Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду

На успешное привыкания малыша влияет ряд вопросов, на которые следует обратить внимание

Со скольки лет лучше отдавать в садик

Говоря по поводу возрастных рамок, детские психологи и педагоги сходятся в едином мнении – отдавать ребенка в детский сад нужно в 3 или 4 года. С чем это связано? Именно этот возраст является сенситивным для развития речи.

Поэтому 3-летний ребенок начинает активно общаться с ровесниками, у него развивается разговорная речь и другие психические процессы.

Ближе к четырём годам у детей появляется большое стремление к взаимодействию со сверстниками.

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад

Чтобы психологическая адаптация прошла успешно, надо привить ему необходимые практические умения и навыки. Что необходимо в первую очередь?

Уделить внимание навыкам самообслуживания: он должен уметь одеваться, раздеваться, застегивать пуговицы, держать ложку и кушать самостоятельно, правильно пользоваться горшком

Это всё он должен делать сам
Важно — не торопить малыша, а спокойно ждать и мотивировать его на самостоятельность.
Развивать культуру личной гигиены: тщательно умывать лицо и мыть руки, использовать полотенце по назначению, держать ложку и кушать самому, вытирать рот салфеткой.
Развивать самостоятельность и активность.
Учить культуре общения с другими людьми.. А что можно посоветовать родителям, которые ведут свои чад в садик?

А что можно посоветовать родителям, которые ведут свои чад в садик?

Стараться выбрать момент выхода малыша в детский сад, минуя кризис 3-ёх лет.

  1. Настраивать его на позитивный лад, говоря о детском садике.
  2. Заранее познакомиться с воспитателем и детьми и группы детского сада, куда вы собираетесь отдать своего ребенка.
  3. Ни в коем случае не припугивать малыша садиком.
  4. Рассказать ребенку для чего надо ходить в детское учреждение, убедить, что это необходимо, потому что он немного повзрослел.
  5. Никогда не показывать свое эмоциональное состояние перед тем, как отдаете его в группу.
  6. Не выходить на работу, а подождать, пока не пройдет адаптационный период.
  7. Проявлять свою любовь к ребёнку, быть терпимее к его негативным проявлениям.

Несомненно, не всё получается, как задумано. Помните, родители, самое главное – запастись терпением. И ваш малыш, немного погодя, вас порадует своими успехами и достижениями.

Виды адаптации детей

Виды адаптации в детском саду также бывают разные в зависимости от того, какую стратегию поведения избирает ребенок. Одни сначала долго плачут, а через пару недель с радостью идут в группу, другие – сначала с энтузиазмом включаются в занятия и игры, а через некоторое время – никак не могут отпустить маму из раздевалки. То, какая адаптация будет у конкретного крохи, зависит от его индивидуальных особенностей.

Активная

Адаптация к детскому саду этого вида встречается наиболее часто. Ребенок в первые две-три недели чувствует беспокойство: переживает, когда идет в сад, плачет при расставании с родителями, грустит о том, что завтра – снова нужно идти к ребятам. Но в скором времени слез становится меньше, малыш начинает чувствовать себя в безопасности, все более уверенно идет на контакт с воспитателями и ребятами.

Пассивная

Такая адаптация ребенка к детскому саду часто остается незамеченной родителями. Дело в том, что в садик малыш ходит практически без проблем: не закатывает истерик, не рыдает в раздевалке, не цепляется за маму. Но у него меняется то, что, казалось бы, и не относится к детскому саду: портится сон и аппетит, повышается утомляемость, капризность по вечерам. Эти симптомы проходят через несколько недель и состояние ребенка налаживается.

Отложенная

Адаптация ребенка в детском саду этого вида обычно сильно разочаровывает родителей. В первые 2-3 недели малыш, кажется, успешно идет в сад: не льет слезы, не отказывается от сна и еды, отлично контактирует с участниками образовательного процесса. Но однажды наступает день, когда ребенок ведет себя так, как вели себя на начальных этапах дети с активной адаптацией: рыдает, никак не отпускает маму, не хочет идти в садик, не желает общаться с педагогами и играть с детьми. Дальнейший процесс обычно проходит по типу активной адаптации детей к детскому саду.

Проваленная

Этот вид предполагает, что ребенок так и не смог привыкнуть, или период адаптации в детском саду затянулся на годы. Малыш не успокаивается с воспитателями и ребятами после ухода родителей, не соблюдает режим учреждения, не участвует в играх и занятиях, отказывается от еды и сна в детском саду. Это состояние чаще всего перетекает и в школу: первоклассник очень тяжело привыкает к новой роли.

От того, как прошла адаптация в детском саду, зависит дальнейшая жизнь ребенка. Это определяет, как он будет устанавливать контакты, взаимодействовать с людьми, будет ли он самостоятельным, уверенным в себе, или тревожным, безынициативным.

Проблема адаптации

Попав в новую среду, малышам приходиться находить взаимодействие с педагогами и сверстниками. Поведение, общение кардинально отличается от поведения и общения в своей семье. Там всё привычно, тут всё ново.

Он получает важный опыт общения с другими людьми, детьми. Нигде он не получит такой бесценный опыт, который поможет ему в дальнейшем адаптироваться в жизни. Вы скажете, а как же школа?

Там тоже всё это можно получить. Только процесс привыкания идет намного длительнее и сложнее, так как ребенок никогда не посещал детский сад.

Конечно, когда мы впервые собираемся вести малыша в группу, то представляем себе, что он прощается с мамой, целует её в щечку и бежит в группу, чтобы поиграть в игрушки со своими друзьями.

Но не тут-то было! Наше послушное и милое дитё вдруг начинает кричать, умолять мамочку не уходить, цепляется за неё, никого не слышит, не идёт ни на какие уговоры. Что это?

Психологи считают такую реакцию совершенно нормальной, потому что ребенок впервые остался без мамы с чужими тётями. И тут, самое главное, надо правильно реагировать родителям и воспитателям.

Необходимо понимать, что эта реакция детского организма на стресс. Чем младше ребенок, тем тяжелее ему «отрываться» от мамы. Психологическая адаптация лучше дается детям постарше, потому что им уже интереснее играть с другими ребятами, у них выше познавательный интерес, они быстрее переключаются с одной деятельности на другую.

Стресс становится причиной детских истерик.

Причин много:

  1. Во-первых, страх, который связан с новыми условиями обитания. Привычная обстановка дома с мамой вдруг сменилась чужой атмосферой, с новым режимом дня, новыми правилами поведения.
  2. Во-вторых, эмоциональное перенасыщение, которое получает малыш в группе детского сада, переходящее в перевозбуждение. Следствие этого — переутомление нервной системы.
  3. В-третьих, у вновь принятого ребенка ещё не сформированы навыки самообслуживания. Его родители не научили самому одевать вещи, снимать их, соблюдать правила гигиены. Он не успевает за другими детьми, нервничает, начинает плакать.
  4. В-четвертых, у ребенка страдает психологическая подготовка к посещению детского сада. Родные и близкие не настроили его на положительный лад, не постарались подвести к тому, что он вырос, ему необходимо идти в детский сад.
  5. В-пятых, иногда отрицательное воздействие оказывает неприятная первая встреча. Бывает, что он в первый же день нахождения в группе встретился с агрессивным ребенком, который отнял игрушку или толкнул малыша. Конечно, может это будет единственный случай, но свою лепту он внес в неприятие детского сада.
  6. Ну и, наконец, отвержение вашего малютки работниками детского сада. Такие случаи тоже бывают. Обязательно надо выяснить причину отрицательного эмоционального состояния ребенка. Это необходимо делать по «горячим следам» не откладывая, потому что может привести к психологической травме.

Для нормального привыкания к детскому саду, надо знать особенности адаптации.

Помощь родителей

Конечно, немаловажными в период адаптации к детскому саду является поддержка и всяческая помощь со стороны родителей. Поэтому мы приведем ниже список, на который вы сможете опираться:

Негативные отзывы. Ни в коем случае не говорите в присутствии малыша о том, что вас что-то не устраивает в воспитателе или в самом садике. Иначе ребенок только сильнее начнет опасаться всей обстановки в пределах ДОУ

Лучше наоборот, акцентируйте внимание дитя на очевидных плюсах или о том, что вам нравится в самом педагоге

Режим дня. Его не следует менять даже в выходные, если ребенок хочет поспать подольше, то может поспать, но не давайте ему отсыпаться, иначе сдвига в распорядке дня не избежать. Если же малышу просто необходимо хорошенько выспаться, значит, распорядок построен неправильно.

Но не перегружайте ребенка в момент адаптации, его нервная система и так пошатнулась и лишнее нагрузки противопоказаны.

Атмосфера в доме. Малышу будет намного легче переносить адаптацию, если в семье благоприятная обстановка, где нет ни скандалов, ни криков, ни негативного молчания (хотя бы при сыне или дочке).

Чего не надо делать в период адаптации к детскому саду?

  • Не стоит сдаваться сразу, если ребенок говорит, что не хочет в сад. Через некоторое время станет очевидно, справился ли ребенок и, подходит ли ему режим, нет ли в саду конфликтов. Выслушивайте малыша, внимательно расспрашивайте, что ему не нравится. Стоит много раз проговорить, что вы будете приходить за ним, никогда его не оставите, в саду он ненадолго, а живет — с вами.
  • Не ругайтесь, если адаптация затянулась. Это — большой стресс для маленького, особенно, если у вас «домашний» ребенок-интроверт.
  • Не стоит приводить в пример других детей и их заслуги — «вот, смотри, Маша уже не плачет в садике». Детям в период адаптации особенно нужны чуткость и поддержка. Похвалите ребенка за терпение даже, если он не вытерпел до конца дня.
  • Не обманывайте ребенка, что он идет гулять или играть, если вы направляетесь в детский сад. Если вас не будет долго, тоже честно предупредите ребенка.
  • Не стоит заходить с ребенком в группу. К любому процессу адаптации нужен индивидуальный подход, но лучше, если ребенок сразу запомнит, что пространство детского сада — для него и воспитателя. Иначе он может захотеть видеть вас в детском саду постоянно.
  • Дети чувствуют настрой родителей, постарайтесь отнестись к детскому саду, как к возможности научиться жить в обществе, получить новые полезные навыки и подготовиться к школе, а не как к ужасной разлуке с ребенком (вы очень скоро окажетесь вместе).

Не отказывайте ребенку, если в первые дни он будет проситься остаться с вами дома. Когда есть такая возможность,  можно дать выходной, чтобы поход в детский сад не становился «неизбежностью». В эти дни можно обсуждать, как здорово гуляют дети в саду, как все ждут его, как много интересного происходит на занятиях…

Важнее всего — прислушиваться, и не оставлять без внимания жалобы ребенка. Возможно, адаптация длится слишком долго или кажется такой трудной, потому что малышу действительно не комфортно, возник конфликт. Ребенку станет проще, когда он поймет, что находится под маминой зашитой, и его не обидят!

  • Стихи для детей про детский сад
  • Погодки: детский сад

Полезные навыки для детсадовца

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Один из самых важных моментов – это самостоятельность в как можно больших сферах его жизни. Чем больше малыш будет уметь делать, тем легче будет в саду и ему самому, и воспитателям.

  • Самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя бы частично. Если ребенок научен делать это с минимальной помощью, то ему не придется сидеть и ждать, когда его переоденут, никто не будет ругать его за несамостоятельность, он будет учиться нести ответственность за свои вещи.
  • Самостоятельно есть. Умение держать ложку и доносить еду до рта малыш должен освоить до того, как пойдет в детский сад. Иначе он рискует оставаться голодным в течение всего дня или ему придется ждать, пока до него дойдет очередь и его покормят.
  • Отказ от подгузников. Хорошо, если к поступлению в детский сад малыш может каким-либо словом сообщить взрослым о своей потребности сходить в туалет. В этом случае у него в шкафчике будет минимум мокрых штанишек к приходу родителей.
  • Взаимодействовать с детьми и со взрослыми. Никого не бояться, не обижать, уметь договариваться на простом уровне. Общение в детском саду – неизбежно, а при отсутствии умений возникают серьезные проблемы с коммуникацией и адаптацией.
  • Есть разную еду. Трудно привыкнуть к детсадовской пище тем детям, кто привык питаться только едой пюреобразной консистенции или полуфабрикатами.

Так что же такое — психологическая адаптация?

Это привыкание, прилаживание ребенка к новой среде и её условиям. Новая микросреда, которая создана в детском саду, оказывает влияние на психологическое состояние любого малыша. Она требует от маленького человечка больших усилий воли, терпения.

Адаптация к саду — это первая ступень на долгом жизненном пути ребенка, которую надо помочь преодолеть. Без взрослых ему не удастся это сделать. Только вместе с ними он достигнет хороших результатов.

Успешная адаптация приводит к внутреннему состоянию покоя и активизации своих побуждений, которые нацелены на выполнение запросов среды.

Родителям

А вот родители, за всеми переживаниями и стрессами малыша в нелегкий период, остаются за кулисами. И это в корне неверно, поскольку они точно так же переживают сложный момент.

Ведь от одной мысли, что чадо заплачет от необходимости пойти в садик, заставляет сердца мамы и папы съеживаться от боли и бессилия.

Ваши переживания вы можете разделить с другими родителями или же обратиться за помощью к психологу.

Поймите, что ваш, пусть еще пока маленький человечек, благодаря детскому саду освоит жизнь в социуме. И впоследствии вырастет уверенным в себе человеком, не опасающимся находиться среди других людей.

Важна правильная подготовка ребенка к детскому саду. Проблемная адаптация в детском саду бывает у 90% детишек, не беспокойтесь, все скоро наладится!

Этапы адаптации ребенка к детскому саду

Можно выделить три этапа адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Острый. Малыш пребывает в постоянном напряжении, испытывает беспокойство, плачет, капризничает, иногда даже закатывает настоящие истерики.
  2. Умеренный. Напряжение постепенно ослабевает, ребенок начинает более спокойно реагировать на расставание с родителями, быстрее успокаиваться после их ухода. Потихоньку налаживаются аппетит и сон.
  3. Компенсированный этап характеризуется стабилизацией состояния малыша. Он вливается в общение со сверстниками и воспитателями, начинает активно участвовать в играх и успешно учиться новому в стенах учреждения.

Первоначальное поведение ребенка

Естественным образом, первое время ваш малыш будет испытывать самый разный и непредсказуемый спектр эмоций. Может постоянно плакать или сердиться также может стать менее активным и не испытывать любознательность, как раньше.

Но самая, часто встречаемая эмоция – это страх. Страх перед сверстниками, воспитателями, незнакомыми людьми и обстановкой в целом.

К сожалению, в этот период ваше чадо наименее всего испытывает радостные и веселые чувства, но вам стоит отнестись к этому с пониманием и постепенно негативные чувства у ребенка сменятся на противоположные.

Мы уже упомянули выше, что любознательность у малыша на первое время резко спадает, как и желание общаться с другими малышами или воспитателями. Связано это с тем, что социальная активность у ребенка пока еще не сформирована, но постепенно и это придет в норму.

Ребенок начнет активно контактировать с другими детками и научится участвовать в группе.

Адаптация в детском саду

Но бывает и обратная ситуация, где взрослые считают, что ребенок просто капризничает и со временем это пройдет. Однако такое суждение поверхностно и к проблеме следует отнестись более серьезно.

Период адаптации к детскому саду весьма непростой, поскольку у малыша меняется привычный образ жизни. Причем меняется кардинально:

  • Смена обстановки;
  • Другая пища;
  • Другой режим сна и отдыха;
  • Наличие множества сверстников рядом.

Как вы сами видите из приведенного выше списка, адаптация в детском саду сложна тем, что кроха попадает в принципиально иную среду, которая первое время дико непонятна ему и именно из-за этого и происходят резкие перепады настроения.

Если отнестись к этому со всей ответственностью и чуткостью, то в скором времени малыш будет спокойно и даже с радостью воспринимать походы в садик.

Даже предварительная консультация у психологов иногда не останавливает маму и папу от того, чтобы отдать ребенка в детский сад сразу, ничего толком не объяснив ему.

Такой поступок лишь усиливает стресс у малыша, соответственно привыкание к другой атмосфере происходит гораздо дольше.

Степени адаптации ребенка

Можно выделить три степени адаптации в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую. Какая из них будет происходить с конкретным ребенком, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.

Легкая

Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим признакам:

  • малыш спокойно заходит в детский сад и группу, без плача и истерик;
  • с радостью общается с воспитателями, не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о своей потребности в данный момент;
  • успешно контактирует с ребятами из группы;
  • адекватно реагирует на словесные поощрения или порицания со стороны педагогов;
  • если уже умеет говорить, то эмоционально рассказывает родителям о том, что сегодня происходило в садике.

Средняя

Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень адаптации указывают признаки:

  • ребенок мало ходит в сад и часто болеет;
  • тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;
  • через короткое время успокаивается и начинает играть с другими детьми;
  • соблюдает распорядок учреждения;
  • адекватно реагирует на положительные и отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.

Тяжелая

Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:

  • отсутствие контакта с воспитателями и сверстниками более, чем в течение двух месяцев;
  • плач, ступор или агрессия длительное время после ухода родителей – более часа;
  • отказ от принятия распорядка детского сада: не ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не играет с детьми;
  • слезы, испуг или агрессия в ответ на слова педагогов.

В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.

Советы от Комаровского для родителей по адаптации ребенка в садике

Про адаптацию ребенка раннего возраста в детском саду говорит и известный доктор. Евгений Олегович считает, что успешное привыкание в ДОУ – это одно из условий гармоничного развития ребенка. Он дает следующие советы родителям, касающиеся адаптации ребенка к детскому саду:

  • Не выходить на работу в тот же день, когда ребенок первый раз идет в детский сад. Комаровский считает, что адаптация в детском саду пройдет лучше, если у мамы в запасе будет несколько недель для того, чтобы посидеть несколько дней с малышом в случае его недомогания, при этом не создавая себе проблем на работе.
  • Привыкание к детскому саду лучше проходит зимой и летом, в межсезонные периоды более высокая вероятность отправиться на больничный, отходив в сад лишь несколько дней. В этом случае после болезни адаптация в детском саду, по мнению Комаровского, начнется заново.
  • Обязательна подготовка иммунитета к столкновению с новыми вирусами и бактериями: закалять, есть свежие фрукты и овощи для витаминизации организма, чаще и дольше гулять.
  • По совету Комаровского, адаптация в детском саду пройдет легче, если на ее начальных этапах снизить уровень требований к малышу: позволять ему немного больше, чем обычно, снисходительнее относиться к его капризам и просьбам.

Что делать если адаптация к детскому саду уже началась

Правила адаптации ребенка в детском саду, если он уже начал туда ходить, также следует соблюдать для того, чтоб привыкание прошло как можно менее травматично для малыша. План адаптации ребенка в детском саду лучше составить заранее, предварительно обсудив его с педагогами и, при необходимости, с психологом.

Во-первых, нельзя приводить кроху в садик сразу на целый день. Лучше, если привыкание начнется с совместных прогулок: во время них малыш успеет познакомиться с воспитателем и ребятами на нейтральной территории, находясь рядом с мамой. Поняв, что воспитатель – это безопасный, знакомый для мамы человек, в группу к нему кроха пойдет легче. Отправившись в группу, начинать необходимо с двухчасового пребывания.

Постепенно время можно увеличивать, но не форсировать события

Это касается адаптации к детскому саду в любом возрасте – и в 2, и в 4 года.
Во-вторых, важно проявлять искренний интерес к тому, что кроха делал в детском саду, как прошел его день. Даже если малышу 2 года, адаптация ребенка к детскому саду будет проходить легче, если он увидит, что мама действительно проявляет участие в его новой жизни

В-третьих, регулярно поддерживать контакт с воспитателями, чтобы легко понимать, как проходит адаптация в детском саду. Они ведут специальные карты развития, по которым виден прогресс привыкания.

В-четвертых, особенно для тех детей, у которых есть проблемы адаптации к детскому саду, стоит ограничить на период привыкания сильные эмоциональные переживания, как отрицательные, так и положительные.

Родителям тоже приходится адаптироваться к саду: расставаться с малышом, который долгое время был только дома, контейнировать его эмоции, переживать за состояние ребенка. Чем спокойнее будут себя вести и чувствовать мамы и папы, тем скорее малыш почувствует себя в безопасности в стенах ДОУ.

На что влияет адаптация в детском саду

Навыки малыш тоже может подзабыть, но это из-за стрессовой ситуации и в скором будущем вы увидите, что малыш не только вспомнил ранние, но и освоил новые умения.

Движения и речь вашего чада тоже могут несколько «затормозиться» или, наоборот, энергия будет бить через край, но такое поведение, опять-таки, лишь на время. Скоро вы заметите, как и речь стала прежней (даже обогатилась), и телодвижения нормализовались.

Сон и аппетит тоже дадут небольшой сбой. Чадо тяжело будет засыпать на тихом часу (дома или в садике), а еда ему просто непривычна, но и это придет в нормальный режим.

Ну и, самый основной момент в том, что здоровье любимого чада ослабевает на фоне стресса. Поэтому не думайте, что сынок или дочка просто хандрит, поскольку на первых порах он действительно может болеть, и болеть часто. Зависит это от крепости здоровья в целом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий