10 наиболее эффективных методик воспитания детей

Мария Монтессори – всестороннее воспитание

Одна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться. Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостаткиЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?

Особенности нравственного воспитания

Содержание нравственного воспитания состоит в целенаправленном воздействии, которое призвано сформировать у ребенка определенный набор моральных и эстетических чувств, а также навыков поведения, являющихся общепринятыми в обществе. Оно преследует определенные задачи, основными среди которых являются:

  • формирование сознания, соответствующего нравственным нормам;
  • воспитание соответствующих чувств;
  • выработка навыков поведения, соответствующего представлениям о морали и нравственности.

Методы данного типа воспитания можно разделить на три основные группы:

  • формирование нравственного сознания (достигается посредством рассказов, лекций, бесед, внушений, объяснений, примеров и так далее);
  • формирование поведенческого опыта (могут использоваться упражнения, моделирование ситуаций, а также поучение со стороны педагогов);
  • стимулирование дальнейшего развития (может быть достигнуто путем поощрений и наказаний, а также создания условий соревнования).

В процессе нравственного воспитания должны быть достигнуты следующие цели:

  • понимание необходимости соблюдения моральных принципов во всех сферах жизни;
  • выработка ощущения совести;
  • стимулирование дальнейшего нравственного развития и самосовершенствования;
  • стойкость и сопротивление аморальным явлениям, публичное их осуждение;
  • терпимость и милосердие по отношению к окружающим.

Мария Монтессори – воспитание гармонично развитой личности

Наиболее распространенную методику, заслуженно пользующуюся успехом у родителей многих поколений, создала Мария Монтессори. Ее основная мысль – приоритет обучения маленьких детей письму перед счетом и чтением. Главный персонаж – сам ребенок. Для него создается особое пространство, в котором существует несколько специальных красочных секций (для обучения письму, математике, творчеству), позволяющих детям овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, соответствующими их возрасту.

Взрослые отслеживает безопасное течение учебного занятия, показывает детям имеющиеся предметы и игрушки.

Эту методику ценят за направленность на когнитивное развитие ребенка, но и за освоение навыками труда и формирование эмпатии. Следовательно, занятия по системе, помогут детям добиться успехов в учебе, влиться в коллектив, обладая всеми социальными навыками.

Комплекс методов: нюансы выбора

Выбирая, насколько эффективна будет в конкретном случае методика музыкального воспитания детей, следует ли пользоваться современными машинами и компьютерной техникой, разумно ли прибегать к спорту, книгам (и каким), зачастую родители отталкиваются от того, как воспитывали их. Многое зависит от особенностей характера и наличия педагогических навыков. Чем больше старшее поколение знает о психологии, тем больше методов сможет совместить при формировании воспитательной программы ребенка. При подборе определенных решений нужно отталкиваться от принятой стилистики поведения. Некоторые семьи подчинены авторитарному стилю общения, в других царит демократия, а где-то детям просто попустительствуют. Это необходимо учитывать, подбирая подходящие варианты воспитательных мероприятий.

Современные методики воспитания детей раннего возраста – это средство формирования адекватной личности. Правильно сформировав такой комплекс и реализовав его на практике, тем самым родители помогают чаду развиться гармонично и вырасти в зрелую личность. Неудачное воспитание наверняка станет причиной психологических комплексов, в будущем – препятствием для реализации себя.

Состояние – ключ к воспитанию: замена шаблонов осознанностью

Воспитывайте детей в состоянии осознанности.

Осознанность – это тоже всегда принятие решений. Но, во-первых, чем у вас больше опыта принятия решений, а не «автопилота» – тем вам со временем будет проще. Во-вторых, подлинная осознанность проистекает не из «умствования», а из внутреннего состояния (когда решения принимаются из ценностей, а не из просчитываемых умом вариантов).

Если же воспитание детей начинает состоять полностью из принятия решений «от ума», оно начинает восприниматься как утомительное тяжелое занятие. Существует парадокс современного родительства: современные родители очень хорошо оснащены в бытовом плане (у них есть памперсы, стиральные машины, готовое детское питание и т. д.), но при этом часто родители эмоционально истощены.

Истощает необходимость постоянно принимать решения и каждый раз думать о том, правильно ли они поступают.

Множество теорий, книг, рекомендаций по воспитанию детей говорит о том, что у современных родителей нет знаний на тему, как воспитывать современных детей. На этот вопрос отвечает огромное количество методик воспитания детей.

На самом деле, методика воспитания – это способ оставить человека в неосознанном состоянии. Родитель применяет методику – и на этом можно успокоиться. Можно действовать на «автопилоте». В этом нет ни Свободы, ни Осознанности, ни Ответственности.

Подробнее о Свободе, Осознанности, Ответственности – больших духовных ключах, читайте здесь.

В реальности не существует единого, универсального способа воспитания, подходящего для всех. Дети разные, родители разные. Отличаются стили общения, способы мышления и т.д.

То, что подходит одному ребенку, не подходит другому. Если у одного родителя что-то получилось, не факт, что у остальных результат будет таким же.

Если есть необходимое состояние, если вы являетесь по-настоящему осознанным родителем – вы будете принимать нужные решения. Не по методичке, а из состояния единства сердца и разума.

Не меняйте ребенка. Меняйте себя и собственное понимание ребенка – и тогда ваш ребенок изменится. В этом Любовь. Любите ребенка, а Любовь – это не делание.

Значит – создайте свое собственное состояние, в этом вам помогут 11 принципов Осознанного родителя.

Находясь в нужном состоянии, вы сможете воспитывать детей собственной жизнью.

Многие не хотят задумываться о том, как они живут, но вынуждены задумываться о жизни детей. А через это возвращаются к собственной жизни.

Перед тем, как выбирать методики развития детей, поставьте себе несколько вопросов:

  • Не собираюсь ли я реализовать себя через ребенка?
  • Моему малышу нравится то, чем он занимается и в каком ритме?
  • Я фокусируюсь на том, чтобы научить ребенка быть счастливым?

Навыки можно получить в любом возрасте, а в детстве закладывается самое главное — жизненные установки и самооценка

Именно на этом акцентируйте внимание, а не на количестве полученных знаний

Сделайте так, чтобы главными навыками вашего ребенка стали уверенность в своих силах, умение наслаждаться жизнью и жить сегодня, не принося в жертву “сейчас” ради “потом”. Это ваша главная задача как родителей.

Теперь перейдем к методикам. Все они нацелены на эффективное и радостное развитие ребенка. Каждая из них по-своему хороша, остается только выбрать то, что подойдет именно вашему малышу.

Поощрение и наказание: за и против

Следующие два приема являются наиболее обсуждаемыми, это две стороны одной медали, которую называют воспитанием. Остановимся подробнее на использовании тактики кнута с пряником в различных комбинациях.

Таблица 1:

Методы стимулирования поведения и деятельности
Поощрение (похвала, благодарность, признательность, одобрение положительного поступка, доброжелательный контакт глаз, физический контакт: поглаживание, обнимание, прижимание к груди, усаживание на колени, пожимание руки и др., поручение задания, подарки, материальное и денежное вознаграждение)
Наказание (замечание, предупреждение, отсроченная беседа, отсрочка исполнения обещанного, отмена исполнения обещанного, отказ выполнить просьбу, лишение привычных развлечений, постановка на время в угол, оставление на время в отдельной комнате, усаживание на время в кресло, на диван, на колени и др.)
Прощение
Соревнование (побуждение)

Поощрение

Это высочайшее искусство процесса воспитания, в зависимости от приемов и методики оно может как навредить, так и поспособствовать лучшему развитию.

  1. Преувеличенная похвала воспринимается как лесть, часто имеет противоположный эффект. Если дочка постаралась и хорошо убралась в комнате, то не стоит говорить: «Ты моя умница, я без тебя как без рук!». Просто отметьте, что в комнате был большой беспорядок, а сейчас жилище преобразилось, сияет чистотой. Комментарии должны быть построены таким образом, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях, почувствовал себя нужным. Иначе он может возгордиться собой или почувствовать заискивание и лесть.
  2. За естественные вещи хвалить не стоит – не нужно говорить, что малыш особенный и молодец, если он просто оделся и почистил зубы. А вот лучший результат по годовой контрольной по математике – это уже повод выразить свое восхищение успеваемостью чада.
  3. Нельзя обещать поощрение заранее – не стоит говорить, что за посаженное во дворе дерево вы купите чаду кроссовки или мяч. Это приведет к тому, что малыш не захочет делать что-то действительно полезное для семьи и общества просто так. Нужно воспитывать понимание, что далеко не за каждое полезное действие должна быть похвала. Вы обязательно поощрите чадо, если увидели реальную пользу от его действий. Но не делайте из учебы, хорошего поведения или помощи по дому рыночные отношения.
  4. Не усердствуйте при поощрении шоколадкой или конфеткой. Вы рискуете воспитать культ еды и избыточную массу тела. Особенно это касается дошкольников.

Наказание

Противники применения каких-либо наказаний вообще высказывают сомнения в необходимости подобного метода, но большинство родителей сходятся в пользе метода кнута в противовес прянику.

Наказывать нужно в любом случае, чтобы подрастающее поколение понимало границы дозволенного. Самое главное в наказании – чадо должно понять и уяснить свой проступок, иначе физические или духовные лишения совершенно не имеют никакого смысла.

Наказание – это не только кара и расплата за проступок, это предупреждение подобных действий в будущем. Например, дочка разбила вашу любимую вазу, вы накричали на нее и поставили в угол. Вы не только покарали за проступок, но и создали в ее сознании установку, что за каждое баловство в будущем, заканчивающееся порчей вещей, вы будете ставить проказницу в угол.

Наказание делится на две основные группы: физическое воздействия и запреты. С физическим воздействием не стоит перебарщивать, оно должно быть редким, только за очень серьезные проступки или непослушание. Максимум – это шлепки. С запретами можно действовать гибче – найти источник удовольствия для ребенка и регулировать его.

Важно

Есть основные правила, которых следует придерживаться при наказаниях:

  1. Продумайте наказание, сделайте его справедливым и ни в коем случае не нужно унижать достоинство ребенка. Критикуйте поступок, а не личность.
  2. Держите себя в руках, не придумывайте наказание сгоряча. Выберите такую меру наказания, чтобы оно соответствовало проступку.
  3. Не нужно глобально наказывать и все запрещать. Говорите, как про негатив, так и про позитив в поведении. Накажите за порванные шорты во время футбола, зато отметьте, что сын делает чистые подкаты на поле, соблюдает правила игры даже в грязном дворовом футболе.
  4. Если малыш заслужил поощрение, но не получил его, то наказание не должно отменить его. Всегда выполняйте свои обещания: купите ребенку смартфон за хорошую учебу даже тогда, если он разбил окно в соседском доме по случайности сразу после получения годовых отметок. Но потом придумайте наказание за окно.

Вальдорфская школа – подражаем взрослому

Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет

Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов

Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами. А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.

Поговорим о режиме дня

Раньше к режиму относились со всей ответственностью. Был режим кормления младенцев – строго по часам

И не важно, кричит ли малыш от голода или же, наоборот, есть не хочет, его нужно кормить по часам. Если ему надо по времени спать, нужно его срочно уложить

Ничего страшного, что он бодр и весел, а сна ни в одном глазу. Надо уложить, и точка – режим ведь.

Сейчас к этому отношение изменилось. Наблюдая дистрофичных и нервных младенцев, врачи пришли к выводу, что у каждого ребёнка свой режим, который зависит от индивидуальных особенностей. И если какому-то малышу нужно 6 кормлений в день, то другому – все 8. Кто-то съедает побольше, кто-то поменьше. Некоторые дети сохраняют три периода сна до года, а другие могут к этому времени спать всего 1 или 2 раза.

Для того, чтобы определились временные границы подъёма и засыпания, родителям не нужно ставить перед собой какие-то цели. Уложить в 21:00 или в 21:30. Ребёнок в раннем возрасте осуществляет всю свою деятельность по потребностям своего организма. Ест, когда голоден, играет, когда бодр, и спит, когда устал. Понемногу корректируя временные рамки, родители увидят, что ребёнок сам может просыпаться и засыпать в определённое время. Также и с кормлением. Со временем у ребёнка формируется его личный режим питания, который будет постепенно меняться по мере его взросления.

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(85)
  • Бесплодие(0)
  • Болезни сосудов(0)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(0)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(19)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(0)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(0)
  • Инфекционные болезни(0)
  • Кардиология(0)
  • Кожные болезни(0)
  • Косметология(0)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(11)
  • Маммология для Пап(1)
  • Наркология(0)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(9)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(0)
  • Педиатрия(76)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(0)
  • Половые инфекции(0)
  • Проктология(0)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(0)
  • Ревматология(0)
  • Репродуктивная система мужчины(3)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(0)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(0)
  • Эндокринология(0)

Гигиена, массаж и гимнастика. Роль в воспитании детей от 0 до 3 лет

Всем нам известно, как важны для здоровья гигиенические процедуры. Грязь на теле может привести к возникновению заболеваний, а этого мало кто хочет. Поэтому с детства родители нас приучают к тому, чтобы мы следили за чистотой собственного тела. Изначально за гигиеной следят родители, потом они помогают детям помыться или, например, зубы почистить. А уже после ребёнок привыкает самостоятельно приводить себя в порядок.

Когда мама следит за чистотой своего малыша, подмывая его, она выполняет сразу несколько задач, которые представлены ниже:

  • Профилактика заболеваний, которые могут возникнуть из-за загрязнения кожи малыша. Как известно, в тепле бактерии быстро размножаются, а кал помимо всего прочего — отличная среда для их жизнедеятельности.
  • Профилактика опрелостей. Кожа новорождённого очень нежная. Памперс, когда он наполнен, не даёт ей дышать и оказывает термический эффект. При недостаточно частой смене памперсов могут возникать опрелости, и в некоторых случаях к ним даже присоединяются бактерии или грибки. Говорят, что опрелости характеризуют ответственность мамы, но порой, даже при тщательном соблюдении всех правил гигиены новорождённого, они могут возникнуть. Но это не значит, что профилактику проводить не нужно.
  • Контакт матери и ребёнка. Нежные прикосновения мамы действуют успокаивающе на малыша.
  • Формирование будущей привычки. Проводя регулярно гигиенические процедуры, мама изначально приучает ребёнка к чистоте. Малыш привыкает к наличию таких процедур в его жизни. Подрастая, он уже хочет самостоятельно в них поучаствовать. А уже во взрослом состоянии это будет его образом жизни.

К тому же вода благоприятно сказывается на нервно-психическом развитии малыша. Купание детей рекомендуют проводить именно в вечернее время
перед сном, потому что оно расслабляет и успокаивает.

Массаж и гимнастика также полезны для здоровья малыша.

  • Во-первых, они оказывают воздействие на костно-мышечный аппарат, способствуя нормальному развитию костей и поддержанию мышц в тонусе.
  • Во-вторых, улучшают кровообращение, а это приводит к более качественному снабжению органов и тканей кислородом.
  • В-третьих, они, при регулярном проведении, становятся частью режима дня ребёнка.

Правила применения метода

Поощрение должно быть заслуженным, и использовать его надо, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий – физических, умственных, нравственных. Например, за то, что ребенок смог отказаться от своих желаний ради удобства других: уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т. п. В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению – к тому, чтобы поступить так же в другой раз.

Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает характер и последствия своих действий. Расстроенный взволнованный мальчик подходит к воспитателю:

Расстроенный взволнованный мальчик подходит к воспитателю:

– Я нечаянно опрокинул цветок. Его приготовили, чтобы пересадить, а я задел.

– Хорошо, что сказал об этом, – говорит педагог. – Сейчас мы вместе приведем все в порядок.

Прибегая к поощрениям как к корректировке поведения дошкольника, не следует забывать о чувстве меры. Если ребенка хвалят за каждый пустяк, то данный метод воспитания теряет свой смысл. В одном случае дети привыкают к похвалам и не обращают на них внимания, в другом – начинают многое делать напоказ, хотя в сущности выполняют свои повседневные обязанности. Захваливание детей, не обладающих в достаточной степени сдержанностью и скромностью, приводит к самолюбованию, позерству, «примерному» поведению лишь в присутствии взрослых.

Следует также предостеречь родителей от мнения, будто в воспитании ребенка можно многого добиться одними поощрениями.

Лена привыкла, что дома ее всегда и за всё хвалят. Раскрасит рисунок и идет к соседям показывать, уберет свои игрушки на место и бежит к маме:

– Правда, я молодец?

– Молодец! Ты ж ведь у меня самая лучшая!

И так изо дня в день. Девочка настолько привыкла к похвалам, что даже замечания в мягкой форме вызывали у нее слезы. Особенно трудно было ей первое время в детском саду. Нелегко оставаться незамеченной, усидеть на занятиях и, например, не выскакивать с ответом, ожидая, когда тебя вызовут. Обидно, когда не хвалят за то, что помогла малышу завязать шарф, убрала свою постель, т. е. поступила так, как все дети. Ведь дома подобные дела расценивались как что-то необыкновенное, а здесь ни у кого не вызывали восторгов.

Немало пройдет времени, прежде чем девочка поймет, что похвалу надо заслужить. Так, поощрение, применяемое непродуманно, наносит ущерб воспитанию положительного поведения.

Есть еще одно условие, которое нельзя не учитывать: поощрение всегда должно сочетаться с требовательностью.

Для того чтобы закрепить у шестилетнего сына желание чистить зубы на ночь без напоминания взрослых, мать иногда говорила бабушке так, чтобы слышал мальчик:

– Виталик все делает, как папа. Теперь ему и напоминать не приходится, чтобы он чистил зубы.

Это имело успех – сын ведь очень хотел быть похожим на папу. Но… день ото дня процедура с чисткой зубов стала у родителей занимать все больше и больше времени, так как мальчик не хотел ложиться спать. Однако мать не торопила сына, хотя и понимала его уловку. Будучи требовательной в одном, она проявляла снисходительность и другом, в результате режим у ребенка был нарушен.

В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании со всевозрастающими требованиями они приносят желаемый результат.

Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.

Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить

Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков. В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.

Вальдорфская педагогика

Методика получила свое название в честь сигаретной фабрики Вальдорф-Астория, расположенной в немецком городе Штутгарт. Ее владелец, Эмиль Мотт, в 1919 году обратился с просьбой к педагогам, работавшим по книге Рудольфа Штайнера «Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки», об открытии школы нового века.

Основой методики является развитие мыслей, чувств и воли ребенка, которые представляют собой триединство, путем использования натуральных материалов и неготовых игрушек. Различные виды творчества, по мнению педагогов вальдорфской школы, позволяют ребенку развиваться разносторонне.

Воспитание ребёнка до года. Трудные дети

Многие родители любят сравнивать своих детей с чужими. Они следят за тем, как быстро появляются новые навыки у соседских детей или же у их собственных, сравнивают характеры. И некоторые родители открывают для себя, что их ребёнок трудный.

В одной книге я как-то вычитала, что нет трудных детей. Есть дети с повышенными потребностями. Согласитесь, не очень хочется признавать своего любимого малыша беспокойным, капризным или трудным. А вот когда речь идёт о повышенных потребностях ребёнка, ситуация принимает другой оборот. Выходит, у каждого ребёнка свой собственный уровень потребностей. У некоторых детей он может быть повышенным. Такие детки требуют постоянного внимания родителей, нервно реагируют на смену обстановки или появление в их окружении новых людей. Они не могут сами успокоиться или заснуть и очень энергичны. При этом родители никогда не знают, чего ожидать от них и всё время ищут новые способы успокоить и развлечь. И это совершенно не значит, что с ними нужно бороться и пытаться сделать их «нормальными».

Более того, считается, что ребёнок, который в детстве «купается» во внимании родителей (а что ещё родителям остаётся), вырастает более уверенным в себе, знает, чего хочет от жизни, и умеет достигать своих целей.

Общение с таким ребёнком для его же родителей – ценный опыт. Они учатся удовлетворять потребности их чада разными способами, привыкают к жизни в тесном контакте с малышом. Самое главное, помнить, что нужно получать удовольствие от общения с ребёнком и не принимать всё близко к сердцу. Со временем, когда ребёнок будет более самостоятельным, родителям будет даже не хватать той тесной связи, к которой они привыкли.

Как изменился детский мир.

А в целом, если говорить о глобальных изменениях, то, заметим, что, помимо игрушек, площадок, дивайсов и школ, поменялось многое и в самих людях.

Например, мы стали гораздо более лояльны и терпимы к людям с ограниченными возможностями. Да что там говорить – раньше вообще никто слыхом не слыхивал, что есть дети-инвалиды. А теперь есть инклюзивное образование, специализированные  детские площадки, куклы-инвалиды, масса передач, статей и фильмов на ТВ. Наши дети знают, что все люди – разные. И что это – нормально.

Изменились и родители. Благодаря интернету возникли родительские сообщества – теперь совет можно спросить у десятков других мам и пап, у множества специалистов. А не только у своей мамы или соседки.

Родители объединяются, создают проекты, учат и воспитывает своих детей сами.

Они общаются с родителями из других стран, перенимают опыт и передовой технологии.

Хотя, конечно, никто не отменял старых добрых традиций. И если мы или дети заболели, мы по-прежнему, пьем чай с малиной и надеваем теплые вязанные носки, которые с такой заботой связала нам бабушка…

КОММЕНТАРИЙ Светланы Павловой, генерального директора интернет-сервиса “Дистанционный репетитор”, куратор проекта “Дети учат детей”, эксперт ЕГЭ, эксперт Парламентского центра  “Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность” Государственной Думы, эксперт рабочей группы “Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность” Координационного совета при Президенте РФ.

Современный цифровой мир изменяет  характер  человеческих взаимоотношений, взгляды, привычки, образ мышления. Люди иначе воспринимают  информацию и работают с ней, визуализация информации  важнее текстов и слов. Дети перенасыщены эмоциональными и визуальными образами и хуже воспринимают текстовую информацию.

Система образования не успевает подстраиваться под новые запросы, но изменения неизбежны. Педагоги объединяются в сообщества и ищут эффективные способы обучения. Дети цифрового поколения к такому не готовы просто сидеть за партой и слушать учителя. Они хотят учиться активно и творчески: делиться своими мыслями, воплощать в жизнь свои идеи, использовать сетевое пространство для получения всей интересующей их информации. Проект «Дети учат детей» показывает нам, как хотели бы учиться современные дети. Наша задача уберечь их от опасностей, с которыми они смогут встретиться в интернете, привить им культуру поведения в сети.

Нина Добрынченко-Матусевич

Учимся понимать ребенка

Эта методика является продолжающей, расширяющей базовую методику воспитания Глена Домана. Сесиль Лупан справедливо считала, что ребенок всегда сам показывает, что он хочет узнать в данный момент. Если он потянулся к мягкому шарфу или ковру – необходимо дать ему образцы различных тканей для сенсорного исследования – кожу, мех, шёлк, рогожу и т.д. Если ребенок хочет греметь предметами или стучать посудой, то ему можно показать игру на музыкальных инструментах. Наблюдая за своими двумя маленькими дочками, Сесиль Лупан выявила закономерности детского восприятия и развития, воплотив в новой методике воспитания, включающей в себя очень много разделов – например, географию, историю, музыку, изобразительное искусство. Сесиль Лупан также утверждала, что с раннего возраста младенцу очень полезно плавание, и это занятие также вошло в её программу воспитания и обучения детей раннего возраста.

Методики развития Бенджамина Спока

Помимо принципов воспитания, доктор Спок разработал и несколько методик развития ребенка. Вот несколько игр, предложенных Споком. Их, к слову, активно используют во многих развивающих центрах.

Развитие зрительной памяти

Предложите ребенку порисовать вместе с ним. Нарисуйте двор, домик, кошку на окне, дым из трубы, собачку в будке, а потом предложите малышу повторить рисунок

Важно, чтобы он вспомнил и отобразил как можно больше деталей – и собачку, и дым, и кошку. Если у него это не получилось, то вместе поищите ошибки и потом дорисуйте картинку

Развитие слуховой памяти

Постоянно предлагайте ребенку отгадывать, что за звук раздался рядом с ним: мама хлопнула дверцей духовки или холодильника, мама включила фен или миксер. Ребенок таким образом научится внимательно слушать окружающие звуки, концентрироваться на них и будет лучше воспринимать звуковую информацию.

Развитие речи

В присутствии малыша маме и папе следует вслух комментировать все свои действия: «Сейчас мы почистим картошечку, сварим ее, приготовим из нее пюре, вот берем первую картофелину – красивая, круглая». Со стороны это, возможно, выглядит странно, но ребенок таким образом запоминает все, что говорят родители.

Развитие тактильной памяти

Развитие мелкой моторики – залог правильного развития ребенка. По крайней мере, именно так считал доктор Спок и предлагал очень простую игру: в миску с крупой нужно спрятать всякие мелкие предметы и предложить малышу отыскивать их и угадывать, не вынимая. В этот момент мама может что-то готовить и заниматься своими делами на кухне, ребенок же при этом будет занят, увлечен, и при этом будет тренировать мелкую моторику.

Хорошая речь, зрительная память, способность быстро воспринимать информацию на слух – вот основные качества, которые необходимо развить в ребенке, по мнению доктора. При этом проявлять любовь, но не ограничивать малыша в самостоятельности и не окружать запретами. Все это поможет избежать проблем с воспитанием ребенка. Проведя собственное исследование, Спок заметил, что послушные дети болеют реже, чем непослушные, а непослушными они становятся от того, что им не хватает любви и внимания.

Юлия Шершакова

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий