Привычка все тянуть в рот
Привычка все тянуть в рот в норме сохраняется не дольше 2,5 лет. Если ребенок старше этого возраста, его нужно срочно отучать от данной привычки. Вот советы, которые могут вам в этом помочь:
1. Если запрещаете брать в рот посторонние вещи, то делайте это всегда и солидарно со всеми членами семьи. Ребенок должен четко уяснить, что этого нельзя делать никогда, и никто не станет на его сторону, разрешая эту привычку.
2. Всегда рассказывайте ребенку, для чего предназначен тот или иной предмет. Если ребенок нашел на полу или под мебелью какой-то незнакомый маленький предмет (пуговицу, скрепку, колпачок от ручки, монетку и т.п.), то объясните ему, для чего он нужен и какую роль играет в обиходе.
Теперь предложите малышу вернуть предмет на свое законное место (пришейте пуговицу, скрепите скрепкой бумаги, наденьте колпачок на ручку, положите монетку в кошелек или копилку).
3. Не пытайтесь отобрать у ребенка найденную или взятую им вещь, а просто на своем примере покажите, как пользовать аналогичной вещью.
4. Все опасные для здоровья предметы всегда храните в недоступных для ребенка местах. Это относится к лекарствам, бытовой химии, иголкам, булавкам, батарейкам и т.п.
5. Учите ребенка приносить и отдавать вам найденные им вещи, всегда хвалите его за находку.
6. Не покупайте ребенку мелкие игрушки до трех лет, как этого требуют общие правила безопасности.
7. Если ребенок уже взял мелкий предмет в рот, без паники и криков попросите его открыть рот и показать вам, что у него за щечкой, под язычком и т.д.
Теперь попросите малыша достать изо рта помещенный туда предмет. Чаще всего дети глотают мелкие предметы как раз по причине паники их родителей, когда те заметили во рту ребенка инородное тело и начали суетиться.
Привычка брать чужие вещи
В определенный период взросления дети нередко начинают брать чужие вещи. Иногда это происходит из чувства зависти и обделенности, иногда ребенок берет чужое, потому что хочет его кому-то подарить (взял телефон у друзей семьи, чтобы подарить маме) или кому-то помочь (взял у кого-то деньги, чтобы облегчить материальные трудности семьи).
Помните, что примерно с 6-ти лет дети уже понимают, о чем говорят взрослые, и могут идентифицировать семейные проблемы (например, если мама вечно жалуется на недостаток денег). Поэтому их привычка брать чужое может быть обусловлена желанием поправить состояние дел.
Но с этим также можно и нужно бороться, и вот как:
1. Научите ребенка понимать цену деньгам. Рассказывайте ему, сколько что стоит, переводя цену в эквивалент доступных ему вещей (например, курточка стоит столько же, сколько 20 машинок, 30 шоколадок и т.п.).
2. Предложите ребенку начать копить деньги, чтобы у него самого появилась возможность что-то себе покупать. Можете давать ребенку определенную сумму на карманные расходы, чтобы он учился планировать свои расходы.
3. Спрячьте семейные деньги там, где ребенок не сможет их найти и взять.
4. Даже если вы уличили ребенка в воровстве, не вешайте на него преступных ярлыков, попытайтесь понять его мотивы, расскажите, что ругаете не его, а его плохой поступок.
5. Не говорите ребенку, что вы стыдитесь его из-за подобной промашки, не сравнивайте малыша с другими детьми, которые никогда не брали чужого.
6. Если ребенок взял без спроса чужую вещь, не возвращайте ее хозяину сами – пусть это сделает сам ребенок, а заодно извинится за свой поступок. Необходимость нести ответственность за содеянное лучше всего отучает от плохих привычек.
Теперь вы знаете, как справиться с вредными привычками вашего ребенка. Проявляйте терпеливость и сдержанность в этой нелегкой борьбе, не злитесь на малыша и не ругайте его за недостатки. Помните, что ваша задача – деликатно помочь малышу избавиться от плохой привычки, так, чтобы не вызвать у него комплексов и фобий. Удачи вам!
Как родителям сформировать полезные привычки у ребенка.
С помощью личного примера. Это первое и самое необходимое правило, если Вы хотите привить сыну или дочери любую полезную привычку. В процессе эволюции главным механизмом обучения ребенка стало подражание поведению родителей. Поэтому, что бы вы не говорили, он будет повторять ваши действия и копировать ваш образ жизни.
Не формировать негативных ассоциаций с полезной привычкой. Ругань за то, что чего-то не сделал, принуждение делать что-либо, нравоучения и сравнение ребенка с другими естественным образом вызывают негативные эмоции. Если подобные методы используются регулярно, отрицательные чувства подсознательно связываются с самим действием, которого вы хотели добиться от чада. И, даже если ваши намерения были исключительно благими, само напоминание об этом действии в итоге будет вызывать у него такие же негативные эмоции. Конечно, результатом будет отказ от выполнения того, чего вы хотите. И впоследствии, когда малыш вырастет и сам поймет, что эта привычка действительно полезна, он будет через силу выполнять это действие или забывать о нем вовсе.
Формировать позитивные ассоциации с полезной привычкой. Исходя из предыдущего пункта, становится понятным, что привычка может легко закрепиться, если вызывает у малыша положительные эмоции. Для этого не обязательно давать ребенку конфетку каждый раз, когда он выполняет полезное действие
Гораздо эффективнее будет ваше одобрение, совместное времяпрепровождение и общение, ваше внимание к малышу в момент выполнения этих действий. С детьми помладше можно использовать игру или веселое соревнование.
Объяснять ребенку на доступном языке, что ему даст то или иное действие, если он будет его повторять изо дня в день
Когда ребенок маленький, понимание времени еще не сформировано. Поэтому ему действительно не ясно, что и почему может произойти через длительные промежуток времени, в будущем. Или какие последствия вызовут его собственные действия, помимо тех, которые он может наблюдать сразу же. Например, малышу вряд ли станет понятнее, если вы скажете: «Нужно кушать овощи, чтобы быть здоровым». На данный момент он чувствует только вкус, который большинству детей не нравится.
Действовать постепенно. Не стоит стараться сформировать несколько привычек одновременно, это снизит эффективность ваших усилий, если вообще позволит добиться результата. Начните с одной, и только когда она закрепилась, можно приступать к следующей.
Быть готовым к временным отступлениям от привычки. В стрессовых ситуациях, во время болезни или значимых событий в жизни ребенка можно пренебречь строгим соблюдением правил, при условии, что привычка уже закрепилась, а после возврата к обычной жизни она обязательно будет возобновлена. Также в таких состояниях лучше не начинать прививать какие-либо новые привычки и дождаться для этого более комфортного периода.
Ценить старания, а не критиковать результат. Лучше всего, если первая реакция на попытку ребенка сделать что-то хорошее (например, помыть полы) будет положительной: «О, ты решил помочь мне, как я рада, спасибо тебе!». Конечно, он не сможет сделать все с первого раза идеально, возможно, Вам даже придется все переделывать после его «помощи». И не стоит вводить его в заблуждение о том, что сделал он это отлично. Но можно позволять ребенку самостоятельно выполнять какие-то дела по дому, не исправляя и не критикуя каждый его шаг, а замечая его старания и внося предложения о том, как это можно было бы сделать еще лучше. Таким образом Вы сможете сформировать у ребенка желание помогать и удовольствие от собственных усилий, что на данном этапе гораздо важнее чистого пола.
При всем этом не стоит прививать полезные привычки ребенку потому, что так надо или принято, для того, чтобы похвастаться другим родителям, или потому, что вас самих в детстве заставляли это делать. Думаю, цель приобретения полезных привычек в благополучии, здоровье и счастье вашего ребенка. Поэтому не забывайте проявлять любовь к детям и принимать их любыми, даже если они не хотят делать зарядку по утрам или есть овощи.
Анастасия Вялых
Насколько мой ребенок самостоятелен?
Быть может, ваш ребенок вполне взрослый и самостоятельный человек, способный полностью о себе позаботиться. Или остается несносным сорванцом, за которым нужен присмотр? Узнайте, насколько самостоятелен ваш ребенок, пройдя этот тест.
Пройти тест
Зачем нужно формировать полезные привычки.
Если у нас нет какой-либо полезной привычки, чаще всего, ее место занимает вредная. Например, если мы не привыкли готовить дома, то привыкаем питаться полуфабрикатами, фастфудом и на бегу. Если у нас нет привычки регулярно заниматься спортом или делать зарядку, то, как правило, мы проводим свободное время перед телевизором или компьютером.
Как мы видим, плохие привычки не заставляют себя ждать, так как не требуют от нас никаких усилий, они сами возникают и прочно закрепляются в нашей жизни, если мы не противимся этому. В то время как осознанное формирование полезных привычек поначалу требует от нас немало сил, настойчивости и упорства. Однако, когда какое-либо действие превращается в привычку, нам не стоит труда выполнять его каждый день, не задумываясь. И, если однажды мы его не выполним, мы даже можем ощутить некоторый дискомфорт.
Чем старше мы становимся, тем труднее изменить свой привычный образ жизни, хотя в любом возрасте это, конечно, возможно. Но представьте, как было бы легко бегать по утрам, эффективно планировать свое время, питаться с пользой для организма, если бы все это было обычными каждодневными делами в вашей родительской семье. Вы бы наверняка и не задумывались, пойти ли на пробежку или нет, а просто встали бы рано утром, надели спортивную форму и побежали бы. Оцените, насколько труднее вам сейчас просто сделать это, не имея такой привычки с детства. И сделайте выбор, какого состояния вы хотите для своих детей в будущем.
Вредные привычки у детей школьного возраста
К наиболее частым привычкам детей такого возраста могут относиться все те, что могут быть и у детей дошкольного возраста, в особенности, если никто не работал над их устранением. Кроме того, в школьные годы могут наблюдаться:
Зависимость от гаджетов.
Компьютеры, телефоны, планшеты – прогресс цивилизации, от которого никуда не денешься, полностью запретить ребенку пользоваться гаджетами бессмысленно. Родителям следует регламентировать время, проводимое за электронными приборами, чтобы не испортилось зрение, не развился сколиоз, не начались проблемы с лишним весом.
Курение, алкоголизм, наркотики.
Подростки менее подвержены влиянию родителей, в пубертатном периоде они сталкиваются с такими пороками человечества, как никотин, алкоголь и другие, ещё более опасные, вредные и дурманящие средства. В школьном возрасте существует наибольшая опасность, что ребенок попадет в плохую компанию и попробует все выше перечисленное.
Почему появляются вредные привычки у детей?
Когда ребенок грызет ногти, сосет пальцы, берет в рот ручки, карандаши, не может жить без гаджетов, говорят, что у малыша вредные привычки и сформировались они не в один момент. Психологи утверждают, что одной из главных причин появления вредных привычек у ребенка – недостаток внимания со стороны мамы, но могут быть и другие:
– ребенок хочет привлечь к себе внимание;
– малышу скучно, он хочет успокоиться;
– физические и психологические проблемы;
– ребенок повторяет за старшими;
– сказываются методы воспитания в раннем детстве.
Причина возникновения всех вредных привычек стресс, тревожность, не стабильность нервной системы. В первую очередь необходимо создать в семье психологически здоровую обстановку, поощрять ребенка, уделять ему больше внимания. Помогите школьнику грамотно распределить свободное время, собственным положительным примером пропагандируйте здоровый образ жизни и предпочтения к качественной, полезной еде.
Научите рациональному потреблению
Екатерина, продавец, мама 6-летнего Игоря
«Комната сына завалена игрушками, цена некоторых достигает 7000 ₽, но играет он максимум двумя. Когда мы появляемся в магазине, сын просит новые игрушки, а когда получает — теряет к ним интерес через 20 минут».
Отвечает Екатерина, эксперт по детской финансовой грамотности:
«Спонтанные желания ребёнка продиктованы всплеском дофамина — гормоном удовольствия от предвкушения покупки. Когда игрушка куплена, радость быстро проходит. Чтобы перехитрить мозг, достаточно отложить покупку на потом. Заведите специальный блокнот, наклейте изображение игрушки и подождите пару недель. За это время в список может добавиться ещё несколько вещей. Через две недели попросите ребёнка выбрать одну игрушку из списка и купите её — так он научится расставлять приоритеты, и радость от долгожданной покупки будет длиться дольше.
Еще в этом возрасте можно приучать ребенка к ответственности и экологичному потреблению. Расскажите, что пластиковые игрушки вредят природе, страдают дельфины, зайчики, птицы. Вместе выберите ненужные игрушки и подумайте, куда их можно пристроить: отдать, обменять, отнести в переработку или продать. Объясните, что когда мы не выбрасываем игрушки, а передаём другим — они не загрязняют окружающий мир и продолжают нести пользу. Когда продаём — тоже дарим кому-то радость и ещё зарабатываем
Не все игрушки можно отдать и продать, поэтому важно относиться к покупкам с умом
Заведите правило: покупать новые игрушки только на деньги от продажи старых. Как правило, чтобы купить одну новую вещь, нужно продать две-три б/у. Завалы машинок быстро поредеют, и останутся только самые нужные».
От редакции
С 6 лет детей можно приучать правильно тратить деньги и получать удовольствие от полезных вещей
Например, ребёнок может помогать составлять список покупок и следить, чтобы его придерживались в магазине — он будет чувствовать важность своего участия, гордиться собой и научится планировать бюджет
Если ребёнок умеет считать, писать и читать, начните вместе вести учёт в Excel или в мобильных приложениях для семейного бюджета.
Привычка грызть ногти
Привычка грызть ногти даже имеет научное название – онихофагия. Психологи уверены, что от такой привычки чаще страдают дети сознательного возраста, то есть от 6 лет и старше.
А все потому, что пристрастие к обгрызанию ногтей в большинстве случаев вызвано определенным психологическим дискомфортом ребенка. Это один из способов снять напряжение нервной системы, когда есть перегрузки.
Вот почему в сознательном возрасте дети чаще грызут ногти, так как они уже умеют анализировать события и могут испытывать страх, перенапряжение, волнение, умственную усталость.
В некоторых же случаях привычка грызть ногти – это не что иное как проявление синдрома навязчивых движений, являющегося одним из неврологических отклонений. В данном случае от избавления от такой привычки придется воспользоваться помощью психолога и невролога.
Есть несколько действенных способов борьбы с онихофагией:
1. Стимулируйте ребенка бороться с этой вредной привычкой, мотивируя его чем-то
Например, пообещайте, что если он неделю не будет грызть ногти, вы подарите колечко на красивые пальчики (если у вас дочка) или классные часы, которые будут привлекать внимание к ухоженным рукам (если у вас сын)
2. Научите ребенка самостоятельно обрезать ногти или обрезайте ему ногти сами, но очень аккуратно, чтобы не сделать больно в процессе. Помните, что иногда маленькие дети обгрызают ногти потому, что боятся их обрезать, вот и стараются опередить нежелательную процедуру.
3. Девочке можно сделать красивый маникюр и накрасить ногти детским лаком, чтобы она не захотела портить такую красоту.
4. Разрешайте ребенку выплескивать свои эмоции наружу, чтобы ему не хотелось снимать стресс путем сгрызания ногтей.
5. С помощью ролевой игры проиграйте с ребенком ситуацию, когда кто-то из игрушек сгрыз ногти и потом над ним смеялись, дали смешную кличку, не захотели с ним играть так, как у него были некрасивые руки (подойдет для детей до 7 лет).
6. Купите в аптеке специальный лак «Некусайка», который имеет горький вкус при попытке сгрызть ногти. Такой лак застывает на ногтях как обычный, не смывается и сохраняет свой эффект до 4-5 дней после нанесения.
Данный способ помогает выработать у ребенка неприятные рефлекторные ощущения, что достаточно быстро отучивает его от такой вредной привычки.
А вот горчицей или перцем пальцы лучше не мазать, так как ребенок может случайно потереть руками глаза, и тогда раздражение слизистой глаз ему обеспечено – это очень неприятно и больно.
7. Учите ребенка расслабляться после перенапряжения и искать нормальные способы снятия напряжения.
Тут отличным способом станет любой вид рукоделия и работы руками. Девочкам подойдет вышивка, вязание, лепка, аппликации, мальчикам – аппликации, конструирование, мозаика, выжигание по дереву, гравюра.
Привычка рисовать на обоях
У некоторых детей есть особая тяга к изобразительному искусству на обоях. Конечно, это не хорошо, ведь новый ремонт стоит больших денег. Но малыш еще не знает цену таким вещам, поэтому проявляет свои творческие способности там, где ему удобней и интересней. И вот, как можно от этого отучить:
1. Если вы заметили за своим ребенком подобную склонность, сразу же озвучьте места, где можно рисовать, а где нет. Купите ребенку красивый альбом и много карандашей. Фломастеры лучше до 5-ти лет вообще не покупать или покупать те, которые легко смываются обычной водой (у них специальный состав).
2. Пусть ребенок рисует красками под вашим присмотром. Можно купить большой ватман и пальчиковые краски – это даст больше возможности для проявления фантазии.
3. Наклейте на стенку большой ватман и предложите ребенку рисовать только здесь.
4. Купите специальные обои-раскраски и поклейте их в детском уголке, где ребенок сможет их разукрашивать.
5. Повесьте на стену большую доску для рисования цветными мелками – это станет альтернативой привычному рисованию.
6. Предложите ребенку сделать картинную галерею на его любимой стене в комнате. Пусть он рисует на обычных альбомных листах, а вы потом организуете выставку его рисунков и позовете на нее всех членов семьи. Это мотивирует ребенка рисовать по вашим правилам.
Как бороться с вредными привычками?
Негативное влияние вредной привычки на детей велико. Нужно набраться терпения, внимания, заботы, чтобы избавить ребенка от них. Есть несколько способов профилактики вредных привычек у детей.
Игнорирование. Если вы много времени уделяете слабостям ребенка, ругаете его за них, наказывайте, то последствия могут возникнуть не те, которых вы ждали
Возможно, что ваши поступки сформируют негативный эффект, и ребенок, наоборот, чтобы привлечь ваше внимание, будет делать вам назло. Поэтому лучше не обращать внимания на нежелательные действия, и тогда появится шанс, что малыш сам избавится от привычки.
Комплимент и вознаграждение
Один из прекрасных методов – это хвалить сына или дочь за появление хороших привычек. Пусть ребенок видит, что вы оцениваете его по достоинству и вознаграждаете отличное поведение. Это поможет развитию моральных качеств и отказу от вредных привычек.
Обучение. Ребенок сам захочет и сможет отказаться от плохих привычек, если мама и папа смогут ему четко и понятно объяснить, почему и как они приносят вред физическому и душевному здоровью. Нужно подобрать правильные слова, которые бы подействовали на малыша. Тогда ребенок поймёт ваши аргументы и сознательно захочет отказаться от вредной привычки.
Постепенность. У человека может быть несколько плохих привычек, и не стоит пытаться за один раз решить все трудности. Необходимо работать по порядку. Влияние вредных привычек на людей не подлежит сомнению, поэтому возьмите сначала привычку, которая наносит наибольший вред. Не надо спешить. Не нужно терять самообладание в процессе воспитания ребенка. И уж тем более нельзя ставить своего малыша в неловкое положение, обсуждая его проблемы при других людях. Все деликатные разговоры нужно вести наедине.
Нахождение причины. Любой наш поступок имеет в своем корне некую причину. Такой может стать стресс. Нервное напряжение у ребенка появляется из-за ссор в семье, трудностей в учебе, конфликтов с друзьями, проблем с педагогами и даже из-за личной душевной травмы. Поэтому мама и папа должны внимательно следить за жизнью детей, узнавать, что нового происходит в их жизни, спрашивать, могут ли они чем-то помочь. Необходимо открыто разговаривать с ребенком, наблюдать за ним, чтобы понять причину его нервного напряжения. Выслушайте сына или дочь, наберитесь терпения. Скажите, что вы очень любите своего малыша и всегда готовы поддержать его.
Самоконтроль. Любой малыш с раннего детства копирует поведение родителей. Поэтому очень необходимо следить за своими жестами, мимикой, словами и действиями. Нельзя требовать от ребенка идеального поведения, если поступки самих взрослых оставляют желать лучшего. Поэтому понаблюдайте сначала за собой. Возможно, малыш взял плохую привычку от вас, поэтому вам вдвоем придётся исправлять ее.
Установка правил
Во время воспитания очень важно установить определенные границы. Объясняя ребенку последствия его неправильных поступков, вы помогаете ему контролировать свои плохие привычки
Все правила должны быть заранее регламентированы, оговорены и одобрены сыном или дочерью.
Формирование моральных качеств. У малыша нужно поддерживать стабильность настроения. Сделать это не так уж сложно: важно увеличивать уровень доверия между вами, во всём его поддерживать. Иногда давайте ребенку возможность самому принимать решения в своей жизни. Это поможет сформировать самостоятельность, ответственность и уверенность в себе. А эти позитивные качества, в свою очередь, помогут вашему сыну или дочери избавиться от вредных привычек.
Привычка разбрасывать везде свои игрушки
Маленькие дети часто грешат неаккуратностью. Если вовремя не отучить ребенка разбрасывать свои вещи, то эта привычка может сохраниться надолго и даже на всю жизнь. Чтобы ее одолеть, поступайте следующим образом:
1. Убедитесь в том, что никто из членов семьи не показывает малышу дурной пример своей небрежностью.
Если ваш муж разбрасывает везде свою одежду, бросает, где не следует, личные вещи, оставляет в раковине грязную посуду и т.п., то и ребенок вполне может копировать его модель поведения.
Научите всех членов семьи соблюдать аккуратность и опрятность, сразу же складывая все вещи на свои места.
2. Приучите ребенка сортировать свои игрушки по категориям и выделите место для каждой категории.
Например, этот ящик комода – для машинок, этот – для конструктора, этот – для мелких игрушек и т.п.
Всегда хвалите ребенка за то, что он сортирует игрушки правильно и собирает их после игры. Если ребенок пока не привык собирать игрушки, делайте с ним это наперегонки. Дух соперничества всегда мотивирует.
3. Объясните ребенку, что он может достать новые игрушки только тогда, когда соберет те, которыми уже не играет. Пусть запомнит, что в игре работает правило замены одних игрушек на другие. А доставать все и сразу ему не разрешено.
4. Введите правило, что если ребенок не будет собирать игрушки, а потом в процессе ходьбы на них наступит и раздавит, то вы не станете чинить поломанные игрушки, а выбросите их. Малыш должен понять, что порядок – это не ваша прихоть, а необходимое условие для сохранения целостности его вещей.
5. Расскажите ребенку историю, что забытые в конце дня на полу игрушки могут обидеться на него и уйти жить к другому ребенку. Если ребенок будет забывать собирать игрушки, однажды спрячьте какую-нибудь игрушку и напомните малышу о своем рассказе.
Позже верните игрушку, сказав, что она действительно обиделась и хотела уйти навсегда, но потом вернулась с условием, что ее больше не будут бросать на полу (эта уловка работает для совсем маленьких детей).
6. Скажите ребенку, что не разрешите ему приглашать в дом друзей, если он не будет убирать игрушки в своей комнате.
7. Объясните ребенку, что вы не станете покупать ему новые игрушки, если старые все время будут лежать на полу.