7 пугающих, но совершенно нормальных симптомов у ребенка

Причины неврастении

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы. 

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

Симптом: после прививки на руке ребенка появилось большое красное пятно

Возможная причина: поствакцинальная реакция. Организм ребенка может среагировать на введение любой вакцины — это означает, что иммунная система запустила выработку антител против инфекции. Реакция может проявляться повышением температуры, заторможенностью или возбудимостью, нарушением сна или аппетита, расстройством стула, тошнотой, болями в животе или суставах. К счастью, эти симптомы не возникают одновременно, и часто дело ограничивается только появлением покраснения, уплотнения или сыпи на месте укола. Особенно сильную кожную реакцию вызывает вакцина АКДС: пятно в месте инъекции может достигать 8 см в диаметре. Причем реакция на повторную вакцинацию может быть более выраженной, чем на ту же самую прививку в первый раз.

Что делать? Не паниковать — обычно «последствия» прививки проходит сами собой за 2–3 дня. Если малыша беспокоят боль и жар, дайте ему жаропонижающее. При высыпаниях можно нанести антигистаминную мазь.

Нужен врач, если:

  • Жар, нарушения самочувствия или сыпь длятся у ребенка дольше 3 дней.

  • Появился хотя бы один из признаков осложнений: температура выше 39,5 °С, сильная слабость, затруднения дыхания или глотания, отек и покраснение лица или шеи.

Симптом: у 6-месячного малыша внезапно подскочила температура

Возможная причина: у ребенка режутся зубы. На это укажут побелевшие, набухшие десны, припухлость или бугорок в области передних резцов. При этом у малыша могут течь слюни, он с удвоенной энергией будет тянуть все в рот. Часто дети в этот период становятся беспокойными, хуже спят, но их аппетит и общее самочувствие не страдают. Не пугайтесь, если к перечисленным явлениям добавится учащенный жидкий стул, небольшой насморк или покашливание. Как правило, такие проблемы длятся всего несколько дней.

Что делать? При температуре выше 38,5 °С дайте малышу жаропонижающее на основе парацетамола или ибупрофена. Помассируйте десны чистым пальцем и смажьте их обезболивающим гелем для первых зубов. Предложите ребенку погрызть охлажденную в холодильнике пустышку, прорезыватель или просто кусочек морковки. Если эти меры помогут малышу успокоиться, значит, молочные «жемчужинки» действительно близко.

Нужен врач, если:

  • У малыша наблюдаются и другие симптомы: слабость, сильный насморк или кашель, сыпь на теле, рвота, водянистый или частый (больше 5 раз в сутки) стул.

  • Температура (даже небольшая, до 38 °С) держится дольше 3 дней, поднимается выше 39 °С или, нормализовавшись, через пару дней повышается снова. Все это может указывать на развитие вирусной или бактериальной инфекции.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Как развивается заболевание

Синдром Ретта у детей – довольно коварное заболевание. При рождении оно практически не проявляет себя. Первые его симптомы появляются в период от 6 мес. до полутора лет. Однако некоторые, еле заметные признаки, в первом полугодии все-таки имеются. Но они настолько ничтожны, что не привлекают внимания.

Вот что говорит мама одной из девочек с синдромом по поводу первого полугодия ее жизни. Она придала значение этим мелочам только по прошествии 1 года и 7 месяцев с рождения ее дочери, когда проявления стали уже явными. Из предвестников болезни она отметила, что ее малышка начала держать голову в 3 месяца, а не в 2, как это положено. В 6 месяцев она еще не могла сидеть, а ходить начала только в 1 год и 4 месяца. Психологически развивалась нормально, и говорить начала рано, но это были не стандартные слова «мама», «папа», а «зайчик», «мишка» и др.

В 1 год и 7 мес. она перестала узнавать родителей и, казалось, не нуждалась в них. Весь день проводила за одним однообразным занятием: кидала мяч или катала коляску. Часами ходила по кругу, пока ее не останавливали или она запиналась. Такое стереотипное поведение носит название полевого, когда действие затягивает больного, и он не может ничего сделать.

В четыре года к симптомам присоединились эпилептоидные припадки. Однако по достижении школьного возраста девочка находилась на домашнем обучении, и делала некоторые успехи.

12–6 лет – это был период ремиссии, когда болезнь практически не беспокоила. Но с 16 лет появились новые, более глубокие проблемы, связанные с костными деформациями и болезнями внутренних органов. Одна нога девочки была короче другой почти на 10 см, что не могло не препятствовать ходьбе. В 20 лет она весила всего 24 кг с ростом 158 см.

Обычно СР протекает в 4 стадии.

Первая стадия, которая, как правило, стартует с 6 месяцев до полутора лет, проявляется нарастанием раздражительности и лабильностью настроения у ребенка. Эпизоды плача и психомоторного возбуждения сменяются все большей пассивностью. Малыш бесцельно передвигается по комнате, пропадает интерес к игрушкам. Но контакт с матерью сохраняется.

Вот как описывает женщина поведение своей дочери на заре заболевания: она кричала целый день без остановки, билась головой о стены, не могла уснуть. Что бы мы ни делали, она не успокаивалась. Это был настоящий ад. Но больше угнетало то, что ни один врач не мог поставить вразумительный диагноз.

Развивается диспропорция головы и конечностей по отношению к телу. Они становятся несоизмеримо маленькими. Замедляется рост, и снижается тонус мышц.

Вторая стадия, длящаяся несколько лет, отличается пестротой симптомов

Сразу обращает на себя внимание снижение интеллектуальных способностей, развивается умственное слабоумие. Происходит регресс практически всех полученных навыков

Речь полностью исчезает или переходит в степень эхолалии – механического повторения услышанного.

Приобретенные двигательные навыки, предметно-ролевое поведение теряются и замещаются двигательными стереотипами. Характерный симптом: многочисленно повторяющиеся движения, напоминающие мытье рук. Кроме этого, ребенок постоянно заламывает или потирает их, размахивает ими, хлопает в ладоши. Сжатие пальцев рук вполне нормально в 4 месяца, но в более позднем возрасте говорит об остановке развития. Малыш утрачивает хватательный рефлекс, не способен производить вращательные движения руками.

Постепенно двигательная активность сходит на нет. Нарушается походка, ребенок ходит, не сгибая коленей.

Третья стадия длится 10 лет и более, характеризуется она развитием стойкого, глубокого слабоумия, вплоть до идиотии. Наблюдается полная потеря способности говорить и понимать обращенную к ребенку речь. Появляется тремор всего тела, отягчающий движения. Усиливаются судорожные припадки.

Четвертая, конечная стадия – это период усугубления ранее проявляемых симптомов. Стойкая утрата умственных способностей, двигательных навыков, развитие мышечных дистрофий, приводящих к полному обездвиживанию.

Продолжительность жизни таких больных в среднем колеблется до 30 лет, хотя известны случаи, когда они доживали и до 50-летнего возраста.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Психологическая и психиатрическая помощь детям и подросткам

Помощь детского психолога или психотерапевта можно получить в любом городе, где проживает подросток.

Почти при каждой детской поликлинике работают центры, дружественные подросткам, где можно получить консультацию на тему психического здоровья как от врача-психотерапевта, психолога, так и узкопрофильных врачей-специалистов.

Во всех областных центрах есть психоневрологические диспансеры, где прием ведут детские специалисты.

В Минске детские психиатры, психотерапевты и медицинские психологи принимают на базе Городского клинического детского психиатрического диспансера по адресам: ул. Лучины, 6; Одинцова, 63, корп.2.

Записаться на прием и получить дополнительную информацию можно по телефонам: (017) 320-88-71 и (017) 397-37-15, либо на сайте www.gkdpnd.by

Телефоны доверия и экстренной психологической помощи: +375 17 263-03-03 и 8-801-100-16-11.

Звонки абсолютно конфиденциальные и анонимные.

Позвонить по телефону доверия или экстренной психологической помощи может как сам подросток, так и взрослые, которые испытывают трудности в общении со своими детьми и их воспитании.

Медицинские психологи, которые работают на линии, помогут разрешить возникшие проблемы или, при невозможности оказания заочной помощи, подскажут, куда обратиться за получением очной консультации.

– Не надо бояться приема у психиатра. Подавляющее большинство расстройств психики успешно корректируется и никак не влияет на будущее детей и подростков, – убеждена Ольга Макович-Проференко. – Чем раньше родители и дети придут на прием к специалисту, тем скорее будет начато лечение, тем выше шансы на полное восстановление психического здоровья. И должна сказать, что часть детей и подростков, обратившихся к нам на прием, не имеют психических расстройств и легко избавляются от возникших проблем при работе с психологом.

Подписывайтесь на наши группы в , VK, OK,  и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь

Какая температура требует вызова врача ребенку?

К сожалению, жар бывает у всех детей. Цифра на градуснике иногда может доставить родителям очень неприятные переживания, когда они видят 38, 39, а то и 40 градусов. Это нормально, если ребенок болен — и болеют все дети без исключения. Паниковать точно не стоит — как минимум потому, что это никому не поможет.

Жар является показателем того, что организм борется с инфекцией или вирусом, так же как и рвота. Дети довольно неплохо переносят даже очень высокие температуры, гораздо лучше взрослых. Врача стоит вызвать в том случае, если жар длится дольше суток, к нему прибавляются другие симптомы или же если ваша интуиция говорит вам, что ситуация вышла из-под контроля.

Стоит обратить особое внимание на высокую температуру в том случае, если у вас грудничок младше двух месяцев — с новорожденными оказывается сложнее понять причину жара. Перечислим основные случаи, в которых нужно поскорее обратиться к доктору, если ваш ребенок заболел

Перечислим основные случаи, в которых нужно поскорее обратиться к доктору, если ваш ребенок заболел.

Заболевания верхних дыхательных путей

Наблюдайте внимательно за ребенком, если он кашляет. Температура, которая держится дольше трех суток, отсутствие периодов улучшения состояния, явные признаки обезвоживания организма — эти симптомы могут говорить о присоединении бактериальной вторичной инфекции, а она может вызвать осложнения.

Отиты

Жар, проблемы со сном, явный дискомфорт в ухе или боль, которые продолжаются от одного до трех дней — при этих симптомах обратитесь к врачу, особенно если ребенку меньше полугода. Возможно, без антибиотиков не обойтись.

Желудочные заболевания

Жар, диарея и рвота дольше двух дней могут вызвать сильное обезвоживание организма. Если ребенок отказывается от питья, его моча темного оттенка или он не мочится уже больше шести часов — немедленно обратитесь к доктору.

Как научить ребенка есть прикорм?

Введение прикорма после грудного молока или смеси считается поворотным моментом в стремительном развитии ребенка. Но иногда все идет не так-то гладко: малыш может просто отказаться наотрез есть что-то, кроме еды из бутылочки. В этом нет ничего странного — дети растут с разной скоростью, одни с удовольствием будут есть все, что им предложат, а другие маленькие привереды обладают очень выборочным вкусом.

Родителей может ввергать в уныние раз за разом предлагать ребенку кашу или другой прикорм, если он всякий раз бодро плюется едой в родителей или на пол. Но есть некоторая вероятность того, что в одну из попыток он перестанет это делать и с удовольствием поест.

С другой стороны, примерно до года ребенок может совершенно спокойно питаться только грудным молоком или смесью — за исключением редких случаев врожденной анемии или повышенной кислотности желудка, когда требуется обязательное дополнительное питание.

Если ребенок откровенно протестует против прикорма — разумнее всего на некоторое время просто оставить его в покое, а потом попробовать снова предложить ему еду. Возможно, в этот раз он перестанет воспринимать ваши попытки накормить его увлекательной игрой. Стоит попробовать предлагать еду и в разное время суток: возможно, за ужином «на ура» пойдет то, что было отвергнуто за завтраком или обедом.

Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении

Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.

С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.

Невротические расстройства детского возраста

В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.

У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов

И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.

Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.

У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.

Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.

Как понять, что у младенца запор?

В первые недели жизни младенца все может быть очень по-разному, кажется, что он просто бесконечно пачкает подгузники и пеленки, а вы их меняете. Иногда груднички переходят в режим дефекации раз в неделю — и их, кажется, это нисколько не беспокоит. Но очень нервирует мам.

В подобное сложно поверить, но нерегулярность стула у грудничков считается одним из вариантов нормы. При этом у большинства из них нет никаких проблем со здоровьем при дефекации минимум раз в неделю

Единственное, на что стоит обратить внимание родителям — на консистенцию желанного «продукта». Она должна быть мягкой и однородной, и у ребенка не должно быть позывов тужиться

Если же малыш явно испытывает дискомфорт или боль, когда пытается какать, стоит обсудить этот вопрос с педиатром. Возможно, вы делаете ошибки в выборе прикорма или ребенку требуется дополнительная стимуляция органов ЖКТ в виде мягкого массажа животика или области вокруг ануса, чтобы расслабить мышцы. В некоторых случаях рекомендуют свечи с глицерином в качестве смазки, но эти меры обязательно должны согласовываться с врачом, проделывать такие манипуляции «на всякий случай», чтобы ребенок опорожнял кишечник в том режиме, который вам кажется более правильным, точно не нужно.

Проблемы школьной дезадаптации

Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.

В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.

Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.

Какие еще бывают неврозы

Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия. 

Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия. 

Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:

  • невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
  • истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
  • ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
  • невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
  • депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
  • логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
  • энурез – непроизвольное мочеиспускание;
  • сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
  • анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения. 

Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.

Истоки заболевания

В масштабном формате о расстройстве заговорили в 1983 году благодаря шведскому ученому Бенгту Хагбергу. В это время он со своей группой изучал 35 подобных между собой случаев в 3 разных странах: в Португалии, Франции и Швеции.

Однако Хагберт не является первооткрывателем синдрома. Впервые его обнаружил педиатр Андреас Ретт, имя которого носит заболевание. Он наблюдал за двумя девочками, имеющими одинаковые симптомы. Их он заметил в очереди на прием. Они сидели на коленях у матерей, а те держали их за руки. Девочки раскачивались как маятники, а затем внезапно обе начали совершать стереотипные движения руками. Дети застыли в одном положении, отстраненные от окружающего мира. Взгляд был направлен в одну точку. Поражала их синхронность в движениях и поведении.

В своих письменных архивах врач отыскал подобные истории болезни, а затем отправился в Европу, чтобы разыскать и там таких же пациентов. В 1966 он сделал первые публикации своих исследований, которые, однако, не вызвали особого интереса.

Зафиксированную им болезнь Ретт назвал синдромом атрофии мозга. Сначала ее считали проявлением аутизма или шизофрении, и только лишь в 1983 году вывели в отдельную нозологическую единицу.

В настоящее время синдром относят к категории довольно редких генетических заболеваний. Он встречается с частотой случаев 1 на 15000. Причиной его называют мутацию гена МЕСР2. Этот ген отвечает за синтез определенного белка, влияющего на развитие мозга. В норме этот белок, спустя некоторое время после рождения, должен подавляться другими генами, чтобы обеспечить нормальное развитие мозга.

Если же ген МЕСР2 мутирован, то белок инактивируется не полностью, что вызывает аномальное мозговое созревание, и провоцирует развитие синдрома Ретта.

Обычно мутирующий ген располагается в Х хромосоме, потому заболеванием страдают преимущественно девочки.

Лечение

Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение. 

Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. 

Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку. 

Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма

Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком

Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • БОС–терапия;
  • групповые или семейные сеансы;
  • игровая терапия. 

Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

  • не каждому ребенку суждено стать отличником
  • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
  • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать. 

С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

Симптом: у ребенка увеличен лимфоузел за ухом

Возможная причина: лимфаденопатия на фоне становления иммунитета. Увеличение и воспаление лимфоузлов обычно происходит, когда в лимфотоке циркулирует какая-то инфекция или ее следы. Но у малышей до 5 лет лимфоузлы могут немного увеличиваться и при полном здоровье, если иммунная система, знакомясь с новыми микробами, начинает слишком активно вырабатывать в ответ защитные клетки — лимфоциты. Чаще всего у детей увеличиваются лимфоузлы в области шеи, реже — паховые и подмышечные.

Что делать? Осмотрите малыша, прощупайте область под коленями, над и под ключицами, в сгибах локтей. Наблюдайте за самочувствием ребенка; без назначения врача не пытайтесь прогревать лимфоузлы теплыми компрессами.

Нужен врач, если:

  • Лимфоузлы на ощупь похожи на горошинку более 1 см в диаметре.

  • Прикосновение к области лимфоузлов вызывает у малыша боль — это указывает на воспаление.

  • Малыш недавно перенес какую-либо инфекцию (в этом случае есть риск, что она не долечена).

Отпечаток на психике

Такое состояние нервного напряжения не может не сказаться на психоэмоциональном фоне паникера. Он становится раздражительным и беспокойным, настроение его резко меняется, вздрагивает при любом постороннем звуке.

Бессонница – вечный спутник панического расстройства. Развиться она может как следствие нервного перенапряжения или как результат страха сна, если приступы одолевают в ночное время. Бывает так, что бессонница развивается на фоне опасения о том, что можно не уснуть.

Наверное, каждый человек видел сон, когда он падал в пустоту. Итогом такого сновидения становится вздрагивание во сне, кто-то просыпается. При ПР количество таких вздрагиваний за ночь доходит до 5 и более.

Напряжение, чувство тревоги и страха, неприятные и непонятные ощущения в теле, невозможность побороть болезнь приводят человека к состоянию апатии и беспомощности, перерастающие в депрессию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий