Буллинг в школе: как защитить ребенка от травли

Стадия принятия

Пока решать проблему травли приходится без помощи закона.

— Важнее появления статей в УК и КоАП было бы обучение людей контролю эмоций, — считает Александра Бабкина. — Люди свое несогласие с чем-то, свой гнев не могут ни идентифицировать, ни выразить в цивилизованной форме. Нужно заниматься обучением управлением эмоциями с самого раннего возраста

И самое важное — признать существование проблемы

По ее словам, признанием проблемы в этой ситуации станет тот факт, что люди больше не будут говорить «ничего страшного» человеку, пострадавшему от кибербуллинга, а попытаются помочь.

— Эта ситуация затрагивает все слои общества, — заявила Бабкина. — Нужно, чтобы это начали воспринимать как проблему. И не надо ждать, что государство придет и всё решит. Если проблему признать, то рано или поздно появится прогресс. С теми, кто занимается буллингом, должно бороться само общество.

Скачки давления3

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Она замечает, что важно учить людей, этим сейчас занимаются отдельные организации. Так, Mail.ru Group делает разного рода образовательные материалы, которые помогают правильно себя вести в ситуации кибербуллинга

Также есть совместный с «Журавликом» образовательный проект — серия видео для учителей о том, как справляться с буллингом в классе.

— Не думаю, что кибербуллинг нужно выделять в какую-то отдельную от офлайн-травли проблему, — замечает Бабкина. — Он должен быть частью работы по борьбе с буллингом. И не нужно разделять проблему травли в отношении детей и проблему травли в отношении взрослых — подростки страдают от буллинга, в том числе в Сети, но эта проблема касается в первую очередь взрослых людей, потому что подростки приходят не в какой-то отдельный интернет. Они приходят в тот же интернет, где общаются взрослые — и делают это очень специфическим образом.

Директор Института воспитания Наталья Агре рассказывает, что ее организация также занимается образовательным проектом по предотвращению буллинга.

— Институт воспитания уже третий год ведет научную работу по профилактике агрессии в образовательной среде, где вопросу кибербуллинга также уделяется особое внимание, — рассказала она «Известиям». — Мы видим, что интернет — это еще одна среда, где дети сталкиваются с буллингом

Сегодня мы разрабатываем методики профилактики кибербуллинга для учебных организаций, направленные на повышение квалификации педагогических кадров, и выстраиваем работу с родительским сообществом, чтобы работа школы и семьи была согласована и направлена на безопасность наших детей.

Она указывает на два важных аспекта кибербуллинга. Первый делает его не таким актуальным, как проявления травли в живом общении: ребенок в Сети имеет возможность просто выйти из общения, — говорит Агре со ссылкой на исследования института. Однако второй аспект несет особую опасность: 19% детей в Сети подвергаются буллингу со стороны незнакомых людей.

Скачки давления1

Комиссар полиции проводит урок о том, как вести себя при кибербуллинге, в одной из немецких школ

Фото: Global Look Press/Martin Schutt/dpa-Zentralbild/dpa

Мария Свир отмечает: разница в кибербуллинге и офлайн-травле в том, что в Сети дети чувствуют себя абсолютно безнаказанными, не испытывая давления каких-либо норм и правил.

— Нужно обучать безопасности детей в Сети: даже очень умные, адекватные дети, которые совершенно нормально ведут себя дома, в школе, могут вести себя совершенно небезопасно в интернет-среде, — говорит она. — Они испытывают этот мир на ощупь, выясняя, как далеко они могут зайти. С детьми должны разговаривать родители, нужно проводить уроки безопасности в школах.

Проект «Травли нет» работает в школах по приглашению. Детей в рамках образовательной программы обучают в том числе защите личных границ, защите от эмоциональной травли, кибербезопасности. Однако, замечает Свир, в борьбе с кибербуллингом тоже приходится пока двигаться на ощупь — универсального способа решить эту проблему пока не существует.

В пресс-службе Минпросвещения сообщили, что в школах ведется определенная работа с учителями по умению предотвращать буллинг, кроме того, в образовательных учреждениях России разворачивается служба психологической помощи. Подробностей этой работы в министерстве на момент публикации не раскрыли.

Запрещенные приемы: прессинг, унижения, запугивания

Между тем, силовые методы неприемлемы: они закрепляют жестокость. Невмешательство в подростковый конфликт — тоже не вариант.

Артур Реан и Мария Новикова поясняют, почему стратегии подавления неприменимы:

Возмущение действиями педагога, накопленная агрессия могут потом «сдетонировать», что и происходит в случаях нападений на школы.

Булли (агрессор) так и не осознает, какой вред нанес жертве и что она действительно страдает.

Результаты дисциплинарных мер обычно кратковременны. Агрессор нередко переходит на скрытые формы травли, которые могут быть даже более разрушительны. Ведь взрослые о них вообще не узнают и точно не помогут жертве.

Подросткам важно ощущать самостоятельность, компетентность и принадлежность к коллективу. «Если вследствие контролирующего поведения учителя подросток не чувствует себя достаточно автономным, у него повышается потребность в том, чтобы контролировать сверстников

Лишенный возможности чувствовать себя компетентным, ученик попытается продемонстрировать свое физическое превосходство. Чувствуя себя изолированным от соучеников, он может начать вести себя агрессивно», — комментируют Артур Реан и Мария Новикова

«Если вследствие контролирующего поведения учителя подросток не чувствует себя достаточно автономным, у него повышается потребность в том, чтобы контролировать сверстников. Лишенный возможности чувствовать себя компетентным, ученик попытается продемонстрировать свое физическое превосходство. Чувствуя себя изолированным от соучеников, он может начать вести себя агрессивно», — комментируют Артур Реан и Мария Новикова.

История №2. “Однажды дочь позвонила и попросила забрать из школы”

– Травля началась уже давно. Но я не сразу это поняла. Мы поменяли место жительства, и дочка перешла в новый класс в другой школе. Новенькую сразу восприняли с неприязнью. Дочка отличалась высоким ростом – на голову была выше самого высокого парня в классе.

В четвертом классе ей первой из класса пришлось носить пластинку на зубы. Дети, конечно, смеялись, я за нее переживала.

Периодически в классе возникали вспышки травли. Но дочка мне мало что рассказывала. По натуре она очень сильная, никогда не будет жаловаться и ныть. Она не поддерживала дурацкие шутки над другими. Никогда не смеялась, если кто-то упал и кому-то больно.

Когда в 5 классе пришла новенькая девочка в класс, моя дочка взяла ее под крыло и не дала другим дразнить ее и издеваться. Сдачу она всегда могла дать. Со временем от новенькой отстали. Новенькая девочка приспосабливалась и старалась не лезть в конфликты. Моя же голову никогда не склоняла. Она очень любит общественную деятельность: участвовать в праздниках, придумывать номера, танцы. Но ей мало это удавалось – в основном ставили избранных, по усмотрению администрации. Я старалась переключить ее на внешкольные занятия, но в школу все равно приходилось ходить.

Изредка дочка жаловалась мне на плохое отношение сверстников, я говорила, что у нее есть друзья вне школы, можно с ними общаться, предлагала сходить в кино. Я считала, что не должна вмешиваться в ее трудности и конфликты в школе. Старалась поддерживать дома.

Агрессорами в классе, как правило, выступали двое “заводил”. Менялись только их жертвы. Моя дочка подросла. Сейчас она миловидная, модельной внешности. Но повод гнобить ее все равно находят… Последний конфликт начался не так давно. Дочка приходила без настроения, но не плакала. На днях она мне пожаловалась, что в классе уже никто не разговаривает с ней. Однажды дочка мне позвонила и попросила забрать ее из школы. Я спросила: где ты? Она была в женском туалете и плакала уже второй урок. Это была последняя капля.

Обстановка в классе по отношению к ней была накаленная, агрессорши постоянно подпитывали эту обстановку, обзывали дочку. Я говорила с директором, потому что начинала думать о переводе в другую школу. На некоторое время дочь перестала ходить в школу. Директор взяла проблему под свой контроль, с теми детьми будет работать психолог, дочку я тоже поведу к психологу и сейчас я держу руку на пульсе, отслеживаю ситуацию.

Как бороться с буллингом в школе?

Для начала стоит со всей серьёзностью отнестись к этому вопросу. Не стоит воспринимать буллинг в школе как простую детскую шалость, ведь иногда травля может привести к самым страшным последствиям – например, убийству или самоубийству.

Тем, кого травят

Как НЕ НАДО делать:

  • Агрессивно спорить или отвечать тем же;
  • Угрожать буллеру;
  • Делать вид, что тебе всё равно или что тебе смешно, когда это не так;
  • Убегать, прятаться, плакать, жаловаться.

Как НАДО делать:

  • Спокойно пожать плечами и улыбнуться;
  • Задать встречный вопрос («Ты так думаешь?»);
  • Согласиться («Да, у меня есть недостатки, я и сам(а) о них знаю»);
  • Разрешить так думать («Это твоё мнение»).

Важнее всего понять, что слова и поступки буллера никак не меняют жертву буллинга и что равнодушное отношение к попыткам травли – то, что поставит буллера в ступор.

Родителям, чьи дети столкнулись с буллингом в школе

В первую очередь поговорить с психологами и учителями. К ним можно обратиться прямо в школе или в НКО. Главное – донести, что это общая проблема, которую вы хотели бы решить, а не предъявлять претензии.

Если разговоры не помогут и школа не сможет защитить ребенка от травли, можно подать иск в суд. Используйте Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Часть 2, Статья 5.57).

Перестать водить ребёнка в учебное заведение;
Собирать доказательства (справки о здоровье, испорченные вещи, скриншоты переписок и так далее);
Написать заявление в полицию прокуратуру;
Обратиться к чиновникам (местное Управление образования, Рособрнадзор, Уполномоченный по правам ребёнка);
Привлечь внимание общественности.

Буллинг в школе

Раньше о проблемах школьной травли говорилось не много и в основном в тех случаях, когда дело доходило до физического насилия. Традиционно считалось, что это обычное дело в коллективе подростков, и «дети сами разберутся»

Сегодня психологи и педагоги бьют тревогу, привлекая внимание к этому вопросу. Всё больше детей становятся жертвами издевательств и притеснений, которые иногда приводят к самоубийствам

Школьный буллинг может быть прямым и косвенным. В первом случае обидчики избивают, обзывают, оскорбляют ребёнка, вымогают у него деньги, портят его имущество (изрисовывают тетради, рвут или пачкают одежду, рюкзак и т.п.). Во втором случае в ход идут слухи и сплетни, игнорирование, изолирование жертвы (бойкот), запрет другим детям общаться с жертвой («если ты с ней/с ним дружишь, к нам не подходи»). От обычных разовых конфликтов, драк, выяснения отношений буллинг отличается тем, что издевательства повторяются регулярно, и силы изначально не равны. Не стоит путать травлю и, например, соперничество, когда два равных ученика постоянно задирают друг друга и выясняют, кто из них «круче».

Травля без понятия

Член Ассоциации юристов России Коба Оржония отмечает: травля выражается в регулярном психологическом или физическом давлении на жертву, которое осуществляется одним человеком или группой агрессоров, обычно в условиях замкнутой общественной группы. У буллинга всегда преднамеренный негативный характер, отличается он неравным распределением сил между агрессором и жертвой.

На неравность сил указывают и другие эксперты.

— Как правило, в школе учителей не учат, как бороться с буллингом, — говорит Александра Бабкина. — Чаще говорят, что это просто конфликт, но травля от конфликта очень серьезно отличается. Травля — это когда много человек на одного. И сам с травлей ребенок справиться не может. Ему должен помочь взрослый, владеющий инструментами для разрешения подобных ситуаций.

При этом, отмечает она, доказать травлю в интернете или травлю офлайн, если не было нанесено физических повреждений, очень сложно. Координатор программы «Травли нет» благотворительного фонда «Журавлик» Мария Свир поясняет: в России законодательно никак не закреплено понятие травли.

Скачки давления4

Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

— Если жертва кибертравли придет в полицию и напишет заявление, то, скорее всего, это заявление никуда не пойдет, дело не заведут, — говорит она. — Законопроект на этот счет уже есть, и мы очень надеемся, что скоро он будет принят. Там нужно прописать, что такое травля, какие последствия ждут того, кто ею занимается.

Коба Оржония подтверждает: в российском законодательстве отсутствует административная или уголовная ответственность за травлю в Сети, но в зависимости обстоятельств действия могут быть квалифицированы по другим статьям, например, по ч. 1 или ч. 3 ст. 5.61. КоАП РФ — «Оскорбление», по ст. 5.61.1. КоАП РФ — «Клевета», по ст. 5.62. КоАП РФ — «Дискриминация».

— Кроме того, эти действия могут быть и предметом уголовного преследования, — замечает Оржония. — Их могут квалифицировать по ч.2 ст. 128.1 УК РФ — «Клевета», и по ч. 1 ст. 119 УК РФ — «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью».

Что важно делать учителю?

Важно, чтобы в коллективе дети были чем-то заняты, у них была общая цель, общие интересы (например, участие в общешкольных конкурсах, мероприятиях, поездки и т.п. – главное, чтобы они были не формальные, а действительно интересные для детей)

Если нет позитивной цели или объекта для сплочения, а сплотиться важно, то будут искаться любые поводы, в том числе негативные.

Учителя и классные руководители должны быть внимательны к детям, замечать признаки травли (постоянно разбросанные по классу школьные принадлежности одного ученика, негативные реакции учеников на одноклассников, отчужденное поведение). Основной рецепт – неравнодушие. Хотя заметить травлю можно не всегда.

Хорошо выработать вместе с учениками правила класса, где прописывается в том числе и порицание травли.

Иногда педагоги неосознанно могут провоцировать травлю. Например, на уроке физкультуры устроить эстафету и первым начать высмеивать самого физически слабого ученика – дети тут подхватывают эту «идею» и развивают ее до травли.

Очень хорошо говорит об этом Людмила Петрановская:

Причины буллинга

Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:

  • привлечение внимания;
  • демонстрация силы;
  • утаивание неуверенности и страхов;
  • удовлетворение потребности во власти и доминировании.

Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите.

Однако это далеко не единственная причина буллинга. А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:

  • Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.
  • Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой.
  • Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуально-личностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств.
  • Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения.

Улучшение школьного климата

Согласно исследованиям, в коллективах, в которых осуждалась агрессия, ее проявлений действительно становилось меньше. Издевательства просто не воспринимались как способ решения проблем, и обидчики не могли навязать свой стиль общения всем.

Не менее важно выстроить конструктивные отношения между педагогами и детьми. Доверие между взрослым и ребенком в школе снижает риски виктимизации

Доверие между взрослым и ребенком в школе снижает риски виктимизации.

Школьники должны быть уверены в том, что в случае проблем могут попросить помощи у взрослых.

Травли меньше в коллективах, в которых учителя и другие сотрудники гарантированно вмешиваются в конфликты школьников.

Но беда в том, что жертвы не всегда обращаются за помощью. Детей, которые долго подвергаются нападкам и молчат об этом, значимо больше, чем тех, кто, сообщив о буллинге, смог вырваться из этого круга. Нужно много работать с ребятами, подвергшимися виктимизации.

Как защитить ребенка от травли в школе

Педагог-психолог Ольга Ткачук рассказала, как своевременно распознать проблему и правильно с ней разобраться.

– Буллинг – очень модное ныне слово. Им часто называют любой конфликт, происходящий в детском коллективе, когда кто-то кого-то оскорбил, обозвал, ударил. Но не любая ссора является буллингом.

Да, буллинг начинается с отдельных эпизодов психологического или физического насилия. Но примут ли эти единичные или даже повторяющиеся случаи характер постоянный, длительный и систематический (а именно это и отличает буллинг от конфликта), зависит от того, как долго жертва будет терпеть и скрывать свои переживания и как на это отреагирует окружение.

Признаками буллинга являются неравенство сил участников, агрессия, умышленный характер со стороны зачинщиков и острая эмоциональная реакция жертвы (человек страдает от происходящего).

В своей работе школьного психолога я сталкивалась с отдельными эпизодами нападения на личность ребенка, но эта тема купировалась в самом начале, подхватывалась родителями и/или классными руководителями, администрацией, психологом, и до буллинга не доходило

Здесь важно, чтобы в самой школе во главе угла стояло четкое правило: у нас насилие и травля недопустимы и пресекаются сразу. Это правило должны разделять все взрослые – от директора до учителей

Что такое буллинг?

Буллинг – это агрессивная травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая постоянный характер.

Буллинг может проявляться как в физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества и другое.

Обычно организовывается одним или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.

Особенности современного буллинга

Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности (видео – прямое доказательство). Мало кто из агрессоров признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват».

К другим особенностям буллинга в наши дни относится:

  • В средних и старших классах распространена косвенная травля.
  • Мальчики отличаются сменой ролей, чаще бывают хамелеонами.
  • Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов. Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей.
  • Девочки чаще бывают провоцирующими жертвами.
  • 89 % учащихся сталкиваются с буллингом. Из них 8 % – агрессоры, 22 % – жертвы, 43 % – хамелеоны, 16 % – наблюдатели.
  • Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями.

Причины буллинга

Причиной для буллинга может стать абсолютно всё, что угодно. Агрессор может «прицепиться» ко всему: успехам/неуспехам жертвы в учёбе, работе, внешнему виду (неопрятность в одежде, очки, особенности фигуры), социальному положению его семьи и проч.

В школе жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Однако можно выделить определённые черты характера детей, подвергаемых травле. Чаще всего это застенчивые, неуверенные в себе дети, которые тяжело находят общий язык со сверстниками, замкнутые, с низкой самооценкой, чересчур восприимчивые, их легко довести до слёз. Также «в группе риска» оказываются ребята, имеющие какие-либо поведенческие нарушения, проблемы с лишним весом, заболевания, которые отражаются на их внешности.

Кроме того, травлю может сознательно или невольно спровоцировать учитель, заводя любимчиков в классе

Или наоборот, намеренно критикуя ученика при остальных ребятах, обращая внимание на его внешний вид, успеваемость, давая обидное прозвище (к сожалению, бывают и такие учителя)

Что же движет агрессором? Каковы причины, побуждающие его третировать другого человека? Чаще всего буллером становится импульсивный, не способный к жалости и сочувствию, физически сильный и любым способом стремящийся стать лидером ребёнок. Он максималист, не способен идти на компромиссы; делит всех вокруг на «своих» и «чужих»; хочет власти и ради неё может применить насилие. Буллер считает, что за кем сила, тот и прав, ему не претит самоутверждение посредством унижения другого человека, по его мнению, в борьбе за лидерство все средства хороши. Часто агрессором становится ребёнок, который раньше (в семье или в другой школе) сам подвергался насилию и был объектом травли. При этом агрессор имеет в классе авторитет, он активно общается с одноклассниками и учителями и внешне может производить очень хорошее впечатление.

У агрессора всегда образуется группа поддержки, которая выполняет все его «указания». Молчаливое наблюдение и невмешательство свидетелей травли также способствует её развитию.

Помимо личностных качеств участников школьного буллинга есть и другие причины, порождающие его. Как правило, это:

  • обстановка в семье (домашнее насилие, недоверие, деспотичное воспитание или, напротив, гиперопека, развивающая в ребёнке неуверенность в своих собственных силах; любые перегибы в воспитании могут привести к тому, что ребёнок станет либо чрезмерно агрессивен, либо излишне уязвим);
  • социальная среда;
  • переизбыток насилия по телевизору, комиксы, жестокие компьютерные игры.

Немаловажную роль играет обстановка в школе и поведение учителей. Если в школе царит «душная» атмосфера, учителя авторитарны и не дают детям свободы для творчества, дети в школе не вовлечены в какие-либо мероприятия, кружки, секции, педагоги не придают должного значения стычкам учеников, не интересуются жизнью класса – всё это подготавливает плодородную почву для появления и развития буллинга. Педагог должен узнавать и пресекать любые проявления травли на корню, привлекая к этому школьного психолога, родителей, руководство школы.

Во взрослом коллективе травля чаще носит название «моббинг». На работе жертва подвергается нападкам со стороны большей части коллег, либо на неё оказывается давление сверху, от начальства (боссинг).

Причинами травли в рабочем коллективе могут быть:

  • скука, безделье, недостаточная занятость коллег (часто даже взрослые люди могут затеять издевательства над более слабым человеком просто для развлечения, «от нечего делать»);
  • недоверие к новому члену коллектива («новичок» может вызвать у старожил ревность, опасения, что он будет работать лучше, больше понравится начальству, займёт их место. Если вновь прибывший сотрудник имеет хорошие или даже приятельские отношения с руководством, это может вызвать зависть и неприязнь коллег);
  • характер жертвы (мнительность, неуверенность в себе);
  • желание выжить человека из коллектива (оно может быть и у коллег, и у руководства);
  • напряжённая атмосфера внутри коллектива (она может быть связана с несправедливым распределением служебных обязанностей, «горящими» сроками сдачи отчётности и т.п. В таком случае «под раздачу» попадает самый стрессоустойчивый работник, который, несмотря ни на что, спокойно и размеренно выполняет свои обязанности, чем и вызывает раздражение коллег).

Реальные истории буллинга в школе и борьбы с ним

Мы создали небольшой опрос и удивились, насколько распространён буллинг. Почитайте истории школьников – возможно, одна из них поможет вам прекратить травлю!

Ася:

Травили из-за большого лба! Выход – изменение своего восприятия красоты, работа с самооценкой и выработка умения не тратить эмоциональный ресурс на глупых людей. А вообще, самое лучшее средство от «глупой» травли – взросление, потому что у обеих сторон прибавляется ума.

Кстати, если нужно бороться с травлей здесь и сейчас в определенной ситуации, то лично для меня самый лучший способ такой: вместо того, чтобы проявлять стеснительность/обиду/молчать, или нападать в ответ, или, как советуют некоторые, смеяться вместе с агрессором, можно попробовать прямо и спокойно сказать человеку: «Это обидно/это меня задевает/мне неприятно такое слышать/не говори так, пожалуйста, это меня расстраивает». 

Короче, фишка в том, что этих чувств агрессор и добивается, поэтому такой ответ может поставить его в тупик.

Дима А.:

Я бы не сказал, что мне сильно досталось от буллинга — обходилось без рукоприкладства. Но всё равно рану оставило — издевки, подколы и подобное. Боролся, просто начав гуглить ответы на свои вопросы.

Именно это помогло мне обрести уверенность и противостоять обидам. Через пару лет, перестав реагировать на оскорбления и шутить над ними, я получил авторитет в классе, и позже моё слово стало иметь вес. Возможно, мне удалось преодолеть травлю потому, что люди сами выросли.

Ольга К.:

В седьмом классе на лабораторной работе по физике разбила мерный цилиндр. И то потому, что подставка была деформирована. Учитель сказал, что я бездарная, бестолковая и безрукая. При всем классе заставил все убирать. Сказал принести два цилиндра в качестве наказания.

Я гордо и молча принесла четыре на следующий день. Он извинился, но тихо и на перемене. Осадок и всплывающие «бездарная, бестолковая, безрукая» во время неудач остались до сих пор, а ведь давно не школьница… В такие моменты я сдерживаю себя от самобичевания.Говорю себе, что жестокость и непедагогичное поведение этого человека – следствие узости мышления и тупости, и не имеет ко мне никакого отношения, уж тем более не говорит о моих профессиональных качествах и «безрукости».

Таня К.:

В нашей школе достаточно много людей, которые не могут самоутвердиться за счёт своих знаний, поэтому самоутверждаются за счёт унижения своих сверстников.Многие советуют просто не обращать внимания на оскорбления, однако не всегда такое поведение остановит обидчика. В моём случае это не помогло.

Если нельзя просто молчать, надо действовать. Но как? Точно нельзя отвечать им в их же манере.»Если на вас лает собака, вы же не встаёте на четвереньки и не начинаете рычать на неё», – слова, которые стоит запомнить навсегда.

Я поступила следующим образом: когда мои обидчики в очередной раз пытались оскорбить меня, я молча выслушивала всё, что они хотели мне сказать, а затем просто задавала вопрос: «Зачем ты это сказал?». После этого обидчики теряются в мыслях, вряд ли у них будет достойный ответ. Если инцидент повторится, поступить стоит так же. Со временем человек поймёт, что вы уверены в себе, и перестанет самоутверждаться за ваш счёт.

Даниил М.:

Были хамство и угрозы со стороны учителя. Примерно такие: «Да откуда ты такой взялся? Будешь рот открывать, выгонят за оценки».

Видимо, она чувствовала свою безнаказанность. Помогла запись диктофона. Ситуацию решили беседой с директором и администрацией школы.

Татьяна Я. (мама):

Третий год подряд в начале изучаемого курса детям в первой же четверти выставляют четвертные двойки. Потом дети только и слышат со всех сторон, что они двоечники и им ничего не светит.

В результате один ребенок, тихий и спокойный, перестал учиться вообще, а второй,  гордый, стал по отношению к учителям резким и агрессивным настолько, что они предпочитают уже его не задевать и мирно ставить тройку. Вот, кстати, и примеры удачного и неудачного сопротивления.

Мне пришлось обратиться к директору и в районный отдел образования. Кажется, что-то начало меняться. Но, возможно, это только кажется

Поскольку мы в силу некоторых причин не можем поменять школу, некоторые советуют пригрозить действиями по постановке под вопрос профессиональных качеств учителей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий