6 способов, как правильно мотивировать ребенка

Мотивация школьников

Дисциплина. Ребенок должен понимать, что есть время для учебы и труда, для развлечений и отдыха. Лучше всего составить режим дня.
Тренировка памяти. Тренируйте память с помощью художественных произведений.
Наказание. Используя данный метод главное не переборщить.
Поощрение. Хвалите ребенка за правильно выполненные действия.
Самостоятельность

Позвольте ребенку проявлять самостоятельность, он должен научиться отвечать за свои поступки. 
Если у ребенка появилось какое-то любимое занятие или он начал чем-то усиленно интересоваться, помогите ему развиваться в нужном направлении.
Важно научить чадо правильно распределять время, чтобы его хватало и на отдых.

6 способов мотивировать ребенка:

  1. Установите цель. Составьте список тех направлений, к которым вы бы хотели привлечь ребенка. Чтобы он понимал, что такое танцы, спорт, музыкальные инструменты и т.д., проведите так называемые “пробные занятия”. Так и вы и ребенок сможете понять, что именно вызывает интерес и к чему есть способности. 
  2. Установите требования. Рекомендуется установить к ребенку разумные требования.  Например, договориться, какие домашние дела он может выполнять. Это не особо поможет вам, но положительно скажется на ваших с дитем отношениях. Да и ребенку будет гораздо проще понять, что вы от него хотите. 
  3. Показать на личном примере. Родители очень часто поучают детей или ругают их, но редко подают пример личным поведением. Займитесь совместной уборкой, сходите вместе в музей или за покупками.
  4. Развивать навыки. Мотивируйте умения малыша тем, что, например, играя на музыкальном инструменте, он не только создает красивую музыку, но имеет возможность познакомиться с великими людьми, участвуя в концертах.
  5. Давать скрытые подсказки. Как у пассивного ребенка пробудить интерес хоть к чему-либо? Ни в коем случае не давите. Действовать нужно очень аккуратно. Человек так устроен, что он лучше воспринимает информацию на уровне подсознания. Например, когда до него доходит аромат моющего средства, возникает желание навести порядок. И если спросить почему у него возникло такое желание, то человек естественно не скажет про аромат, а приведет более веские аргументы. Оставьте в поле видимости ребенка книги, краски, музыкальные инструменты. Дайте ребенку возможность самому пробовать и выбирать то, что ему нравится.
  6. Поощряйте общение. Пусть ваш ребенок приглашает домой друзей. Когда ваш дом открыт для общения, это позволяет иметь более длительное влияние на детей.

Грамотно внутренне мотивировать ребенка

Чтобы пробудить интерес ребенка к предмету изучения, важно выполнить одно ключевое условие. Ребенок должен чувствовать себя полноценным участником процесса, к мнению и чувствам которого прислушиваются, а не игнорируют

Если ему по каким-то причинам неинтересен или сложен конкретный предмет, его можно попробовать изучать, скомпоновав с текущими искренними увлечениями. Скажем, ребенок любит определенные фильмы, но ненавидит английский. Можно пояснить, что настоящий смысл того, о чем говорят его любимые герои, можно понять только на языке оригинала. Тогда можно использовать специальную программу изучения языка в процессе просмотра фильма.

Сила целей

Один из эффективных методов, который можно применять в процессе учебной мотивации, заключается в том, чтобы правильно обозначить продуманные цели и задачи. Они могут быть как краткосрочные (например, предстоящий экзамен), так и долгосрочные (например, достижения, которые необходимы для учебы в университете). Цели и задачи — одни из лучших источников мотивации, поскольку они будут вдохновлять человека. К примеру, мотивация студентов не пропускать занятия зачастую исходит из желаемой цели получить так называемый зачет «автоматом» за посещения. Согласно методике изучения мотивации, положительным побочным эффектом цели является то, что она резко увеличивает настойчивость человека. Кроме того, разумно выбранные цели вдохновляют на более высокие результаты.

Важно ставить реальные цели и сроки. Каждая достигнутая цель приведет к повышению самооценки и будет способствовать новым свершениям

Важные советы по настройке цели:

  1. Цели следует записывать.
  2. Необходимо избегать возникновения неопределенности, отрицания и необходимости.
  3. Сложные цели надо разбивать на основные цели и подцели.
  4. Следует записывать все средства по достижению цели.
  5. Визуализация достижения цели поможет подкрепить желание и настойчивость.

Как мотивировать ребенка учиться

1. Говорите по душам

Слушайте своего ребенка, узнавайте, чем он увлекается, разделяйте его интересы. Если вы знаете, что занимает и притягивает ваших детей, вы сможете помочь им раскрыться и развить свои таланты. Не навязывайте то, что считаете правильным и полезным – дайте ребенку попробовать разное и выбрать именно то, чем он на самом деле хочет заниматься.  Подойдите к детским хобби креативно – найдите связи со школьными предметами и дайте их увидеть ребенку. Например, юного любителя природы проще заинтересовать биологией, а компьютерные игры могут стать первым шагом к изучению основ программирования и смежных наук.

2. Вводите в обучение игровые элементы.

Термин «геймификация»  – достаточно новый, но принцип обучения в игровой форме давно нам знаком. Ребенку гораздо проще сохранять интерес к процессу учебы, если в него вводятся элементы игры, пробуждающие азарт и креативность. Игра делает освоение даже непростого материала легче, снижает уровень стресса и нервозности, уступая место желанию добиться как можно большего и покорить новую вершину. Превратите учебу в интересный квест, который ваш ребенок обязательно захочет пройти.

Особенно хорошо действует метод обучения с помощью игры при изучении иностранного языка.  Монотонное заучивание списка слов «от сих до сих» мало кого сможет впечатлить, а вот соревнование, кто больше назовет слов на определенную букву (названий животных, предметов одежды и т. д.), станет стимулом для запоминания. Страница словаря может остаться полной абстракцией, а предложение изобразить бобра или «полетать» по комнате, подражая самолету, развеселит ребенка и точно останется в его памяти. Посмотреть интересный фильм или сериал на английском, пройти любимую игру в оригинальной озвучке или самостоятельно перевести песни любимой группы – все это поможет и эффективному обучению, и сохранению мотивации к учебе.

3. Поощряйте ребенка, не подкупая

Как уже было сказано, внешняя мотивация – вещь непростая. Бывает очень сложно оценить, где заканчивается поощрение, которое дает ребенку стимул прикладывать больше  усилий и добиваться как можно более хороших результатов, и начинается откровенная торговля за оценки, выученные уроки и пройденные темы в учебнике.

Конечно, маленькие дети еще могут не осознавать, что такое учиться ради самих знаний, а будущее с престижным университетом и успешной карьерой для них далеко и непонятно. Поэтому в ряде случаев внешняя мотивация может помочь, но только в совокупности с развитием внутренних стремлений. Слишком большие подарки или деньги быстро перестанут мотивировать ребенка, а мелкие поощрения (лучше нематериальные) станут для него еще одним поводом прилежно учиться. Не делайте акцента на самой награде, пусть основной задачей станет стремление к ней, а не обладание.

4. Радуйтесь успехам и не ругайте за неудачи

Пятерка – это замечательно, но самое главное не оценка, а то, какие знания за ней стоят. Может быть, учитель по предмету очень строг, и четверка, которую он поставил, стоит нескольких отличных оценок. Или ваш ребенок только начал разбираться в изучаемой теме и не успел дотянуться до уровня, которого требует программа. Мерило успеха для каждого свое, поэтому интересуйтесь тем, что усвоил ребенок, что узнал нового и интересного, разобрался ли в незнакомом материале.  Объясните непонятное, похвалите, когда получается то, что раньше было сложно, и покажите, что одна неудача – это не полный крах, а только небольшое препятствие, которое вы поможете преодолеть.

Воспитание мотивации к обучению – процесс долгий и сопряженный с трудностями. Но если в семье царит атмосфера доверия и поддержки, отношение к учебе со временем изменится. Примите ребенка таким, какой он есть, и найдите к нему подход, учитывая его способности, особенности характера и склонности. Не давите на ребенка и не проявляйте нетерпение или агрессию:  напуганные и испытывающие стресс  дети определенно не смогут проявить чудеса сообразительности во время учебы. Помогайте ребенку раскрыться, развить явные и скрытые таланты, вдохновляйте его – и он не раз удивит вас своими успехами.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест – опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.

25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век

Страшная тайна или “шуточка”?  
(5/1)

С любовью, покаянием и клятвой! 
(5/1)

М + Ж: пара как инженерная система 
(5/4)

Ленин. Быть или не быть? — заведомо ложный вопрос! Управлять или быть управляемым! — Вот это истина! 
(5/2)

Тайная тропинка в ад, или Почему народы шарахаются от РФ 
(5/2)

Огородами в Европу? 
(5/2)

Казахская защита: как укрепить иммунитет к гибридной агрессии? 
(5/2)

Путин. Киплинг. Большая игра закончилась. Бандерлоги — на выход! 
(5/2)

С любовью, покаянием и клятвой! 
(5/1)

Главная ошибка пьющего человека 
(5/1)

Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)

Главный итог уходящего года 
(5/5)

Маски и перчатки убивают 
(5/5)

Почему уголовники так любят маму 
(5/4)

Михалков как индикатор перемен Чумазый о борцах из интеллигенции 
(5/4)

Заметки на полях: Снова о дискурсе 
(5/4)

М + Ж: пара как инженерная система 
(5/4)

Контакт с “тонким миром” 
(5/4)

Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)

Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)

Ну, за самодержание!… 
(5/64)

7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)

Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”? 
(5/52)

Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)

Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)

Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Выяснить причины, почему ребенок отказывается учиться

Детская мотивация – вещь хрупкая, которая очень легко рушится под взрослым напором. Если родители используют угрозы, шантаж, обещания, награды, занижают самооценку и постоянно требуют высокого результата, это неизбежно приведет к обратной реакции. Незрелая психика просто не выдержит такого гнета, и результат будет противоположным – ребенок начнет избегать всего, что связано с учебой. А также причиной отсутствия мотивации к учебе может стать банальная усталость. Если, например, помимо школы и домашних заданий на ученике висит несколько секций и курс английского языка

Поэтому в погоне за учебным результатом важно учитывать и способности конкретного ребенка, и его характер, и психическую организацию, и даже условия, в которых он учится. Ведь нередка и такая ситуация, когда ученик не хочет возвращаться в школу по причине буллинга в коллективе или негативного отношения со стороны учителя

Способы мотивации

Как можно мотивировать своего ребёнка?

Хвалите, причём совершенно неважно, в каком возрасте находится ваш ребёнок: одобрение родителей и их гордость за своё чадо будет приятна каждому. Но похвала должна быть осмысленной и обоснованной, то есть благодарить или делать комплименты нужно за конкретные действия и поступки, указывая на лучшие качества.
Заинтересуйте

Это правило действует в отношении как маленьких детей, так и более взрослых, только интересы будут разными. Так, если вы хотите, чтобы малыш начал помогать по дому, то давайте ему задания в игровой форме. Например, можно предложить отыскать клад, очистить галактику от космического мусора и так далее. А вот привлечь подростка гораздо сложнее, и родителям придётся постараться, чтобы выяснить и задействовать в мотивации его предпочтения.
Повышайте самооценку, чтобы ребёнок стремился достигать целей и верил в себя, а также понимал, что способен на многое и добьётся желаемого. Для этого обеспечьте поддержку и всячески показывайте свою веру в способности и силы чада.
Ставьте чёткие цели, чтобы ребёнок понимал, что от него требуется. Причём начинать нужно с малого (например, хорошая оценка в школе), постепенно переходя к более серьёзным и глобальным стремлениям.
Объясняйте. Например, мотивировать подростка к учёбе можно, объяснив, что образование необходимо каждому и позволит получить престижную работу и стать успешным человеком. Но даже достаточно взрослый ребёнок может не осознавать важность того, что пока является призрачным будущим, поэтому приводите наглядные примеры из жизни.
Поощряйте. В качестве поощрения можно использовать совместное времяпровождение, посещение интересных мест, покупку понравившихся вещей или игрушек и так далее. Но не стоит делать подарки за каждое действие, иначе ребёнок будет выполнять обязанности только за поощрения.
Задействуйте интересы ребёнка, чтобы стремление достичь цели было не только осмысленным, но ещё и приятным и увлекательным.
Помогайте. Зачастую дети не желают делать что-то из-за страха ошибиться или не добиться цели. И некоторые задания действительно сложны, поэтому в таких случаях требуется помощь близкого взрослого человека, то есть родителя. Например, если чадо плохо разбирается в математике и поэтому не хочет посещать уроки, стоит вместе разобраться в теме или обратиться за помощью со стороны, то есть нанять репетитора или попросить учителя о дополнительных занятиях.
Поддерживайте дух соперничества. Так, можно рассказать школьнику о том, что хорошая учёба сделает его уважаемым среди одноклассников и учителей.

Данные выше советы можно считать универсальными, но всё же к выбору конкретных способов следует подойти ответственно

Во-первых, важно брать во внимание то, чего именно вы хотите добиться. Во-вторых, учитывайте особенности своего чада, ведь если одни методы подействуют и подойдут ребёнку с определённым характером и складом ума, то другие могут оказаться неэффективными или даже усугубить ситуацию или навредить

Откуда берётся мотивация?

Мотивы напрямую связаны с потребностями человека, которые имеют определённую очерёдность. Это хорошо иллюстрирует «пирамида Маслоу», названная в честь её создателя-психолога.


На нижнем уровне располагаются физиологические потребности, на верши­не — самореализация

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, сложно перейти на следующий. Какой изголодавшийся человек предпочтёт чтение книги вкусному обеду? Или будет предаваться рассуждениям о смысле жизни, не имея тёплого и безопасного жилища? Саморазвитие и удовлетворение познавательных потребностей — это своего рода «психологическая роскошь». И, кстати, чем выше уровень потребностей, побуждающих человека трудиться, тем продуктивнее идёт его работа.

Способы мотивировать ребенка заниматься музыкой

Психологи категорически не рекомендуют родителям воплощать в своих детях личные несбывшиеся планы на жизнь. Например, не стоит заставлять ребенка заниматься музыкой, если ему это неинтересно, но мама в детстве мечтала стать профессиональной скрипачкой.

Сюжет, в котором объясняются причины нежелания ребенка продолжать занятия музыкой, и даются советы, что делать в таких случаях:

Бывает и так, что отказ от занятий своим хобби является временным и может быть расценен как своего рода протест. В таком случае родителям необходимо приложить максимум усилий, чтобы мотивировать своего малыша продолжать начатое дело.

Для возврата стремления ребенка к занятиям музыкой психологи рекомендуют:

  • узнать истинную причину случившегося отторжения от любимого дела (если в ходе разговора выяснится, что маленькому члену семьи никогда и не нравилась музыка, а ходил он туда из-за боязни ослушаться взрослых, следует предложить ему обсудить варианты других занятий, которые будут приносить ему удовольствие);
  • искренне просить будущего музыканта устраивать домашние концерты для родных и близких, восхищаться его способностями и поощрять за старания;
  • всячески способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя на сцене комфортно (например, посетить с этой целью дополнительные занятия по сценическому искусству и так далее);
  • оценить профессионализм и внимательность педагога в отношении конкретного ученика (зачастую потеря мотивации происходит у детей из-за некорректного поведения учителя).

Как заинтересовать учебой младшего школьника

Стимулировать интерес к учебе у младших школьников нужно, учитывая их возрастные особенности. Очень часто родители, дети которых стали хуже обучаться, пытаются нарисовать перед ними перспективу будущей жизни: если учащийся будет получать хорошие оценки, то вырастет обеспеченным, уважаемым человеком. И наоборот – если начнет получать плохие, пойдет улицы подметать.

Стоит сразу сказать: с детьми 7–12 лет этот метод не работает. Перспектива взрослой жизни для них еще слишком отдаленная, они не могут до конца осознавать слова родителей. С детьми нужно использовать другой способ – постепенно создавать и повышать учебную мотивацию. Психологи предлагают учитывать при этом несколько правил:

  • не заставляйте. Принуждать всеми возможными способами к выполнению домашних заданий, сопровождая это маленькими скандалами – значит вызвать у учащегося младших классов устойчивое отвращение к учебе. Гораздо правильнее будет доверительно поговорить о том, что существуют школьные правила, которые не такие уж и сложные. Можно попытаться представить вместе с ним, как будет рада его учительница от того, что он сделал домашнее задание и т.п.;
  • старайтесь показать малышу, что учеба – это не скучно, а наоборот – весело и увлекательно. Не стоит просто заставлять его бездумно выучить заданный материал – задавайте ему интересные вопросы и учите искать ответы на них самостоятельно. Подскажите, как и где это лучше сделать (книги, интернет). Это будет способствовать тому, что «домашка» обретет для него определенный смысл;
  • хвалите за любые успехи. Не скупитесь на похвалу, если хотите вызвать желание учиться. В этом возрасте маленькому человечку нужно, чтобы родители, учителя, другие взрослые замечали все его успехи и радовались вместе с ним;
  • если видите, что учащийся не берется за выполнение домашнего задания потому, что боится не справиться, немного помогите ему. Вы можете слегка переформулировать задание (с сохранением смысла), или же разбить его на части. И тогда вашему малышу легче будет справляться с поставленной задачей поэтапно, он будет получать удовольствие от того, что смог это сделать. Ну а вы, конечно, не забывайте его за это похвалить;
  • воспользуйтесь «эффектом прерванного действия». Он состоит в том, что, чаще всего, незаконченное действие человека притягивает, и он стремится его завершить. Поэтому, когда видите, что сын или дочь потеряли интерес к выполнению задания, предложите прерваться и заняться чем–то более интересным. По утверждению психологов, любой человек все равно будет стремиться завершить начатое;
  • попробуйте «метод зеленой ручки», изобретенный прогрессивной мамой одной первоклассницы. Он заключен в следующем: нужно подчеркивать зеленой пастой лучшие места в работе малыша, чтобы он концентрировался на своих успехах, а не на ошибках;
  • заканчивайте выполнение заданий на приятной ноте. Старайтесь, чтобы ребенок не выдохся окончательно, делая «домашку», иначе в следующий раз он возьмется за ее выполнение с меньшим энтузиазмом. Изменить школьную программу не в ваших силах, а вот правильно организовать время ученика, которое он проводит дома – вполне возможно. Учите его отводить для выполнения задания определенный срок, и придерживаться этого срока.

Для дошкольника

1. В возрасте 2-3 лет, в период “я сам”, давайте ребенку по возможности больше пространства для инициативы, поощряйте его стремление осваивать новый опыт самостоятельно. Позволяйте кушать самостоятельно, рисовать, одеваться – все, что малыш стремится делать сам.

2. В возрасте 3-5 лет, в период “почемучек”, находите ресурсы отвечать на вопросы вашего ребенка. Сразу или с отсрочкой, если вы не знаете ответ, но будьте в диалоге. Помните, что в этот период времени вы – главный источник знаний для малыша. И то, насколько вы открыты к тому, чтобы делиться знаниями, формирует у ребенка мнение о том, насколько вообще для него можно, разрешено хотеть проявлять интерес к знаниям.


3. В возрасте 4-7 лет не перегружайте ребенка академическими знаниями и навыками усидчивости. Некоторые родители так беспокоятся о том, чтобы их ребенок был подготовлен к началу школьной жизни, что перегружают малыша требованиями, которые не соответствуют его возрасту и при этом угнетают естественные процессы развития. Таким образом, к началу школьной поры можно получить ребенка, который механически изучил школьную программу за первый, а иногда и за второй класс. В итоге ему будет просто скучно, а процесс обучения будет ассоциироваться с негативом.

Когда мозг в восторге

У нейропсихологов есть своя история о том, откуда берется счастье. Представьте наш мозг: толпы нейронов, снующие между ними химические агенты, кровеносные сосуды и электрические импульсы. Когда человек приступает к какому-то занятию, в коре головного мозга активизируется зона, которая за это занятие отвечает. Скажем, мальчик играет в футбол: он умеет бить по мячу, принимать передачу, он активно и радостно обменивается сигналами с другими игроками, – одним словом, он в своей тарелке. В его мозге активно включается хорошо развитый «футбольный» участок коры, клетки омываются свежей кровью, густо пробегают электрические разряды, выделяются стимулирующие вещества, плетутся новые нейронные связи, все сияет, искрит, пульсирует, как на празднике, – и субъективно это переживается как драйв, счастье и осмысленность.

А вот другой мальчик: он тоже играет в футбол, но при этом тайно мечтает скорее пойти домой клеить танчики, по мячу он бьет слабо и неловко, игроки шпыняют его за непонятливость, а тренер недовольно морщится. В это время «футбольная» зона коры, конечно, включается и оживает, но сигналы по ней бегут слабые и разрозненные, выделяются стрессовые вещества, а участок коры «про танчики» постоянно пытается перехватить лидерство. И субъективно мальчик переживает это как раздражение, скуку и пустую трату времени. Счастья в этом мало, не говоря уже о смысле: мальчику может казаться, что глупее нет занятия, чем отбирать друг у друга мячик на поле.

Хорошая новость заключается в том, что даже не слишком любимое занятие заставляет мозг работать и отпускать человеку энергию на действия. А значит у него есть шанс найти в своих делах светлые и вдохновляющие моменты (например, когда удар по мячу будет удаваться все лучше) – стать счастливее и захотеть развиваться дальше. Самые несчастные люди, с точки зрения биохимии мозга, – это скучающие бездельники, которые не знают, чем себя развлечь и как занять. Они лежат или слоняются без дела, ищут хоть какие-то стимулы и развлечения, чтобы победить мучительную скуку. Маленьким детям незнакомо это состояние, но как ни печально, к подростковому возрасту многие девочки и мальчики впадают в апатию и начинают лениться.

Существует миф, будто у человека есть «волшебная кубышечка» – запас сил, которые можно расходовать, а можно сэкономить – и тогда останется больше энергии «для себя» и «на удовольствия». На самом же деле, говорят ученые, силы приходят к нам, как молоко к кормящей матери: пока мама кормит малыша, у нее есть молоко, но как только младенца отлучают от груди – выработка молока понемногу прекращается. То же самое происходит с количеством энергии, которую мозг отпускает нам для действий: пока мы активны (а лучше всего – делаем дела с удовольствием), у нас есть силы, но как только мы отказываемся от дел – сил и счастья становится все меньше. Конечно же, отдых необходим, и трудоголики страдают не меньше бездельников, впадая в другую крайность. Но все равно именно разнообразная интересная работа головой, телом и душой дает счастье, симпатию к себе и ощущение полноты жизни – когда в течение дня в работу включается весь мозг, искрясь и пульсируя, как новогодняя елка. И как раз это ощущение счастья и драйва может стать отличным стимулом к развитию и мотивацией к учебе.

Какой может быть мотивация?

В психологии принято выделять внутреннюю мотивацию и внешнюю. В первом случае человека подталкивают внутренние мотивы, например, стремление повысить самооценку и поверить в свои силы, доказать себе свои способности, почувствовать себя сильным и нужным, а также желание развиваться и становиться более многогранной и интересной личностью.

Внешняя мотивация – это внешние факторы. К примеру, взрослые работают, чтобы отправиться в путешествие, приобрести что-то, улучшить жилищные условия и так далее. Для ребёнка же внешними мотивами могут быть благосклонное отношение родителей и отсутствие наказания, покупка желаемой вещи и так далее.

Очевидно, что более простым вариантом является мотивация внешняя, ведь такие мотивы чётко осознаваемы и реальны. Но если использовать только этот способ, то можно вырастить меркантильного человека, который во всём будет искать выгоду и пользу. А внутренние мотивы позволят ребёнку стать полноценной личностью и добиться успеха в жизни, ведь он научится ставить цели и достигать их, развиваться и совершенствоваться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий