5 проблем послушных детей

Миф 1. Послушные дети – идеальные дети

Для начало нужно понять, для кого идеальные? Если для родителей, воспитателей и учителей, тогда да. С ними очень просто: любое слово они понимают без повторений, не хулиганят. Такие послушные дети, которые скромно сидят на диване, положив руки на коленки, или ходят за руку со взрослым, не пытаясь каждую секунду удрать в грязь или лужу, вызывают умиление родителей и окружающих. Но вот для самого ребёнка подобное беспрекословное послушание не всегда залог успешного будущего

Важно понимать, что конкретно скрывается за таким поведением: склад личности, дрессировка родителей, забитость или страх перед наказанием?

Как бороться с газлайтингом родителей

1. Осознайте проблему.

Первый шаг — это необходимость распознать и понять, что родители манипулируют вами. Работа с терапевтом и изучение признаков газлайтинга могут быть действительно полезными на этом этапе.

2 Проверьте факты.

Поскольку многие родители, которые прибегают к газлайтингу, склонны отвергать или опровергать рассказы своих детей, проверьте себя на практике. Вернитесь к фактам, чтобы напомнить себе, что на самом деле реально, а не является искаженной действительностью родителя. Вы также можете поговорить с кем-то, кому вы доверяете, чтобы он засвидетельствовал и подтвердил ваш опыт.

3. Установите границы.

Выявление собственных потребностей — будь то отказ от отношений или каких-либо ожиданий — может помочь сохранить вашу эмоциональную энергию. Знайте, что если отношения слишком токсичны, вы можете отреагировать на это и дистанцироваться. Ваше психическое здоровье – это ваш приоритет.

***

Последствия газлайтинга могут быть печальными, особенно если вами манипулировали и продолжают это делать родители. Осознание проблемы и признание того, что вы ни в чем не виноваты, — это первый шаг к исцелению. Обращение за поддержкой к друзьям, другим членам семьи и профессионалам тоже может оказать положительный эффект.

Фразы, указывающие на газлайтинг

Существует несколько распространенных фраз, которые могут использовать родители:

  • Ты сумасшедший.
  • Ты слишком преувеличиваешь.
  • Ты слишком чувствительный.
  • Я критикую тебя, потому что люблю.
  • Я не спорю, а обсуждаю это с тобой.
  • Ты должен был знать, что…
  • Ты слишком эмоционален.
  • Хватит драматизировать.

Есть еще несколько сценариев и примеров, которые используют родители в подобных случаях:

Родитель решает за ребенка, что он должен чувствовать:

  • Тебе не холодно.
  • Ты голоден.
  • Ты устал – иди спать.
  • Ты не расстроен, ты просто ворчун.

Родитель постоянно употребляет слово «должен» в разговоре:

  • Ты должен вынести мусор.
  • Ты должен сделать уроки.
  • Ты должен надеть носки.
  • Ты должен слушать свою мать.

Родитель диктует ребенку, «кто он», или делает общие замечания о его характере:

  • Ты хороший ребенок.
  • Ты плохой ребенок.
  • Ты как раз из тех, кто делится своими игрушками.
  • Ты эгоистичный ребенок.
  • Ты лучший ученик.
  • Ты плохой ученик.

На первый взгляд, некоторые из этих утверждений могут показаться безобидными. Со временем оценка характера ребенка — будь она положительной или отрицательной — может нанести вред. Комплименты могут быть формой газлайтинга, когда они отрицают или игнорируют переживания ребенка или его опыт в определенной ситуации. Все это может являться формой манипуляции.

За что еще нельзя наказывать ребенка

По большому счету, все, что не вписывается в сценарии из предыдущего пункта, не должно влечь наказания. Разве логично ругать ребенка за нарушение правил, о существовании которых он даже не подозревал? Или за поступок, последствия которого не мог представить, оценить? Но это огромная работа для родителей — проанализировать ситуацию, разобраться в ней. Не все хотят или умеют с ней справляться.

Лайфхак для родителей, которые хотят научиться правильно наказывать своего ребенка: в следующий раз, когда возникнет желание отругать или шлепнуть неслуха за очередную выходку, попробуйте действовать так:

Остановитесь, сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов, чтобы успокоиться. Постарайтесь «отключить» гнев и раздражение.
Посмотрите на ситуацию глазами своего ребенка и попробуйте понять, почему он поступает так, что пытается выразить или чего хочет добиться. Например, дочь открыла ящик шкафа и вытащила все его содержимое на пол. Зачем она это сделала? Может быть, среди вещей есть что-то, что ей нравится или интересно

А, может быть, это способ привлечь ваше внимание? Пока мама будет собирать вещи, она будет рядом, даже если в это время она сердится и ругается.
Вспомните, как вы реагировали на подобные выходки в предыдущие разы, и оцените, дала ли эта реакция желаемый эффект. Например, перестал ли сын забирать у детей игрушки на детской площадке после того, как вы на него накричали или поставили дома в угол.
Если нет, подумайте, почему ребенок не реагирует на ваши попытки вразумить его

Возможно, вы только ругаете, но не объясняете, почему его поступки плохие? Или объясняете, но говорите с ним «не на его языке» и ваши объяснения ему не понятны? Попробуйте сделать это другими способами. Как вариант, опишите ситуацию на примере его любимых мультяшных или сказочных героев.

Если проанализировав поведение сына (дочери) вы убедились, что совершая проступок он (она) понимал, что нарушает правила и что будут последствия, подумайте, как правильно наказать ребенка.

Причины непослушания и упрямства у ребенка

В некоторых случаях «нормальное» непослушание, капризы и упрямство могут перерасти в негативные черты характера и основной способ взаимодействия с людьми.

Есть несколько причин, по которым упрямство и капризность  становятся уже поведенческой проблемой.

Стремление родителей полностью контролировать ребенка, не оставляя ему права выбора и возможности иметь собственное мнение. Такие отношения влияют на жизнь ребенка в будущем. Как правило, эти дети довольно недоверчивы. Их опыт отношений в семье во многом основывается на противостоянии сил, а не на поддержке и любви. В будущем такой ребенок либо учится манипулировать, либо становится довольно жестким диктатором в своей собственной семье, либо теряет всякую активность и подчиняется требованиям со стороны. Подавление инициативы ребенка в подростковом возрасте может перейти в глубокий  внутренний кризис.
Еще одним фактором возникновения капризов и упрямства являются различные изменения в жизни ребенка: режим дня, место жительства, новые люди, большое количество впечатлений. При возвращению к окружению и режиму, поведение налаживается.

Усталость, голод, отсутствие сна делают ребенка очень чувствительным, капризным и упрямым

Ему сложно соответствовать требованиям родителей, если его физические потребности не удовлетворены. 

Большое количество запретов, особенно немотивированных, провоцирует упрямство без объяснения причин.

Вседозволенность, вызванная недостаточным вниманием родителей, провоцирует упрямство, как способ привлечения внимания.

Отсутствие последовательности в воспитании заставляют ребенка чувствовать себя неуверенно. Когда действия родителей последовательны и согласуются, ребенок понимает, чего ожидать, знает, что его потребности будут услышаны.

Последствия негативного детского опыта

Проблемы физического здоровья

Детские переживания повышают риск возникновения проблем со здоровьем, таких как

  • рак
  • диабет
  • болезни сердца
  • травма
  • проблемы здоровья матери и ребенка
  • инфекции, передающиеся половым путем (ИППП)
  • ожирение

Проблемы психического здоровья

У детей, которые испытывают неблагоприятные переживания, могут развиваться проблемы с психическим здоровьем, такие как:

  • депрессия
  • тревожность
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • употребление психоактивных веществ
  • суицидальное поведение или самоубийство
  • аддиктивное поведение, включая пищевую зависимость

Те, у кого был негативный детский опыт, с большей вероятностью испытывают другие проблемы в своей жизни, которые могут включать:

  • вопросы, касающиеся образования и возможностей трудоустройства
  • человек может стать исполнителем насилия или подвергаться ему
  • подростковую беременность
  • участие в торговле людьми сексуального характера

Социальные проблемы

Переживание жестокого обращения в детстве приводит к высокому уровню правонарушений, а также насильственных и имущественных правонарушений.

Кроме того, люди, которые испытывают негативный детский опыт, подвергаются высокому риску последствий, которые могут способствовать переживаниям для будущего поколения, таким как психические заболевания, злоупотребление психоактивными веществами и насилие. Таким образом, влияние детских переживаний может передаваться из поколения в поколение.

Как наказывать непослушного ребенка

Если вы решили наказать ребенка, будьте последовательны. Это первое правило выстраивания нормальных взаимоотношений с маленьким человеком. Второе правило – проанализируйте, заслуживает ли совершенный проступок наказания.

Приведем пример: ребенок облился соком.
Вы ругаетесь, кричите и негодуете, что придется стирать вещи.
Что чувствует малыш?
Обиду и непонимание: он облился не нарочно.
Теперь представьте: вы сидите в гостях и роняете на платье кусочек мяса. Увидевший это хозяин квартиры начинает отчитывать вас  за упавший кусок, ведь он готовил мясо два часа. Неприятно? Конечно, ведь вы сделали это не специально.
Проведя аналогию, задумайтесь: стоит наказывать ребенка и провоцировать будущие акты непослушания?

Другой пример, касающийся последовательности действий: у ребенка ночью замерзли ножки, он описался в вашей кровати.
Вы в гневе: ночной подъем, замена белья, кого такой променад оставит без эмоций?
Вы наказываете малыша и перекладываете спать в свою кроватку.
Ситуация повторяется: через пару часов вы обнаруживаете лужу на простыни ребенка.
Вы больше не кричите, потому, как всерьез озабочены здоровьем малыша. Начинаете гладить маленькую головку, причитать, говорить нежные слова, жалеть. Ребенок не понимает грань: почему в одном случае на него накричали, а в другом пожалели?Проанализируйте на данном примере, нужно ли в этой ситуации наказание: анализ примера поможет понять, когда ребенка нужно наказывать, а когда нет.

Миф. 3 Воспитанные дети обязательно должны быть послушными

Психологи сходятся во мнении, что единственный способ сделать ребёнка счастливым – дать ему свободу. Слушаться, значит, следовать чужим указаниям. А быть воспитанным –  самостоятельно понимать и определять границу должного и дозволенного поведения. Задаваясь вопросом, как воспитывать детей, нужно, прежде всего, ответить на вопрос: что вы хотите получить в результате? Сломанную психику или счастливого человека? 

Непослушный ребёнок далеко не всегда невоспитанный, а воспитанные дети – не всегда послушные. Не дрессировать, а направлять, устанавливать границы и давать ориентиры. И одинаковые методы воспитания детей не подходят. С одним нужно разговаривать и объяснять, другому можно выставить ограничения (в покупках, прогулках и т.д). В поисках ответа на вопрос как вырастить воспитанного ребёнка – нужно начать с себя, показывая не словами, а личным примером.

Экспертное мнение:

Психологический портрет ребёнка алкоголиков

Учёные давно и упорно исследуют вопрос наследственности, связанный с тягой к спиртному. Одним из результатов тщательного изучения вопроса является обнаружение определённого ряда шаблонов поведения, свойственных детям, воспитывавшимся в семьях, где один из родителей зависим от спиртных напитков. К ним могут относиться такие признаки:

  • Неумение сказать «нет». Часто условия жизни в семье с пьющими родителями развивают в ребёнке нерешительность. Ребёнок оказывается не в состоянии самостоятельно принимать решения, потому что ранее пьяные родители учили его послушанию жёсткими, а иногда и жестокими методами. Из-за этого в те моменты, когда нужно проявить самостоятельность, ребёнка сковывает жуткий страх.
  • Скрытность. К ней приводит чувство стыда за родителей. Поэтому дети, выросшие в семье родителей-алкоголиков, скрывают ото всех свою ситуацию. Они не приглашают друзей в гости, предпочитая встречи на улице, отказываются разговаривать о семье.
  • Заниженная самооценка. Это особенно сильно проявляется, когда в семье пьют оба родителя – ребёнок рано начинает понимать, что его родители отличаются от других, причём не в лучшую сторону. Этот факт невольно накладывает отпечаток на его оценку среди сверстников. Ребёнок чувствует себя ущербным, лишённым многих вещей, которые являются рядовыми для его друзей и одноклассников.
  • Непоследовательность действий. Как правило, в семье, где один или оба родителя имеют алкогольную зависимость, нет чёткого уклада жизни, всё подчинено сиюминутным, импульсивным желаниям. Из-за этого у детей появляются трудности с формированием ориентиров и пониманием концепции последовательности.
  • Тяга к нарушению правил. Многие дети алкоголиков проявляют склонность к невротическому, импульсивному поведению. Довольно часто это приводит к дисциплинарным нарушениям ещё в школе. Позже такие дети нередко попадают в поле зрение полиции.
  • Адаптивные сложности. Психологические проблемы ребёнка, выросшего в семье с зависимыми от спиртного родителями, мешают ему проявлять гибкость, необходимую в ряде ситуаций. Из-за этого он иногда ведёт себя не просто нелогично, но и диаметрально противоположно тому, что от него требуется в конкретной ситуации. Часто данная проблема происходит из особенности, которая упомянута выше.
  • Внушаемость. Отсутствие нормальных отношений в семье приводит к излишней доверчивости ребёнка. Из-за этого он может стать жертвой манипуляций. К тому же, нередко родители-алкоголики обвиняют в своём образе жизни именно ребёнка, и это лишь усугубляет ситуацию – чувство вины может жить в душе ребёнка десятилетиями, отравляя жизнь.
  • Замедленное мышление. В ситуациях, когда необходимо проявить креативность, находчивость и гибкость, дети из семьи алкоголиков не могут быстро сориентироваться и найти выход из положения. Результатом замедленных реакций становится замыкание в себе, отказ от работы в команде. Это происходит, потому что раньше родители не сформировали у ребёнка правильный шаблон поведения в критических ситуациях.
  • Агрессия. Причин для агрессивного поведения может быть множество: нарушения в работе нервной системы, копирование поведения одного из родителей, неспособность по-другому выразить собственные чувства. К сожалению, если вовремя не скорректировать поведение ребёнка, подобный шаблон моет стать для него одним из наиболее привычных.

Предотвращение детских переживаний

  • экономическая поддержка семей
  • поощрение социальных норм, защищающих от насилия
  • обеспечение старта в жизни для детей
  • обучение навыкам работы с родителями, воспитателями, детьми и семьями
  • вмешательство для уменьшения как непосредственного, так и долгосрочного вреда

В одной из статей 2017 года описываются результаты для предотвращения токсического стресса. Авторы объясняют, что положительные детские переживания делятся на четыре категории:

  • заботливые, поддерживающие отношения
  • жить, развиваться, играть и учиться в безопасной, стабильной, защищенной и справедливой среде
  • наличие и развитие чувства привязанности
  • изучение социальных и эмоциональных компетенций

Лица, подозревающие жестокое обращение с детьми или считающие, что ребенок может подвергаться риску, должны немедленно обратиться в соответствующие государственные органы.

Научные результаты

Первоначальное исследование негативного детского опыта проводилось с 1995 по 1997 год. В нем приняли участие тысячи участников из 25 штатов Америки.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что:

Негативный детский опыт распространен во всех популяциях.

Некоторые группы населения более уязвимы в силу своего социального и экономического статуса.

Женщины и люди, принадлежащие к определенным этническим группам, подвергаются большему риску неблагоприятных переживаний.

Существует зависимость между негативным детским опытом и негативными результатами для здоровья и благополучия.

Люди, у которых был негативный детский опыт, могут захотеть обратиться за помощью к психотерапевту. Терапия может помочь людям справиться со своим прошлым, а также научиться управлять последствиями, которые сохраняются в настоящем. Врач может назначить лекарственное средство, чтобы помочь людям справиться с симптомами, такими как депрессия или тревога.

Миф 4. С агрессией непослушного ребёнка надо бороться

Негативные чувства и эмоции могут выливаться наружу в форме вербальных  (в словесном выражении своих чувств «мне обидно» или ругательствах) или физических проявлений (ударить обидчика или перенести негативные эмоции на неодушевленный предмет – ударить игрушку, разбить тарелку). Часто, когда ребёнок дает волю своим переживаниям, его воспринимают как непослушного.

Но замалчивание, столь характерное для детей, ставших послушными в результате строгого воспитания, практически всегда оборачивается ослабленным иммунитетом и болезнями. Они знают, что проявлять агрессию нельзя и буквально «уходят в болезнь», что является в некотором смысле наказанием за «неправильные» мысли – ведь внутри они переживают. Склонные всех прощать и, не умея постоять за себя, они приобретают низкую самооценку и необоснованное чувство вины.

От чего же зависит правильность рассуждения?

Сравним три рассуждения, одно из которых нам уже знакомо:

Все люди смертны.Все деревья – зеленые.Все рыбы плавают.
Сократ – человек.Тополь – дерево.Карась – рыба.
Сократ смертен.Тополь зеленый.Карась плавает.

Все три рассуждения – правильные. В них из истинных посылок с необходимостью следуют истинные выводы. Все три одинаково построены, то есть имеют одну и ту же форму, а именно:

Все А суть В.

С есть А.

С есть В

Итак, этих трех правильных рассуждений различно, форма – одинакова. Можно предположить, что за истинность вывода в приведенных рассуждениях отвечает форма рассуждения, а не его содержание.

Формальная логика основывается на существенном и совсем не тривиальном предположении: правильность рассуждения зависит только от его формы и не зависит от содержания. Именно поэтому она и называется формальной логикой.

Итак, можно предположить, что форму рассуждения можно отделить от его содержания. Самым общим образом форму рассуждения можно определить как способ связи входящих в это рассуждение содержательных частей [Ивин А. А. Логика. – М., 2004, с. 12]. Это определение может показаться достаточно сложным и не очень понятным. Приведем примеры. Пусть имеем два утверждения:

1) Все вороны – птицы

2) Все шахматисты – гроссмейстеры

По содержанию эти утверждения различны: первое – истинно, второе – ложно; в первом идет речь о птицах, во втором – о людях, но форма их тождественна, строение одинаково и может быть выражено формулой: Все S суть P.

«Этот простой пример хорошо показывает одну из особенностей подхода формальной логики к анализу рассуждений – его высокую абстрактность… Два утверждения, различные с точки зрения своего содержания, оказались неразличимыми с точки зрения своей логической формы. Но насколько абстрактным должен быть подход формальной логики, чтобы дать возможность увидеть за совершенным различием полное совпадение!»

(о том, что такое абстракция см. далее).

Для того, чтобы более содержательно, более полно проиллюстрировать важное понятие формы рассуждения или логической формы, обратимся к следующей задаче.

Почему ребенок не слушается

Причин, почему ребенок не слушается — четыре. Ознакомьтесь с ними:

Желание мести

Желание мстить рождается вместе с каждым человеком. Оно заложено в сознании по умолчанию, и лишь родители могут активировать или подавить негативное чувство.
Представьте: малыш всецело доверился вам и поведал главную тайну, а вы, вместо того чтобы хранить ее, рассказываете подружкам, описывая в красках. Нужно ли говорить, что ребенок быстро потеряет веру в родителя и замкнется? Ребенок без колебаний использует любую возможность отомстить. Это нормальная защитная реакция.

Недостаток внимания

Рабочие будни выматывают, часто ребенок забыт. Ему не уделяют достаточное количество внимания, не играют, не читают книги

Обычные процедуры по уходу не приносят удовлетворения, ребенок начинает понимать: единственный способ привлечь внимание – сделать запрещенное действие.
Пример: ребенок зовет вас в комнату посмотреть на пирамиду из кубиков. Вы отмахиваетесь — нет времени

Ребенок затихает в комнате. Спустя час вы идете проверить причину тишины и обнаруживаете разрисованные обои: шок, ступор, крики и подзатыльник. Вы обижаете малыша, который обязательно отомстит новым непослушанием.

Самоутверждение

Если вы сильно опекаете ребенка, будьте готовы: рано или поздно это выльется в непослушание. Оно проявится во всем: чем больше опеки в младшем возрасте, тем хуже результат во взрослой жизни. Ребенок – маленькая личность, у него должно быть личное пространство, на которое родители не должны посягать.

Отсутствие развития веры в себя

Повторяя малышу, что он глупый, вы не симулируете его к работе над собой. В младшем возрасте этот прием не работает. Задумайтесь: не пытаетесь ли вы переложить груз ответственности за свою жизнь на плечи маленького человека? Почему называете его глупым? Быть может, вы не можете дать ребенку правильное воспитание и образование? Почему говорите, ребёнку, что он грязнуля? Возможно, вы не смогли научить малыша самостоятельно обслуживать себя? Причины детских неудач почти всегда кроются в негативных проявлениях родителей. Рано или поздно ребенок, утративший веру в себя, станет вести себя хуже, чем вы ожидаете.

Миф 5. Из послушных детей вырастают хорошие люди

Ребёнок, ставший послушным в результате строгого воспитания путем битья, криков и наказаний, получает негативный жизненный сценарий. Будучи дошкольниками, такие дети рискуют приобрести фрустрации и комплексы. У них значительно снижается способность реализовать свои природные таланты и способности. Каждый шаг может вызывать страх и опасения – ведь в детстве их наказывали за самостоятельность и желание сделать всё по-своему. Вряд ли такие люди будут счастливы и успешны в своей деятельности. А свою нереализованность они будут вымещать на окружающих и близких, или заниматься самоедством, что может привести к болезням и психосоматическим расстройствам.

Теги по теме:
воспитание детейнепослушный ребеноквоспитанные детипослушные дети

Влияние пьющих родителей

Наиболее сложной для ребёнка ситуацией является жизнь в семье с двумя пьющими родителями. Это изначально оказывает деформирующее влияние на личность. Нередко это накладывается на физиологические проблемы, появляющиеся у детей алкоголиков. Из-за отсутствия поблизости хотя бы одного взрослого, которому можно доверять, дети с ранних лет чувствуют себя покинутыми, одинокими, отверженными. У них часто бывает нарушена социализация.

Поскольку ребёнок не чувствует себя в безопасности в собственном доме, у него могут появиться проблемы с учёбой – он просто не сможет сосредоточиться на выполнении заданий и усвоении новых знаний. Когда подростки, растущие в семье алкоголиков, начинают чувствовать отсутствие контроля со стороны взрослых, начинаются дисциплинарные проблемы. Они сбегают с уроков, ведут себя вызывающе, провоцируют конфликты. Среди таких детей высок процент участия в различных асоциальных компаниях – там они могут найти сверстников с похожим жизненным опытом.

Задача №1

Школьный класс состоит из послушных и непослушных девочек, а также послушных и непослушных мальчиков. Известно, что число послушных девочек равно числу непослушных мальчиков.

Кого в классе больше: мальчиков или послушных детей?

Решение. Мальчики делятся на послушных и непослушных:

М = П.М. + Н.М. (полное число мальчиков равно количеству послушных мальчиков сложенному с количеством непослушных мальчиков).

Воспользуемся теперь условием задачи. Известно, что послушных девочек столько же, сколько непослушных мальчиков: П.Д.=Н.М.

В уравнение подставим вместо числа непослушных мальчиков число послушных девочек:

М.= П.М. + Н.М.= П.М. + П.Д.

Однако если сложить число послушных девочек и послушных мальчиков, то получим число послушных детей; оно равно числу мальчиков.

Ответ: мальчиков столько же, сколько послушных детей.

Внимание! Проверьте себя: если Вы действительно поняли ход решения, то сможете ответить на следующий вопрос: что можно сказать о количестве девочек в классе?

Нетрудно сообразить, что девочек столько же, сколько непослушных детей.

Это можно показать строго математически:

Д = П.Д. + Н.Д. (полное число девочек равно числу послушных девочек, сложенному с числом непослушных девочек). Однако число послушных девочек равно числу непослушных мальчиков: П.Д.=Н.М.

Тогда Д= П.Д.+Н.Д.= Н.М.+ Н.Д.

Если сложить число непослушных мальчиков и непослушных девочек, то получим число непослушных детей.

Можно не прибегать к формулам, если сообразить, что, каково бы ни было число детей в классе, оно не меняется в зависимости от способа деления! Как бы ни делить класс, – на мальчиков и девочек, или на послушных и непослушных, – это все тот же класс, и число детей в нем неизменно! Итак, если мальчиков ровно столько же, сколько послушных детей, то с необходимостью девочек должно быть столько же, сколько непослушных.

Рассмотрим теперь другую задачу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий