Что не нужно делать
Не «раздувайте» эмоции
Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак — правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним.
Избегайте подсказок через вопросы, если вам не понятно, чего конкретно боится ваше чадо
Спросите:
«Что случилось?»
«Как ты себя чувствуешь?»
«Какие звуки ты услышал?»
«Что ты увидел?»
Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.
Избегайте долгого ожидания «ужаса»
Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня.
Не «обнуляйте» ситуацию, делая все возможное, чтобы ее предотвратить
Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно».
В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 16
ЧАСТЬ 2. ШКОЛА В РЕАЛЬНОСТИ
Самое печальное, что правильных ответов на все эти вопросы о том, что должна и не должна, может и не может школа, нет. На некоторые — нет вообще, а на некоторые — нет в отечественной системе образования.Скажем, там, где в других странах есть система поддержки учащихся — та самая служба, которая выясняет, почему этот конкретный ученик не может учиться как все, почему он отстает, почему ему не дается русский языки или математика, почему он бросается на одноклассников или сидит под партой и что с этим всем делать, — на месте этой службы у нас вакуум. А ведь именно в ее компетенции — вопросы о том, как интегрировать в класс и вообще включать в общий поток детей, для которых язык обучения неродной, и детей с проблемами здоровья и развития; как обучать дислектиков и дисграфиков; как помогать отстающим; как помогать детям с проблемами поведения, детям из семей с тяжелым социально-экономическим положением, детям из кризисных семей; как дополнительно заниматься с одаренными и мотивированными. У нас это ничья зона ответственности — школьный психолог тут обычно мало что может, да и их сокращают, социальный педагог тоже, логопеды и дефектологи из школ давно уволены, а русский как иностранный взвален на русичек; разве что одаренных и мотивированных забирают в топовые школы, да и те не очень уверены в завтрашнем дне.
К сожалению, в реальности обязанности внутри треугольника «школа — родители — ребенок» обычно распределяются так: учитель обязан дать программу, ребенок обязан ее выучить близко к тексту, а родители должны его заставить это сделать.Кроме того, дети наши учатся сейчас совсем не так, как учились мы, и помощи им от нас надо куда больше. Хотя они и учатся на год больше, чем мы, они перегружены информацией. Школьная программа битком набита сведениями из разных областей знания; их очень много, и большую часть из них выпускники навсегда забывают, покинув школу. Но изъять что-то из школьной программы — это святотатство и оглупление нации, а добавить что-то в школьную программу — издевательство над детьми. Как проплыть между этими Сциллой и Харибдой, не знает, кажется, никто.Перед нынешней школой стоит задача впихнуть детям в головы как можно больше предметных сведений за как можно меньшее время и меньшие деньги. Это значит — большие классы, мало учителей, много предметов, много информации за один урок, мало системы. Мало времени на повторение, усвоение, обсуждение, закрепление. Следовательно — много домашней и самостоятельной работы. Поэтому нужно очень много помощи от родителей, а иногда и дополнительной помощи, потому что ни дать предмет на очень высоком уровне, ни подтянуть отстающих обычная школа, как правило, не в состоянии. Она делает свою конвейерную работу. Как только возникают какие-то отклонения, особые потребности, особые пожелания и устремления — возникает конфликт, который редко кто знает как разрешить. В этой системе всем очень трудно — и учителям, и детям, и родителям. При этом ставки очень высоки (провал на ЕГЭ — потерянный год; непоступление на бюджет — удар по родительскому кошельку), а напряжение огромно. Это просто стартовые условия, в которых мы существуем и пытаемся учить детей. Всем очень трудно.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
УСЛОВНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ
Я бы условно разделила тревожных детей на
четыре вида.
«Невротики». Дети с соматическими
проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). На мой
взгляд, это наиболее сложная категория для
работы с ними в школе, так как проблема выходит за
чисто психологические рамки. Кроме того, в работе
с психосоматическими проявлениями тревожности
требуется терпение и уверенность в себе, чего
обычно не хватает школьному психологу.
Например, Слава (7 лет), очень общительный,
приветливый мальчик с большим количеством
страхов и периодически возникающим тиком
(подергивание головой), с удовольствием ходил ко
мне на занятия, охотно говорил о том, что его
пугает, рисовал свои страхи. Но во время этих
бесед его тик усиливался. Это очень пугало меня,
пока знакомый клинический психолог не
подтвердил, что обычно так и бывает при работе с
тиками.
Таким детям часто необходима консультация
невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению,
современные родители так пугаются слова
«психиатр», что не всегда соглашаются идти к нему
на прием. Хорошо, если вы можете порекомендовать
им специалиста, которому доверяете сами.
Работая с этим типом тревожных детей, я прежде
всего даю им возможность выговориться,
почувствовать мое расположение к ним и интерес к
их страхам
Необходимо также успокоить
родителей, попросить их не заострять внимание на
соматических проявлениях. Задача психолога состоит в том, чтобы создать для
ребенка ситуацию комфорта и принятия, найти и
свести к минимуму травмирующий фактор
Таким
детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое
проявление активности, например «лупить»
подушки, обниматься с мягкими игрушками. «Расторможенные». Это очень активные,
эмоционально возбудимые дети с глубоко
спрятанными страхами. Поначалу они очень
стараются хорошо учиться, но у них не получается.
Тогда они становятся нарушителями дисциплины.
Могут специально изображать из себя посмешище
для класса, так как очень боятся на самом деле
стать таковыми из-за своей неуспешности.
Создается ощущение, что повышенной активностью
они пытаются заглушить страх.
У них возможны легкие органические нарушения,
которые мешают успешной учебе (проблемы с
памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное
отношение окружающих, поддержка со стороны
учителя и одноклассников. Надо создать у них
ощущение успеха, помочь им поверить в
собственные силы. На занятиях надо давать выход
их активности.«Застенчивые». Обычно это тихие,
обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не
поднимают руку, не проявляют инициативы, не
вступают в контакт со сверстниками, очень
старательны и прилежны в учебе. Боятся о чем-то
спросить учителя, очень пугаются, если он
повышает голос (не обязательно на них).
Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут
из-за мелких неприятностей. Все ошибки аккуратно
замазывают или стирают. Не успокоятся, пока не
сделают все, что задано. Охотно общаются с
психологом, рассказывают о себе, выполняют
задания.
Таким детям поможет группа сверстников,
подобранная по интересам. Взрослые должны
оказывать им поддержку, в случае затруднения
спокойно предлагать выход из положения,
признавать за ребенком право на ошибку, больше
хвалить.«Замкнутые». Мрачные, неприветливые
дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со
взрослым стараются не вступать, избегают шумных
игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в
учебе, так как нет ни в чем заинтересованности и
включенности в процесс. Такое ощущение, что они
постоянно от всех ожидают подвоха.
С Алешей (8 лет) никак не удавалось установить
контакт, все задания он выполнял формально, лишь
бы я от него отстала. Но мне удалось выяснить, что
он очень интересуется динозаврами. На очередную
встречу я принесла книжку про динозавров,
попросила его посмотреть и высказать свое
мнение. Сидя боком на стуле, он небрежно
пролистал ее и сказал, что это несерьезная книга.
Я спросила, что он читал и какая книга, на его
взгляд, является серьезной. Мы наконец-то
разговорились, и дело постепенно пошло на лад.
Алеша даже стал приветливее в классе, перестал
дичиться учителей и одноклассников.
В работе с такими детьми необходимо
отталкиваться от их интересов, проявлять участие
и доброжелательность. Им тоже полезно
выговориться, а потом включиться в группу
сверстников со схожими интересами.
ОЖИДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. «УЛУЧШЕННАЯ КОПИЯ»
Чаще, правда, родители понимают, что они, возможно, получили не лучшее в мире образование, и видят в нем дыры и пробелы. Поэтому они знают, что уж их-то ребенок должен получить все то же самое, только гораздо лучше. Историю искусств, например, и риторику, и философию, и английский семь раз в неделю, и второй иностранный язык… Запросы таких родителей создали страшное давление на систему образования в девяностые годы. Отчасти именно эти запросы со стороны общества и привели к тому, что едва ли не каждая уважающая себя школа объявила себя школой с углубленным изучением чего-нибудь, программа обучения бешено разбухла, а дети оказались страшно перегружены, и все это выросло до масштаба государственной проблемы — ибо нельзя объять необъятное, а рабочий день у ребенка не может длиться 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Тревожное расстройство у детей школьного возраста (от 7 до 10 лет)
Начиная со школы к основной причине повышенной тревожности — неблагоприятному семейному воспитанию добавляются социальные взаимодействия самого ребёнка. Если он вынес из родительской среды неуверенность в собственных силах и самом себе он может начать тревожиться из-за возможной потери уважения сверстников, учителей, страха не оправдать ожидания взрослых и страха наказания, конфликтов с друзьями, если он не сможет соответствовать их требованиям и желаниям.
При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.
Девочки, сделав “неблаговидный” поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.
ОЖИДАНИЕ СЕДЬМОЕ. «ДИСЦИПЛИНА»
Здесь тоже есть целый спектр разных ожиданий — от «в школе должен быть порядок» до «в школе должна быть свобода самовыражения». Одни родители верят в поднятые руки и школьную форму, другие — в свободу дискуссий и одежды
Если учитель в пылу обсуждения важного вопроса сядет на стол, одни сочтут это форменным безобразием, а другие — естественным поведением. Одни подходят к учителю сказать «если наш будет борзеть, вы дайте ему по ушам», а другие пишут жалобу директору, если учитель спросит у ребенка, разозлившись — «ты что — дурак?»Собственно, это уже другой вопрос — вопрос о достоинстве ребенка и родителя
Многие родители так привыкли бояться школы в детстве, что до сих пор каждое родительское собрание воспринимают как поход к стоматологу — гадко, страшно, больно… Им трудно научиться видеть в учителях соратников и сотрудников в деле воспитания ребенка — учителя для них скорее начальники, и начальники противные, злые и неумные (пусть даже учителя иногда и дают повод так думать). Самое жуткое, что, когда ребенку в школе плохо — обижает учитель, травят дети, не дается какой-то предмет, — такие родители не защищают его и всегда становятся на сторону школы. Ребенок сам виноват, да еще из-за него у родителей неприятности.Немногим лучше и матери-волчицы, готовые всех порвать за свое чадо: вы просто не умеете его учить. Вы учитель — вот вы и учите, вам за это деньги платят, что вы на меня свою работу переваливаете?На другом полюсе — родители и учителя, которые френдят друг друга в соцсетях и обсуждают новые сумочки; необходимая дистанция испаряется. Истина, как обычно, где-то посередине.
ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ
В психологии под тревожностью понимается
«устойчивое личностное образование,
сохраняющееся на протяжении длительного
времени», переживание эмоционального
дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан
А.М.). Чувство тревоги может возникать в
конкретных ситуациях («частная» тревожность), но
может и являться некоторым фоном жизни ребенка
(«общая» тревожность).
Наиболее остро дети реагируют на травмирующие
обстоятельства (например, попадание в больницу,
развод родителей, смерть кого-то из близких) или
хронические психотравмирующие воздействия
(неправильное воспитание в семье, негативное
отношение со стороны одноклассников или
педагога). В этих ситуациях понятно
происхождение состояния тревоги и бесспорно, что
ребенку необходима помощь.
Но исследователи отмечают, что «менее заметно, но
не менее велико влияние на развитие детской
личности повседневных, зачастую повторяющихся
событий, так называемого «стресса обыденной
жизни» (Никольская И.М., Грановская Р.М.).
Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в
жизни каждого человека, но дети сталкиваются с
ними чаще взрослых, так как «то, что взрослому
кажется привычным и естественным, может вызвать
у ребенка беспокойство, тревогу и страх» (Никольская
И.М., Грановская Р.М.).
Постоянная тревога скорее негативно сказывается
на качестве обучения и общения ребенка, но в
некоторых случаях она может оказывать и
мобилизующее действие, «заменяя и подменяя собой
действия по другим мотивам и потребностям» (Прихожан
А.М.).
Ежедневное преодоление трудностей, с одной
стороны, позволяет ребенку накопить бесценный
жизненный опыт, но с другой — травмирует и
невротизирует его, если принятое решение ведет к
осложнениям и конфликтам.
Существует ряд методик, направленных на
выявление тревожности у детей в возрасте от 5 до 13
лет (см. приложение).
Для первичной диагностики тревожности я
пользуюсь наблюдением, беседой и результатами
корректурной пробы
Именно групповой тест на
внимание помогает выявить тревожных детей.
Тревожный ребенок либо неправильно выполняет
задание, либо успевает сделать очень мало, но без
ошибок. Он по нескольку раз обводит линии, сильно
нажимает на ручку или карандаш; если сам находит
у себя ошибки, то жирно замазывает их.
Согласно данным разработчиков рисуночных тестов
(рисунок человека, рисунок семьи и т.д.),
признаками тревожности являются: штриховка,
маленькие фигурки, неверные, скачущие линии,
смещение изображения вниз и вбок на листе, отказ
от выполнения задания
Выберите один страх для борьбы с ним
Часто тревожные дети боятся многих вещей: учитель будет ругаться, одноклассники засмеют, ответы на вопросы контрольной вылетят из головы. С чего же начать работу? Попробуйте сконцентрироваться на результате, а не только на чувствах ребенка и определить один страх.
Да, хочется, чтобы ребенок не испытывал всех тех неприятных ощущений, которые преследуют его при походе в школу или, к примеру, когда он оказывается в темноте. Но попробуйте абстрагироваться от них и понять, чего лишается ребенок. Что он мог бы получить, если бы не его страх.
Когда ребенку трудно общаться со сверстниками, он постоянно чувствует себя не в своей тарелке и боится насмешек. Начните с того, чтобы пригласить одноклассников в гости. Это понятная цель, которую можно осуществить достаточно скоро, и она поможет в борьбе с остальными страхами.
Правильная организация жизни тревожных детей:
Важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не упустить время для исправления его проблем. Не оставляйте незамеченными детский плач
Наоборот, покажите, что вы глубоко понимаете и переживаете его трудности.
Тревожные малыши ощущают безопасность только в присутствии мамы. Спокойно, без напряжения берите кроху к себе в кровать.
Для таких детей очень важно соблюдение режима дня. Они не слишком любят купаться. Поэтому их лучше дольше купать в маленькой детской ванночке. С такими детьми не спешите осваивать плаванье, обливание и другие оздоровительные процедуры.
Тревожные дети не любят процесс переодевания. Поэтому покупайте одежду, которую легко одевать и снимать. Уменьшите количество одежды, которую необходимо одевать через голову. Если позволяет температура в комнате, надевайте на кроху минимум одежды.
Очень сложно накормить тревожных детей. Они не любят многокомпонентных блюд, поскольку не понимают, из чего они приготовлены.
Тревожные дети часто отказываются от деятельности в коллективе, поэтому нужно создать условия, чтобы ребенок некоторое время проводит рядом с детьми
Не следует насильно привлекать ребенка к коллективным играм.
Сначала будет сложно общаться со своим тревожным ребенком, но если вы начнете чутко реагировать на его просьбы, то со временем он сможет порадовать вас своим вниманием, нежностью и развитым мышлением
Хвалите и вознаграждайте за каждый успех
Не бойтесь «подкупать» детей за достижения в борьбе со страхами. Часто родителям кажется, что если они пообещают награду, то дети сразу попросят дорогие игрушки, но это не так. Почти все дети просят что-то вроде «испечь кексы с родителями» или «сходить всей семьей в парк». Вознаграждения должны быть недорогими, но значимыми. И поощрять нужно каждый шаг в борьбе со страхом.
Пример пошагового плана с вознаграждениями из книги «Спокойные»
Цель: задать вопрос учительнице перед всем классом.
Главная награда: поужинать с мамой в ресторане.
Шаг 1. Задать вопрос учительнице, когда все одноклассники уйдут.
Награда: похвала от мамы.
Шаг 2. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ подготовлен заранее).
Награда: по пути домой купить журнал.
Шаг 3. Ответить на вопрос учительницы при нескольких одноклассниках (ответ не подготовлен заранее).
Награда: выбрать любимое блюдо на ужин.
Шаг 4. Задать вопрос учительнице в присутствии нескольких одноклассников.
Награда: испечь пирожные с мамой.
Шаг 5. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ подготовлен заранее).
Награда: по дороге домой зайти в кафе.
Шаг 6. Ответить на вопрос учительницы перед всем классом (ответ не подготовлен заранее).
Награда: по дороге домой зайти в магазин рукоделия.
Как помочь ребенку справиться со страхами
Что нельзя делать:
- Нельзя, категорически пугать ребенка (не будешь спать придет, бабайка)
- Нельзя ребенка стыдить (увеличение тревоги)
- Нельзя ребенка оставлять со своим страхом (ты потерпи и все пройдет)
- Пытаться исправить собственные проблемы со страхами
- Повышать самооценку ребенка, хвалить, но не перехваливать за его успехи. Находить сильные его стороны.
- Научить ребенка жить в этих ситуациях и управлять ими. Когда он вновь сталкивается с этой ситуацией, научить его определенным навыком самоконтроля, самоуправления.
- Снятие мышечного напряжения (подурачится с родителями- повалять на кровати, поиграть, устроить бой подушками)
ОЖИДАНИЕ ДЕСЯТОЕ. «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
Самый больной вопрос — кто отвечает за обучение детей? Согласно закону об образовании, ответственность за получение ребенком среднего образования несут его родители. А за что несет ответственность школа? А ребенок? А если ребенок за десять лет учебы в школе ничему не научился и получил двойку на ЕГЭ — это чья ответственность?Школа склонна считать, что образование детей — ответственность их родителей. Родители должны делать с ребенком уроки. Родители должны обеспечить, чтобы ребенок прочитал весь список обязательной литературы. Родители должны ликвидировать отставание по предметам и обеспечить успеваемость.При этом оказывается, что у ребенка нет времени прочитать весь список, что родители понятия не имеют, что ребенок не понял какие-то две темы по математике и теперь безнадежно отстал, что родители приходят с работы еле живые поздно вечером и вообще не в состоянии заниматься уроками. «Делать уроки с ребенком — ваше главное дело», — объяснила учительница одной моей знакомой, маме первоклассницы. Все бы ничего, да только мама эта — врач «скорой помощи», и главное дело у нее — спасать людей.Одна из главных претензий родителей к школе — школа переваливает на нас свою ответственность.У школы другая претензия к родителям: родители сдали ребенка школе и думают, что школа сама все сделает и всему научит. Но всем известно, что лошадь можно привести к ручью, но нельзя заставить пить; заставить учиться ребенка, который учиться не хочет, практически невозможно. «А вы должны заинтересовать». — «А вы сами пытались его заинтересовать окружающим миром? Вы до школы научили его тому, что узнавать новое — интересно? Или сажали его к телевизору, компьютеру, совали ему в руки планшет — чтобы он к вам не приставал? Мы учителя, а не волшебники, мы не можем сделать немотивированного ребенка мотивированным, это ваша задача, а не наша». Учитель, у которого в классе тридцать человек, далеко не всегда в состоянии уследить, кто пропустил или не усвоил конкретную тему. Учитель перегружен работой и отчетностью. Он профессионал, но не маг.
Тревожность
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.
Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
- неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
- негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.
Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.
Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:
- повышение самооценки;
- обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
- на снятие мышечного напряжения.
Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.
Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.
Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.
ЧТО ПОМОЖЕТ
Чуть легче — если учителя, ученики и родители могут разговаривать друг с другом. Если проблему можно описать спокойно, без оценочных суждений и ярлыков.Увы, в школе очень многое делается по умолчанию и мало регулируется договорами. Школа и родители вообще мало договариваются — одни предпочитают ставить перед фактами, другие — жаловаться в инстанции. Если учитель не делает страшной тайны из своей авторской программы, а родитель не требует его ознакомить с конкретными планами уроков (учитель не его, а завуча должен с ними ознакомить), — они вполне могут договориться.Легче, если школа объясняет родителям, чему именно и как именно она собирается научить детей и какого участия хочет от родителей. Если для детей существуют четкие правила, которые нельзя нарушать. Если дети понимают, чему они учатся и зачем, а школа и родители не отделываются от их вопросов «зачем мне это?», а знают на них ответы и готовы этими ответами делиться.
Фото Владимира Алексеева
Чуть легче может быть, если родители, дети и учителя осознают, что они равноправные участники одного и того же процесса. Что учитель — это не мучитель и надзиратель, а человек, с которым семья договорилась о работе. Что родитель — не вредитель, игнорирующий все проблемы своего ребенка, а человек, который этого ребенка знает, любит и поможет его выучить. Работа общая: ребенок учится, учитель учит, родитель организовывает, контролирует и помогает. Если возникает проблема — играть в поиски виноватого бессмысленно: стоит всем вместе, всем трем сторонам, никого не обвиняя, выяснить, в чем причина проблемы, продумать, как ее решить, составить общий план, который всех устраивает, обозначить контрольные точки и сроки, результат, к которому все будут стремиться, и ответственность каждой из сторон.Легче, если встречи будут регулярными и рабочими — не «Боже мой, что он еще провалил?», а «что изменилось с нашей прошлой встречи, куда мы движемся, есть ли прогресс, что мешает?».Сказать «я не понимаю, как построен ваш курс, не могли бы вы объяснить» — лучше, чем говорить «вы непрофессиональны и учите чему попало». Сказать «я не понимаю, как вычислять площадь треугольника» — лучше, чем вопить «я ничего не понимаю» и швыряться предметами. Сесть и вместе поискать, как вычисляют площадь треугольника — лучше, чем рассуждать об идиотизме своего ребенка и своей бесконечной материнской обреченности заниматься всякими глупостями.
Допустить, что оппонент имеет право думать иначе, — лучше, чем навязывать всей стране свой катехизис. Выслушать учителя, ребенка, родителя, пусть даже его крики души кажутся вам оскорбительными, — лучше, чем сразу ставить его на место. Да и крики души не обязательно должны быть оскорбительными.Это все какие-то простые истины вроде «лошади кушают овес и сено», но во времена, когда все друг с другом враждуют, о них стоит напомнить еще раз. Мы все в одной лодке, нам никуда из нее не деться. Это надолго. Придется договариваться.
Заключение
Так как тревожность ребёнка базируется на семейных напряжённых взаимоотношениях, постарайтесь поменять тот стиль воспитания, который привёл к формированию хронического стресса у вашего сына или дочери — а повышенная тревожность, это он и есть.
Для того чтобы воспитание было эффективным совсем не нужна излишняя строгость или жестокость, достаточно быть понимающим, принимающим и последовательным:
Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребёнок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за тоже самое.
Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
И главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения, и то срываетесь, то,наоборот, попустительствуете, то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы отмечаете повышенную тревожность у ваших детей, проконсультируйтесь со специалистом!