Формирование первых коммуникативных связей
В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель», требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.
Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками. Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.
Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.
Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно, и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.
Гигиена, массаж и гимнастика. Роль в воспитании детей от 0 до 3 лет
Всем нам известно, как важны для здоровья гигиенические процедуры. Грязь на теле может привести к возникновению заболеваний, а этого мало кто хочет. Поэтому с детства родители нас приучают к тому, чтобы мы следили за чистотой собственного тела. Изначально за гигиеной следят родители, потом они помогают детям помыться или, например, зубы почистить. А уже после ребёнок привыкает самостоятельно приводить себя в порядок.
Когда мама следит за чистотой своего малыша, подмывая его, она выполняет сразу несколько задач, которые представлены ниже:
- Профилактика заболеваний, которые могут возникнуть из-за загрязнения кожи малыша. Как известно, в тепле бактерии быстро размножаются, а кал помимо всего прочего — отличная среда для их жизнедеятельности.
- Профилактика опрелостей. Кожа новорождённого очень нежная. Памперс, когда он наполнен, не даёт ей дышать и оказывает термический эффект. При недостаточно частой смене памперсов могут возникать опрелости, и в некоторых случаях к ним даже присоединяются бактерии или грибки. Говорят, что опрелости характеризуют ответственность мамы, но порой, даже при тщательном соблюдении всех правил гигиены новорождённого, они могут возникнуть. Но это не значит, что профилактику проводить не нужно.
- Контакт матери и ребёнка. Нежные прикосновения мамы действуют успокаивающе на малыша.
- Формирование будущей привычки. Проводя регулярно гигиенические процедуры, мама изначально приучает ребёнка к чистоте. Малыш привыкает к наличию таких процедур в его жизни. Подрастая, он уже хочет самостоятельно в них поучаствовать. А уже во взрослом состоянии это будет его образом жизни.
К тому же вода благоприятно сказывается на нервно-психическом развитии малыша. Купание детей рекомендуют проводить именно в вечернее время
перед сном, потому что оно расслабляет и успокаивает.
Массаж и гимнастика также полезны для здоровья малыша.
- Во-первых, они оказывают воздействие на костно-мышечный аппарат, способствуя нормальному развитию костей и поддержанию мышц в тонусе.
- Во-вторых, улучшают кровообращение, а это приводит к более качественному снабжению органов и тканей кислородом.
- В-третьих, они, при регулярном проведении, становятся частью режима дня ребёнка.
Ребенок до 2 лет: называем половые органы правильно
Сексуальное воспитание начинается с младенчества. Дети узнают, что их любят, через прикосновения. Объятия, ласка, поцелуи очень важны, как и разговоры, общение.
Малыш еще до года обнаруживает, что у него есть разные части тела, в том числе мальчики около 7–8 месяцев находят свой пенис, а девочки около 9–10 месяцев — вульву.
Младенцы в возрасте от семи месяцев начинают активно познавать свое тело, они трогают разные части: уши, пальчики ног, нос, половые органы. Вас ведь не смущает, если малыш ощупывает пальцы на ногах, для него пенис — такая же часть тела. Он просто познает его, исследует. Он не пытается получить оргазм, он не одержим сексом, у него нет повышенной сексуальности. Это лишь попытки понять, узнать, изучить самого себя.
Что говорить. Малыш изучает себя, родители комментируют: “Это твой пенис”, “Приятно прикасаться ко всем частям тела”. Затем наденьте подгузник или оставьте ребенка исследовать пенис на какое-то время без подгузника (как вам комфортнее). Так вы учите малыша, что на его теле нет плохих и хороших мест, что все части тела хорошие и достойны внимания. А себя приучаете говорить о сексуальности свободно.
Особенности подачи информации
Говорите о половых органах в контексте бытовых ситуаций (при подмывании, туалете, если он обратил внимание и пр.). Называйте половые органы корректно, без слов-заменителей
Волшебная таблетка
Кто из нас не мечтал в детстве о волшебной таблетке для осуществления какой-нибудь мечты? Это же так здорово – съел таблетку, и все возможные знания у тебя в голове. Или, например, научился на скрипке играть. Ну, либо просто стал хорошим человеком. Только вот в реальной жизни не всё так просто. Для того, чтобы измениться в лучшую сторону, нужно долго и упорно работать над собой.
А причём здесь мы? Разговор ведь о воспитании детей, не так ли?
Почему-то некоторые родители считают, что ребёнок родился, растёт, времени ещё много до того момента, как он придёт и скажет: «Мама, папа, я теперь взрослый.» А это значит, что с воспитанием можно не торопиться, успеется. Или же думают, что однажды случится чудо и их чадо вдруг станет замечательным человеком и вообще уникальной личностью. Только и здесь нужно поработать. Через все преодолимые и непреодолимые преграды перелезать, пубертатные периоды переживать и работать, работать. Ведь если вы хотите, чтобы ваш чудесный малыш стал не менее замечательным человеком, знайте, что ваш вклад в это преображение должен быть огромным. И начинать нужно как можно раньше.
Помогите ребенку расширить круг общения
У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.
«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».
Что должен знать о сексуальности ребенок в 3-4 года
В этот период закладывается стойкое ощущение своего пола. Это возраст, когда дети очень любопытны к различиям полов, активно интересуются темой, задают вопросы родителям (если те готовы отвечать). Это самое подходящее время для таких разговоров.
Дети сейчас могут активно примерять на себя роли другого пола. И это как раз тот период, когда стоит начать переодеваться и мыться отдельно разнополым детям и родителям. Ориентируйтесь на излишний интерес ребенка к вашей наготе и его собственное стеснение.
Расширяйте знания о частях тела. Если до этого вы говорили больше о специальном отверстии, месте, давали лишь общие названия, то теперь можно углублять знания об анатомии. А именно:
Названия частей тела (пенис, мошонка, яички, вульва, вагина, клитор).
Названия внутренних органов, связанных с репродуктивной системой человека, понимание, что желудок и матка — разные места.
Основы ухода за половыми органами.
Отличия мальчиков и девочек.
Сообщение о том, что половые органы — интимные части. Понятие интимности.
Понятие допустимых и недопустимых прикосновений. “К твоим половым органам никто не может прикасаться, кроме врача или мамы с папой, если это нужно для лечения”
Это важно для сексуальной безопасности.
Про прикосновения к себе: “Прикосновения к половым органам — это интимное поведение. Ты можешь трогать себя, только когда ты один”.
Общая информация о зачатии и деторождении (соответственно интересу ребенка), о том, что для рождения ребенка нужны мужчина и женщина.
Информация о том, что заводить детей могут только взрослые.
Причины неуверенности
Каждый человек с самого детства хочет получить похвалу родных и близких, услышать поощрение и почувствовать признание, но на пути к этому он встречается с множеством трудностей, которые не всегда удается побороть. Если родители или близкие люди не помогают в критических или проблемных ситуациях, то человек начинает терять веру в себя, и становиться неуверенным.
Неуверенность в себе – это вера в то, что благодаря своим усилиям и стремлениям не получиться достичь желаемого результата. Детская неуверенность не выглядит чем-то страшным и опасным, но если над ней не работать, то во взрослом возрасте она может иметь катастрофические последствия для судьбы человека
Чтобы вырастить уверенную в себе личность, важно знать, какие шаги для этого стоит сделать и чем именно можно помочь ребенку
Чтобы разобраться в проблеме, стоит рассмотреть главные причины неуверенности в себе у детей.
- Нехватка любви родных и близких. Если ребенку не хватает родительской любви, он инстинктивно считает, что и весь остальной мир относиться к нему также и сам, не желая того, отгораживается ото всех, становясь замкнутым, беспокойным и тревожным человеком.
- Запугивания со стороны взрослых. Некоторые родители, не способные справиться с ситуацией, могут использовать такие устрашающие ребенка фразы, как «если не будешь слушаться, тебя заберут», «если будешь так себя вести, тебя украдет», и так далее. Это производит определенный эффект, но на подсознательном уровне формирует страх и панику у ребенка.
- Отсутствие помощи и поддержки. На пути своего развития и роста, ребенок часто сталкивается с чем-то новым и необычным для себя, и не все задачи ему удается преодолевать. Если родители не оказывают помощи и не поддерживают малыша в трудную минуту, не успокаивают и не решают проблему с ним вместе, то у него формируется страх нового и неизведанного, он боится попадать в незнакомую среду, общаться с новыми людьми, что негативно сказывается на его психологическом состоянии.
Помимо основных причин, может возникать еще множество более мелких ситуаций, влияющих на уверенность в себе. Дети дошкольного возраста, как правило, не имеют ярко выраженных проблем с самооценкой, поэтому в группе все более-менее равны, но с переходом в школу ситуация резко меняется.
Родители должны обращать внимание на манеру поведения ребенка после школы, на его общее психологическое и физическое состояние. Если вовремя обнаружить проблему, ее можно безболезненно решить, тогда ребенок будет с радостью ходить в школу, посещать секции и кружки, наслаждаясь жизнью и общением со сверстниками
Что такое компульсивное обcессивное расстройство личности?
В соответствии с МКБ 10 обессивным компульсивным расстройством называют повторяющиеся навязчивые мысли или вынужденные действия. Мысли проявляются в виде образов, идей и побуждений, которые постоянно приходят человеку в голову в виде стереотипов. В большинстве случаев они являются огорчительными, поэтому пациент старается им сопротивляться, но, это не приносит желаемого результата. Сам пациент не определяет отвратительности и непроизвольности своих мыслей.
Навязчивые действия проявляются в виде стереотипных манер, которые люди постоянно повторяют. Они не позволяют выполнять полезные задачи и не приносят удовольствие пациенту. Больной при патологии выполняет действия, чтобы предотвратить плохие события, которые, по его мнению, произойдут в скором времени. Пациент считает, что действия являются бессмысленными и неэффективными и старается их повторить. Патологический процесс сопровождается постоянной тревожностью. При подавлении компульсивных действий наблюдается увеличение тревожности.
Что и проявляется проблемами со здоровьем
Ссоры в семье, если при них присутствует ребенок, являются для него большим эмоциональным потрясением. Ведь кричат и ругаются, «плохо себя ведут» самые близкие для малыша люди. Он чувствует страх, неуверенность в своем будущем, незащищенность и уязвимость. И даже если родители через час помирились и забыли о ссоре, ребенок еще долго находится в стрессовом состоянии, которое отражается на его здоровье
А также ребенок будет подсознательно ждать повторения конфликта в будущем, и пытаться «отвлечь» внимание родителей на себя посредством заболеваний
Все эти подавленные эмоции и страхи, психоэмоциональная напряженность могут выражаться возникновением у ребенка хронических, системных или рецидивирующих заболеваний или обострением уже имеющихся проблем со здоровьем.
Что стоит за нерешительностью?
Можно сказать совершенно точно, что главная причина нерешительности – всевозможные страхи, которые, в свою очередь, напрямую связаны с повышенной тревожностью.
Мы имеем в виду психологические страхи, которые могут проявиться у ребёнка уже в самом раннем возрасте. Среди таких страхов:
- Страх не оправдать ожидания. Родители надеются, что их дети вырастут здоровыми, сильными, состоятельными и успешными, а потому очень рано, порой с самого детсада, ставят перед ними разные цели: от идеального поведения до успехов в освоении навыков письма или чтения. Как правило, ожидания касаются также спортивных и иных достижений. Иногда бывает так, что родители просто излишне требовательны или выражают наибольшую любовь именно в моменты каких-либо побед, не нарочно делая акцент на достижениях. Постепенно в голове ребёнка формируется чёткое представление, которое часто даже не осознаётся: хочешь, чтобы тебя любили – покажи, на что ты способен. Малыша всё это очень тяготит, и уж точно не придаёт уверенности в своих силах. Отсюда и нерешительность.
- Страх перед неудачей. Когда взрослые слишком бурно реагируют на неудачи ребёнка, он начинает бояться делать новые попытки, да и вообще что-то делать. Он думает: вдруг у меня опять не получится, и папа посмотрит на меня, как в тот раз? Ребёнок чувствует, когда им гордятся, а когда им недовольны. Он боится увидеть разочарование в глазах близких. К тому же, его может пугать возможность насмешек со стороны друзей. Всё это порождает в нём нерешительность. Для него она – возможность обойтись «малой кровью» (пусть меня не замечают, зато нет осуждения и насмешек).
- Страх перед реакцией взрослых. Речь идёт не только о наказании, но и о резких высказываниях, крике, а также о непредсказуемости последствий неудачи. Когда ребёнок не может предвидеть, что он получит дома – поддержку или нагоняй, то каждый раз, сталкиваясь с неудачей, он испытывает колоссальное напряжение. Всё это порождает повышенную тревожность и, как следствие, страх перед проявлением инициативы и принятием решений.
Из-за страхов ребёнок становится излишне тревожным, что выражается в повышенном беспокойстве, ранимости, эмоциональности и мнительности.
Случай из практики психолога
Родители 8-летнего Андрея всерьёз обеспокоены его нерешительностью и пассивностью. Раньше это был активный любознательный малыш, но с тех пор, как он пошёл школу, что-то в нём кардинально изменилось. Учителя в один голос говорят, что Андрею нужно быть смелее и активнее. Но родители не знают, как повлиять на своего ребёнка, боятся сделать неверный шаг и вообще отбить всяческое желание учиться.
Однажды школа Андрея провела конкурс на лучшую поделку-оригами. Это его конёк, он умеет делать такие сложные поделки, какие не под силу даже взрослым. Естественно, мама и папа стали побуждать его принять участие в конкурсе. Но, как ни странно, Андрей так и не отважился участвовать. Предвидя, что в будущем нерешительность станет для Андрея большой проблемой, родители привели его на консультацию к психологу.
9–10: пора поговорить об изменениях тела
В этом возрасте актуальны разговоры об изменениях тела: менструация, поллюции, волосы, гормоны и половые органы. Подчеркивайте, что секс — это хорошо и приятно, но возможно только для взрослых (подростков начиная с… — в зависимости от ваших ценностей).
Так же, как вы учите ребенка, что злиться нормально, но бить людей нельзя, объясняйте про сексуальные желания, что испытывать их нормально и хорошо, но человек всегда в ответе за свое поведение, не должен идти на поводу у чувств, если они противоречат нравственным ценностям.
Пример удачного сценария разговора (для детей от 3 до 5 лет)
— Мама, а откуда я появился?
— Что именно тебе интересно узнать?
— Ну, где я был, пока не родился? Как вообще дети появляются?
— Дети растут внутри маминого живота в особом мешочке, который называется матка.
— А как же еда в животе?
— Еда находится в другом мешочке — желудке.
— А как же ребенок ест?
— К ребенку питательные вещества поступают через специальную трубочку — пуповину.
— А как ребенок попадает в мешок?
— В матку.
— Да, в матку.
— Чтобы ребенок оказался в матке, нужны мужчина и женщина. У мужчины есть очень маленькие сперматозоиды, а у женщины — яйцеклетка. Они соединяются внутри женщины, и получается ребенок. Он растет внутри матки из маленького комочка клеток в настоящего малыша целых девять месяцев.
В следующий раз рассмотрим конкретные вопросы и ситуации.
Причины компульсивного обсессивного расстройства
Возникновение патологии наблюдается при воздействии разнообразных провоцирующих факторов. Патологический процесс диагностируется у людей при генетической предрасположенности. В группе риска находятся мнительные люди, которые склонны сомневаться и постоянно перепроверяют поступающую информацию.
Если ребенок воспитывался в жестких рамках и его родители часто ему запрещали что-то делать, то это приводит к обессивному компульсивному расстройству. При возникновении на фоне страха стрессовых ситуаций диагностируется развитие патологии. Заболевание появляется у людей, которые часто переживают нервные перенапряжения.
Герпес
К счастью, нас с дочкой эта проблема не коснулась, а вот многие мои подруги сталкивались с этой детской неприятностью. К сожалению, заразившись герпесом, человек навсегда приобретает себе этого «друга»: при сильном стрессе, простуде или других заболеваниях, связанных со снижением иммунитета, он снова дает о себе знать. Но кроме этого, такое «соседство» никак не отражается на здоровье.
Что делать: Сложнее всего, уверяют мамы, заставить детей не расчесывать герпес. Ведь он сопровождается зудом, пощипыванием и покалыванием, а герпесную корочку так и не терпится сковырнуть. Ни в коем случае не позволяйте малышу делать этого: вирус может «прекочевать» на руки или лицо. В таком случае необходимо обращаться к специалисту. В домашних же условиях герпес обычно лечат противовирусными мазями и на второй день применения уже заметно улучшение. Если через неделю его не наступило, обязательно сходите к врачу. Не забудьте выделить ребенку отдельное полотенце и посуду, так как заразиться можно не только через непосредственный контакт, но и через предметы, на которых остались капельки детской слюны.
Больше полезных материалов о детском здоровье — в нашем канале на .