Влияние музыки на развитие ребенка
- Музыка снижает психическое напряжение, формирует положительные эмоции, что в итоге способствует укреплению психическому и физическому эдоровью.
- Также музыка влияет и на математические способности детей. Она дает возможность развиваться образному мышлению, обучает логике построения, развивает способности восприятия окружающего мира в целом.
- Благодаря влиянию музыки на развитие ребенка, он не только видит, но и воспроизводит увиденное, не только слышит, но и представляет то, что слышит. Таким образом, на все виды восприятия — зрительное, слуховое, чувственное, музыкальный звук оказывает развивающее действие.
- Также идет тренировка памяти — зрительной, слуховой, моторной, образной, ассоциативной. Исполняя, к примеру, «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского, маленький музыкант воочию видит грустный осенний пейзаж. И уже на уроке истории он сможет ясно представить то, о чем говорит учитель. И, соответственно, лучше и быстрее запомнить.
- Кроме того, музыка помогает развитию ассоциативной фантазии, без которой практически невозможно познать другие виды искусства… Нам известны многие исторические личности, чей талант сверкает многосторонними гранями. Способность одного рода занятий дополняет способность к другому. Например, Леонардо да Винчи был известен как скульптор, художник, архитектор, инженер. Он прекрасно пел, был преподавателем пения и одним из первых изучил вокальное искусство.
Каждый родитель, решив дать своему ребенку возможность играть на музыкальных инструментах, дает ему реальный жизненный шанс стать не просто всесторонне развитым человеком, но и иметь успех в выбранной профессии.
Читайте:Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Правила прослушивания звуков природы младенцем
Слушать звуки природы для сна.
Для того, чтобы прослушивание звуков природы и классических произведений, приносило пользу новорожденному, необходимо придерживаться следующих правил:
- Источник звука должен быть расположен на расстоянии не менее одного метра от малыша.
- Запись не должна звучать на протяжении всей ночи, ведь ребенку необходимо научиться понимать, что ночь является более тихим периодом. Прослушивание звуков природы малышом в ночное время не должно длиться дольше 3-4 часов.
- Громкость звуков не должна превышать 50 дБ. Это максимальный показатель, даже если вы пытаете заглушить с помощью звуков природы другие шумы. Для лучшего понимания отметим, что при прослушивании радио на громкости 50 дБ слова будут еле различимыми.
- Младенцу запрещено надевать наушники, даже если последние отличаются высочайшим качеством. Дело в том, что направленный звук может нанести акустическую травму еще незрелому мозгу новорожденного.
- Включать музыку перед сном можно малышам не дольше, чем до 1-1,5 года. При этом громкость звука и время прослушивания следует уменьшать постепенно. Ведь несмотря на то, что звуки природы не вызывают привыкания у детей, они являются ассоциацией отхода ко сну.
Значение музыки в развитие детей.
Музыкальные занятия сами по себе влияют на всестороннее развитие личности, но еще и каждый вид музыкальной деятельности выполняет свое назначение в этом развитии.
- Пение, кроме того что является дыхательной гимнастикой, развивает артикуляционный аппарат, память, речевые навыки, коммуникативные навыки.
- Танцы это правильная осанка, пластика, чувство ритма, физическая подготовка.
- Игра на музыкальных инструментах это музыкальный слух, развитие мелкой моторики со всеми положительными последствиями, терпение и сила воли.
Занимаясь ежедневными музыкальными занятиями, ребенок приучается к систематическому труду, вырабатывая похвальные качества труженика, воспитывая в себе терпение, силу воли, что помогает сформировать мировоззрение и эстетический вкус. Все это обогащает внутренний мир маленького человека.
Исполняя музыкальное произведение, юный музыкант передает мысли и чувства, вложенные композитором в произведение, отражающие тончайшие нюансы музыкальной речи. Благодаря этому умению, ребенок ощущает все тонкости интонаций, тональность и темп разговора с собеседником, что способствует росту его коммуникабельности в обществе. Общаясь с другими людьми, он более остро улавливает эмоциональное состояние и настроение человека, чем его сверстник, не имеющий к музыке никакого отношения.
Умение пользоваться музыкальным инструментом формирует в ребёнке чувство ритма и налаживает координационную связь «слух» — «моторика рук«, что позволяет в хорошем темпе двигаться пальчикам, занимаясь письмом, а также переключиться с одного движения на другое, разделяя при переносе слова на слоги.
Значение музыки в развитии детей хорошо демонстрирует школьная успеваемость,особенно часто ошибки в правописании проявляются у старшеклассников. Они не могут выразить свою мысль, мучаясь над сочинением. Им совершенно не под силу создать структуру текста (разделить на абзацы, которые несут на себе законченную смысловую нагрузку). А их сверстники, владеющие нотной грамотой, и без труда делящие на фразы музыкальное произведение, смогут легко справиться с этой задачей и в письменной речи.
Терапевтический эффект
Влияние классической музыки на умственное и психическое развитие неоспоримо. Классика применяется не только для музыкотерапии, но и при восстановлении тяжелых больных. Исследования проводились на больных, перенесших инсульт. Реабилитационное свойство музыки было полностью доказано в ходе эксперимента.
На развитие детей мелодии также оказывают существенное влияние: лучше развивается визуальное и слуховое восприятие, увеличивается длительность концентрации. Классику необходимо включать гиперактивным детям, малышам с дефицитом внимания
Классика формирует усидчивость, сосредоточенность, что важно при обучении математике, чтению, рисованию и пр
Уроки музыки улучшают успеваемость
Свой вклад в дискуссию о пользе уроков музыки решили внести голландские ученые. В университете VU University Amsterdam (Амстердамский свободный университет) было проведено долгосрочное исследование, результаты которого опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience. «Несмотря на то, что музыка оказывает благотворное влияние на познание, этот предмет исчезает из учебных программ», – говорит Артур Яшке из университета в Амстердаме, ведущий специалист исследования. «Это побудило нас инициировать долгосрочное изучение возможного воздействия музыкального образования на познавательные навыки, которые могут лежать в основе успеваемости», – говорит он. В эксперименте приняли участие 147 детей из разных голландских школ. К их учебной программе начальной школы были добавлены и музыкальные занятия.
Через 2,5 года оценивалась успеваемость детей, а также различные познавательные навыки. Исследователи обнаружили, что дети, в программе у которых были уроки музыки, стали учиться намного лучше по сравнению с другими учениками. Они показали прекрасные результаты в способности запоминать информацию, рассуждать и формулировать мысли, планировать, организовывать и выполнять задания, а также контролировать эмоции. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что познавательные навыки, которые ребенок приобретает на музыкальных занятиях, переходят и на другие предметы, не связанные с музыкальной деятельностью.
Дополнительное доказательство пользы уроков музыки для развития когнитивных способностей предоставили ученые из Лондона. Они выяснили, что показатели по математике, чтению и письму у детей, которые посещали уроки музыки, улучшилась на 10–18 процентов по сравнению с немузыкальными классами.
Многие, наверное, знакомы с теорией о том, что произведения Моцарта повышают интеллект. Но дело здесь не только в музыке Моцарта. Психолог из Университета Торонто Гленн Шелленберг на конференции в Институте мозга в Мельбурне представил данные о том, что уроки музыки повышают IQ. В своем исследовании в течение одного года он тестировал четыре группы первоклассников. В первой дети учились играть на пианино, во второй пели, в третьей получали уроки актерского мастерства, в четвертой не посещали никаких творческих занятий. В конце учебного года уровень IQ вырос у всех детей неодинаково. Самый маленький прирост оказался у группы без творческих предметов – балл вырос на 3,9 пункта, а самый высокий в вокальной группе – на 7,6 пункта.
Занятия музыкой помогают изучать языки
Современные родители хотят как можно раньше научить ребенка иностранному языку. А между тем, его изучение будет намного эффективнее для ученика, знакомого со строением речи музыкальной. Занятия музыкой развивают слух и повышают умение различать оттенки разных тембров и высот. То же самое требуется и при изучении другого языка: мы должны четко слышать звуки речи и чувствовать ее интонацию.
Музыка и речь имеют очень много общего, считает нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская. «Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно… Основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или совсем в тех же местах, где речевые… Музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах
Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь… Я уверена, что каждого ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая и изысканная настройка нейронной сети – и неважно, станет он профессионалом или нет».
Это мнение подтверждает и . Его результаты показали, что музыкальные упражнения могут оттачивать развитие мозга, улучшать языковые навыки и грамотность даже в подростковом возрасте. В течение трех лет специалисты отслеживали успеваемость 40 учеников средней школы. Половина из них посещала уроки музыки, а другая половина проводила это время в спортивном зале. В итоге успехи в языковых предметах были отмечены у всех учеников, но большего достигли те, кто занимался в музыкальных классах. Записи мозговой активности показали у этих подростков более быструю реакцию на звук и большую чувствительность к его деталям.
Влияние музыки на физическое развитие ребенка
Результаты экспериментов, которые проводились на животных, показывают, что под звуки классической музыки куры несут больше яиц, а у коров увеличивается удой. Домашние растения при регулярном «прослушивании» классики лучше растут, быстрее укореняются, чаще цветут. А какое влияние оказывает музыка на физическое развитие и здоровье ребенка?
Еще пятнадцать лет назад выяснилось, что классическая музыка положительно влияет на состояние здоровья недоношенных детей и тех, кто во время внутриутробного развития испытывал кислородное голодание.
Под красивые мелодичные звуки они лучше адаптируются к окружающей среде, быстрее набирают вес, лучше справляются с неврологическими нарушениями. Эти данные были получены в исследованиях Института педиатрии при Российской академии наук.
Кстати, если говорить о физиологии, стоит вспомнить эксперимент японских ученых, проведенный среди кормящих мам, который показал, что музыка влияет на лактацию не только млекопитающих, но и человека. У группы женщин после прослушивания классических произведений в течение двух недель лактация увеличилась на 20%, а вот у тех, кто слушал поп-музыку, количество молока уменьшилось. Эта информация будет полезна тем мамам, которые хотят перейти на смешанное вскармливание из-за нехватки молока.
Веселая и быстрая музыка приводит мышцы в тонус, улучшает аппетит, создает радостное настроение, повышает иммунитет, активизирует работу мозга. Такую музыку лучше включать ребенку утром и в первой половине дня, делать под нее зарядку или заниматься домашними делами.В то же время спокойная музыка, которая проигрывается в медленном темпе, снимает нервное напряжение, снижает артериальное давление, расслабляет. Ее лучше слушать вечером, перед сном, во время массажа или когда ребенок приболел.
Конечно, музыку можно не только слушать, но и исполнять. Пение, например, регулирует дыхание и сердечно-сосудистую деятельность, улучшает дикцию и формирует правильную осанку, ведь петь, сгорбившись, невозможно. По сути, пение – это отличная дыхательная гимнастика.
Уроки музыки развивают творческое отношение к жизни
Занятия музыкой кажутся многим бесполезными, потому что мы оцениваем их с точки зрения пользы, которая не так очевидна, как от решения уравнений по математике. Но именно музыка поможет развить в ребенке творческое отношение к жизни. Ведь музыкальные занятия обращены не столько к знаниям, сколько к душе ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость. Удивительно, но часто люди живут в каком-то обезличенном потоке, не задумываясь о том, что они чувствуют и почему. Творческий человек всегда знает, зачем он делает ту или иную вещь, он тонко ощущает боль, скуку, радость, заинтересованность и другие эмоции. Это помогает сделать повседневную жизнь более интересной, эмоциональной и продуктивной.
Неизвестно, чем будет заниматься ребенок в будущем, поэтому в начальной и средней школе он знакомится с разными областями науки и искусства, чтобы получить целостное представление о мире, в котором так много интересного. Попытаться разобраться в том, что в жизни нравится, а что не нравится
Никто, например, не сомневается в том, что важно знать творчество Пушкина или Шекспира. Музыка – это часть культуры, которую мы хотим передать ребенку
И было бы странно не использовать такой многообразный ресурс культуры из-за незнания, как он может повлиять на нашу жизнь.
Как и в любой дисциплине, многое, конечно, зависит от преподавателя, который сможет в ярких красках представить этот удивительный «звучащий» мир и раскрыть в ребенке творческий потенциал. Ведь никакого развития когнитивных навыков не произойдет, если творческие занятия превратятся в скучные лекции и монотонные упражнения. Ребенок с радостью побежит на музыку, если он там будет петь, играть на музыкальных инструментах и сочинять свои музыкальные истории. Участвуя в творческом процессе, человек чувствует, что живет насыщеннее, чем в прочие моменты. У него пропадает страх перед ошибками, появляется ощущение внутренней свободы. И только таким образом музыка сделает мир ребенка ярче и поможет настроить мозг для будущих профессиональных достижений.
Влияние классической музыки на ребенка
Далеко не все взрослые смогут похвастаться любовью к классике. Многим она кажется чересчур скучной и сложной, чтобы слушать ее каждый день. Однако детские психологи уверенно заявляют, что классическая музыка оказывает колоссальное влияние на психику детей.
Ученые доказали, что определенная частота, с которой звучат классические произведения, способствует активизации мозговой деятельности. Так, музыка Моцарта помогает малышу воспринимать новые знания и стимулирует детскую память. Специалисты советуют включать его произведения во время игровой деятельности.
Мы уже говорили, что с помощью классики можно корректировать эмоциональный фон ребенка. Чтобы успокоить кроху, ставьте композиции Шуберта, Брамса, Бетховена. Для улучшения настроения включайте ему Чайковского, для повышения активности выбирайте Моцарта, Листа, Хачатуряна. Если вы хотите снизить тревожность и неуверенность, предложите малышу послушать Штрауса и Шопена.
Музыка также влияет на развитие детского воображения. Вместе с определенными эмоциями возникают и зрительные образы. Даже в раннем возрасте ребенок способен представить персонажей музыкальных произведений, чем старше малыш, тем ярче его фантазии. Старший дошкольник уже может нарисовать рисунок по мотивам любимой песни.
Классические музыкальные произведения формируют у детей эстетический вкус. И это неудивительно, поскольку классика считается образцом музыки, она универсальна и подходит для людей любого возраста и социального положения. Классическая музыка придется по душе всем слушателям, в том числе и маленькому ребенку.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию литературных и математически способностей у детей. Ритмичность и мелодичность учат малышей ощущать пространственные и временные представления. А еще многие юные музыканты начинают писать замечательные стихотворения.
Несмотря на пользу от классики, не следует принуждать детей к ее прослушиванию. Ставьте произведения разных стилей и наблюдайте за реакцией ребенка. Некоторые композиции будут его успокаивать, другие – наоборот, активизировать и бодрить. Через некоторое время вы сможете создать собственный музыкальный альбом, который будет благотворно влиять на малыша.
1.1. “Музыкальная медицина”
Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны в древних папирусах и Библии. Музыка влияет на организм человека всесторонне. Во время прослушивания музыки головной мозг реагирует на неё активизацией нескольких областей. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека. Музыку наш мозг воспринимает одновременно двумя полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое тембр и мелодию. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее.
По данным московского медицинского центра “Ленц” и Детского Центра лечения, в результате многочисленных исследований установлено, что под действием музыки такие психические процессы, как память и ориентация улучшаются на 45–50%, а внимание – на 25–30%. Музыкальное воздействие на организм человека осуществляется не только на центральную нервную систему, но и на мышечную, пищеварительную системы
Современные научные исследования показали, что именно классическая музыка положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных. “Живая” музыка композиторов–классиков помогает избавиться от депрессивных состояний, стрессов, переживаний, тревог.
— Успокоиться помогут “Свет луны” Дебюсси, “Аве Мария” Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.
— “Лунная соната” Бетховена и “Симфония” Гайдна помогут снять раздражительность.
— При бессоннице слушайте сюита “Пер Гюнт” Грига, “Грезы” Шумана, пьесы Чайковского. Но не любая музыка улучшает зрение и слух, а только та, которая более всего отвечает внутреннему состоянию организма человека. После прослушивания рок – композиции у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови, наблюдается нервный срыв. Так музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага. Известный русский хирург и академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием классической музыки организм начинает работать более слаженно, гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что классическая музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придаёт физическую бодрость.
Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, “Лесного царя” Шуберта, оду “К радости” Бетховена из его 9–й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Такое воздействие музыки объясняется тем, что различные по частоте звуки по– разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека своя частота ритмов. Именно поэтому так различны музыкальные вкусы. Интересный факт, отмеченный психологами, – это “совпадение” искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме человека. В психологии существует такой термин как “слуховой путь”. Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60–70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбуждённые нервные центры (например, гнева и недовольства), снимают состояние стресса, боль, улучшают процессы обмена. Всё это происходит под воздействием классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Чайковский. “Но каждое произведение имеет своё воздействие на психическую деятельность” Классическая музыка, в принципе, морально безупречна.
Мелодия и визуальный ряд
Малышам полезно прослушивание и классических произведений, и детских сказок. Родители могут выбрать сказки с оркестром, мультфильмы с обучающими песенками. Ненавязчиво с помощью песни у ребенка формируются навыки коммуникации, поэтому полезны песни про дружбу, помощь, взаимовыручку.
Сказки с музыкальным сопровождением позволяют дошкольнику быстрее вникнуть в содержание, понять процессы, происходящие в мире, разграничить понятия «хорошо» и «плохо». Недаром у положительных персонажей сказок песни сопровождаются приятными мелодиями. Они могут быть веселыми или грустными, но всегда приятными слуху. У отрицательных героев мелодии будут отталкивающими, тревожными или резкими, хулиганскими.
Как музыка влияет на интеллект?
Головной мозг в первые пять лет жизни ребенка развивается огромными темпами, впитывая всю окружающую информацию. Занимаясь со своим ребенком, обеспечивая разнообразие стимулов, родители закладывают фундамент будущей личности.
Великий математик Лейбниц говорил: «Музыка — это арифметическое упражнение души».
Влияние музыки:
- Способствует формированию нейронных связей, а именно от их количества зависят все умственные способности. Прослушивание музыки стимулирует сообщение между правым и левым полушариями мозга, его различными отделами, ускоряет обработку информации.
- Помогает в изучении точных наук, стимулирует развитие математических способностей. В древней Греции музыка считалась, собственно, частью математической науки. Все дело здесь в ритме и скорости музыки, эти параметры помогают ребенку научиться ориентироваться во времени, точнее оценивать различные временные отрезки.
- Стимулирует развитие речи. Это влияние осуществляется двумя путями. Первый, непосредственный, — это пение. Подпевая любимым песням, ребенок тренирует артикуляцию и восприятие речи на слух, причем делает это с большим удовольствием, без принуждения. Известно много случаев, когда регулярное пение помогало избавиться от заикания и других дефектов речи. Второй путь — опосредованный. Звуки музыки стимулируют образование нейронных связей в участках мозга, которые отвечают за распознавание и построение речи.
- Улучшает концентрацию внимания и кратковременную память, что положительно сказывается на любых занятиях. Кроме того, положительные эмоции, которые вызывает музыка, мотивируют и стимулируют ребенка, то есть он охотнее выполняет задания взрослого.
- Активизирует развитие творческих способностей, причем даже тех, которые не связаны напрямую с музыкой. Прослушивание Эмоционально «богатой» музыки — классической, эстрадно-джазовых композиций пробуждает фантазию ребенка. Он начинает представлять чувства тех, кто написал мелодию, пытается понять, о чем она. Таким образом, музыка дает толчок к развитию образного и абстрактного мышления. Нередко дети после прослушивания музыки, которая впечатлила их и очень понравилась, пытаются изобразить на бумаге сюжет песни или настроение, которое вызвала мелодия.
- Приобщает к миру музыкального искусства, обеспечивая эстетическое развитие ребенка. Занятия в детском саду, уроки музыки в школе ставят эстетическое развитие своей целью, однако ведущую роль здесь также играют родители. Ребенок перенимает у взрослых их музыкальные предпочтения, как и все остальные.
Малыш, который с дошкольного возраста посещает музыкальную школу, хор или танцевальную студию, детские музыкальные постановки в театре или концерты в филармонии, имеет гораздо больше возможностей для развития, чем тот, чье музыкальное образование заканчивается песенкой «Бип-бип твой сигналит джип».
Музыкотерапия
Влияние музыки на развитие личности ребенка трудно переоценить, но особое воздействие этот вид искусства оказывает все же на эмоциональную сферу.
Минорные тональности вызывают у нас грусть. Пульсирующий быстрый ритм возбуждает и даже приводит к всплеску агрессии (вспомните атмосферу рок-концертов). Мягкие и гармоничные созвучия успокаивают. Однообразные звуки вводят в гипнотическое состояние. Это влияние на эмоции нашло свое отражение в музыкотерапии, которая сейчас весьма активно применяется и с целью коррекции поведения у детей.
- Беспокойным и возбудимым детям, для которых характерны проблемы со сном и аппетитом, нервные тики полезны спокойные медленные мелодии в темпе «анданте» и «адажио».
- Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), минимальной мозговой дисфункцией тоже зачастую трудно расслабиться, успокоиться. Этому помогут произведения Гайдна, например, «Сотворение мира». Произведения Моцарта улучшат концентрацию внимания и облегчат запоминание.
- Агрессию помогает снять «Хор пилигримов» из оперы Вагнера «Тангейзер». Кстати, эта музыка близка к церковному хоровому пению, которое тоже рекомендуется к прослушиванию с этой целью.
- Тревожным и неуверенным детям, которые боятся посторонних и трудно привыкают к смене обстановки, помогут танцевальные мелодии в среднем и быстром темпе (вальс, мазурка).
Хороший жизненный пример влияния музыки на развитие личности ребенка показывает талантливый педагог С. Я. Стангрит, работающий в городе Петрозаводске. Он создал центр музыкальной терапии и логопедии, в котором занимаются как дети с ограниченными возможностями (ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна), так и здоровые, а с ними и взрослые (семейный ансамбль).
В этом центре дети играют на национальном карельском струнном инструменте — кантеле. При этом им не требуется специальная подготовка или обучение нотной грамоте. Дети начинают играть сразу, перенимая приемы игры непосредственно во время занятия, импровизируя. В работе используются и другие музыкальные инструменты: фортепиано, барабан, трещотки и т. д. Результаты работы впечатляют. Дети с серьезными проблемами здоровья избавляются от страхов, комплексов, обретают уверенность в себе, становятся более общительными и контактными.
Благодаря «живой» музыке и личному участию в ее создании дети развивают слух и чувство ритма, творческие способности и фантазию, находят возможности для самовыражения.