто посещал детский сад.

– Многие родители считают, что их детям хватает общения со сверстниками, поскольку они гуляют вместе с ними во дворе и т.д.

–  В саду он будет общаться с большим количеством детей, чем во дворе. Если родители совсем не хотят отдавать в садик, я бы рекомендовала записать такого ребенка в какой-то командный вид спорта или в театральную студию, где есть общение со сверстниками и командное взаимодействие.

Если же продолжать перечислять плюсы сада, то ребенка там обучат правилам, которые ему тоже понадобятся потом в школе. Ведь когда маленький человек выходит за пределы дома, он попадает в социум, а социум функционирует по правилам. В саду он привыкает к определенному режиму, он понимает, что за чем следует, появляется предсказуемость действий. Многие родители потом рассказывают, что после посещения садика их малыш начинает убирать за собой игрушки, свою тарелку после того, как поел, и т.д. Ему сказали: все, пора заканчивать играть или гулять, и ему это легче дается.

Следующий плюс детского сада — постепенно появляется раскованность. Даже самые стеснительные, робкие дети, которые не хотят вначале выступать на праздниках, концертах, становятся смелее и начинают читать стихи перед публикой и т.д. Это поможет ребенку в школе не стесняться поднимать руку или не теряться, стоя у доски. Но хочу подчеркнуть, что если ребенок не хочет выступать перед людьми, то нельзя заставлять его это делать, стыдить или сравнивать с другими детьми.

Еще один положительный момент, что дети в саду много двигаются. Если ребенок не ходит в дошкольное учреждение, то родителям нужно уделять достаточно внимания его физической активности, а далеко не все мамы и папы к этому готовы. Обычно в садах есть разнообразные подвижные игры, в которые нет возможности играть дома: кегли, вращение обруча и др.

Мы уж не говорим о том, что хочешь не хочешь, а в детском саду ребенок учится самостоятельности.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он “считывает” вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик “так хочет в сад”, малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать “пока”). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Сложность №2: смена ролей

Гораздо сложнее ситуация, когда ребенок пошел в сад фактически идеально, а дальше началось сопротивление.

Надо знать, что это один из вариантов привыкания к саду. Не надо думать, что причиной стала какая-то травма. В большинстве случаев это совсем не так.

Это, скорее, про то, что ребенок пошел в сад и увидел, что ничего особо интересного там нет. Эффект новизны прошел – началась рутина, а тут еще ребенок понял, что он не будет в саду таким царем и императором, как дома, и начал сопротивляться.

В таком случае иногда помогает пауза — недельная или двухнедельная — для того чтобы снять эту «аллергическую» реакцию.

Как отдавать ребенка в детский сад: инструкция для родителей

Что надо сделать обязательно, если перед первым походом в садик у вас все более-менее нормально, но есть легкое волнение:

  • взять отпуск на две недели (в крайнем случае нанять няню или привлечь бабушку);
  • договориться в детском саду, чтобы первое время (допустим, первую неделю) у вас была возможность оставаться на территории детского сада, и, как только ваш ребенок начинает сиротливо оглядываться, мама тут же выходит из-за угла;
  • вторую неделю пребывания ребенка в детском саду тоже лучше далеко от него не отходить — не сидеть в садике, но находится где-то совсем рядом;
  • первое время (от недели до двух) оставляйте ребенка в саду только до обеда, за этот срок он полностью адаптируется.

И всегда, а не только первые две недели, пожалуйста, помните, что дети воспринимают мир через взрослых и их оценку. И детский сад тут не исключение. Как только вы начинаете дергаться, садик начинает ассоциироваться с вашим напряжением и “нервами”.

А если по утрам в доме сущий ад, если вы каждый раз орете что-то вроде: “Опять проспали! Вставай скорее! Опаздываем! Одевайся! Где колготки? Ты можешь побыстрее или ты хочешь, чтоб меня с работы выгнали за опоздания?”. В этом случае ребенок, конечно, будет воспринимать садик как что-то проблемное и ужасное.

О том, как важно заранее приготовить одежду и вовремя вставать, думаю, напоминать не стоит. Но попробуйте к тому же настроиться положительно и, собираясь в садик и по дороге туда, излучать спокойствие и любовь

Расскажите, как вы завидуете тому, что он идет в сад, а вы, как лох, туда пойти не можете, ведь вы уже выросли и поэтому вынуждены идти на работу. (И ни в коем случае не надо говорить, что ходить в садик — это его работа. Никакая это не работа! Это игра, прогулки, песни, танцы и прочее.)

Но попробуйте к тому же настроиться положительно и, собираясь в садик и по дороге туда, излучать спокойствие и любовь. Расскажите, как вы завидуете тому, что он идет в сад, а вы, как лох, туда пойти не можете, ведь вы уже выросли и поэтому вынуждены идти на работу. (И ни в коем случае не надо говорить, что ходить в садик — это его работа. Никакая это не работа! Это игра, прогулки, песни, танцы и прочее.)

Да, и не забывайте вовремя забрать ребенка из сада. Потому что, даже если он благополучно провел там день, если всех уже забрали, а за ним никак не приходят, он еще подумает, идти ли туда завтра.

Ну, и последнее про причины, по которым дети не хотят идти в садик, и способы разобраться с этим. Если ваш ребенок здоров, весел, любопытен, жизнерадостен, но не хочет идти в сад — оставьте его в покое: он просто не хочет туда идти.

Придумайте что-нибудь. Найдите способ не превращать детство вашего ребенка в постоянный стресс. Ведь если он так сопротивляется, а вы, пользуясь его зависимостью от вас, ломаете его волю и плюете на его желания — вы уже в раннем возрасте формируете у него неполноценную психику.

И более того: закладываете вероятность развития неврозов и психозов, страхов и тревожности, энуреза и астмы, тиков и диатеза.

Хотя, конечно, может, и обойдется. Вы хотите проверить?

Источники

  • Grigorova E., Ristovska G., Jordanova NP. Prevalence of Phonological Articulation Disorders in Preschool Children in the City of Skopje. // Pril (Makedon Akad Nauk Umet Odd Med Nauki) – 2020 – Vol41 – N3 – p.31-37; PMID:33500374
  • Lee SH. Kindergarten Teachers’ Perspectives on Young Children’s Bullying Roles in Relation to Dominance and Peer Relationships: A Short-Term Longitudinal Approach in South Korea. // Int J Environ Res Public Health – 2020 – Vol17 – N5 – p.; PMID:32155872
  • Beal CC., Flanders SA., Bader SG. Can Children Reduce Delayed Hospital Arrival for Ischemic Stroke?: A Systematic Review of School-Based Stroke Education. // J Neurosci Nurs – 2016 – Vol48 – N3 – p.E2-E13; PMID:27045288
  • Rojmahamongkol P., Weitzman C., Senturias Y., Augustyn M. Attention deficit hyperactivity, fetal alcohol spectrum disorder, or something else: the broad differential of kindergarten suspension. // J Dev Behav Pediatr – 2014 – Vol35 – N5 – p.344-6; PMID:24906036
  • Guimond FA., Brendgen M., Vitaro F., Forget-Dubois N., Dionne G., Tremblay RE., Boivin M. Gene-environment interplay in the link of friends’ and nonfriends’ behaviors with children’s social reticence in a competitive situation. // Dev Psychol – 2014 – Vol50 – N3 – p.956-67; PMID:24040845

О чем еще важно помнить?

На успех адаптации влияет и то, как себя ведут родители после сада. 

— При встрече с ребенком, уделите несколько минут только ему, обнимите, поговорите, только потом переодевайте, — советует психолог. — Обязательно закончите телефонный разговор до того, как зайдете в группу. Забудьте обо всем, три минуты ничего не существует кроме вас и вашего ребенка.
 

— Никогда не спрашивайте у ребенка: «Тебя хоть не обижали?» или «Дети не дерутся?». Так вы показываете ему, что в саду небезопасно, а ведь малышу проводить там 5 дней в неделю по 8-10 часов. Кроме того, это может стать хорошим средством для манипуляции в будущем: «Не пойду в сад, меня там обижают!»

Что делать, если прошло время, а ребенок все равно по утрам плачет?

Психолог уверена, что в большинстве случаев, плохая адаптация — это неготовность самих родителей оставить ребенка в саду. Нужно искать внутренние мотивы в себе или родных.

— Например, мама может не работать или находиться во втором декрете. Ее мучает совесть, что она отправляет ребенка в сад, а сама в это время дома. Ребенок чувствует мамино состояние и становится «болезненным» или совсем «несадовским», чтобы удовлетворить потребность мамы. Конечно, он не думает: «Так, сейчас заболею и останусь с мамой». Это происходит само собой, поскольку внутренние мотивы взрослых передаются ребенку.

Психолог давно заметила, что в тех семьях, где родители уже вышли на работу, а бабушки не могут помочь, дети адаптируются быстрее и легче. От родителей к детям идет посыл: «Без этого никак нельзя, нам это нужно, так будет лучше».

Воспитатель также замечает, что родители порой нервничают больше, чем дети. И эта тревога «передается» ребенку, что тормозит процесс адаптации.

— Если мама спокойно отдает ребенка в сад, а не думает, «как же я оставлю его с чужой женщиной», то и ребенок быстрее привыкает к новым условиям. Ведь существует достаточно сильная связь «мама — ребенок». И то, что мама транслирует ребенку, очень сильно сказывается.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by

Давать ли игрушки из дома?

Первое время можно давать ребенку в сад его любимую игрушку, поскольку так ему будет спокойнее. Воспитатель, правда, упоминает несколько «но»:

— Мы понимаем, что любимая игрушка является напоминанием о доме, она будет успокаивать ребенка, поэтому ничего страшного в этом не видим

Но родителям стоит обратить внимание на то, что в сад можно приносить только пластиковые игрушки, которые можно помыть и обработать. Под запретом мягкие игрушки (по санитарным нормам)

Кроме того, родители должны объяснить ребенку, что его игрушку могут взять другие дети и даже сломать. Малыш должен быть к этому готов, иначе конфликтов не избежать. 

Ход занятия.

Воспитатель: Доброе утро дети. Сегодня, я расскажу вам историю про одного мальчика, которого зовут Никита.

Летом мама повела Никиту в детский сад, но перед этим она рассказала ему что же такое «Детский сад». Мальчику очень понравился рассказ мамы. И вот наступил тот долгожданный день. Сначала Никита очень не любил ходить в детский сад. Утром мама надевает на него штаны и куртку,а он топает ногами и кричит:

– Не хочу одеваться, не ходи на работ. Ненавижу детский сад!

– Тебя же ждут там друзья! Они же будут без тебя скучать! – говорила мама.

– Нет, там много ребят и им не будет скучно! – слёзно говорил мальчик.

Оказалось, что у него в детском саду не было друзей, потому что он целый день сидел один и ни с кем не разговаривал.

Однажды теплым солнечным днём ребята гуляли в садике. Никита сидел на лавочке возле воспитательницы. И вдруг он увидел, что один мальчик стоит около забора и плачет.

Никита слез с лавочки и подошел к мальчику. Он поднял голову и увидел Никиту и перестал плакать. Мальчик и Никита удивлённо смотрели друг на друга.Они помолчали немного и потом Никита спросил:

– А как тебя зовут?

– Дима, – сказал мальчик.

– А меня зовут Никита.

Потом Дима сказал:

– У меня дома есть машинка на пульте управления.

– А у меня, – сказал Никита, – есть железная дорога.

Так они разговорились. Потом они вместе собрали листочки, с прогулки шли тоже вместе – воспитательница поставила их в пару. Дима ростом был выше Никиты, и Никита очень крепко держал его за руку.

Вечером мама пришла за Никитой и сказала:

– Завтра можешь остаться дома – у меня выходной.

Но Никита сказал:

– Я не могу остаться дома, я должен идти в детский сад. А то там без меня Дима будет плакать.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, как Никита полюбил ходить в детский сад?

Ответы детей: Никита нашёл друга Диму.

– А у вас есть в садике друзья?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, когда есть в садике у вас друзья. С ними можно играть. А у нас в группе появился новый мальчик Слава. Он всего пока ещё боится, у него нет еще друзей, он хочет к маме и плачет. Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы его развеселить?

Ответы детей: Поиграть с ним.

Воспитатель: А давайте мы покажем Славе, что в детском саду у нас много чего интересного и очень весело.

Утро в детском саду начинается с приветствия.

Игра-упражнение «здравствуй детский сад».

– Здравствуй, друг!

Становись скорее в круг.

Мы по кругу все идём

И друзей себе найдем.

– Вот и все ребятки пришли в детский сад. Можно заняться гимнастикой.

Весёлая зарядка.

Раз – присели, два – прыжок.

И опять присели.

А потом опять прыжок –

Мы проснулись, потянуться,

Обязательно зевнули,

Ловко ручками взмахнули.

И друг другу улыбнулись.

– А сейчас мы с вами поиграем в подвижную игру «Дружный танец».

(Воспитатель включает песню «Дружба крепкая не сломается)

Дети танцуют парами.

– Молодцы, веселый получился у вас танец. А теперь скажем друг другу «спасибо» за танец.

Подведение итогов.

Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но “за кадром” остается один очень важный человек — мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает.

Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже “рвется” сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сала действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не “слабое” создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за “нытье”. Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие “ноу-хау” есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на “нет”. Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Подготовка ребенка к саду

 – Самое главное, ребенка надо психологически подготовить к детскому саду. Многие родители не уделяют этому должного внимания, они даже не задумываются, ведь им не видна эта проблема заранее. Однако, если ребенок пойдет в садик неподготовленным, для него первый же день в коллективе сада обернется колоссальным стрессом. Стресс тем меньше, чем лучше подготовлен ребенок и чем ближе его возраст к трем годам. Если у мамы есть возможность выбирать, то лучше отдавать примерно в три года, это может быть 2,7 или 2,8 месяца. 

Во-первых, в этом возрасте малыш уже психологически не так сильно зависит от мамы. Он легче прощается с ней, легче остается на какой-то период без нее. К трем годам ребенок уже более-менее самостоятельный. Во-вторых, дети к трем годам уже проявляют интерес к своим сверстникам, могут играть вместе, а не рядом друг с другом. Они уже могут договариваться между собой, играть в сюжетно-ролевые игры

Немаловажно, что к этому возрасту детки уже умеют говорить и могут сказать воспитателю, что им нужно или что им не нравится

– Многие решаются отдать ребенка в сад прямо перед школой, за год или два, это еще лучше?

– Иногда родители говорят: мы были большими противниками детского сада, но, когда ему исполнилось четыре года (или пять), мы увидели, как он тянется к другим детям. И такой малыш идет в сад с большим удовольствием. Конечно, чем старше ребенок, тем проще ему будет в саду.

Когда ребенка собираются отдать в детский сад, его спрашивают: «Ты хочешь пойти туда?», но родители забывают, что он понятия не имеет, что это такое

Очень важно подробно объяснить ему, что его там ждет: ты приходишь в раздевалку, все ребята оставляют там вещи… Там будет группа, где есть игрушки. Мы с тобой прощаемся, я иду по своим делам или на работу, ты идешь в группу, меня рядом не будет какое-то время, потом я тебя забираю, и так далее

Надо попытаться посмотреть глазами ребенка на садик.

Следующий момент подготовки — надо постепенно приучать ребенка оставаться без мамы. Задействовать бабушку, папу или попросить подругу, у которой есть дети, взять к себе вашего ребенка на какое-то время. Некоторые мамы говорят: «Мы идем в садик в сентябре, а мой ребенок так привязан ко мне, мы с ним никогда не расставались!» В этом случае для ребенка сад будет большим стрессом

Очень важно, когда мама привела его в первый раз в садик, не уходить украдкой, тихонечко. Родители иногда очень радуются: малыш чем-то увлекся, и вот сейчас я по-тихому уйду

Но дело в том, что ребенок смело идет в группу, к новым игрушкам, потому что думает, что мама рядом. И для ребенка становится серьезной травмой, когда он оборачивается, а мама исчезла. Уходить нужно всегда в открытую, прощаясь и объясняя малышу: «Я ухожу, но скоро к тебе вернусь».

Как элемент подготовки я советую играть с детьми в детский сад до того, как они туда поступят. В качестве детей в группе могут выступать любые игрушки малыша. Через игру ему можно показать, что его ждет в детском садике.

Я также рекомендую читать с ребенком художественную литературу, книжки про детский сад, сейчас таких много, в них герои — маленькие дети или зверюшки — ходят в садик.

Очень важно заранее перевести ребенка на режим сада: ложиться, обедать и вставать в то время, как это принято в дошкольном учреждении. Нервная система детей не может перестроиться мгновенно, и для них будет большим стрессом резкая смена домашнего режима, ранний подъем, если он привык вставать поздно, и т.д

Также смотрите видео Екатерины Кес «Что важно рассказать ребенку о детском саде»

P.S. Как подготовить ребенка к садику заранее и начать посещение без стресса для ребенка и родителей?Приглашаем вас пройти онлайн-курс «В детский садик без слез»

Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм

Долго прощаться или уходить побыстрее «с глаз долой»?

Ольга Гома уверена, что, заводя ребенка в сад, обязательно нужно с ним попрощаться, а не исчезать незаметно. Если мама просто убегает, пока ребенок отворачивается, его мир рушится, он начинает думать, что самый близкий человек может просто исчезнуть. 

— Если вы говорите ребенку, что будете ждать его за дверью, как иногда говорят мамы, стойте там или не обещайте такое. В противном случае вы просто подрываете доверие к вам.

Нужно обязательно придумать определенный ритуал похода в сад или прощания. Это поможет ребенку начинать день на позитиве.

— Например, можно насыпать корм в птичью кормушку по пути или придумать специальное рукопожатие при прощании. Соблюдайте этот ритуал всегда.
 

Воспитатель подтверждает, что самый сложный момент — это уход мамы. Обычно после прощания дети быстро отвлекаются и занимаются своими делами. 

— Когда утром вы привели ребенка в сад, расскажите, что придете за ним в такое-то время, убедите, что все будет хорошо, поцелуйте и попрощайтесь. Если ребенок плачет и не отпускает маму, тут должен активную роль сыграть воспитатель. Я обычно беру ребенка на руки, жалею его, мы машем маме ручкой и заходим в группу

Там с помощью разговоров и игр я стараюсь его отвлечь, переключить внимание на что-то другое. И обычно уже совсем скоро ребенок играет с игрушками и сверстниками. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий