15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Видео консультация: Рефлексы новорожденных

Ребёнок рождается с рядом рефлексов, которые помогают в оценке нейропсихического развития. Данная оценка должна проводиться с определёнными условиями:

  • тёплое помещение;
  • ребёнок должен быть бодрым, чистым, сухим и накормленным;
  • все манипуляции должны быть безболезненными;
  • рефлексы оцениваются в трёх основных положениях: в положении на спине, животе и вертикальном.

Сосательный рефлексПропадает в возрасте одного года. Данный рефлекс проявляется тогда, когда ребёнок первый раз получает соску или грудь.

Поисковый рефлексПропадает к концу первого года жизни. При поглаживании кожи возле угла рта, не касаясь его, ребёнок поворачивается в ту сторону, опускается губа и язык отклоняется в сторону раздражителя.

Рефлекс БабинскогоШтриховое раздражение стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает разгибание большого и сгибание остальных пальцев. В течение первых двух лет рефлекс считается физиологическим.

Лабиринтный тонический рефлексМеняют положение головы в пространстве. Рефлекс достигается благодаря повышенному тонусу мышц — разгибателей спины, шеи и ног. При повороте ребёнка на живот увеличивается тонус сгибателей спины, шеи и конечностей.

ПОДРОБНЕЕ: Больные дцп взрослые. Меняется ли характер со взрослением. Лечиться ли ДЦП

Рефлексы Ландау (нижний и верхний)Верхний рефлекс ЛандауДанный рефлекс формируется к 4 месяцам жизни. В положении на животе ребёнок поднимает голову и туловище путём упора рук на поверхность, на которой лежит.

Нижний рефлекс ЛандауДанный рефлекс проявляется в возрасте 5-6 месяцев. Рефлекс проявляется разгибанием и поднимаем ног в положении лёжа.

Помимо вышеперечисленных, существует множество других рефлексов. Каждый врач, осматривая ребёнка, должен определить присутствие патологических рефлексов.

Какие бывают рефлексы?

Все рефлексы подразделяются на 2 большие группы: условные и безусловные. Условные рефлексы вырабатываются на какой-либо определенный раздражитель у разных людей в процессе жизни. Данные рефлексы дают возможность человеку производить какие-либо действия автоматически, не задумываясь. Также условные рефлексы обеспечивают реакцию на какой либо знакомый раздражитель – например выделение слюны при виде лимона.

Безусловные рефлексы присутствуют у человека с рождения. К ним относится, например, сухожильный рефлекс (мышца сокращается при ударе по сухожилию). Данный вид рефлексов можно наблюдать у всех здоровых людей. Родившись, ребенок не обладает условными рефлексами, в его арсенале только безусловные рефлексы. Они несут функцию помощника для новорожденного ребенка в первые месяцы жизни.

Без них малышу будет сложно ориентироваться в этом мире. В дальнейшем, по мере развития и роста ребенка, рефлексы новорожденного ослабевают и полностью исчезают. Некоторые рефлексы, все же, остаются с человеком до конца его дней.

Это такие безусловные рефлексы, как глотательный, роговичный и ,уже упомянутый нами, сухожильный рефлексы. Безусловные рефлексы новорожденных подразделяют на несколько групп – для новорожденного ребенка очень важны рефлексы, связанные с питанием, по-другому они еще называются оральными рефлексами. К ним относятся сосательный рефлекс, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, поисковый рефлекс Куссмауля, а также хоботковый рефлекс. Кроме оральных рефлексов, существуют еще и спинальный рефлексы. Это группа двигательных рефлексов в которую входят хватательный, защитный и другие рефлексы.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия

Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу

Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов

Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки

Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем

Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка

Новорожденные могут чувствовать тепловые сигналы своей матери

фото: reddit.com

Природа дала новорожденным специальные «датчики тепла». Если ребенка сразу после рождения поместить на грудь матери, он определит, где находится сосок, доползет до него и начнет первый в своей жизни прием пищи.

Наличие интересного фактора обнаружили медики уже давно, но доказали, как работает система тепловой навигации, лишь пять лет назад. Сделали это врачи из Италии. Они выяснили, что «термодатчиком» у новорожденного выступают его губы. За счет пониженной температуры губ ребенок может ориентироваться в пространстве даже с закрытыми глазами.

Также ученые считают, что женщины могут посылать тепловой сигнал своим детям, а те могут это почувствовать. Именно из-за этой разницы температур дети и могут ориентироваться в пространстве, находя источник пищи.

Основные причины вздрагивания

Но смена фаз – не единственная причина, по которой дети могут вздрагивать во сне. Следует понимать, что эмоции ребенка и работа его нервной системы, рефлексы – все это взаимосвязано и малышом пока не контролируется. Поэтому любые переживания за день, сновидения во время поверхностной фазы, особенности нервной системы приводят к тому, что новорожденный может спать довольно беспокойно. И хаотичные движения руками и ногами в этом случае являются сопутствующими. Если ребенок постоянно так спит, можно проконсультироваться с невропатологом, но вполне возможно, стоит просто контролировать занятия перед сном. Обычно столь бурное проявление эмоций во время сна прекращается к пяти годам. Объясняется это тем, что именно на протяжении быстрой фазы развивается головной мозг, и к указанному возрасту процесс созревания заканчивается.

Есть и другие причины, которые заставляют малышей вздрагивать во сне:

  • кишечные колики;
  • усталость;
  • прорезывание зубов;
  • мочеиспускание;
  • резкие звуки.

Очевидно, что среди перечисленных причин нет никаких заболеваний, которые потребовали бы скорейшего обследования. Колики – естественное явление для детей первых месяцев жизни. Как правило, при их протекании малыш поджимает ножки, плачет, а если они начинаются во сне, может вздрагивать.

Новорожденный очень сильно устает от множества любопытных родственников, новых впечатлений, даже игр. Именно поэтому младенца перед сном не стоит разыгрывать и слишком активно заниматься. Кстати, сновидения тоже являются проявлением новых эмоций, хотя говорят, что еще в утробе малыши уже видят сны.

Все остальные причины – так же естественны, как и переходы между фазами сна. Но не стоит терять бдительность.

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ногиК концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Новорожденные чувствуют вкус по-другому

фото: huffpost.com

Язык младенца, слизистые оболочки рта и небо имеют больше вкусовых рецепторов, чем у взрослых людей. По мнению некоторых ученых, большее количество вкусовых рецепторов нужно младенцам для изучения окружающего мира. Поэтому когда дети облизывают вещи, они могут учиться больше, чем просто вкусу.

Согласно теории синестезии, сигналы одной системы чувств могут передаваться в другую систему. Например, когда человек видит цвет, он может наслаждаться им и получать моральное удовлетворение, радость, восторг. Похожая ситуация и у новорожденных.

Благодаря большому количеству нейронов и вкусовых рецепторов дети могут учиться больше и быстрее, чем взрослые, облизывая игрушки и другие вещи (это негигиенично, но так, по мнению некоторых исследователей, устроен этот мир и человек). Однако с возрастом наш организм сокращает количество ненужных неврологических связей, и мы начинаем видеть мир как обычные люди.

Оральные сегментарные автоматизмы[править | править код]

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях. Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь. Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления

Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3—4 мес., затем угасает

Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

Синкинезии

Синкинезия представляет собой рефлекс в ходе которого одно рефлекторное движение верхней или нижней конечности сопровождается рефлекторной реакцией другой.

Синкинезии подразделяются на:

  • глобальные (сгибание парализованной руки совместно с разгибанием парализованной ноги);
  • имитационные (непроизвольные двигательные акты парализованных конечностей привычных для здорового человека движений);
  • координаторные (произведение различных движений парализованными частями тела в ходе выполнения других сложных двигательных актов).

Для исключения развития патологических рефлексов, как в детском, так и во взрослом возрасте очень важно много времени уделять состоянию своего здоровья

Особое внимание необходимо уделить режиму дня, здоровому питанию, чередованию отдыха и физической активности

В случае проявления неспецифических признаков болезни в срочном порядке потребуется обратиться за консультацией к врачу невропатологу.

Оральные рефлексы

Сосательный рефлекс

Входит в число наиболее важных для жизни новорожденного ребенка, он необходим для адекватного питания и развития малыша. Он проявляется активными сосательными движениями при помещении чего-либо в рот ребенка. Это может быть материнская грудь, соска или даже палец.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Данный рефлекс вызывается аккуратным надавливанием на внутреннюю сторону ладони ребенка. В ответ малыш непроизвольно открывает рот и сгибает головку. Этот рефлекс можно вызвать прямо с момента рождения и до 2 месяцев, после чего он исчезает

Поисковый рефлекс Куссамуля

Коснитесь уголка рта ребенка, при этом не дотрагиваясь до губ. Ребенок в этот момент станет искать грудь – будет поворачивать голову в сторону раздражителя, нижняя губа и язык немного опустятся. Этот рефлекс сохраняется обычно до 4 месяцев. Типичная ошибка при вызове данного рефлекса – дотрагиваются до губ , в результате вызывается хоботковый рефлекс. Помните, что данный рефлекс лучше вызывается перед началом кормления.

Хоботковый рефлекс

Этот рефлекс вызывается путем нанесения легкого отрывистого удара по губам малыша. При этом происходит сокращение круговой мышцы рта и ребенок вытягивает губы в трубочку или «хоботок». Хоботковый рефлекс наблюдается до 2-3 месяцев.

Кратко о рефлексах новорожденных и грудничков

В этой таблице перечислены рефлексы, которые наблюдаются у новорожденных. Учтите, что дети развиваются в разном темпе, поэтому возраст, в котором тот или иной рефлекс угасает, может быть разным.

РефлексКогда появляетсяКогда угасает
Рефлекторная улыбкаС рождения2 месяца
Рефлекс МороС рождения2-4 месяцев
Рефлекс автоматической ходьбыС рождения2-4 месяцев
Поисковый рефлексС рождения4 месяца
Рефлекс выталкивания ложкиС рождения4–5 месяцев
Рефлекс фехтовальщикаС рождения4–6 месяцев
Верхний хватательный рефлексС рождения3–6 месяцев
Нижний хватательный рефлексС рождения4–8 месяцев

Наблюдать, как рефлексы постепенно заменяются осознанными движениями и реакциями, очень интересно, да и в целом радостно видеть, как ваш малыш развивается и меняется прямо на глазах.

Как была написана эта статья
Информация, представленная в этой статье, основана на рекомендациях специалистов, опубликованных достоверными (медицинскими и государственными) источниками, такими как Американская ассоциация педиатров и Американский колледж акушеров и гинекологов. Полный список ссылок на источники, использованные для написания этой статьи, вы найдете в конце статьи. Информация на данной странице не заменяет профессиональной медицинской консультации. Всегда обращайтесь к врачу для постановки диагноза и назначения лечения.

До определенного времени младенцы не боятся высоты

фото: free-largeimages.com

Этот страх, уверяют педиатры, появляется у детей только после того, как они научатся ползать. Дело в том, что у младенцев в раннем возрасте недостаточно информации об опасностях окружающего мира. Когда дети начинают действовать более-менее независимо (предпринимать самостоятельные попытки к изучению мира/кроватки/комнаты), их мозг учится собирать данные периферического зрения и регулировать баланс своих действий. И как только опыт будет собран достаточный, малыш перестанет воспринимать мир как предсказуемый, когда он где-то лежит и не боится. Тогда и появится страх высоты.

Масса головного мозга

Масса головного мозга ребёнка относительно массы его тела — большая. Для проявления ясности можно сравнить массу и взрослого человека. У новорожденного на 1 кг массы приходится около 100-110 г мозга, у взрослого данная масса — в 5 раз меньше.

https://www.youtube.com/watch?v=dG2AkNutZvs

Спинной мозг к рождению ребёнка является более развитым, нежели головной. Постепенно, по мере роста и

, состав головного и спинного мозга меняется. В головном мозге снижается количество воды, накапливается белковое вещество. Также изменяется его структура. Дифференциация нервных клеток приблизительно к 8 годам достигает строения взрослого человека.

Кровоснабжение нервных структур у детей в несколько раз превышает кровоснабжение взрослого человека. Данная способность объясняется богатой капиллярной сетью, которая развивается и после рождения. Потребность мозга в кислороде у детей выше, чем у взрослых, в связи с развитием и ростом.

https://youtube.com/watch?v=yEemzZ7Y2hI

Развитие общения и эмоционального статуса.Развитие условнорефлекторной деятельности

Основной движущей силой в развитии рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка является голод. Таким образом, когда ребёнок голоден, то демонстрирует это с помощью плача и крика. Мама берёт ребёнка на руки, он и постепенно успокаивается. Условные рефлексы развиваются медленно, и их дифференцировка начинается в возрасте 2-3 месяцев.

В возрасте 2 лет ребёнок достигает общего развития и совершенства.

Эмоциональный фон ребёнка близок больше к отрицательному характеру, так как все эмоции — это сигнал для родителей

Так, если малышу холодно, либо он голоден, либо у него возникли боли в животе, он с помощью крика привлекает к себе внимание. Такое проявление чувств является первой ступенькой в общении со взрослыми

Взаимосвязь между матерью и ребёнком устанавливается очень рано, и с каждым днём возрастает.

Развитие общения, эмоций и условных рефлексов проходит в несколько периодов:

  • Первые дни жизни малыша интересует лишь его кормление. Поэтому в первые дни ребёнок только спит и ест, и это продолжается длительное время.
  • Начиная с 2-3 недели, после кормления ребёнок делает остановку и изучает лицо своей матери — вроде как совершает знакомство с той, кто его кормит, одевает и ухаживает за ним.
  • На 1-2 месяц жизни ребёнок уже знакомится не только после еды, и не только с матерью, но и с окружающими людьми. Акцентирует свой взгляд на незнакомых людях.
  • На 6-7 неделе ребёнок приветствует свою маму первой улыбкой. Постепенно его оживление будет более очевидным, так как участие в приветствии примут ручки и ножки.
  • Начиная с 9-12 недель ребёнок становится более раскрепощенным, двигательная активность сопровождается смехом, повизгиванием.
  • Распознавание близких и незнакомых людей устанавливается в возрасте 4 месяцев. Среди всех ребёнок выделяет свою маму, и поэтому в некоторых ситуациях может негативно отреагировать на то, что кто-то чужой взял его на руки. Реакция на незнакомого человека у некоторых детей бывает позитивная, то есть ребёнок улыбается, смеётся, но чаще даже такая реакция переходит в негативную. Как правило, этот элемент является самозащитой от опасности. Спустя некоторое время такое отношение пропадает, тем более, если взрослого человека он будет видеть чаще.
  • В возрасте 6-7 месяцев возникает интерес к предметам, в особенности к игрушкам, которые окружают его. В это же время увеличивается интерес ко взрослым, а именно к их речи. Ребёнок пытается повторять за ними какие-либо звуки, и первая речь ребёнка — это лепет.
  • Сенсорная речь является ключевым моментом в контакте ребёнка с внешним миром. Малыш понимает то, о чём говорят взрослые, и показывает это с помощью движения головой или протягиванием ручек в сторону предмета, о котором шла речь.
  • В возрасте 9 месяцев увеличивается запас эмоции. Они могут быть абсолютно разными, и на разных людей ребёнок реагирует разнообразно. В его поведении появляются элементы стеснительности — он понимает, что можно, а что нельзя. В дальнейшем на смену сенсорной приходит моторная речь.

ПОДРОБНЕЕ: Сколько раз в день обрабатывать пупок новорожденного

Как любой отдельный этап в жизни, развитие речи также проходит в несколько периодов.

Как вызывается

Хоботковый рефлекс может быть выявлен при помощи воздействия специального неврологического инструмента. Специалист, желающий выявить этот механизм, деликатно постукивает молоточком по актуальной зоне. Этой зоной считается верхняя губа исследуемого. Участок — на уровне десен.

Ответной реакцией следует считать выпячивание губы. В некоторых случаях исследуемый выпячивает обе губы. При этом форма губ принимает характерную форму. Это и послужило тем, что рефлекс был назван хоботковым.

Иногда одновременно с выпячиванием губ в хоботок происходит движение также и нижней челюсти. Часто провоцируются специфические движения, аналогичные с глотательным актом.

Наличие хоботкового рефлекса отмечается при наличии патологических очагов на противоположной стороне заднего отдела лобн-й доли.

Многие исследователи, занимающиеся этим вопросом, в том числе и доктор С. Карчикян, полагают, что наличие этого механизма может быть обусловлено высоким уровнем идиомускулярн-й механическ-й возбудимости. В группе риска находится круговая мышца рта человека.

Помимо В.Бехтерева и С.Карчикяна этот вопрос подробно изучался А.Эпштейном. Основные тезисы были выдвинуты в тридцатые годы двадцатого столетия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий