Причины возникновения тревожных расстройств
Точно назвать причину возникновения такого расстройства у ребенка, как впрочем, и у взрослого назвать трудно. Специалисты называют целый ряд провоцирующих факторов:
- Генетическая предрасположенность. Наличие тревожного расстройства у родителей увеличивает риск возникновения подобных симптомов у ребенка.
- Стрессовые жизненные обстоятельства. События в жизни ребенка могут стать отправной точкой (триггером) для тревожных расстройств в детстве или во взрослой жизни: утрата (смерть близкого человека или развод родителей), жизненные перемены (переезд в новый город, смена школы, поход в детский сад). Дети, испытавшие жестокое обращение, чаще подвержены тревожным расстройствам.
- Воспитание. Воспитание в семье, где другие члены семьи постоянно испытывают беспокойство, может «научить» ребенка рассматривать мир как опасное место. Если ребенок растет по-настоящему в опасной среде (насилие в семье), он может испытывать чрезмерный стресс, бояться и ожидать худшего.
Как научить ребёнка справляться с тревогой
Адекватно реагируйте на его рассказы
Не кричите, не пугайтесь, не накладывайте дополнительных ограничений. Часто дети делятся своими тревогами не для того, чтобы вы немедленно начали что-то делать, а чтобы их выслушали, поняли, подумали вместе с ними.
Поймите, чего он опасается
Чаще всего причины для беспокойства у вас и ребёнка будут очень разными. Например, он прогулял урок. Вы можете тревожиться, что он отстанет от программы и не напишет контрольную работу, а его может волновать, не будет ли учительница кричать на него на следующем уроке.
Не запугивайте
Ваши предупреждения об опасностях и последствиях должны соответствовать реальности. Если ребёнок увидит, что вы адекватно оцениваете ситуацию, он прислушается. Специально преувеличивать или транслировать собственные опасения не нужно.
Что такое родительская тревожность, и как она проявляется
Определённый уровень тревожности для человека нормален. Тревога необходима, чтобы вы могли оценить степень реальной опасности, она помогает адекватно реагировать на события. Если родитель совсем не тревожится, это говорит о каких-то проблемах в семье.
Бывает патологическая тревожность. Она возникает из внутренних физиологических процессов в организме, никак не связана с реальной жизнью и не приносит никакой пользы. С такой тревогой надо обращаться за помощью к специалисту.
Между нормальным и патологическим уровнем тревожности есть пограничные состояния, когда родитель ограничивает ребёнка больше, чем требует ситуация. Обычно эти ограничения неадекватны ситуации или возрасту ребёнка. Например, 15-летнего не пускают проехать две остановки на метро к друзьям. Родители обычно объясняют эти ограничения заботой, но ребёнок чувствует, что требования к нему не соответствуют реальности, и воспринимает их как давление.
От вас слишком много защиты и заботы
Гиперопека, по мнению психологов, не имеет ничего общего с проявлением заботы о ребенке, а является одним из способов при помощи которого родители избавляются от своих комплексов. Взрослые члены семьи стремятся оградить ребенка от любых, чаще мнимых, рисков и опасностей, создать условия, чтобы он всегда находился в поле их зрения. Они приучают малышей всегда поступать так, как им кажется безопасно.
В результате ребенок уже не имеет права выбора. Ведь родители постоянно преподносят ему самое верное и единственно правильное решение. В итоге ребенок оказывается неспособным к самостоятельному преодолению трудностей. У него формируется состояние, называемое психологами «выученная беспомощность». И он начинает воспринимать как непреодолимое любое, даже совсем несложное препятствие.
При гиперопеке чувство постоянной тревоги родителей передается их детям, которые еще в силу своего возраста и маленького жизненного опыта не в состоянии мнимую опасность отличить от реальной. Это и становится причиной формирования детских страхов, чувства неуверенности в себе, попыток избежать любого риска и ответственности за свои поступки.
Другие поведенческие признаки повышенной детской тревожности
- ожидание негативного исхода разных событий;
- повторяющиеся тревожные мысли (навязчивые идеи) или действия;
- излишняя стеснительность;
- боязнь совершения ошибки;
- низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе.
|
Причины возникновения тревожных расстройств
Точно назвать причину возникновения такого расстройства у ребенка, как впрочем, и у взрослого назвать трудно. Специалисты называют целый ряд провоцирующих факторов:
- Генетическая предрасположенность. Наличие тревожного расстройства у родителей увеличивает риск возникновения подобных симптомов у ребенка.
- Стрессовые жизненные обстоятельства. События в жизни ребенка могут стать отправной точкой (триггером) для тревожных расстройств в детстве или во взрослой жизни: утрата (смерть близкого человека или развод родителей), жизненные перемены (переезд в новый город, смена школы, поход в детский сад). Дети, испытавшие жестокое обращение, чаще подвержены тревожным расстройствам.
- Воспитание. Воспитание в семье, где другие члены семьи постоянно испытывают беспокойство, может «научить» ребенка рассматривать мир как опасное место. Если ребенок растет по-настоящему в опасной среде (насилие в семье), он может испытывать чрезмерный стресс, бояться и ожидать худшего.
Помощь тревожному ребенку
Тревожными расстройствами у детей занимаются специалисты в области психического здоровья: психологи, психотерапевты, психиатры. Специалист анализирует симптомы, диагностирует специфическое тревожное расстройство, намечает план помощи ребенку.
В ходе работы с психологом дети учатся по-новому мыслить и действовать в ситуациях, которые могут вызывать беспокойство, а также справляться со стрессом. Специалист обеспечивает поддержку и руководство. Иногда необходимо медикаментозное лечение.
Как могут помочь родители
- Лучший способ помочь вашему ребенку – признать проблему и оказать поддержку без критики. Попытайтесь более внимательно понаблюдать, что в повседневной жизни вызывает у ребенка трудности и как он них реагирует.
- Обратитесь к специалисту, чтобы оценить состояние ребенка.
- Будьте терпеливы и позитивны, если вашему ребенку рекомендована психотерапия. В процессе работы ребёнок освоит новые способы совладания с тревогой.
- Иногда помогает поговорить с ребенком о ваших собственных стрессах и о том, как вы смогли их преодолеть.
- Будьте уверены, что при правильном подходе ваш ребенок сможет преодолеть тревогу, научиться смотреть в будущее без лишнего напряжения и полноценно реализовать свой потенциал.
Откуда берётся повышенная тревожность
Две главных причины тревожности:
Изначально высокий уровень тревожности
Если человек склонен к беспокойству по разным поводам, эта особенность перенесётся и на родительство.
Взаимоотношения в паре «родитель-ребёнок»
В этом случае повышенная тревожность развивается именно в связи с родительством. На уровень тревожности влияют:
- ситуация в семье во время беременности. Если в это время случались какие-то происшествия или поводы для стресса, тревожность возрастает.
- ход беременности и родов. Например, тяжёлые роды повышают тревожность матери, и их последствия могут сказываться на её отношениях с ребёнком спустя много лет.
- заболевания ребёнка.
Повышенное внимание к сильным сторонам
Да, только что мы говорили, что нужно фокусироваться на силе (и это правда так), а теперь выносим это очередным пунктом
Фокусироваться на сильных сторонах ребенка действительно нужно, но здесь важно не переусердствовать. Это сложная задача — не перейти грань, после которой появляются завышенные ожидания
Хвастаясь знакомым, что сын — будущий олимпийский чемпион, а дочь — отличница и лучшая ученица, родители полагают, что подбадривают детей и помогают им идти к цели. В действительности такие речи оказывают сильное давление на психику ребенка. Хвалите своих детей, когда они с чем-то справляются, но не требуйте от них большего из-за этого успеха. Из-за завышенных ожиданий радостная и позитивная обстановка становится тяжелой и тревожной. Ведь ребенок хочет, чтобы родители им гордились, и боится их расстроить.
Как понять, насколько вы тревожный родитель
Сравните свои требования с требованиями других родителей к детям того же возраста в аналогичной ситуации. Например, в 8-м классе никто из детей не звонит и не докладывает, что благополучно добрался до занятий, а вы этого требуете. Почему? Если все живут рядом со школой, а ваш ребёнок добирается час на разных видах транспорта, это требование оправданно, если же нет — это повод задуматься, с чем связано ваше повышенное беспокойство.
Другие признаки повышенной тревожности родителя:
- тревожность ребёнка;
- склонность ребёнка к экстремальным увлечениям и риску;
- активный бунт подростка против ограничений;
- психосоматические заболевания у родителя или ребёнка.
Психологи отмечают связь тревожности и аллергических заболеваний, включая астму и дерматиты; сюда же относятся жалобы на головную боль и боли в животе при отсутствии реальных патологий. Разумеется, причин у таких состояний может быть много, но если такие проявления есть, родителю стоит оценить, в том числе, и свой уровень тревожности.
Влияние повышенной тревожности родителей на психику ребенка
Практика показывает, что дети, которых чрезмерно опекают, не реже, а, может быть, и чаще других становятся жертвами трагедий и несчастных случаев. Это происходит по причине того, что родительская гиперопека делает психику малышей очень уязвимой. Родитель внушает сыну/дочери, что мир полон угроз, страшных и неприятных вещей, и всегда нужно ожидать худшего от людей. Родительские установки на жизнь звучат для ребенка как непреложная истина: раз папа/мама за него беспокоятся, значит, основания опасаться за свое благополучие и безопасность есть. Характер такого ребенка становится робким и подозрительным. Страхи подавляют врожденную детскую любознательность. Ребенок становится закрытым, идет установления контакта с новыми людьми с большой неохотой, имеет, как правило, не больше одного или двух друзей и не проявляет желания знакомиться, общаться.
Чтобы не превращать собственных детей в невротиков, нужно самим обрести душевное равновесие. Для этого следует предпринять несколько шагов.
1. Составить список своих страхов за детей
Пожалуй, их будет непросто отследить и сформулировать. Сам процесс может вызвать чувство сильной тревоги
Но сделать это очень важно, так как эта процедура снимает внутреннее напряжение.
Если родители не причисляют себя к числу невротиков, а их ребенок в то же время робок, тревожен и пуглив, то можно попросить хорошего знакомого понаблюдать за общением с ребенком со стороны. Чувство тревоги часто загоняется глубоко в подсознание
Строгий отец, устанавливающий железную дисциплину в доме, может не осознавать, что подвержен страху за своих детей. Через агрессивное самовыражение он снимает напряжение, но заставляет таким образом чувствовать своих детей слабыми и беспомощными.
2. Критично оценить свои страхи
Можно проделать такое упражнение. Взять лист бумаги и записать вверху в виде заглавия, что беспокоит. Ниже нужно привести аргументы, которые говорят о том, почему пугающее событие маловероятно. Нужно подвергнуть сомнению свои устоявшиеся убеждения, но начинать лучше с тех, которые вызывают не самую сильную тревогу. Например: «Мой ребенок обязательно простудится, пропустит школу и его успеваемость пострадает». Аргументы против: «У моего сына/дочери хороший иммунитет. Я слежу за тем, чтобы он всегда одевался по погоде. Даже если он подхватит простуду, выздоровление не обязательно займет много времени. Он никогда не болел подолгу раньше. Мой ребенок очень смышленый, и в случае чего быстро догонит учебный материал. Когда я был/была ребенком, пропуски занятий не испортили мне школьный аттестат.»
Если чувство тревоги отступает, значит, упражнение помогает. Но в жизни бывают случаи, которые порождают устойчивые страхи. Если тревожность связана с каким-то трагическим случаем, с которым психика до конца не смогла справиться, понадобится помощь психотерапевта.
Вы пропагандируете строгие моральные ценности
Далеко не всегда попытки родителей воспитывать своих детей в точном соответствии с традиционными моральными ценностями (полное послушание, семейная иерархия, страх перед Богом, отсутствие полового воспитания) приносят благо.
По мнению современных психологов «идеально» послушный ребенок, безотказно выполняющий все, что ему говорят взрослые, в будущем становится человеком с рядом психологических проблем, таких как:
- низкая самооценка;
- подавленная воля;
- неверие в собственные силы.
При нормальном развитии ребенка уже в трехлетнем возрасте он должен начинать учиться отстаивать свои интересы, защищать свою точку зрения. В этом возрасте малыш начинает осознавать свою личность. Попытки постоянно подавлять собственное «Я» ребенка в конечном итоге приведут к тому, что спустя много лет родители начнут сетовать на его безынициативность, неумение добиваться поставленных целей.
Дерзновение – это стремление познать окружающий мир и понять свое место в нем. И «бунты» — это не попытка детей и подростков идти наперекор взрослым, а необходимый элемент их социального развития и взросления.
Как могут помочь родители
- Лучший способ помочь вашему ребенку – признать проблему и оказать поддержку без критики. Попытайтесь более внимательно понаблюдать, что в повседневной жизни вызывает у ребенка трудности и как он них реагирует.
- Обратитесь к специалисту, чтобы оценить состояние ребенка.
- Будьте терпеливы и позитивны, если вашему ребенку рекомендована психотерапия. В процессе работы ребёнок освоит новые способы совладания с тревогой.
- Иногда помогает поговорить с ребенком о ваших собственных стрессах и о том, как вы смогли их преодолеть.
- Будьте уверены, что при правильном подходе ваш ребенок сможет преодолеть тревогу, научиться смотреть в будущее без лишнего напряжения и полноценно реализовать свой потенциал.
Причины повышенной тревожности у ребенка
Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.
Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.
Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.
Наседки
Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.
Прожектёры
Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.
Спартанцы
Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.
Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:
Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
- Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
- Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».
Специалисты
Кошеленко Андрей Геннадьевич
Опыт работы с 1995 года
Врач, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, психоаналитик
Подробнее
Попова Елена Германовна
Опыт работы более 25 лет
Психолог, кандидат философских наук, доцент
Подробнее
Сконина Ольга Борисовна
Опыт работы более 25 лет
Психолог-психоаналитик
Подробнее
Полозов Андрей Анатольевич
Опыт работы более 30 лет
Психолог, педагог
Подробнее
Бакалинская Марина Михайловна
Опыт работы с 2007 года
Психолог-психоаналитик
Подробнее
Катырева Светлана Юрьевна
Опыт работы с 2009 года
Психолог-психоаналитик, педагог
Подробнее
Амусин Георгий Львович
Опыт работы более 25 лет
Врач-психотерапевт, психиатр, психоаналитик
Подробнее
Томилова Татьяна Викторовна
Опыт работы с 2010 года
Врач-психиатр, психотерапевт
Подробнее
Ильина Ксения Сергеевна
Опыт работы более 5 лет
Клинический психолог, психоаналитик
Подробнее
Попкова Елена Борисовна
Опыт работы с 2008 года
Психоаналитический психотерапевт, психолог, психоаналитик
Подробнее
Клименко Наталья Николаевна
Опыт работы с 2010 года
Психолог-психоаналитик
Подробнее
Хахова Валентина Владимировна
Психолог, психоаналитик
Подробнее
Храмко Светлана Леонидовна
Опыт работы более 5 лет
Психолог-психоаналитик
Подробнее
Колосов Сергей Григорьевич
Клинический психолог
Подробнее
Как справляться с тревожностью самостоятельно
«Звонок другу»
Когда вы тревожитесь, то не можете адекватно оценить ситуацию, в голову лезут только всякие ужасы. Например, ребёнок опаздывает домой с занятий на 20 минут, а его телефон недоступен. Если в этот момент позвонить подруге, она наверняка скажет: «Не волнуйся, наверняка у него просто сел телефон!»
Другой человек, который не охвачен этой тревогой, помогает запустить процесс мышления. Вы начинаете обдумывать ситуацию, и тревожность снижается.
«Худший вариант»
В момент, когда вы охвачены тревогой, представьте худший вариант развития событий и обдумайте стратегию ваших действий. Например, вы беспокоитесь, что ребёнок не сдаст ЕГЭ. Что тогда случится? Как вы и он будете выходить из этой ситуации? Какой план Б можно придумать? Размышляя над стратегией, вы успокоитесь.
«Кто критикует»
Если вы переживаете из-за возможной негативной оценки себя как родителя, подумайте, кто даёт вам эту негативную оценку. Какой образ возникает в вашем сознании, когда вы думаете о подобной критике? Поговорите с этим образом, вспомните, на кого он похож из вашего детства. Спросите себя, всегда ли критические оценки этого человека были адекватны? Быть может, в других вещах вы давно их переросли, а в родительстве ещё нет.
Разделение ответственности
С партнёром. Тревожной матери помогает разделение ответственности с отцом ребёнка — и наоборот. Не исключайте второго родителя из процесса воспитания. Пусть он тоже принимает решения, куда можно отпускать подростка, а куда нет, как планировать его будущее и так далее.
С тренером, педагогом, преподавателем. Если ребёнок идёт в поход или на экскурсию, разделите ответственность с сопровождающим: будьте с ним в контакте, обсуждайте ситуацию и возможные меры на случай форс-мажора.
С врачом. Этот способ подойдёт, если вас беспокоит здоровье ребёнка. Консультация врача и соблюдение его рекомендаций уменьшит тревожность.
Группа поддержки. Если вы беспокоитесь, достаточно ли вы хороший родитель и правильно ли растите ребёнка, найдите группу поддержки для родителей подростков. Сейчас таких групп очень много, иногда их ведёт психолог, иногда это просто коллектив родителей, собравшихся для взаимной поддержки. Вы можете сами создать такую группу, если у вас есть подруги с детьми того же возраста.
У вас завышенные ожидания от своего ребенка
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым здоровым, счастливым, талантливым и умным. И в современном обществе сформировался своеобразный воспитательный тренд, главными направлениями которого можно назвать:
- раньше;
- лучше;
- больше.
Пытаясь соответствовать ему, родители выкладываются по полной. С самых первых лет жизни дети занимаются спортом, изучают иностранные языки, посещают музыкальную или художественную школу. И с каждым годом нагрузка на них увеличивается.
В дальнейшем родители начинают диктовать ребенку, как ему проводить свободное время, какие увлечения и хобби выбрать.
Однако такое «счастливое» детство порождает у ребенка множество психологических проблем. Среди них:
- повышенная тревожность;
- невроз;
- подверженность чужому влиянию;
- неумение самостоятельно принимать решения;
- неспособность полноценно переживать такую эмоцию как радость.
Причины тревожно-мнительного воспитания
Повышенная тревожность не возникает на пустом месте, её вызывают вполне логичные причины. Например, если ребенок часто болеет, родители постоянно находятся в напряжении и стремятся делать все возможное, для того чтобы оградить малыша от болезней. Правда, если одни взрослые стараются укреплять иммунитет ребенка, то другие ограничивают общение сына или дочери с миром: запрещают много времени проводить на улице, гулять в плохую погоду, бегать, купаться, контактировать с животными и т.д.
Нередко к повышенной тревожности за малыша приводят трудности, с которыми женщина столкнулась во время беременности. Тяжелые роды, угроза выкидыша, осложнения – любая из этих причин может приводить будущую маму в состояние постоянного беспокойства, которое не отступит после успешных родов. Со временем тревожность за здоровье ребенка перенесется на все сферы жизни, и женщина будет волноваться за то, что ее чадо общается не с теми людьми, учится не в той школе, выбрал себе неперспективную профессию и т.д.
Тревожными родителей может сделать и какая-то трагедия, произошедшая в семье, особенно если она привела к гибели кого-то из близких. И это состояние тоже можно понять: если, например, старший ребенок разбился на мотоцикле, мать сделает все возможное, для того чтобы младший ребенок не пользовался этим видом транспорта. Беспокойство будет нарастать и усиливаться, если ребенок вовремя не пришел домой или не ответил на телефонный звонок. Конечно, волноваться в этой ситуации будут все родители, но у тревожно-мнительных страх может перерастать в панику. Они не будут думать о том, что ребенок засиделся с друзьями и не слышит телефон, а сразу будут представлять себе самое страшное.
Стремление воспитать человека с высокими моральными ценностями
Пожалуй, всем хочется, чтобы их дети выросли высоконравственными людьми. Проблема в том, что в каждом возрасте свои ценности. Подростки и вовсе протестуют, все ставят под сомнение. Поэтому не совсем правильно наказывать ребенка за то, что он не следует вашим правилам.
Бывает, что дети совершают поступки, о которых впоследствии сами жалеют. Уже не единожды подростки совершали суицид из-за причин, которые никогда не должны были привести к потере жизни. Иногда дети принимают неверные решения — от размещения в сети голых фотографий до просмотра порнографии — и мысль о том, что кто-то из членов семьи узнает об их поступке, выглядит как наказание пострашнее смерти. Убедите своего ребенка, что, хоть моральные ценности и важны, вы понимаете, как много соблазнов вокруг. Иначе он не сможет подойти к вам и рассказать о своих ошибках, потому что будет бояться осуждения и порицания.
Тревожность
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.
Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
- неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
- негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.
Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.
Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:
- повышение самооценки;
- обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
- на снятие мышечного напряжения.
Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.
Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.
Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.
В каких случаях нужен специалист-психолог
- Если вы так сильно тревожитесь, что не можете заниматься своими делами и решать необходимые задачи. Например, вы настолько беспокоитесь за результаты домашней работы, что отменяете поход в театр и сидите с ребёнком над учебниками.
- Если жизнь перестала радовать и превратилась в постоянную борьбу с тревогой.
- Если общение с ребёнком не доставляет никакого удовольствия и свелось к контролю и конфликту.
- Если вы слишком бурно или неадекватно реагируете на рассказы ребёнка, сами это замечаете, но не можете сдержаться. Например, он говорит, что не понимает предмет и переживает за будущую контрольную, а вы начинаете кричать, что он бездельник и никогда не найдёт работу.
- Если вы сами ребёнок тревожных родителей. Возможно, вы неосознанно повторяете этот сценарий, а отказаться от него самостоятельно очень сложно.