Буллинг в школе: как защитить ребёнка от травли и издевательств

Как понять, что ребенка обижают в школе

Подростки часто предпочитают молчать о своих проблемах: они думают, что вмешательство родителей или учителей лишь усилит конфликт. Ещё одна причина молчания – боязнь того, что взрослые не поймут или осудят (мол, уже большой, сам разбирайся).

И всё же существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать об издевательствах со стороны одноклассников.

  • Физические повреждения, причины появления которых подросток не в силах объяснить. Либо его объяснения кажутся надуманными.
  • Изменения в характере, поведении.
  • Проблемы со сном. Ребёнка мучают кошмары, он не может заснуть.
  • У него «теряются» вещи: телефоны, наушники, золотые серёжки, куртки. Либо эти вещи «вдруг» ломаются, рвутся, пачкаются.
  • Подросток придумывает всяческие отговорки, лишь бы не идти в школу. То у него живот заболел, то температура поднялась. Кстати, возможно, боли в животе действительно присутствуют, поскольку так может проявляться психосоматика.
  • Меняется пищевое поведение. Подростки, особенно девочки, перестают есть. Такое часто происходит, если ребёнка дразнят из-за лишнего веса.
  • Портится успеваемость, учителя жалуются на то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. В дневнике появляются соответствующие записи.
  • Внезапные ссоры с приятелями, одноклассниками. Подросток не гуляет после уроков, не звонит друзьям.
  • Любое отклоняющееся от прежней нормы поведение: скандалы, аутоагрессия, побеги из дома, истерики.

Я — личность: хорошая стратегия в профилактике буллинга, травли


Я — личность: хорошая стратегия в профилактике буллинга, травли

Когда людям больно, они часто склонны обвинять других в своих проблемах. На такие слова как: «Ты меня так злишь! Почему ты всегда так поступаешь со мной?», другие люди в целях защиты отвечают в такой же манере, из-за чего невозможно конструктивно разрешить ситуацию. Тем не менее, описание чувств, как человек ощущает себя в конкретной ситуации («Я злюсь, когда…» или «Я не понимаю, почему…»), помогают одному понять и посочувствовать другому, не обвиняя его в каком-то поведении или намерениях. Так описывается тревожная ситуация и эмоциональные состояния, которые она вызывает, не подвергая критике особенности собеседника. Кроме того, проявление собственных эмоций развивает доверительные отношения с собеседником.

Осознание того, что ребенок — личность, может понадобиться именно в коллективе (например, в классе), где присутствуют и взрослые. В менее контролируемых ситуациях (на перемене, игровой площадке), проявление чувств может еще больше спровоцировать злоумышленника на провокацию.

В ситуации, когда, к примеру, родитель или другой взрослый кричит: «Разве ты не видишь, куда надо класть вещи?», пример ответа настоящей личности звучал бы так:

  • У меня трудности с учебой, которые иногда мешают мне следить за собой, куда я кладу вещи.
  • У меня проблемы с ощущением пространства. И я не думаю, что над этим надо смеяться.

Кроме того, важно объяснять ребенку, что говорить надо четко, вежливо и стараться поддерживать зрительный контакт с агрессором. Стоит рассказать малышу, что разные ситуации могут возникать и дома в семье, и он должен вести себя подобающе, как со сверстниками в школе, так и дома с младшими или старшими братьями и сестрами

Примеры ответов агрессорам ребенка, воспитанного как личность:

  • «Я чувствую себя расстроенным, когда вы смеетесь над моими очками. Я хочу, чтобы вы перестали это делать».
  • «Мне не нравится, когда ты смеешься над тем, как я бегаю. Это единственный способ, при помощи которого я могу бежать. Пожалуйста, прекрати».
  • «Я знаю, ты просто хочешь меня расстроить, но это не сработает».
  • «Я разочарована тем, что ты не убрал игрушки, когда я об этом попросила. Ведь ты мой старший брат, и я бы хотела, чтобы ты убрал их сейчас».

На самом деле, все просто. Если ребенок будет чувствовать себя уверенным, то у него не будут возникать неприятные ситуации с травлей или буллингом.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития

Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

беспричинные боли в животе и груди;
нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
нервный тик, энурез;
печальный вид, беспокойство, тревожность;
нарушенный сон, кошмары;
длительное подавленное состояние;
участившиеся простуды и другие заболевания;
склонность к уединению, нежелание общаться;
проблемы с аппетитом;
излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства. 

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков. 

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость. 

Профилактика буллинга

Травля чревата тяжёлыми последствиями для всех её участников, все они нуждаются в помощи. Жертвы испытывают тревогу, постоянные страдания, у них нередко появляются суицидальные мысли. Агрессор чаще всего сам страдает от комплексов, пытаясь утвердиться за чужой счёт. Наблюдатели угнетены чувством вины и подавлены.

Поэтому проблеме буллинга среди детей должны противостоять взрослые. Очень хорошо, если классный руководитель чувствует настроения в классе, является авторитетом для детей и способен пресечь насилие в самом начале. Ещё лучше, если педагог занимается профилактикой буллинга. Для этого в школе должны проводиться тематические классные часы, обсуждения дружбы, товарищества, толерантности и терпимости людей по отношению друг к другу. Родители со своей стороны личным примером должны учить детей сопереживать, ставить себя на место обиженного и угнетаемого человека. Не нужно растить детей в тепличных условиях, необходимо рассказывать им, что есть боль и страдания, и наши поступки могут быть неприятны другим людям; что всегда нужно думать, прежде чем что-то сделать, ведь необдуманные обидные действия по отношению к более слабому человеку могут привести к страшным, порой необратимым последствиям. В целях профилактики буллинга очень полезны совместные просмотры с детьми художественных фильмов на эту тематику. Среди них:

  • «Чучело» Ролана Быкова;
  • «Кэрри» (экранизация романа Стивена Кинга);
  • «Все умрут, а я останусь», «Школа» Валерии Гай Германики;
  • «Садист» Ларри Кларка;
  • «Мост в Терабитию» (одноимённой повести Кэтрин Патерсон) и многие другие.

Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.

Последствия

– Раньше часто говорили, что ситуации, связанные с травлей, могут «закалить» характер. Что вы сами об этом думаете? Какими могут быть последствия? Отмечу, что мы сейчас говорим именно о последствиях для психики человека.

– Однозначно, длительная, затяжная травля ни к какой «закалке» характера  не приводит. Из-за постоянного давления, напряжения  может возникнуть комплекс неполноценности. Появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствуют возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Плохие отношения в классе могут в дальнейшем привести к негативным последствиям, характеризующимся противоправным поведением. Также это может привести к различным психосоматическим заболеваниям

А неуверенность и желание привлечь к себе внимание с целью повышения своей значимости развивают у ребенка ложь. Отвергаемый ребенок порой способен даже на воровство, чтобы хоть как то повысить свою значимость

Словом, явно больше минусов, чем плюсов. Ребенок, подвергшийся травле, получает психологическую травму, которая так или иначе отразится в будущем на его качестве жизни, модели поведении, взаимоотношениях его успешности, гармоничному развитию личности  и т.д.

– Представим такую ситуацию: бывшие одноклассники – человек, который участвовал в травле, и её жертва встретились спустя годы. Как лучше себя повести? Стоит ли обсуждать произошедшее в детстве?

– Зачем? Он же не в кабинет психолога пришел. Прошлое вам не вернуть, а тем более не изменить. Поверьте, в настоящем времени  вам есть много о чем поговорить и обсудить. Пусть психоанализом занимаются профессионалы, предоставьте это дело специалистам.

– Какой «универсальный» совет вы бы дали родителям и детям по этой теме?

– Как бы ни было велико у вас  желание побежать отлупить обидчика, обвинить учителя и призвать всех к ответу, поверьте: в чем меньше всего нуждается в этот момент ваш ребенок, так это раздраженный, возбужденный, разъяренный, нервный, не контролирующий свое поведение родитель. Первоочередная  ваша задача в этот момент это успокоить ребенка, дать ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта.  Ребенку главное – почувствовать, что он уже не один со своей проблемой. Не употребляйте в разговоре с ребенком подобные фразы: «Не обращай внимания»; «Да это пустяки, подумаешь»;  «Ты сам разберешься» и пр. Такие фразы воспринимаются им как  «проблема твоя меня не интересует, у меня других дел полно». Буллинг – это проблема   не ребенка, а всего коллектива, включая учителей, социального педагога,  администрацию школы, родителей и т.д.

Еще, на что мне бы хотелось обратить внимание, не превращайте беседу в допрос. Поставьте себя на место ребенка, взгляните на ситуацию его глазами, учитывая  психологические особенности своего чада.  От учителя не требуйте молниеносно повлиять на ситуацию, как порой звучит  фраза: «Ну сделайте что-то, повлияйте на…»

Гораздо эффективнее спросить, а какие конкретно шаги предпримет педагог. Убедитесь, что вас действительно услышали и поняли. Не забудьте поговорить и с родителями обидчика. Фиксируйте доказательства того, что травля имеет место быть. К моральной поддержке ребенка применяйте и практическую помощь. Иногда родители обидчика выстраивают защитную линию поведения, в данном случае целесообразно упомянуть, что дальнейшие действия будете осуществлять в рамках правового поля.

На «приёме» у психолога побывала Марьяна Сафина

Реальные истории буллинга в школе и борьбы с ним

Мы создали небольшой опрос и
удивились, насколько распространён буллинг. Почитайте истории школьников –
возможно, одна из них поможет вам прекратить травлю!

Ася:

Травили из-за большого лба! Выход – изменение своего восприятия красоты, работа с самооценкой и выработка умения не тратить эмоциональный ресурс на глупых людей. А вообще, самое лучшее средство от «глупой» травли – взросление, потому что у обеих сторон прибавляется ума.

Кстати, если нужно бороться с травлей здесь и сейчас в определенной ситуации, то лично для меня самый лучший способ такой: вместо того, чтобы проявлять стеснительность/обиду/молчать, или нападать в ответ, или, как советуют некоторые, смеяться вместе с агрессором, можно попробовать прямо и спокойно сказать человеку: «Это обидно/это меня задевает/мне неприятно такое слышать/не говори так, пожалуйста, это меня расстраивает». 

Короче, фишка в том, что этих чувств агрессор и добивается, поэтому такой ответ может поставить его в тупик.

Дима А.:

Я бы не сказал, что мне сильно досталось от буллинга — обходилось без рукоприкладства. Но всё равно рану оставило — издевки, подколы и подобное. Боролся, просто начав гуглить ответы на свои вопросы.

Именно это помогло мне обрести уверенность и противостоять обидам. Через пару лет, перестав реагировать на оскорбления и шутить над ними, я получил авторитет в классе, и позже моё слово стало иметь вес. Возможно, мне удалось преодолеть травлю потому, что люди сами выросли.

Ольга К.:

В седьмом классе на лабораторной работе по физике разбила мерный цилиндр. И то потому, что подставка была деформирована. Учитель сказал, что я бездарная, бестолковая и безрукая. При всем классе заставил все убирать. Сказал принести два цилиндра в качестве наказания.

Я гордо и молча принесла четыре на следующий день. Он извинился, но тихо и на перемене. Осадок и всплывающие «бездарная, бестолковая, безрукая» во время неудач остались до сих пор, а ведь давно не школьница… В такие моменты я сдерживаю себя от самобичевания. Говорю себе, что жестокость и непедагогичное поведение этого человека – следствие узости мышления и тупости, и не имеет ко мне никакого отношения, уж тем более не говорит о моих профессиональных качествах и «безрукости».

Таня К.:

В нашей школе достаточно много людей, которые не могут самоутвердиться за счёт своих знаний, поэтому самоутверждаются за счёт унижения своих сверстников. Многие советуют просто не обращать внимания на оскорбления, однако не всегда такое поведение остановит обидчика. В моём случае это не помогло.

Если нельзя просто молчать, надо действовать. Но как? Точно нельзя отвечать им в их же манере.»Если на вас лает собака, вы же не встаёте на четвереньки и не начинаете рычать на неё», – слова, которые стоит запомнить навсегда.

Я поступила следующим образом: когда мои обидчики в очередной раз пытались оскорбить меня, я молча выслушивала всё, что они хотели мне сказать, а затем просто задавала вопрос: «Зачем ты это сказал?». После этого обидчики теряются в мыслях, вряд ли у них будет достойный ответ. Если инцидент повторится, поступить стоит так же. Со временем человек поймёт, что вы уверены в себе, и перестанет самоутверждаться за ваш счёт.

Даниил М.:

Были хамство и угрозы со стороны учителя. Примерно такие: «Да откуда ты такой взялся? Будешь рот открывать, выгонят за оценки».

Видимо, она чувствовала свою безнаказанность. Помогла запись диктофона. Ситуацию решили беседой с директором и администрацией школы.

Татьяна Я. (мама):

Третий год подряд в начале изучаемого курса детям в первой же четверти выставляют четвертные двойки. Потом дети только и слышат со всех сторон, что они двоечники и им ничего не светит.

В результате один ребенок, тихий и спокойный, перестал учиться вообще, а второй,  гордый, стал по отношению к учителям резким и агрессивным настолько, что они предпочитают уже его не задевать и мирно ставить тройку. Вот, кстати, и примеры удачного и неудачного сопротивления.

Мне пришлось обратиться к директору и в районный отдел образования. Кажется, что-то начало меняться. Но, возможно, это только кажется

Поскольку мы в силу некоторых причин не можем поменять школу, некоторые советуют пригрозить действиями по постановке под вопрос профессиональных качеств учителей.

Юмор: лучшее мероприятие, направленное на профилактику буллинга, травли


Юмор: лучшее мероприятие, направленное на профилактику буллинга, травли

Юмор отлично снимает стресс и может придать новое значение ситуации, в которой находится жертва. Ситуации, в которых уместно согласиться со злоумышленником, переформулировать его слова или сделать комплимент, могут применяться с юмором: либо с помощью шутки, либо заставят жертву смеяться над высказанным заявлением. Это даже может сопровождаться словами:

«Это весело, но ты действительно заставил меня смеяться!».

Агрессор, который обычно ожидает гневного ответа или плача, удивляется этой реакции, сдается и отступает. Но когда происходит давление, детям обычно трудно придумать уместный ответ и сделать это с юморной ноткой. Кроме того, ситуации, которые действительно унизительны и оскорбительны для ребенка, не могут быть смягчены юмором и должны быть сообщены учителям, родителям или другим взрослым.

Родители должны помогать детям справляться со стрессовыми ситуациями, воспитывая самоуважение и укрепляя самооценку. Это можно сделать путем установления доверительных отношений и ежедневного общения

Важно поощрять малыша, подчеркивая его сильные стороны. Однако в случае появления ситуаций травли со стороны сверстников, применение стратегий, описанных выше, будет полезным для своевременного прекращения потенциально травмирующих психику переживаний и предотвращения ряда неприятных последствий для умственного и физического функционирования детского организма

Удачи!

Как помочь ребёнку

Но самое главное – помочь объекту травли. Как это сделать?

  • Продемонстрируйте, что вы на стороне подростка. Нельзя говорить ему, что это пройдёт, что он сам виноват, мол, не обращай внимания и пр. Ребёнок ищет у вас защиты и поддержки. Вы обязаны их предоставить.
  • Обратитесь психологу. У ребёнка из-за травли неизбежно страдает самооценка, нарушается понимание о том, как нужно общаться с ровесниками в социуме. Нужна квалифицированная помощь психолога.
  • Поднимите самооценку ребёнку. Конечно, это нелёгкий процесс, комплексный, продолжительный. Но без этого невозможно будет вернуть подростка к нормальной жизни. Что можно сделать? Предложите хобби, спортивные секции. То есть то занятие, где он сможет увидеть собственную значимость.

Травля и дети в спектре аутизма

У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) высок риск подвергнуться травле, особенно в обычных школах. Травля может пагубно сказаться на их самооценке, психическом здоровье, социальных навыках и успеваемости в школе.

Травля — это когда одни дети снова и снова дразнят других детей. Они делают так, чтобы задеть чьи-то чувства или убедиться, что кто-то остался вне игр или другой деятельности.

Примеры травли:

  • говорить гадости, обзывать людей или распространять о них гадкие истории;
  • исключать из общения, совместной деятельности;
  • бить и толкать людей, отбирать их вещи.

Обнаружить травлю бывает не так просто, особенно в отношении детей с РАС. У них не всегда есть речь, или они не знают, как понятно рассказать о происходящем.

Кроме того, дети с РАС не всегда осознают, что над ними издеваются, особенно когда травля носит неявный характер. Иногда дети с РАС считают, будто какой-то ребёнок дразнит их, а на самом деле он просто пытается пообщаться или вместе поиграть.

Поддержка друзей

Педагогам имеет смысл разделить агрессоров и жертв в пространстве класса, чтобы они меньше встречались лицом к лицу. Но этого мало

Надо помочь детям, ощущающим свою беззащитность, найти подходящий круг общения: переживание чувства принадлежности крайне важно. «Деятельность по поиску подходящего круга общения — непростой процесс, в котором педагогу хорошо бы объединиться с коллегами по школе и с родителями ребенка», — отмечает Мария Новикова. 

Можно вовлечь ребенка в такую деятельность, которая поможет ему увериться в собственной значимости, — например, в кружки по интересам. Вариантов может быть много, они могут оказаться частично и вне школы. «Сейчас активно развивается сфера волонтерства, в которой могут принимать участие и школьники, — говорит эксперт. — Есть интересные проекты в сфере современного искусства, когда с подростками работают профессиональные художники. Например, проект «Каскад». Там при работе подростковых групп всегда присутствует психолог, который следит за тем, чтобы в коллективе все нормально общались».

Помощь жертвам травли

Одними советами о том, что надо уметь за себя постоять (а это тоже распространенная, хотя неэффективная учительская стратегия), не обойтись. Жертве нужна поддержка взрослых. Но даже сама просьба о помощи может быть для подростка стрессом.

Именно поэтому критически важна реакция взрослых на первое упоминание ребенка о пережитом издевательстве. Любое несерьезное отношение к такому разговору может привести к замалчиванию проблемы: подросток будет переживать травму в одиночестве. Риски виктимизации выше у тех ребят, у кого не сложились хорошие отношения с родителями и учителями.

Как быть, если вашего ребенка обижает весь класс?

Нет такого понятия – «весь класс». В стае всегда есть вожак и ведомые. Если вашего ребенка обижает весь класс, не обязательно делать выговор каждому родителю по списку. Определите, кто вожак, выясните мотивы поведения с его родителями и попросите их о помощи. Не угрожайте, не опускайтесь до уровня обидчика. Иначе придется думать, как ограничивать общество от вас.

Размышляя о том, что делать, если вашего ребенка обижает весь класс, подумайте и о другой стороне вопроса: почему жертвой стал именно ваш ребенок? Случившегося не изменить, но можно избежать повторений нападок.

Научите ребенка нейтральным фразам для общения с агрессорами:

  • не откликайся на выдуманное прозвище, а спокойно поясни, что тебя зовут по-другому. Или ответь: «Да, так дразнили и моего деда, и отца. Вот такая у нас забавная фамилия, куда же от нее деваться»;
  • спроси «в лоб» у неприятеля: «Ты сейчас попытался меня обидеть. С какой целью ты это делаешь? Давай поговорим об этом».

Запишите ребенка в спортивную секцию или театральную студию. Спорт выправит осанку и добавит смелости, а театр обеспечит грамотной четкой речью и пластикой. Любое из этих приобретений избавит школьника от зажатости, вытащив его из толпы потенциальных жертв дедовщины. Да и появление друзей по интересам, с которыми можно общаться на школьных переменах, придаст уверенности в себе и значимости в коллективе.

Общайтесь с ребенком каждую свободную минуту. Настройте тесный контакт. Станьте человеком, который всегда на его стороне, даже при плохих оценках и отвратительном поведении. Будьте его союзником и адвокатом, выходя за порог дома, а все проблемы решайте за закрытыми дверями. Помните: боязнь рассказать родителю о неприятностях оставляет ребенка наедине с проблемами. Участившиеся детские суициды печальный тому пример.

Согласие с обидчиком: быстрое разрешение конфликта, травли, буллинга

Хоть на первый взгляд это может показаться странным, но когда слова злоумышленника относятся к физическим данным или врожденным характеристикам человека, один из полезных способов остановить словесное насилие – это согласие с обидчиком. Знание ребенком того, что он может согласиться с замечанием и ответить на травлю сдержанным тоном, часто приносит облегчение, поскольку ему больше не нужно защищаться от нападок.

Например, на высказывание о пигментных пятнах на лице, ребенок может сказать: «Да, у меня много пятен!», или на обзывательство «Плакса!», ребенок может просто ответить: «Да, многие вещи заставляют меня плакать». Точно так же, к издевательству над низким ростом, ребенок может уверенным голосом, поддерживая зрительный контакт, с улыбкой сказать:

«Да, я низкий. На самом деле, я думаю, что я самый низкий в классе и даже в своей семье»

Или, например, на насмешки из-за медленного чтения, ребенок может сказать:

«Ну, это правда, я не очень быстро читаю».

Для того чтобы эта стратегия работала, ребенку важно заранее абстрагироваться от эмоций обидчика, и самое главное, чтобы он действительно верил, что нет ничего плохого в том, чтобы быть низкого роста или иметь дефекты кожи. Маленькие дети часто чувствуют себя слишком обиженными, поэтому наиболее оптимальной стратегией является использование техники внутренней речи или принятия, описанные выше по тексту

Однако учащиеся старших классов могут отвечать, преувеличивая замечания сверстников, так как слова, доведенные до крайней точки, теряют свое значение. Чтобы облегчить потенциальную агрессию, родители могут предложить ребенку придумать возможные ответы, которые он может направить обидчику. Это могут быть фразы:

  • «Ты прав!»
  • «Мне часто говорят это!»
  • «Я часто так делаю!»

Если ребенок чувствует себя «не в своей тарелке», то есть если он сам не принимает особенности своей внешности, из-за которых его дразнят сверстники, то эта стратегия не приведет к успеху. Другими словами, если ребенок считает свою особенность плохой или некрасивой, то он будет воспринимать слова нападающего, как подтверждение своей собственной точки зрения. Например, на издевательства над лишним весом, ребенок может просто отвлеченно сказать что-то вроде:

«Да, я знаю, что я полный»

Однако, такой ответ может привести к чувству стыда, и лучше выбрать другую стратегию

Поэтому важно, чтобы родители поощряли самоуважение и укрепление самооценки малыша

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели. 

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

Администрация ГУЗ «Тербунская ЦРБ»

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий