Как наше детство влияет на будущую жизнь. 12 фактов из детства

Как повлиять на детские установки во взрослом возрасте

С детьми основополагающие моменты в воспитании: любовь, забота, минимизация хронического стресса. Со взрослыми всё интереснее!

Мозг уже сформирован, это одновременно хорошо и плохо. Хорошо то, что после 23 лет – каждый человек может изменить себя ментально, быть сам себе психологом и адекватно воспринимать мир вокруг. Плохо то, что пластичность мозга ниже, чем в детстве и требуется больше усилий для изменений. Грубо говоря, взрослый мозг как большой и тяжелый ледокол, устойчивый, но требуется много энергии, чтобы его повернуть. Детский мозг – небольшой катер, динамичный, мобильный, при этом боится любого шторма.

Сегодняшняя наука склоняется к тому, что какой бы сильный стресс вы ни испытывали в детстве – есть шанс исправить ситуацию, пусть не в полной мере, но частично. Есть даже целый раздел в медицине, которой посвящен этой теме и называется – ПТСР или посттравматическое стрессовое расстройство.

Основной инструмент – психотерапия. Существуют метаанализы, подтверждающие эффективность психологических вмешательств для ПТСР . Сюда можно отнести большую социализацию, больше живого общения и нахождение среди людей.
Хорошая доказательная база присутствует и по медитации .

Спортивные нагрузки и похудение, в случае если есть, куда худеть, снижают баллы при оценке тяжести этого заболевания . В данном случае, тренировки не только приводят тело в порядок, но и мозг.

Краткосрочно работают бензодиазепины и алкоголь, долгосрочно – нет .
Есть небольшая эффективность у сертралина и пароксетина, это антидепрессанты, одобренные FDA – минздравом США. В одном новеньком исследовании вообще говорится, что при депрессии и лечении антидепрессантами – физически увеличивается кора головного мозга . Это еще один довод, что хоть частично, но исправить ситуацию реально.

Организация процесса

Развитие личности в раннем детстве подразумевает два аспекта — своевременное осознание малышом того, что он является представителем реального мира, имеет свое место, а также развитие чувств, желаний, силы воли. Вторая группа определяет мотивы и устойчивость поведения.

Как понять, что ребенок уже осознает, кто он? Пронять это можно по следующим признакам:

  • В речи он в полной мере использует личные местоимения.
  • Имеет представление о том, что такое «хорошо» и «плохо», может объяснить, почему-то или иное действие относится к положительным или отрицательным, а также может принять решение, отказавшись от, например, любимого занятия, пожертвовав «хочу» в пользу благих целей и результатов. При этом его речь ясна и убедительна.
  • Кроха научился контролировать себя, поступки, желания.
  • На простом уровне может рассказать о себе, о внешности, чертах характера, переживаниях и целях — речь в этом случае также понятна.

Несправедливость

Этот страх чаще всего появляется у детей, воспитанных холодными и авторитарными родителями. Чрезмерные требования в детском возрасте, выходящие за пределы возможностей ребенка и несоответствующие тому, что требуют от сверстников, могут привести к тому, что ребенок, стремящийся угодить родителям, начинает себя чувствовать бесполезным и недостойным. Ему начинает казаться, что судьба к нему совершенно несправедлива. Эти чувства он, как правило, приносит с собою и во взрослую жизнь.

Прямым следствием испытанного в детстве чувства несправедливости является чрезмерная консервативность и зажатость. Такие люди, как правило, стремятся пробиться на самый верх общества и сосредоточить в своих руках максимально доступную им власть. Также им свойственно практически фанатичное стремление к порядку и перфекционизм, а также неспособность идти на риск, если у них нет подробного плана, предусматривающего все варианты развития событий.

Людям, столкнувшиеся в детстве с явной несправедливостью в отношении себя, стоит поработать над снижением уровня недоверия к окружающему миру и повышению открытости разума и ментальной гибкости, чтобы им было проще довериться другим людям. Также им стоит избавиться от стремления сосредоточить всю власть в тех или иных обстоятельствах всецело в своих руках – какого бы высокого мнения они ни были сами о себе, наверняка найдется кто-то, кто хотя бы в чем-то разбирается лучше, чем они.

Знание об этих наиболее распространенных психологических травмах и умение распознавать их основные признаки крайне положительно сказывается на нашем благополучии, душевном здоровье и способности саморазвития – это знание способно помочь как близким людям, так и нам самим, если мы в этом нуждаемся.

Роль детства: аргументы из публицистики

В публицистике тоже часто рассматривается проблема роли детства в жизни человека. Аргументы для сочинения по этой теме можно взять из статьи А. Замостьянова «Детство и юность в судьбе Суворова». В своей работе автор говорит о том, что на личность полководца сильное влияние оказали рассказы матери о знаменитых военачальниках прошлого: Александре Македонском и Александре Невском. Своё повествование родительница сопровождала комментарием, что сила человека в голове, а не в руках. Именно после подобных историй этот болезненный мальчик начал развивать и закалять себя, потому что захотел стать военным.

Период детства очень важен для полноценного и гармоничного развития личности. Он является основой для адекватного восприятия себя и своих сил, мира вокруг и дальнейшей счастливой жизни человека.

Проблема взросления

  1. Повесть В.Т. Тендрякова «Ночь после выпуска» наиболее полно раскрывает проблемы взросления. Переход со школьной скамьи во взрослую жизнь – это непростое время в жизни подростка. Лучшая ученица выпускного класса Юля Студёнцева, пользуясь возможностью высказаться на выпускном вечере за свой класс, заявила, что ей безразличны все те пути и возможности, которые перед ней теперь открываются. Проблема выбора пути, который определит всю дальнейшую жизнь, поиск своего призвания – это лишь один из немногих конфликтов взросления, которые отражены в повести В.Т.Тендрякова.
  2. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» повествует о проблемах нравственного развития Николеньки Иртеньева. Вопросы, занимающие главного героя – это вопросы самоопределения, которыми задается большая часть подрастающего поколения. К примеру, в «отрочестве» Николенька мучительно переживает возрастной разрыв со старшим братом Володей, завидует его характеру. Душевные переживания выливаются в неконтролируемые истерики, в порыве которых он бьет гувернера. В «Юности» главного героя занимают более тонкие проблемы: он пытается упорядочить свою жизнь, создавая «правила» и пытаясь понять вес человеческого слова. Будучи юношей, Николенька склонен схематично разделять все явления жизни. Например, в главе «Любовь» он размышляет поэтапно над тремя видами любви. Таким образом, читатель видит, как сложен и долог процесс развития личности.

Проблемы с доверием и неспособность установить здоровые границы

Самомнение и мировоззрение ребенка начинают формироваться еще в раннем детстве и по большей части основаны на его отношениях с родителями. Так, если родители всегда находятся рядом и обеспечивают должную заботу и поддержку, то он растет с глубоким убеждением о том, что это мир является безопасным местом и что его потребности будут удовлетворены, растет с умением доверять людям и верит в доброту окружающего мира.

Если же ребенок растет без внимания родителей или они неспособны заботиться и поддерживать его, то у него возникнет чувство, что мир – это опасное место и что люди могут бросить его в любую минуту. Из-за своего страха потерять кого-то или быть одиноким такой ребенок испытывает трудности с доверием в близких отношениях и дружбе.

Границы – это невидимые и символические «силовые поля», преследующие три цели:

  • не подпускать к себе людей и не позволять им злоупотреблять нами,
  • не позволять нам нарушать личное пространство других людей и злоупотреблять ими,
  • давать каждому из нас способ воплотить в реальность наше понимание того, «кем мы есть».

Границы – это очень важные функциональные инструменты здорового выживания. Будучи младенцами, у нас еще нет границ, мы полностью ассоциируем себя со своими родителями.

По мере взросления у нас начинает формироваться отдельное ощущения себя, мы осознаем значение границ, наблюдая за жизнью родителей. А затем мы создаем для себя те же границы, которые видели в детстве чаще всего. И если в нашей семье не было границ вообще или они не работали, то в будущем такие же искаженные границы будут и у нас самих.

Чрезмерная навязчивость или ненадежность родителей может сделать ребенка отстраненным и таким, что в отношениях окружает себя неприступными стенами.

Непостоянство любви родителей к своему ребенку приводит к тому, что тот вырастает слишком беспокойным и пытается разрушить существующие границы, полностью сливаясь с другими людьми. Здоровые границы, созданные его друзьями, он рассматривает как попытки отгородиться от него и воспринимает это как личное оскорбление.

Фактор любви

Этот аспект и его влияние на счастливую жизнь были очень подробно изучены в недавнем исследовании, проведенном учеными из Гарварда (Vaillant, 2012). Цель исследования состояла в том, чтобы сравнить влияние финансового благосостояния с влиянием тепла и привязанности в детстве. Они следили за жизнью 200 человек (только мужчин) в течение 70 лет и пришли к очень интересным выводам.

Они определили, что финансовое благосостояние в детстве имеет мало общего с успехом, удовлетворением и способностью адаптироваться во взрослой жизни

Родительская привязанность и внимание на протяжении всего детства — самый позитивный и мощный индикатор

Фото Providence Doucet on Unsplash

Но помимо любви, ребенок должен быть нужен родителям. Дети должны чувствовать, что их любят такими, какие они есть, их сильные и слабые стороны, особенности характера, то, что им нравится, а что нет. А любовь в свою очередь должна быть искренней.

Часто задаваемый вопрос: «Когда вы росли, знали ли вы, что ваши родители любили вас? Или вы просто думаете, что ваши родители любили вас?» Это очень важное различие, потому что человек может знать, что кто-то его любит, даже не ощущая этого. Если в дополнение к основным потребностям – одежда, еда и образование – ваши родители говорили с вами, заботились, спрашивали вас, как вы себя чувствуете или о чем вы беспокоитесь, тогда они действительно знали вас и любили

Если, с другой стороны, ваше детство не было таким, как описано выше, то вы не получили много позитивного из своего детства

Если в дополнение к основным потребностям – одежда, еда и образование – ваши родители говорили с вами, заботились, спрашивали вас, как вы себя чувствуете или о чем вы беспокоитесь, тогда они действительно знали вас и любили. Если, с другой стороны, ваше детство не было таким, как описано выше, то вы не получили много позитивного из своего детства.

Функциональная или дисфункциональная семья

Дисфункциональная семья – это закрытая система с жесткими правилами и строго распределенными ролями. В ней не принято «выносить сор из избы», функциональность в одной из областей нарушена.

Например, родители отличаются инфантильностью, из-за чего ребенку приходится быть родителем для них, себя и своих братьев. В дисфункциональной семье чьи-то потребности постоянно подавляются. Как правило, страдает ребенок.

Из функциональных семей выходят люди со сценарием победителя. Из дисфункциональных – люди со сценарием побежденного. Приученный игнорировать проблемы и терпеть неудобства, ребенок испытывает сложности в построении отношений со сверстниками. А в будущем это отражается в работе и личной жизни.

История детства.

В нынешнем обществе дети считаются невинными и нуждаются в защите. Мы тратим невероятное количество усилий на создание развлечений и мероприятий для наших детей, и продлеваем их невинность как можно дольше. Мы ограждаем их от травмирующей информации и постепенно знакомим их с идеями, которые, как мы считаем, детская психика не в состоянии переварить. Однако история показывает, что так было не всегда.

Если вы посмотрите на изображения детей на протяжении всей истории, они почти всегда изображены как маленькие взрослые. Как только они становились достаточно взрослыми, чтобы ходить и удерживать предметы в руках — им давали работу. На протяжении всей истории, детство отнюдь не являлось островком сказки и неги, оно было совсем не похоже на наше.

По мере развития общества ценность детей значительно выросла

Мы осознали важность влияния детства на всю последующую жизнь. Современные представления о детях и детстве вошли в мейнстрим примерно в 19 веке и продолжают развиваться

С тех пор современная психология и медицина дала нам возможность заглянуть в мозг детей и понять, как он растёт и развивается. Существует чёткая взаимосвязь между тем, что происходило в вашем детстве и тем, что происходит в вашей жизни сейчас. Именно ранние годы сделали вас тем человеком, которым вы являетесь на данный момент. Давайте посмотрим, на какие части делится детство.

Страх одиночества

Одиночество является злейшим врагом любого человека, который в детстве чувствовал себя обделенным родительским вниманием. Люди, боящиеся одиночества, как это ни странно, во многих случаях являются инициаторами расставания с партнерами, боясь, что те бросят их первыми

Или, напротив, изо всех сил цепляются за отношения с токсичными людьми, следуя принципу «уж лучше быть хоть с кем-то, чем одному».

Головы людей, боящихся одиночества, зачастую полны мыслей вроде «Уж лучше я брошу тебя первым, чем постоянно буду ждать, что ты бросишь меня», «Я никому не нужен, мне никто не помогает и я не готов брать на себя ответственность за кого-то еще», «Если ты уйдешь, ты уже не вернешься, и я постараюсь удержать тебя рядом любой ценой, даже поступившись собственными интересами»…

Людям, испытывавшим недостаток родительского внимания в детстве или столкнувшимся с расставанием родителей, во взрослом возрасте приходится постоянно бороться со своим страхом одиночества, страхом, что близкие люди их бросят и с собственными невидимыми барьерами, мешающим физическим контактам.

Душевные раны, вызванные недостатком внимания и наплевательским отношением со стороны родителей, залечить довольно сложно. Но после того, как люди с такими психическими травмами самостоятельно или с помощью помощи специалистов избавляются от своих глубинных страхов, их состояние, как правило, существенно улучшается, так как страх одиночества замещается позитивными эмоциями и внутренним диалогом. В результате их отношения с другими людьми становятся куда менее нездоровыми.

История детства.

В нынешнем обществе дети считаются невинными и нуждаются в защите. Мы тратим невероятное количество усилий на создание развлечений и мероприятий для наших детей, и продлеваем их невинность как можно дольше. Мы ограждаем их от травмирующей информации и постепенно знакомим их с идеями, которые, как мы считаем, детская психика не в состоянии переварить. Однако история показывает, что так было не всегда.

Если вы посмотрите на изображения детей на протяжении всей истории, они почти всегда изображены как маленькие взрослые. Как только они становились достаточно взрослыми, чтобы ходить и удерживать предметы в руках — им давали работу. На протяжении всей истории, детство отнюдь не являлось островком сказки и неги, оно было совсем не похоже на наше.

По мере развития общества ценность детей значительно выросла

Мы осознали важность влияния детства на всю последующую жизнь. Современные представления о детях и детстве вошли в мейнстрим примерно в 19 веке и продолжают развиваться.

С тех пор современная психология и медицина дала нам возможность заглянуть в мозг детей и понять, как он растёт и развивается. Существует чёткая взаимосвязь между тем, что происходило в вашем детстве и тем, что происходит в вашей жизни сейчас. Именно ранние годы сделали вас тем человеком, которым вы являетесь на данный момент. Давайте посмотрим, на какие части делится детство.

Новые кумиры и ролевые модели

Между тем, кем хотят стать дети, и тем, с кого они берут пример, существует очень прочная связь. Исследование компании YPulse показало, что чем младше подросток, тем авторитетнее для него онлайн-знаменитости и блогеры. Тинейджеры все чаще говорят о том, что вообще не имеют кумиров. Но с детьми 8-12 лет все немного сложнее. Они чаще интересуются онлайн-инфлюенсерами и хотят им подражать, нежели подростки. Но при этом, две трети детей говорят, что не всегда согласны с тем, что делают их любимые YouTube-звезды, и не готовы слепо следовать за кумиром. Современные дети обладают более развитым критическим мышлением, чем считают многие взрослые.

Тимур, 9 лет:

«Я своими кумирами считаю некоторых блогеров. Ивангай — он очень разносторонний человек и хорошо снимает видеоролики. Аид — генератор идей».

Даниил, 10 лет:

«Я не считаю никого своим кумиром. Но мне нравятся блогеры, особенно те, которые снимают про видеоигры: Spt083, Holdik, MendesHD, Уполо».

Виктория, 11 лет:

«Прямо кумиров, которых я полностью, копирую нет, но есть те, на кого смотрю и пытаюсь быть чем-то похожей. На YouTube я смотрю Катю Клэп и ее друзей. Мне она нравится потому, что у нее веселый характер и она много путешествует. А в TikTok я смотрю Charli D’amelio, мне нравится как она одевается и танцует. Я тоже хочу и стараюсь хорошо танцевать».

Экономика образования

Что такое поколение Z и как оно видит свое образование

Самый важный фактор – забота и любовь

Нам это кажется очевидным, но меньше 100 лет назад в мире господствовали 2 основных идеи: бихевиоризм и фрейдизм.

Бихевиористы считали, мама нужна ребенку для получения калорий и можно забрать ребенка от матери, дать ему кров, хорошую еду, воду, в общем все необходимые для жизнедеятельности элементы и тогда он нормально вырастет.
Фрейдисты считали, что у маленького ребенка еще нет структуры личности, нет «Эго», и он за неимением сформированного «Я» привязывается к матери.

Это было время огромной детской смертности. Если ребенок попадал в больницу, то его старались изолировать от микробов: минимум людей, максимум лечения – по сути инкубатор. Так возник термин «госпитализм» – смертность от причин, не связанных с теми, по которым ребенок попал в больницу. Примечательно, что в больницах для бедных, где было меньше антисептиков и больше человеческого тепла – смертность была ниже.

В 50-х годах прошлого века провели довольно жестокий эксперимент с обезьянами . Детеныши макак имели в распоряжении две «матери»: проволочные каркасы в виде обезьяны. К одному приделали бутылку с молоком, другой обернули плюшевой тканью. Обезьянки в результате предпочитали тепло, исходящие от ткани, а калории их интересовали меньше.

Опыт Харлоу: обезьянка сидит на тряпочной “маме”

Возвращаемся к людям. В 90-х годах в Америке произошел резкий спад преступности. И каждый тянул одеяло на себя: либералы говорили, что все благодаря экономике, консерваторы, что тюрем стало больше.

Но есть еще одна версия : легализация абортов. Когда каждый штат разрешал аборты – через 20 лет уровень преступности в нем снижался. Как полагают исследователи: если женщина не желает ребенка, то аборт косвенно снижает риск последующего плохого отношения к этому ребенку, разных психотравм, болезней и преступности. Вспомните, как нужна любовь и забота родителей даже для детенышей обезьян.

Дети как эксперты и источник инсайтов о будущем

Родительство (как и детство) — не статичная сущность. С течением времени опыт воспитания переходит от «поставить на ноги» к «наблюдать и давать возможности». Современные родители с первых дней считают ребенка полноценным членом общества и относятся к его идеям и желаниям серьезно, помогая в их реализации.

Такая позиция присуща не только простым людям. Многие крупные корпорации и бренды переходят от просветительской миссии к подключению детей и подростков к своим реальным проектам. Опыт и помощь в самоактуализации — лучшее, что может дать бизнес новому человеку. А дети становятся экспертами по детству и источником неподдельных инсайтов для корпораций. Такая синергия пока встречается не часто, особенно, если речь идет о России.

Один из примеров — международный FMCG-бренд Yummy United. Производитель продуктов питания для детей сделал свою целевую аудиторию ядром бизнеса, чтобы производить продукты, которые действительно понравятся юным покупателям. Для этого в компании был сформировали детский совет директоров. Это специальный формат, в рамках которого дети 8-12 лет в игровой форме участвуют в жизни компании и помогают взрослым лучше понимать их, слышать и слушать, а также совместными усилиями менять рынок детского питания. Все ключевые решения, принимаемые компанией, обязательно утверждаются юными членами совета директоров. Они же участвуют в деятельности компании на стратегическом уровне.

Считается, что именно поколение «альфа» и те, кто будет жить через 20 лет, смогут изменить нашу жизнь. Они отбросят нынешние мировоззренческие стереотипы, и их любовь, забота и желание улучшить этот мир буквально изменит лицо нашей планеты.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Детство очень сильно меняет дальнейшую жизнь человека

Чтобы ребенок развивался нормально, важно снизить хронический стресс у беременной женщины. Когда ребенок родился: забота, любовь и снова уменьшение стресса

Никаких «бедных» кортизольных демотивирующих установок. Задача: скорее, «направлять», а не «запрещать». Ну и конечно нормальное питание, витамины, йод, спорт, общение со сверстниками.

Если же вы считаете своё детство тяжелым, то – психотерапия, медитация и антидепрессанты по назначению врача. В отечестве при стрессе часто принято употреблять алкоголь, но этот способ не работает долгосрочно, разве что сразу после стресса может нарушить его запоминание.

1. https://www.psychologicalscience.org/publications/observer/obsonline/harlows-classic-studies-revealed-the-importance-of-maternal-contact.html 2. Donohue, John J. and Levitt, Steven D., The Impact of Legalized Abortion on Crime (2000). Quarterly Journal of Economics. 3. https://www.theguardian.com/science/2020/jan/06/severe-childhood-deprivation-reduces-brain-size-study-finds 4. Canadian Paediatric Society. Maternal depression and child development. Paediatr Child Health. 2004 Oct; 9(8): 575–583. doi: 10.1093/pch/9.8.575 5. Adrie Kusserow. De‐Homogenizing American Individualism: Socializing Hard and Soft Individualism in Manhattan and Queens. Ethos 27(2):210 – 234 · January 2008 6. Christopher T Thompson, Andrew Vidgen, Neil P Roberts. Psychological Interventions for Post-Traumatic Stress Disorder in Refugees and Asylum Seekers: A Systematic Review and Meta-Analysis. Clin Psychol Rev. 2020 Jul;63:66-79. doi: 10.1016/j.cpr.2018.06.006. Epub 2018 Jun 15. 7. Lara Hilton, Alicia Ruelaz Maher et al. Meditation for Posttraumatic Stress: Systematic Review and Meta-Analysis. Psychol Trauma. 2020 Jul;9(4):453-460. doi: 10.1037/tra0000180. Epub 2016 Aug 18. 8. S Rosenbaum, C Sherrington, A Tiedemann. Exercise Augmentation Compared With Usual Care for Post-Traumatic Stress Disorder: A Randomized Controlled Trial. Acta Psychiatr Scand. 2015 May;131(5):350-9. doi: 10.1111/acps.12371. Epub 2014 Dec 1. 9. Michele Bedard-Gilligan, Natalia Garcia et al. Alcohol, Cannabis, and Other Drug Use: Engagement and Outcome in PTSD Treatment 10. Samaneh Nemati1, Chadi G. Abdallah. Increased Cortical Thickness in Patients With Major Depressive Disorder Following Antidepressant Treatment. Chronic Stress (Thousand Oaks). 2020 Jan-Dec; 4: 2470547019899962. Published online 2020 Jan 14. doi: 10.1177 / 2470547019899962

Детство очень сильно меняет дальнейшую жизнь человека

Чтобы ребенок развивался нормально, важно снизить хронический стресс у беременной женщины. Когда ребенок родился: забота, любовь и снова уменьшение стресса

Никаких «бедных» кортизольных демотивирующих установок. Задача: скорее, «направлять», а не «запрещать». Ну и конечно нормальное питание, витамины, йод, спорт, общение со сверстниками.

Если же вы считаете своё детство тяжелым, то – психотерапия, медитация и антидепрессанты по назначению врача. В отечестве при стрессе часто принято употреблять алкоголь, но этот способ не работает долгосрочно, разве что сразу после стресса может нарушить его запоминание.

1. https://www.psychologicalscience.org/publications/observer/obsonline/harlows-classic-studies-revealed-the-importance-of-maternal-contact.html
2. Donohue, John J. and Levitt, Steven D., The Impact of Legalized Abortion on Crime (2000). Quarterly Journal of Economics.
3. https://www.theguardian.com/science/2020/jan/06/severe-childhood-deprivation-reduces-brain-size-study-finds
4. Canadian Paediatric Society. Maternal depression and child development. Paediatr Child Health. 2004 Oct; 9(8): 575–583. doi: 10.1093/pch/9.8.575
5. Adrie Kusserow. De‐Homogenizing American Individualism: Socializing Hard and Soft Individualism in Manhattan and Queens. Ethos 27(2):210 – 234 · January 2008
6. Christopher T Thompson, Andrew Vidgen, Neil P Roberts. Psychological Interventions for Post-Traumatic Stress Disorder in Refugees and Asylum Seekers: A Systematic Review and Meta-Analysis. Clin Psychol Rev. 2018 Jul;63:66-79. doi: 10.1016/j.cpr.2018.06.006. Epub 2018 Jun 15.
7. Lara Hilton, Alicia Ruelaz Maher et al. Meditation for Posttraumatic Stress: Systematic Review and Meta-Analysis. Psychol Trauma. 2017 Jul;9(4):453-460. doi: 10.1037/tra0000180. Epub 2016 Aug 18.
8. S Rosenbaum, C Sherrington, A Tiedemann. Exercise Augmentation Compared With Usual Care for Post-Traumatic Stress Disorder: A Randomized Controlled Trial. Acta Psychiatr Scand. 2015 May;131(5):350-9. doi: 10.1111/acps.12371. Epub 2014 Dec 1.
9. Michele Bedard-Gilligan, Natalia Garcia et al. Alcohol, Cannabis, and Other Drug Use: Engagement and Outcome in PTSD Treatment
10. Samaneh Nemati1, Chadi G. Abdallah. Increased Cortical Thickness in Patients With Major Depressive Disorder Following Antidepressant Treatment. Chronic Stress (Thousand Oaks). 2020 Jan-Dec; 4: 2470547019899962. Published online 2020 Jan 14. doi: 10.1177 / 2470547019899962

Функциональная или дисфункциональная семья

Дисфункциональная семья – это закрытая система с жесткими правилами и строго распределенными ролями. В ней не принято «выносить сор из избы», функциональность в одной из областей нарушена.

Например, родители отличаются инфантильностью, из-за чего ребенку приходится быть родителем для них, себя и своих братьев. В дисфункциональной семье чьи-то потребности постоянно подавляются. Как правило, страдает ребенок.

Из функциональных семей выходят люди со сценарием победителя. Из дисфункциональных – люди со сценарием побежденного. Приученный игнорировать проблемы и терпеть неудобства, ребенок испытывает сложности в построении отношений со сверстниками. А в будущем это отражается в работе и личной жизни.

Правильное и неправильное воспитание

Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее«Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова воспитывает в детях чувства добра, справедливости. Они вырастают порядочными людьми, готовыми на подвиг, самопожертвование. В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности, поэтому и Элен, и Анатоль – безнравственные обитатели высшего света. Так, Элен выходит замуж за Пьера лишь ради его денег. Таким образом, от того, какие ценности вкладываются в воспитание детей, зависит то, какими людьми они вырастут.
В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отец завещает сыну Петру Гринёву беречь честь смолоду. Эти слова становятся ориентиром для Петра. Каждый свой шаг он проверяет по этому главному завету отца. Именно поэтому он дарит заячий тулуп незнакомцу, не преклоняет колен перед Пугачёвым, оставаясь верным себе до конца, за что бунтовщик и уважает Гринёва, оставляя его в живых. Так, благодаря правильному воспитанию герой смог остаться высоконравственным и порядочным человеком во времена страшного крестьянского бунта.

Самый важный фактор – забота и любовь

Нам это кажется очевидным, но меньше 100 лет назад в мире господствовали 2 основных идеи: бихевиоризм и фрейдизм.

Бихевиористы считали, мама нужна ребенку для получения калорий и можно забрать ребенка от матери, дать ему кров, хорошую еду, воду, в общем все необходимые для жизнедеятельности элементы и тогда он нормально вырастет. Фрейдисты считали, что у маленького ребенка еще нет структуры личности, нет «Эго», и он за неимением сформированного «Я» привязывается к матери.

Это было время огромной детской смертности. Если ребенок попадал в больницу, то его старались изолировать от микробов: минимум людей, максимум лечения – по сути инкубатор. Так возник термин «госпитализм» – смертность от причин, не связанных с теми, по которым ребенок попал в больницу. Примечательно, что в больницах для бедных, где было меньше антисептиков и больше человеческого тепла – смертность была ниже.

В 50-х годах прошлого века провели довольно жестокий эксперимент с обезьянами . Детеныши макак имели в распоряжении две «матери»: проволочные каркасы в виде обезьяны. К одному приделали бутылку с молоком, другой обернули плюшевой тканью. Обезьянки в результате предпочитали тепло, исходящие от ткани, а калории их интересовали меньше.

Опыт Харлоу: обезьянка сидит на тряпочной “маме”

Возвращаемся к людям. В 90-х годах в Америке произошел резкий спад преступности. И каждый тянул одеяло на себя: либералы говорили, что все благодаря экономике, консерваторы, что тюрем стало больше.

Но есть еще одна версия : легализация абортов. Когда каждый штат разрешал аборты – через 20 лет уровень преступности в нем снижался. Как полагают исследователи: если женщина не желает ребенка, то аборт косвенно снижает риск последующего плохого отношения к этому ребенку, разных психотравм, болезней и преступности. Вспомните, как нужна любовь и забота родителей даже для детенышей обезьян.

Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период

Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как лживость, жадность, лицемерие. Дети, выросшие вовсе без опеки или только с одним родителем, могут завидовать «счастливым детям» из полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят себе друзей.

С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.

Главный враг – хронический стресс

Условно стресс можно разделить на краткий, полезный, иногда приятный стресс и хронический, неприятный и вредный.

Короткий стресс почти всегда полезен: физическая тренировка, контрастный душ, баня, громкая музыка, даже просмотр ужастика или поездка на экстремальном аттракционе. А вот тревожность и страх, которые длятся днями, неделями или месяцами – убивают организм.

В новейшей истории есть пример, что произойдет, если дети будут жить изолированно, без родителей, без нормального питания и образования. Это пример тотального стресса. 1966 год, румынский диктатор Николае Чаушеску решил поднять рождаемость и ввел запрет на аборты, запрет на продажу средств контрацепции и налог для бездетных женщин . В результате чудовищно взлетел процент отказов от детей. Через некоторое время появились научные данные, где говорилось, что эти дети имели сниженные интеллектуальные способности, депрессии, тревоги, уменьшенное количество белого и серого вещества в мозге, нарушения в лобной (рассудительной) зоне мозга и увеличенный объем миндалины (центр страха и агрессии).

Румынский детский дом, 1991 год

Если копнуть еще дальше, то хронический стресс или депрессия у женщин во время беременности тоже предсказывает нарушения у детей . Если женщина в стрессе, в депрессии и беременна, то для ребенка лучше, чтобы она принимала медикаменты, чем оставить все как есть, «зато без этой вашей химии».

И еще один пример неочевидного хронического стресса – бедность. Мало того, что бедная семья постоянно переживает о работе и о том, чем прокормиться или как одеться, так еще и демотивирует ребенка.

В 1999 году провели наблюдение за 3 группами людей: бедные, средний класс и богатые. Исследователей интересовали установки, которые родители говорят своим детям. В бедной группе чаще говорили: «не лезь», «не высовывайся», «не давай себя в обиду». Средний класс скорее мотивировал: «добивайся», «стремись», «познавай». Богатые же чаще были в розовых очках: «процветай», «радуйся». Поэтому проблема бедности не только в банальных деньгах, но и в «бедном» образе мышления, который ставит крест на чаяниях даже амбициозных детей. Это влечет замкнутость и ухудшения интеллекта. Бедность порождает не только физическую бедность, но и интеллектуальную.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий