Боязнь незнакомых людей
Как проявляется. В 7 месяцев малыш может испугаться даже родственников, которых редко видит. Если же незнакомец попытается взять его на руки, кроха громко запротестует, а то и зайдется в плаче. Есть мнение, что таким образом проявляется инстинкт самосохранения ребенка. Для него чужие люди — часть незнакомой среды, от которой он ищет защиты.
Что предпринять? Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка или даже «журить» за его страх. Целенаправленно бороться с подобными страхами тоже не стоит, они ослабеют сами по себе. Это нормальная реакция, связанная с этапом психического развития. Просто не передавайте ребенка слишком быстро на руки незнакомым людям. Позвольте сначала привыкнуть к новому человеку, установить контакт. К 14-15 месяцам подобные страхи пройдут и малыш научится общаться с незнакомыми людьми.
Каша-размазня
Как проявляется. В 7-9 месяцев у ребенка появляется новое развлечение — размазывать еду по лицу, по столу, по волосам, но только не отправлять ее в рот. Малыш вдруг обнаруживает, что если похлопать по каше ложкой, брызги разлетаются во все стороны. Кроха изучает свойства разных продуктов и консистенцию пищи — жидкая, твердая, кашеобразная. К тому же пока еще так мало вещей ему подвластны, а в игре с едой он диктует свои правила.
Что предпринять? Подавите в себе желание отобрать ложку и быстренько накормить кроху, иначе у него может пропасть желание учиться есть самостоятельно. Просто исподволь направляйте ложку ребенка в сторону рта и не обращайте внимания на лужицы из каши и крошки. Обязательно хвалите малыша! К 2 годам он начнет есть аккуратнее.
Часто просыпается
Как проявляется. Около 9 месяцев у младенца снова могут возникнуть проблемы со сном, особенно ночным. Парадокс, но чем меньше малыш спит днем, тем больше вероятность, что его будет труднее уложить и он будет плохо спать ночью. Причинами ночных пробуждений и плача могут стать некоторые болезни, режущиеся зубки, неврологические нарушения, а также страшный сон, который мог присниться крохе. Ведь маленький ребенок не умеет отличать сны от реальности. А еще причина может скрываться в том, что в ближайшее время малыш научится делать что-то для себя новое, например, начнет ходить или говорить. Сейчас он всю энергию устремляет на развитие этого навыка, потому со сном могут быть проблемы.
Что предпринять? Обратите внимание на режим дня младенца. Он должен достаточно спать днем
Продолжайте укладывать его спать, как обычно, пойте на ночь колыбельные, рассказывайте добрые сказки
Очень важно соблюдать привычные ритуалы отхода ко сну. Если со здоровьем у ребенка все в порядке, привычка крепко спать ночью скоро вернется
Все в рот
Как проявляется. Примерно с 4-х месяцев кроха начинает обсасывать руки, ноги и игрушки. Так он получает информацию о том, твердый предмет или мягкий, шершавый или гладкий, можно ли его съесть, ведь задавать вопросы малыш пока не умеет. Это основной способ познавать мир для маленького. Кроме того, между 4 и 7 месяцами у грудничков начинают прорезываться зубы и сильно чешутся десны.
Что предпринять? Держите все потенциально опасные, особенно мелкие предметы там, где кроха не сможет до них дотянуться. Когда малыш начнет ползать, посмотрите на интерьер с высоты роста крохи, а еще лучше проползите по полу по-пластунски: так вы сразу поймете, какие помехи могут возникнуть на пути маленького путешественника и что может быть для него опасно. Примерно в 1,5 года малыш перестанет тащить в рот все подряд.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой
Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Мама, а не папа
Как проявляется. К 8-9 месяцам кроха уже понимает, что мама вовлечена в его жизнь больше, чем папа. Естественно, он будет отдавать предпочтение тому, кого он больше видит и с кем активнее общается.
Что предпринять? Если папа много работает и мало видится с малышом, ему потребуется больше времени, чтобы выработать свой стиль общения с крохой. Нет смысла обижаться на ребенка, который предпочитает маму, и демонстрировать ему свою обиду. Лучше постараться посвящать общению с ним каждую свободную минутку. Совместные прогулки, купание, игры — вот выход из положения. Маме стоит немного отойти на второй план и дать супругу пообщаться с ребенком. Еще один совет: привлекайте папу к кормлению, «выгуливанию» малыша, чтобы кроха понял, что рутинная жизнь — это не только мама.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
А ну-ка подними!
Как проявляется. Если раньше, роняя погремушку, малыш думал, что она навсегда исчезла, то к 9-10 месяцам он догадывается, что игрушка существует даже тогда, когда он ее не видит. И он начинает без конца ронять, то есть «терять» разные предметы и с нетерпением ждет, когда же мама их вернет. Заодно кроха устанавливает причинно-следственные связи: я уронил, мама подняла, я бросил, предмет упал. Но порой он этим злоупотребляет.
Что предпринять? Чем активнее вы участвуете в этой игре, тем больше нравится ребенку развлекаться именно таким образом. Как только вы перестанете поднимать и возвращать брошенное малышу — игра закончится, интерес крохи угаснет. Если малыш начинает ронять предметы во время еды — значит, он наелся и готов приступить к следующему пункту дневной программы. Чтобы каждый раз не наклоняться за «потерянными» игрушками, привяжите их на ленточки и покажите ребенку, как самостоятельно подтягивать их к себе.
Не уходи, а то заплачу!
Как проявляется. Между 10 и 12 месяцами малыш остро переживает даже кратковременное расставание с мамой. Ведь он уже представляет ее мысленно даже тогда, когда мамы нет с ним рядом. Стоит ей пропасть из поля его зрения, как кроха думает, что разлука надолго, и поднимает возмущенный крик.
Что предпринять? Отлучаясь из комнаты, продолжайте разговаривать с малышом. Услышав ваш голос, он поймет, что мама рядом. Возвращаясь, обязательно сообщите об этом: «Я снова к тебе пришла, вот здорово!» Когда нужно уйти из дома, попросите взрослого, который останется с крохой, прийти пораньше, чтобы ребенок успел привыкнуть к переменам. Обязательно попрощайтесь с ним, поцелуйте, попросите помахать ручкой и расскажите, что скоро вернетесь. Трудные расставания могут продолжаться вплоть до детского сада, но дети, которые периодически остаются дома еще с кем-то кроме мамы, легче переживают разлуку.