Физиологические особенности
Показатели физиологического развития малыша — вес, рост. Они индивидуальны, но для оценки используют усредненные параметры.
Параметр | Девочка | Мальчик |
Рост (см) | 77-78,5 | 79,5-81 |
Вес (кг) | 10,3-11 | 11-11,3 |
Питание малышей разнообразное, увеличивается количество зубов. Прорезываются клыки. Их появление вызывает дискомфорт, растут они долго и болезненно. Могут в этот период прорезаться первые коренные зубы.
Эмоциональное развитие
У малыша начинают формироваться навыки первых социальных отношений. Он эмоционально выражает сочувствие, сопереживает окружающим. Чувства учится выражать во время игры с куклами, мягкими игрушками. Копирует поведение взрослых:
- кормит;
- качает, обнимает;
- носит на руках.
Дети в этот период эмоционально чувствительны. Они пугаются неожиданных действий, могут за компанию поплакать, посмеяться.
Интеллектуальное развитие
Все больше слов ребенок понимает, это облегчает процесс общения, воспитания. Его можно попросить подать какую-либо вещь, положить на место. Он способен ясно выразить свое согласие (несогласие). Выражает это утвердительными или отрицательными кивками головы. Чтение становится увлекательным. Малыш с удовольствием указывает пальцем на картинки с животными, ягодами, предметами обихода, автомобилями в ответ на вопрос взрослого. Количество слов, произносимых в этом возрасте, может колебаться от 10 до 50.
У ребенка идет интенсивное развитие мозга:
- начинает развиваться память;
- появляется понятие формы, цвета, расстояния;
- малыш учится оценивать величину предметов.
Занятия и игры для развития
Подражающий характер поведения детей в возрасте 1 года 4 месяцев потребуют от родителей развития мелкой моторики и использования игрушечных предметов быта «как у взрослых», поэтому дома должны появиться:
- детская посудка, утюжки, венички и прочие игрушечные предметы мебели и кухонной утвари;
- разноцветные мозаики, конструкторы со шнурками, бусинками, пуговицами;
- пирамидки и вставляющиеся друг в друга стаканчики.
У девочек и мальчиков интеллектуальное развитие начинает отличаться: происходит разделение между играми. Первые начинают предпочитать кормить кукол и прибирать дом, обладая запасом терпения и возможностью сосредоточиться на одном занятии. Последние же наоборот становятся очень активными в своих движениях и любят игры с использованием машинок и мячей.
Давайте детям рисовать
При достижении 1 года 4 месяца ребенку можно прививать умение играть в сравнительные игры «маленький-большой», «высокий-низкий», «гладкий-шершавый».
В этом детском возрасте родители зачастую сталкиваются с проблемой отказа делиться игрушками, поэтому необходимо стараться переключать внимание ребенка в таких ситуациях
Помощь в развитии: действия родителей
Чтобы ребенок правильно развивался, ему должны активно в этом помогать родители.
Здесь нет ничего сложного, достаточно выполнять такие мероприятия:
- знакомить его с яркими и красочными книгами, читать с интонаций и использовать мимику;
- для развития слуха включать негромкую музыку, звуки природы;
- изучать в игровой форме цвета, предметы, буквы и цифры;
- работать с пластилином, глиной, красками.
Главное, все делать вместе, а занятия проводить в игровой, ненавязчивой форме.
Специальные занятия
Чтобы развивать крупную моторику, малыш должен играть с большими игрушками. Маленькие предметы помогут усовершенствовать мелкую моторику. Разрешайте общаться с другими детьми, так приучают к поведению в коллективе.
Чаще играйте в ролевые игры, они не должны быть сложными, чтобы малыш все понимал и активно принимал в них участие. Учите говорить предложениями, чтобы он не просто звал маму и показывал на предмет, который хочет, а просил об этом словами.
Развивающие игры
В этот период приучают к самостоятельности. Играют вместе, но при этом дают возможность малышу самому выполнять то, что он уже умеет.
Игры должны быть не только интересными, но и развивающими, чтобы ребенок изучал окружающий мир, тренировал координацию, память, речь:
- Повторяйка. Называйте легкие слова или слоги и просите ребенка их повторить. Чтобы добиться результата, это проделывают несколько раз.
- Прятки. Игра развивает память и ориентацию в пространстве.
- Танцы. Родители показывают детям движения, а они их повторяют.
Книжки
В них должно быть много ярких картинок, простой сюжет. Не стоит покупать дорогие экземпляры, в этом возрасте дети рвут, грызут, облизывают книги, и не всегда удается это предотвратить.
Книжки с яркими картинками будут интересны для маленьких детей.
Мультфильмы
Мультфильмы для годовалых детей имеют логичную и простую структуру. В них медленно меняются картинки, чтобы малыш успевал понимать, что происходит. Длительность не более 10 минут. Перед сном их лучше не показывать.
Игрушки
Подбирают игрушки, помогающие развивать не только физические, но и эмоциональные способности.
Рекомендуется использовать:
- музыкальные и говорящие игрушки;
- мягкие мячи;
- кубики и пирамидки;
- игрушки для игры в песочнице;
- мягкие куклы или зверьки;
- имитации предметов быта;
- картонные книги;
- игрушки, которые надо тянуть или толкать.
Не показывайте сразу все, лучше часть спрятать, а затем заменить наскучившие предметы новыми.
Ребенку нужны развивающие игрушки.
Тело малыша: новые этапы развития
В 2 года ребенок становится взрослее, он меньше спит, умеет сосредотачиваться на одном занятии, палитра его эмоций становится богаче.
- Работа его сердца и сосудов стабилизируется, сердце бьется медленнее — до 115 – 120 ударов в минуту, снижается давление. В отличие от первого года жизни, сейчас мозг лучше снабжается кровью за счет вертикального положения тела, что дает мощный толчок для развития познавательных способностей.
- Кишечник работает эффективнее, увеличивается объем желудка. К 2 годам у ребенка обычно вырастают все 20 молочных зубов.
- Кости становятся крепче, движения — более скоординированными, точными, уверенными. Однако малыш еще быстро утомляется, ему нужна смена видов активности. Но от отсутствия движений он устает не меньше, чем от самих движений.
- Кора головного мозга совершенствуется, память развивается, повышается выносливость нервной системы. Ребенок дольше обходится без сна, улучшается способность концентрироваться на одном занятии (до 10 – 15 минут в 2 года и 20 – 30 минут в 3 года); малыш постепенно учится регулировать свои импульсы и желания, а эмоции становятся более разнообразными.
- Увеличивается объем мочевого пузыря (к концу 3-го года жизни — почти в 4 раза), и поэтому ребенок реже ходит в туалет. К 2 годам навык ходить на горшок обычно уже хорошо отработан, хотя могут случаться сбои, особенно при стрессе. К 3 годам малыши уже сами могут своевременно отреагировать на переполнение мочевого пузыря.
Что должен уметь
Помимо самостоятельной ходьбы, которую кроха уже наверняка успел освоить, он умеет бросать предметы в разные стороны: вверх, вниз. Как правило, это умение он демонстрирует с мячом в руках. Кроха без проблем преодолевает препятствия (не двухметровые ограждения, естественно), строит пирамидки из кубиков и уверенно держит ложку. С супом у него не всё получается аккуратно, а вот густая пища всё чаще попадает точно в рот. Что же ещё кроме этого он должен уметь, и что подвластно ребёнку, которому исполнился год и 4 месяца? Он знает несколько цветов, различает предметы разной формы и способен произнести от десяти до двадцати слов.
Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 4 месяца
Развиваясь, малыш становится все более похожим на взрослого человека. Уровень его интеллектуального развития стремительно повышается.
Отмечают следующие особенности интеллектуального развития:
- Общение с 16-месячным малышом значительно упрощается. Он понимает большинство команд, с которыми к нему обращаются, с энтузиазмом откликается на просьбы. Например, ребенок может принести что-то или сделать по желанию родителей.
- Понять мысли ребенка также становится проще. Он умеет утвердительно и отрицательно кивать головой, выражать одобрение тех идей, которые ему понравятся, а также дает решительный отпор в случае несогласия.
- Теперь малыш понимает значение слов «здесь» и «там», поэтому большой интерес для него представляет игра в прятки. Ребенку интересно отыскивать спрятанные игрушки. Однако, не ожидайте от 16-месячного малыша очень многого. У него слишком короткая память, чтобы вспомнить, куда он засунул ключи от вашей машины неделю назад, или мамину губную помаду, которой предварительно порисовал стены. Поэтому, ценные и опасные вещи от малыша нужно прятать.
- Совместное чтение сказок становится еще более интересным занятием, ведь малыш узнает предметы и животных на картинках, а также способен распознать отличия, которые вы умышленно ввели в рассказ.
Малыш в 1 год и 4 месяца по-прежнему испытывает проблемы с концентрацией внимания. Не рассчитывайте, что у вас получится спокойно принять душ, пока ребенок будет рассматривать картинки. Он легко отвлекается на внешние раздражители: посторонние звуки, пролетевшую птицу, кого-то из домочадцев, и может забыть, чем занимался минуту назад.
Советы для родителей:
- Поощряйте интерес ребенка к исследованию мира и расширяйте его кругозор. Рассказывайте малышу о событиях за окном, показывайте ему солнце, дождь, ветер, научите понимать природные явления.
- Можно весело провести время вдвоем, играя в распознавание звуков и предметов, которые их издают – это дает дополнительный толчок развитию. Для этого занятия вам пригодятся различные шуршалки, фантики, дудочки, колокольчики и даже ксилофон.
- Следует понемногу приобщать малыша к помощи в домашней работе. Конечно, поначалу это приведет к увеличению бардака в доме, но позже вы получите маленького, скорого на работу помощника.
Рост и вес ребенка от 2 до 3 лет
В этот период ваш малыш растет немного медленнее, чем в первые 2 года, хотя по-прежнему активно. За 3-й год жизни ребенок прибавляет: в росте — 8 – 10 см, в весе — 2 – 3 кг. Быстрее всего в этом возрасте у ребенка растут ноги, голова — медленнее, но мозг продолжает увеличиваться в объеме.
Как разобраться, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам? Вот простая формула для определения нормального соотношения показателей роста и веса (от 1 года до 6 лет): масса тела (кг) = возраст (годы) * 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) * 6 + 77.
Чтобы судить о гармоничном развитии, необходимо рассматривать вес ребенка в соответствии с его ростом, а не возрастом.Нормой считаются значения веса в пределах 6 – 7 %, о склонности к «перевесу» или «недовесу» можно судить при отклонении этих цифр от средних показателей на 7 – 14 %, о легком «недовесе» или «перевесе» — на 12 – 14 %, о необходимости коррекции питания — на 20 – 25 %. Что касается показателей роста, то нормой здесь считаются значения в пределах 3 % от «эталона», при отклонении более чем на 10 % нужна консультация специалиста.
Нормальное соотношение показателей для детей 2 лет:
- Мальчики: рост — от 84,5 см до 89 см, вес — от 12 кг до 14 кг;
- Девочки: рост — от 82,5 см до 87,5 см, вес — от 11,5 кг до 13,5 кг.
Нормальное соотношение показателей для детей 3 лет:
- Мальчики: рост — от 92 см до 100 см, вес — от 13,5 кг до 16 кг;
- Девочки: рост — от 93 см до 98 см, вес — от 13 кг до 15,5 кг.
Малыш растет «по-разному» в сравнении не только со сверстниками, но и с самим собой: иногда у ребенка случаются скачки роста. Обычно такое происходит в районе 4 лет и в подростковом возрасте. Это здоровое закономерное явление. Замечено, что девочки опережают мальчиков на 1 – 2 года.
А что же определяет рост и вес ребенка?
Наследственность: телосложение, рост, вес — эти характеристики во многом определяются генами, которые малыш получает от родителей; при этом мальчики следуют в линии развития своим предшественникам по мужской линии, девочки — по женской.
Внутриутробное развитие: отсутствие травм, стрессов, болезней и патологий в течение беременности, а также сбалансированная диета будущей мамы — все это важно для здоровья ребенка.
Внешние факторы: экология, климат, питание, в том числе рацион мамы на этапе беременности. С питанием в организм ребенка должны поступать все необходимые витамины, минералы, макро- и микроэлементы
Особенно важны кальций и витамин К2, которые присутствуют в творожках «Агуша»: они помогают усваиваться другим веществам, например отвечающим за костную систему (кальций и фосфор). Ежедневные подвижные игры, особенно на свежем воздухе, тоже очень важны для полноценного развития.
Некоторые особенности здоровья, например гормональный баланс. За рост человека отвечает эндокринная система. И так как гормон роста выделяется ночью, важно соблюдать режим дня, вовремя укладывая малыша спать. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом, если вы заметили, что ребенок недобирает сантиметров или слишком хорошо прибавляет в весе; при установлении правильного диагноза и устранении причины нарушения темпы роста и набора веса постепенно нормализуются.
Слух и зрение ребенка
Уже в 2 года малыш может распознавать объекты, которые ему не видны, по звукам. Ближе к 3 годам у ребенка сформировано осмысленное восприятие всех звуков родного языка, и только по высоте различать их ему пока трудно. Советуем тренировать слух: ставить крохе музыкальные произведения, находить примеры звуков в живой природе и в городе, играть «низким» и «высоким» голосами персонажей.
- Зрение ребенка становится похожим на «взрослое» примерно в 3 – 4 года, цветовое зрение развивается к 4 – 5 годам. Но в отличие от слуха, рост глаз и их развитие не завершается к возрасту 2 – 3 лет, а продолжается все годы детства и юности.
- До момента достижения школьного возраста (7 лет) у детей может быть диагностирована дальнозоркость. Если она имеет слабую степень, то это рассматривается как естественная возрастная особенность в пределах нормы. Обычно примерно к 10 годам это явление проходит.
- Встречаются и такие случаи, когда за «идеальным» зрением у ребенка скрывается дальнозоркость, которая в меру возможностей регулируется мышечной работой глазного аппарата. Поскольку мышцы глаза постоянно испытывают повышенные нагрузки, пытаясь компенсировать нечеткость фокусировки, ребенок начинает утомляться, становится раздражительным, жалуется на головные боли и плохое самочувствие.
- Дальнозоркость выявляется только при специальном обследовании, поэтому посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год.
«Ы?»
В этот же период дети очень любят показывать пальчиком на интересующий их предмет с вопросительным словом «Ы?». Нередко родителей это раздражает, они считают, что так вести себя неприлично. Но такой жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, помогите крохе освоить такой жест, если в этом есть необходимость.
Известный российский психолог Л. С. Выготский считал, что указательный жест изначально был просто неудавшимся или незаконченным хватательным движением. «Ребенок пытается схватить слишком далекий предмет; его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе… Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Но когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других».
Таким образом малыш делает удивительное открытие: все вокруг имеет свое название – каждый, каждый предмет! «Ы?» с указательным жестом – это жадный вопрос: «Что это?» Это – кошка, а это – дом, а это – большой самосвал… Пассивный словарь (т.е. слова, которые ребенок понимает, но не может воспроизвести сам) с каждым разом становится все богаче, и когда-нибудь непременно из пассивного превратится в активный (активный словарь – это те слова, которые ребенок произносит).
Что должен уметь ребенок в 16 месяцев?
Активные перемещения ребенка становятся нормой. Он еще достаточно часто падает, но уже без помощи родителей осиливает небольшие расстояния. Малыши в 1 год 4 месяца осваивают вертикальную плоскость, забираясь на стулья, табуреты, столы. Дети этого возраста спускаются и подымаются по лестнице.
Продолжает формироваться речь. Он произносит большинство согласных звуков, пытается говорить.
Бытовые навыки детей в 1 год 4 месяца:
- самостоятельно ест ложкой, удерживая ее в кулаке;
- пользуется горшком самостоятельно или с помощью взрослых;
- моет руки, лицо.
Чем больше времени родители посвящают малышу, тем большими навыками он овладевает. Правильно развивающийся 16-месячный малыш имеет вкусовые предпочтения, понимает свой пол (мальчик-девочка), умеет выражать свои желания, понимает слова можно, нельзя.
Проблемы, с которыми сталкиваются родители 16-месячных малышей
Боязнь собак
Многие дети любят животных, в том числе собак, и не испытывают перед ними никакого ужаса. Но бывают случаи, когда ребенок замирает от страха, увидев собаку издалека. Чтобы ежедневные прогулки не ассоциировались у ребенка с убеганием от везде подстерегающих монстров, следует объяснить ему, что с собаками нужно быть осторожным, но они не всегда так опасны, как кажется малышу. Для этого рекомендуется совместный просмотр изображений собак, игры с хорошо воспитанным и любящим детей питомцем друзей. Можно также подарить малышу игрушечного мягкого пёсика, которого будет приятно обнимать. Однако помните, что нельзя делать ничего насильно. Если ребенок слишком напуган, следует подождать с его приобщением к миру животных.
Потеря аппетита
В возрасте 16 месяцев у детей появляются более интересные дела, чем обычное поглощение пищи. Поэтому ребенок может отказываться есть, а мама вынуждена завлекать его к обеду все более изощренными и красивыми блюдами. Не стоит расстраиваться по этому поводу, если ребенок растет и прибавляет в весе согласно нормам. Малыш сам попросит кушать, когда вдоволь наиграется и проголодается.
Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца – видео
Психомоторные навыки
К достижению 1 года 4 месяцев малыш становится как очень активным, так и очень общительным. С каждым новым днем у него пополняется словарный запас и увеличивается количество освоенных действий. Подобно маленькой обезьянке, он копирует действия взрослых, всё изучает и трогает руками, пробует на вкус. В связи с этим родителям следует быть особо внимательными, чтобы ребенок не подавился мелкими предметами и не получил травмы.
В этом возрасте дети обычно знают и говорят до 10 слов, различая такие понятия, как фрукты, овощи, животных, некоторые части тела
Важное и эффективное развитие дают сюжетные игры: пересыпание веществ (например, песка в песочнице), переливание жидкости, укладывание спать кукол, умение кормить любимые игрушки
Развиваются по достижению 1 года 4 месяцев и эмоции. Так, Ваше чадо уже реагирует на расставания и встречи с близкими людьми: радуется появлению и огорчается, когда уходят. Многие красивые вещицы приводят его в восторг, а развалившиеся вдруг кубики или сломавшаяся игрушка вызывает слезы.
В возрасте 1 года 4 месяцев можно пробовать приучать ребенку навыки приборки, собирая вместе с ним игрушки, веся его одежду на стульчик.
Больше читайте своему ребенку ярких книг. Это не только развивает речь, но и помогают визуальному восприятию информации.
Особенности развития ребенка в 6 месяцев
Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.
Слух. Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте могут быть чуть крупнее девочек: могут весить больше и быть чуть выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.
Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.
Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он начинает лепетать, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба». Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает лепечет, даже находясь наедине с собой. В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.
Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись. Сон ребенка в этом возрасте длится до 14-16 часов в сутки, 8–10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 2-3 часов. Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день.
Режим сна, бодрствования и питания годовалого малыша
Родители большинства годовалых малышей сталкиваются с тем, что у ребенка меняется режим. С двенадцати месяцев, карапуза становится очень сложно уложить спать днем, по этой причине дневной отдых приходится либо смещать, либо убирать совсем.
Днем обычно отказываются спать дети «совы». Они просыпаются утром в районе 9-10 часов, а ложатся спать в обед в районе 14-15 часов. В итоге выходит, что такие малыши спят днем один раз по три часа с 14 до 17, а спать они ложатся вечером не раньше 22-23 часов. Некоторые могут засыпать и за полночь.
В связи с подобными изменениями, кроху приходится переводить и на другой режим питания. Если его дневной сон стал длинным, то пятиразовый прием пищи придется сократить до четырех раз. В этом случае завтрак у ребенка будет в 9 утра, обед в час дня, полдник в 5 часов вечера, а ужин в 9 часов вчера.
Если режим не претерпел никаких изменений (такое бывает если ребенку присущ биоритм «жаворонка»), то все остается так же, как и несколько месяцев назад.
Социальное развитие
Если до года малыш в большей степени был направлен на изучение возможностей своего тела, то теперь он стремится социализироваться. Всем своим видом показывая, как ему нравиться общаться с другими детьми и взрослыми, кроха проявляет чудеса коммуникации. Общение с близкими людьми наполняется эмоциями. Увидев маму или папу, кроха оживает, улыбается, бежит или ползет на встречу. Старается подражать мимике близкого человека, игровым действиям других детей. Новинкой становится вопросительное выражение лица в незнакомой ситуации. Малыш поднимает брови, внимательно смотрит на близкого человека, ждет пояснение непонятного действия.
С «чужими» людьми кроха по-прежнему насторожен, но при доброжелательной атмосфере довольно быстро идет на контакт. Если малыш остается с чужим человеком наедине, он может даже расплакаться. Не рекомендуется в этом возрасте оставлять малыша надолго с людьми, постоянно не присутствующими в его жизни. Бабушки и дедушки, тети и дяди, которых малыш видит не часто не ассоциируются в его понимании с близкими людьми, общаться с ними желательно в присутствии хотя бы одного родителя.
В первые три месяца 2-го года жизни кроха тренирует свои навыки общения на любимых игрушках: улыбается им, обнимает и разговаривает на непонятном для взрослых языке. Чтобы стимулировать такое общение с игрушками рекомендуется во время игры озвучивать кукол или зверей, рассказывая от их имени разные истории.
Постепенно проявляются негативные реакции на запреты, резкий тон, собственное неумение выполнить определенную задачу. В игре кроха может ругать и даже наказать куклу или зверя, если игрушка не поддается задуманному действию. Негативные реакции – часть характера ребенка, они позволяют ему формировать свое отношение к людям, собственному «Я», своим действиям. Между 12 и 15 месяцами жизни корректировать поведение карапуза нужно в мягкой форме, убеждая его, что злиться и ругаться на сложности не нужно, лучше стремиться выполнить задуманное действие в добром расположении духа.
От чего зависит развитие речи
Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.
Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:
Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
Удовлетворение потребности в общении с родителями
Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.
Как годовасики могут себя обслуживать и чему ребенок может научиться в 1 год
Если вы дали малышу возможность быть самостоятельным, то к 12 месяцам он научится:
- мыть и вытирать руки;
- держать в руках ложку (а, возможно, и вилку) и использовать их;
- хорошо жевать, откусив твердую пищу, а прожевав, проглатывать ее;
- пить из небольшой чашечки или из «непроливайки»;
- интересоваться горшком и начать им пользоваться (малыш понимает логическую цепочку между естественными потребностями и горшком, особенно, если вы приучили его к этому каким-то условным знаком или звуком);
- делать попытки самостоятельно одеться и обуться (особенно, если в свободное время вы даете ребенку его одежду, чтобы у него была возможность потренироваться).
Меню годовалого ребенка
Функциональность желудка в этот период времени еще не до конца стабильна, а потому интервал между употреблением пищи должен составлять 4 часа. Вечером можно предложить малышу кисломолочную смесь и кусочек печенья. Годовалый ребенок должен употреблять такие виды блюд:
- каши, овощные и фруктовые пюре, перетертые мясо и рыбу;
- среди молочных продуктов: молоко, творог, кефир, кашу с молоком;
- в рационе также должны присутствовать белки и жиры в виде вареных яиц, злаков, овощного рагу. Рис или гречку необходимо перемалывать в блендере для лучшего усвоения пищи желудком и кишечником.
Со временем в рацион питания вводится белый хлеб. Во избежание аллергических проявлений дают компот из сушки или ягодный кисель.