Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев?

Тест на развитие

Между 12 и 15 месяцами жизни карапуз должен уметь:

  • Ползать, стоять у опоры, делать несколько шагов за руку со взрослым;
  • активно использовать жесты и мимику для общения;
  • говорить минимум 1 слово, подразумевающее под собой объект или предмет;
  • выполнять простые просьбы «дай», «покажи»;
  • выражать негативные эмоции;
  • применять простые игровые навыки (собирать пирамидку, строить башенку из кубиков);
  • пить из чашки.

Если какой-либо из навыков отсутствует, следует постараться развить его при помощи гимнастики, самостоятельной деятельности малыша или обратиться к участковому педиатру при отсутствии желания изучать умение со стороны крохи.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в 2 год 9 месяцев

В этом возрасте малыша могут переполнять все возможные эмоции и чувства, с которыми ему порой бывает очень трудно справиться. Задача родителей быть более внимательными к ребенку, по возможности более гибкими и терпеливыми. В этом возрасте у малыша хорошо развито чувство юмора, он способен понимать шутки и шутить.

Ребенок по прежнему сильно привязан к близким, особенно к маме.К трем годам принято подводить итоги, и судить о присущем ребенку уровню развития. От того, чему научился ребенок за первые годы жизни, зависит его адаптация к новым условиям. Ведь именно в таком возрасте детей обычно отдают в детский садик.

А что умеет ваш малыш в 2 года и 9 месяцев?

Речевые навыки


Наступает возраст активного общения — ребенок пытается произносить много слов, чаще всего непонятных; он хорошо понимает взрослых и пытается повторять за ними. Это значит, что родители должны как можно больше разговаривать с ребенком, даже если он не обращает на них внимания — все услышанное отложится на подсознательном уровне, формируя пассивный запас слов.

Словарный запас малыша в 1 год и 7 месяцев составляет более 50 слов; постепенно его можно увеличивать, добавляя по несколько новых слов в неделю. Необходимо много раз повторять слово, желательно подкрепляя его визуально, в таком случае ребенок не только запомнит слово, но и начнет понимать его.

Частые проблемы у ребенка 7-ми месяцев


Дети реагируют на процесс появления зубов по-разному. У некоторых малышей родители узнают о зубе лишь после заглядывания в рот, но у многих деток появление каждого зуба сопровождается усиленным слюнотечением, покраснением десен и их припуханием.

Нередко у ребенка повышается температура и может нарушаться стул. Справиться с дискомфортом помогают охлажденные прорезыватели, обезболивающие гели, жаропонижающие препараты.

  • Страх перед посторонними людьми. Семимесячные дети уже четко различают знакомых людей и чужих, и могут отрицательно отреагировать на незнакомца. Так что не стоит оставлять малютку наедине с любым незнакомым ему человеком. Желая познакомить малыша с кем-то, побудьте рядом, возьмите кроху на руки и держите, пока малыш не освоится в обстановке и не поймет, что незнакомец не опасен.
  • Проблемы с засыпанием и сном. Многие карапузы вследствие увеличения физической активности днем начинают хуже спать в ночное время, а уложить младенца становится проблематично. В укладывании вам поможет создание ритуала. Ежедневно проводите с ребенком одинаковые действия перед отходом ко сну, которые будут настраивать малютку на ночной отдых.
  • Отказ от прикорма. Многие дети, особенно те, кто раньше ел лишь материнское молоко, отказываются от незнакомых продуктов, не желая пробовать любовно приготовленное мамой пюре или жидкую кашку. Заставлять ребенка пробовать новую пищу недопустимо. Не настаивайте, дайте ребенку грудь, а со временем снова предложите новое блюдо. Если ребенок наотрез отказывается от пюре и каш, подумайте о возможности введения педагогического прикорма.

Питание

Пищеварительная система готова к приему твердой пищи. Количество зубов увеличивается, в связи с этим изменяется технология приготовления блюд. Уже не требуется тщательно измельчать продукты, превращая их в кашицу. Достаточно нарезать мелкими кусочками.

Детский рацион становится полноценным, малыш употребляет на обед три блюда: суп, второе и напиток.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В возрасте после 1,5 лет у маленьких гурманов начинают формироваться вкусовые предпочтения.
ВНИМАНИЕ! Строго запрещены жирные, жареные продукты, маринованные овощи, копчености, морепродукты, газировка, шоколад, кофе. Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев

Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев

ДеньнеделиЗавтракОбедПолдникУжин
1-йЯйцо отварноеИкра кабачковаяНапитокХлеб, маслоСалат из свеклы отварной с зеленым горошкомСуп картофельный с гренками на мясном бульонеКотлета говяжья с подливойВермишельХлебКисель ягодныйБулочка домашняя с вареньемЗразы картофельные с мясом и подливойХлебНапиток
2-йКаша молочная овсянаяНапитокХлебМаслоСырСалат из огурцовБорщ со сметанойГуляш из говядины с рисомХлебКомпот из сухофруктовТворожно-морковная запеканка с повидломКефирКотлета рыбнаяКапуста тушенаяХлебНапиток
3-йКаша молочная пшеннаяНапитокХлебМаслоСырСалат из морковиСуп с фрикаделькамиКартофель тушеный с куриной грудкойКомпот из яблокХлебОмлет с зеленым горошкомНапитокХлебОвощное рагу с телятинойХлебНапитокПеченье

Понимание речи

Следующая ведущая линия – понимание речи.

К 10 месяцам ребенок ориентируется в близком окружении. По просьбе взрослого он находит игрушку, выполняет поручения, которые может выполнить физически. К 12 месяцам ребенок понимает слово «нельзя», если оно произносится в соответствии с ситуацией. Понимает и реагирует на слова «плохо», «хорошо», «можно», «дай», «принеси», «найди». Таким образом вырабатывается одновременное сочетание слова с предметом и действием. Действия ребенка начинают регулироваться функцией слова.

К 12 месяцам лепет ребенка состоит из 4-5 слогов и более, он хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные губные звуки, восклицания, междометия. К концу года он произносит 5-10 лепетных слов, обозначая ими определенные предметы. Слоги, вошедшие в лепет к концу 1-го года, становятся составными частями слов (баба, мама, папа и т.д.). Отдельные слова и звуки, сопровождаемые мимикой и жестами, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Одновременно с началом развития речи у ребенка появляется новый интерес – рассматривание книг с картинками.

Здоровье ребенка: Избегаем бытового травматизма

Ваш малыш сейчас неутомим, и хотя его новая мобильность ему в радость, маленьких огорчений от шишек и синяков не избежать. Падения, ожоги, несильные порезы и царапины – одни из самых распространенных бытовых травм. Увы, они могут случиться несмотря на ваши усилия сделать дом безопасным для малыша. Всегда присматривайте за малышом и следите, чтобы он исследовал только те зоны дома, которые вы обезопасили. Если у вас дома есть лестницы, установите ограждения, чтобы малыш не упал. Закройте все розетки, а устройства держите вне досягаемости ребенка. Будьте внимательны, проходя рядом с малышом, когда у вас в руках горячая еда или напитки. Позаботьтесь о том, чтобы вы, ваш партнер и все, кто заботится о малыше, были обучены детской сердечно-легочной реанимации и знали, как освободить дыхательные пути ребенка при попадании инородного тела. Контакты неотложной помощи должны быть у вас на холодильнике и в телефоне. Если вы будете знать, что приняли все необходимые подготовительные меры, то вам будет спокойнее и вы сможете сосредоточиться на приятном и веселом времяпрепровождении с малышом.

Развитие речи

В возрасте 19 месяцев детишки уже хорошо знают свое имя и, услышав его, обязательно откликаются. При этом они замечательно различают виды интонаций и уже умеют правильно реагировать на каждую из них. Стоит вам похвалить свое чадо, как на лице вы увидите радостную улыбку и, например, хлопки в ладошки. Но как только ваш голос окажется серьезным или сердитым, ребенок все поймет и сразу нахмуриться, будет протестовать против вас.

В данный период кроха уже обладает небольшим словарным запасом, состоящим из некоторых коротких слов, также упрощенными вариантами сочетаний. Малыш пытается высказать свои мысли, но недостаток словарного запаса пока не дает в полном объеме сделать ему это. Для того чтобы как можно быстрее пополнить словарный запас своего чада и позволить ему раньше заговорить, нужно ежедневно читать вслух (обязательно с правильным выражением) интересные детские книжки, в которых ребенок рассматривает картинки и описывает их, изучая животных и разные предметы.

Пение любимых песен также способствует отличному пополнению словарного запаса, после чего произношение будет заметно меняться. Можно учить короткие стишки, при этом проговаривая каждую фразу по несколько раз, требуя от малыша правильного произношения. Ребенок слушает правильное произношение в вашем исполнении, и сам будет стараться так говорить, что поможет ему очень быстро и красиво заговорить по-взрослому.

Что должен уметь ребенок

Навыки и умения ребенка Крайний срок появления
Дети до года
Следит глазами за источником света (лампочкой или фонариком) 1 месяц
Прислушивается к звуку погремушки, следит за ней глазами 2 месяца
Удерживает головку в вертикальном положении, хотя бы 30 секунд 3 месяца
Улыбается в ответ на разговор и улыбку 3 месяца
Тянет руки к игрушке 4 месяца
Переворачивается со спины на живот 5 месяцев
Просится на руки к матери 6 месяцев
Стучит кубиком или игрушкой по поверхности 7 месяцев
Стоит несколько секунд при поддержке за руки 8 месяцев
Ползет вперед 9 месяцев
Сбрасывает игрушки со стола 10 месяцев
Стоит и передвигается, держась за опору 11 месяцев
Реагирует на свое имя 11 месяцев
Делает шаги, держась за руки взрослого 12 месяцев
Подает взрослому игрушки 12 месяцев
Дети старше года
Стоит сам, хотя бы 10 секунд 1 год 1 месяц
Говорит «мама», «папа» 1 год 3 месяца
Ходит свободно 1 год 4 месяца
Повторяет слова (или части слов) за взрослыми 1 год 4 месяца
Играет игрушками, мячиком, строит башню из трех кубиков 1 год 6 месяцев
Знает 6 слов, знает части тела 1 год 8 месяцев
Моет сам руки 2 года
Просит есть словами 2 года 5 месяцев
Может сам спуститься по лестнице 2 года 6 месяцев
Выкладывает кубики в одну линию 2 года 8 месяцев
Ест сам суп ложкой 2 года 9 месяцев
Говорит о себе «я», просится на горшок 2 года 10 месяцев
Может стоять на одной ноге без поддержки 3 года
Знает свое имя и фамилию 3 года 1 месяц

Указан возраст ребенка, по достижении которого стоит забеспокоиться, если малыш не умеет что-либо из описанных навыков, и проконсультироваться с педиатром. Некоторые способности напрямую связаны не только с воспитанием, но и состоянием здоровья ребенка.

Оздоровление и лечение

В возрасте до одного года по-прежнему ежемесячно нужно посещать педиатра для контроля набора веса и изменения роста. К году нужно пройти профильных специалистов, даже если кроху ничего не беспокоит. К первому дню рождения следует посетить хирурга, ортопеда, невролога, офтальмолога и отоларинголога.

Сдать Общий анализ крови и Общий анализ мочи. Иследование ЭКГ (электрокардиография)

В год делается реакция Манту для выявления туберкулеза.

Деткам, которым ставят прививки по графику Национального календаря, следует сделать вакцинацию против кори, эпидемического паротита и краснухи. Такая прививка переносится относительно легко. Вакцинация проводится через 72 часа после реакции Манту.

При необходимости или наличии показаний можно пройти курс массажа – укрепляющего или с акцентом на отдельные зоны. По-прежнему актуально плавание в бассейне вместе с мамой под руководством опытного инструктора. Если ребенок посещает групповые занятия, он может начать учиться взаимодействовать со сверстниками, что пригодится в дальнейшем.

Ближе к году кроху могут беспокоить нарушения стула. Иногда появляется аллергическая реакция на введение прикорма. Поскольку ребенок начинает все больше двигаться, повышается вероятность получения травмы при падении.

Консультация Врача-педиатра

стоимость консультации: от 1000 рублей

Выбрать педиатра

Запишитесь на прием в удобное для Вас время без звонка в клинику. Выберите нужного врача, специализацию, удобную дату и время.

Игры в 12 месяцев

Предложите малышу поиграть в сюжетные игры:

  • Попробуйте проиграть дома увиденное на улице. Например, покатайте грузовичок или коляску.
  • Когда вы совершаете привычные процедуры, комментируйте свои действия и позволяйте крохе повторять их. Так, когда вы расчесываетесь, предложите ему его собственную расческу, пусть повторяет за вами.

Устройте дома небольшой пальчиковый театр. Кукол и декорации можно приобрести в магазине, а можно сделать самостоятельно, включив в изготовление малыша.

Спланируйте все игры с малышом таким образом, чтобы он сам мог совершать все необходимые действия. Это подстегнет его стремление к развитию и самостоятельности, и он будет точно знать, что в случае неудачи мама всегда придет на помощь.

Нормы развития

Редкий ребенок в 1 год и 9 месяцев может похвастаться усидчивостью и спокойствием. Для этого возраста свойственна высокая двигательная активность, частая смена занятий и настроения. Малыш интересуется всем новым: игрушками, предметами быта, пищей. Его привлекают камушки и палочки, он все еще может пробовать их на вкус. Появляется понятие «мое». Если раньше поделиться своей игрушкой не составляло труда, то теперь из-за машинки или куклы может начаться драка.

У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.

В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.

Речь

В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.

Новые речевые навыки:

  1. появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
  2. ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
  3. речевой запас увеличивается до 20-50 слов.

Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.

Физическое развитие

С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.

Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?

  1. Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
  2. Проходит по широкой перекладине.
  3. Переступает через невысокие предметы.
  4. Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
  5. Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
  6. Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
  7. Переворачивает страницы в книге.
  8. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Восприятие

В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.

Характерные черты восприятия:

  1. стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
  2. реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
  3. ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
  4. чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
  5. контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
  6. обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
  7. пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
  8. понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).

Когнитивная сфера

В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу

Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.

Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:

способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку);
различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат);
показывает части тела, минимум 3;
собирает пазл из 4-8 частей;
вкладывает в сортер соответствующие фигурки;
рисует кривые линии, круги, квадрат;
может концентрировать внимание в течение 3-10 минут.

Рост и вес в 12 месяцев

Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.

Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.

Психическое развитие

Психологическая сторона жизни двенадцатимесячного малыша становится достаточно сложной. Часто родители сталкиваются с трудностями — карапуз, который совсем недавно задорно улыбался всем подряд, вдруг меняется, и не в лучшую сторону. Психологи утверждают, что пугаться проблем не стоит — просто кроха переживает достаточно сложный (переходный) период.

Что может наблюдаться в 12-месячном возрасте:

ребенок не хочет играть «по правилам». Если некоторое время назад он строил башенку из кубиков или помогал маме лепить из песка, то теперь он может начать просто разбрасывать все предлагаемые ему предметы, чтобы увидеть, насколько далеко они разлетаются;
у ребенка формируется долговременная память. Это значит, что события, произошедшие один или даже несколько дней назад, не забываются, а «откладываются»;
малыш начинает понимать, как и с кем играть. Со старшими братьями и сестрами это могут быть активные ползанья или прочие виды догонялок, с папой — мяч, с мамой — «ладушки» и т.д.;
частые спутники этого возраста — страхи. Малыш боится расставаться с мамой, а если попадает в окружение малознакомых лиц, хочет чувствовать, что рядом есть кто-то близкий. Родным стоит подумать о том, как обезопасить малыша от подобных переживаний;
часто дети в 12 месяцев начинают оказывать влияние на взрослых, от которых им что-то нужно. Методы могут быть разные: крики, истерики, визжания, даже падания на пол. В таких ситуациях специалисты рекомендуют взять ребенка на ручки, успокоить и постараться отвлечь от желаемого, если этот предмет опасен;
малыши в 12 месяцев уже способны пританцовывать в такт музыке и даже «подпевать»;
детки указанного возраста тянутся к сверстникам и с удовольствием с ними контактируют;
ребенок в год знает названия привычных предметов, понимает некоторые обращенные к нему слова. Звуками, жестами, пальцами кроха может показать, что он хочет — игрушку, воду, еду или иное;
малыш начинает произносить все больше звуков. Как правило, повторяющиеся слоги «ма-ма», «па-па» и другие становятся первыми словами

Важно, чтобы в годик их было не менее 2-3;
ребенок осваивает игры, подходящие по возрасту. Сортеры, пирамидки, каталки, мячи — то, что обязательно нужно предложить годовасику.

Почему же так происходит? Во-первых, ребенок начинает постепенно понимать, что он — отдельная от родителей личность, и ему, по неизвестным причинам, разрешается гораздо меньше, чем маме и папе. Во-вторых, у малыша растет самостоятельность.

А в силу возраста получается далеко не все и не всегда, что и вызывает определенный бунт и недовольство. В-третьих, ребенок в год активно изучает мир, и помогает ему в этом недавно освоенный навык — ходьба. Любые запреты рассматриваются малышом как попытка ограничить его в изучении окружающего пространства.

Родители должны понимать, что трудности — не вечны. Пройдет совсем немного времени, и они останутся в прошлом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий