Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала

УСЛОВНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

Я бы условно разделила тревожных детей на
четыре вида.

«Невротики». Дети с соматическими
проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). На мой
взгляд, это наиболее сложная категория для
работы с ними в школе, так как проблема выходит за
чисто психологические рамки. Кроме того, в работе
с психосоматическими проявлениями тревожности
требуется терпение и уверенность в себе, чего
обычно не хватает школьному психологу.
Например, Слава (7 лет), очень общительный,
приветливый мальчик с большим количеством
страхов и периодически возникающим тиком
(подергивание головой), с удовольствием ходил ко
мне на занятия, охотно говорил о том, что его
пугает, рисовал свои страхи. Но во время этих
бесед его тик усиливался. Это очень пугало меня,
пока знакомый клинический психолог не
подтвердил, что обычно так и бывает при работе с
тиками.
Таким детям часто необходима консультация
невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению,
современные родители так пугаются слова
«психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему
на прием. Хорошо, если вы можете порекомендовать
им специалиста, которому доверяете сами.
Работая с этим типом тревожных детей, я прежде
всего даю им возможность выговориться,
почувствовать мое расположение к ним и интерес к
их страхам

Необходимо также успокоить
родителей, попросить их не заострять внимание на
соматических проявлениях. Задача психолога состоит в том, чтобы создать для
ребенка ситуацию комфорта и принятия, найти и
свести к минимуму травмирующий фактор

Таким
детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое
проявление активности, например «лупить»
подушки, обниматься с мягкими игрушками. «Расторможенные». Это очень активные,
эмоционально возбудимые дети с глубоко
спрятанными страхами. Поначалу они очень
стараются хорошо учиться, но у них не получается.
Тогда они становятся нарушителями дисциплины.
Могут специально изображать из себя посмешище
для класса, так как очень боятся на самом деле
стать таковыми из-за своей неуспешности.
Создается ощущение, что повышенной активностью
они пытаются заглушить страх.
У них возможны легкие органические нарушения,
которые мешают успешной учебе (проблемы с
памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное
отношение окружающих, поддержка со стороны
учителя и одноклассников. Надо создать у них
ощущение успеха, помочь им поверить в
собственные силы. На занятиях надо давать выход
их активности.«Застенчивые». Обычно это тихие,
обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не
поднимают руку, не проявляют инициативы, не
вступают в контакт со сверстниками, очень
старательны и прилежны в учебе. Боятся о чем-то
спросить учителя, очень пугаются, если он
повышает голос (не обязательно на них).
Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут
из-за мелких неприятностей. Все ошибки аккуратно
замазывают или стирают. Не успокоятся, пока не
сделают все, что задано. Охотно общаются с
психологом, рассказывают о себе, выполняют
задания.
Таким детям поможет группа сверстников,
подобранная по интересам. Взрослые должны
оказывать им поддержку, в случае затруднения
спокойно предлагать выход из положения,
признавать за ребенком право на ошибку, больше
хвалить.«Замкнутые». Мрачные, неприветливые
дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со
взрослым стараются не вступать, избегают шумных
игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в
учебе, так как нет ни в чем заинтересованности и
включенности в процесс. Такое ощущение, что они
постоянно от всех ожидают подвоха.
С Алешей (8 лет) никак не удавалось установить
контакт, все задания он выполнял формально, лишь
бы я от него отстала. Но мне удалось выяснить, что
он очень интересуется динозаврами. На очередную
встречу я принесла книжку про динозавров,
попросила его посмотреть и высказать свое
мнение. Сидя боком на стуле, он небрежно
пролистал ее и сказал, что это несерьезная книга.
Я спросила, что он читал и какая книга, на его
взгляд, является серьезной. Мы наконец-то
разговорились, и дело постепенно пошло на лад.
Алеша даже стал приветливее в классе, перестал
дичиться учителей и одноклассников.
В работе с такими детьми необходимо
отталкиваться от их интересов, проявлять участие
и доброжелательность. Им тоже полезно
выговориться, а потом включиться в группу
сверстников со схожими интересами.

Коррекция тревожности у детей

Если вы видите,что ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности и хотите ему помочь, нужно помнить, что это комплексная работа:

  • Пересмотрите свои отношения с миром, если вы или ваш муж тревожны и с недоверием относитесь к будущему, избавить ребёнка от тревоги вряд ли получится

  • Поменяйте стиль воспитания, если узнали его в одном из перечисленных выше

  • Возможно, вам стоит обратиться к психологу, для того чтобы провести работу над собой, чтобы стать спокойней и уверенней, тогда ребёнок избавится от тревоги даже без посторонних вмешательств.

Важно

«Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо».

М. Лабковский

Вот несколько конкретных приёмов помощи вашему тревожному малышу, которые помогут ему и научат некоторым методам совладания с тревожными мыслями и стрессом:

Приём № 1: Дайте страху имя

Первая психологическая тактика заключается в том, чтобы помочь разрядить тревогу ребёнка, и заняться снятием страха.

То, как это работает, довольно просто. Всё, что вы делаете —это просите малыша придумать глупое название для тех неприятных чувств, которые он испытывает

Очень важно, чтобы имя было как можно менее угрожающим. Это поможет убрать серьёзность и снизить страх.

Как только дети находят имя, которое их устраивает, следующий шаг — приказать эмоциям уйти. Например, если он решит назвать свои эмоции “Глупый ослик”, он может сказать примерно следующее:

«Оставь меня в покое, Глупый ослик!»

«Глупый ослик, уходи, ты мне надоел!».

Давая своим чувствам глупое название и разговаривая с ними вслух, он будет отнимать силу у этих эмоций

И тогда ребёнок сможет успокоиться гораздо быстрее, и что очень важно, научившись этому приёму, он сможет использовать его, даже когда вас нет рядом, и самостоятельно регулировать свои чувства.. Приём № 2: Слушайте

Приём № 2: Слушайте

Когда кто-то рассказывает вам о своих проблемах, в том числе и наш ребёнок, первый порыв обычно состоит в том, чтобы помочь ему с этим незамедлительно. Однако этот импульс и эти чувства не так уж полезны, когда имеешь дело с детьми (со взрослыми зачастую тоже). Они действуют менее рационально, чем взрослые, и тревоги их не так ясно выражены. Поэтому использование логики для объяснения того, что всё хорошо, не всегда работает так, как хотелось бы.

Попытка показать или объяснить маленькому человеку, что на самом деле ничего плохого не происходит, и причин для страха нет, на самом деле повысит его уровень тревожности, так как всё, что он поймёт, что ему не верят, а его страхи никого не волнуют. Его чувства и эмоции пока ещё, в силу возраста не поддаются логике и разумным объяснениям, и страх не уйдёт. Вместо этогостарайтесь активно слушать ребёнка, пока вы проявляете привязанность. Например, используйте физический контакт:поцелуи или объятия, это поможет его чувствам успокоиться. В общем, если ваш ребёнок чувствует, что его слушают и слышат, защищают, а родитель доступен, его тревога исчезнет почти сразу, и решение проблемы произойдёт легче.

Приём № 3: Дайте ребёнку”волшебный” успокаивающий предмет

Различные исследования показывают, что можно связать объект с определённой эмоцией. Так что если у маленького члена семьи есть специальная мягкая игрушка или защитное одеяло, например, используйте его в своих и его интересах для снятия напряжения!

Недавние исследования показывают, что сон с мягкой игрушкой помогает детям с ночными страхами. Тот же принцип применим и во многих других ситуациях снятия любого кошмара. Если он боится в первый день занятий в школе, почему бы не позволить ему взять с собой что-то, что делает его счастливым? Если объект довольно мал, другие дети даже не будут знать, что он у него есть.

Эта техника работает ещё лучше, если вы будете выбирать “защитника” вместе, их может быть несколько: для каждой ситуации свой. Попросите их выбрать предмет, который поможет им в минуту тревоги. Таким образом, ребёнок будет более вовлечён в этот процесс, и эффект будет многократно увеличиваться.

Как правильно играть с обеспокоенными детьми?

Начиная занятия с тревожным ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Новую игру вводят постепенно, сначала объяснив ее правила. Затем наглядно показывают, как в нее играют другие дети. Ребенка привлекают, только если он захочет становиться ее участником.
  2. Рекомендуется избегать соревновательной составляющей конкурсов.
  3. Вводя новую игру, следует помнить, что ребенок не должен ощущать опасности от встречи с неизвестным. Желательно осуществлять обучение на уже знакомом материале. Можно частично использовать правила уже хорошо освоенной ранее игры.
  4. Занятия с завязанными глазами вводят только после тщательно проведенной подготовительной работы и с согласия малыша.

Комплексная коррекция поведения, внимательное отношение близких людей, радушная обстановка в семье – все это позволит добиться положительной динамики и вырастить ребенка, уверенного в себе.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.

  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

Тревожное расстройство у детей школьного возраста (от 7 до 10 лет)

Начиная со школы к основной причине повышенной тревожности — неблагоприятному семейному воспитанию добавляются социальные взаимодействия самого ребёнка. Если он вынес из родительской среды неуверенность в собственных силах и самом себе он может начать тревожиться из-за возможной потери уважения сверстников, учителей, страха не оправдать ожидания взрослых и страха наказания, конфликтов с друзьями, если он не сможет соответствовать их требованиям и желаниям.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав “неблаговидный” поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Я предлагаю вашему вниманию мини-классификацию
типов тревожности, с которыми мне довелось
работать.

Тревожность как качество личности

Тревожность как фон жизни присуща
ребенку-астенику, который в принципе склонен
воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще
всего такой подход к жизни перенимается ребенком
от близких. Пообщавшись с таким ребенком, видишь,
до какой степени он походит на своих родителей.
Мама Вити (7 лет) жаловалась, что он не может сам
подойти к учительнице что-то спросить, плачет,
когда она собирается уходить. Когда она делилась
со мной своими переживаниями, у нее самой на
глаза навернулись слезы, речь сделалась тихой и
прерывистой.
Мама неуверенной в себе Кати (7 лет) во время
беседы сидит на краешке стула, ломает пальцы, вся
напряжена, за все время ни разу не улыбнулась.
Такой же вижу девочку каждый раз перед классом:
лицо серьезное, даже испуганное, здоровается
сухо, никому не улыбается, как будто ждет подвоха.

Здесь сложно понять до конца, что в поведении
ребенка является результатом воспитания, а что
передается по наследству. Мне кажется, что многое
зависит от врожденного типа реагирования
нервной системы.

Как проявляется состояние в дошкольном возрасте?

Постоянная обеспокоенность может развиться у ребенка на любом этапе жизненного пути. Тревожные дети дошкольного возраста составляют большую группу, которая нуждается в обязательном вмешательстве специалиста на ранних стадиях.

Так, у малышей в возрасте от одного года до трех лет зачастую отмечаются ночные кошмары. В два года ребенок резко реагирует на неожиданные звуки, испытывает страх одиночества и боли, к примеру, бурно и продолжительно реагирует на медицинских работников.

С трех до пяти лет у малышей массово выделяют страх темноты, замкнутого пространства или одиночества. Одной из главных причин паники у детей в возрасте пяти-семи лет является страх смерти.

Вы не хотите рассказывать другим людям о своих проблемах в отношениях, потому что «они не поймут».

Возможно, вы считаете, что ваши отношения — это слишком интимно и лично, чтобы рассказывать о них кому-то другому. Однако, если чувствуете, что не можете поделиться своими сомнениями даже с очень близкими друзьями и семьей, потому что они «не поймут», это огромная проблема и очень большой красный флаг.

Дело в том, что, если ваши близкие друзья и семья, то есть люди, которые, вероятно, разделяют те же ценности и мировоззрение, «не поймут» ваших проблем в отношениях, это говорит о том, что в этих отношениях происходит что-то ещё — пока что неуловимое, но действительно опасное.

Нередко нам стыдно и неловко решиться поделиться своими проблемами с другими людьми. А вот это уж точно зря, ведь если не озвучите тревоги и страхи, вам будет сложно разобраться во всём и уйти, когда угрожает опасность от абьюзера, который уже начал свою подлую и гадкую игру.

Потеря памяти, усложняющая жизнь

На первых порах приближение старческого слабоумия может быть незаметным как для самого человека, так и окружающих его людей. Вместе с тем первые тревожные признаки развития деменции могут фиксироваться за годы до появления явных изменений.

Потерю памяти специалисты называют одним из самых тревожных симптомов деменции. Человек начинает переспрашивать несколько раз одну и ту же информацию, забывает недавно произошедшие события, старается все записывать, иначе ему трудно вспомнить, например, о своих планах. Люди с деменцией не помнят, как зовут детей, внуков, родственников, как пользоваться повседневными бытовыми приборами.

Людмила Жилевич: «Человек с деменцией часто страдает перекладыванием предметов. Он не только не помнит, куда положил ту или иную вещь, но и находит их в самых неожиданных местах. Причем более-менее внятного ответа, как они там оказались, дать не может. К тому же нередко виноватыми в том, что вещь потерялась или лежит не на месте, оказываются близкие люди».

Симптомом не считается: случайная забывчивость, например, когда вы не можете вспомнить, куда положили очки, пульт от телевизора или ключи от машины. Многие действия мы выполняем машинально, не задумываясь об этом. При этом у вас легко получается вспомнить, что предшествовало тому или иному действию, чтобы найти потерянный предмет.

Симптом №3. Невнимательность

Многие родители жалуются на то, что их дети не могут долго концентрироваться на одном занятии, совершают ошибки из-за невнимательности. Взрослые считают, что это негативно отразится на оценках в школе. В действительности родители часто бывают излишне требовательны

Важно помнить, что до 6 лет малыш способен сохранять высокий уровень работоспособности только в течение 15-20 минут. Затем он резко устает и его работоспособность неизбежно снижается. При этом очень важно, чтобы его мотивация постоянно поддерживалась с помощью поощрений

Тогда и успехи будут гораздо выше, а сам учебный процесс перестанет быть каторгой.

Когда начинать беспокоиться?

По-настоящему тревожный сигнал — это невозможность для ребенка концентрироваться на чем-то более 5 минут. Это касается всех видов деятельности. Если же малыш быстро теряет интерес к чтению, но часами усердно складывает фигурки из конструктора, значит, родители просто подбирают ему неподходящие задания. Наблюдайте за тем, что и когда отвлекает ребенка. Если любым занятиям он предпочитает бессмысленную ходьбу по дому, это нехороший знак.

Определяем уровень детской тревожности:

     Для выявления этого показателя у вашего малыша рекомендуется использовать специальный тест

В нем рядом с признаком тревожности необходимо поставить знак +, если он характерен для вашего ребенка.
     
     Признаки тревожности:
     
     1. Малыш достаточно быстро устает;
     2. Крохе очень сложно сосредоточить свое внимание;
     3. Выполнение заданий вызывает сильное беспокойство у малыша;
     4. Ребенок сильно напряжен при выполнении заданий;
     5. Ребенок смущается чаще остальных;
     6. Малыш часто упоминает напряженные ситуации, которые происходили с ним;
     7. Ребенок краснеет в непривычной или новой обстановке;
     8. У малыша страшные сновидения;
     9. Конечности малыша, как правило, холодные и влажные;
     10. У крохи часто возникает расстройство стула;
     11. Ребенку присуща повышенная потливость при выполнении заданий или поручений;
     12. У малыша слабый аппетит;
     13. Сон ребенка очень беспокойный, он часто просыпается;
     14. Ребенок пугливый;
     15. Малыша очень легко расстроить;
     16. Кроха часто плачет;
     17. Малыш отличается нетерпеливостью и с большими сложностями переносит ожидание;
     18. Ребенок не любит начинать новое дело;
     19. Ребенок выражает неуверенность в собственных силах;
     20. Малыш очень боится сложностей.
     
     Подсчитайте количество знаков +:
     
     • 0 – 6 – у ребенка очень низкая тревожность;
     • 7 – 14 – средняя степень тревожности;
     • 15 – 20 – высокая тревожность

Страхи

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей к психологу является наличие у детей постоянных интенсивных страхов. Страх – это боязнь чего-то конкретного. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. Каждому ребенку (да и взрослому тоже) присущи определенные страхи. А.И.Захаров выделял их как возрастные, т.е. те, которые сопровождают ребенка в определенный период развития. При переходе от одного периода развития к другому у здорового ребенка одни страхи исчезают, а другие появляются. Если этого не произойдет, то в характере уже взрослого человека могут появиться тревожно-мнительные черты, которые будут тормозить его развитие.

Таким образом, если страхи приближены к тому, чего может бояться малыш в его возрасте, то повода для беспокойства нет

Если же страхов очень много, то на этого ребенка стоит обратить особое внимание. Наличие многочисленных страхов является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что все вместе неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками

Наша задача состоит в том, чтобы «вынуть» из психики ребенка те опасения, которые уже наносят вред, отражаясь в поведении боязливостью. У страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется для маленького человека огромным и невыносимым, но стоит только назвать страх вслух, облечь его в слова, как он теряет почти половину своей значимости. Родителям нужно понять, что страх указывает на существование проблемы, напряжения у маленького человека и, скорее всего, без профессиональной помощи тут не справиться.

Работа со страхами направлена на:

  • установление причины беспокойства ребенка;
  • снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков преодоления конфликтных ситуаций.

Неоценимым помощником на первом этапе работы со страхами является песок. Маленький ребенок еще не может объяснить, что является причиной его внутреннего беспокойства. Старшему же дошкольнику или младшему школьнику часто неудобно признаться в том, что он чего то боится («Я ведь уже большой..»). С помощью построения песочной страны и рассказа о его жителях психолог без труда установит причину беспокойства ребенка. А дальше на помощь приходит сказка, которая не только активизирует фантазию, развивает память, обогащает словарный запас, но и является замечательным помощником для самовыражения ребенка. Ведь каждый герой сказки – хорошо знакомый и любимый с раннего детства – может рассказать свою историю, историю о том, что с ним приключилось, что он пережил. Сказка помогает малышу успокоиться, снять эмоциональное напряжение, сформировать навыки преодоления конфликтной ситуации.

Еще одним способом преодоления страхов является его изображение. Под руководством психолога конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий