Нельзя принимать подарки от незнакомого человека
Когда рядом нет родителей, не бери подарки ни от мужчины, ни от женщины. Если незнакомый человек пытается что-то тебе подарить – скажи: «Я не беру подарки от незнакомых людей», поворачивайся и уходи от этого человека, туда, где есть другие люди.⠀
Лично у меня довольно много таких историй. Мне повезло и ничего плохого не произошло, но страшно подумать, чем могло бы это кончится.
P.S. Приглашаю вас посмотреть семинар о детской безопасности, личных границах, основах полового воспитания. Там я подробно и пошагово рассказываю о том, как бережно и этично объяснять все эти непростые темы ребёнку, чтобы его не напугать, но научить правильно себя вести и реагировать в разных опасных ситуациях. Вы узнаете, как говорить с детьми на важные темы безопасности на улице и с другими людьми, как отказывать и говорить «Нет», как поднимать с ними вопросы полового воспитания и личных границ, про «правило нижнего белья», про детские «сексуальные» игры друг с другом. А а также про то, почему дети не рассказывают родителям об опасных ситуациях и как это исправить – всё это и многое другое мы подробно с примерами и рекомендациями, разбираем с родителями на онлайн-семинаре:
Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм
Начало обучения
Обучение должно соответствовать возрасту ребенка и уровню его психологического развития.
Начать обучение правилам безопасного поведения можно с игровой формы, такая техника будет предпочтительная для детей 4-6 лет. Дети часто ассоциируют себя с игрушками, охотно включаются в процесс. Можно придумать игру «Что делать, если ты потерялся?». Основным героем может стать любимая кукла или игрушка.
- Для детей младшего школьного возраста будет интересная сюжетно-ролевая игра. Можно разыграть сценку, что делать в экстренной ситуации на улице. В непринужденной обстановке можно оговорить варианты поведения и возможные ошибки.
- Для подростков будет эффективна беседа. Следует оговорить безопасные места для прогулок, действия в экстренной ситуации, телефоны служб спасения, алгоритмы поведения на улице в опасных ситуациях.
Правила поведения на улице
Безопасное поведение в каждой семье понимается по-разному, в связи с чем родители и составляют правила конкретно для своих детей. Предлагаем ознакомиться с основными правилами безопасного поведения на улице, которые могут стать основой для создания собственных:
- Всегда нужно предупреждать родителей, куда идешь, с кем и когда вернешься.
- Не нужно в темное время суток одному гулять на улице. Если сложилось так, что уже темно, то домой лучше добираться по освещаемым местам.
Не привлекай лишнее внимание, громко разговаривая по телефону и т. п.
Не носи на улице дорогие украшения, особенно когда гуляешь без взрослых.
Не нужно вешать ключи от дома на шею или на ремень брюк.
При обнаружении молодой и шумной компании лучше перейти на другую улицу и ни в коем случае не вступать с ними в конфликт.
Избегай перебранок в общественных местах.
Если кто-то из прохожих спрашивает дорогу, можно объяснить и даже нарисовать путь, но не провожать до этого места самостоятельно.
Если незнакомый человек попросил помочь ему с сумками, обещая за это вознаграждение, нужно ответить категорическим отказом.
Если незнакомец предлагает попробовать себя в сфере шоу-бизнеса и красоты, не нужно стесняться спрашивать, когда и куда можно по этому вопросу подойти с родителями.
Если поблизости начинает тормозить авто, нужно отойти от него подальше и ни при каких обстоятельствах не садиться в машину.
Если кажется, что кто-то преследует, нужно перейти на другую улицу, зайти в магазин или обратиться за помощью к взрослым, то есть привлечь внимание к себе.
Во время игр не следует залезать в заброшенные транспортные средства, здания и прочие подобные места.
Если угрожает опасность, не нужно стесняться громко звать на помочь и защищаться.
В общественных местах нужно строго соблюдать общественный порядок, правила уличного движения и пользования транспортными средствами.
Не портить общественное и государственное имущество.
Не сорить на улице и в общественных местах.
Запрещено распивать алкогольные напитки и играть в карты.
Бережно относиться к природе и труду других людей.
Пункты, касающиеся общения с незнакомцами, можно объединить простым и понятным правилом: «Взрослый человек никогда не попросит помощи у ребенка».
Все пункты можно подкорректировать и дополнить в зависимости от того, чему хотят научить ребенка родители.
Безопасность детей на улице: как учить правила безопасности с детьми
Помните, что приучать ребёнка к самостоятельности нужно постепенно. Не пугайте ребёнка и не рассказывайте обо всех опасностях сразу. Подавайте информацию аккуратно, методично (можете завести блокнот и отмечать, какие моменты Вы уже проговорили, а о чём расскажете в следующий раз). Не забывайте по несколько раз прорабатывать одну и ту же тему, напоминать о тех или иных важных моментах. Сопровождайте процесс обучения картинками.
В процессе изучения правил безопасного поведения ребёнка на улице подключайте родственников для демонстрации ролевых сцен. Показывайте как нужно вести себя на улице на своём примере, расширяйте кругозор ребёнка. А также просите ребёнка показать, как он запомнил то, что Вы ему сказали.
Знание правил – не гарантия их соблюдения
Когда я слышу фразу: «родители должны объяснить» мне становится не по себе. Конечно, объясним, научим и даже проверим, как ребенок усвоил. Но самое главное – мы должны понимать своих детей и знать, чего стоит опасаться в первую очередь, какой из наших запретов, скорее всего, будет нарушен. Только так родители могут уберечь ребенка.
Мало установить правила, необходимо добиться, чтобы ребенок соблюдал их. И тут нет единых критериев, как нет двух абсолютно похожих детей. Одного, возможно, придется припугнуть, для другого продумать дополнительные правила, а третьему, напротив, чуть больше разрешить.
Например, мой сын никогда не уйдет с незнакомыми. И не потому, что я так хорошо объясняю. Он знает правила, но не нарушает их не потому, что это табу, просто не хочет. С племянницей ситуация полностью противоположная. Она общительная и открытая девочка, которая возьмет конфеты у любого и пойдет посмотреть котёнка с незнакомым дядей. При этом «правила» этот ребенок расскажет – объясняли ей ни раз. Попытки припугнуть тоже не возымели никакого успеха – она просто смеется.
Виноваты родители, что плохо объяснили? Иногда, кажется, что родители виноваты во всем. А они в свою очередь придумали новое правило – если с нею заговаривает незнакомый человек и что-то хочет – девочка звонит маме. И конфеты ей периодически брать разрешают, чтобы в следующий раз у нее был стимул совершить этот очень важный звонок.
Вспомните себя в детстве. Вы слушались родителей неукоснительно? Никогда не убегали в гости к друзьям, не лазали по деревьям, не спускались в подвалы? Ответим честно – нарушали запреты все, и наши дети тоже будут их нарушать. Для того, чтобы уберечь их от опасности, на мой взгляд, самое главное сохранить доверие своего ребенка и выработать ответственность. Это куда более сложная задача, чем разучивание правил, но она решаема.
Правила безопасности
Чтобы уберечь своего ребенка от беды, следует, прежде всего, научить его распознавать опасность
Чтобы завоевать детское внимание, преступники представляются людьми творческих, увлекательных профессий: режиссер, фокусник, спортсмен. Набор предлогов для обращения довольно стандартен
Их цель заинтриговать ребенка. Мальчику расскажут, что неподалеку лежит ничей самокат или робот. Девочке предложат посмотреть какое-нибудь животное, постараются надавить на жалость, сказав, что за углом лежит щенок с перебитой лапкой.
Ребенка нужно научить следующим правилам безопасности при общении с посторонними:
Ø Всегда играй в компании друзей.
Ø Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения родителей.
Ø Никогда не соглашайся куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей, не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Кричи изо всех сил, если кто-то просит тебя об этом, немедленно расскажи родителям.
Ø Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи об этом родителям.
Для детей школьного возраста:
Ø Не обсуждай своих проблем с незнакомыми и малознакомыми людьми.
Ø Если кто-то пытается ворваться в квартиру, звони в полицию, а затем открой окно и зови на помощь.
Ø Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, не подходи близко и не соглашайся сопровождать их.
Ребенка нужно научить следующим правилам пожарной безопасности дома:
Ø Не оставляйте без присмотра детей дошкольного и младшего школьного возраста, не позволяйте им пользоваться легковоспламеняющимися материалами;
Ø Следите за газовыми и электрическими приборами;
Ø Не играть с легко воспламеняющимися предметами и жидкостями (спички, зажигалки, аэрозоли и т.д.);
Ø Не поворачивать вентили газовой плиты и колонки;
Ø Не трогать режущие и колющие предметы (ножи, ножницы, иголки и т.д.);
Ø В случае обнаружения пожара незамедлительно звоните 01.
Меры безопасного поведения при работе с Интернетом:
Ø Объясните детям, что общаться и вести себя в социальной сети необходимо так же осторожно, как и в реальной жизни. Ø Запретите детям оставлять в публичном доступе или отправлять незнакомцам по почте контактную информацию (телефон, адрес)
Ø Запретите детям оставлять в публичном доступе или отправлять незнакомцам по почте контактную информацию (телефон, адрес).
Ø Объясните детям, что нельзя соглашаться на уговоры незнакомых людей о личной встрече. Подобные предложения лучше игнорировать, общение со слишком настойчивым человеком прекратить.
Ø Просматривайте сайты, которыми часто пользуется ваш ребенок, с целью недопущения вовлечения ребенка в неформальные организации.
Совет родителям:
Ø Убедитесь, что ваши дети знают телефон полиции, скорой помощи, пожарной службы, адрес. Отрепетируйте, как нужно разговаривать с дежурным, чтобы в нужный момент ребенок не растерялся.
Ø Научите правилам безопасности дома и на улице.
Ø Всегда знайте, где ваши дети, и они пусть всегда знают, где вы.
Ø Никогда не пишите имя вашего ребенка на одежде, портфеле, велосипеде.
Ø Научите ребенка в случае, если он потерялся, ждать вас в том месте, где вы расстались, и никуда не уходить ни с кем, ни под каким предлогом.
Ø Всегда записывайте адреса и телефоны всех друзей вашего ребенка, а также телефоны (рабочие и мобильные) их родителей.
Ø В случае возникновения неприязни между вашим ребенком и еще кем-либо обязательно выясните ее причины, постарайтесь уладить конфликт или избавьте ребенка от любого возможного контакта с источником неприязни.
Ø Никогда не пренебрегайте детскими опасениями, даже если вам кажется, что они мнимые. Убедите ребенка, что вы всегда придете на помощь, что бы ни произошло.
Что важно знать родителям
Не стоит запугивать ребенка, приводить печальную статистику, полицейские сводки. Этим вы только вызовите стресс и недоверие к миру. Следует сосредоточиться на правилах безопасного поведения, которые смогут предотвратить беду на улице.
Будьте личным примером для ребенка
Если переходите дорогу вместе с ребенком на красный свет, то не стоит удивляться, когда малыш будет нарушать правила безопасности.
Важно наладить доверительные отношения с ребенком. Информация при этом будет легче восприниматься, если у ребенка возникнут страхи и сомнения, он скорее с вами поделится.
Отправляя ребенка одного на улицу, не стоит отдавать ему дорогой мобильный телефон, украшения, вешать ключ от входной двери на шею.
Ребенок должен усвоить, как существует опасность на дороге.
Ребенок не должен получать крупные суммы денег
Особенно осторожным нужно быть в транспорте и при оплате покупок. Злоумышленники могут увидеть крупные купюры, попытаться их заполучить.
Гуляем с коляской
Только регулируемые переходы, только вдалеке от домов – и только безопасные прогулки«Решила зайти в магазин во время прогулки с ребенком. Оставила коляску на минуточку. Вернулась – коляски нет».
Это еще не самый плохой вариант: ведь ребенок остался при маме. Если уж вы решили совместить прогулку с шопингом, имейте в виду: если в магазине продаются детские товары, администрация не вправе запретить вам пройти внутрь вместе с коляской. Если связываться и доказывать нарушение закона вам не хочется, попросите охранника на входе присмотреть за транспортным средством. Разумеется, он не выставит возле нее караул, но хоть изредка будет поглядывать
Можно пристегнуть коляску велосипедным замком – их, правда, ничего не стоит вскрыть умелым людям, но возня может привлечь внимание охраны. Оставленная без присмотра коляска может стать жертвой вандализма: кто гарантирует, что в нее не бросят окурок и не запрыгнет чужая собака с грязными лапами?
Иногда беда с коляской может случиться прямо на маминых глазах. Например, на прогулке не стоит катать или ставить коляску у стен домов, в особенности старых и ремонтируемых
Порыв ветра или человеческая неосторожность – и на малыша летит сверху окурок, бутылка, пласт снега, кусок штукатурки. Безопасность ребенка на улице в таком случае – под большой угрозой
Не выкатывайте на проезжую часть коляску, собираясь переходить дорогу, – водители, особенно те, которые в задних рядах, могут просто не успеть отреагировать на ваши намерения. На нерегулируемых «зебрах» сложно будет уместиться с коляской на узкой разделительной полосе. Поэтому лучше пользоваться только регулируемыми светофорами или подземными переходами.
Причины детского дорожно-транспортного травматизма
Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.
Игры на проезжей части и возле нее.
– Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
– Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора
– Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.
– Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.
– Незнание правил перехода перекрестка.
– Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
– Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
– Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта
Безопасное поведение на улице для детей школьного возраста
Для детей, которые уже самостоятельно гуляют или добираются до школы, кружков, стадиона и обратно, существует два вида опасности:
- риск травмироваться из-за собственной неосмотрительности;
- риск пострадать от людей с недобрыми намерениями.
Как избежать травм?
Родители всегда должны знать, где на улице играет их сын или дочь и какой дорогой он или она идет в школу, на внешкольные занятия. Места, где можно играть, и путь от дома до постоянно посещаемых мест нужно несколько раз пройти вместе с ребенком
По пути нужно обращать его внимание на возможные опасности
По возможности следует организовать маршруты передвижения так, чтобы избегать пустырей, строек, безлюдных мест. Если есть выбор, то предпочтительнее будет чуть увеличить время пути, но переходить дорогу по подземному или оборудованному светофором переходу.
Необходимо следовать таким правилам:
- нельзя играть на стройках, крышах зданий, на проезжей части;
- любые взрывоопасные предметы – петарды, фейерверки, пистоны – можно использовать только под присмотром взрослых в подходящих для этого местах;
- ездить на велосипеде можно только во дворе, где нет машин, или по специальным велодорожкам в парке;
- нельзя подходить к незнакомым собакам и тем более дразнить их;
- в зимнее время года нужно надевать противоскользящие накладки на обувь и держаться подальше от карнизов, крыш и козырьков зданий;
- переходить дорогу можно только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, убедившись, что опасности нет;
- нельзя поднимать с земли посторонние предметы, особенно шприцы, стекло, свертки.
Общение с посторонними людьми: как вести себя ребенку?
Здесь также важно соблюсти баланс: дети не должны видеть в каждом встречном преступника и плохие намерения там, где их нет, но и доверять всем подряд – неправильно. Самое главное – объяснить, что преступник боится огласки и разоблачения
При подозрении на недобрые намерения встречного нужно громко разговаривать, кричать о помощи, сопротивляться
Самое главное – объяснить, что преступник боится огласки и разоблачения. При подозрении на недобрые намерения встречного нужно громко разговаривать, кричать о помощи, сопротивляться.
Вот некоторые правила, которые необходимо усвоить для безопасности:
- Нельзя садиться в машину к незнакомому или малознакомому человеку, если это не такси, которое вызвали родители, чтобы ребенок не опоздал на мероприятие.
- Если вместе с ребенком в подъезд заходит незнакомый мужчина, лучше пропустить его вперед и дождаться, когда он поднимется на свой этаж или уедет в лифте. Лучший вариант – дождаться на улице кого-то из хорошо знакомых соседей и вместе с ними подняться на свой этаж.
- Если на улице незнакомый человек просит помощи, нужно обратиться к прохожим, а не кидаться помогать самому. Преступник при обращении к посторонним людям попытается сразу уйти.
- Нельзя идти с незнакомым человеком, куда бы он ни звал и что бы ни обещал. Дошкольников преступники обманывают сообщением, что за ребенком его прислали родители. Нужно придумать «пароль», который должен сказать незнакомец, если это действительно так. В противном случае – бежать, громко кричать, звать на помощь, сопротивляться, если пытаются увести силой.
- Не давайте подростку, если ему предстоит самостоятельное передвижение, крупных сумм денег, дорогих мобильных телефонов или украшений. Вешать на шею на цепочке ключ от дома также не следует. Ключ можно приколоть за кольцо булавкой к внутреннему карману, если боитесь, что он может потеряться.
- Нельзя принимать от незнакомых людей любые подарки, в том числе и еду.
- В школу и обратно, в кружок или секцию лучше идти группой. Родители могут договориться и поочередно провожать детей, если их путь проходит по небезопасным участкам.
Недостаточно озвучить данные правила один и даже несколько раз. Время от времени их надо повторять. Еще лучше – моделировать непредвиденные, опасные ситуации и учить детей на практике безопасному поведению.
Безопасность детей на улице: как учить правила безопасности с детьми
Помните, что приучать ребёнка к самостоятельности нужно постепенно. Не пугайте ребёнка и не рассказывайте обо всех опасностях сразу. Подавайте информацию аккуратно, методично (можете завести блокнот и отмечать, какие моменты Вы уже проговорили, а о чём расскажете в следующий раз). Не забывайте по несколько раз прорабатывать одну и ту же тему, напоминать о тех или иных важных моментах. Сопровождайте процесс обучения картинками.
В процессе изучения правил безопасного поведения ребёнка на улице подключайте родственников для демонстрации ролевых сцен. Показывайте как нужно вести себя на улице на своём примере, расширяйте кругозор ребёнка. А также просите ребёнка показать, как он запомнил то, что Вы ему сказали.
Ребенок на улице один
Прежде чем отпустить ребенка на улицу одного посмотрите, как он одет. На одежде не должно быть лишних завязок, капюшон должен легко отстегиваться, чтобы ребенок случайно не зацепился.
Любые ценные вещи лучше оставить дома. Если у ребенка есть карманные деньги – тем более не брать с собой, чтобы без Вашего ведома чадо не побежало через дорогу покупать мороженое.
Формулировка «один» в данном случае не всегда уместна. Если речь идет о самостоятельном походе в школу – возможно и весьма желательно, чтобы ребенок ходил не один, а с одноклассником. Точно так же если малыш ушел играть во двор, скорее всего, его ждут товарищи.
Заранее спросите, с кем ребенок пойдет гулять. Стоит знать друзей ребенка, одноклассников и их родителей. Желательно выяснить их домашний адрес и телефон.
Лучше, чтобы первый раз ребенок пошел гулять один в теплое время года. В летние месяцы во дворе всегда больше людей – бабушки на лавочке, мамы, с детишками помладше. Можно попросить кого-то присмотреть за ребенком и в случае необходимости связаться с Вами.
Заранее договоритесь с ребенком, когда он должен вернуться, еще лучше, если во время прогулки он сам периодически будет звонить хотя бы в домофон. Хорошо, если он так же позвонит Вам, как только дойдет из дома до школы и обратно.
Ищем ушедшего без спроса ребенка
«Я засмотрелась на цветок и не заметила, куда ушла мама». «Я хотел напугать маму и спрятался за урну, а когда выглянул, мамы не было». «Я хотела найти русалку, про которую мне вчера говорила няня, когда мы гуляли у речки». Дети до 7 лет еще не способны контролировать свои желания и не осознают глобальных последствий своих поступков. Они никогда не убегают из дома или со двора специально: у них еще очень сильна психологическая зависимость от родителей, а у детей до 3 лет эта зависимость еще и физиологическая. Но если дома плохо, во дворе скучно, взрослого нет рядом, а маленькая и столь же неразумная подружка предлагает увлекательное приключение (например, пойти в соседний лес поискать Бабу-ягу), для ребенка это может стать мощным стимулом, который переборет всевозможные страхи: и перед самой Бабой-ягой, и перед наказанием родителей.
Наказывать ли найденыша? Это зависит от тяжести проступка. Если он потерялся случайно, не обрушивайтесь на него с карой – обнимите его, успокойтесь и помогите выразить пережитые чувства. Потом вы вернетесь к этой ситуации и устроите «разбор полетов», оценивая действия малыша. Если же, невзирая на все запреты, ребенок самовольно ушел из дома, со двора, «с того места», наказание обязательно должно соответствовать тяжести проступка – из серии «Чтоб на всю жизнь запомнил». В ходе неприятного разговора не бойтесь чрезмерно запугать малыша: «страшилки», увы, – это наша обыденная реальность. Если ребенку меньше 3 лет, объяснения не помогут: придется рассказывать страшные сказки с плохим концом, без волшебства, где героями являются реальные персонажи: маленький мальчик, злой человек. И обязательно скажите ему: «Что бы ни случилось, что бы ты ни натворил, ты мой ребенок, и дома мы сможем решить все проблемы вместе». Тогда после долгого и нервного приключения малышу будет не страшно возвращаться в объятия близких людей.
Полезные вещи
В настоящее время существует значительное количество вещей, позволяющих сделать пребывание ребенка на улице более безопасным, и сохранить нервы родителей в целости.
1. Мобильный телефон
Можно спорить о том, стоит ли покупать его ребенку, но посудите сами, насколько это вещь облегчит Вам жизнь:
- ребенок или родители смогут позвонить, если чадо задерживается;
- операторы связи предлагают услугу «локатор», позволяющую определить, где ребенок находится;
- в телефоне есть часы – ребенок сам может следить за временем;
- существуют программы для андройд, позволяющие определить местоположение абонента.
2. GPS-трекеры
Становятся все более популярными различные GPS-трекеры, выполненные в виде браслета или небольшой коробочки. В зависимости от модели они позволяют не только отслеживать местоположение ребенка на карте, но и при необходимости слышать, что вокруг него происходит.
Некоторые модели предупреждают родителей, если малыш покинул определенную зону, например, ушел из двора. Практически у всех из них есть кнопка SOS, при нажатии на которую на телефон родителей придет сообщение.
3. Светоотражатели
Еще одна полезная вещь – бликеры. Оснастить подобным аксессуаром одежду и рюкзак ребенка стоит вне зависимости от того, планируете ли Вы отпускать в ближайшее время ребенка одного, и будет ли он добираться домой в темное время суток. Даже в пасмурную погоду светоотражатели делают ребенка более заметным для водителей.
4. Пластиковые браслеты и бирки с адресом и телефоном
Хорошо, если у ребенка при себе постоянно будет что-либо, где записана личная информация. Записка в кармане, надпись на ярлычке куртки. Ситуации бывают разные. Ребенок может растеряться, ошибиться, да даже прикусить язык.
Общие правила безопасного поведения ребёнка на улице
Обеспечивая безопасность детей на улице, помните, что:
- Не нужно одевать дорогие украшения и прочие дорогие аксессуары для ребёнка на улицу.
- Не нужно вешать ключи на шею или на другое видное место (кладите их в потайной карманчик).
- Ребёнку нельзя говорить с незнакомцами, уходить с ними куда-либо, брать что-либо из их рук, садиться в машину и т.д. Обязательно проговорите с малышом, что нельзя отвечать на вопросы, где взрослые, кто дома, где дома что лежит и т.д.
- Ребёнок должен знать о том, что нужно всегда смотреть по сторонам (чтобы не оказаться под колёсами машины) при выходе из подъезда, переходе через дорогу, во время игр на придворовой территории.
Чтобы обеспечить безопасность детей на улице, родители должны усвоить с ними уроки на тему «кто я».Так ребёнок должен знать следующую личную информацию:
- Его имя, фамилию, домашний адрес и телефон, а также имена родителей.
- Также необходимо выучить с малышом, какие опасности/травмы могут быть получены им или другими детьми: не трогаем острое, тяжёлое, горячее (чтобы не пораниться, не удариться, не обжечься).