Можно ли наиграться в компьютер так, чтобы надоело
— Встречалось ли вам успешное решение, когда родители вообще не контролируют экранное время подростка? Установка ограничений на экранное время вроде бы решает эту проблему. Но при этом тебя ограничили, и это запретный плод, он сладок. Чем больше тебя ограничивают, тем больше тебе хочется.
Тутта Ларсен проводила эксперимент со своим старшим сыном — во время самоизоляции не ограничивала его экранное время. Надеялась, что в какой-то момент он наиграется и это перестанет быть интересным для него. Но осенью к ограничениям пришлось вернуться.
Может быть, все-таки стоит попробовать? Мол, играй, сколько влезет. По принципу, если два дня есть шоколад, то на третий день ты на него не сможешь смотреть. С гаджетами так не срабатывает?
— Я придерживаюсь позиции, что ограничения нужны. Если мы говорим про младший возраст, то экранное время нельзя не контролировать.
Со старшими детьми слово «ограничение» я бы заменила на «правила». Можно в какой-то момент обсуждать постепенную автономию. Ваш ребенок растет, и завтра-послезавтра он станет самостоятельной совершеннолетней личностью. Постепенная автономия, начиная лет с 14-15, нужна. Но это происходит плавно. Не так, что подарили на день рождения смартфон, и «ок, делай с ним, что хочешь».
Поэкспериментировать в какой-то момент можно с подростками, обсудив заранее какие-то правила: «Я тебе доверяю. Столько-то часов в день и в неделю ты можешь пользоваться смартфоном, я не контролирую твое экранное время. Но если мне покажется, что ты не справляешься, если у меня возникает тревога, я в любом случае подключусь к этому».
— Читатель пишет: «Устанавливать безлимитный интернет по тарифу 5 Гб на месяц, а ребенок пусть сам распределяет время».
— Да, вполне. Гигабайты заканчиваются, на следующий месяц опять какая-то норма. Это одно из правил, которые можно использовать в общении с цифровым поколением.
— Важно, чтобы ребенок не начал искать источники трафика у других людей. Наш старший ребенок сразу пишет слезно в вотсап: «Бабушка, положи денег на телефон
Дедушка, положи денег на телефон». Оказывается, что это тоже не контролируется.
Вот что пугает. Мы пытаемся договариваться в отношении гаджетов, смартфонов и компьютерных игр. Мы такие классные, мирные родители с белым флагом. Но против нас работает огромная индустрия. В компьютерные игры и социальные сети вкладываются огромные деньги, это один из самых прибыльных мировых бизнесов, в котором сосредоточено столько ресурсов, сколько ни в одной другой области. На одной стороне — маленький ребенок и его демократичные родители, которые пробуют договариваться. А на другой — кит, который жаждет нас поглотить, которому нужно как можно больше людей. Это не равные условия.
— Да, это правда, и это относится не только к детям. Если мы возьмем чуть шире, мы все — добыча того самого монстра, который находится по ту сторону экрана. Действительно, это крупные бизнесы, которые заинтересованы в том, чтобы не только дети, но и взрослые проводили как можно больше времени со смартфонами. Экранное время увеличивается, чтобы продать как можно больше каких-то услуг, товаров. Безусловно, здесь вы правы — это то, как сейчас работает реальность.
Нужно понимать — да, есть монстр по ту сторону экрана. Но есть вы и ваш ребенок.
Направьте ваше внимание в ту доступную зону, которую вы можете контролировать. Отрубить интернет, отобрать телефон — это очень краткосрочная мера
Поэтому надо договариваться. Правила и ограничения.
Контролировать то, что вам под силу — это способ адаптироваться к новой реальности, которую никто не в силах изменить. Вы не сможете полностью отключить от этого мира своего ребенка. Здесь его будущее. Это образование, которое возможно в дистанционном формате, какие-то профессии, удаленная работа. Все то, с чем нужно научить ребенка обходиться
Важно объяснить ему правила его безопасности у экрана, по ту сторону которого находится тот самый монстр
Игры на слуховое внимание
Воспринимать информацию на слух не так просто, особенно детям, поскольку в первую очередь развито визуальное восприятие
Поэтому родителям полезно тренировать с ребенком слуховое внимание. Вот несколько примеров таких игр для любого возраста
— Угадай звук
Раскладываем перед ребенком картинки с животными: птицами, транспортом, бытовыми предметами. Показываем каждую картинку и рассказываем, как она «звучит» (голосом или аудио). Включаем или изображаем звуки вперемешку. Ребенок должен найти подходящую картинку.
Для самых маленьких достаточно 3−5 картинок. Для детей постарше можно выбирать 7−10 картинок с более сложными звуками (голоса птиц, оркестр).
— Найди пару
Заранее делаем баночки с разными наполнителями (в двух экземплярах): гречкой, фасолью, манкой, гайками и др. Главное, чтобы они звучали по-разному. Для их изготовления можно использовать самые обычные контейнеры для киндеров. Заклеиваем баночки изолентой, чтобы ребенок не вскрыл их и не увидел содержимое. Его задача — подобрать пары баночек по звуку.
— Нос-пол-потолок
Многим знакома эта игра: вперемешку говорим слова «нос, пол, потолок», а ребенок должен показать пальцем в нужное место (нос, пол или потолок). Постепенно увеличиваем скорость. Задача ребенка — показывать все верно и не запутаться. Детям постарше можно усложнить задание: говорим слово, но сами показываем его неправильно (например, говорим нос, а показываем на пол).
— Дятел
С помощью хлопков или постукивания создаем определенный ритм. Ребенок должен его повторить. Чем он старше, тем сложнее может быть ритм. В процессе игры можно меняться ролями.
— Испорченный телефон
Можно играть вдвоем с ребенком: говорим шепотом слово, а он должен его угадать (а потом меняемся ролями). Можно сделать игру интереснее — нужно не просто услышать слово, но и найти загаданный предмет в комнате.
— Услышишь — хлопни
Загадываем слово, например, «слон». Как только ребенок его слышит, он должен хлопнуть в ладоши. С остальным словами прыгаем или топаем. Для детей постарше можно усложнить задачу и сказать, что хлопаем, когда родитель называет зверей.
— Правда — ложь
Объясняем ребенку, что правильные высказывания сопровождаются хлопками, а все неправильные — топотом. Фразы могут быть такими: «Рыба летает по небу», «Ночью светит луна», «У Маши 4 ушка и 3 ножки». Ребенок должен быстро выполнить нужное действие.
— Робот
Предлагаем ребенку побыть в роли робота, которому будут давать команды. Задача ребенка запомнить цепочку команд и выполнить. Например, можно сказать: «Подними правую руку, помаши, хрюкни, покружись». В процессе игры можно меняться ролями.
— Съедобное-несъедобное
Многие помнят эту игру с детства: берем мячик, бросаем ребенку, называя слово. Если это съедобное — он должен поймать мяч, если несъедобное — отбросить.
Такие простые игры разовьют слуховое внимание у ребенка
И это важно не только для того, чтобы он слышал просьбы мамы. Развитие фонематического слуха благоприятно влияет на речь и готовит ребенка к освоению чтения и письма в школе
Развитие фонематического слуха благоприятно влияет на речь и готовит ребенка к освоению чтения и письма в школе.
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by
Как говорить, чтобы быть услышанными?
Итак, теперь вы знаете фразы которые нужно говорить ребенку каждый день. Но как их говорить? Вот основные правила:
привлеките полное внимание ребенка, и не начинайте говорить, пока он не обратит на вас внимание;
важен контакт глаз — надо установить контакт глаз и находиться на уровне глаз чада;
говорить важно спокойно, достаточно тихо, без лишних эмоций, но твердо и уверенно;
дошкольникам нужно обязательно объяснять смысл сказанного, отвечать на все вопросы;
применяйте короткие предложения, состоящие из нескольких слов;
не обязательно повторять постоянно все 10 фраз, вы можете выбрать для себя 7 фраз, или 5 наиболее подходящих и нужных;
В дополнение обучающее видео про фразы которые нужно говорить ребенку каждый день
Нужно ли скрывать правду?
Ребенок достоин правды. Просто не каждый в силу возраста способен ее осознать. С малышами до 3 лет обсуждать развод не стоит.
Через год-два чадо само начнет задавать вопросы. Пока жизнь дала вам фору – подготовьте правильные ответы. Нет идеального возраста для такой новости: ребенок будет переживать и в пять, и в пятнадцать, и в тридцать. Отличается только реакция.
Дети от 3 до 7 лет. Малыш пока не понимает высоких материй и главным виновником будет считать себя.
«Папа уходит, потому что меня не любит», «Мама уехала, потому что я плохой».
Результат предсказуем: истерики, замкнутость, агрессия, фобии. Ребенку все равно, сколько вам лет, какое место на социальной лестнице занимаете и какую религию исповедуете.
Вы – его родители, этого аргумента достаточно, чтобы в его сердце поселилась безоговорочная любовь.
8-12 лет. Дети уже постигают сложность причинно-следственных связей и безошибочно определяют виновника всех бед.
Обида, злость, агрессия, демонстративное нежелание общаться… Родителю, который ушел из семьи, придется постараться, чтобы наладить отношения. Ребенок чувствует себя ненужным, брошенным.
13-17 лет. Бурлящие гормоны и сильный стресс – это гремучая смесь.
Подростки очень категоричны: они бурно выражают протест и могут надолго разорвать отношения с родителем, которого посчитают виновным.
Чаще «бузят» мальчишки: они либо обвиняют мать в том, что не смогла сохранить семью, либо полностью отторгают авторитет отца.
Девочек-подростков спасает их повышенная эмоциональность: слезы, истерики, обвинения помогают выплеснуть боль и быстрее справиться со стрессом.
Дети, пережившие развод родителей, только внешне остаются прежними. Они механически просыпаются, едят, ходят в школу.
Вот только внутри ребенок надломлен: мир, который он считал простым и понятным, разлетелся на осколки. Посмотрите на статистику:
- у 20% детей нарушается дисциплина: они не могут разрешить внутренние противоречия и отказываются признавать авторитет родителей, которые предали доверие;
- у 31% снижается успеваемость в школе;
- 17% требуют повышенного внимания. Драки, перепады настроения, плаксивость, апатия – серьезный повод обратиться к специалистам;
- 9% детей убегают из дома;
- 6% яростно конфликтуют с окружающими.
«Мы тебе это не купим, потому что нет денег»
Так часто говорят родители, когда ребенок просит в магазине очередную игрушку. Но так делать не стоит. Во-первых, если говорить про ранний возраст, то ребенку не стоит вникать в финансовые трудности семьи. Во-вторых, ребенок видит, что у родителей деньги есть, но тратят они их на что-то другое. Он расстраивается, поскольку ждет, что ему купят игрушку, а этого не происходит. И тогда он начинает думать, что родители его обманывают.
Лучше говорить ребенку, почему нельзя купить эту игрушку. Например: «Мы не купим ее, потому что у тебя уже такая есть», «Мы не купим эту игрушку, потому что она для детей постарше».
Просьбы-отрицания
Часто можно услышать от мам напоминания: «Не трогай! Не кричи! Не бегай!» Но такие просьбы, по мнению психолога, бессмысленны. Процессы возбуждения у маленьких детей сильно преобладают над процессами торможения, потому им трудно сразу же остановить свою активность. Кроме того, фраза «Не бегай!» формирует в голове у ребенка обратное послание: «Бегай!», поскольку частицу «не» дети часто не слышат.
— Старайтесь формулировать свое послание без частицы «не». Не тормозите действие, а заменяйте его другим. Это как с поездом, мчащимся без тормозов: резко остановить локомотив сложно, а вот переключить стрелку на другие рельсы вполне реально.
А еще важно помнить, что дети сначала считывают эмоции родителей, а потом только слышат их слова. Если есть расхождения, ребенок реагирует на эмоции: выражение лица, тон голоса
Вот почему так важно, чтобы слова и эмоции «дружили» друг с другом.
Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?
В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно
Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.
Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.
К кому обратиться:
- Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
- Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
- Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.
«Возьми, но только успокойся (не плачь/не кричи/не ной)»
Такой фразой родители транслируют ребенку, что если он будет плакать и кричать, его требование выполнят. Сообразительный ребенок быстро поймет, что именно таким образом можно добиться желаемого. И будет поступать так все чаще и чаще.
Если ребенок плачет и громко требует желаемого, стоит объяснить ему, что мама не понимает такого тона, нужно просить спокойно и вежливо. Конечно, сами родители должны подавать пример, как правильно формулировать просьбу.
Также важно учить ребенка аргументировать свою просьбу: чтобы он умел рассказать, почему для него это важно, а не просто кричал: «Мне надо!» Задавайте вопросы ребенку в ходе конфликта, а не просто говорите: «Нет». Только в таком взаимодействии можно найти компромисс в сложной ситуации
50 глубоких вопросов, которые стоит задать друзьям, чтобы узнать их получше
1. На кого вы больше всего ровняетесь и какие качества в этом человеке вы хотите видеть в себе?
2. Чего вы больше всего хотите достичь в своей жизни?
3. Что вы видите в себе, что вам не нравится, когда вы видите это в других людях?
4. Что вы видите в себе, что вам нравится, когда вы видите это в других людях?
5. Какие проблемы вы больше всего хотите преодолеть?
6. Вы когда-нибудь хотели, чтобы справились с ситуацией по-другому? Как бы вы с этим справились?
7. Чего вы больше всего боитесь?
8. Когда вам грустно или что-то расстраивает вас, как вы хотите, чтобы вас утешали? Или вы бы предпочли, чтобы вас оставили в покое?
9. Расскажите мне о любимом воспоминании.
10. Что, по вашему мнению, произойдет с вами, когда вы умрете?
11. Если бы кто-то поддерживал в голосовании кандидата, который вам сильно не нравился, вы бы простили этого человека?
12. Если бы вы выиграли в лотерее полмиллиарда долларов (предположим, вы купили билет), что бы вы сделали в первую очередь?
13. Кто последним заставил вас плакать? Что бы вы хотели, чтобы этот человек сказал вам?
14. Если бы деньги не имели значения, что бы вы купили для себя, чтобы сделать жизнь проще или веселее?
15. Если бы вы могли быть близкими друзьями с любой знаменитостью, кто бы это был?
16. Где вы надеетесь быть через три-пять лет? Как насчет десяти лет?
17. Если бы в вашем следующем доме могло быть что-то по вашему выбору, чего нет в вашем нынешнем доме, что бы это было?
18. Чем вы больше всего гордитесь? Или когда вас в последний раз переполняла гордость за себя или за кого-то еще?
19. Какая для вас самая большая проблема сейчас (и могу ли я чем-нибудь помочь)?
20. С каким членом семьи вы чувствуете себя ближе всего?
21. Если бы вы могли путешествовать в любую точку мира, и деньги не имели значения, скажите мне, куда бы вы поехали и как бы туда добирались.
22. Какая книга оказала на вас наибольшее влияние?
23. Какие отношения сформировали вас больше всего, когда вы росли?
24. Вы хотите детей? Как много?
25. Если бы вы могли зарабатывать любую сумму в качестве ежемесячного дохода, сколько бы это было и почему?
26. О чем вы часто любите говорить?
27. Если бы вы могли купить одну материальную вещь, а деньги не были бы проблемой, что бы это было?
28. Какое ваше любимое растение?
29. Какую пищу вы ни при каких обстоятельствах не будете есть?
30. Что вас больше всего смущает перед другими людьми?
31. Если бы вам пришлось выбрать то, чем вы больше всего увлечены, что бы это было и почему?
32. Где вы хочешь пожить однажды?
33. Гражданство какой страны вы хотите иметь?
34. О чем вы сожалеете, что сделали или не сделали в своей жизни?
35. На кого из своих родителей вы больше похоже?
36. Как вы думаете, что вы лучше всего готовите или запекаете?
37. Если бы вы могли изменить свое имя, каким бы оно было?
38. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы ваше сердце успокоилось?
39. Вы думали баллотироваться в президенты?
40. Где самое красивое место на земле и почему?
41. Как вы думаете, призраки реальны?
42. Как вы думаете, инопланетяне реальны?
43. Как звали первого человека, в которого вы влюбились? Почему он вам понравились?
44. Сколько лет в вашем холодильнике наиболее просроченным продуктам?
45. У вас одинаковые ступни?
46. Какая самая грустная песня, которую вы когда-либо слышали?
47. Есть ли что-то, о чем вы хотели бы извиниться, но никогда этого не делали?
48. Когда вы в последний раз плакали?
49. Кому вы действительно завидуете?
50. Каким вы меня видите?
Почему так важно говорить детям позитивные слова?
Недавно я встретила цитату доктора и писателя, специализирующегося на развитии детей и детских травмах:
Другими словами, эти позитивные послания детям не работают, если вы только думаете, но не произносите их. Вы должны говорить эти вещи вслух.
Я поняла, что пришла пора все изменить.
Потому что существуют очень наглядные результаты исследований, демонстрирующие, что когда дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей, это положительно влияет на всю их жизнь.
Дети любящих родителей не только хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой, они также становятся более счастливыми и менее тревожными взрослыми. Родительская теплота также влияет на психическое здоровье ребенка.
И тут подходит момент важного вопросы: когда вы заняты, у вас полно забот или вы просто разозлились, потому что наступили на ЛЕГО, как можно не забывать говорить позитивные вещи ребенку вслух и напоминать ему о своей безусловной любви?
История из жизни
Например, я знаю 2 семьи, с детками одинакового возраста. Сейчас этим двум мальчикам по 12 лет. Одна семья, с достаточно скромными возможностями. Вторая – более состоятельная. Но в первой семье родители всегда интересовались психологией, читали много правильных книг.
И с самого рождения поддерживали сына правильными фразами. Примерно теми, что перечислены здесь, выше. В итоге мальчик сейчас – твердый хорошист в школе. Кроме того, занимается карате и осознанно учит иностранный язык. Другими словами, растет уверенным в себе человеком.
В то же время, во второй семье родители скорее баловали сына, засыпая его с детства подарками. А когда он из пухлощекого малыша превратился в угловатого школьника, стали вдруг требовать успехов в учебе.
А вместо поддержки мальчик слышал: «Ну почему ты так себя ведешь?!», «Когда же уже ты выучишь стих нормально?!», «Сколько можно приносить тройки?!» и так далее. В итоге, сейчас он не интересуется ничем кроме айфона, и в себя не верит.
Вот так, дорогие родители!
Говорите дочке, сыну правильные слова, и тогда все у него в жизни будет хорошо!
Если статья понравилась, отразите это в своих комментариях.
Также не забывайте подписываться на этот блог.
Поделитесь материалом с друзьями, у которых есть дети – через соцсети. До следующих интересных встреч, Вместе изменим жизнь к лучшему!
Расстройство экспрессивной речи
«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.
Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи
Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось
Чем характеризуется такое состояние:
- Ребенок совсем не говорит.
- В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
- После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.
При этом очень важно отметить другие важные признаки:
- Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
- Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
- Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
- В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
- Нет проблем со слухом.
Очень много слов
Дети иначе воспринимают речь, поскольку они ее только осваивают. Особенно сложно им даются длинные фразы и абстрактные слова типа «терпение».
— Когда родители так общаются с ребенком, ему кажется, будто они говорят на другом языке. А если так происходит постоянно, то мама превращается в радио, которое все время что-то вещает и создает шумовой фон. Ребенок думает: что-то там опять говорит, ну и ладно, главное — играть не мешает.
Психолог советует озвучивать просьбу как можно короче, убирая все лишние и сложные слова. В вашем послании должна быть только суть.
— Не так: «Мы же купили тебе новую зубную щетку, зачем ты тогда ее просил, если опять не хочешь чистить зубы, микробы повредят эмаль и будет кариес, ты что хочешь к стоматологу?» Это полный провал. Лучше сказать четко и коротко: «Пора чистить зубы».
«Мальчики не плачут»
Слезы — это здоровая реакция нервной системы на раздражение, а не признак слабости. При помощи слез люди выражают самые разные эмоции: благодарность, сочувствие, стыд, счастье и даже радость. Каждому человеку можно испытывать весь спектр эмоций и чувств.
Запрещая детям плакать, родители лишают их возможности стать эмоционально зрелой личностью. Подавляя эмоции, ребенок перестает проявлять свои чувства. И в результате может стать пассивным агрессором. Вместо естественного выражения чувства гнева он будет использовать сарказм, демонстративную обиду, неприятные реплики и т.п.
Лучше позволить ребенку выразить свои эмоции. Будьте рядом и поддержите его в трудный момент
Причем важно проговаривать то, что ваш сын чувствует: «Я вижу, что ты расстроился из-за того, что сломалась игрушка», «Ты плачешь, потому что очень сильно ударился!», «Да, очень обидно, когда дети не хотят с тобой играть»
Как начать разговор?
В основном роль гонца с плохими вестями делегируется маме, но лучше, чтобы при разговоре присутствовали оба родителя. Ребенок должен понимать, что это решение принято совместно.
Даже малышам не нужно врать: поначалу он поверит, что «папа уехал в командировку», но потом какая-то «добрая» душа обязательно откроет ему правду.
Кроме того, дети – это комнатный барометр, который очень точно ощущает перемены в семейной атмосфере. По вашим словам, жестам и мимике они легко могут распознать приближающийся ураган.
Дети постарше уже понимают истинное значение слова «развод», а вот малыши представляют его этаким чудовищем, которое навсегда заберет папу или маму.
Простыми словами объясните сыну/дочери, что даже если вас не будет связывать штамп в паспорте, вы навсегда останетесь его/ее родителями.
Мысль «Да, мы больше не будем жить под одной крышей, но у тебя все равно будут любящие мама и папа» нужно повторить в разных вариациях тысячу раз. Вам нужно, чтобы ребенок в нее поверил.
Позиция «Уходи и дверь закрой», ограничение контактов с одним из родителей и его родственниками – кратчайший путь к тяжелой психологической травме у ребенка.
Дети очень боятся перемен, поэтому вам нужно убедить свое чадо, что его жизнь останется такой же стабильной и безопасной. Что еще должен усвоить ребенок из разговора?
- Это решение принято мамой и папой совместно, и они станут счастливее после развода.
- Папу (маму) не уносят инопланетяне. У него (нее) будет свой дом, в котором малышу всегда рады.
- Ребенок не виноват в том, что родители решили разойтись. Во взрослой жизни иногда такое случается.
- Малыш не должен разрываться между родителями. Не пытайтесь переманить его на свою сторону. Он имеет право любить маму и папу одинаково, не боясь предать или обидеть кого-то из них.
Такую серьезную тему нельзя обсуждать в спешке, поэтому разговор лучше отложить до выходных. Вы же не думаете, что ребенок махнет рукой: «Ну и разводитесь» и спокойно отправится в садик или школу?
На занятиях он не сможет сосредоточиться, а подавляемые эмоции обязательно найдут выход. Разбитое окно или синяк под глазом задиры-одноклассника – меньшее, что может сделать ребенок в состоянии стресса.
Почему он не говорит?
Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?
Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:
- Социальные.
- Физиологические.
Причины внешние:
Отсутствие у ребенка мотивации
Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
Отсутствие примера
Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.
Причины внутренние:
- Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
- Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
- Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.