Восприятие окружающего мира
К этому периоду кроха начинает видеть хорошо вдаль. Он способен различать предмет на расстоянии 3-3,5 метров. Ввиду этого, находясь на прогулке, можно брать его на руки, показывать все вокруг, разговаривать и рассказывать о происходящем. Это упражнение можно применять и дома, чтобы кроха изучал окружающую обстановку и тренировал зрение.
С любопытством малыш изучает все вокруг
Важно! Ребенок уже различает лица родителей, радуется, когда видит их. Теперь он начинает улыбаться не просто добрым людям, которые взяли его на руки, а папе и маме особенно
Слух также способствует восприятию внешнего мира. Можно начинать слушать с чадом классическую музыку, читать сказки, петь. Малыш будет улавливать не смысл, а интонацию, окрасу, тембр, голос. Все это он запомнит и пронесет сквозь года – в тяжелые жизненные ситуации он будет слышать голос мамы внутри. Также кроха реагирует на громкий голос родителей, боится и начинает плакать, поэтому не стоит ругаться при нем. Речь становится более певучей, эмоциональной – малыш пытается подражать родителям, издавая бессмысленные слога.
Что должен уметь делать четырехмесячный младенец
Кроме физического развития, родители должны следить и за новыми навыками, которые уже умеет делать ребенок в 4 месяца:
- Удерживать хорошо голову, находясь у взрослых на руках.
- Переворачиваться на спину или на бок.
- Сидеть, если родители его будут поддерживать.
- Подниматься на локтях из лежачего положения на животе.
- С интересом рассматривать новые предметы и пространство.
Дневной отдых должен быть до приема обеда и после него. Первый сон длится примерно 1-1,5 часа, второй – 2-2,5 часа. Для ночного сна детям требуется 10-12 часов, при этом учитывается перерыв сновидений для очередного кормления.
Взрослые должны, как и ранее, предоставить детям надлежащий уход. То есть ребенок 4-х месяцев должен получать:
- сбалансированное питание в определенные часы;
- ежедневное купание и своевременное подмывание;
- ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Новорожденный в 4 месяца умеет легко переворачиваться, двигаться, как ему захочется, поэтому нужно выбирать для него такую одежду, которая не будет сковывать его движения. Конечно, когда дети активно выполняют упражнения, взрослым следует быть вблизи, чтобы обезопасить игровые движения. Не пытайтесь часто усаживать детей, хоть они и будут радоваться данному процессу, ведь уверенно это упражнение должен уметь делать ребенок уже после того, как пройдет 4 месяца, то есть в 6 месяцев.
Родителям нужно обязательно контролировать показатели роста и массы тела, сравнивать данные с таблицей. Если полученные данные будут далеко от нормы, то лучше посетить детского врача, чтобы специалист разъяснил непонятную ситуацию.
Некоторые советы
Ваш малыш уже в шаге от первых перемещений по дому. Уже сейчас стоит подумать о нескольких важных вещах:
Безопасность дома. Чтобы обеспечить крохе идеальные условия для развития нужно привыкать думать заранее. Малыш еще не ползает, а в доме уже должны стоять заглушки и блокираторы. Кроха учится переворачиваться – ни в коем случае не оставляйте одного на высоте
Здоровье и безопасность ребенка в первую очередь зависят от того, насколько вы сможете предугадать возможное развитие событий.
Внимание. Хотя малыш еще не разговаривает и много спит, не нужно думать, что ему не нужно ваше общение
Дети делают то, что видят. Чем чаще и больше вы будете общаться непосредственно с крохой, тем раньше он освоит речь. Он уже нуждается не только в заботе, но и в достаточном внимании.
Приучение к самостоятельности и горшку. На пятом месяце стоит сделать первый шаг к взрослению. Покажите крохе, как хорошо самому заниматься, как различаются влажные и мокрые штанишки. Все эти действия не приучат малышу сразу, но станут базой для дальнейшего освоения навыков.
Время на себя. Малыш подрос и маме стоит подумать о дополнительных занятиях для себя. Старайтесь выстраивать свою жизнь так, чтобыона была полна событий, связанных не только с ребенком. Не увлекайтесь соцсетями и форумами, больше гуляйте. Насыщенность вашей жизни эмоциями сделает вас счастливее. А рядом с радостной мамой карапуз будет чувствовать себя увереннее.
Вступление в новый этап – движения и познания – несет с собой множество новых событий и изменений. С каждым днем ваш кроха будет становиться все более взрослым и понятным. Он будет использовать мимику и жесты, интонацию и движения для выражения своих желаний. Если вы постараетесь, то сможете обеспечить удобный режим дня и питания. Вы не заметите, как пролетит время и малыш поползет и сядет. Будьте внимательны и осторожны в это время, не форсируйте событий, а наслаждайтесь тем, что есть.
Правила введения прикорма
Правильно вводить продукты по одному. В случае, если у малыша появится аллергия либо будет болеть живот, нужно исключить данный продукт из рациона на некоторое время.
Если родители решили начать прикорм с фруктов, то для начала нужно давать сок из яблок. Сок должен быть свежим и сделанным вручную, ни в коем случае не покупной. Если после употребления сока у малыша не появились высыпания и стул остался в норме, можно продолжать давать ему несколько капель сока. Так, постепенно, к концу месяца нормальное количество сока, которое можно давать малышу, нужно увеличить до 30 миллилитров за один раз.
Приготовить яблочный сок в домашних условиях несложно. Соковыжималка сначала не пригодится, так как малышу еще нельзя употреблять его в большом количестве. Фрукт нужно натереть на терке, затем завернуть все это в марлю либо бинт и выжимать на чайную ложку по одной капле. Кормить малыша рекомендуется с ложки. После того как порция увеличится, можно приобрести кружку-поилку.
Обычно ребенку сначала дают прикорм, а потом кормят грудью. Если малыш сразу отказывается кушать прикорм, значить его нужно подкармливать грудью, а после – прикормом. В первый период введения первого прикорма ребенок должен пробовать не более одного продукта в неделю.
Предложив малышу продукт, за неделю его увеличивают до полной порции. На следующей можно ввести еще один, а на третьей неделе чередовать уже их между собой. Не стоит забывать следить за реакцией организма малыша на нововведенные продукты питания.
С 4 месяцев можно готовить ребенку пюре из овощей. Также его можно приобрести в магазине уже готовым, в баночках. Готовые блюда делятся на несколько видов, все зависит от степени измельчения. Для детей такого возраста предназначено гомогенизированное питание. Стоит не забывать, что готовое питание не нужно подсаливать и добавлять в него масло. Сахар малышу в 4 месяца тоже еще не требуется, как и в 6 месяцев.
Некоторые зарубежные производители пытаются улучшить вкус такого питания и добавляют в него томаты, чеснок, лук, немного специй и рекомендуют давать такие блюда уже с 5 месяцев. Но отечественные врачи не рекомендуют употреблять такие продукты маленьким детям, так как для их организма это еще слишком рано.
Многие родители уверяют, что вводить овощное пюре в рацион ребенка достаточно сложно. После грудного молока оно кажется не таким сладким на вкус и порой маме приходится давать новое блюдо малышу по несколько раз, чтобы он его принял.
Овощной прикорм легко приготовить самостоятельно. Для этого понадобятся овощи и немного сливочного масла. Масло является еще одним новым продуктом в рационе малыша с этого возраста. Растительное масло можно вводить уже в возрасте 4 с половиной месяца.
Некоторые родители сдаются и переходят на кормление кашей. В таком случае они делают большую ошибку, так как после каши ребенок в будущем может вообще отказываться от овощей.
Также уже в этом возрасте следует учитывать, что будущее питание малыша зависит от первого прикорма. И если родители будут давать ему все подряд, то через несколько лет у него может нарушиться пищеварение, которое повлечет за собой ожирение и ряд других сопутствующих заболеваний.
Подходящими овощами для первого прикорма являются: капуста, кабачок, картофель. Данные продукты способны в меньшей степени вызвать аллергические реакции по сравнению с другими. Немного позже малышу можно будет предложить морковь и свеклу. Естественно, все овощи должны подаваться в измельченном кашицеобразном виде.
Примерное меню ребенка в возрасте 4 месяца:
- Первое кормление. Ребенка нужно покормить грудным молоком либо адаптированной смесью (180 миллилитров).
- Второе кормление. Каша (около 150 граммов) + творог (20 граммов) + 4 ложки пюре из фруктов.
- Третье: грудное молоко + сок (5 ложек).
- Четвертое кормление: пюре из овощей (150 граммов) + несколько капель растительного масла + сок (5 ложек).
- Грудное кормление.
Молодым родителям трудно понять когда младенца нужно начинать прикармливать различными смесями. Хуже всего, если ребёнок отказывается от груди. В данном случае, нужен совет специалиста, и причём сделать это нужно как можно скорее. Кормление смесями может заменить полноценный молочный продукт, и на наборе веса малышом это никак не отразится.
Другое дело, когда со временем приходит пора вносить разнообразие в еду или проводить дополнительное кормление. Обычно педиатр советует вносить разнообразие в питание не раньше чем через полгода после рождения. Но отставание в росте и малый вес могут быть тем самым поводом когда приходится давать малышу дополнительную еду уже в 4 месяца. Главным для родителей будет знание того: что давать, в каких количествах и в какое время.
Что делать при недоборе веса
Прежде всего, при такой проблеме нужно посетить врача, чтобы определить ее причину. Возможно, малыш болен, и его нужно лечить. Если же ребенок здоров и медленно набирает вес из-за нехватки пищи, маме можно посоветовать следующее:
Чаще кормить
Возможно, ребенку просто не хватает молока. Чаще предлагайте малышу грудь, не выдерживаясь рекомендуемых 3 часов между кормлениями. Молока будет вырабатываться больше, и ребенок будет наедаться.
Опустошать грудь полностью
При кормлении не предлагайте вторую грудь, пока малыш не высосет первую, так как самое калорийное и жирное молоко поступает в конце.
Исключить причины, мешающие потреблять молоко или смесь
Проверьте, нормально ли младенец захватывает сосок, нет ли у него короткой уздечки под языком, правильно ли выбрана соска для бутылочки.
Для искусственников: заменить смесь
Для ребенка искусственника можно посоветовать сменить смесь на более калорийную, увеличить ее объем или при разведении добавлять меньше воды.
Начать вводить прикорм
Посоветовавшись с педиатром, можно начать вводить первый прикорм в 4 месяца. В случае недобора веса прикорм начинают с безглютеновых каш: гречневой и рисовой.
Молодые родители: Семейные узы
Появление малыша влечет за собой много перемен для семьи. Все дяди, тети, двоюродные братья, сестры, бабушки, дедушки хотят поучаствовать в жизни нового члена семьи. Сейчас идеальный момент привлечь родственников к уходу за ребенком. Поручите им помочь вам с кормлением или купанием. Попросите их поиграть с малышом. Возможно, ваши родители, родители партнера и другие родственники смогут помочь вам с уборкой по дому, походом в магазин или присмотреть за другими детьми. Вы сможете отдохнуть, а им это даст возможность почувствовать свою причастность.
Часто молодых родителей донимают непрошеными советами родственники, друзья и даже совершенно посторонние люди. Иногда это очень раздражает. Напоминайте себе, что нет единственно правильного способа воспитания. Лучше следите за сигналами, которые вам подает ребенок, и все решения принимайте исходя из его характера, ваших обстоятельств и ваших представлений о воспитании. А если у вас есть вопросы или повод для беспокойства, обратитесь за советом к квалифицированному специалисту или поделитесь с самыми близкими людьми.
Развитие органов чувств в этом возрасте.
Зрение
Зрение малыша становится более восприимчивым к яркости и цвету изображения
Яркие цвета по-прежнему привлекают его внимание, но нужно помнить, что обилие контрастных цветов в игрушках может негативно сказываться на утомляемости. Ограничьтесь игрушками с преобладанием одного – трех различных цветов
Слух
Слух для малыша сейчас является основным проводником в большом мире. Он прекрасно справляется как со своими основными задачами по поиску источника шума, так и с построением связей с внешним миром. То, насколько качественно ребенок справляется с этими задачами можно оценить по его реакции на различные звуковые сигналы. Так, при раздражающих или мешающих звуках малыш может начать отворачиваться
или плакать, а при звуках маминого голоса или веселой песенки улыбаться и махать ручками.
Теперь малыш становится активным собеседником в разговорах с родителями. Он научился подпевать маме, строить диалоги, правда пока еще на своем языке, и громко и весело смеяться.
Чаще разговаривайте с крохой, так вы поможете ему быстрее освоиться с первыми звуками. Если уделять ему достаточно внимания, то уже сейчас можно услышать различные слоги типа «ма», «гу», «па» и так далее.
Тактильные ощущения
Развитие ребенка в четыре месяца пока еще напрямую зависит от контакта с матерью. Чем чаще мама берет его на ручки, поглаживает, делает легкий массажик и играет с малышом, тем быстрее он осваивает новые действия и тем здоровее и крепче становится его психика.
К четырем месяцам психическое развитие ребенка достигает того момента, когда боль, страх, радость, обида или любопытство переживаются особенно остро. Поэтому контакты с мамой должны быть максимально продолжительны и продуктивны.
Задержки при овладении детьми двигательными навыками
Если ребенок отстает в двигательном развитии на несколько недель или месяц, это не критично, не стоит начинать беспокоиться. Необходимо оценить ситуацию комплексно, разобраться в причинах, почему задерживается развитие моторных функций ребенка. Нередко причина кроется в педагогической запущенности, связанной с обстановкой в семье. Эта проблема особенно остро стоит в первый год жизни. Например, мать не может активизировать малыша, помочь ему овладеть определенным навыком, не знает, чем с ним заниматься, как учить ребенка и привлекать его к деятельности.
На речевое и эмоциональное развитие негативно влияет постоянный просмотр телевизора с полугода. Он затормаживает формирование речевых навыков. Поэтому врачи советуют как можно меньше включать ребенку телевизор до возраста 1,5-2 лет. Мультфильмы препятствуют развитию собственной речи малыша. Есть большая разница между просмотром видеосюжета и непосредственным общением с ребенком, когда он видит мимику, взгляд, движение губ. Дети с 6 месяцев из-за особенностей мозговой деятельности пытаются скопировать мимику окружающих его взрослых. За счет этого начинает формироваться их собственная речевая активность. В мультфильмах мимика занимает лишь один кадр, фоном идут отвлекающие картинки, диалоги персонажей и музыкальное сопровождение. Это мешает ребенку настроить свое речевое развитие.
До достижения ребенком двухлетнего возраста рекомендуется включать малышам только музыку и природные звуки. В том случае, если в семье есть старший ребенок, можно изолировать его во время просмотра мультика или незаводить его до возрастных мультиков младшего ребенка.
Лучше не показывать мультфильмы до 1-1,5 лет, в идеале – до 2-х лет.
Развитие ребенка в 4 месяца
Развиваем органы чувств
Для развития тактильной чувствительности сшейте для своего малыша небольшие мешочки. Сделайте их из одной ткани и наполните разными крупами (фасоль, рис, горох, гречка, манка). Вкладывайте мешочки то в одну, то в другую ручку малыша. Помимо развития тактильной чувствительности, это ещё и прекрасный массаж для ручек крохи.
Продолжайте показывать малышу различные картинки, игрушки и обычные предметы. Объясняйте, что вы показываете: «Это телефон, это зеркало, это часы…»
Также и на прогулке, выньте малыша из коляски на 5-10 минут. Расскажите ему, что вас окружает, где вы гуляете, покажите птичек, дайте потрогать листик, проведите его ручкой по коре дерева, понюхайте вместе цветочек и т.д.
Играйте с малышом в прятки. Возьмите любой платочек, встаньте так, чтобы кроха видел ваше лицо. Закройте лицо платочком, п потом выгляните, приговаривая: «А где мама? Нет мамы. Ку-ку! Где же мама? Вот мама! Нашлась!». Таким же образом спрячьте малыша и эмоционально ищите его.
Развиваем моторику
Для развития крупной моторики продолжайте делать с малышом специальные упражнения (читайте гимнастика ребенка от 3 до 5 месяцев).
Поиграйте с крохой в «топотушки». Положите малыша на спину, возьмите его за ножки и потопайте ножками по столу то медленно, то быстро, приговаривая:
Сделайте с малышом «потягушки». Положите ребенка на спинку, потяните его за ручки и скажите:
Загибайте и разгибайте пальчики малыша, делайте круговые движения по ладошке. Сопровождайте свои действия потешками и стишками:
Развиваем речь
На четвертом месяце гуление становится более длительным и певучим. Обязательно поддерживайте желание малыша пообщаться. Отвечайте своему крохе – пойте песенки, гулите в ответ.
Продолжайте читать с малышом книжки и рассматривать картинки. Во время чтения обязательно обнимайте и поглаживайте кроху. Рассматривая картинки, используйте тактильные упражнения. Например, покажите, как бежит мышка (перебирая пальцами проведите по ручке малыша снизу-вверх и обратно), как плывёт рыбка (проведите по спинке малыша ребром ладони), как катится колобок (покатайте мячик по ножке)
Очень важно использовать этот принцип, т.к. дети лучше запоминают информацию, поступающую сразу через несколько каналов восприятия: зрительный (глаза), аудиальный (уши), кинестетический (телесный)
Развиваем музыкальные способности
Покажите своему ребенка, как звучат разные музыкальные предметы, например, дудочка и барабан. Скажите: «Дудочка дудит! Ду-ду! Барабан стучит! Бом-бом!»
Привлекайте внимание малыша к различным звукам дома и на улице. Расскажите, как тикают часы, звонит телефон, едут машины
Для развития фонетического и музыкального слуха, ставьте малышу записи звуков природы. Например, как шумит ветер, журчит ручеек, идет дождик. Учите своего ребенка слушать, расскажите стихотворение разным по громкости голосом, начните читать звонко, а закончите шепотом.
Индивидуальный набор веса
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Существует таблица набора веса, с которой можно ознакомиться у педиатра. Но лучше всего вести индивидуальный график с рождения малыша. Ведь вес ребенка в 4 месяца таблица может показать только приблизительно.
Если малыш родился недоношенным или просто мало весил – до 3 кг, то к четырехмесячному возрасту, масса девочки может быть 4,5-5,5 кг, а мальчика – 5-6 кг.
Есть и дети, которые родились упитанными – больше 4 килограмм. Вес таких малышей в 4 месяца может быть выше нормы. Даже если такие дети весят 8-9 килограммов, то для них это нормально. Ведь при определении этого показателя ориентироваться нужно, прежде всего, на то, сколько ребенок прибавляет ежемесячно.
И не стоит насильно кормить малыша, чтобы он весил, как соседский мальчик. Беспокоиться нужно, только если масса ребенка не растет в течение месяца. Одной маме которая переживала о том, что ее дочь весит меньше, чем должна по нормам, доктор Е. Комаровский сказал:
«Никакой проблемы у ребенка нет. Не надо употреблять слова типа «должна». Тем академикам, что составляют несуразные нормы, она не должна ничего. Если девочка чисто внешне нормальная, то не надо лечить…»
Массаж для укрепления здоровья ребенка
Массаж дает нагрузку на мышцы, поэтому проводить его без назначения врача стоит с большой осторожностью, буквально на весу кончиками пальцев. Сочетать массажные движения лучше всего с гимнастикой, но обязательно спустя час после приема пищи ребенком
Маме нужно смазать руки детским кремом или персиковым маслом, и приступать к массажу. Массировать кроху всегда нужно сверху вниз: шейка, спинка, ягодицы, ножки, и в завершение – грудная клетка и ручки.
- Положите грудничка на животик. Начинайте делать поглаживающие движения шеи и плеч, для удобства работая указательными пальцами. Массируйте область вдоль позвонков от головы к спине 5-7 раз.
- Спинку нужно гладить от ягодиц к плечикам 5-7 раз. Область позвоночника старайтесь при массаже избегать. После поглаживания можно слегка пройтись ребрами ладоней по тем же линиям. Легким растирающим движением размять всю спинку. Затем легонько похлопать, двигаясь снизу вверх. Массаж спины закончить нежными поглаживаниями.
- Ягодицы малыша массируются так же, как и спинка, только добавляется разминание твердой стороной согнутых пальцев с небольшим усилием.
- Ножки грудничка энергично поглаживаются массажными движениями от пятки к ягодицам. Массаж нужно делать попеременно, – завершив разминание одной ножки, переходить к следующей.
- Грудка поглаживается движениями подушечек пальцев. Область молочных желез при массаже остается нетронутой. Погладьте животик вашего чада по часовой стрелке вокруг пупка. Второй и третий круги выполняйте с небольшим пощипыванием, затем снова легкое поглаживание.
- Ручки массажируются от ладоней к плечикам поглаживающими движениями. Затем можно слегка пощипать, создать вибрацию подушечками пальцев. В завершение – снова поглаживание.
Питание ребенка в 4 месяца: хранение грудного молока
Грудное молоко можно хранить в холодильнике. Правда, от этого оно теряет некоторую часть полезных веществ, но все равно подходит для пищеварительной системы ребенка лучше любых смесей. Грудное молоко можно собирать в специальные пакеты для замораживания. В морозилке его можно хранить до 3 месяцев, а на полке в холодильнике – 1 месяц.
Сон
Ребенок в 4 месяца спит около 15 часов в сутки. Ночной сон должен быть продолжительностью не менее 10 часов. Дневный снов пока еще три. Их суммарное время составляет примерно 5 часов. На ночной сон следует укладывать ребенка не позднее 9 часов вечера. Более поздний отход ко сну чреват переутомлением малыша.
Гигиена
Пока ничего кардинально не меняется по сравнению с предыдущими месяцами жизни. Утренний туалет включает умывание и обтирание кипяченой водой. Нужно особенно тщательно следить за чистотой ушей и носа. Подмывать несколько раз в день. Купание – каждый вечер. Если у малыша потничка, в воду хорошо добавлять травяные отвары ромашки или календулы.
В этом возрасте надо начинать уменьшать количество подгузников, используемых за день. Идеально надевать подгузник только на ночной сон и прогулку.
В семье появился малыш. Это всегда было прекрасной новостью для родных и близких. Но с появлением крохи родители непременно сталкиваются с тем, что не знают, каким образом обеспечить правильный уход и развитие ребенка. В 4 месяца происходят значительные изменения в поведении малыша. Кроме того, с самого рождения у младенца начинают развиваться процессы, которые влияют на его будущую жизнь
Вот почему важно знать, что и как правильно делать в этот период, как развивать ребенка в 4 месяца
Физическое развитие детей 4 месяца
Воодушевленные детскими успехами и под воздействием бабушкиных советов некоторые мамы в этом возрасте пробуют искусственно высаживать малыша (в детский ли стульчик, в подушки или с использованием прочих опор). Не повторяй их ошибок: этого делать нельзя! Детские ортопеды категорически запрещают сажать ребенка до тех пор, пока он не сделает это самостоятельно! Также никоим образом не следует стимулировать усаживание – малыш сядет только тогда, когда инстинктивно почувствует, что готов к этому (а значит, созрели необходимые кости и мышцы). Высаживая ребенка до тех пор, ты наносишь необратимый вред его опорно-двигательному аппарату.
То же касается и рюкзаков-“кенгуру”. Что бы ни было указано на маркировке (а там, бывает, стоит даже пометка “0+”), ребенка нельзя сажать в такое устройство до тех пор, пока он сам не научится сидеть (а это, как правило, происходит к 6 месяцам). До этих пор для переноса малыша используй слинги, в которых ребенок полулежит в физиологичной позе.
А для выбора наиболее удобного вам обоим слинга, изучи наш обзор: ” “
Если ребенок в 4 месяца пытается сесть самостоятельно
Еще раз хочется подчеркнуть: ни в коем случае нельзя “помогать” малышу высаживанием. Даже, если ты изо дня в день наблюдаешь мучительные попытки карапуза усесться самостоятельно (редко, но бывает, что уже в столь раннем возрасте дети начинают садиться), ни в коем случае не помогай и не педалируй этот процесс. Ребенок сможет усесться тогда и только тогда, когда его кости, суставы, мышцы и сухожилия будут к этому готовы. Если малыш сумел сесть сам – отлично, поздравляем его и тебя, но если у него пока не получается – не помогай, значит, время еще не пришло. Пусть кроха еще немного окрепнет, а ежедневные, пусть пока и безрезультатные, попытки сесть – лучшая тренировка для него сейчас.
И не стоит принимать близко к сердцу рассказы соседок о том, что якобы у кого-то ребенок ползает в 4 месяца, а то и вовсе ходит. Далеко не каждый малыш в этом возрасте способен самостоятельно переворачиваться, и это тоже норма!
Ребенку 4 месяца: нужно исключить дисплазию тазобедренных суставов
Как только ребенок достигнет возраста полных 3 месяцев, его в обязательном порядке нужно показать детскому ортопеду. Потому что именно в этот период может быть выявлено серьезное и опасное, пока совершенно незаметное заболевание – . В возрасте 3 – 7 месяцев она лечится довольно легко, в то время как в старшем возрасте лечение доставляет ребенку страдания и тормозит его физическое развитие. Если же оставить заболевание непролеченным в детстве, во взрослом возрасте человеку может грозить инвалидизация.
Неприятность состоит в том, что невооруженным взглядом дисплазию тазобедренных суставов определить невозможно, поэтому абсолютно все поголовно нуждаются в осмотре ортопеда, а также в УЗИ-диагностике (иногда наличие или отсутствие диагноза может подтвердить только рентген). Чаще данный порок наблюдается у девочек, насторожить маму могут следующие признаки: асимметроия паховых складок, неравномерное отведение согнутых в коленах ножек, когда ребенок лежит на спине, щелчки при отведении. Но все это – лишь народные признаки, ребенка (в том числе и с виду абсолютно здорового) обязательно должен обследовать специалист.
Основные умения
Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.
Физическое развитие
В 4 месяца малыш:
самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), – так он выражает свою радость;
при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
когда находится в положении лежа (неважно – на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, – соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.
Социальное развитие
Четырехмесячный ребенок:
интересуется тем, что происходит вокруг него;
особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки – это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
лепечет и гулит;
реагирует на собственное имя;
отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.
Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.
Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства
Уход и гигиена
Самое главное для мамы в пылу забот и хлопот о малыше не забыть об обязательной вакцинации от болезней на первом году жизни ребенка.В этом вам может помочь онлайн-календарь вакцинации, необходимый для определения очередности и даты прививок.
Обязательные гигиенические процедуры ребенка в 4 месяца следующие:
- Умывание.
- Чистка ушек и носика.
- Подмывание после каждой дефекации.
- Гимнастика.
- Массаж.
- Воздушные ванны.
- Ежедневное купание.
Помните, что половой орган мальчика нужно мыть только чистой водой без использования мыла, т.к. мыло может вызвать раздражение или даже ожег.
Девочку также нужно подмывать без мыла и только чистыми руками под теплой проточной водой снизу-вверх, чтобы не занести инфекцию внутрь половых органов.
Посещение педиатра и медицинские аспекты
В 4 и 5 месяцев необходимо посетить педиатра для ежемесячного осмотра. Врач проверит гармоничность развития, измерив рост, вес, окружность головы и груди, обязательно послушает сердцебиение и дыхание. Посмотрит степень появления зубов и состояние кожных покровов.
При необходимости будет назначено посещение невропатолога, ортопеда, окулиста, отоларинголога. Если у вас есть сомнения или вопросы, не стесняйтесь их задавать.
Обязательно стоит рассказать врачу, если:
- Кроха не идет на контакт, не гулит, не лепечет, не реагирует на обращенную к нему речь.
- Отсутствуют самостоятельные перевороты с живота на спину или обратно.
- Малыш часто срыгивает на ГВ.
- Плохо спит и ест.
- Не может самостоятельно схватить предложенную игрушку.
Взависимости от ситуации педиатр может назначить дополнительный осмотр у других специалистов. В такой ситуации стоит постараться, как можно быстрее выполнить рекомендации.
Физическое развитие
Так как двигательная активность 4-месячного малыша еще невысокая, прибавка в массе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и грудной клетки в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудная клетка становится больше обхвата головы).
Хотя все детки развиваются по-разному, средние показатели для большинства младенцев этого возраста и границы норм помогают выявить, нормально ли растет младенец и не следует ли обратить внимание педиатра на превышение или уменьшение какого-то из параметров физического развития. Нормы для 4-месячных малышей мы представили в таблице:
Показатель | Среднее значение в 4 месяца | Мальчики в 4-5 месяцев | Девочки в 4-5 месяцев |
Вес | 6400-7000 г | 5600-8700 г | 5000-8200 г |
Рост | 62,1-63,9 см | 59,7-68 см | 57,8-66,4 см |
Окружность головы | 40,6-41,6 см | 39,2-44 см | 38,1-43,1 см |
Окружность грудной клетки | 41-41,6 см | 38,6-44,6 см | 38,9-43 см |
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Калькулятор роста и веса
Как малыш готовится к первым шагам и можно ли ему помочь?
Психомоторное развитие малыша начинается уже с самого рождения. Сначала движения ребенка неупорядоченны и хаотичны. Постепенно двигательная сфера совершенствуется.
К 3 месяцам малыш хорошо держит головку. К 4-5 месяцам — учится поворачиваться со спины на живот и обратно.
К 6 месяцам малыш начинает сидеть, в этот момент активно укрепляются мышцы, которые помогут ему держать равновесие в пространстве. Вы можете помочь ребёнку в его «тренировке» — плавно перекатывайте его любимый мячик из стороны в сторону, чтобы он за ним тянулся. Это упражнение тренирует вестибулярный аппарат и улучшает координацию.
В 6-8 месяцев ребёнок начинает ползать, к мышцам спины и шеи подключаются ещё мышцы рук и ног. Поиграйте с малышом: пусть он проползёт к вам через всю комнату, где вы будете ждать его с игрушкой, а потом похвалите его за старания.
Через какое-то время к ползанию добавляются периодические вставания на ножки с помощью опоры — обычно это происходит в возрасте 8-9 месяцев. Можете потянуть малыша за ручки, чтобы он понял, что есть процесс обратный тому, когда он садится.
Когда эти этапы останутся позади, в возрасте примерно 10 месяцев, помогите малышу держаться на ножках. Пусть малыш хватается за коляску на прогулке или дома и медленно катит её перед собой. Разумеется, с вашей поддержкой.
Обычный день
Общение с 4-месячным ребенком становится интереснее день ото дня. Режим дня каждого карапуза индивидуален и зависит от разных факторов, но чтобы понимать, на что ориентироваться, мы подскажем вам, как может выглядеть обычный день с ребенком этого возраста:
6:30 | Пробуждение для первого кормления, гигиенические процедуры. |
8:00 | Первый дневной сон. |
10:00 | Пробуждение для второго кормления, период бодрствования. |
11:30 | Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе. |
13:30 | Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления. |
14:00 | Период бодрствования, развивающие игры. |
15:30 | Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе. |
17:00 | Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления. |
17:30 | Период бодрствования. |
19:30 | Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон. |
00:00 | Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание. |
Развитию малыша также помогут упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.