8 мифов о педагогическом виде прикорма

Фобия 8″Подходит ли педагогический прикорм, если малыш или его родители — аллергики?”

Исцеление от фобииЕлтонская акцентирует: “Особенности, конечно же, есть. Такому малышу медленнее вводятся продукты, начиная с гипоаллергенных, количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: “один шаг вперёд, два шага назад”. Мама должна соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у неё аллергию или любые другие неудобства. Маме, кормящей грудью, нельзя вводить новые продукты малышу на фоне обострения собственного заболевания. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, трёх дней” .

Мой старший сынок был совершенно не аллергичным, а вот младшего “сыпало” на красные продукты и цитрусовые. Я уныло думала, как я проживу ближайшие 2 года (минимум столько я собиралась кормить его грудью) без любимого мёда, малины, апельсинов, абрикосов, персиков и варений. Однако я стала руководствоваться вышеприведёнными рекомендациями, и через 2 месяца после введения педприкорма аллергия у малыша исчезла!

Первая крошка – что нужно знать о микродозах

Введение естественного или педагогического  прикорма начинается с так называемых микродоз. Это маленький кусочек размером с рисинку или гречинку. Малышу дают по три микродозы каждого продукта, лежащего в вашей тарелке, а потом позволяют запить еду грудным молоком. Со своим молоком мама передает ребенку ферментативную информацию о том, как нужно усвоить и переварить эту пищу! Тем самым у животика малыша упрощаются задачи, связанные с усвоением и перевариванием пищи, снижается риск возникновения аллергии на вводимые продукты.

Начиная прикорм с кусочков, мамы решают сразу несколько очень важных для растущего человечка задач:

  1. Навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, в определённое природой время. Наличие или отсутствие зубов не имеет никакого отношения к прикорму. Учиться жевать и глотать ребенок готов после исчезновения «рефлекса выталкивания», примерно после 6-ти месяцев
  2. Кусочки больше «понравятся» желудку ребенка, не готового к большим нагрузкам после молока (которое, напомним, усваивается в кишечнике, а не в желудке). Еда, которая идет в виде твердого кусочка, имеет маленькую площадь соприкосновения со слизистой. Этого соприкосновения достаточно, чтобы передать информацию, дальше кусочек идет через желудок «транзитом». Если в период знакомства используется пюре, то оно обволакивает стенки слизистой, создавая дополнительную нагрузку на желудочно-кишечный тракт ребенка.

Но при этом нужно помнить, что белковая и крахмалистая пища (мясо, картошка, лапша, хлеб, печенье, творог, сыр, крупы, рыба), а именно она в большинстве случаев составляет стол российской мамы, начинает понемногу усваиваться у ребенка после 9 месяцев.

Клетчатка вареная усваивается частично после года, а сырая – после 4-х лет!

Основным питанием ребенка остается грудное молоко, а вводимые продукты – это приложение к основному, второстепенное, дополнительное, почти не имеющее пищевой ценности в период знакомства.

Другими словами малыш продолжает насыщаться из маминой груди, а знакомиться с едой – из маминой тарелки. Первоначально еда интересна ребенку с точки зрения знакомства и подражания действиям взрослых, а не потому, что он голоден! Поэтому такой прикорм невозможен, если мама рано выходит на работу или по каким-то причинам не может долго кормить  грудью.

Фобия 7″А если педприкорм не сможет впоследствии заменять кормление грудью, как детское питание?”

Исцеление от фобииГ. Елтонская комментирует: “Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола — параллельные процессы… Относительно большие порции еды ребёнок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этом возрасте малыши часто могут запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребёнок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах, при условии, что его грудное вскармливание правильно организованно, а мама не испытывает недостатка в питательных веществах” .

Ж. Цареградская замечает: “В возрасте 2,5-3,5 года у ребёнка сокращается потребность в абсолютной защите, грудное молоко постепенно замещается другой пищей и наступает момент, когда мать уже готова “убежать” от ребёнка, а он уже не очень-то и нуждается в прикладываниях к груди” .

Г. Елтонская делится: “Ещё пару тысяч лет назад ребёнок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесённой папой с охоты. Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребёнком. Детское баночное питание сделано так, что ребёнок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли? Есть дети, которые до поры до времени едят эту “детскую пищу” много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процессе кормёжки развлекать, чтобы рты открывали. Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребёнок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно “благополучно” минуют этап детского питания. “Благополучно” поставлено в кавычки, так как сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребёнку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…” .

Преимущества и недостатки обеих методик

Каждая из методик введения прикорма имеет свои преимущества и недостатки. Цель у педиатрического и педагогического прикорма одна – замена грудного молока в рационе ребенка пищевыми продуктами, привычными для питания взрослых. Пути достижения этой цели разные. Родителям придется решать, какой прикорм лучше подходит для малыша.

Педагогический прикорм: плюсы и минусы

Несмотря на модные веяния, педиатры в своем большинстве отрицают целесообразность и пользу педагогического прикорма, предпочитая ему прикорм классический.

Сторонники такой методики введения прикорма указывают на ее естественность и такие преимущества:

  • ребенок получает те продукты, которые он хочет, и когда появляется интерес к пище;
  • малыш учится откусывать, жевать и глотать плотную пищу, следуя действиям взрослых;
  • привыкание пищеварительного тракта к новым продуктам происходит быстрее;
  • ребенок с раннего возраста приобщается к пищевому рациону, принятому в семье;
  • дитя учится обращаться со столовыми приборами;
  • малыш приобретает навыки поведения за столом;
  • педприкорм способствует выработке хорошего аппетита у крохи, отпадает необходимость прибегать ко всевозможным уловкам, чтобы накормить дитя;
  • необходимость готовить еду для ребенка отдельно у матери отпадает, что высвободит ее время;
  • педприкорм не вредит грудному вскармливанию;
  • методика экономит семейный бюджет, так как не нужно покупать дорогостоящее детское питание для прикорма;
  • после 9-месячного возраста и достижения расширенного рациона малыша можно оставлять на попечительство взрослых членов семьи без грудного молока на продолжительное время;
  • ребенку легче будет адаптироваться к разнообразному питанию в детском саду.

Оппоненты методики педприкорма указывают на отрицательные стороны ее:

  1. При пробах продуктов трудно отследить, какой из них вызвал отрицательную реакцию (аллергию или нарушение пищеварения – понос). Маме следует вести подробный дневник с указанием апробированных ребенком продуктов и их примерного количества.
  2. На начальном этапе существует риск, что дитя может поперхнуться кусочком плотной пищи.
  3. Вся семья должна перейти на изменившийся рацион, отказаться от острой пищи, солений и копчений, жареных блюд. Обмануть малыша не удастся: он будет видеть, что другие употребляют иные продукты, капризничать.
  4. Не всем родителям нравится разрешение по методике педприкорма брать пищу руками, выплевывать ее.

Известный педиатр Е. Комаровский полезной для ребенка методикой педприкорм не считает. Педиатрический прикорм он считает более безопасным для грудничка и удобным для родителей. Педприкорм Комаровский называет развлечением для родителей, не имеющим научного обоснования его пользы. Возвращение к методам 200-летней давности, вынужденно принятым в многодетных семьях, лишено логики.

Плюсы и минусы педиатрического прикорма

Педиатры рекомендуют применять выверенный десятилетиями метод введения прикорма, указывая на его положительные стороны:

  • маме удобно пользоваться специальными таблицами, в которых указан конкретный продукт и его количество в соответствии с возрастом малыша;
  • мама спокойна, так как ребенок получает необходимые ему продукты;
  • маме легче отследить реакцию детского организма на введенный продукт;
  • возможность изменять пищевое поведение ребенка при дисфункции ЖКТ: например, при запорах ввести большее количество овощей.

Минусы педиатрического прикорма:

  • необходимость готовить пищу малышу отдельно, что требует времени;
  • протертая пища не учит кроху жевать;
  • постоянное «заталкивание» необходимого количества еды приводит нередко к потере аппетита у грудничка;
  • использование консервированного детского питания;
  • протертая пища может приводить к нарушению функции пищеварительного тракта;
  • малыш не приобретает навыков поведения за столом и умения пользоваться столовыми приборами.

Прикорм для детей-аллергиков

При проявлении пищевой аллергии у деток вводить педприкорм нужно очень осторожно. Мать сама должна строго соблюдать гипоаллергенную диету

Знакомить дитя с новой пищей следует тоже начинать с продуктов, не вызывающих аллергии: овощи и фрукты с яркой окраской, молочные продукты не давать.

В один день можно давать пробовать малышу только один продукт, а потом в течение 3 дней отслеживать реакцию на него. Другую пищу можно пробовать крохе только спустя 3-4 дня. Для  таких деток не следует спешить с прикормом.

При проявлении аллергии в виде покраснения щечек можно после консультации с педиатром продолжать давать этот продукт в микродозе, как бы приучать организм к нему. Постепенно таким путем можно избавиться от проявления аллергии на этот продукт.

Но такую тактику можно применить только после согласования с педиатром, с учетом выраженности аллергической реакции. Если же аллергия резко проявляется, нужно прекратить давать эту еду и избегать проб других аллергенных продуктов.

Правила введения прикорма:

  • прикорм следует давать только перед кормлением грудью;
  • питание должно быть однородным по своей консистенции;
  • во время приема пищи ребенок должен сидеть;
  • прикорм нужно давать в теплом виде;
  • два раза в день давать один и тот же вид прикорма нельзя;
  • другой вид прикорма можно начинать вводить лишь тогда, когда произойдет адаптация к предыдущему;
  • во время введения нового продукта необходимо внимательно отслеживать любые изменения стула, в случае если их нет, на следующий день можно увеличить порцию прикорма;
  • первоначально овощные либо фруктовые пюре должны состоять из одного единственного вида овощей либо фруктов;
  • в промежутках между приемами пищи ребенку можно давать фруктовые соки, но без сахара.

Теперь о некоторых видах прикорма подробнее. Итак,

Фруктовые и овощные соки

Овощные и фруктовые соки относятся к категории обучающего прикорма, поскольку они по своей консистенции напоминают грудное молоко. Все соки делятся на моно- и поликомпонентные. Под первыми подразумеваются соки, в состав которых входит только один овощ либо фрукт. Поликомпонентные соки соответственно содержат в составе два, либо больше видов овощей или фруктов. Вне всякого сомнения, они намного полезнее, но вместе с тем их введение может нанести и вред здоровью малыша, поскольку в случае развития аллергической реакции родители не будут знать, на какой именно компонент она возникла.

Соки могут быть осветленными либо с мякотью. Большинство соков, которые предназначены непосредственно для младенцев, являются осветленными. И это неспроста. Потому что, если говорить о соках с мякотью, в их составе имеются так называемые пищевые волокна, в итоге, о себе могут дать знать нарушения стула, обусловленные неполным созреванием слизистой оболочки кишечника. Такое питание надо вводить в рацион детей значительно позже. Прикорм соком рекомендуется начинать с 0,5 чайной ложечки. В течение 5-7 дней его общее количество можно увеличить до 30–40 миллилитров.

Плодоовощное пюре

Фруктовые пюре принято считать вторым видом прикорма, который рекомендуется вводить в меню малыша через две недели после сока. Современные специалисты выделяют три вида такого пюре. Так, гомогенизированное пюре предназначено для детей в возрасте от 3,5 до 5 месяцев. Пюреобразное можно давать с 6 до 8 месяцев, а крупно измельченное пюре предназначено для детей в возрасте от 9 до 12 месяцев. Суточное количество такого пюре равняется возрасту ребенка в месяцах, умноженному на 10.

Злаковый прикорм

Злаковый прикорм, то есть каши принято считать традиционным видом прикорма, который необходимо вводить в рацион ближе к 6 месяцам. Крупы помимо микроэлементов, витаминов и белков обогащены еще и большим количеством углеводов, которые снабжают организм крохи необходимой ему энергией.

Первый раз ребенку следует дать не более одной чайной ложечки каши

Важно, чтобы это была безглютеновая каша (кукурузная, рисовая, гречневая), то есть в ее составе не должно быть белка клейковины, который может спровоцировать развитие глютеновой энтеропатии

Кисломолочные продукты

В составе кисломолочных продуктов содержится большое количество фосфора, кальция, рибофлавина и белка. Они подавляют рост болезнетворных микроорганизмов и являются прекрасным средством для профилактики аллергических реакций, злокачественных новообразований, атеросклероза и желудочно-кишечных патологий. Особенно полезными для детского организма являются йогурт, кефир и твердые сорта сыра.

Мясной прикорм

Мясо – универсальный продукт, который является главным поставщиком полноценных белков животного происхождения, однако его можно вводить в рацион малыша только после того, как его желудочно-кишечный тракт полностью сформируется.

Коровье молоко

Молоко в виде дополнительного продукта питания в раннем возрасте использовать запрещено, так как оно может вызвать развитие кишечных кровотечений и стать причиной образования микроцитарной анемии, которая возникает в результате сильного уменьшения запасов железа в организме. У малышей, употребляющих цельное молоко, может развиться и непереносимость к его белку.

Рыба и морепродукты

Рыба и морепродукты – это один из источников полноценных белков и аминокислот. Помимо этого в данных продуктах имеются полиненасыщенные жирные кислоты, оказывающие благоприятное воздействие на развитие центральной нервной системы. Содержатся в них и такие микроэлементы как цинк и железо. Также в морской рыбе очень много йода.

В заключение настоятельная просьба всем родителям – перед тем, как начать введение прикорма, обязательно посоветуйтесь с детским диетологом, и пусть ваш ребенок растет здоровым!

Что такое педагогический прикорм

Педагогический прикорм предусматривает употребление ребенком «взрослой» пищи в небольших количествах. Ребенок при этом сидит за общим столом.

Научного обоснования этот метод не имеет. Это скорее дань историческим традициям, когда в многодетном семействе детей с раннего детства приучали употреблять пищу с общего семейного стола. Клинических наблюдений, подтверждающих преимущества такого метода введения прикорма, тоже нет.

Педприкорм рекомендуют начинать при наличии у малыша:

  1. Физической готовности:
  • грудничок умеет держать ложку в руке и способен подносить ее ко рту;
  • ребенок может совершать жевательные движения челюстями;
  • дитя не выталкивает языком попавшую в рот пищу.
  1. Пищевого интереса: малыш интересуется едой членов семьи и столовыми приборами.
  2. Физиологической готовности пищеварительного тракта: после пробы продукта не возникает ни рвота, ни жидкий стул.

Педприкорм предполагает своей целью познакомить малыша с новыми вкусовыми ощущениями путем апробирования пищи, употребляемой родителями. Для этого малыша, достигшего 6-месячного возраста и умеющего сидеть, мама усаживает к себе на колени во время семейной трапезы, и члены семьи показывают ребенку, чем и как питаются они сами.

Это должно вызвать интерес у ребенка к таким продуктам и желание попробовать их, так как должен сработать рефлекс подражания. Если малыш заинтересовался взрослой пищей, то попробует ее из маминой тарелки. Разумеется, у матери не должно быть кариозных зубов в полости рта, признаков простудных заболеваний.

Все члены семьи при таком подходе к введению прикорма должны перейти на здоровое питание: отдавать предпочтение потреблению круп, овощей и фруктов, молочных продуктов, рыбы и мяса, исключить или свести к минимуму употребление сосисок и колбас, газированных напитков, пирожных и конфет. На столе не должно быть острых, жирных, жареных блюд, копчений.

При проявлении интереса к питанию взрослых мама осторожно вкладывает в ротик малыша мизерный кусочек твердой пищи размером со спичечную головку. Ребенок может ее подавить деснами (как бы пожевать) и проглотить, а может и выплюнуть

Педприкорм не преследует цель накормить малыша, а просто дать ему ощутить вкус другой пищи, понять, что еда бывает не только жидкой, как мамино молоко.

Если малыш не проявляет интереса к продуктам взрослых, значит, он еще не созрел для введения прикорма, с ним нужно повременить. Насильно заставлять пробовать новые продукты нельзя.  Если ребенок потянется к новой пище раньше 6 месяцев, то тоже нужно подождать, чтобы избежать нарушения пищеварения.

Переваривать новую пищу помогут ферменты из маминого молока, поэтому если ребенок получает искусственное вскармливание, педприкорм вводить не стоит – это приведет к расстройству пищеварения.

Мнения специалистов по поводу пищи в маминой тарелке расходятся: одни утверждают, что ее нужно все-таки измельчать, другие же считают, что в этом нет нужды, просто отщипывать микродозу. Одни рекомендуют сразу же приучать дитя пользоваться чайной ложкой, а другие говорят, что ребенок может брать руками пищу из маминой тарелки.

Первыми продуктами, которые будет пробовать малыш, могут быть каша, творог, йогурт, овощи или  фрукты. Главное, следует соблюдать микродозы. На протяжении месяца ребенок может попробовать несколько видов продуктов. Понравившуюся еду не стоит давать чаще 3 раз в неделю, чтобы грудничок не потерял интерес к другой пище.

В течение недели дать попробовать малышу можно не более 3 новых продуктов. Педприкорм не только не отменяет грудное вскармливание, а даже направлен на его сохранение в качестве основного источника питания до года. Давать пробовать пищу взрослых можно и до, и во время, и после грудного кормления. Нельзя только насильно заставлять дитя кушать.

Если ребенку еда понравилась, то на первый раз можно дать еще 2 раза такую же порцию продукта, а в последующие дни дозу постепенно увеличивать. К 8-9 месяцам доза уже составляет 50 г, пищу ребенок ест уже со своей тарелки, а не с маминой. И усаживают малыша уже не на колени к матери, а на отдельный стульчик.

Если ребенок интересовался пищей взрослых и с удовольствием пробовал ее, а потом вдруг стал отказываться от этой еды, то рекомендуется сделать перерыв и несколько дней не брать кроху за общий стол. Возобновить совместные трапезы можно только при проявлении интереса у малыша к пище. Другие члены семьи должны показывать, что им очень нравится еда, кушать ее с аппетитом.

А вот наш педиатр говорит, что надо прикармливать уже в 4 месяца!

Да, в 4 месяца уже можно вводить прикорм, но ни в коем случае не раньше. Если ребенок плохо набирает вес, врач может прописать более ранний прикорм в качестве «лекарства».

Но в 4 месяца прикорм вводится только при соблюдении определенных условий:

ключевое – у ребенка должен появиться пищевой интерес. Этот интерес вы не спутаете ни с чем – если раньше малыш равнодушно смотрел, как вы едите, то теперь он тянет к тарелке руки и явно хочет засунуть часть ее содержимого себе в рот и как следует пожевать его, а если вы подходите к ребенку с ложкой – он открывает рот

Но тут может быть проблема – в четыре месяца пищевой интерес у ребенка открывается буквально ко всему – он самозабвенно может жевать игрушечного кота или требовать ложечку вот этой вкуснятины
Поэтому важно обратить внимание на другие признаки готовности к новой пище;
малыш должен перестать выталкивать пищу изо рта. Это рефлекторное действие, и рефлекс должен угаснуть до момента введения прикорма, здесь мудрая природа все предусмотрела
Если ребенку рано – значит, рано, раз выплевывает еду, нужно подождать некоторое время и предложить продукт через недельку-другую;
ребенок должен пытаться жевать;
ребенок может показать свое нежелание продолжать трапезу (отвернуться, выплюнуть ложку);
вес ребенка должен превышать вес при рождении минимум вдвое, а также ребенок должен твердо держать голову.
у ребенка вылез первый зуб

Считается, что это тоже показатель готовности ребенка к прикорму, но на деле – если остальные признаки налицо, а зубов еще и в помине нет — не ждите, начинайте. Зубы могут начать резаться и в 9 месяцев, и даже позже, а питательные вещества малышу необходимы уже сейчас.

Необходимо учитывать, что если ребенок родился до срока, то возраст в месяцах отсчитывается от ПДР, а не от фактической даты родов, то есть смотрим на гестационный возраст.

Ну хорошо, а есть продукты, которые на первых порах давать ребенку нельзя?

Да, и это, например, соки. В советское время их вводили уже в возрасте нескольких недель, и до сих пор некоторые педиатры работают по этим устаревшим рекомендациям, не говоря уж о том, что именно про сок вам прожужжат все уши новоиспеченные бабушки и прабабушки. Однако правда такова: слишком раннее введение соков может привести к аллергическим реакциям, нарушениям метаболизма и работы ЖКТ, проблемам с почками и поджелудочной железой.

Также не следует давать ребенку коровье молоко – по крайней мере, до года. Малыш не сможет его переварить, да и нагрузка на его почки и печень будет слишком большой.

Яичный желток, любимец советчиков старой закалки, тоже лучше оставить на потом – в нем много насыщенных жиров, с которыми печень ребенка может не справиться.

Еще один продукт, польза которого на самом деле миф – это манная каша. Раньше ее рекомендовали для первого прикорма, но последние исследования показали, что содержащийся в ней фитин мешает организму ребенка усваивать кальций, железо и витамин D, а глиодин может провоцировать болезни кишечника.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий